ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
статья по психологии (8 класс) на тему

Сафонова Юлия Сергеевна

Желание смерти  - это распространенная реакция подростков на стрессовые ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon safonova_yu.s._suitsid.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Ю.С. Сафонова, педагог-психолог  ГБОУ ДПО «Регионального социопсихологического центра», Самара, Россия, vizgalina@yandex.ru

За последнее время в Самарской области возросло число подростковых  самоубийств. Младше 11 лет дети еще не совершают попытки суицида.  Наиболее критичным возрастом является возраст от 13 до 16 лет. В школе самым опасным возрастом считается 7 и 8 класс. Подобное решение зреет в голове у ребенка не один день, и даже не неделю, а копится достаточно длительное время и всё это время ребенок дает взрослым сигналы. К сожалению, зачастую взрослые сигналы не замечают.

Желание смерти – это распространенная реакция подростковой психики на стрессовые ситуации. Самыми частыми причинами суицидов у подростков называют неразделенную любовь, конфликты с родителями или сверстниками, наличие страха перед будущим, или проблемами одиночества. А также это, вероятно связано, с увеличением темпа нашей жизни, подростки, как впрочем, и их родители, не справляются с кризисными ситуациями.

Подростковый возраст характеризуется постоянным рассуждением о смысле жизни и смерти, происходит нравственное самоопределение и это гладко ложится на те причины суицидов, которые, по их мнению, невозможно решить. Особенностью подросткового суицида является то, что истинное желание свести счеты с жизнью имеют только 10% из них, все остальные «кричат» о помощи, пытаясь данной попыткой привлечь внимание значимых людей, родителей, друзей, учителей. При этом взрослые удивляются, когда узнают причину попытки суицида. Им кажется, что она незначительная и взрослые не обратили внимания. Для подростка же она остро стоит и он её не в силах самостоятельно пережить.

Американские суицидологи Н. Фарбероу и Э. Шнейдман об этом упоминают в своих работах - сам факт суицида трактуется как своеобразный призыв к окружающим, «крик о помощи». [1, с.1]. Именно потребность суициндента в живом человеческом участии, готовность принять предлагаемую ему помощь служат основанием для возможности профилактики самоубийств. Такое поведение носит демонстративный характер, может являться «суицидальным шантажом». К сожалению, в том числе, и такие поступки нередко заканчиваются гибелью подростка.

Почти все люди в то или иное время думают о суициде. Саморазрушение является одним из многих жизненных выборов, открытых для людей. Джоост Мерло, автор книги “Суицид и массовый суицид”, утверждает “80% людей признают, что они “играли” идеями о суициде”. Ни одна группа, национальность или класс людей не свободны от этого “непростительного греха общества”. Хотя человек может ни разу не произнести слово “самоубийство”, означает ли это, что она или он полностью свободны от желания смерти? Люди имеют тенденцию к саморазрушению, которая различается лишь по степени выраженности или интенсивности проявлений от человека к человеку и от одного общества к другому. Желание умереть является частым среди детей, а суицидальные фантазии вполне естественны для обычных взрослых людей. Эти желания могут быть выражены по-разному: “Если бы я сейчас умер, мои родители пожалели бы, что относились ко мне так плохо”, “Лучше умереть, чем так дальше жить”, “Я устал от жизни”, “Вам без меня будет лучше”, “Вам не придется слишком долго меня терпеть”. [ ]

Самоубийство как предмет изучения и сегодня еще  до конца не изучен. Поэтому ученые посвящают свои труды выяснению его психологии и психопатологии, с тем, чтобы помочь выявлению и пониманию людей с суицидальными тенденциями. Следует заметить, что по вопросу о суицидах не существует полного согласия даже между крупными теоретиками. Представители различных научных направлений, последователи многочисленных психологических школ рассматривают его под различными углами зрения.

Альфред Адлер: “Быть человеком - означает ощущать свою неполноценность”. Этот тезис является основным положением “индивидуальной психологии” Альфреда Адлера. Стремление разрешить определенные жизненные проблемы побуждает людей к преодолению своей неполноценности. Но, если некоторым индивидам это не удается, они начинают испытывать потребность уничтожить окружающих. Суицид в этом контексте становится скрытой атакой на других людей. Посредством саморазрушения человек стремится вызвать сочувствие к себе и осуждение тех, кто ответственен за его сниженную самооценку. Адлер описывал чувства собственной неполноценности у суицидальных людей, которые “вредят другим своими мечтаниями о ранах или наносят их себе”.

Карен Хорни : она считала, что если бы детям обеспечили окружение, свободное от тревоги, то они бы росли и процветали. Однако культура, религия, политика и другие общественные силы вступают в сговор с целью искажения развития личности ребенка. Чувствуя себя в опасном окружении, дети рассматривают мир как враждебную среду для жизни. Это вызывает у них появление описанной Хорни “основной тревоги”. Суицид может возникнуть как следствие детской зависимости, глубоко укоренившихся чувств неполноценности или того, что Хорни называет “идеализированным образом”, имеющимся у человека о самом себе. Самоубийство может быть также “суицидом исполнения”, из-за возникновения у человека чувства несоответствия стандартам, ожидаемым обществом. В соответствии со взглядами Хорни, суицид является результатом сочетания внутренних характеристик личности и факторов окружающей среды.

Однако, как отметил еще В.М.Бехтерев, потребность в самоуничтожении у подавляющего большинства людей является лишь временной, «неудавшаяся попытка уже вновь возвращает инстинкт жизни и заботу о ней». Бехтерев обратил внимание на кажущуюся нелогичность в поведении лиц, предпринимавших покушение на самоубийство. После неудавшейся попытки они начинают вести себя как люди, дорожащие своей жизнью, энергично бороться за нее и с усердием принимать назначенные им лекарства.[1, с.2].

Часто задают вопрос о том, что можно сделать для подростка, который решил уйти из жизни и можно ли его переубедить. Представление о том, что суициндента нельзя отвлечь от принятого им решения, основано на неверном предположении о неотвратимости суицидного поведения у самоубийцы. Подростку нужно внимание взрослых в трудную минуту.

Более всего восприимчивы к суициду:

  • предшествующие попытки к суициду;
  • суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;
  • суициды в семье;
  • алкоголизм;
  • хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов;
  • аффективные расстройства, особенно тяжелые депрессии;
  • хронические или смертельные болезни;
  • тяжелые болезни, например, смерть супруга, особенно в течение первого года после потери;
  • семейные проблемы: уход из семьи или развод;
  • финансовые проблемы - потеря работы, банкротство.

МБУ средняя школа №82 в 2015-2016 г.г. приняла участие в исследовании «Изучение суицидальных настроений подростков» среди обучающихся седьмых, девятых и одиннадцатых классов в соответствии с приказом  Департамента образования №103-пк/3.2 от 12.03.15г.  Тема настоящего социологического исследования продиктована обеспокоенностью руководителей образовательных структур необходимостью изучения системы ценностей подрастающего поколения. Данная информация позволит выявить факторы, оказывающие влияние на настроение, жизненные цели и планы подростков. Сбор информации в исследовании был проведен при помощи метода анкетирования. Вопросы анкеты сгруппированы в три блока.

  1. Социально-демографические характеристики, влияющие на психологическое самочувствие подростков.
  2. Факторы суицидального риска, позволяющие очертить зону риска.
  3. Признаки суицидального риска.

Анкетирование позволяет выявить факторы, которые оказывают негативное воздействие на социально-психологическое самочувствие подростков.

Цель исследования: выявление факторов и признаков суицидального риска у учащихся школ г.о. Тольятти, определение степени тревожности психологического состояния подростков.

После анализа полученных результатов из Ресурсного центра г.о. Тольятти, мы получили следующее: во втором блоке фактора суицидального риска выделились подпункты 2.1, 2.2, 2.3, 2.5 - которые могут повлиять на эмоциональное состояние учащихся:

  • 20% учащихся отмечают чрезмерную опеку родителями, множество запретов и контроля.
  • 52%  опрошенных согласны с утверждением – учителя часто пугают тем, что получи низкие баллы или не сдам итоговые экзамены ОГЭ, ЕГЭ.
  • 44% учащихся сильно тревожат очень высокие учебные и психологические нагрузки.
  • 55% учащихся утверждают, что у них есть определенные сложности в связи с итоговыми экзаменами и причиной этому служит – личная тревожность, неуверенность.
  • 67% опрошенных учащихся отмечают, что у них в жизни были трудные ситуации (проблемы со здоровьем, финансовые проблемы, конфликты с родителями, смерть близкого человека).
  •  24 % учащихся ответили, что употребляют спиртные напитки иногда, при случае. 14% отметили в анкетах о том, что иногда курят.

На основании полученных результатов в школе реализуется профилактическая акция: «Я выбираю жизнь». Она предназначена для работы с учащимися, родителями, приглашенными специалистами.

Цель программы: профилактика суицидального риска. Задачи: улучшение эмоционального состояния; повышение компетентности родителей и педагогов в области профилактики суицидального поведения; повышение компетентности учеников в области оказания поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной ситуации.  

План акции:  

В фойе первого этажа по всему периметру стен прикреплены ватманы. В нескольких местах рядом с ватманами стоят столы, на которых расположены емкости с яркой краской (гуашь) и салфетками. У столов дежурят помощники. На центральной стене висит плакат с девизом: «Мы голосуем за жизнь!». Каждый приходящий в школу приглашается к столам с краской. Помощники берут его за руку, с помощью широкой кисти покрывают ладонь тем цветом, который человек выбирает, и предлагают оставить свой отпечаток на ватмане, проголосовать «За жизнь!». Ладонь можно протереть салфеткой. В школьных коридорах на разных этажах организуется выставка «Жизнь замечательных людей». Выставленный материал включает в себя фотографию человека (не только известных, великих, авторитетных для детей людей, но и замечательных родителей, учителей, выпускников школы) и наиболее интересные факты его жизни (кратко, формат А4). В фойе второго этажа (или где учатся средние классы) располагается выставка «Дерево жизни». Это нарисованное на ватмане большое дерево без листочков. Возле дерева дежурят помощники. У них в руках стикеры в виде листочков и фломастеры. Проходящим мимо предлагается написать на стикере, почему он выбирает жизнь, и приклеить его в качестве листочка на это «дерево жизни». В фойе третьего этажа (или где учатся старшие классы) располагается выставка фотографий старшеклассников «Я выбираю жизнь». Под каждой фотографией можно прикрепить чистый лист, чтобы проходящие мимо могли написать свои мысли на тему, заданную фотографией. На выставке дежурят помощники [2, с.38]. В конце учебного года по всей начальной школе проводятся  классные часы на тему: «Путешествие в жизнь», где классный руководитель рассказывает о том, что же такое жизнь, какие она имеет смыслы. Затем ребята совершают путешествие в свои жизни рисуя линию жизни и отмечают на ней настоящие и будущие достижения, рисуют рядом с линией то и тех, ради кого мы живем, для чего мы живем [2, с.38]. По всей средней школе в формате ток-шоу проходят классные часы на тему: «Один день из жизни». Желающие рассказывают об одном дне своей жизни, когда не хотелось жить, все было плохо. Класс задает уточняющие вопросы и предлагает вариант выхода из подобной ситуации и ищет ресурсы. По все старшей школе проходят классные часы на тему: «ОтражениЯ». Показываются социальные ролики о суициде, затем организуется ток-шоу по данной теме. В ток-шоу участвуют приглашенные специалисты и родители [2, с.38]. Для педагогов проводится круглый стол по профилактике суицидального риска (просмотр роликов). Каждый ученик получает памятку для родителей «О здоровой и радостной жизни». Для желающих родителей организуются консультационные дни  [2, с.39]. Таким образом, делаем вывод, что основным и оберегающим фактором защиты ребенка от суицида, является качество отношений со значимыми взрослыми. Основные способы предупреждения суицида среди несовершеннолетних – забота, внимание, воспитание в духе культурных традиций. Комплексная специально организованная профилактическая акция «Я выбираю жизнь» позволяет сформировать положительное отношение к жизни, оптимистичный взгляд на жизнь, улучшение эмоционального состояния и формирование позитивного мышления у всех участников образовательного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Исаев Д.С., Шерстнев К.В. Книга: психология суицидального поведения. Методологические рекомендации для студентов по курсу «Суицидология». Самара, 2000. – С. 1 – 2.
  2. Сакович Н.А. Школьный психолог//Голосуем за жизнь вместе. – 2008.- № 8 (414). – С. 37 – 39.