Программы развивающей работы с пятиклассниками, испытывающими трудности
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему
Предлагаю комплекс краткосрочных развивающих программ для пятиклассников с трудностями адаптации, обучения, общения и личностного развития
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
городского округа города Райчихинска Амурской области
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
городского округа города Райчихинска Амурской области
РАССМОТРЕНО Заместитель директора по ВР МОАУ СОШ № 15 ___________/ О.М. Проклова / «___»____________ 2016 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МОАУ СОШ № 15 ___________/ Н.В. Морозова / 29.08.2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОАУ СОШ № 15 __________/ В.В. Неценстрик / Приказ №______ от 30.08.2016 г. |
Программа развивающих занятий
с пятиклассниками, испытывающими трудности
адаптации к обучению в основной школе
Составитель: Семчугова Лиана Викторовна,
педагог-психолог
высшей квалификационной категории
г. Райчихинск
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа развивающих занятий с пятиклассниками, испытывающими трудности адаптации к обучению в основной школе, разработана на основе программы А.М. Прихожан «Развитие способности к самопознанию и уверенности в себе у детей 10-12 лет» и рассчитана на 8 часов.
Актуальность данного направления работы вызвана тем, что ежегодно около 10-15 % пятиклассников испытывают сложности адаптации и нуждаются в помощи. В то же время большая нагрузка педагога-психолога (1 ставка на 1088 обучающихся) не позволяет уделять этим детям внимание в течение всего года. Поэтому была разработана краткосрочная программа для снятия наиболее острых проявлений дезадаптации.
Настоящая программа предназначена для работы педагога-психолога с пятиклассниками, испытывающими трудности адаптации к обучению в основной школе, и имеет своей целью помочь им лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить у них чувство собственного достоинства, научить их преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях, наиболее успешно и полно реализовывать себя в поведении и деятельности. Это необходимо для того, чтобы обеспечить подростка средствами, позволяющими ему более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ним каждодневные задачи.
Указанный возрастной период является очень благоприятным временем для подобной работы. Это связано, с одной стороны, с возрастанием у пятиклассников интереса к себе, к своим возможностям, способностям, а с другой с открытостью их к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений.
Основная цель программы: помощь детям в самопознании, развитии у них чувства собственного достоинства и умения наиболее полно реализовывать себя в поведении в деятельности; сплочение группы, развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
- обеспечение школьника средствами самопознания;
- повышение представлений школьника о собственной значимости, ценности, укрепление у него чувства собственного достоинства;
- развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, для преодоления затруднений в учебе, других видах деятельности, в общении;
- формирование мотивации самовоспитания и саморазвития и обеспечение необходимыми психологическими средствами;
- развитие фантазии, воображения.
Организация занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение декабря-января (всего 8 часов) в групповой форме, оптимальная наполняемость группы – 12-14 человек.
Необходимое оборудование и условия проведения
Для проведения работы необходимо помещение для тренинговых и аудиторных занятий (за партами), бумага, пластилин, карандаши и фломастеры, ножницы, клей, лёгкий воздушный мяч или шар, несколько перчаточных кукол.
Работа осуществляется с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, проективных методов рисуночного и вербального типов, а также методов «репетиции поведения» и элементов психогимнастики.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Данная программа направлена преимущественно на развитие личностных результатов. По окончании курса развивающих занятий планируется уменьшение или снятие проявлений дезадаптации:
- повышение мотивации учения;
- снятие тревожности и неуверенности в себе;
- уменьшение грубости в поведении.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
Познавательные УУД:
- уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей;
- учиться исследовать свои качества и свои особенности;
- учиться рассуждать, строить логические умозаключения.
Коммуникативные УУД:
- учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах;
- учиться работать в паре и в группе;
- осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пятый класс (8 ч., 1 ч в неделю)
Введение. Представление об уверенном, неуверенном и грубом поведении. Мы очень разные и этим интересны друг другу. Чувство собственного достоинства. Просьба. Умение её высказать, принять согласие или отказ. Умение отвечать отказом на просьбу.
Я в своих глазах и в глазах других людей. Обида. Как справиться с раздражением, плохим настроением. Наши чувства, желания, настроения. Победи своего дракона!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Т.В. Азарова, О.И. Барчук, Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Е.Г. Королева, О.М. Пяткова; под общей ред. М.Р. Битяновой. – СПб.: Питер, 2006.
- Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения / авт.-сост. Е.Д. Шваб, Н.П. Пудикова. Волгоград: Учитель, 2008.
- Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы) / авт.-сост. Е.Д. Шваб. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками: Книга для учителя / Отв. ред. И.В. Дубровина. М. - Тула, 1993.
- Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. - С– 12-41.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. - М.: Генезис, 2000.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ за-ня-тия | Модули, темы занятия | Кол-во часов | Формы организации учебной деятельности | Элементы содержания | Дата |
Введение. Представление об уверенном, неуверенном и грубом поведении | 1 | Беседа, групповая работа | Упражнения «Уверенные, неуверенные и грубые ответы», «Футболка с надписью», «Сила слова», «Зеркало» | 02.12 | |
Мы очень разные и этим интересны друг другу. Чувство собственного достоинства | 1 | Групповая работа, индивидуальная работа, беседа | Упражнения «Хвалить или ругать?», «Я не такой, как все, и все мы разные», «Мой портрет в лучах солнца», «Скульптура» | 09.12 | |
Просьба. Умение её высказать, принять согласие или отказ. Умение отвечать отказом на просьбу | 1 | Групповая работа, обсуждение | Упражнения «Пирог с начинкой», «Чемпионат», «Интервью» | 16.12 | |
Я в своих глазах и в глазах других людей | 1 | Групповая и индивидуальная работа, обсуждение | Упражнения «Кто Я?», «Игра в мяч», «Ассоциация», «Послание самому себе» | 23.12 | |
Обида | 1 | Групповая и индивидуальная работа, обсуждение | Упражнения «Детские обиды», «Как выразить обиду и досаду», «Копилка обид» | 30.12 | |
Как справиться с раздражением, плохим настроением | 1 | Групповая и индивидуальная работа, обсуждение | Упражнения «Копилка успеха», «Аукцион», «Вверх по радуге», «Представь, что ты чувствуешь, когда…» | 13.01 | |
Наши чувства, желания, настроения | 1 | Дискуссионная игра, обсуждение | Игра «Стоп! Подумай! Действуй!» | 20.01 | |
Победи своего дракона! | 1 | Групповая и индивидуальная работа, обсуждение | Упражнения «Победи своего дракона!», «Телеграмма», «Моя Вселенная» | 27.01 |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
городского округа города Райчихинска Амурской области
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
городского округа города Райчихинска Амурской области
РАССМОТРЕНО Заместитель директора по ВР МОАУ СОШ № 15 ___________/ О.М. Проклова / «___»____________ 2016 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МОАУ СОШ № 15 ___________/ Н.В. Морозова / 29.08.2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОАУ СОШ № 15 __________/ В.В. Неценстрик / Приказ №______ от 30.08.2016 г. |
Программа развивающих занятий
с пятиклассниками, испытывающими
трудности обучения
Составитель: Семчугова Лиана Викторовна,
педагог-психолог
высшей квалификационной категории
г. Райчихинск
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа развивающих занятий с пятиклассниками, испытывающими трудности обучения, разработана на основе программы Потаповой Н.В. «Развитие познавательных процессов» и рассчитана на 14 часов.
Школьная неуспешность, выражающаяся в слабой предметной успеваемости – одна из важнейших причин, способствующих нарушению психологического здоровья обучающихся, и с которой чаще всего приходится сталкиваться педагогам в период адаптации обучающихся к среднему звену школы.
Основными причинами слабой успеваемости пятиклассников являются:
- низкая мотивация к познавательной деятельности;
- недостаточный уровень учебной подготовки при нормальном и даже хорошем уровне развития мышления и других познавательных процессов;
- значительные пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, а также несформированность общеучебных и специальных учебных умений и навыков;
- недостаточный уровень развития познавательных процессов;
- недостаточный уровень развития мыслительных операций;
- слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание, «невозможность», по словам школьников, заставить себя постоянно заниматься.
Нередко все эти причины выступают не изолированно, а совместно, объединяясь в достаточно сложные комбинации.
Таким образом, возникает необходимость проведения дополнительной работы педагога-психолога с обучающимися, которые имеют данные трудности.
Для обеспечения успешной адаптации слабоуспевающих пятиклассников разработана коррекционно-развивающая программа «Развитие познавательных процессов», которая направлена на развитие познавательных процессов и мыслительных операций обучающихся, а также на формирование социального доверия, обучение навыкам сотрудничества, развитие социальных эмоций, развитие коммуникативных эмоций и обучение переносу полученных навыков в учебную деятельность.
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом основного общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
- Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
- В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
- Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
- При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности обучающихся.
Цель программы - создание условий для успешного интеллектуального развития и обучения детей.
Задачи программы:
- Выявить особенности познавательного развития слабоуспевающих детей.
- Организовать предметно-развивающую среду в соответствии с задачами коррекции и развития.
- Сформировать позитивную мотивацию к познавательной деятельности.
- Развить мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, сравнение и др.).
- Развить внутренний план действий.
- Развить творческое воображение, внимание и память.
- Развить речь.
Описание ценностных ориентиров содержания
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность науки – ценность знания, стремления к истине.
Организационно-педагогические основы
Программа предназначена для занятий с детьми 11-12 лет и направлена на слабоуспевающих обучающихся.
Количество занимающихся – не более 10 человек (оптимальное количество – 6 человек).
Программа рассчитана на 14 часов.
Занятия проходят 1 раз в неделю по 40 минут, с января по май.
Данная коррекционно-развивающая программа опирается, в основном, на следующие принципы психокоррекционной работы:
- Принцип единства диагностики и коррекции - отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Подробно рассмотренный в трудах Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной и др., этот принцип является основополагающим для всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
- Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
- Принцип системности развития. Этот принцип задаёт необходимость учёта в коррекционной работе профилактических и развивающих задач.
- Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.
Основные формы работы:
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Структура занятия:
- Вводная часть содержит:
- Приветствие, позитивный настрой.
- Знакомство с задачами занятия.
- Основная часть содержит:
- Упражнения.
- Игры.
- Рефлексия занятия:
- Что мы развивали на нашем занятии?
- Что вам особенно понравилось?
- Что не понравилось?
- В чем испытывали затруднении, почему?
- Дайте словесную оценку своей деятельности и деятельности своего соседа (взаимооценивание).
- Прощание
В данной программе подобраны задания на:
- развитие мыслительной деятельности («Лесенка из слов», «Составь предложение», «Выражение», «Найди общее», «Соединительное звено», «Замаскированный предмет», «Отгадай меня», «Испорченный телефон», «Найди значение», «Вставь пропущенное слово», «Рассыпанный текст», «Помоги пословице», «Найди ассоциацию», «Цепочка ассоциаций», «Найди пару», «Последовательности», «А ну-ка, разберись», «Часть и целое», «Словесное домино», «Пересядут те, кто…», «Четвертый лишний», «Образование групп», «Заглавие», «Логические задачки»);
- развитие внимания («Крестики-нолики», «Наблюдатели», «Штирлиц», «Заглавие»);
- развитие памяти («Запомни по ассоциациям», «Наблюдатели», «Запомни слова», «Штирлиц»);
- развитие творческого воображения («Коллаж: Я и мои увлечения», «Коллаж: Наши достижения»);
- развитие внутреннего плана действий («Страна Наоборотия», «Больше-меньше», «Пропущенные буквы»).
При проведении занятий по данной программе используются следующие виды деятельности: игровая, познавательная, трудовая, художественное творчество, слушание, письмо, запоминание, выполнение инструкций, фантазирование.
Материально-техническое и методическое обеспечение, необходимое для реализации программы.
Основные формы работы – групповая и индивидуальная. Поэтому помещение для занятий должно обеспечить и аудиторную работу (т. е. работу за партой), и работу «в кругу».
Каждый обучающийся для работы на занятиях должен иметь:
- Рабочую тетрадь.
- Ручку, карандаши.
- Печатные индивидуальные карточки с заданиями.
А так же ватманы, цветные карандаши, фломастеры, краски, ножницы, клей, различные печатные издания для оформления коллажа.
Для решения задач, поставленных программой, используются основные методы обучения:
- словесные;
- наглядные;
- проблемного обучения;
- игровые.
Механизм оценки полученных результатов.
Результативность обучения проверяется методом частичного наблюдения за обучающимися на уроках и путём проведения психологической диагностики познавательных процессов и интеллектуального развития обучающихся перед началом занятий и после.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Умение самостоятельно выполнять упражнения (чем меньше помощи педагога-психолога, учителя, тем выше самостоятельность обучающихся и, следовательно, выше коррекционный эффект занятий).
- Изменение поведения на занятиях: активность, заинтересованность школьников в изучении материала.
- Умение успешно выполнять контрольные психологические задания.
- Повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам (возрастание активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.) как положительный результат эффективности коррекционных занятий.
- Изменение эмоционального состояния каждого ученика под влиянием коррекционных занятий.
Основные формы учета знаний и умений:
тестирование (проводится перед началом проведения занятий и по окончании):
- диагностика интеллектуального развития обучающихся (ГИТ);
- диагностика развития познавательных процессов (исследование творческого мышления (Краткий тест творческого мышления (фигурная форма) П. Торренс), исследование уровня развития внимания (Корректурная проба, таблицы Шульте), памяти (Заучивание 10 слов, запоминание ряда бессвязных слогов и др.);
- диагностика мотивации учения (методика Н.В. Лускановой, методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению А.Д. Андреевой);
- диагностика уровня самооценки (методика Г.Н. Казанцевой, тест-опросник С. В. Ковалёва);
- а также исследование внутреннего плана действий (ТВПД).
Данная программа прошла апробацию в течение 3 лет. Эффективность занятий подтверждается результатами диагностических исследований. Более успешными в учебной деятельности становятся 50-75% обучающихся, получающих коррекционно-развивающие услуги.
Универсальные учебные действия
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | - о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, в игровом творческом процессе; - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - возможности и роль мышления в познании окружающего мира; - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. | - общие приемы и способы решения логических заданий; - общие приёмы и способы сравнения, анализа, синтеза, обобщения и классификации, установления разнообразных связей между предметами. |
Уметь | - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели; - соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - устанавливать разнообразные связи между предметами; - определять признаки одушевленных и неодушевленных предметов; - узнавать предметы по их качествам и свойствам; - выполнять действия в уме; - выделять общий и переносный смысл; - устанавливать причинно-следственные связи, отличать причинно-следственную связь и последовательную связь; - определять понятия «вид» и «род», различать эти понятия; - различать понятия «часть» и «целое»; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителей и других людей; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - формулировать собственное мнение и позиции. | - выполнять логические задания, производить вычислительные действия, систематизировать и структурировать знания; - устанавливать связи между предметами и явлениями; - выполнять задания на сравнение свойств предметов и явлений, на установление причинно-следственных и последовательных связей. |
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия; - подводить самостоятельный итог занятия; - анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. | - приемы сравнения, обобщения и классификации по заданным критериям; - приемы установления разнообразных связей между предметами; - речевые средства для решения различных коммуникативных задач | - первоначальный опыт самореализации в различных видах деятельности; - умение выражать себя в доступных видах деятельности, игре и использовать накопленные знания. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Задачи | Содержание | Дата |
1 | «Знакомство» | - знакомство ребят между собой - знакомство с целями и задачами занятий - сплочение группы - развитие творческого воображения | - 1 упр. «Представление имени» - 2 упр. «Люблю – не люблю» - 3 упр. «Выработка правил работы в группе» - 4 упр. «Коллаж: Я и мои увлечения» | 16.01 |
2 | «Интеллектуальная гимнастика» | - развитие способности устанавливать разнообразные связи между предметами | - 1 упр. «Лесенка из слов» - 2 упр. «Составь предложение» - 3 упр. «Выражение» | 23.01 |
3 | «Интеллектуальные игры» | - стимулирование мыслительной активности - формирование интереса к занятиям - развитие произвольного внимания | - 1 упр. «Найди общее» - 2упр. «Соединительное звено» - 3 упр. «Крестики-нолики» | 30.01 |
4 | «Свойства предметов» | - развитие умения определять признаки одушевленных и неодушевленных предметов - развитие умения узнавать предметы по их качествам и свойствам | - 1 упр. «Замаскированный предмет» - 2 упр. «Отгадай меня» - 3 упр. «Испорченный телефон» | 06.02 |
5 | «Развитие внутреннего плана действий» | - развитие умения выполнять действия в уме | - 1 упр. «Страна Наоборотия» - 2 упр. «Больше-меньше» - 3 упр. «Пропущенные буквы» | 13.02 |
6 | «Понимание смысла и выделение существенного» (1 часть) | - обучение пониманию смысла текстового материала - развитие умения осознавать семантические связи между словами и словосочетаниями - развитие умения выделять общий и переносный смысл | - 1 упр. «Найди значение» - 2 упр. «Вставь пропущенное слово» | 27.02 |
7 | «Понимание смысла и выделение существенного» (2 часть) | - обучение пониманию смысла текстового материала - развитие умения осознавать семантические связи между словами и словосочетаниями - развитие умения выделять общий и переносный смысл | - 1 упр. «Рассыпанный текст» - 2 упр. «Помоги пословице» | 06.03 |
8 | «Ассоциации» | - развитие ассоциативного потока - развитие ассоциативной памяти | - 1 упр. «Найди ассоциацию» - 2 упр. «Запомни по ассоциациям» - 3 упр. «Цепочка ассоциаций» | 13.03 |
9 | «Причинно-следственные связи» | - развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, умения отличать причинно-следственную связь и последовательную связь | - 1 упр. «Найди пару» - 2упр. «Последовательности» - 3 упр. «А ну-ка, разберись» | 20.03 |
10 | «Род и вид предмета. Целое – часть» | - развитие умения определять понятия «вид» и «род», различать эти понятия - обучение пониманию отношения часть-целое | - 1 упр. «Часть и целое» - 2 упр. «Словесное домино» | 27.03 |
11 | «Внимание и память» | - развитие внимания - развитие памяти | - 1 упр. «Наблюдатели» - 2 упр. «Запомни слова» - 3 упр. «Штирлиц» | 03.04 |
12 | «Классификация» | - развитие умения классифицировать | - 1 упр. «Пересядут те, кто…» - 2 упр. «Четвертый лишний» - 3 упр. «Образование групп» | 10.04 |
13 | «Интеллектуальные игры» | - стимулирование познавательной активности - развитие логического мышления | - 1 упр. «Заглавие» - 2 упр. «Логические задачки» | 24.04 |
14 | «Наши достижения» | - развитие рефлексии - развитие творческого воображения | - создание группового коллажа на тему «Наши достижения» | 15.05 |
Библиографический список
- Акимова М. К., Козлова В. Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. Учеб. Пособие – М.: Изд-й центр «Академия», 2000. – 160 с.
- Осипова А. А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.
- Потапова Н.В. Авторская коррекционно-развивающая программа «Развитие познавательных процессов» (для обучающихся 5 классов средней общеобразовательной школы). - г. Лакинск, 2014 г. / http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/10/07/korrektsionno-razvivayushchaya-programma-razvitie
- Практическая психология образования. Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студ. высш. и ср. спец. учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: в 2-х книгах. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – М.: Гуманид. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
городского округа города Райчихинска Амурской области
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
городского округа города Райчихинска Амурской области
РАССМОТРЕНО Заместитель директора по ВР МОАУ СОШ № 15 ___________/ О.М. Проклова / «___»____________ 2016 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МОАУ СОШ № 15 ___________/ Н.В. Морозова / 29.08.2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОАУ СОШ № 15 __________/ В.В. Неценстрик / Приказ №______ от 30.08.2016 г. |
Программа развивающих занятий
с пятиклассниками, испытывающими трудности
в установлении взаимоотношений
Составитель: Семчугова Лиана Викторовна,
педагог-психолог
высшей квалификационной категории
г. Райчихинск
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа развивающих занятий с пятиклассниками, испытывающими трудности в установлении взаимоотношений, разработана на основе программы А.Г. Грецова «Тренинг общения для подростков» и рассчитана на 8 часов.
Актуальность данного направления работы вызвана тем, что ежегодно около 10 % пятиклассников испытывают сложности в установлении взаимоотношений со сверстниками и педагогами и нуждаются в помощи. В то же время большая нагрузка педагога-психолога (1 ставка на 1088 обучающихся) не позволяет уделять этим детям внимание в течение всего года. Поэтому была разработана краткосрочная программа для снятия наиболее острых проявлений нарушения общения.
Предлагаемая программа, рассчитанная на обучающихся 5-х классов, испытывающих трудности общения, направлена на повышение уровня коммуникативной компетентности подростков, что способствует стимулированию социального развития и личностного роста.
Программа позволяет решать следующие задачи:
- Развитие навыков эффективного общения.
- Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей.
- Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
- Сплочение ребят, формирование взаимного доверия.
Организация занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение февраля-марта (всего 8 часов) в групповой форме, оптимальная наполняемость группы – 10-16 человек.
В начальной части предлагаемых занятий акцент делается на сплочение группы и формирование взаимного доверия, что создаёт предпосылки для успешного осуществления дальнейшей работы.
Потом следуют занятия, направленные на формирование навыков вербального и невербального общения, понимание и выражение эмоций и чувств, уверенного поведения в конфликтных ситуациях.
При этом используются интерактивные игры, групповые дискуссии, короткие информационные блоки, психодиагностические методики, элементы арт-терапии.
Необходимое оборудование и условия проведения
Для проведения работы необходимо помещение для тренинговых (в кругу) и аудиторных занятий (за партами), бумага, карандаши и фломастеры, ножницы, клей, мяч или шар.
Работа осуществляется с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, проективных методов рисуночного и вербального типов, а также методов «репетиции поведения» и элементов психогимнастики.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Главным результатом освоения курса развивающих занятий является налаживание отношений с одноклассниками и педагогами. Данная программа направлена преимущественно на развитие коммуникативных УУД.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
Познавательные УУД:
- уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей;
- учиться исследовать свои качества и свои особенности;
- учиться рассуждать, строить логические умозаключения.
Коммуникативные УУД:
- учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах;
- учиться работать в паре и в группе;
- учиться адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей;
- учиться конструктивно разрешать конфликты.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пятый класс (8 ч., 1 ч в неделю)
Зачем мы здесь собрались? Наши сходства и различия. Общение и умение слушать. Учимся взаимопониманию. Средства общения. Наши эмоции и чувства. Конфликты и пути их решения. Подведение итогов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ за-ня-тия | Модули, темы занятия | Кол-во часов | Формы организации учебной деятельности | Элементы содержания | Дата |
Зачем мы здесь собрались? | 1 | Вводная беседа, групповая работа, подвижные игры, обсуждение | Упражнения «Карандаши», «Знакомство». Игры «Поворот в прыжках», «Дракон» | 03.02 | |
Наши сходства и различия | 1 | Групповая работа, тест, обсуждение | Упражнения «Построение круга», «Поиск сходства», «Запоминание позы». Психогеометрический тест | 10.02 | |
Общение и умение слушать | 1 | Групповая работа, обсуждение, беседа, анкета | Упражнения «Привет тебе», «Испорченный телефон», «Рисование по инструкции» , «Слушание в разных позах». Анкета «Умеете ли вы слушать» | 17.02 | |
Учимся взаимопониманию | 1 | Групповая работа, игра-загадка, обсуждение | Упражнения «Копирование движений», «Бип», «Вавилонская башня», «Снежки». Игра «МПС» | 03.03 | |
Средства общения | 1 | Групповая работа, обсуждение, беседа | Упражнения «Пишущая машинка», «Испорченный телевизор», «Дистанция общения», «Перебежчики и охранники», «Поиск предметов» | 10.03 | |
Наши эмоции и чувства | 1 | Игра-разминка, беседа, групповая работа, обсуждение | Игра «Путаница». Упражнения «Угадай эмоцию», «Польза и вред эмоций», «Скульптор и глина» | 17.03 | |
Конфликты и пути их решения | 1 | Групповая работа, обсуждение, тест, беседа, ролевая игра, | Упражнения «Встреча на узком мостике». Тест К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях». Ролевая игра «Конфликты». | 24.03 | |
Подведение итогов | 1 | Групповая и индивидуальная работа, обсуждение | Упражнения «Чемодан», «Чепуха» | 31.03 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2006.
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Т.В. Азарова, О.И. Барчук, Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Е.Г. Королева, О.М. Пяткова; под общей ред. М.Р. Битяновой. – СПб.: Питер, 2006.
- Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения / авт.-сост. Е.Д. Шваб, Н.П. Пудикова. Волгоград: Учитель, 2008.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. - М.: Генезис, 2000.
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
городского округа города Райчихинска Амурской области
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
городского округа города Райчихинска Амурской области
РАССМОТРЕНО Заместитель директора по ВР МОАУ СОШ № 15 ___________/ О.М. Проклова / «___»____________ 2016 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МОАУ СОШ № 15 ___________/ Н.В. Морозова / 29.08.2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОАУ СОШ № 15 __________/ В.В. Неценстрик / Приказ №______ от 30.08.2016 г. |
Программа развивающих занятий
с пятиклассниками, испытывающими трудности
личностного развития
Составитель: Семчугова Лиана Викторовна,
педагог-психолог
высшей квалификационной категории
г. Райчихинск
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа развивающих занятий с пятиклассниками, испытывающими трудности личностного развития, разработана на основе программы Н.И. Дереклеевой «Саморазвитие личности» и рассчитана на 5 часов.
Актуальность данного направления работы вызвана тем, что ежегодно около 10-15 % пятиклассников испытывают сложности личностного развития (высокий уровень тревожности и гнева, отклоняющееся от норм поведение) и нуждаются в помощи. В то же время большая нагрузка педагога-психолога (1 ставка на 1088 обучающихся) не позволяет уделять этим детям внимание в течение всего года. Поэтому была разработана краткосрочная программа для снятия наиболее острых проявлений личностных деформаций.
Основная цель программы:
- расширить знания обучающихся о себе, своих возможностях и способностях;
- дать обучающимся реальную возможность понять необходимость определения для себя жизненных целей и ориентиров;
- помочь им развить черты характера, необходимые для их реализации.
Задачи:
- Подготовить обучающихся к осознанию и пониманию сложностей мира взрослых.
- Научить их анализировать свои возможности и преодолевать трудности, противостоять непредвиденным жизненным ситуациям.
- Способствовать развитию желания работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны.
- Воспитывать интерес к самому себе, формировать собственную культуру самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Младшие подростки начинают испытывать первые трудности уже в 5 классе. Причём, их испытывают как очень успешные ученики, так и те, кому уже в начальной школе было достаточно непросто учиться и жить в детском коллективе.
Это связано в первую очередь с тем, что уже в 5-6 классе ученик задумывается над тем, почему ему не удаётся то, что удаётся другим, почему его учебные достижения ниже, чем у других одноклассников, почему у многих одноклассников много друзей, а ему общаться с ребятами достаточно нелегко и т. д.
Это приводит к эмоциональным взрывам, потере интереса к учению, конфликтам со сверстниками, формирует отрицательные качества личности: зависть, злобу, агрессию, лесть.
С другой стороны, обучающиеся, которые были успешны в начальной школе, тоже начинают испытывать трудности в учении, которые могут быть связаны с тем, что ребята не владеют механизмом развития своей интеллектуальной культуры. Им нужна помощь взрослого, который подскажет пятиклассникам, как работать над собой, как самостоятельно узнать себя и помочь самому себе.
В этом возрасте достаточно непросто обратить внимание учащихся на необходимость выполнять режим дня, тренировать свою волю, заставлять себя делать то, что требуют от тебя учителя и родители.
Организация занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение января-февраля (всего 5 часов) в групповой форме, оптимальная наполняемость группы – 12-14 человек.
Каждая тема состоит из теоретической информации, практических упражнений и заданий на самовыражение. В конце каждого занятия обучающиеся получают творческие задания по выбору. На каждом последующем занятии происходит анализ творческих заданий. Ребята учатся рассуждать, искать пути активного преодоления препятствий в процессе собственного развития. В конце изучения каждой темы происходит рефлексия: обмен мнениями о том, что было интересно или что можно изменить в занятиях для большей их эффективности.
Необходимое оборудование и условия проведения
Для проведения работы необходимо помещение для тренинговых и аудиторных занятий (за партами), бумага, пластилин, карандаши и фломастеры, ножницы, клей, воздушный мяч или шар.
Работа осуществляется с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, проективных методов рисуночного и вербального типов, а также методов «репетиции поведения» и элементов психогимнастики.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Данная программа направлена преимущественно на развитие личностных результатов образования.
В результате освоения курса развивающих занятий уменьшатся проявления личностных нарушений:
- повысится интерес к самопознанию;
- уменьшится тревожность и неуверенность в себе;
- уменьшится грубость в поведении.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
Познавательные УУД:
- учиться исследовать свои качества и свои особенности;
- учиться рассуждать, строить логические умозаключения.
Коммуникативные УУД:
- учиться доверительно и открыто говорить о своих качествах;
- учиться работать в паре и в группе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пятый класс (5 ч., 1 ч в неделю)
Саморазвитие личности
Мои жизненные интересы и пути их реализации. Роль волевых качеств человека в его жизни. Как научиться жить в оптимальном режиме? Можно ли научиться управлять собой? Отрицательное и положительное самовнушение.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ за-ня-тия | Модули, темы занятия | Кол-во часов | Формы организации учебной деятельности | Элементы содержания | Дата |
Мои жизненные интересы и пути их реализации | 1 | Беседа, игра, индивидуальная и групповая работа, обсуждение | Игра «Острова». Упражнение «Мои жизненные интересы и пути их реализации» | 13.01 | |
Роль волевых качеств человека в его жизни | 1 | Беседа, тест, групповая работа, обсуждение | Упражнения «Качества характера», «Волевой человек». Тест «Сила воли» | 20.01 | |
Как научиться жить в оптимальном режиме? | 1 | Беседа, тест, индивидуальная и групповая работа, обсуждение | Упражнения «Хочу. Могу. Надо», «Ассоциации», «Мне не трудно. Мне трудно. Мне хотелось бы». Тест «Как вы относитесь к своему времени?» | 27.01 | |
Можно ли научиться управлять собой? | 1 | Беседа, индивидуальная и групповая работа, обсуждение | Обсуждение исторических случаев силы воли. Упражнения «Учитесь властвовать собой», «Самоубеждение», «Самовнушение» | 03.02 | |
Отрицательное и положительное самовнушение | 1 | Беседа, игра, индивидуальная работа, обсуждение | Упражнение «О себе с любовью». Игра «Проекция» | 10.02 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М.: ВАКО, 2004.
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Т.В. Азарова, О.И. Барчук, Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Е.Г. Королева, О.М. Пяткова; под общей ред. М.Р. Битяновой. – СПб.: Питер, 2006.
- Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения / авт.-сост. Е.Д. Шваб, Н.П. Пудикова. Волгоград: Учитель, 2008.
- Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы) / авт.-сост. Е.Д. Шваб. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. - М.: Генезис, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с учащимися, испытывающими трудности в усвоении учебного материала
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовер...
Программа коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в обучении
Приводится программа корекционной работы для детей с трудностями в обучении...
Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике
Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике...
Организация работы с учащимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовер...
Программа работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении
Программа работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении...
Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике
Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной ...