Программа элективного курса "Как стать успешным предпринимателем"
рабочая программа по психологии (11 класс) на тему

Лариса Васильевна Свиридова

Предлагаемый элективный курс: «Как стать успешным предпринимателем» поможет учащимся овладеть современными экономическими знаниями, опираясь на знания основ общей психологии, психологи управления  в области организации собственного бизнеса, умениями и навыками грамотного поведения в различных рыночных ситуациях в соответствии с законами Российской Федерации. 

Курс «Как стать успешным предпринимателем» тесно взаимодействует с гуманитарными областями знаний.

Интегрированный характер содержания курса предполагает реализацию межпредметных связей с такими дисциплинами, как:

·                 общая психология-знакомство с основами формирования лидерских качеств,

·                 конфликтология, психология становления успешной личности;

·                 иностранный язык (термины, маркировка, символы);

 Цель курса:

Воспитание и формирование предпринимательского правосознания на основе ключевых образовательных компетентностей учащихся, позволяющих овладеть социальным опытом в сфере основ предпринимательской деятельности, ориентированной на профессиональное самоопределение.

Задачи курса:

ü Удовлетворить познавательный интерес учащихся на основе готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне;

ü Повысить экономическую и психологическую грамотность,  предпринимательское самосознание;

ü Повысить психологическую компетентность учащихся через расширение и углубление знаний о своей индивидуальности.

ü формирование практических навыков применения полученных знаний в жизни.

ü Обучение основам формирования лидерских качеств, конфликтологии, взаимодействия в команде единомышленников, стрессоустойчивости, воспитание предприимчивости, ответственности, культуры поведения будущего предпринимателя.

ü Формирование готовности брать на себя ответственность за свой выбор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_stat_uspeshnym_predprinimatelem_razrabotka_zanyatiy.docx35.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Заворонежская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена на заседании ШМО

Протокол №___ от _________

Руководитель ШМО

-----------------------(-------------------)

Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом школы

Протокол № __     от ______

Руководитель МС

-------------------(Радченко О.В.)

Утверждена приказом  

МБОУ Заворонежской СОШ

 №

Директор

 ____________(Жукова В.В.)

Рабочая программа элективного  курса

Как стать успешным предпринимателем

для 11 класса

(срок реализации 1 год)

Разработчик: Свиридова Л. В.

педагог -психолог

2016-2017 учебный год

г. Мичуринск

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа элективного курса «Как стать успешным предпринимателем» разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по праву и экономике, в соответствии с задачами модернизации содержания  обществоведческого образования в школе. В основу программы положены  основные положения концепции профильного обучения, а также концепция реализации Национальной президентской образовательной инициативы «Наша новая школа».

Данный курс ориентирован на учащихся средней (полной) школы, имеющих интерес к экономике и психологии, ориентированных на выбор профессий, связанных с предпринимательством.

Переход к рыночной экономике обусловил повышенный интерес к экономическим наукам, возросшую потребность в изучении прикладной экономики, в частности основ предпринимательской деятельности. И возможность проявить себя в этом важнейшем государственном деле могут (через несколько лет) сегодняшние школьники. От современной школы требуется большая работа по подготовке и воспитанию делового человека – личности с развитым культурно - нравственным, творческим началом и психологическими знаниями, экономическим мышлением. Понятие «деловая личность» выступает при этом как перспективная модель готовности человека к новому типу профессионально - трудовой, предпринимательской деятельности в условиях рынка.

Предлагаемый элективный курс: «Как стать успешным предпринимателем» поможет учащимся овладеть современными экономическими знаниями, опираясь на знания основ общей психологии, психологи управления  в области организации собственного бизнеса, умениями и навыками грамотного поведения в различных рыночных ситуациях в соответствии с законами Российской Федерации. Его изучение, в сочетании с образовательной деятельностью по тому или иному направлению, а также выбора профиля дальнейшего образования, поможет школьникам адаптироваться к дальнейшей самостоятельной жизни.

Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик с основной идеей курса. Практические занятия предполагают выполнение упражнений и заданий эвристического характера, а также проведение самостоятельных работ учащимися - написание реферата.  

Курс «Как стать успешным предпринимателем» тесно взаимодействует с гуманитарными областями знаний. Интегрированный характер содержания курса предполагает реализацию межпредметных связей с такими дисциплинами, как:

  • общая психология-знакомство с основами формирования лидерских качеств,
  • конфликтология, психология становления успешной личности;
  • иностранный язык (термины, маркировка, символы);
  • русский язык – правила написания терминов;
  • право – права и обязанности граждан, знакомство с законом;

 Содержание учебного курса адаптировано к условиям школы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, специфики образовательного учреждения, материально-технического и учебно-методического обеспечения учебного процесса.

Настоящая программа предназначена для обучения учащихся 11-х классов основам предпринимательства в основном в сфере малого бизнеса и рассчитана на 34 часа с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся.

Программа курса составлена на основе учебной программы  Автономова В.С. Введение в экономику. М.: Вита-Пресс, 2010. 243 с.

Требования к уровню подготовки учащихся

 Личностные результаты:

 готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

 осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Метапредметные результаты:

 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;

 готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Предметные результаты:

 овладение базовыми экономическими понятиями, знаниями в области психологии;

 владение применением полученных теоретических знаний в социальной реальности российского общества;

Цель курса:

Воспитание и формирование предпринимательского правосознания на основе ключевых образовательных компетентностей учащихся, позволяющих овладеть социальным опытом в сфере основ предпринимательской деятельности, ориентированной на профессиональное самоопределение.

Задачи курса:

  • Удовлетворить познавательный интерес учащихся на основе готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне;
  • Повысить экономическую и психологическую грамотность,  предпринимательское самосознание;
  • Повысить психологическую компетентность учащихся через расширение и углубление знаний о своей индивидуальности.
  • формирование практических навыков применения полученных знаний в жизни.
  • Обучение основам формирования лидерских качеств, конфликтологии, взаимодействия в команде единомышленников, стрессоустойчивости, воспитание предприимчивости, ответственности, культуры поведения будущего предпринимателя.
  • Формирование готовности брать на себя ответственность за свой выбор.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, соответствующих его целям и задачам. Мотивацию учебной деятельности предполагается повысить за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности, тренингов, активных методов обучения. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии, приобщения к творческой деятельности, элементов критического мышления, способности к моделированию ситуаций, проектной и информационных технологий.

Ожидаемый результат:

Непосредственные результаты выражаются в овладении навыками практического самопознания и углублении знаний о своих психологических ресурсах. Работа над курсом предполагает приобретение, развитие следующих  навыков, умений и компетенций учащихся как совокупности действий, которая  позволит:

Изучить:

  • секреты построения малого бизнеса, опираясь на знания психологии управления;
  • слагаемые успешной деятельности лидера;
  • составляющие благоприятного психологического климата коллектива.

Понимать:

  • экономическую и психологическую роль предпринимательства;
  • характерные черты личности и качества успешного предпринимателя;
  • сущность востребованного работника на рынке труда;
  • особенности феноменов лидерства, успешной личности, стрессоустойчивости;
  • основы  эффективного командообразования;
  • технологию составления резюме для прохождения собеседования;
  • механизмы профессионального выбора в условиях современного рынка;

Анализировать:

  • исходную ситуацию и принимать стратегическое решение;
  • деловые качества современной личности, необходимые для успешной предпринимательской деятельности;
  • возможности предпринимательства, основанные на овладениистратегиями достижения успеха.
  • оценивать создавшуюся ситуацию и находить оптимальное решение;
  • аргументированно оценивать свои действия и логично отстаивать свое мнение

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для эффективного планирования своей учебной и в дальнейшем, предпринимательской деятельности;
  • для анализа конкретных ситуаций в  повседневной деловой жизни;
  • для действия в соответствии с личными и общественными интересами;
  • для самостоятельного поиска, анализа и отбора необходимой информации;
  • для эффективной работы в команде;
  • для умения устанавливать деловые отношения с товарищами и педагогами.

Ввиду того, что процесс самоопределения не детерминируется временем обучения в школе, то прогностическим результатом работы можно считать готовность и психологическую обеспеченность готовности к позитивной жизненной самореализации, успешную социализацию выпускников школы.

Методы работы на занятиях включают лекции, беседы, дискуссии, ролевые и деловые игры, семинары, практикумы, тренинги. Преобладающим является использование интерактивных форм, предполагающих активное субъектное участие учащихся в процессе.

Изучение элективного курса «Как стать успешным предпринимателем» предполагает итоговую форму аттестации  в виде защиты рефератов по выбранным заранее темам курса.

                                   Тематический план элективного курса

№ п/п

Темы занятий

Количество

 часов

Форма контроля

всего

теор.

прак.т.

I.БлокЛидерство.

Лидерство.

Общие понятия лидерства.

1

Общие понятия лидерства.

1

1

2

Стили лидерства.

1

1

3

Лидер – каков он? Классификация типов лидерства.

1

1

4

Жизненные стратегии лидера.Личностные качества современного

1

1

Тренинг «Мои лидерские качества»

5

Организаторские способности лидера.

1

1

6

Ресурсы лидера.Харизма, интуиция, управление и самоуправление в жизни лидера.

1

1

Защита реферата

 «Как стать лидером»

7-8

Лидерство как основа успеха. Диагностика лидерских качеств.

 

2

1

1

Деловая игра «Кораблекрушение»

II Блок

Основы делового общения

9-10

Развитие навыков эффективной коммуникации

Знакомство с деловым этикетом.

2

1

1

Защита реферата

 «Правила делового этикета»

11

Формирование представлений о способах конструктивного взаимодействия.

1

1

Коммуникативный тренинг «Развиваем навыки эффективного взаимодействия»

12-13

Как не стать жертвой манипуляции

2

1

1

Защита реферата «Как противостоять манипуляции»

14

Предложение своих услуг на рынке труда. Формирование навыков прохождения собеседования.

1

1

Тренинг «Как успешно пройти собеседование при приеме на работу»

15-16

Самопрезентация. Общая характеристика резюме. Модификация резюме в зависимости от вакантной должности.

2

1

1

Практическая работа «Написание резюме»

17-18

Психологические особенности прохождения собеседование. Имидж.

2

1

1

Защита реферата «Имидж современного делового человека»

19-

20

Востребованный работник на рынке труда.

2

1

1

Защита реферата «Психологические особенности востребованного работника на современном рынке труда»

III Блок

Основы конфликтологии

21-22

Формирование навыков совместной работы. Приемы эффективного командообразования.

2

1

1

Тренинг «Учимся работать в команде»

23

Межличностные конфликты и причины их возникновения.

1

1

Защита реферата «Как выйти из конфликтной ситуации»

24

Стили поведения в конфликте.

1

1

Защита реферата «Бесконфликтное общение- миф или реальность?»

25-26

Способы конструктивного разрешения конфликтов.

2

1

1

Тренинг преодоления конфликтных ситуаций

IV Блок

Стресс

27

Способы реагирования на стресс.

1

1

28-29

Навыки саморегуляции эмоциональных состояний в стрессовых ситуациях.

2

1

1

Тренинг преодоления неблагоприятных психических состояний.

30

Правила подготовки к экзаменам.

1

1

Защита реферата «Активизация внутренних ресурсов при стрессе»

V Блок

Технологии успеха

31-32

Успех как умение ставить цели и видеть шаги по их достижению. Стратегии достижения успеха.

2

1

1

Защита реферата «Как стать успешной личностью»

33

Наиболее востребованные профессии будущего

1

1

Защита реферата «Востребованные профессии в Тамбовской области»

34

Проблема профессионального выбора в условиях современного рынка.

1

1

Тренинг «Слагаемые жизненного успеха»

Итого

34

Темы рефератов:

«Как стать лидером»

«Как противостоять манипуляции»

«Имидж современного делового человека»

«Правила делового этикета»

«Психологические особенности востребованного работника на современном рынке труда»

 «Как выйти из конфликтной ситуации»

 «Бесконфликтное общение- миф или реальность?»

«Как стать успешной личностью».

«Активизация внутренних ресурсов при стрессе»

«Востребованные профессии в Тамбовской области»

Список литературы:

  1. Автономова В.С. Введение в экономику. М.: Вита-Пресс, 2010. 243 с.Конституция Российской Федерации.
  2. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом. М.,2004Гражданский Кодекс Российской Федерации.
  3. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2003,
  4. Бараненко С.П. Основы предпринимательства. М.,2010.
  5. Бизнес-план. Методические материалы. М.,2005.
  6. Высоков В.В. Предпринимательский всеобуч. Ростов-на-Дону, 2009.
  7. Киреев А.П. Экономика. Интерактивный интернет-учебник для 10-11 классы.  М., 2007.
  8. Лошкарев В.Г. Организация бизнеса с нуля. Советы практика. Санкт-Петербург, 2010.
  9. Налоговый Кодекс Российской Федерации.
  10. Немов Р. С. Общие основы психологии.-М.: Просвещение: Владос 1994.
  11. Романова И. А. Учебно - методические рекомендации к организации и проведению занятий по курсу «Как стать лидером?» Тамбов: ТОИПКРО, 2006
  12. Родионов В. А. Развитие навыков делового общения. Тренинговые занятия для учащихся старших классов.- Ярославль: Академия развития, 2005.
  13. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях.- СПб.: Речь, 2005
  14. Сверч Л.П. Элективный курс «Как стать успешным» (для учащихся 10-11-ых классов). – Иркутск, 2006.
  15. Федеральный Закон от 24.07.07 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего
  16. предпринимательства в Российской Федерации».
  17. Федеральный Закон от 26.12.08. №294-ФЗ «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  18. Юдина И. Г. Тренинг устойчивости к коммуникативному стрессу. Учеб,- метод. Пособие.- Тамбов: ТОИПКРО, 2005

Ресурсы    интернет - сети

www.delovoy.spb.ru - сайт-каталог ресурсов сети Интернет по экономике, финансам, менеджменту, маркетингу

www.devbusiness.ru – сайт «Развитие бизнеса»

www.marketing.spb.ru – сайт «Энциклопедия маркетинга»

www.rwr.ru – сайт «Реклама в России»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса "Юный предприниматель"

Элективный курс разработан для обучающихся 10 классов. Основная цель изучение формирование первоначальных знаний по основам предпринимательской деятельности...

внеклассное мероприятие по теме"От школьной скамьи- до успешного предпринимателя"

Данное мероприятие было направленно на развитие у школьников деловых качеств, приверженности делу и умения работать в команде, на совершенствование способностей, в которых заинтересованы сегодняшние р...

Программа элективного курса"Условия успешной коммуникации". 9 класс

Программа курса направлена на совершенствование , обогащение всего строя речи учащихся в различных ситуациях общения...

Программа элективного курса "Условия успешной коммуникации". 9 класс. 24.06.2019

Программа направлена на совершенствование речевой деятельностив учащихся в различных ситуациях общения...

Рабочая программа элективного учебного предмета «Успешное письмо на английском языке».

Данный курс включает в себя  4 тематических раздела  и направлен на глубокое изучение письменной речи, формирование умений в письме в контексте реальных жизненных ситуаций. Программа позволя...

Программа элективного курса «Как стать успешным»

Программа элективного курса «Как стать успешным» (10-11 класс)...