Главные вкладки

    Программа элективного курса "Как стать успешным предпринимателем"
    рабочая программа по психологии (11 класс) на тему

    Лариса Свиридова

    Предлагаемый элективный курс: «Как стать успешным предпринимателем» поможет учащимся овладеть современными экономическими знаниями, опираясь на знания основ общей психологии, психологи управления  в области организации собственного бизнеса, умениями и навыками грамотного поведения в различных рыночных ситуациях в соответствии с законами Российской Федерации. 

    Курс «Как стать успешным предпринимателем» тесно взаимодействует с гуманитарными областями знаний.

    Интегрированный характер содержания курса предполагает реализацию межпредметных связей с такими дисциплинами, как:

    ·                 общая психология-знакомство с основами формирования лидерских качеств,

    ·                 конфликтология, психология становления успешной личности;

    ·                 иностранный язык (термины, маркировка, символы);

     Цель курса:

    Воспитание и формирование предпринимательского правосознания на основе ключевых образовательных компетентностей учащихся, позволяющих овладеть социальным опытом в сфере основ предпринимательской деятельности, ориентированной на профессиональное самоопределение.

    Задачи курса:

    ü Удовлетворить познавательный интерес учащихся на основе готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне;

    ü Повысить экономическую и психологическую грамотность,  предпринимательское самосознание;

    ü Повысить психологическую компетентность учащихся через расширение и углубление знаний о своей индивидуальности.

    ü формирование практических навыков применения полученных знаний в жизни.

    ü Обучение основам формирования лидерских качеств, конфликтологии, взаимодействия в команде единомышленников, стрессоустойчивости, воспитание предприимчивости, ответственности, культуры поведения будущего предпринимателя.

    ü Формирование готовности брать на себя ответственность за свой выбор.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kak_stat_uspeshnym_predprinimatelem_razrabotka_zanyatiy.docx35.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Заворонежская средняя общеобразовательная школа

    Рассмотрена на заседании ШМО

    Протокол №___ от _________

    Руководитель ШМО

    -----------------------(-------------------)

    Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом школы

    Протокол № __     от ______

    Руководитель МС

    -------------------(Радченко О.В.)

    Утверждена приказом  

    МБОУ Заворонежской СОШ

     №

    Директор

     ____________(Жукова В.В.)

    Рабочая программа элективного  курса

    Как стать успешным предпринимателем

    для 11 класса

    (срок реализации 1 год)

    Разработчик: Свиридова Л. В.

    педагог -психолог

    2016-2017 учебный год

    г. Мичуринск

    1. Пояснительная записка.

    Рабочая программа элективного курса «Как стать успешным предпринимателем» разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по праву и экономике, в соответствии с задачами модернизации содержания  обществоведческого образования в школе. В основу программы положены  основные положения концепции профильного обучения, а также концепция реализации Национальной президентской образовательной инициативы «Наша новая школа».

    Данный курс ориентирован на учащихся средней (полной) школы, имеющих интерес к экономике и психологии, ориентированных на выбор профессий, связанных с предпринимательством.

    Переход к рыночной экономике обусловил повышенный интерес к экономическим наукам, возросшую потребность в изучении прикладной экономики, в частности основ предпринимательской деятельности. И возможность проявить себя в этом важнейшем государственном деле могут (через несколько лет) сегодняшние школьники. От современной школы требуется большая работа по подготовке и воспитанию делового человека – личности с развитым культурно - нравственным, творческим началом и психологическими знаниями, экономическим мышлением. Понятие «деловая личность» выступает при этом как перспективная модель готовности человека к новому типу профессионально - трудовой, предпринимательской деятельности в условиях рынка.

    Предлагаемый элективный курс: «Как стать успешным предпринимателем» поможет учащимся овладеть современными экономическими знаниями, опираясь на знания основ общей психологии, психологи управления  в области организации собственного бизнеса, умениями и навыками грамотного поведения в различных рыночных ситуациях в соответствии с законами Российской Федерации. Его изучение, в сочетании с образовательной деятельностью по тому или иному направлению, а также выбора профиля дальнейшего образования, поможет школьникам адаптироваться к дальнейшей самостоятельной жизни.

    Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик с основной идеей курса. Практические занятия предполагают выполнение упражнений и заданий эвристического характера, а также проведение самостоятельных работ учащимися - написание реферата.  

    Курс «Как стать успешным предпринимателем» тесно взаимодействует с гуманитарными областями знаний. Интегрированный характер содержания курса предполагает реализацию межпредметных связей с такими дисциплинами, как:

    • общая психология-знакомство с основами формирования лидерских качеств,
    • конфликтология, психология становления успешной личности;
    • иностранный язык (термины, маркировка, символы);
    • русский язык – правила написания терминов;
    • право – права и обязанности граждан, знакомство с законом;

     Содержание учебного курса адаптировано к условиям школы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, специфики образовательного учреждения, материально-технического и учебно-методического обеспечения учебного процесса.

    Настоящая программа предназначена для обучения учащихся 11-х классов основам предпринимательства в основном в сфере малого бизнеса и рассчитана на 34 часа с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся.

    Программа курса составлена на основе учебной программы  Автономова В.С. Введение в экономику. М.: Вита-Пресс, 2010. 243 с.

    Требования к уровню подготовки учащихся

     Личностные результаты:

     готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

     осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.

    Метапредметные результаты:

     владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;

     готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

    Предметные результаты:

     овладение базовыми экономическими понятиями, знаниями в области психологии;

     владение применением полученных теоретических знаний в социальной реальности российского общества;

    Цель курса:

    Воспитание и формирование предпринимательского правосознания на основе ключевых образовательных компетентностей учащихся, позволяющих овладеть социальным опытом в сфере основ предпринимательской деятельности, ориентированной на профессиональное самоопределение.

    Задачи курса:

    • Удовлетворить познавательный интерес учащихся на основе готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне;
    • Повысить экономическую и психологическую грамотность,  предпринимательское самосознание;
    • Повысить психологическую компетентность учащихся через расширение и углубление знаний о своей индивидуальности.
    • формирование практических навыков применения полученных знаний в жизни.
    • Обучение основам формирования лидерских качеств, конфликтологии, взаимодействия в команде единомышленников, стрессоустойчивости, воспитание предприимчивости, ответственности, культуры поведения будущего предпринимателя.
    • Формирование готовности брать на себя ответственность за свой выбор.

    Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, соответствующих его целям и задачам. Мотивацию учебной деятельности предполагается повысить за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности, тренингов, активных методов обучения. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии, приобщения к творческой деятельности, элементов критического мышления, способности к моделированию ситуаций, проектной и информационных технологий.

    Ожидаемый результат:

    Непосредственные результаты выражаются в овладении навыками практического самопознания и углублении знаний о своих психологических ресурсах. Работа над курсом предполагает приобретение, развитие следующих  навыков, умений и компетенций учащихся как совокупности действий, которая  позволит:

    Изучить:

    • секреты построения малого бизнеса, опираясь на знания психологии управления;
    • слагаемые успешной деятельности лидера;
    • составляющие благоприятного психологического климата коллектива.

    Понимать:

    • экономическую и психологическую роль предпринимательства;
    • характерные черты личности и качества успешного предпринимателя;
    • сущность востребованного работника на рынке труда;
    • особенности феноменов лидерства, успешной личности, стрессоустойчивости;
    • основы  эффективного командообразования;
    • технологию составления резюме для прохождения собеседования;
    • механизмы профессионального выбора в условиях современного рынка;

    Анализировать:

    • исходную ситуацию и принимать стратегическое решение;
    • деловые качества современной личности, необходимые для успешной предпринимательской деятельности;
    • возможности предпринимательства, основанные на овладениистратегиями достижения успеха.
    • оценивать создавшуюся ситуацию и находить оптимальное решение;
    • аргументированно оценивать свои действия и логично отстаивать свое мнение

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

    • для эффективного планирования своей учебной и в дальнейшем, предпринимательской деятельности;
    • для анализа конкретных ситуаций в  повседневной деловой жизни;
    • для действия в соответствии с личными и общественными интересами;
    • для самостоятельного поиска, анализа и отбора необходимой информации;
    • для эффективной работы в команде;
    • для умения устанавливать деловые отношения с товарищами и педагогами.

    Ввиду того, что процесс самоопределения не детерминируется временем обучения в школе, то прогностическим результатом работы можно считать готовность и психологическую обеспеченность готовности к позитивной жизненной самореализации, успешную социализацию выпускников школы.

    Методы работы на занятиях включают лекции, беседы, дискуссии, ролевые и деловые игры, семинары, практикумы, тренинги. Преобладающим является использование интерактивных форм, предполагающих активное субъектное участие учащихся в процессе.

    Изучение элективного курса «Как стать успешным предпринимателем» предполагает итоговую форму аттестации  в виде защиты рефератов по выбранным заранее темам курса.

                                       Тематический план элективного курса

    № п/п

    Темы занятий

    Количество

     часов

    Форма контроля

    всего

    теор.

    прак.т.

    I.БлокЛидерство.

    Лидерство.

    Общие понятия лидерства.

    1

    Общие понятия лидерства.

    1

    1

    2

    Стили лидерства.

    1

    1

    3

    Лидер – каков он? Классификация типов лидерства.

    1

    1

    4

    Жизненные стратегии лидера.Личностные качества современного

    1

    1

    Тренинг «Мои лидерские качества»

    5

    Организаторские способности лидера.

    1

    1

    6

    Ресурсы лидера.Харизма, интуиция, управление и самоуправление в жизни лидера.

    1

    1

    Защита реферата

     «Как стать лидером»

    7-8

    Лидерство как основа успеха. Диагностика лидерских качеств.

     

    2

    1

    1

    Деловая игра «Кораблекрушение»

    II Блок

    Основы делового общения

    9-10

    Развитие навыков эффективной коммуникации

    Знакомство с деловым этикетом.

    2

    1

    1

    Защита реферата

     «Правила делового этикета»

    11

    Формирование представлений о способах конструктивного взаимодействия.

    1

    1

    Коммуникативный тренинг «Развиваем навыки эффективного взаимодействия»

    12-13

    Как не стать жертвой манипуляции

    2

    1

    1

    Защита реферата «Как противостоять манипуляции»

    14

    Предложение своих услуг на рынке труда. Формирование навыков прохождения собеседования.

    1

    1

    Тренинг «Как успешно пройти собеседование при приеме на работу»

    15-16

    Самопрезентация. Общая характеристика резюме. Модификация резюме в зависимости от вакантной должности.

    2

    1

    1

    Практическая работа «Написание резюме»

    17-18

    Психологические особенности прохождения собеседование. Имидж.

    2

    1

    1

    Защита реферата «Имидж современного делового человека»

    19-

    20

    Востребованный работник на рынке труда.

    2

    1

    1

    Защита реферата «Психологические особенности востребованного работника на современном рынке труда»

    III Блок

    Основы конфликтологии

    21-22

    Формирование навыков совместной работы. Приемы эффективного командообразования.

    2

    1

    1

    Тренинг «Учимся работать в команде»

    23

    Межличностные конфликты и причины их возникновения.

    1

    1

    Защита реферата «Как выйти из конфликтной ситуации»

    24

    Стили поведения в конфликте.

    1

    1

    Защита реферата «Бесконфликтное общение- миф или реальность?»

    25-26

    Способы конструктивного разрешения конфликтов.

    2

    1

    1

    Тренинг преодоления конфликтных ситуаций

    IV Блок

    Стресс

    27

    Способы реагирования на стресс.

    1

    1

    28-29

    Навыки саморегуляции эмоциональных состояний в стрессовых ситуациях.

    2

    1

    1

    Тренинг преодоления неблагоприятных психических состояний.

    30

    Правила подготовки к экзаменам.

    1

    1

    Защита реферата «Активизация внутренних ресурсов при стрессе»

    V Блок

    Технологии успеха

    31-32

    Успех как умение ставить цели и видеть шаги по их достижению. Стратегии достижения успеха.

    2

    1

    1

    Защита реферата «Как стать успешной личностью»

    33

    Наиболее востребованные профессии будущего

    1

    1

    Защита реферата «Востребованные профессии в Тамбовской области»

    34

    Проблема профессионального выбора в условиях современного рынка.

    1

    1

    Тренинг «Слагаемые жизненного успеха»

    Итого

    34

    Темы рефератов:

    «Как стать лидером»

    «Как противостоять манипуляции»

    «Имидж современного делового человека»

    «Правила делового этикета»

    «Психологические особенности востребованного работника на современном рынке труда»

     «Как выйти из конфликтной ситуации»

     «Бесконфликтное общение- миф или реальность?»

    «Как стать успешной личностью».

    «Активизация внутренних ресурсов при стрессе»

    «Востребованные профессии в Тамбовской области»

    Список литературы:

    1. Автономова В.С. Введение в экономику. М.: Вита-Пресс, 2010. 243 с.Конституция Российской Федерации.
    2. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом. М.,2004Гражданский Кодекс Российской Федерации.
    3. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2003,
    4. Бараненко С.П. Основы предпринимательства. М.,2010.
    5. Бизнес-план. Методические материалы. М.,2005.
    6. Высоков В.В. Предпринимательский всеобуч. Ростов-на-Дону, 2009.
    7. Киреев А.П. Экономика. Интерактивный интернет-учебник для 10-11 классы.  М., 2007.
    8. Лошкарев В.Г. Организация бизнеса с нуля. Советы практика. Санкт-Петербург, 2010.
    9. Налоговый Кодекс Российской Федерации.
    10. Немов Р. С. Общие основы психологии.-М.: Просвещение: Владос 1994.
    11. Романова И. А. Учебно - методические рекомендации к организации и проведению занятий по курсу «Как стать лидером?» Тамбов: ТОИПКРО, 2006
    12. Родионов В. А. Развитие навыков делового общения. Тренинговые занятия для учащихся старших классов.- Ярославль: Академия развития, 2005.
    13. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях.- СПб.: Речь, 2005
    14. Сверч Л.П. Элективный курс «Как стать успешным» (для учащихся 10-11-ых классов). – Иркутск, 2006.
    15. Федеральный Закон от 24.07.07 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего
    16. предпринимательства в Российской Федерации».
    17. Федеральный Закон от 26.12.08. №294-ФЗ «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
    18. Юдина И. Г. Тренинг устойчивости к коммуникативному стрессу. Учеб,- метод. Пособие.- Тамбов: ТОИПКРО, 2005

    Ресурсы    интернет - сети

    www.delovoy.spb.ru - сайт-каталог ресурсов сети Интернет по экономике, финансам, менеджменту, маркетингу

    www.devbusiness.ru – сайт «Развитие бизнеса»

    www.marketing.spb.ru – сайт «Энциклопедия маркетинга»

    www.rwr.ru – сайт «Реклама в России»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа элективного курса «Успешно изучаем русский язык»

    Данный курс поможет педагогу организовать систематическую и качественную подготовку учащихся к ЕГЭ.Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобр...

    Авторская программа элективного курса "Юный предприниматель"

    Элективный курс разработан для обучающихся 10 классов. Основная цель изучение формирование первоначальных знаний по основам предпринимательской деятельности...

    внеклассное мероприятие по теме"От школьной скамьи- до успешного предпринимателя"

    Данное мероприятие было направленно на развитие у школьников деловых качеств, приверженности делу и умения работать в команде, на совершенствование способностей, в которых заинтересованы сегодняшние р...

    Программа элективного курса"Условия успешной коммуникации". 9 класс

    Программа курса направлена на совершенствование , обогащение всего строя речи учащихся в различных ситуациях общения...

    Программа элективного курса "Условия успешной коммуникации". 9 класс. 24.06.2019

    Программа направлена на совершенствование речевой деятельностив учащихся в различных ситуациях общения...

    Рабочая программа элективного учебного предмета «Успешное письмо на английском языке».

    Данный курс включает в себя  4 тематических раздела  и направлен на глубокое изучение письменной речи, формирование умений в письме в контексте реальных жизненных ситуаций. Программа позволя...