ТРИЗ
презентация к уроку по психологии на тему

Задорожняя Елена Владимировна

Технология ТРИЗ способствует развитию творчкских способностей воспитанников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТРИЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ Педагог-психолог высшей категории Задорожняя Елена Владимировна

Слайд 2

Т -теория Р - решение И – изобретательских З – задач, основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером , изобретателем, писателем- фантастом

Слайд 3

АКТУАЛЬНОСТЬ Дошкольное детство – это особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики ( когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка ( креативность ). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение.

Слайд 4

Цель: Развитие творческой личности, которая может успешно ориентироваться в общественной жизни, решая нестандартные задачи

Слайд 5

Задачи: Формировать навыки творческого стиля мышления; Научить ребёнка думать нестандартно и находить собственные решения; Снять психологические барьеры перед неизвестным; Воспринимать жизненные и учебные задачи не как преодолимое препятствие, а как очередную задачу, которую надо решать; Прививать ребенку радость творческих открытий.

Слайд 6

Принципы: Свобода выбора – в любой деятельности нужно предоставлять ребенку право выбора; Открытость – ребенок работает с задачами, не имеющими одного правильного решения, он должен находить разные способы этих решений; Деятельность – постигая новое или закрепляя старое, ребенок должен действовать; Обратная связь – педагог контролирует, проверяет усвоение детьми знаний, умений так как в новых творческих заданиях могут быть элементы предыдущих; Идеальность – творческие задания не требуют специального оборудования, а могут быть спонтанными, неожиданными.

Слайд 7

Диагностика для детей: 1. Чего не хватает? 2. Узнай, кто это? 3. Придумай рассказ 4. Чем залатать коврик? 5. Запомни рисунки 6.Нелепицы 7.Что здесь лишнее? 8.Придумай сказку

Слайд 8

Для педагогов: Оценка творческого потенциала ребенка; Опросник для изучения творческого потенциала взрослого Для родителей : Опросник «Как развита фантазия у вашего ребенка»; Опросник выявляющий способность к творчеству ( креативности ); Опросник для изучения творческого потенциала ребенка.

Слайд 9

Алгоритм решения изобретательских задач Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать

Слайд 10

В последнее время по проблемам образования все чаще встречается термин «инновационное образование», под которым понимается обучение в режиме интерактивных технологий. Именно ТРИЗ позволяет организовать такое обучение, она представляет собой подлинно инновационное образование. Оказывается, что ТРИЗ может использоваться в работе с детьми и даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей.

Слайд 11

Методы и приемы ТРИЗ 1. МФО; 2. Бином фантазия; 3. Карточки ПРОПа ; 4. Карточки Пассатори ; 5. Хорошо – плохо; 6. Нетрадиционные техники в ИЗО; 7. Что было потом; 8. Салат из сказок; 9. Сказки в заданном ключе; 10. Круги Луллия ; 11.Сенсорный ящик; 12. Сужение поля поиска; 13. Составление загадок; 14. Дерево; 15. Имя признака – значение имени признака.

Слайд 12

Круги Луллия Цель : закрепление названий частей мебели; употребление существительных родительного падежа с предлогом «у» и без предлога, образование относительных прилагательных, построение простых предложений, развитие творческого воображения.

Слайд 13

Сенсорный ящик Цель : Развитие умения обследовать предмет с помощью различных анализаторов; умения формулировать и задавать вопросы.

Слайд 14

Сужение поля поиска Цель : Закрепление названий транспорта; Развитие пространственной ориентировки (слева- справа); употребление существительных в родительном падеже единственного числа с предлогом «от», развитие умения задавать вопросы.

Слайд 15

Составление загадок Цель : формирование навыков речевой творческой деятельности детей дошкольного возраста; обучение детей созданию сравнений, образных характеристик объекта .

Слайд 16

Дерево Цель : закрепление названий животных жарких стран, развитие пространственной ориентировки (выше - ниже): употребление существительных родительного падежа единственного числа; употребление предлогов «над», «под»; развитие умения задавать вопросы.

Слайд 17

Имя признака – значение имени признака Цель: Развитие связной речи с опорой на модели признаков; Развитие творческого воображения .

Слайд 18

Конкурс с педагогами «Хозяюшка»

Слайд 19

Проект «Отдаю сердце детям»

Слайд 21

Конкурс «Умники и умницы»

Слайд 22

Жюри

Слайд 23

Волшебные рисунки

Слайд 24

Выдувание, отпечатки

Слайд 25

Результаты конкурса

Слайд 26

Взаимодействие со школой №5

Слайд 27

Наши гости с музыкальной школы

Слайд 28

Уважаемые педагоги! Если Вы хотите идти на работу, как на праздник, если Вам нравится, когда глаза детей блестят, если Вы хотите получить от каждого занятия максимум удовольствия, если Вы желаете общаться с умными, думающими детьми, если Вы хотите получить ключи к творчеству, сочинительству- займитесь ТРИЗом !

Слайд 29

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Слайд 1  Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите мне представить Вашему вниманию  опыт работы с дошкольниками по технологии ТРИЗ.

Слайд 2 ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, основанная

Генрихом Сауловичем  Альтшуллером, изобретателем, писателем- фантастом

Слайд3       АКТУАЛЬНОСТЬ        

Дошкольное детство – это особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики ( когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение.

Слайд 4   Цель: 
Развитие творческой личности, которая может успешно ориентироваться в общественной жизни, решая нестандартные задачи

Слайд 5  Задачи:
Формировать навыки творческого стиля мышления;
Научить ребёнка думать нестандартно и находить собственные решения;
Снять психологические барьеры перед неизвестным;
Воспринимать жизненные и учебные задачи не как преодолимое препятствие, а как очередную задачу, которую надо решать;
Прививать ребенку радость творческих открытий.

Слайд 6 Принципы:
Свобода выбора – в любой деятельности нужно предоставлять ребенку право выбора;
Открытость – ребенок работает с задачами, не имеющими одного правильного решения, он должен находить разные способы этих решений;
Деятельность – постигая новое или закрепляя старое, ребенок должен действовать;
Обратная связь – педагог контролирует, проверяет усвоение детьми знаний, умений так как в новых творческих заданиях могут быть элементы предыдущих;
Идеальность – творческие задания не требуют специального оборудования, а могут быть спонтанными, неожиданными

Слайд 7 Диагностика
для детей:
1. Чего не хватает?
2. Узнай, кто это?
3. Придумай рассказ
4. Чем залатать коврик?
5. Запомни рисунки
6.Нелепицы
7.Что здесь лишнее?
8.Придумай сказку

Слайд 8 Для педагогов:
Оценка творческого потенциала ребенка;
Опросник для изучения  творческого потенциала взрослого
Для родителей:
Опросник «Как развита фантазия у вашего ребенка»;
Опросник выявляющий способность к творчеству (креативности);
Опросник для изучения  творческого потенциала ребенка.

Слайд 9 Алгоритм решения изобретательских задач
          Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать

Слайд 10 последнее время по проблемам образования все чаще встречается термин «инновационное образование», под которым понимается обучение в режиме интерактивных технологий. Именно ТРИЗ  позволяет организовать такое обучение, она представляет собой подлинно инновационное образование. Оказывается, что ТРИЗ может использоваться в работе с детьми и даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей.

Слайд 11 Методы и приемы ТРИЗ
1. МФО;
2. Бином фантазия;
3. Карточки ПРОПа;
4. Карточки Пассатори;
5. Хорошо – плохо;
6. Нетрадиционные техники в ИЗО;
7. Что было потом;
8. Салат из сказок;
9. Сказки в заданном ключе;
10. Круги Луллия;
11.Сенсорный ящик;
12. Сужение поля поиска;
13. Составление загадок;
14. Дерево;
15. Имя признака – значение имени признака

Методы ТРИЗ высокоэффективны, имеют четкий алгоритм к действию, которое всегда переходит в ожидаемый результат.  Так же позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития.                                  

Слайд 12  Метод «Круги Луллия»  Цель: закрепление названий частей мебели; употребление существительных родительного падежа с предлогом «у» и без предлога, образование относительных прилагательных, построение простых предложений, развитие творческого воображения.

1 круг- образцы материалов (дерево, стекло, пластмасса и т.д.)

2 круг- картинки с изображением частей мебели (спинка, ножка, столешница)

3 круг-  картинки с изображением мебели сделанной из этих материалов (шкаф, табурет, стул, диван и т.д.)

Например: шкаф- гобелен. У шкафа сломалась дверца, и хозяйка повесила вместо неё гобелен.

Слайд 13 Сенсорный ящик  Цель: Развитие умения обследовать предмет с помощью различных анализаторов;
умения формулировать  и задавать вопросы.

В сенсорном ящике спрятан какой-то фрукт.  Что  это, дети должны узнать, задавая вопросы, используя условные обозначения анализаторов (зрения, слух, обоняние, осязание).

Зрение. Какой он формы? Какого цвета? Какого размера? Сколько у него частей?

Слух. Он издает звук?

Обоняние. Он пахнет? Какой запах у этого предмета?

Вкус. Это съедобный предмет? Какой он на вкус?

Осязание. Какой он на ощупь?

Слайд 14  метод «Сужение поля поиска» (Игра « Да-Нет») Цель: Закрепление названий транспорта;

Развитие пространственной ориентировки (слева- справа); употребление существительных в родительном падеже единственного числа с предлогом «от», развитие умения задавать вопросы.

Педагог загадывает 1 транспортное средство. Дети отгадывают этот предмет, выясняя с помощью вопросов с какой стороны от среднего предмета находится.

Вопросы детей:

-это самолет?- нет

- то слева от самолета?- нет и т.д.

Слайд 15        Составление загадок
Цель: формирование навыков  речевой творческой  деятельности детей
дошкольного возраста;
обучение детей созданию сравнений, образных  характеристик объекта.

Перед детьми вывешивается таблица с изображением модели составления загадок.

Какой предмет по форме?

Какой по цвету?

Что он делает, как передвигается?

Например мяч ( круглый как арбуз, прыгает и скачет как заяц и т.д.)

Слайд  16 Дерево
Цель: закрепление названий животных жарких стран, развитие пространственной  ориентировки (выше - ниже):
употребление  существительных родительного  падежа единственного числа;
употребление предлогов  «над», «под»; развитие  умения задавать вопросы.

Слайд 17 Имя признака – значение имени признака

Цель: Развитие связной речи с опорой на модели признаков;

Развитие творческого воображения.

Мы идем в супермаркет нам нужно купить посуду. Чтобы купить посуду, надо  описать её с опорой на пособие.( Цвет, размер, вес, части посуды, материал из которого сделана посуда, рельеф (поверхность объекта), действие (назначение посуды)).

Слайд 18 Конкурс с педагогами «Хозяюшка»

Слайд 19 Проект «Отдаю сердце детям»

Слайд 20 

Слайд 21 Конкурс «Умники и умницы»  

Слайд 22 Для изучения результатов выполненных заданий  приглашается жюри.  состав жюри входят педагоги чьи дети не принимают участия.

Слайд 23 Волшебные рисунки

Слайд 24  Нетрадиционные  техники  выдувание и отпечаток.

Слайд 25 Результаты   конкурса  и награждение победителей.

Слайд 26  Сад работает в тесном сотрудничестве   со школой №5.

Слайд 27 в детский сад приглашаются представители других образовательных организаций (музыкальная школа).

Слайд 28  Уважаемые педагоги!
        Если Вы хотите идти на работу, как на праздник, если Вам нравится, когда глаза детей блестят, если Вы хотите получить от каждого занятия максимум удовольствия, если Вы желаете общаться с умными, думающими детьми, если Вы хотите получить ключи к творчеству, сочинительству- займитесь ТРИЗом

Слайд 29 Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по лексической теме "Транспорт" с использованием методов ТРИЗ (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия по лексической теме «Транспорт»с использованием методов ТРИЗ(подготовительная группа) Коррекционно - образовательные цели.    Систематизироват...

Методика преподавания биологии с применением ТРИЗ

В работе описаныТриз-подход в преподавании биологии. Рассказано о структуре и содержании Триз-педагогики.Результатом применении ТРИЗ на уроках биологии является воспитание творческой личности, подгото...

Мини-проект "Развитие познавательного интереса учащихся коррекционной школы 8 вида на уроках естествознания и географии через введение упражнений системы ТРИЗ"

Применение упражнений системы ТРИЗ в коррекционной школе весьма актуальны. В классе всегда найдутся дети с отсутствием мотивации к учению, с очень слабым развитием познавательного интереса.Не каждый р...

Презентация "Приемы фантазирования" к уроку ТРИЗ (6 класс)

Презентация к уроку ТРИЗ по теме "Матрица фантастических идей с использованием художественной литературы". Использованы методы фантазирования из картотеки ТРИЗ....

Учебное пособие по ТРИЗ. Вепольный анализ

При решении изобретательской задачи чаще всего приходится терпеливо добираться до скрытого в задаче противоречия и рассматривать конкретные физические процессы.Нужен точный анализ взаимодействия...

Проект "Методы и приемы ТРИЗ для развития речи и творчества дошкольников

.Цель проекта- помочь детям овладеть современной  методологией творчества для дальнейшего использования её в различных видах детской деятельности, в быту, в будущей жизни, используя элементы теор...