Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
статья по психологии на тему

Светлана Геннадьевна Совкова

Описание синдрома СДВГ, методы коррекции, рекомендации родителям и учителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл defetsit_vnimaniya.docx40.13 КБ

Предварительный просмотр:

Первым шагом в помощи детям с СДВГ должно быть признание биологической обусловленности ограничений в сфере самоконтроля и соответственно снятие обвинений с детей и их родителей. Вместе с тем мы должны осознать важность создания для ребенка компенсирующей среды, постоянной поддержки и помощи. Выраженность проблем и ограничений ребенка обусловлена не только самим СДВГ, но и характером взаимодействия ребенка с социальным окружением. Изменение ожиданий, подходов, воспитательных методов родителей и учителей может радикально изменить степень обусловленных СДВГ ограничений жизни ребенка.

Russell Barkley

   Синдро́м дефици́та внима́ния и гиперакти́вности (англ. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD), сокр. СДВГ)

 — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

СДВГ и его лечение вызывает много споров начиная уже с 1970 годов. В существовании СДВГ сомневается ряд медиков, учителей, политиков, родителей и средств массовой информации. Одни считают, что СДВГ не существует вообще, другие верят, что существуют генетические и физиологические причины данного состояния. Многие несогласны с тем, чтобы для лечения СДВГ использовались стимулирующие препараты. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%94%D0%92%D0%93)

  СДВГ — это полиморфный клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушения внимания и импульсивность. Это психиатрическое расстройство — его причиной, вопреки распространенным мифам, являются особенности строения и функционирования головного мозга, а не плохое воспитание, аллергия и т.п. Настоящая причина состоит либо в генетических факторах (в преобладающей части случаев), либо в перинатальном поражении центральной нервной системы. Именно поэтому СДВГ — это нарушение развития, а не просто «невинные» особенности темперамента ребенка, и его проявления присутствуют с раннего детства, они «встроены» в темперамент ребенка, а не приобретаются со временем и не носят временный характер. В этом СДВГ отличается от «эпизодических» психиатрических расстройств, например, таких как депрессии, посттравматическое стрессовое расстройство и других. Такие черты, как гиперактивность, импульсивность и нарушения внимания выражены несоответственно возрасту ребенка, и эти черты приводят к серьезным нарушениям функционирования ребенка в основных сферах жизни. Это проблема «неудобных детей». В школе они могут весь класс поставить, буквально, «на голову», посидеть спокойно несколько минут для них крайне сложно, поэтому, несмотря на сообразительность, у них низкая успеваемость.

Гиперактивность - проблемы восприятия.

  В переводе с латинского языка «активный» значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательности.

Первые проявления гиперактивности можно наблюдать уже в возрасте до семи лет. Пики проявления данного синдрома, как правило, совпадают с пиками психоречевого развития. В 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В1-2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребенка увеличивается словарный запас, в 6 -7 лет формируются навыки чтения и письма.

Отмечается три основных блока проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность. Но существуют и другие классификации. Так, американский психолог Виктор Клайн выделяет четыре основных блока: сверхактивность, разбросанность или рассеянность, импульсивность, повышенная возбудимость. Р. Кэмпбелл  проявлениям гиперактивности также относит и расстройство восприятия. Он считает, что повышенная активность способствует появлению трудностей в учебе и трудностей принятия любви окружающих, а проблемы восприятия проявляются в неадекватном восприятии окружающей среды (букв, слов и т. д.) и родительской любви.

  У гиперактивных детей достаточно часто диагностируется синдром дефицита внимания. У таких пациентов отмечаются повышенная возбудимость и даже агрессивность, они эмоционально лабильны, импульсивны, у них рассеянное внимание, им крайне сложно сконцентрироваться на одном предмете или действии.

  Гиперактивность с синдромом дефицита внимания может передаваться из поколения в поколение.. В среднем синдром дефицита внимания отмечается у 15-20% детей и подростков, то есть в одном классе могут встретиться один - два таких ребенка.

К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз синдрома гиперактивности.

Гиперактивность - причины и последствия.

  Основными причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего, являются патологии беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, а также генетическая обусловленность. В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), которая и является причиной возникновения школьных проблем примерно половины неуспевающих учащихся.

  На протяжении многих лет причиной синдрома дефицита внимания считали плохое воспитание, «испорченность» ребенка: учителя и родители тратили и тратят много времени на перевоспитание невнимательных, гиперактивных и часто агрессивных детей.

  В середине девяностых годов удалось установить, что в большинстве случаев причиной заболевания является снижение интенсивности мозгового кровотока и падение уровня допамина в лобных долях коры головного мозга, особенно при выполнении интеллектуального задания: чем сильнее больной старается сконцентрироваться, тем существеннее страдает кортикальный метаболизм. Получается, что даже если ребенок очень хочет справиться с заданием, он не в состоянии этого сделать.

  По данным электроэнцефалографического картирования у пациентов с синдромом дефицита внимания регистрируется увеличение тета-активности и резкое снижение бета-активности в корковых и подкорковых областях лобных долей.

  В настоящее время специалистами многих стран ведутся нейрофизиологические, нейропсихологические и биологические исследования ММД и гиперактивности. Проводимые электроэнцефалографические исследования, как правило, выявляют изменения биоэлектрической активности головного мозга, нарушения структурно-функциональной организации левого полушария, незрелость лобногиппокампальной системы регуляции уровня внимания, незрелость системы коркового торможения и т. д.

  Нейропсихологические исследования выявляют низкий психический тонус, повышенную истощаемость.

  Пробы на динамической практике обнаружили связь развития тонкой моторики с повышенной истощаемостью. При утомлении трудности моторики усиливались, появлялись тремор (дрожание), нарушения подчерка в виде макро- и микрографии. Кроме того, гиперактивные дети зачастую испытывали трудности в проговаривании сложных слов и скороговорок.         Естественно, все это может привести к трудностям в освоении чтения и письма.

  Специалисты отмечают, что многие дети с диагнозом «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения, письма и счета. У детей  обнаруживали признаки нарушения речи и письма (дислексии и дисграфии), примерно у 61% с тем же диагнозом отмечались признаки сложности в освоении счета (дискалькулии).

  Как правило, родители замечают эту проблему, когда ребенок начинает учиться в школе, но она возникает не в возрасте 6-7 лет, а раньше. Просто в школе, когда у ребенка возникают сложности с умением концентрировать свое внимание, эта проблема становится очевидной.

  Некоторые дети с диагнозом «синдром гиперактивности» обладают достаточно высокими компенсаторными возможностями. Однако для включения компенсаторных механизмов необходимо наличие определенных условий. Прежде всего, ребенок должен развиваться в благоприятной обстановке без интеллектуальных перегрузок, с соблюдением соответствующего режима, в ровной эмоциональной атмосфере.

  Желательно, чтобы он обучался по специальной программе, включение в обучение игровых ситуаций - это тоже один из способов, способствующих эмоциональной стимуляции малыша и более успешному освоению знаний. В идеале, лечение и воспитание гиперактивного ребенка должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов: невролога, психолога, педагога. Но даже в этом случае помощь оказывается неэффективной без привлечения родителей. Как в отечественных, так и в зарубежных психолого-педагогических науках нет единства в понимании методов, позволяющих оптимизировать обучение детей с СДВГ.    Л.С. Выготский рекомендовал отбирать такие методы обучения и воспитания, которые не затрагивают или снижают нагрузку на травмированные функции, тем самым минимизируются отрицательные проявления заболевания и связанные с ним осложнения в обучении. При СДВГ отмечается незрелость мозговых структур, запаздывание и дисбаланс в их созревании, что приводит к определенным изменениям в протекании психических процессов. Если учитывать и обходить, как рекомендовал Л.С. Выготский, первичный дефект (возбудимость, невнимательность, неорганизованность, утомляемость), то качественная сторона психики оказывается незатронутой, достигается полноценное обучение, а также интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Для оптимизации обучения гиперактивных детей необходимо учитывать следующие их особенности. Дети с СДВГ характеризуются повышенной умственной утомляемостью, следовательно, время непрерывной работы не должно превышать 5-7 минут и должно чередоваться 5 минутными перерывами для восстановления работоспособности. Через 1-1,5 часа им необходим перерыв с прогулкой. Утомление, а также социальная и эмоциональная активация, веселые шумные игры приводят к максимальному проявлению гиперактивности и дезорганизации их деятельности. Ребенок с СДВГ может продуктивно работать только в спокойной обстановке. Неустойчивость, слабые концентрация и распределение внимания, невозможность планирования и самоконтроля следует компенсировать за счет внешнего контроля и организации деятельности, которые осуществляются родителями. Малые объемные возможности оперативной памяти, внимания, мышления компенсируются посредством использования визуального кодирования и внешних форм фиксации информации. Трудности закрепления информации, т. е. перевода ее из кратковременной памяти в долговременную память, преодолеваются системой пассивного повторения. Необходимо обеспечить ребенку здоровый образ жизни, дополнительные развивающие занятия не рекомендуются, т.к. по мере утомления нарастает двигательная расторможенность таких детей, а усвоенная информация «стирается».

Симптомы невнимательности: 

  • часто возникающая невозможность сосредоточить внимание на деталях или совершение «легкомысленных» ошибок в учебе; 
  • часто возникающие трудности в сосредоточении внимания при выполнении некоторых заданий или во время игры;
  •  неспособность слушать собеседника;
  • невозможность следовать указаниям, выполнять школьные задания, домашнюю работу;
  •  частые трудности в организации задания и своей деятельности;
  • частое уклонение или неохотное выполнение задач, которые требуют продолжительных умственных усилий;
  • частая потеря вещей;
  • частое отвлечение под влиянием внешних стимулов;
  • частая забывчивость в повседневных делах.

Если, эти симптомы возникают «часто» или «слишком часто» необходимо психологическое обследование.

  Центральной в вопросе диагностики описанного синдрома многие авторы выделяют проблему диагностики интеллектуального и познавательного развития ребенка. В качестве основных средств, используемых для этой цели, выступают стандартизованные тестовые процедуры, направленные на выявление характера интеллектуальной сферы ребенка. Высоко эффективным методом можно считать шкалу исследования интеллекта Д. Векслера (адаптированную в некоторых странах, например в Чехословакии, и известную как Пражский детский тест), использующуюся в нашей стране в адаптации  Панасюка. (сайт http://adalin.mospsy.ru/r_02_00/r_02_05a.shtml)

Преимуществом данного метода является наличие в нем шкал, определяющих вербальный и невербальный интеллект ребенка, что позволяет с высокой степенью вероятности фиксировать специфические индивидуальные проявления каждого отдельного ребенка, а также отсеивать и исключать детей с иной патологией, в том числе и с олигофренией.

  На необходимость специального исследования невербального интеллекта указывают многие авторы. Наиболее часто используемыми и эффективными являются прогрессивные матрицы Равена, (сайт http://www.raventest.ru/matra.htm) содержащие в себе возможности обучения и самообучения, что делает ребенка независимым от таких факторов, как педагогическая запущенность, влияние ситуации тестирования и пр. Высокую вероятность в диагностике имеет также визуально-моторный Гештальт - тест Бендер,(сайт http://www.knigafund.ru/books/16729) позволяющий выявить уровень интеллектуального развития и широко используемый в клинической диагностике.

  Хорошим дополнением к указанным выше методам может стать нейропсихологическая экспресс-диагностика "Лурия-90" (сайт http://adalin.mospsy.ru/r_02_00/r_02_05a.shtml), разработанная Э. Г. Симерницкой, направленная на диагностику специфических трудностей в обучении детей младшего школьного возраста. В ее основе лежит известное положение А. Р. Лурии о том, что нейропсихологическая диагностика может проводиться по анализу даже одного психического процесса, мозговые основы которого хорошо изучены.

  Данная методика направлена на исследование процессов фиксации и актуализации следов в слуховой и зрительной сферах в условиях как непосредственного, так и отсроченного восприятия. По результатам выполненных проб можно не только осуществить диагностику способностей, но и наметить пути последующей коррекции того первичного дефекта, который играет решающую роль в генезисе школьной неуспеваемости.

  Существенной является также диагностика видеомоторной координации, которая может быть осуществлена с использованием рисуночных техник (рисунок человека, "дом, дерево, человек", "несуществующее животное" и пр.). По мнению многих авторов, в диагностике данного синдрома эти методы не следует рассматривать как высокодостоверные в связи с часто встречающимися трудностями в развитии моторной координации у данного контингента детей. Однако их использование в общей процедуре исследования может стать основой для психотерапевтического контакта с психологом, создать условия для специального наблюдения за деятельностью ребенка, получить сведения о характере его деятельности и утомляемости, эмоциональности и различных невербальных проявлений (жестов, поз, выразительных движений и пр.). Рисуночные тесты могут стать эффективным средством для выявления детей-олигофренов.

  Для диагностики эмоционального развития могут быть использованы различные методики, выявляющие уровень тревожности ребенка (Тест детской тревожности, Тест руки), а также процедуры, направленные на исследование уровня притязаний. Однако исследование особенностей развития личности ребенка следует проводить по завершении первого этапа психологического обследования, направленного на выявление уровня развития способностей в интеллектуальной и познавательной сферах.

  Для диагностики синдрома дефицита внимания, возможно использование  теста Тулуз-Пьерона. «Диагностика минимальных мозговых дисфункций»  (сайт http://www.imaton.com/metodiki/met/62/) Тест является модификацией корректурного теста - невербального теста достижений, направленного на выявление способности к произвольной концентрации внимания. Применение этой методики для диагностики минимальных мозговых дисфункций  обосновано канд. психол. наук Л.А. Ясюковой. В ее основу положена количественная оценка произвольного внимания, поскольку именно невнимательность является ключевым признаком наличия заболевания. Также используются  корректурные таблицы (кольца Ландольта),(сайт http://www.adalin.mospsy.ru/r_02_05.shtml ) применяются для исследования произвольного внимания и для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания. Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции кольца. Результаты пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк.Ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.

  Обследование ребенка с нарушениями внимания и гиперактивностью требует, как правило, использования различных диагностических процедур. Коррекционная работа нуждается в постоянном участии психолога, ведущего работу с данным контингентом детей в самых различных направлениях. На основании тестов проводится коррекционная работа с детьми.

Для коррекции синдрома гиперактивности необходимо:

  • комплексное медицинское обследование детей специалистами
  • индивидуальную психологическую диагностику для ребенка с 3 лет (как развит ребенок) и консультацию родителям по результатам диагностики (рекомендации: как родители могут помочь ребенку, нужны ли индивидуальные занятия, предполагаемые результаты занятий);
  • индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с ребенком (стабилизация эмоционального состояния ребенка)

 Первоначальная работа с гиперактивным ребенком должна осуществляться на индивидуальных консультациях школьного психолога. На этом этапе ребенок учится не только слушать, но и слышать, понимать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания. Родителям на этом этапе желательно выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний, которая поможет ему впоследствии адаптироваться в детском коллективе. Далее можно приглашать таких детей на групповые психологические тренинги, где в игровой форме дети учатся контролировать свое поведение, строить гармоничные отношения с окружающими.

Коррекционная программа "Работа с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)"( сайт http://www.psyco.ru/korrekczionnaya.html)

Программа предназначена для работы с детьми, в программу входят 3 блока:

  1. Диагностический блок;
  2. Мотивационный блок;
  3. Коррекционный блок.

Все занятия проходят в игровой форме.

 Цель программы – формирование социально-адаптивного поведения и обучение навыкам саморегуляции. Задачи:

  1. Развитие внимания и наблюдательности;
  2. Развитие мелкой моторики; 
  3. Снятия психоэмоционального напряжения;
  4. Развитие эмоционально выразительных движений;
  5. Развитие произвольности и самоконтроля;
  6. Развитие координации движений;
  7. Обучение навыкам релаксации.

 Из немедикаментозных методов лечения, помимо методов психотерапии, используется метод биологической обратной связи, а также методы диетотерапии.

 Витаминотерапия является обязательным элементом лечения СДВГ (профилактика витаминодефицитных состояний, коррекция когнитивного дефицита). Имеется опыт положительного применения при СДВГ поливитаминных препаратов с лецитином (последний принимает активное участие в процессах переноса через биологические мембраны физиологически активных веществ, включая витамины).

Рекомендации родителям гиперактивных детей

  • Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  • Старайтесь всегда говорить сдержанно, спокойно и мягко.
  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию (например, напишите список заданий, которые должен сделать ребенок).
  • Поощряйте малыша за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
  • Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
  • Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.
  • Во время игр ограничивайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: прогулки, бег, спортивные занятия.
  • Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

  Гиперактивному ребенку, как правило, делают огромное количество замечаний и дома, и в школе, в связи с этим страдает его самооценка, поэтому следует чаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные.

  Однако, помня о том, что гиперактивному ребенку для укрепления уверенности в себе необходимы похвала и одобрение взрослых, нельзя забывать о том, что если взрослый хочет похвалить ребенка за удачное выполнение задания, за усидчивость или аккуратность, лучше это делать не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.

  Если взрослый хочет добиться того, чтобы его гиперактивный ребенок выполнял указания и просьбы, надо научиться «правильно» давать инструкции для него. Прежде всего, указания должны быть немногословными, и содержать в среднем не более 10 слов. В противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит. Родители не должны давать ребенку несколько заданий сразу,  Лучше дать те же указания, но отдельно, добавляя следующее только после того, как выполнено предыдущее. Причем необходимо, чтобы задания были выполнимы для малыша и физически, и по времени. Результат их выполнения необходимо обязательно контролировать.

  Если родители считают, что какую-то деятельность ребенка необходимо запретить, то надо помнить, что подобных запретов должно быть не очень много, их следует заранее оговорить с ребенком и сформулировать в очень четкой и непреклонной форме. При этом желательно, чтобы ребенок знал, какие санкции будут введены взрослым за нарушение того или иного запрета. В свою очередь, родители должны быть очень последовательными при исполнении таких санкций. В противном случае малыш каждый раз будет жертвой настроения мамы или папы, и станет бояться не конкретного наказания со стороны взрослого, и любой неожиданной «эмоциональной бури». Все это приведет лишь к тому, что ребенок начнет стараться скрывать все неприятные происшествия от родителей, и их отношения в результате ухудшатся.

  В повседневном общении с гиперактивными детьми родители должны избегать резких запретов, начинающихся словами «нет» и «нельзя». Гиперактивный ребенок, являясь импульсивным, скорее всего, тут же отреагирует на такой запрет непослушанием либо вербальной, то есть словесной агрессией.

В силу своей импульсивности гиперактивному ребенку трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Иногда лучше, за несколько минут до начала новой деятельности предупредить его об этом. В том случае, когда ребенок правильно выполняет поставленные условия, он, безусловно, заслуживает вознаграждения, и здесь вполне уместно использовать систему поощрений и наказаний.

Гиперактивность - почему необходима помощь?

Чаще всего гиперактивность, синдром дефицита внимания в раннем возрасте сопровождаются проявлениями непокорности и непослушания. Такие дети не выполняют общепринятые правила поведения, постепенно формируя протестные формы поведения. Поскольку окружающие не воспринимают их такими, какие они есть, дети испытывают постоянный психологический дискомфорт, При отсутствии адекватной коррекции у такого ребенка формируются деструктивные расстройства поведения, носящие антисоциальный характер, часто сочетающиеся с тревожно-депрессивными аффективными расстройствами.

Часть пациентов с диагнозом «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» страдает гиперкинетическим синдромом в виде тиков разной степени выраженности: от легких форм до тяжелого синдрома Туретта. В клинической картине у таких больных нередки судорожные состояния.

Гиперактивные дети с синдромом дефицита внимания испытывают потребность в улучшении своего психологического состояния, и могут попасть в группу риска развития аддиктивных расстройств - наркотической и алкогольной зависимости, сексуального аддиктивного поведения и др.  Многие из пациентов, не имея возможности подтвердить свою значимость социально приемлемыми способами (успехи в учебе, спорте), стремятся понизить уровень социальных контактов и занимают маргинальные социальные ниши, пополняя ряды криминальной среды.  

 Список литературы:

1.Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Румянцева М.В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики // Дефектология. - 2003 г. - №6

 2.Заломихина И.Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Журнал «Логопед», 2007 № 3 с.33-39

   3.Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собр. соч. Т. 2. М., 1982.

4. Сайты   http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%94%D0%92%D0%93,

http://www.psy.msu.ru/science/public/leontev/5-1.html

  http://www.pedlib.ru/Books/2/0390/2_0390-10.shtml

  http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/3.html

  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov1/12.php 

 и многие другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Причины. Диагностика.

ВВЕДЕНИЕ Не вызывает сомнений, что последние годы знаменуются ускорением ритма, специфическими изменениями нашего общества, накладывающими отпечаток на все стороны жизни, в том числе и ...

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Проблема СДВГ - одна из важнейших социально-медицинских проблем. Поэтому она входит в область профессиональных интересов большого числа  специалистов:неврологов, психиатров, педагогов, психологов...

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Папка содержит методические рекомендации для родителей и учителей по воспитанию и обучению детей с СДВГ, развивающие упражнения, опросники. Материал предоставлен специалистами Краснодарского краевого ...

Синдром дефицита внимания и гиперактивность

Материал этой презентации можно использовать для ознакомления воспитателей дошкольных учреждений, учителей и родителей с проблемой СДВГ.В краткой форме описываются причины, способы работы и рекомендац...

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Некоторые приемы поведения родителей и выбор альтнрнативы наказанию....

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

«Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей»...