Главные вкладки

    Программа адаптационного тренинга в 10 классе
    рабочая программа по психологии (8 класс) на тему

                      Программа адаптационного тренинга в 10 классе

     

    Цель: сделать адаптационный период более интенсивным.

    Задачи:

         1.Принятие и сплочение нового коллектива.

    2.Снижение личностной тревожности у подростков.

    3.Поиск решения в проблеме выбора дальнейшего развития.

     

    План:

    I  день. Знакомство. Самопрезентация.

    II день. Сплочение коллектива. Учимся доверию.

    III день. Организация опыта сплочения класса.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_10.doc64.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                      Программа адаптационного тренинга в 10 классе

    Цель: сделать адаптационный период более интенсивным.

    Задачи:

         1.Принятие и сплочение нового коллектива.

    2.Снижение личностной тревожности у подростков.

    3.Поиск решения в проблеме выбора дальнейшего развития.

    План:

    I  день. Знакомство. Самопрезентация.

    II день. Сплочение коллектива. Учимся доверию.

    III день. Организация опыта сплочения класса.

                         I  день. Знакомство. Самопрезентация (1 час)

    Приветствие, вступительное слово классного руководителя. Познакомить детей с целью занятий. Принять правила групповой работы на тренинге.

    Правила тренинга (пример):

    1. Называть друг друга по имени.
    2. Один говорит – все слушают.
    3. Активно участвовать в происходящем.
    4. Право на личное мнение.
    5. Говорить о том, что думаешь и чувствуешь здесь и сейчас – по ходу общения в группе.
    6. Работать “от” и “до”.

    1. Упражнение  «Знакомство»

    Цель: осознание участниками тренинга своих индивидуальных особенностей;  познакомиться с новыми людьми или же пристальней взглянуть на старых знакомых.

    Участники тренинга сидят в кругу. По очереди они называют одну положительную и одну отрицательную черту своего характера. Другие участники могут задавать уточняющие вопросы. Задача ведущего – не допускать комментариев, которые могут разрушить доверительную атмосферу в группе.

    2.Упражнение «Пожелание на сегодня»

    Цель: создать позитивный настрой на совместную работу.

    Работа начинается с того, что все высказывают друг другу пожелания на сегодняшний день. Они должны быть короткими, желательно в одно слово. Один из участников бросает мяч тому, кому адресует пожелание, и одновременно произносит его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему участнику, высказывая ему пожелание на сегодня. Надо внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараться никого не пропустить.

    3. Упражнение «Формула личности и самопрезепнтация»

    Время подготовки:  5минут

    Раздаются вырезанные из бумаги футболки. Нужно нарисовать на них то, что отображает внутренний мир участника, его индивидуальность. Это могут быть символы, фразы, образы, любые знаки. Затем проводится рефлексия.

    4. Упражнение «Мы похожи?»

    Цель: Снятие излишнего эмоционального напряжения в группе и знакомство ее участников.

    Необходимое время: 10 минут.

    Материалы: Нет.

    Подготовка: Специальной подготовки не требуется.

    Процедура: Участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по две фразы, начинающиеся со слов:

    • Ты похож на меня тем, что...
    • Я отличаюсь от тебя тем, что...

    5. Упражнение «Наши имена»

    Цель: Знакомство и повышение уровня внутригрупповой работоспособности.

    Материалы: Бумага, ручка.

    Необходимое время: 10-15мин. В зависимости от численности группы.

    Подготовка: специальной подготовки не требует.

    Описание: Все участники тренинга сидят в кругу и после команды тренера, делятся на группы по принадлежности к собственному имени (Например: все участники с именем Наташа садятся слева от тренера и т.д.) Если повторяющегося имени нет, то участник с редким именем в группе, будет выполнять упражнение самостоятельно.

    После того, как все группы будут сформированы, тренер дает задание.

    Инструкция: Каждой группе нужно представить их общее имя. Для этого необходимо вспомнить любую информацию, которая связана с их именем (какого происхождения и как переводится имя, какие его основные характеристики). Если такой информации нет, то можно рассказать, почему Вас назвали именно так, и кто придумал для Вас это имя. Какое производное от Вашего имени Вам нравиться больше всего.

    6. Рефлексия:

    - Что понравилось?

    - Что не понравилось?

    - Что узнали нового?

    - Какое настроение?

                     II день. Сплочение коллектива. Учимся доверию (1 час)

    1. Упражнение  «Прогноз погоды»

    Время подготовки: 3 минуты

    Инструкция: «Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас "плохая погода" или "штормовое предупреждение", а может быть, для вас солнце уже светит во всю».

    2. Упражнение «Мои сильные стороны»

    Цель: формирование позитивной самооценки у подростков, самоценности каждого участника.

     Задание: каждый расскажет о своих сильных сторонах — о том, что он любит, ценит, принимает в себе; о том, что даёт чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях.

    Не обязательно только о положительных чертах характера важно отметить то, что является, может являться точкой опоры (гнев, страх, мнительность...) в различные моменты жизни. Например: « Я боюсь математики – и это хорошо, т.к. заставляет меня сосредоточиться и делать дом. зад.».

    Не умалять своих достоинств, говорить прямо, безо всяких «но», «если» и т, д., избегать любых высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Себя хвалить, делать себе комплименты, гордиться (даже если сомневаешься). Самопрезентация  1— 2 минуты.

    3. «Психологическая разминка»

    Цель: Сплочение группы, создание дружеской атмосферы.

    Установка.

    1 упражнение. Внимание. Сейчас я назову некоторое число и, по команде, должны подняться столько человек, сколько я назову. Договариваться, перемигиваться запрещено. Постарайтесь понять друг друга, кто сейчас встанет?

    2 упражнение. Нужно поднять руку и показать на кого-то в группе. Все должны стараться показать на одного человека.

    3 упражнение. А теперь вы должны показать друг на друга так, чтобы у Вас совпали пары.

    Обсуждение по вопросам:

    Кому показалось, что на него было направлено больше всего рук? Ты считаешь себя яркой, необычной личностью? У кого совпали пары? Кого вы выбрали, почему? Кому эта игра показалась легкой, трудной, почему?

    1. Упражнение «Согласование ритма»

    Цель: развитие согласованности внутригрупповых взаимодействий для дальнейшей работы в малых группах.

    Необходимое время:  5 – 10 минут.

    Процедура: «Это упражнение выполняется молча. У вас есть единственное средство его выполнения – звуки, точнее, ритм. Найдите в этой аудитории что-либо, чем можно отбивать ритм. Если ничего не найдете, можете просто хлопать в ладоши или постукивать по подлокотнику. Начнем с того, что каждый будет отстукивать свой собственный ритм... Если чей-то ритм покажется вам привлекательным, можете присоединиться к нему». Рано или поздно вся группа начинает стучать, бренчать, позвякивать в одном ритме. В этот момент можно дать новую инструкцию: «А теперь попробуйте вернуться к тому ритму, с которого вы начали упражнение».

    2.Упражнение «Слепой и поводырь»

    Группа разбивается на пары «парень-девушка»; в крайнем случае, однополые. В парах участники разбиваются на «слепого» и «поводыря». Инструкция: «Поводыри – вы активны. Познакомьте слепого со всем важным, что есть в комнате всеми частями тела, пусть хоть языком лижет. На это вам дается 5 минут». Можно подсказать, с чем знакомиться: ступени, острые ручки, дверь, окно, стулья, люди, столы, проходы, шторы, выключатели и т.д. Потом все открывают глаза и мы спрашиваем «слепых» об их ощущения. После этого «слепые» опять закрывают глаза и дается вторая инструкция: «Теперь активными должны быть «слепые». Их задача – опознать предъявляемые им различные предметы». Вслепую они опознают предметы. Предметы: все выше перечисленные, а также предметы, которые вынимаются из карманов и сумок. Предметов 10-12. Лучше не подсказывать. Третья инструкция: «Поводыри», отпустите «слепых», идите рядом, не дотрагиваясь до них. Пусть идут сами. Подстраховывайте их только в опасных случаях». Испытываешь удивительные ощущения, когда ходишь «слепым» по большому пространству, зная, что в случае необходимости тебя подстрахуют. Эти все ощущения потом обговариваются, организуется процедура рефлексии. Удачной была бы обязательная форма проговаривания своих ощущений каждой парой. Помочь им можно вопросами: «Что ты почувствовал?», «На что это похоже?», «Что было нового, самого непонятного, таинственного?», «Было ли больно?», «Как тебе твой партнер?2, «Ты уверен в нем?», «Он помогал тебе или мешал?», «Что ты хочешь ему сказать?», «Что необычного?», «Что можешь сказать о партнере?». У «поводырей» создается мотивация поменяться местами. Можно проделать это же упражнение, а можно перейти к следующему.

    6. Рефлексия:

    - Что понравилось?

    - Что не понравилось?

    - Что узнали нового?

    - Какое настроение?

     Организация опыта сплочения класса (1 час)

    1.Упражнение “Сбор рукопожатий”

    Ведущий дает задание участникам группы – собрать как можно больше рукопожатий у всех присутствующих. По окончании выделяется победитель.

    Анализ: Кто сколько собрал? Почему? Чем отличается тот, кто много собрал от остальных?

    2. Упражнение «Я в тебе уверен»

    Цель: развитие навыков социальной перцепции.

    Необходимое время: 20 минут.

    Материалы: Нет.

    Подготовка: Специальной подготовки не требуется.

    Процедура: Участники объединяются в пары и садятся напротив друг друга. Каждый по очереди высказывается, начиная фразу словами: «Я уверен, что ты…» (например: я уверен что ты не скажешь обо мне плохо).

    3. Упражнение “Падение спиной”

     Группа становится в круг или разбивается на несколько подгрупп по 5-10 человек парами (один – за спиной у другого). Затем тот, кто стоит впереди, должен упасть на руки того, кто стоит сзади (можно несколько раз). Затем участники в паре меняются местами. Тот, кто “ловил” – “падает” сам.

    Анализ: Кто упал сразу? Кто медлил? Кто вообще не падал и почему? Кого сколько держали на руках? Связать готовность к падению с уровнем доверия участников друг другу.

    4. Упражнение «Подарок»

    Цель: коррекция замкнутости.

    Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Для этого понадобятся листки бумаги. Игрок получает свои подарки, а затем, читая записки вслух, пытается догадаться, кто автор того или иного подарка и почему он так решил.

    5. Упражнение  “Послание миру”

    I этап. Каждая команда обсуждает свой символ, эмблему, девиз.

    Изображение эмблемы переносится на лист.

    II этап. Группы строятся по кругу, и каждая представляет свою эмблему и девиз объясняют ее.

    6.Упражнение «Договор»

    Цель: сплочение коллектива.

    «Договор» – участники разбиваются на пары случайным образом. Они должны представить, что будут жить вместе. Нужно договориться, как должна быть устроена совместная жизнь следующим образом. Составьте список самых важных сфер вашей совместной жизни.

    1. Быт.
    2. Деньги.
    3. Общение с родственниками.  
    4. Общение с друзьями.
    5. Досуг.
    6. Личное пространство.  
    7. Общие или противоположные интересы.

    7. Упражнение - рефлексия «Незаконченные предложения»

    В конце дня тренер пишет на доске незаконченные предложения, например... «Сегодняшний день тренинга был ...», «Самым важным для меня стало...», «Я хотел бы...»

    Участникам предлагается закончить предложения.

    Вопросы:

    - Что понравилось?

    - Что не понравилось?

    - Что узнали нового?

    - Какое настроение?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»

    Адаптироваться к школе для первоклассника — задачка не из легких. Происходит это у всех по-своему и, увы, не всегда гладко. И если «не гладко» (это называется дезадаптацией), то есть с нар...

    Адаптационная программа для 10-11 класса "Личность на фоне Отечественной истории"

    Предлагается вашему вниманию программу факультативного курса по истории Отечества для 10-11 классов. Всего 68 часов. Цель курса: Усилить роль личностно-психологического фактора в изучении истории, од...

    адаптационный тренинг для учащихся 10-х классов

    материал предназначен для проведения тренинговых занятий по адаптации учащихся 10-х классов...

    Программа социального тренинга «Ключи к здоровью»

    По официальным данным в России  на сегодняшний день количество беспризорных детей и подростков, не имеющих крыши над головой и полностью утр...

    Авторская (адаптационная) педагогическая разработка. Учебная программа факультатива для 11 класса "Подготовительный"

    Адаптированная программа факультативного курса составлена на основе государственной программы "Факультативные курсы". Преподавание факультатива строится как углубленное изучение вопросов, предусмотрен...

    Программа адаптационных встреч пятиклассников «Я - пятиклассник»

    Программа  адаптационных встреч пятиклассников, с целью оказания психологической поддержки  в период их адаптации к условиям обучение в средней школе....

    Адаптационный тренинг

    В данном материале подобраны игры и упражнения на сплочение как детского, так и взрослого коллектива....