Что такое лень, как с ней бороться
классный час по психологии (9, 10, 11 класс) на тему

Мельникова Татьяна Игоревна

Довольно часто педагоги и родители, руководствуясь житейской психологией, объясняют, почему ребенок стал хуже учиться ленью. Однако если внимательно присмотреться к такому психологическому феномену как «лень», то окажется, что все не так уж просто.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_len_kak_s_ney_borotsya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое «лень», и как с ней бороться?

педагог-психолог

Мельникова Татьяна Игоревна

Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года;

 чтобы научиться лени – только три дня

(китайская пословица).

Довольно часто педагоги и родители, руководствуясь житейской психологией, объясняют, почему ребенок стал хуже учиться ленью. Однако если внимательно присмотреться к такому психологическому феномену как «лень», то окажется, что все не так уж просто. Образно выражаясь, лень – это слово-конверт, в него часто вкладывают явления внешне похожие, однако различающиеся по своей психологической сути феномены. Таковыми являются: лень, прокрастинация, астения и депрессия (см. таблицу).

Для специалиста, оказывающего психолого-педагогическую поддержку, чрезвычайно важно дифференцировать данные феномены психической жизни, в противном случае корректирующие воздействия могут стать не эффективными.

 

 

Лень

Прокрастинация

 Астения (выгорание)

Депрессия

Причины

Снижение мотивации

Психологические установки (когнитивные схемы, блокирующие деятельность)

Биологические причины (истощение центральной нервной системы)

Биологические причины и психологические установки

Отношение

Не воспринимается как проблема

Осознается и вызывает болезненные переживания

Осознается

Зависит от особенностей течения и степени тяжести

Решение

Формирование мотивации, психологическая коррекция

Психотерапия, психокоррекция

Восстановление, нормализация баланса труда и отдыха и общеукрепляющая терапия

Психотерапия и медикаментозная терапия (по показаниям)

Остановимся на таком распространенном явлении как прокрастинация, она успешно «маскируется» под лень, однако имеет от лени ряд принципиальных отличий.  Прокрастинация (от лат. pro – вместо, впереди и crastinus – завтрашний) означает склонность к постоянному откладыванию «на потом» неприятных дел.

Прокрастинация проявляется в отказе от выполнения важных дел в ближайшее время, в их переносе «на потом» или заменой незначимыми занятиями. Не когда ни делай сегодня то, что можно отложить на завтра,  таков лозунг человека пораженного подобным недугом. Но не только важные дела может откладывать человек в результате прокрастинации. По мере нарастания прокрастинации, начинают откладываться и повседневные, менее значимые дела, что может приводить к ухудшению качества жизни в личной и профессиональной сферах. Согласно имеющимся данным, прокрастинация является одним из существенных факторов, порождающих трудности в обучении. От 46 до 95% учащихся средних и высших учебных заведений считают себя прокрастинаторами (Е.П. Ильин, 2011).

Важно отличать прокрастинацию от проявлений лени. При лени у человека снижается мотивация и внешне это проявляется в поведении, которое мы называем ленью, то есть, нежелание что-либо делать. При этом, ленивый человек не переживает из-за своего поведения и он не воспринимает свое состояние как проблему. При прокрастинации человек воспринимает свое состояние как проблему (испытывает психологический дискомфорт, угрызения совести) и пытается найти решение для нее. Более того, довольно часто прокрастинация может сопровождать «бурной» деятельностью. В тоже время, если проанализировать подобную активность, то можно обнаружить, что дела эти не важные и не срочные, а самое важное откладывается на потом.

Другими словами, здесь мы имеем дело с проявлением психологических защит: я не успеваю приступить к выполнению ответственного и важного дела (подготовится к экзамену, контрольной работе), потому что был очень занят текущими делами. В подобных случаях мы имеем дело с преобладанием мотивации избегания неудач над мотивацией достижения успеха.

Следует так же отметить, что психологи выделяют несколько типов данного синдрома. В самом общем виде можно выделить ситуативную прокрастинацию и прокрастинацию – личностную черту. В первом случае данный синдром проявляется в только определенных жизненных ситуациях. Например, ребенок может успешно заниматься спортом, добиваться значительных успехов, проявлять волевые усилия. В тоже время, столкнувшись с затруднениями в учебной деятельности опустить руки. Во втором случае прокрастинация носит тотальный характер и проявляется во многих жизненных ситуациях.

По мнению ряда психологов прокрастинация тесно связана с феноменом выученной беспомощности, т.е. с пассивным, неадаптивным поведением человека. Выученная беспомощность – это нарушение мотивации в результате пережитой человеком  ситуации, когда от него ничего не зависит, т.е. независимость результата от прилагаемых усилий (сколько ни старайся, все равно без толку). Феномен выученной беспомощности был впервые описан американскими психологами М. Селигманом и С. Майером (1967) на основании экспериментов на собаках при их раздражении электрическим током. Затем Хирото (1974) повторил эксперимент с участием людей, на испытуемых воздействовали неприятным громким звуком, который можно было прервать, подобрав комбинацию клавиш на пульте управления. Однако каждый десятый испытуемый не пыталась ничего противопоставить нарастающему шуму, несмотря на то, что были обучены тому, как можно прекратить действие звука.

Что же необходимо предпринять специалисту, сталкиваясь с подобным кругом психологических проблем?

Процесс коррекции  прокрастинации можно разделить на три основных этапа:

1) на этапе диагностики необходим всесторонний анализ проявлений, источников и последствий прокрастинации, т.е. что влияет на желания отложить выполнение важных дел;

2) коррекция представлений прокрастинатора о своих способностях и успешности, психологическая помощь в повышении самооценки и уровня притязаний;

3) формирование у субъекта навыков адекватного распределения времени, постановки и достижения целей, умения трезво оценивать сложность задания, усилия, требующиеся для его выполнения.

Контингент: родители подростков, педагоги

      Литература:

Ильин, Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень – М.: Питер. 2011. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАК БОРОТЬСЯ С ЛЕНЬЮ

1.Чтобы перестать лениться, надо ничего не делать. Я серьезно. Станьте посреди комнаты и ничего не делайте, абсолютно ничего: не ешьте, не пейте, не читайте, не лежите, не слушайте музыку, не ду...

Лень. Как с ней бороться?

классный час на тему  "Лень. Как с ней бороться?"...

Детская лень: бороться или сдаваться?

«Хороший мальчик, но ленится!» – слышим мы от учителей. «Лень раньше него родилась», – упрекает бабушка. Не хочет учиться, не помогает дома, не интересуется ничем, кроме компьютера...Читать всё:...

СТАТЬЯ " ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК С ЭТИМ БОРОТЬСЯ?"

Данная статья будет интересна прежде всего родителям. Также специалисты могут использовать статью в качестве рекомендаций для родителей по проблеме агрессивного поведения детей....

Классный час на тему "Лень и как с ней бороться"

Дети узнают как побороться с ленью и что же такое тайм менеджмент....

Презентация: Школьный буллинг: что это такое и как с ним бороться

Презентация: Школьный буллинг: что это такое и как с ним бороться...