Психотехнические методы и развивающие упражнения как средства формирования универсальных учебных действий, на разных этапах урока, у детей с ОВЗ
материал по психологии на тему

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx44.21 КБ

Предварительный просмотр:

Психотехнические методы и развивающие упражнения как средства  формирования универсальных учебных действий у детей с ОВЗ

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

 Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!

.

С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон «Об образовании в РФ», в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. С 1 сентября 2016 года введен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (ФГОС ОУО).                                            Стандарт специального образования необходим, поскольку дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями. Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы. И обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого педагогическая поддержка – создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании  универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).                                                                                                   Сопровождение детей с ОВЗ не возможно без  применения комплекса специальных занятий, упражнений, психотехнических методов направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.

Таким образом, актуальность выбранной мной темы обусловлена  интеграцией детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство, построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения, воспитания и обучения.     Цели: познакомить педагогов с психотехническими методами и развивающими упражнениями как средством  формирования универсальных учебных действий у детей с ОВЗ;                                                                                                                            Мотивировать педагогов на использование в практике своей работы, представленные                                                                                                                           психотехнические методы и развивающие упражнения.

Задачи: Обратить внимание педагогов на значимость применения различных психотехнических методов и развивающих упражнений во время занятий для достижения положительной динамики в обучении детей ОВЗ;

Показать способы и приемы психотехнических методов и развивающих упражнений в процессе занятий.

Практическая значимость: психотехнические методы и развивающие упражнения могут быть использована в практической деятельности педагогов при работе с детьми ОВЗ, для успешного формирования УУД.

Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

При изучении понятия «дети с особыми образовательными потребностями» остановимся на классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, по которой к основным категориям относятся:

дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

дети с нарушением речи (логопаты);

дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

дети с умственной отсталостью;

дети с задержкой психического развития;

дети с нарушением поведения и общения;

дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА;

дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Данная классификация дает возможность выделить в характеристиках этих категорий детей особенности их нарушений в следующих сферах: сфера здоровья, общения, когнитивная и мотивационно-волевая, а также личностная сфера, где могут быть нарушены составляющие образа «Я», требующие коррекции и развития для их успешной адаптации в обществе .

Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностные результаты, метапредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока.

 Виды универсальных учебных действий формируемых на уроке:

-личностные

-познавательные

-регулятивные

-коммуникативные

Личностные:

обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Регулятивные, 

обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.

- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;

- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.  

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Примерная структура урока по ФГОС:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Применение психотехнических методов и развивающих упражнений на разных этапах урока:

1) Организационный этап.

Предлагаю  методику, которая позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

 Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиология существует уже 2000 лет, используется во всём мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии.

     Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения; при более интенсивной нагрузке (в допустимых пределах), более значительнее изменения.

     Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи.

Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности.

В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.

   Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:

1. занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

2. занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

3. от детей требуется точное выполнение движений и приёмов;

4. упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

5. алгоритм проведения любого занятия должен включать набор упражнений, активизирующих работу разных полушарий и развивающих их взаимодействия.

    Необходимо помнить о комплексном подходе и во время каждого занятия применять упражнения из следующих групп:

- упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук,  

- координации движений,

- графических навыков и пространственной ориентации;  

- упражнения на развитие различных видов восприятия внимания и памяти;

- дыхательно – координационные упражнения;

- упражнения для профилактики нарушения зрения;

- упражнения, формирующие различные виды мыслительных операций.

 Кинезиологические упражнения: 

«Очки». Большие пальцы рук с остальными пальчиками образуют колечко, его подносят к глазам.

«Бабушка очки надела и внучонка разглядела»

«Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

«Кулак – ребро – ладонь». На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

«Лезгинка» Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз

 «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

«Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы рук. 

«Перекрёстные движения». Выполняйте перекрёстные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперёд, в сторону, назад). Затем сделайте то же др. рукой и ногой. 

 «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (гриб под елью, квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

2.Актуализация знаний.

Идея использование принципа решения анаграмм. Анаграммы – это набор букв, составляющих слово, переставленных в произвольном порядке. Начинают внедрять методику с первого класса с простых анаграмм слов: остл – стол, постепенно усложняют задания, где нужно не только прочитать слова, но и исключить лишнее (гитр, елв, солн, филту – это слово туфли, т.к. все остальные слова тигр, лев, слон – обозначают животных). Классифицируя анаграммы по частям речи, можно использовать их также на уроках грамматики. Постепенно от анаграмм - слов переходить к целым предложениям, текстам.

Методика развивает грамотность, чувство языка школьников через углубленное изучение буквенного состава слов и их активное конструирование.

 Но самое главное – это направленность на пробуждение познавательной мотивации учащихся как исходного, определяющего условия полноценной учебной деятельности.                                                              Этот оригинальный способ обучения привлекает сравнительной простотой и доступностью. Его можно внедрять на любом этапе урока.

1.В селу

ляотС кийраж недь. горьИ и гейреС шопли в сел. ниО леси доп леь. маТ лыба неть. акойК верьз в стугых теввях? аД отэ жырая лебка!

В лесу

Стоял жаркий день. Игорь и Сергей пошли в лес. Они сели под ель. Там была тень. Какой зверь в густых ветвях? Да это рыжая белка!

2.никУче

реЮ месь тел. ьперТе арЮ неикуч. нО дохит в врепый ласкс. аПпа пуилк суны трефопль. маТ жател непал, ртетадь, кварьбу. региБе хи, арЮ. чисьУ ошохор!

                                                                      Ученик                                                                                                                                                  Юре семь лет. Теперь Юра ученик. Он ходит в первый класс. Папа купил сыну портфель. Там лежат пенал, тетрадь, букварь. Береги их, Юра. Учись хорошо.

3.соЛь

соЛь – снелой тижель. соЛь сет тевки и равут. муЕ жунна илось. бяРета талис сонить в сел лось. ниО дуткла её ан непь,ан макень. соЛи хирподят затьли лось.

Лось                                                                                                                  Лось – лесной житель. Лось ест ветки и траву. Ему нужна и соль. Ребята стали носить в лес соль. Они кладут её на пень, на камень. Лоси приходят лизать соль.

3.При переходе к структуре урока, подготовка к теме   и постановка проблемы  возможно, использование упражнения  «Найди слова».  В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще – существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок. Эта игра помогает развивать восприятие целостного образа слова, внимание, закрепить навык чтения слов.

Инструкция: среди буквенного текста имеются слова. Необходимо, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова. Время работы – 2 минуты.

гасаскруглгроапремизщвыромбыксэждмвпвывотлыинубнлас

эзшщквквадраткнмримьовиетвпугывооштреугольниклоыврп

гнннеекюлжээдловалгшщкшкрфвчмипрямоугольниктлзпвпрк

мтсчетырехугольникугшгшцмеацнпмитарондпнауьтлвэвжвлв

ждлпаабурупуноэюмногоугольниккспмтрагылтагтадытаиолч

ывафрвтоютицеациарсмсуммаараотьсьлыгтвадызптчсвюыато


4. Первичное усвоение знаний.

Возможно использование игры «Шестиклеточный логикон».

Инструкция: сравнивая информацию  в верхних и нижних клетках, найдите логическую связь. Это даст возможность заполнить пустую клетку.

ЖУК

ЧЕЛОВЕК

ЛОШАДЬ

6

2

?


рука

нос

ухо

Ж

М

?


5.Релаксация

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. 

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.  

Упражнение «Кошка».

Вспомним, как ведет себя кошка, кидаясь на добычу. Покажем, как кошка выпустила когти (показ). Подержите как можно дольше растопыренные, согнутые в суставах пальцы. Кисти рук напряглись, задеревенели. Проощущайте, как утомительно и неприятно это состояние. А теперь кошка убрала когти! Руки спокойно опустились на колени, пальцы расслабились. Зафиксируйте свои ощущения в расслабленном состоянии. (Упражнение повторяется 2 раза).

Упражнение «Холодно!».

Представьте себе, что вы замерзли. Голову очень хочется втянуть в плечи. Мышцы шеи, плеч, груди напряжены. Напряжение неприятно. Опустите плечи. Выпрямите шею. Расслабилась шея, плечи, грудь. Расслабление приятно. Легко дышится. (Упражнение повторить 2 раза)

Улыбка передает нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат - чувство радости или расслабления. Попробуйте улыбнуться и удержать улыбку 10—15 секунд. А если вы не уверены в себе, то постоянно делайте вид уверенного человека. Если вы горбитесь - выпрямитесь, контролируйте свой голос, чтобы он не дрожал. Вы можете говорить себе: «Я должен быть уверенным в себе. Я буду выглядеть уверенным в себе человеком                                                                                                                                  

Звуковая гимнастика

Большую помощь в оздоровительно-развивающей работе с детьми может оказать не только дыхательная, но и звуковая гимнастика.

Особенностью методики является дыхание: вдох через нос – пауза, активный выдох через рот – пауза. Продолжительность выдоха должна быть вдвое больше, чем вдоха.

Звук «З» - активизирует мозг, нормализует  функции почек, глаз, носа, ушей.

Звуки «ХА» - помогает повысить настроение

Звук «Я»–воздействует на работу всего организма

6.Первичное закрепление 

Упражнение «Муха в квадрате»                                                                                                           Задача состоит в мысленном перемещении мухи ходами вверх-вниз, вправо-влево. 

7.Рефлексия

Работа со спирографом.

Спирограф - это прямоугольная линейка с зубчатыми отверстиями внутри. Эти отверстия разных размеров. Еще есть несколько зубчатых колесиков, с дырочками внутри, и набор фигурных трафаретов. Способствует развитию координации движения кисти, моторики руки. Формировать  интерес к творчеству, аккуратность, желание придумывать и фантазировать

Инструкция: Положите альбомный лист на ровную поверхность стола. Затем положите спирограф гладкой стороной на лист бумаги и крепко придерживайте линейку левой рукой. Выложите в зубчатое отверстие колесико так, чтобы их зубчики вошли в отверстие с зубчиками. Вставьте ручку в одну из дырочек колесика и, не спеша, покатите их позубчатому кругу. Ручка начнёт рисовать узор. Через несколько оборотов по рабочей окружности ручка вернётся в первоначальную точку и узор замкнётся. Поменяйте цвет шариковой ручки и дырочку и повторите снова круговые движения колесиком или фигуркой, как и в первый раз. Получили сверху другой узор.

Работа с танграмом

Танграм- игра головоломка на плоскостное моделирование.

Одна из первых древних игр головоломок. Родина возникновения - Китай, возраст - более 4 000 лет.

Игра способствует развитию:

-Образного мышления

-воображения

- комбинаторных способностей

-Формированию представлений о форме и размере

-Развивает операции мышления: анализ и синтез

-Учит сравнивать

-Развивает творчество

-Развивает смекалку и сообразительность

-Тренирует наблюдательность

-Способствует развитию интереса к интеллектуальной деятельности

Что из себя представляет Танграм?

Квадрат разрезанный на 7 частей: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм.

 Игровая задач        
Собирать всевозможные фигурки из данных элементов по принципу мозаики.

   Эффективность использования различных психотехнических методов и развивающих упражнений состоит в том, что они:

- способствуют привлечению интереса детей к занятиям;  

- позволяют достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики;

- улучшают  память, внимание, пространственные представления ребенка;

- снижают утомляемость и повышают способность к произвольному контролю;

- активизируют познавательный интерес и обеспечивают положительные результаты в процессе обучения.











По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Данный материал посвящен вопросу формирования УУД на уроках иностранного языка....

Примерные упражнения на развитие универсальных учебных действий на занятиях по английскому языку.

Познавательные (включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем); Общеучебные УУД: - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в ...

Развитие универсальных учебных действий в разных формах учебной и внеучебной деятельности при реализации основной образовательной программы.

В данной статье расматривается как можно сформировать 4 группы основных УУД в образовательном процессе на уроках иностраного языка. Приводятся формы работы и методические рекомендации. Главная роль от...

«Развитие универсальных учебных действий в разных формах учебной деятельности на уроках английского языка при реализации основной образовательной программы»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосоверш...

Роль универсальных учебных действий на начальном этапе обучения английскому языку

Статья «Роль универсальных учебных действий на начальном этапе обучения английскому языку»  посвящена важности  формирования универсальных учебных действий обучающихся  в процессе реали...

Приемы формирования познавательных универсальных учебных действий на различных этапах урока обществознания в рамках реализации ФГОС ООО

Актуальной сегодня является проблема организации самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. В первую очередь это относится к предмету «об...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в разных видах деятельности на уроках английского языка

УУД – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осоз...