Главные вкладки

    Психологический комфорт в школе как условие развитие личности обучающихся. Анализ психологической комфортности обучающихся в школе.
    статья по психологии на тему

    Степкина Татьяна Викторовна

     Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это  возможно  только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении. А для этого, урок как образовательное пространство, должен быть территорией безусловной психологической безопасности. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_ped_sovet.doc48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Психологический комфорт в школе как условие развитие личности обучающихся. Анализ психологической комфортности обучающихся в школе.

      “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

    В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся.

    Психологический комфорт в школе - важное условие эффективности обучения и воспитания.

    Что такое комфорт?

    Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).

    Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).

        Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

         В   инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома».

    Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

    Ничему меня не научит

    То, что тычет, талдычит, жучит...

    Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

    Если рассматривать факторы, формирующие здоровье человека, то мы увидим, что наследственность определяет 15-20%, здоровье, медицина и экология – по 10-15%, а окружающая среда – 50-55%. Что же входит в понятие «окружающая среда»? В первую очередь, это социум (друзья, школа и т.д.). В школе дети и учителя находятся с утра до вечера. И большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние.

         Можно выделить несколько групп факторов, составляющих окружение школьника. Это:

    - психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);

    - социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);

    - физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)

       Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке.

      В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

    Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.

         В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28. 2 гласит: «Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией».

    Критерии психологического пространства

    • Безопасная  среда;
    • Атмосфера  психологического комфорта, которая является  одновременно и развивающей, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимается психологическая  защита, энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.

     Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это  возможно  только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении. А для этого, урок как образовательное пространство, должен быть территорией безусловной психологической безопасности.

    Факторы, мешающие психологическому комфорту у обучающихся:

     неуверенность в себе

     повышенная утомляемость

     замедленность темпа деятельности

     повышенная потребность во внимании

     повышенная двигательная активность

     трудности в переключении с одной деятельности на другую.

     У учителей (по данным статистики) факторами возникновения дискомфорта выступают:

    физическая и психологическая напряженность труда

     постоянное оценивание со стороны различных людей

     высокий уровень ответственности,

     тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся

     разные стили управления педагогическими кадрами.

    Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаться к учителям: «… Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что этому надо учиться. Действительно, овладение культурой слова - неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления.

    Благоприятный климат на уроке зависит от многих факторов.

     Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Взаимоотношения учителя с учениками –  важнейшее условие психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.

    Критерии психологического комфорта урока:

    • Отсутствие усталости у детей и учителя
    • Положительный эмоциональный настрой
    • Удовлетворение от сделанной работы
    • Желание продолжать работу
    • Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке.

    Что же можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта?

    Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения.

    Рекомендации для поддержания психологического комфорта на уроке:

    • Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.                                  
    • Любое эмоциональное состояние, включая  отрицательное, можно выразить в деликатной форме.
    • Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в  себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.

    Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний.

    • Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухомлинский.)
    • Приходите в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.
    • Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.
    • Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте  разноуровневые задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
    • Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы.
    • Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над, чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду.
    • Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.
    • Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживайтесь от излишних замечаний.  
    • Обращайтесь за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.

    Заповеди учителя

    – Уважай детей! Защити их любовью и правдой.

    – Не навреди! Ищи в детях хорошее.

    – Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.

    – Не приписывай успех себе, а вину ученику.

    – Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

    – На уроке создавай ситуацию успеха.

    – Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.

    – Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.

    – Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.

    – Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

    – Оценивай поступок, а не личность.

    – Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психологический комфорт на уроке, как условие развития личности

                В отечественной психологии проблема взаимодействия педагога и учащихся интенсивно разрабатывалась в русле теории общения. Однако вопрос влияния п...

    Создание психологического комфорта на уроке как условие развития личности

    Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему. Наиболее активны в общении с учителями ученики начальных классов. Э...

    Выступление на методическом совете«Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника»

    Ничему меня не научит ТО, что тычет, талдычит и жучит... Урок — зона психологического комфорта.     ...

    «Психологический комфорт на уроках как условие развития личности ребёнка»

    Создание психологического комфорта на уроках  способствует повышению качества образования и развитию личности ребёнка...

    Семинар для педагогов: "Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка"

    Семинар для педагогов "Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка" проводится с целью сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на урок...

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

    Ваступление на конференции у чителей физической культура...