Психологическая подготовка к ЕГЭ: чем психолог может помочь выпускнику?
статья по психологии (11 класс) на тему

Белкина Марина Львовна
Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для учеников еще и потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники годятся для взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен их возможностям.Задачи психологической работы с учащимися: Познавательные трудности: формирование необходимых психических функций с помощью психогимнастических игр и упражнений. Личностные трудности: снижение уровня тревоги до оптимального, формирование адекватных установок. Процессуальные трудности: помощь в выработке индивидуальной стратегии деятельности и овладении особенностями процедуры ЕГЭ. Формы работы психолога с детьми: - Групповые занятия – практикумы - Игры – драматизации (овладение процедурой ЕГЭ на симулированном материале) - Индивидуальные консультации - Формулировка рекомендаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_psihologicheskaya_podgotovka_k_ege.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая подготовка к ЕГЭ:

чем психолог может помочь выпускнику?

При рассмотрении проблемы подготовки к ЕГЭ исследователи упоминают важность психологического тренинга и психологической поддержки выпускников, их родителей и учителей выпускных классов.

Почему мы считаем необходимой психологическую поддержку выпускников, сдающих ЕГЭ, и в какой форме она должна осуществляться? Предлагаем вашему вниманию свой ответ на этот вопрос.

Для того чтобы лучше понять, что представляет собой ЕГЭ с психологической точки зрения, сравним его с традиционным экзаменом. Даже на первый взгляд очевидно, что ЕГЭ кардинально отличается как от устного экзамена, так и от традиционного письменного, поскольку последний не проводится в форме тестирования.

Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для учеников еще и потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники годятся для взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен их возможностям.

Психологические трудности ЕГЭ:

- Познавательные  

- Личностные

- Процессуальные

Задачи психологической работы с учащимися:

Познавательные трудности: формирование необходимых психических функций

с помощью психогимнастических игр и упражнений.

Личностные трудности: снижение уровня тревоги до оптимального, формирование адекватных установок.

Процессуальные трудности: помощь в выработке индивидуальной стратегии деятельности и овладении особенностями процедуры ЕГЭ.

Формы работы психолога с детьми:

- Групповые занятия – практикумы

- Игры – драматизации (овладение процедурой ЕГЭ на симулированном материале)

- Индивидуальные консультации

- Формулировка рекомендаций

Возможное содержание групповых занятий:

- Осознание индивидуального стиля деятельности и выработка личной стратегии подготовки к ЕГЭ и поведения во время экзамена

- Освоение простейших релаксационных техник (аутотренинг  и т.д.)

Разработка индивидуальной стратегии подготовки:

- Анализ особенностей учебной деятельности (диагностика, самоанализ, экспертные оценки)

- Выделение «места наименьшего сопротивления» (что наиболее трудно?)

- Разработка адресных рекомендаций для выпускника,  родителей, педагогов

ЕГЭ - стрессовая ситуация:

Чтобы справиться с волнением при тестировании у выпускников должны быть сформированы следующие качества:

1)        умение работать с собой;

2)        умение принимать свое решение;

3)        должны доверять себе, как учителю;

4)        сформированы волевые качества;

5)        ответственность;

6)        умение довести дело до конца;

7)        понимать, что получить результат легко невозможно;

8)        позиция выбора.

В кадетском  корпусе у педагога- психолога есть программа психолого-педагогической подготовки к ЕГЭ, состоящая из 4-х блоков:

I        блок- диагностический;

II        блок - установочный;

III        блок - психолого-профилактический;

IV        блок - оценка - эффективность корр. воздействия.

I        блок - цель: диагностика учащихся с целью формирования группы риска

(выявить а) тревожность и депрессию, связанную со сдачей экзаменов;

б)        неуравновешенность нервных процессов;

в)        самооценка эмоционального состояния;

г)        сила и подвижность нервных процессов).

II        блок - цель: сформировать группу учащихся с целью психопрофилактики эмоционально-волевой регуляции. Критерии группы:

1)        высокий уровень тревожности (ситуативная, личностная);

2)        высокий уровень депрессивности;

3)        аффективность;

4)        слабая, неустойчивая нервная система;

5)        низкий уровень стрессоустойчивости.

III        блок - цель: практическая работа с группой.

1)        беседы;

2)        наглядные материалы;

3)        тренинги;

4)        использование психолог, техники:

5)        релаксация.

VI блок -     оценка и контроль эффективности психолого-педагогического сопровождения при подготовке к ЕГЭ.

1)        контрольные диагностические срезы;

2)        содержание программ психолого-педагогического сопровождения:

адекватность поставленной цели;

-        комплексность;

-        вариативность.

Рекомендуемая литература: Для блока I (диагностика)

1)  Е.И. Рогов Настольная книга практического психолога. I книга.

выявление уровня тревожности       стр. 183

выявление типа темперамента         стр.188

диагностика состояния агрессии       стр. 240

построение личностного профиля    стр. 246

оценка личностных особенностей    стр. 274

определение локализации контроля стр. 324

оценка нервно - психологического напряжения, астения, снижение настроения   стр. 327 характеристика типа нервной деятельности   стр. 327

определение уровня тревожности     стр. 343

Для блока III (психолого-профилактический)

1.        Е. И. Рогов. Настольная книга практического психолога. II книга,

коррекция тревожности и застенчивости        стр. 382

-        снятие барьеров общительности        стр. 401

2.        ГЛ. Лэндрет. Игровая терапия: искусство отношений.

3.        Н.В. Самоукина. Игры, в которые играют (психологический практикум).

4.        В.Ю. Большаков. Психотренинг (социодинамика, игры, упражнения).

5.        Кьел Рудестам. Групповая психотерапия (мастера психологии).

6.        Дейл Карнеги. Как вырабатывать уверенность в себе, как перестать беспокоиться.

7.        Р.В. Овчарова. Справочная книга школьного психолога

Советы воспитателям

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

 Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

 Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

 Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

 Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Советы выпускникам

Во время тестирования

•        В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

•        Бланк ответов (область регистрации, сами ответы и пр.) ты заполняешь только печатными буквами! Обрати внимание на то, как пишутся некоторые буквы, например, буква "а". Часть информации записывается в кодированной форме, которую тебе скажут перед началом тестирования.

•        Экзаменационные материалы состоят из трех частей: А, В, С:

•        в заданиях части А нужно выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых вариантов. В первой части бланков ответов с заголовком "Номера заданий с выбором ответа из предложенных вариантов" ты должен под номером задания пометить знаком "Х" ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа.

•        в заданиях части В ответ дается в виде одного слова или числа. В бланке ответов для таких заданий есть поля с заголовком "Краткие ответы на задания без вариантов ответа для выбора", куда ты аккуратно вписываешь свой ответ (слово или число) рядом с номером задания (печатными буквами). Запись формул или математических выражений, каких-либо словесных заголовков или комментариев не допускается.

•        в заданиях части С дается развернутый ответ в виде решения задачи или краткого рассказа, которые записываются на отдельном бланке. Очень важно переписать в специальное поле в правом верхнем углу указанного бланка индивидуальный номер основного бланка ответов (розового цвета). При этом никакие дополнительные сведения о вас (фамилия, имя, класс) не пишутся.

•        Исправления в бланке ответов крайне нежелательны. Если все-таки исправления неизбежны, то помни, что их можно делать только в заданиях типа А, используя резервные поля с заголовком "Отмена ошибочных меток". Исправления делаются только по инструкции организаторов. Количество допускаемых исправлений - не больше шести.

•        В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.

•        При получении результатов тестирования ты имеешь право ознакомиться с проверенной работой и, если не согласен с оценкой, можешь подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.

Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.

•        Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

•        Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

•        Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

•        Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

•        Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.

•        Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).

•        Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").

•        Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

•        Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

•        Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Журавлев д. Экзамен – способ проверки знаний или психологическое испытание? /Д. Журавлев// Народное образование. -2003-№4

2. Карандашев В.Н. Как жить в условиях стресса/ В.Н. Карандашев.-СПб., 1993

3. Коврова М.Ю. Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде. / М.Ю. Коврова. – Кострома, 2005

4. Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка/ М.Ю. Чибисова. –М.: Генезис. 2004.- (Психолог в школе)

5. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ: работа с учащимися, педагогами, родителями// М.Ю. Чибисова - М.: Генезис. 2009.- (Психолог в школе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

памятка родителей КАК вы можете помочь подростку, употребляющему наркотики

памятка  родителей КАК вы можете помочь подростку, употребляющему наркотики...

Рекомендации для родителей Как родитель может помочь своему ребёнку в изучении английского языка, даже если сам родитель языка не знает

материал содержит полезные рекомендации для родителей, дети которых изучают английский язык.В материале даются ответы на часто возникаемые вопросы. Материал взят с сайта http://englishmylife.ucoz...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ (Советы психолога для родителей выпускников)

Слово «экзамен» в буквальном переводе с латыни - «испытание». Дети в большинстве своем так и относятся к нему - как к очень серьезному жизненному испытанию: с повышенным чувством ответственности (вне ...