«ОСТАВЬТЕ МЕНЯ В ПОКОЕ, НО НЕ БРОСАЙТЕ МЕНЯ ОДНОГО»
статья по психологии на тему

Гобаева Илона Робертовна

Подростковый возраст считается и родителями, и педагогами «трудным», «проблемным», «переходным». При этом происходящее с человеком в этом возрасте необычайно важно для его дальнейшего развития. Что нужно, чтобы поддержать подростка в этот сложный период родителям необходимо:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ostavte_menya_v_pokoe_no_ne_brosayte_menya_odnogo.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

«ОСТАВЬТЕ МЕНЯ В ПОКОЕ, НО НЕ БРОСАЙТЕ МЕНЯ ОДНОГО»

Подростковый возраст считается и родителями, и педагогами «трудным», «проблемным», «переходным». При этом происходящее с человеком в этом возрасте необычайно важно для его дальнейшего развития.

В подростке все меняется: поведение, взгляды, вкусы, интересы; в нем так много нового, неустойчивого, и потому ему совершенно необходимы помощь, поддержка, понимание. «Уже не ребенок, но еще не взрослый» - эта характеристика подростка общеизвестна. Обычно ее понимают упрощенно: «не ребенок» и «не взрослый». Отсюда и истоки постоянных конфликтов с подростками: требования к нему предъявляют, а прав еще не дают.

Подростковый возраст – это время, когда происходит бурные развития и перестройка организма. Физическое созревание сопровождается подъемом всей жизнедеятельности. Не только физически, но и умственно, нравственно и социально взрослеют дети. Именно теперь подросток постепенно, из дня в день переходит или, лучше сказать, входит в мир взрослых. И в жизни подростка, и в нем самом происходит много изменений: меняется как его объективное положение в семье и в школе, так и его самосознание.

Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме – в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм – первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростка собственной уникальной сущности, собственного «Я».

Основная проблема этого возраста в том, что подростку необходимо обрести идентичность: со своим полом – принять себя как юношу (или девушку), не испытывая сожалений и не пытаясь подражать противоположному полу; обрести идентичность: со своим новым обликом и новыми желаниями; почувствовать идентичность с новыми возрастными ролями и ограничениями и в целом принять самого себя, осознав свое место в мире.

Таким образом, с большим уважением и тактом к сложному внутреннему миру ребенка  необходимо относится всегда. Но в особо чутком отношении нуждаются дети, когда они вступают в подростковый возраст.

Для того, чтобы поддержать подростка в этот сложный период родителям необходимо:

  • Опираться на сильные стороны ребенка.
  • Избегать подчеркивания его промахов.
  • Хвалить ребенком.
  • Демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
  • Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
  • Уметь взаимодействовать с ребенком.
  • Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
  • Принимать индивидуальность ребенка.
  • Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

Известный психолог Э. Берн писал, что девиз подросткового возраста: «Оставьте меня в покое, но не бросайте одного». Это требование «не бросать» подростка относится ко всем тем, кто его окружает. Терпение, такт, деликатная поддержка, требования, выраженные как предложение к сотрудничеству, могут стать для них мостиком на пути преодоления кризиса.

Педагог-психолог отдела консультирования                                 Гобаева И.Р.