Выступление педагога-психолога на классных родительских собраниях «Сексуальная неприкосновенность несовершеннолетнего»
методическая разработка по психологии на тему

Каждый несовершеннолетний должен знать и своей сексуальной неприкосновенности. Это очень важно. Статистика показывает, что около 9 из 100 юношей подвергаются изнасилованию. Обычно насилуют именно знакомые подростка. 20 из 100 девочек старших классов школы пострадали от физического или сексуального насилия со стороны также знакомых партнеров. Но как поговорить с ребенком на эту непростую, если не сказать пугающую тему?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

на классных родительских собраниях педагога-психолога Ю.Н. Леонович

 «Сексуальная неприкосновенность несовершеннолетнего»

Каждый несовершеннолетний должен знать и своей сексуальной неприкосновенности. Это очень важно. Статистика показывает, что около 9 из 100 юношей подвергаются изнасилованию. Обычно насилуют именно знакомые подростка. 20 из 100 девочек старших классов школы пострадали от физического или сексуального насилия со стороны также знакомых партнеров. Но как поговорить с ребенком на эту непростую, если не сказать пугающую тему? Эксперты по защите прав ребенка советуют говорить об этом с раннего возраста, используя понятия “хорошее”, “плохое” и “интимное” прикосновение. Объясните ему, что к хорошим прикосновениям относятся дружеские объятия, похлопывание по спине и поцелуй в щечку, а к плохим – удар или толчок. К интимным – когда кто-то хочет прикоснуться к подростку, говоря, что не нужно об этом никому рассказывать. Будьте уверены в том, что в случае возникновения такой ситуации, ребенок ответит “нет”.

Кроме того, рекомендуется использовать купальник или плавки, как наглядное пособие для ребенка с целью определения интимных мест. Вы можете сказать ему, что к любому месту, которое прикрывается купальником или плавками, никто не должен прикасаться. По мере взросления ребенка можно рассказать об этом более детально.

Обязательно нужно объяснить ребенку, что никогда не следует:

- Подходить к незнакомому взрослому ближе, чем на метр, особенно если он находится в автомобиле.

- Входить в лифт с незнакомым взрослым или заходить одновременно с ним в подъезд.

- В одиночку идти со взрослым – как незнакомым, так и малознакомым, как в знакомое, так и в незнакомое место под любым предлогом: посмотреть/взять в подарок/помочь вылечить щенка или котенка, взять пакет для папы, помочь в какой-то хозяйственной мелочи, проводить и показать улицу или дом.

- Садиться в машину со знакомыми и тем более незнакомыми, даже если они сообщают, что «папа/мама в больнице и тебе срочно нужно приехать» (надо объяснить ребенку, что сначала нужно папе/маме позвонить и выяснить, все ли с ними в порядке, а если дозвониться не удается – поехать с хорошо знакомым взрослым, лучше – женщиной, к примеру, с соседкой или мамой школьного приятеля).

- НИКОМУ, кроме доктора на приеме (с согласия и в присутствии родителей) нельзя позволять себя трогать за половые органы – и тем более нельзя трогать никого из взрослых, или более старших ребят.  Даже если они об этом очень попросили и предложили щедрое «вознаграждение», даже если это близкие родственники, и даже если они заявляют, что «все дети делают это» или, напротив, «сейчас ты узнаешь то, что не знает и не умеет еще никто из твоих ровесников».

 Еще нужно объяснить ребенку, что если на него все же напали, обманули, запугали и сделали все то, чего делать права не имели – надо рассказать об этом тем, кому доверяешь – и как можно раньше! Часто дети не решаются сказать матери о действиях отчима, отца или деда из страха, что мать просто не поверит или потому, что это будет слишком тяжелым ударом для нее. Однако если мама или кто-то из очень близких проведут беседу об этих опасностях первыми – ребенок будет понимать, что в случае беды именно этому взрослому можно довериться. Увы, нередко бывает, что матери вполне в курсе происходящего, но либо делают вид, что ничего не знают, либо вообще махнули на это рукой – что часто встречается в асоциальных семьях. В этом случае ребенку очень повезет, если на его пути встретится кто-то (соседи, учителя, родители друзей), кто объяснит, что с этой бедой можно и нужно обращаться в полицию, органы опеки, психологические службы.                                                                                          

Ребёнок должен быть информирован о возможности насилия в доступной для его понимания форме. При этом необходимо учесть, что возраст около 25% жертв сексуального насилия составляет меньше 7 лет, поэтому чрезвычайно важно понять, что делать и как разговаривать с ребёнком, в зависимости от его возраста. 

Психологи дают такие рекомендации:

• 18 месяцев – необходимо научить ребёнка правильным названиям частей тела.

• 3-5 лет – необходимо научить ребёнка правильным
названиям интимных частей тела и помочь ему научиться говорить «нет» в ответ на любое сексуальное предложение. Дать ребёнку прямые ответы, в соответствии в доступной для его понимания форме на его вопросы о сексе.

• 5-8 лет - научить ребёнка правилам безопасности на улице и помочь ему научиться отличать симпатию от сексуальных претензий. Необходимо поощрять ребёнка к тому, чтобы он рассказывал взрослым о любом испугавшем его событии.

• 8-13 лет – научить ребёнка основным приёмам самозащиты (знать номер полиции, не стыдится звать на помощь и привлекать к себе внимание в случае опасности) и объяснить ему основные правила приемлемого сексуального поведения.

• 13-18 лет – рекомендовано обучение навыкам персональной защиты для предотвращения венерических заболеваний и нежелательной беременности, знакомство с понятием «изнасилование» и правилам безопасности для того, чтобы не стать жертвой этого преступления.

2. Говоря о сексуальном насилии, необходимо избегать чрезмерного запугивания.

Хотя немаловажно, чтобы ребёнок был достаточно обеспокоен опасностью стать объектом насильственного поведения взрослых, тем не менее, необходимо, чтобы он был и достаточно уверен в своей способности, в случае необходимости, избежать такой ситуации.

3. Необходимо обстоятельно объяснить, чем нормальные прикосновения отличаются от «ненормальных», создающих у ребёнка ощущение дискомфорта или смущения.                                 

4. Необходимо объяснить ребёнку, что у него есть права - право распоряжаться своим телом и право говорить «нет», когда прикосновения к их телу доставляют им неприятные ощущения.                    

5. Важно побудить ребёнка сразу же рассказать Вам, если взрослый человек, кем бы он ни был,  прикасался к нему.                                

6. Обсудите с ребёнком, какими приёмами, возможно, будут пользоваться взрослые, чтобы вовлечь их в сексуальные действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о классном родительском собрании.

Данный материал в помощь классному руководителю....

Положение о классном родительском собрании

Положение о родительском собрании класса...

Классное родительское собрание

В помощь классным руководителям...

протокол классного родительского собрания в 9 классе

классное родительское собрание по проблемам подросткового периода....

Классное родительское собрание "священное имя" мама"

Сценарий содержит стихотворения о мамах, конкурсы, высказывания великих людей, песни о мамах....

Выступление на родительском собрании «Половая неприкосновенность несовершеннолетних»

Выступлениена классных родительских собраниях педагога-психолога  «Половая неприкосновенность несовершеннолетних»...