Рассерженные шарики
методическая разработка по психологии (9 класс) на тему

Гуцунаева Эмма Руслановна

Занятие на формирование навыков адекватного выхода из стрессовой ситуации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_rasserzhennye_shariki.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РСО-Алания Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Профессиональное училище №8»

Рассерженные шарики

(техника адекватного выхода

 из состояния гнева)

из опыта работы педагога-психолога

 Гуцунаевой Э.Р.

Проблема кризиса, конфликтов, трудностей одна из самых сложных и острых в развитии и воспитании подростков. С начала научного изучения подросткового периода за этим возрастом закрепилось название критического, что отразилось в его образной характеристике как периоды "Sturm und Drang", "Storm and Stress", т. е. "бури и натиска", "бушевания и напряжения".

Многие взрослые люди только с ужасом могут подумать о возможности вновь оказаться подростками, снова взрослеть, снова открывать себя и свою судьбу в своих собственных испытаниях.

Однако выборы молодых в смысле "жизнь моя, а вместе с ней и весь мир здесь решается" в стабильных общественных системах делаются в лоне предшествующих поступков, с чувством исторической традиции. Но вся сложность проблемы самоопределения современной российской молодежи в том, что она лишена этого чувства, оказавшись в ситуации отсутствия образцов поступков, "когда никто вокруг тебя или до тебя никак не поступал", ей страшно входить в мир взрослых.

На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы.

В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.

Техника «Рассерженные шарики» служит для обучения адекватным способам выражения чувств раздражения и гнева. Данная методика проста и безопасна, психолог участвует в игре наравне с детьми, демонстрирует разные формы проявления этих эмоций и закрепляет безопасные способы выражения, выполняя различные упражнения.

Ниже описывается одно из занятий, в котором используется данная техника.

Может применяться как в групповой, так и в индивидуальной работе.

Цель:

 научить разнообразным безопасным способам выражения агрессии.

Задачи:

- помочь подростку понять, каким образом в человеке накапливается гнев и как он, затем, вырываясь наружу, может травмировать окружающих, да и самого человека;

активизировать сенсорные каналы восприятия, чтобы подросток мог увидеть, почувствовать, «услышать» раздражение и гнев и тем самым лучше осознать их природу и смысл;

показать и научить безопасным способам выражения чувств гнева и раздражения;

закреплять полученные знания и навыки в повседневной жизни.

Материалы:

- надувные шарики всех цветов радуги по количеству участников;

- плакат «Способы выражения агрессии».

Плакат служит для визуального закрепления информации. Предложенные на плакате безопасные способы выражения агрессии дают достаточный набор адекватных способов поведения и отреагирования этих чувств.

До этого занятия подростки уже познакомились с различными чувствами, в том числе и с раздражением.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I.

Ведущий:

- На предыдущем занятии мы рассмотрели с вами понятия «недовольство», «гнев»,  «агрессия», а сейчас мы разыграем с вами ситуации гнева и агрессии.

- Ребята, надуйте красные шарики и завяжите их.

Представьте, будто надутый шарик — это тело человека, а находящийся в нем воздух — чувства раздражения и гнева.

Скажите, может ли сейчас (дети держат завязанные шарики) воздух входить и выходить из него?

- Что случится, когда чувство гнева и раздражения переполнят человека?  А может ли человек, который переживает раздражение и гнев, оставаться спокойным?

- Ребята, теперь прыгните на свой шарик так, чтобы он взорвался. Что случилось с шариком? Может ли такой способ выражения гнева быть безопасным? Почему?

(Подростки дают свои объяснения)

- Что вы почувствовали, когда взорвался шарик?

(Если кто-нибудь из детей испугался, необходимо обсудить с ними, что может означать этот страх)

II. Ведущий проводит энергизатор, чтобы дать возможность подросткам кратковременное расслабление.

Упражнение «Смешной рисунок»

Прикрепите лист бумаги на дверь, стену.  Играющие выстраиваются в одну линию. Ведущий завязывает первому глаза, подводит его к «мольберту», дает в руки фломастер и говорит, что сейчас все будут рисовать одну корову, слона, зайца, принцессу и т.д.

Все по очереди подходят с завязанными глазами и дорисовывают недостающие детали.

III.

Ведущий:

- Ребята, если шарик — это человек, то взрывающийся шарик означает какой-нибудь агрессивный поступок, например нападение на другого человека. Можно ли считать такой способ выражения гнева безопасным?

(Подростки дают свои объяснения)

- Давайте надуем еще один красный шарик, но завязывать его не будем. Держите шарик крепко в руке и не давайте воздуху выходить наружу.

Вы помните, шарик — это человек, а воздух внутри него — чувства раздражения и гнева.

- А теперь выпустите из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите. Вы заметили, что шарик уменьшился?

- Взорвался ли шарик, когда вы выпустили из него воздух?

(Подростки дают свои объяснения)

- Можно ли такой способ выражения гнева считать более безопасным? Остался ли шарик целым? Напугал ли кого-нибудь?

- Ребята, когда мы выражаем гнев, контролируя его, то он никому не причинит вреда. На нашем плакате есть полоска радуги такого же цвета, как и наши шарики. Какой это цвет? (Красный.)

- Прочтите в красном шарике, что можно сделать, чтобы чувство гнева стало меньше. (Кувыркаться, купаться, колотить подушку, корчить рожицы перед зеркалом, красить, рисовать, крутить колеса — см. плакат.)

- Давайте по чуть-чуть выпускать воздух из шарика и выполнять перечисленные упражнения.

- Ребята, гнев и раздражение, если их безопасно выражать, могут «выйти» из человека, как воздух из нашего шарика.

IV. Рефлексия.

V. Дерево «Мое настроение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по вышивке шариков-темари

Первый урок по изготовлению шариков-темари...

"День военно-воздушных шариков" Сценарий праздника для учеников 1-2 классов, посвященного Дню защитников Отечества а.

Цели: • воспитать чувство гордости, благодарности и уважения к защитнику Отечества; • сделать традицией школы проведение праздника, посвященного Дню защитника Отечества, как праздника сочетающе...

Учения военно-воздушных шариков

Цели: • воспитать чувство гордости, благодарности и уважения к защитнику Отечества; • сделать традицией школы проведение праздника, посвященного Дню защитника Отечества, как праздника сочетающе...

Закись азота. Веселящий газ. Воздух ибицы. Шарики счастья.

Информационная презентация для детей школьного возраста, родителей, педагогов о закиси азота. его же еще называют "Веселящим газом", "Воздух ибицы", "Шарики счастья". это не реклама!!!!! а вся правда ...

Программа "Рассерженные шарики"

Дополнительная  программа «Рассерженные шарики» по коррекции агрессивных тенденций у детей....

Картотека пальчиковых игр «Шарик я в руках катаю, свои пальцы разминаю» (с массажным шариком Су-Джок)

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики. Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук...