Мотивированная деятельность и профессиональное выгорание педагога.
статья по психологии на тему

Ахметова Нязиля Джафяровна

Из опыта последних лет работы, хотелось бы отметить, что внешние условия и микроклимат в коллективе создаваемые администрацией школы, играют немаловажную роль в мотивированной деятельности творческого учителя. Мотивация – вещь непостоянная и зависит от многих факторов, с разной силой влияющих на нее. Мотивация «работает»  лишь в том случае, когда в производственных отношениях доминируют порядочность руководства и его глубокая внутренняя культура, а также учет мнения членов коллектива при принятии важных производственных решении, честность и взаимное доверие между администрацией и членами коллектива. При  этом поведение руководителя и его заместителей сильнейшим образом влияет на мотивацию сотрудников. Тут нет никаких особых хитростей – просто руководитель должен заботиться  о том, чтобы у сотрудников была возможность профессионального роста, а в школе были созданы все условия для творческой деятельности педагога. При отсутствии определенных условии труда на рабочем месте, непрофессиональном решении рабочих проблем с учителем и выстраивании неправильных производственных отношении руководства с подчиненными, никакие внутренние мотивы творческому педагогу не помогут добиться высоких качественных результатов образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motivirovannaya_deyatelnost_uchitelya_novyy.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №20»

Городского округа Саранск

Республики Мордовия

Статья

Мотивированная деятельность и

 профессиональное выгорание педагога

Подготовила

учитель физики

 Ахметова Нязиля Джафяровна

Г.о.Саранск

 2018

         Мотивация сама по себе не обеспечивает успеха в любой деятельности, в том числе и педагогической. Но добиться чего-либо без собственной заинтересованности данной деятельностью невозможно. Проблема в том, как работает мотивация и как ее стимулировать у  себя самой?

Работая в школе, я всегда пыталась найти ответы на эти вопросы:

  • какие условия необходимо создавать самой  для мотивированного поведения;
  • как, не смотря на психологические, умственные  и физические перегрузки,  быть постоянно в тонусе;
  • как вовремя заметить и решить проблемы с собственной мотивацией на работе;
  • как организовать трудовой процесс таким образом, чтобы собственный энтузиазм не угасал, несмотря на любые внешние факторы.

  Каждый из нас начинает заниматься  своей любимой деятельностью с очень высоким уровнем мотивации. И наша задача состоит в том, чтобы сохранить данный уровень как можно дольше. Необходимо стараться выявить и исключить все внешние факторы, способствующие снижению уровня собственной мотивации.

        В любой момент времени, сила мотивации – результат предшествующих обстоятельств.

       Результат процесса мотивации – это сумма различных факторов. К ним относятся:

  • собственное желание и стремление работать добросовестно, плодотворно и с полной внутренней отдачей (внутреннее побуждение, которое должно быть сильнее любых негативных внешних факторов);
  • самоэффективность ( нужно  выстроить жизнь по собственному велению внутреннего голоса, стараясь полагаться  только на себя);
  • психологическая перспектива (она определяет, какие цели в жизни мы выбираем в зависимости от того или иного жизненного этапа);
  • наши эмоции (во время принятия жизненно важного  решения они служат нашим «внутренним советчиком»).

          Все эти факторы складываются в достаточно сложный комплекс, где преобладают сила воли, профессиональная составляющая и благоприятные внешние условия.

        На этих составляющих  основаны наши успехи в педагогической деятельности.

      В психологической литературе различают общую и специфическую мотивацию.

        Общая мотивация – желание сделать что-либо, добиться чего-либо. Это желание, пусть выраженное у разных людей в разной степени, свойственно каждой из нас.

       Специфическая мотивация – причина того, что человек с упорством стремится к какой-то конкретной цели. Обусловливается специфическая мотивация тем значением, которое данная цель имеет для личности. Им же определяется длительность стараний и затрата сил на достижение этой цели. Невероятное значение, на мой взгляд,  имеет в нашей педагогической деятельности, насколько высока у каждой из нас специфическая мотивация, с каким стремлением и желанием мы возьмемся за выполнение профессиональной задачи.

       Какие условия требуются для «переживания» педагогами специфической мотивации в школе?

       Ни для кого не секрет, что материал, на который постоянно  оказывают давление, очень быстро «устает». Он становится ломким, а затем ни на что не годным. Время, в течение которого материал может сопротивляться напряжению, ограничено, чего нельзя сказать о нас. Мы имеем перед ним замечательное преимущество: обладаем способностью к восстановлению. После сильной нагрузки (какой-либо психологической стрессовой ситуации) и следующего за ней периода восстановления мы становимся более выносливыми, хотя без душевных травм подобные жизненные ситуации не проходят. Определенный  опыт работы в школе  показывает, что человек в состоянии вынести невероятные нагрузки и, более того, продолжая показывать определенные положительные результаты своей деятельности и продолжая работу с прежней заинтересованностью и огромным желанием. Это возможно только в случае, если человек исключительно заинтересован своей деятельностью. Также  нам должны быть известны секреты расслабления и восстановления. Только сбалансированность напряжения и расслабления дает нам психическую и физическую энергию. Восполнить энергетические затраты могут помочь: общение с нашими воспитанниками  или близкими взрослыми людьми, активный отдых на природе, уединение с собственными мыслями, чтение интересующей  литературы, поход в кино или в театр и т.д.

      Таким образом, степень вовлеченности в работу зависит от двух вещей: специфической мотивации, которую человек может проявить на пути к цели, и уровня активности, которого он может психически и физически достигнуть в данный момент.

        Мы с полной отдачей «включаемся» в свою любимую педагогическую деятельность только тогда, когда это окупается, когда наша активная деятельность приносит плоды, дает результат. Каждый из нас убежден, что в силах влиять на окружающий мир и людей, добиваясь желаемого. Вопрос не в том, нужно ли что-то менять, а в том, как это сделать. Только этим определяется успешность нашей деятельности.

Осознать эффективность своей деятельности можно, ответив на вопросы приведенные ниже:

1)Результат будет иметь для меня большое значение?

2) Результат еще не ясен?

3) Я могу повлиять на результат?

4) Результат будет положительным?

      Важно верить самой в свои собственные положительные результаты. Не менее важную роль играет в достижении высоких результатов, когда хочется оправдать надежды близких людей. Важно, когда в тебя верят и в полной мере доверяют со стороны. Исключительное значение имеет заинтересованность данной деятельностью своих воспитанников.

        Если мы ответим на все  выше приведенные вопросы «да», значит мы осознаем эффективность своей деятельности. Но это потребует от нас достаточно высоких затрат сил и энергии.

     Ежегодно многие мои выпускники успешно сдают по физике ЕГЭ и поступают  на технические факультеты ВУЗ-ов.

        Я благодарна судьбе за то, что она мне подарила учеников, которыми я горжусь особо. На сегодняшний день мои выпускники обучаются и преподают в разных технических ВУЗ-ах Российской Федерации и являются ведущими специалистами в крупных промышленных предприятиях.

 Огромную роль в процессе мотивации играют наши эмоции. Если нам постоянно необходимо действовать вопреки своим чувствам, результатом может быть полное разочарование от своей деятельности. Полное согласие с собой, внутренняя гармония нас окрыляют. Ставшая привычной двойственность – с одной стороны, разум, с другой – чувство – пагубна, если она долго не исчезает. Только гармония рационального и эмоционального начал обеспечивает наш успех.

      Наши эмоции – важнейший фактор, влияющий на принятие тех или иных решений. Если мы научимся расшифровывать сигналы собственных и чужих эмоций, наши решения и последующие за ними действия станут более продуманными и удачными.

 По сведениям психологов, к эмоциональной культуре относится:

1) Самосознание (способность управлять собственными эмоциями)

2)Самоуправление(способность понимать и объяснять себе собственные эмоции).

3) Самомотивация (использование собственных эмоции для достижения цели).

4) Эмпатия (способность чувствовать других людей).

  Успех в нашей деятельности зависит не только от нашей заинтересованности и энтузиазма, но и от наших способностей и  профессионализма. Большое значение имеет рабочее окружение. Возможно, нам и удастся в чем-то изменить рабочую атмосферу, в которой мы работаем, но создать ее мы не сможем: атмосфера, в которой можно реализовать свои цели, уже должна существовать. Психологи эти три составляющие успеха назвали: «хочу», «могу» и «имею возможность»

         Главный гарант успеха – способность мотивировать самого, т.е. сосредоточиться на привлекательных и интересных целях и поддерживать в себе мотивацию, добиваясь их.

Чтобы суметь поставить себе цель и достичь ее, необходимы определенные знания и компетентность.

     Третья составляющая успеха – благоприятные условия. Внешние условия всегда играют существенную роль в достижении цели (или в неудаче). В одних учебных заведениях нет никаких возможностей получить определенные результаты своей деятельности, а в других , наоборот, у педагогов есть  все возможности для самореализации. В образовательных организациях, где мне приходилось работать были созданы современные условия для работы учителей. Во всех кабинетах, в том числе и в кабинете физики были организованы и оснащены рабочие места педагогов  всей орг. техникой (компьютер, мультимедийный проектор, принтер, сканер) необходимой для организации и проведения уроков, отвечающие современным требованиям.

        Мы можем в чем-то изменить атмосферу, в которой работаем, но  в принципе на работе должны быть созданы такие условия, в которых есть желание у творческого педагога работать  в полную меру своих возможностей.

      Из опыта последних лет работы, хотелось бы отметить, что внешние условия и микроклимат в коллективе создаваемые администрацией школы, играют немаловажную роль в мотивированной деятельности творческого учителя. Мотивация – вещь непостоянная и зависит от многих факторов, с разной силой влияющих на нее. Мотивация «работает»  лишь в том случае, когда в производственных отношениях доминируют порядочность руководства и его глубокая внутренняя культура, а также учет мнения членов коллектива при принятии важных производственных решении, честность и взаимное доверие между администрацией и членами коллектива. При  этом поведение руководителя и его заместителей сильнейшим образом влияет на мотивацию сотрудников. Тут нет никаких особых хитростей – просто руководитель должен заботиться  о том, чтобы у сотрудников была возможность профессионального роста, а в школе были созданы все условия для творческой деятельности педагога. При отсутствии определенных условии труда на рабочем месте, непрофессиональном решении рабочих проблем с учителем и выстраивании неправильных производственных отношении руководства с подчиненными, никакие внутренние мотивы творческому педагогу не помогут добиться высоких качественных результатов образовательной деятельности.

В современных условиях деятельность учителя, как видим, буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание. Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущей к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов творческого педагога. Синдром профессионального выгорания – это самая опасная профессиональная болезнь современных педагогов.

Основной фактор профессионального выгорания, как было отмечено выше – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят:

  • предъявление требований педагогу, не отвечающие современным образовательным стандартам и учебным программам;
  • превышение должностных полномочии администрацией перед подчиненными (в частности, при составлении расписания уроков или при выставлении итоговых отметок ученикам);
  • отсутствие или недостаток поддержки и понимания со стороны администрации;
  • невозможность влиять на принятие важных решений;
  • необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным, вежливым улыбчивым);
  • работа с тяжелыми людьми (непорядочными и агрессивными);
  • переживание несправедливости;
  • неудовлетворенность результатами своей деятельности, несмотря на хорошие результаты;
  • недостаток вознаграждения за работу, прежде всего  моральное, но и материальное…

 Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он становится достаточно неуязвимым по отношению к профессиональному выгоранию и его внутренние мотивы ему помогут трудиться и развиваться. Если же работа творческого учителя, несмотря на старания и высокие результаты его деятельности, выглядит в глазах администрации незначимой для образовательной организации, то синдром развивается быстрее. Одними из распространенных факторов также являются: недооценка среди руководства профессиональной значимости результатов деятельности учителя, постоянное психологическое внешнее давление на педагога со стороны администрации. Администрация может смягчить развитие «сгорание», если обеспечит педагогам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию. В плане профилактики синдрома выгорания администрации следует большое внимание уделить организации рабочего места и времени. Помещение должно соответствовать нормам санитарно-гигиенических требований (освещенность, температура, удобная мебель, эстетический вид помещения). Кроме того, важна возможность технического перерыва для принятия пищи, отдыха (восстановления сил). Кроме того, необходимо учесть, что работа педагога в основном основана на энтузиазме, поэтому большое значение имеет самостоятельность в принятии решений и акцент в системе взаимоотношений должен быть смещен с контроля на собственную совесть каждого педагога.

              В заключении хочу предложить несколько вопросов, ответив на которые можно понять, обладаем ли мы всеми необходимыми качествами для достижения определенно высоких результатов в своей деятельности.

Фактор успешности

Вопрос

Специфическая мотивация

Есть ли у вас конкретные цели, которых вы упорно добиваетесь?

Что это за цели?

Собственная эффективность

Вы верите, что можете что-то изменить?

Как сильно, на ваш взгляд, вы можете повлиять на процесс движения к цели?

Эмоциональная культура

Что говорят вам чувства?

Ваша цель достижима?

Есть ли у вас сомнения, страхи, опасения? Позитивно ли Вы настроены? Вступают ли Ваши чувства в противоречие?

Как это может повлиять на Вас и на достижение Вашей цели?

Напряжение и расслабление

Вы обращаете внимание на баланс напряжения и восстановления?

Чувствуете, что нагрузки вам по плечу или иногда ощущаете себя истощенным?

Способности и компетентность

Какими знаниями и способностями, необходимыми для достижения вашей цели, вы обладаете?

Нужно ли вам совершенствоваться

в определенных областях? Что конкретно вы можете для этого сделать?

Внешние условия на работе

Позволяют ли вам внешние условия полностью реализоваться?

Если нет, то что вы можете изменить?

Может быть, в данных условиях смена места работы решила бы ваши проблемы?

     Только тот, кто имеет цели, может испытывать мотивацию. При соглосовании целей с самим собой у нас есть большое преимущество: мы можем сконцентрироваться на тех целях, которых и в самом деле хотим добиться.  Только мы сами определяем, какие цели перед собой ставить.

      Естественно, мы сами и несем ответственность за то, чтобы контролировать выполнение цели, похвалить себя или подстегнуть. Значит, нам необходимы самодисциплина и способность похвалить себя.

Очень трудно постоянно мотивировать себя при отсутствии внешних условии.

Для этого необходимо уметь брать обязательства перед самим собой. Добровольно обязаться всеми силами добиться определенных результатов в своей деятельности.

           Высокой степенью «обязательности» считается та, при которой мы испытываем настоятельную потребность «включиться» в работу; чувствуем острую личную заинтересованность в достижении цели и ответственность за ее достижение. Ясное понимание того, чего мы хотим, дает нам,  как правило, четкие критерии для принятия решений. Но принимать решения всегда трудно. Если решили достичь какой-то цели, то необходимо уделять меньше внимания другим проблемам или, вообще не тратить на них силы, т.е. мы должны совершить осознанный выбор и принять осознанное решение.

Главные вопросы в ситуациях принятия трудного решения

  • Какие области жизни затрагивает данное решение?
  • Какими преимуществами обладают альтернативы?
  • Эти преимущества обязательно появятся или только могут появиться?
  • Каких «издержек» и потерь можно ожидать?
  • Эти минусы действительно будут, или мы только думаем, что они могут быть?
  • Насколько сильно негативные последствия затронут мой дальнейший интерес к моей деятельности?
  • Имеются ли возможности компенсировать негативные последствия, отложить на другое время или просто иначе сформулировать свои цели в данной области?
  • Представим себе, что мы приняли решение. И как нам с ним живется? Эмоции — мои  главные советчики — «согласна» с ним? Если нет, необходимо еще раз все обдумать.  

        

В заключении, хочу предложить вашему вниманию несколько упражнении на самомотивацию по методике Геннадия Павленко из статьи«Нематериальная мотивация. Мотивация учения. Самомотивация источник энергии».

Упражнение на самомотивацию.

- Представьте вашу деятельность, к которой стремитесь развить интерес, как источник энергии. Конкретно, ярко вообразите предмет вашей деятельности (конкретные тему, законы, закономерности и т.п.). Сконцентрируйтесь на теме, которая вам нравится, интерес к которой вы хотели бы развить.

- Вообразите, как этот предмет вашей деятельности согревает вас, дает энергию, вдохновляет на работу. Пытайтесь вообразить, как эта энергия влияет на ваш мозг, стимулируя его нервные центры.

- Вдыхайте, воспринимая эту энергию. Вообразите, как энергия из учебника, из формул и закономерностей вливается в ваш мозг. Вообразите, как лёгкие, приятные волны энергии накатываются на вас, пробуждая вашу активность.

- Поместите источник энергии с правой стороны (а потом с левой). Почувствуйте влияние энергии  на правое полушарие вашего мозга.

- Вообразите источник энергии перед собой. Почувствуйте, как энергия влияет на мозг сверху, как энергия легко, непринужденно входит в ваш мозг.

- Теперь вообразите, что этой творческой энергии у вас так много, что вы хотите поделиться ею с окружающими (не со всеми, конечно). Вообразите, как вы направляете эту энергию определенному человеку, которого хотели бы вдохновить на деятельность и творчески поддержать.

Список использованной литературы

1. http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/12.html. Общая характеристика педагогической деятельности

2. http://works.tarefer.ru/64/100254/index.html. Мотивация педагогической деятельности

3. http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=694EA98B25A74432BBA55F86FE7FCF04 Исследование мотивации педагогической деятельности

4. http://unid.bsu.edu.ru/unid/teach/sbornik/detail.php?IBLOCK_ID=327&SECTION_ID=3197&ELEMENT_ID . Нравственно- педагогическая мотивация деятельности педагога.

5. Геннадий Павленко . Статья     «Нематериальная мотивация. Мотивация учения. Самомотивация источник энергии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика профессионального выгорания педагогов

В презентации  в легкой, юмористической форме подобран материал по профилактике профессионального выгорания. Сожно использовать как сопровождение к теоретическому материалу или как релаксаци...

Особенности профессионального выгорания педагогов начальной школы и учителей физической культуры

В статье   описаны симптомы, стадии, факторы и тип выгорания учителей физической культуры и учителей начальной школы.Опрос и анкетирование проводились в выборке более чем зо педагогов опреде...

Профессиональное выгорание педагогов и как себе помочь

Причины эмоционального выгорания педагогов, способы коррекции , премы регулирования настроения, способы выхода из затруднительных ситуаций....

Системная диагностика профессионального выгорания педагогов

Эмпирическое исследование личностных характеристик и выявление особенностей профессионального выгорания педагогов общеобразовательных школ ЮВАО г. Москвы...

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов»

Программа тренинга  «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов». Психологический тренинг прекрасная профилактическая мера, особенно для педагогов общеобразовательных школ. Трени...

Направленность деятельности руководителя образовательного учреждения на предупреждение профессионального выгорания педагогов

На наш взгляд построение успешного комплекса управленческих мероприятий способствующих профилактике профессионального выгорания педагогов МКУ «Центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без ...

Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога.

Выступление педагога- психолога  на методическом объединении педагогов....