Программа коррекционной работы
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему

Григорьева Екатерина Васильевна

Работа с песком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_korrektsionnoy_raboty.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Программа коррекционных занятий

с элементами песочной терапии

по развитию уверенности в себе

и формированию ответственности

за свои поступки

Составила педагог-психолог

«Средней школы №8 города Зыряновска»                          Григорьева Е.В.

Цель: способствовать развитию у учащегося уверенности в себе и формированию ответственности за свои поступки.

Задачи:

  • Способствовать проработке имеющегося внутри напряжения;
  • Способствовать стабилизации эмоционального состояния;
  • Способствовать развитию умения прислушиваться к себе и своим ощущениям;
  • Способствовать осознанию «что такое хорошо и что такое плохо»;
  • Способствовать осознаванию важности ответственности и доброты к людям и близким;
  • Прививать навыки доброты, внимательности, не причинения вреда себе и окружающим людям;
  • Отыгрывать в игре с песком негативные эмоции;
  • Способствовать вселению уверенности в себе, в свои добрые качества;
  • Способствовать осознанию в себе таких качеств как доброта, ответственность, дружелюбность;
  • Приобретение «песочного» опыта решения многих жизненных ситуаций.

Занятие 1. «Сказочная страна»

Цели и задачи:

  • Познакомить ребенка с работой в песочнице;
  • Проработать имеющееся внутри напряжение.

Ребенок приглашается к ящику с песком. Ему дается «сказочная» инструкция создать свою сказочную страну и населить ее различными существами: «Представь, что ты Волшебник. Он долго путешествовал. Он искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, он пришел в пустыню. И задумал Волшебник превратить ее в сказочную страну и населить ее разыми существами… Преврати пустыню в тот мир, какой ты захочешь». Когда ребенок заканчивает создание сказочной страны, прошу его рассказать о ней:

  • что это за мир, сказочная страна;
  • какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну (можно подробно расспросить о каждой фигурке);
  • в каких взаимоотношениях они находятся между собой;
  • всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить;
  • какие события будут происходить в стране, что будут герои делать дальше?

Если какому-то персонажу, населяющему страну неуютно или некомфортно, плохо живется в этой стране, я говорю: «А что можно сделать, для того, чтобы ему стало лучше»? Здесь важно, чтобы ребенок не просто фантазировал, а реально разыгрывал свои фантазии на песке.

Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не скажет «Теперь в этой стране всем живется хорошо». Это маркер того, что имевшееся на начало игры напряжение «проработано» на бессознательно-символическом уровне.

Занятие 2. «Отпечатки ваших рук»

Цели и задачи:

  • Способствовать стабилизации эмоционального состояния;
  • Способствовать развитию умения прислушиваться к себе и своим ощущениям;
  • Способствовать осознанию «что такое хорошо и что такое плохо»;
  • Способствовать осознаванию важности ответственности и доброты к людям и близким.

На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.

Взрослый начинает игру, рассказывая о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»

Ребенок, получив образец проговаривания от взрослого, пробует сам рассказать о том, что чувствует.

Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: «Я перевернула руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?» Если у ребенка схожие ощущения можно обсудить: что можно сделать, чтобы их изменить? Может подвигать руками?

Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значение для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, на ряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Ребенок получает таким образом опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так складывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Беседа. Сравнение ощущений: тепло, прохладно, приятно, неприятно и других. Рефлексия.

Беседа. Какие игры несут в себе позитивную коммуникацию, способствуют развитию доброты, внимательности. А какие игры причиняют вред здоровью. Рефлексия.

Занятие способствует осознаванию, какие игры несут в себе позитивную коммуникацию, а какие негативную, причиняющую вред физическому и психическому здоровью ребенка, а также приносящие вред другим людям. Разъяснение на примерах «что такое хорошо и что такое плохо».

Занятие 3. «Загадки»

Цели и задачи:

  • Способствовать осознаванию важности ответственности и доброты к людям и близким.

Ребенку предлагается сказочные задания в форме стихотворных загадок. Отгадки закопаны в песок.

***

Если отгадал загадку,

Вслух сказать не торопись.

Ты, используя разгадку,

За задание берись

Кто колдует; заклинает;

В ступе по ночам летает?

У избы на курьих ножках кто хозяйка? (Бабка Ёжка)

***

Спрятал кто иглу в яйце,

А яйцо хранит в ларце?

Кто всех злее и тощей?

Кто не верит всем?

(Кощей)

Отгадал, не называй,

Выкопай и прочитай.

***

На розовом облачке феи

Кружились и песенки пели

Даря вновь и вновь

Всем мир и (любовь).

***

Если вдруг ушел ребенок из дома

И не сказал никому не слова

Такого ребенка нужно научить

(Добрее) к родителям и (ответственнее) быть!

Рефлексия. Вопросы к ребенку:

  • Какого человека можно назвать добрым?
  • Какого ребенка можно назвать ответственным?
  • Хотел бы ты быть добрым и ответственным?
  • Что для этого нужно?
  • О чем это побуждает тебя задуматься?
  • Куда это тебя ведет – к каким действиям в обозримое ближайшее время?

Занятие 4. «Сказка на песке»

Цели и задачи:

  • Отыгрывать в игре с песком негативные эмоции;
  • Способствовать вселению уверенности в себе, в свои добрые качества.

Ребенку предлагается создать сказку на песке. Ребенок сам рассказывает и проигрывает сказку, моделируя в ней конфликты, трудности. Отыгрывает ситуацию борьбы со злом. Взрослый поддерживает, подбадривает, высказывает свою заинтересованность, выражает уверенность, что у ребенка всё получится. Высказывает искреннее восхищение ребенком, благодарность за выдумку, доброту.

Рефлексия.

Занятие 5. «Сказочная принцесса»

Цели и задачи:

  • Способствовать вселению уверенности в себе, в свои добрые качества;
  • Способствовать осознанию в себе таких качеств как доброта, ответственность, дружелюбность.

Игра предлагается ребенку в виде сказки. Сказку зачитывает психолог.

«В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Но этого было мало. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми.

Это было не по вкусу дракону, жившему по-соседству. Задумал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось…

Чтобы Принцесса никогда не смогла дарить радость людям. Дракон заколдовал ее в невиданное существо и заточил в подземном замке. Мало того, тот, кто придет спасать Принцессу, своим прикосновением погубит ее. И она навеки останется заколдованной.

Можешь ли ты помочь Принцессе и жителям сказочной страны? Попробуй!..»

Ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально проигрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Взрослый подбадривает, высказывает свою заинтересованность, выражает уверенность, что у ребенка всё получится. Высказывает искреннее восхищение ребенком, благодарит за доброту, ответственность, дружелюбность.

Рефлексия.

Занятие 6. «Ландшафт моей Души»

Цели и задачи:

  • Способствовать стабилизации эмоционального состояния;
  • Способствовать развитию умения прислушиваться к себе и своим ощущениям;
  • Приобретение «песочного» опыта решения многих жизненных ситуаций.

Проигрывая волнующие ситуации с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и бессознательно находит для себя те ответы, которые ему сложно было получить. А мы, в свою очередь, получаем уникальную возможность реально увидеть внутренний Мир ребенка в данный момент – ландшафт его Души.

Оказывается, что строя картину из песка, ребенок переносит на песочный «лист» ландшафт внутреннего мира и «диспозицию» в нем на данный момент.

Учащийся разыгрывает на песке сказочный сюжет. И приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций (ведь в настоящей сказке всё заканчивается хорошо!). Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке может не осознаваться). Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт!

Занятие 7. «Создай то, что хочешь»

Цели и задачи:

  • способствовать развитию у учащегося уверенности в себе и формированию ответственности за свои поступки.

Ребенку дается инструкция: «Создай то, что хочешь». Ребенок фантазирует. Психолог поддерживает добрые начинания, хвалит за ответственность, прививает тем самым чувство уверенности в себе.

Рефлексия.

Занятие 8. «Создай мир своих друзей»

Цели и задачи:

  • Способствовать проработкеимеющегося внутри напряжения;
  • Способствовать стабилизации эмоционального состояния;
  • Продиагностировать эффективность коррекционной работы.

Ребенку дается инструкция: «Создай на песке мир своих друзей и расскажи о нем».

В процессе задаются вопросы:

  • Кто здесь ты?
  • А вот это кто?)
  • Как зовут этого твоего друга?
  • Чем вы занимаетесь? Во что играете?

Рефлексия.

Занятие способствует проработке имеющегося внутреннего напряжения, стабилизации эмоционального состояния.

Занятие 9. «Создай свою семью и расскажи о ней»

Цели и задачи:

  • Способствовать проработкеимеющегося внутри напряжения;
  • Способствовать стабилизации эмоционального состояния;
  • Продиагностировать эффективность коррекционной работы.

Ребенку предлагается воссоздать в песочнице атмосферу своей семьи и рассказать о ней, проиграть имеющееся (если есть) напряжение.

В процессе задаются вопросы:

  • Кто здесь ты?
  • А вот это кто?)
  • Чем вы занимаетесь?
  • Как проходит ваш день?
  • Всем ли хорошо в твоей песочной семье?
  • Что можно сделать чтобы стало хорошо каждому?

Проигрывает.

Рефлексия.

Занятие способствует проработке имеющегося внутреннего напряжения, стабилизации эмоционального состояния. Позже «песочный» опыт начнет применяться в реальности.Психолог с диагностической точки зрения наблюдает и анализирует результаты деятельности ребенка.

Занятие 10. Заключительное.

Беседа с учащимся. Рефлексия.

Поговорить в целом о работе с психологом. Вспомнить какие занятия особенно понравились и запомнились. Какие выводы сделал для себя. Понравилась ли работа с песком. Полезна ли была. Впечатления.

Письменный отзыв.

Завершение работы.

Прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционной работы

Программа коррекционной работы...

Формирование социальной компетентности обучающихся с ОВЗ, развитие адаптивных способностей личности через программу коррекционной работы

Данный материал -алгоритм для составления ОУ программы коррекционной работы по ФГОС на основной ступени обучения...

программа коррекционной работы в основной школе

программа коррекционной работы...

Программа коррекционной работы

Создание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, коррекция недостатков  психическом развитии...

Программа коррекционной работы учителя-логопеда

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК ...

Программа коррекционной работы в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Описание основных положений коррекционной программы в условиях реализации ФГОС...