Тренинг "Все в твоих руках"
план-конспект занятия по психологии (7 класс) на тему

Емельянова Ольга Николаевна

Тренинг на развитие позитивного самоотношения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_vse_v_tvoih_rukah.docx45.28 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

«ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ»

Цель тренинга: развитие позитивного самоотношения подростков.

Задачи тренинга:

- Расширение знаний, представлений подростков о себе.

- Формирование способности адекватно оценить себя на основе внутренней системы ценностей, взглядов.

- Формирование уверенности в себе, ощущения ценности, значимости собственной личности.

- Формирование стремления к самопознанию и саморазвитию.

Ожидаемые результаты:

- расширены знания и представления подростков о себе;

- сформированы способность адекватно оценить себя на основе внутренней системы ценностей;

- развита уверенность в себе, ощущение ценности собственной личности;

- сформировано стремление к самопознанию и саморазвитию.

Успех тренинга в большей степени определяется соблюдением специфических принципов работы группы:

  • общения по принципу «здесь и теперь»;
  • принцип активности;
  • принцип конфиденциальности;
  • принцип диалогизации взаимодействия;
  • принцип обратной связи;
  • принцип самодиагностики;
  • принцип гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сферы;
  • принцип добровольности участия;
  • принцип постоянного состава группы;

Основными методами работы служат мини-лекции, ситуационные игры,арт – терапия, психогимнастические упражнения, релаксационные упражнения.

Краткое содержание программы «Все в твоих руках»

цель

упражнения

1

Создать установку на активный психокоррекционный процесс самораскрытия и самопонимания.

«Приветствие»

«Мои особенности и преимущества»

«Австралийский дождь»

«Интересные вопросы»

«Аплодисменты»

2

Расширение знаний и представлений подростков о себе.

«Приветствие»

«Что такое самосознание»

«Мои сильные стороны»

«Найди пару»

«На занятии мне было…»

3

Расширение знаний и представлений подростков о себе.

«Я никогда не…»

«10 позитивных и 10 негативных «Я» во мне»

«Фруктовый салат»

«Автопортрет»

«Формула любви к себе»

4

Формирование стремления к самопознанию

«Кто Я?»

«Рисунок Я?»

«Переманивания»

«Притча о талантах»

5

Формирование уверенности в себе

«Никто не знает, что я…»

«Что такое уверенность»

«Тест на уверенность»

«Бумажные мячики»

«Комплименты»

6

Формирование уверенности в себе

«Кто Я?»

«Просто скажи «нет»

«Без маски»

«Символ уверенности»

«На занятии мне было»

7

Формирование стремления к саморазвитию

«Стоп-кадр»

«Волшебное зеркало»

«Фруктовый салат»

«Что я люблю в себе»

«Свеча доверия»

8

Формирование стремления к саморазвитию

«Эхо»

«Я в будущем»

«Бумажные мячики»

«Чемодан»

«Рефлексия»

Практическое занятие №1

«КТО Я НА САМОМ ДЕЛЕ»

Цель: создать установку на активный психокоррекционный процесс самораскрытия и самопонимания.

Задачи:

- актуализация знаний и представлений подростков о себе;

- создание условий для включения личности в процесс самораскрытия;

- установление правил работы в группе.

Время 40 - 45 минут.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Здравствуйте. Мы собрались с вами для того, чтобы научиться познавать себя, анализировать свои качества. На занятиях вы ответите на вопросы: кто я на самом деле? как полюбить и принять себя?

Наши занятия будут проходить в группе, поэтому для начала я предлагаю определить правила, которыми мы будем руководствоваться в совместной работе. Я предлагаю следующие правила (они отражены на плакате):

- Правило активности. В групповой работе участвуют все.

- Правило искренности. Каждый участник искренен, что способствует установлению доверительных отношений в группе.

- Правило равноценности. В группе все равны.

- Правило "здесь и теперь". Обсуждению в группе подлежит только то, что происходит непосредственно в ходе тренинга.

- Правило конфиденциальности. Информация, обсуждаемая в группе и касающаяся личных жизненных историй каждого, не выносится за ее пределы.

- Правило конструктивной обратной связи. Участники договариваются не давать общую оценку личности, а говорить о поведении, описывать происходящее

- Правило «поднятой руки».

- Опоздавший на занятие выполняет какое-либо творческое задание.

У кого-нибудь есть дополнения? Все согласны с предложенными правилами? А теперь давайте поприветствуем друг друга.

Упражнение 1. «Приветствие»

Цель: создание атмосферы позитивного настроя и доверительных отношений.

Время: 5 минут.

Материалы: не требуются.

Мы привыкли к стереотипам. Они помогают в жизни, но иногда и обедняют её. Давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно освоить нетрадиционные приветствия. Сначала предлагаю некоторые варианты приветствия друг друга:

- тыльной стороной ладоней;

- стопами ног (внутренней стороной, но легко, без удара);

- коленями;

- плечами;

- лбами.

Может быть, кто-нибудь предложит свой вариант? Давайте их попробуем.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Упражнение 2.  «Мои особенности и преимущества».

Цель: расширение знаний и представлений о себе, внимание к собственной личности и к особенностям другого. 

Время:10 минут.

Материалы: листы бумаги, ручки, карандаши.

На листе нарисованы звездочки, которые надо заполнить информацией о себе на тему «Мои особенности и преимущества». По желанию можно показать рисунок группе и рассказать о нем. Рисунки желательно оставить участникам и предложить им обращаться к ним в дальнейшем, что-то дополнять.

Упражнение 3. «Австралийский дождь».

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Время: 5 минут.

Материалы: не требуются.

Участники встают в круг. Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

  • В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
  • Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
  • А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
  • Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
  • Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
  • Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
  • Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
  • Солнце! (Руки вверх).

Обсуждение:

- Ваши впечатления по проведенному упражнению?

- Легко ли вам было выполнять это упражнение?

Упражнение 4. «Интересные вопросы».

Цель: расширение знаний о себе, осознание своего «Я».        

Время: 10 минут.

Материалы: таблички с вопросами.

В центре лежат таблички, на которых написаны вопросы. Сейчас по очереди каждый будет брать по одной табличке, и отвечать на вопрос, который там написан. Только необходимо помнить, что вопросы там необычные, прежде чем отвечать подумайте, возможно, придется использовать фантазию и воображение.

1. С каким цветком вы можете себя сравнить и почему?

2. Каким предметом вы можете себя представить и почему?

3. С каким сказочным героем вы можете себя сравнить и почему?

4. Каким животным вы можете себя представить и почему?

5. Каким временем года вы хотели бы стать и почему?

6. Каким музыкальным инструментом вы можете себя представить и почему?

7. Каким литературным жанром вы могли бы быть и почему?

8. Каким природным явлением вы хотели бы стать и почему?

9. С каким литературным персонажем вы могли бы себя сравнить и почему

10. Если бы вы были деревом, то, что это было бы за дерево?

11. Какое качество вам больше всего в себе нравится и почему?

12. Какое качество в себе вы хотели бы развить?

13. Какое качество в людях вам больше всего нравится?

14. Какие у вас увлечения?

15. Чем бы вы хотели еще заниматься и почему?

Обсуждение:

- легко или трудно было выполнить это задание и почему?

- понравилось вам его выполнять или нет?

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Упражнение 5. «Аплодисменты».

Цель: рефлексия, получение обратной связи от участников.        

Время: 10 минут.

Материалы: не требуются.

Мы хорошо потрудились сегодня, и мне хочется предложить вам такую игру.  Сначала я начинаю тихонько хлопать в ладоши и подходить к одному из участников группы, постепенно увеличивая интенсивность хлопков. Затем этот участник выбирает еще одного участника группы и делает тоже самое, но уже вдвоём с первым ведущим. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует вся группа.

Обсуждение проведенного занятия.

- Какие упражнения понравились больше всего и почему?

- Что нового они узнали о себе или о других участниках группы.

Практическое занятие №2

«ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СЕБЯ?»

Цель: расширение знаний и представлений подростков о себе.

Задачи:

- побуждение личности к самораскрытию, самопознанию;

- формирование представления о ценности собственной личности.

Время 40 - 45 минут.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Упражнение 1. «Приветствие».

Время: 5 минут.

Материалы: не требуются.

Здравствуйте, сегодня наше занятие будет называться «Знаешь ли ты себя?» В прошлый раз мы говорили о том, как важно знать самого себя, свои особенности, обсудили, что это довольно непросто и многие люди не могут адекватно оценивать свою личность. Мы выполнили несколько упражнений, направленных на самопознание и сегодня продолжим узнавать о себе и других что-то новое.

Но для начала давайте поприветствуем, друг друга. Вы, наверное, знаете, что в разных странах используются различные ритуалы приветствия. Например, в Японии распространен такой вариант: легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам, а жители Индии в знак приветствия делают легкий поклон, складывая ладони перед лбом. Сейчас я предлагаю вам попробовать самим придумать какой-нибудь необычный вариант приветствия (обсуждаются варианты, выбирается наиболее интересный). А затем участники становятся в круг и приветствуют друг друга.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Упражнение 2. «Образ своего Я».

Цель: дать представление о строении образа «Я».

Время: 10 минут.

Материалы: не требуются.

Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом особого внимания. Каждый человек имеет множество образов своего “Я”, которые существуют в разных уровнях развития: каким воспринимает себя сам человек в настоящий момент, каким он мыслит идеал своего “Я”, каким это “Я” станет, если все задуманное сбудется, как это “Я” выглядит в глазах других людей и т.д.

Образ “Я” — это не просто представление о самом себе, отношение личности к себе. Поэтому в образе “Я” можно выделить 3 компонента.

1. Познавательный (когнитивный) — знание себя, самосознание. 
2. Эмоционально-оценочный — ценностное отношение к себе. 
3. Поведенческий — особенности регуляции поведения.

Возможно существование и фантастического “Я”. В этом случае человек смотрит на себя сквозь призму собственных желаний, не учитывая своих реальных возможностей.

Все “Я” уживаются в человеке одновременно. И если одно из “Я” будет преобладать над другими, это может отразиться на его личности.Например, хотеть быть сильным и не заниматься спортом. Желаемое не совпадает с действительностью.

Степень правильности “Я” выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности, т.е. оценки личностью самого себя, своих качеств и места среди других людей.

С помощью самооценки проходит регуляция поведения личности. Деятельность и общение дают важные ориентиры для поведения. Человек, уже зная что-то о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его качествам и поступкам.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем его самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа “Я”. Такая самооценка показывает, какую по степени трудности цель ставит перед собой человек. Стремление к повышению самооценки может реализоваться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, и в случае успеха уровень притязаний повышается, человек готов решать более сложные задачи, при неуспехе — наоборот.

Люди, мотивированные на успех, ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха; выбирают соответствующие средства и способы, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели.

У людей, мотивированных на избежание неудач, главная цель не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Такие люди неуверенны, боятся критики, и если есть сомнения успеха в работе, то это вызывает отрицательные эмоции. Человек не испытывает удовольствия от своей деятельности, избегает ее. Обычно в результате он оказывается не победителем, а побежденным. Таких людей нередко называют неудачниками. 

Чтобы достичь успеха, человек должен предъявлять требования к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере добивается успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.

Очень много для достижения успеха значит и представление человека о своих способностях, необходимых для решения задачи. Установлено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.

Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур легкими задачами и целями так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

Упражнение 3. Мои сильные стороны.

Цель: закрепление позитивного отношения к себе, повышение самооценки.

Время:10 минут.

Материалы: бумага, ручки или карандаши.

У каждого из нас есть достоинства, то что мы ценим, принимаем и любим в себе, что дает нам чувство внутренней свободы и уверенности в своих силах. В трудной жизненной ситуации нам помогает выстоять наша внутренняя опора: наши сильные стороны, привычки, интересные дела. Такая опора есть у каждого из нас! В течение 5 минут составьте такой список. Не умаляйте своих хороших качеств.

А теперь прошу каждого прочитать свой список. Остальные могут задавать вопросы или просить разъяснения, а также дополнять ваш список другими замеченными ими достоинствами. Запрещается критиковать! Вы не обязаны объяснять, почему считаете что-либо своим достоинством, - достаточно того, что вы сами в этом уверены.

Обсуждение:

- Что нового вы о себе узнали?

- Какие чувства вы испытывали, когда другие дополняли ваш список?

- Изменилось ли у вас отношение к себе?

Упражнение 4. «Найди пару».

Цель: снятие внутренней напряженности, разрядка.

Время: 10 минут.

Материалы: английские булавки, надписи с героями.

Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например, Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров, Серый Волк и Красная Шапочка, Винтик и Шпунтик.

Каждый участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет". Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом. 
Обсуждение:

- понравилось ли вам это упражнение? Какие были трудности?

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Упражнение 5.  «На занятии мне было…»

Цель: получение обратной связи от участников.

Время: 5 минут.

По кругу каждому из участников предлагается закончить предложение. «Сегодня на занятии мне было…».

Практическое занятие №3

«КТО Я? КАКОЙ Я?»

Цель: расширение знаний и представлений подростков о себе.

Задачи:

- содействие осознанию ценности и уникальности собственной личности, формирование положительного, целостного образа “я”;

- развитие навыков самораскрытия и самопринятия.

Время 40 - 45 минут.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Упражнение 1. «Я никогда не...»

Цель: расширение представлений о себе.

Время: 10 минут.

Материалы: не требуются.

Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не...» (например, «я никогда не прыгал с парашютом»). Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если для них утверждение не верно (т.е. они, например, прыгали с парашютом). Выигрывает тот, у кого останется последний не загнутый палец на руках. Ведущий заранее говорит, что фразы должны соответствовать реальности, и пальцы загибать надо по-честному.  Выигрывает человек с самым неразнообразным жизненным опытом, а проигрывает с самым богатым, т.е. это может благотворно влиять на самооценку человека. Нужно оговорить, что не считаются вещи, связанные с половыми различиями.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Упражнение 2. «10 позитивных и 10 негативных «Я» во мне».

Цель: формирование целостного образа “я”, положительных и негативных качеств личности, самопринятие.

Время: 10 минут.

Материалы: бумага, ручки.

Упражнение, которое сейчас мы выполним, называется «10 позитивных и 10 негативных «Я» во мне». Сейчас я хочу попросить вас на листочке написать 10 своих положительных качеств и 10 негативных, которые вам не нравятся, мешают.

Обсуждение:

- В чём были сложности?

- Вы что-нибудь заметили в себе нового, выполняя это задание? Или может, задумались над чем-нибудь?

- Все ли качества, которые первоначально воспринимаются как отрицательные таковыми и являются, в чем может быть их польза для человека.

Упражнение 3. «Фруктовый салат».

Цель: раскрепощение, снятие эмоционального напряжения, повышение настроения.

Время: 5 минут

Материалы: не требуются.

Рассчитайтесь, пожалуйста, на: яблоки, груши, сливы, персики, бананы.

Я называю название фрукта и все, кто к нему относятся, меняются местами, когда говорю «фруктовый салат», то должны поменяться местами все фрукты.

Упражнение 4. «Автопортрет».

Цель: расширение знаний и представлений о себе.

Время: 10 минут.

Материалы: бумага, ручки.

Мы будем отгадывать личность человека по описанию его личностных черт. На отдельном листе напишите краткий рассказ о себе: своем характере, вкусах, увлечениях и т. д.. Не пишите явных признаков, по которым вас можно узнать! Все описания сдаются, затем их по очереди зачитывают и отгадывают.

Обсуждение:

- легко ли было угадывать личность человека по описанию?

- что вы чувствовали, когда зачитывали ваш рассказ?

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Упражнение 5. «Формула любви к себе».

Цель: формирование ценности собственной личности, навыков самопринятия.

Время: 5 минут.

Материалы: не требуются.

Вспомните известный мультфильм про маленького серенького ослика, которому надоело быть осликом. И он стал вначале бабочкой, потом, если не ошибаюсь, птичкой, потом кем-то еще... пока, наконец, не понял, что для него самого и для всех других будет лучше, если он останется маленьким сереньким осликом.

Поэтому, прошу вас, не забывайте каждый день подходить к зеркалу, смотреть себе в глаза, улыбаться и говорить: «Я люблю тебя (и называть свое имя) и принимаю тебя таким, какой ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться с тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться, самому радоваться жизни и приносить радость в жизнь других».

Практическое занятие №4

«РИСУНОК СВОЕГО Я»

Цель: формирование стремления к самопознанию.

Задачи:

- создание условий для включения личности в процесс самопознания, осознания участниками и принятие своих сильных и слабых сторон,

- формирование установки на взаимопонимание,

- развитие навыков рефлексии, значимости собственной личности.

Время 40 - 45 минут.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Упражнение 1. «Кто Я?»

Цель: создание ситуации общения, настрой на работу.

Время:5 минут.

Материалы: бумага, маркеры, скотч или английские булавки.

Все стоят в кругу и пишут на небольших карточках свое имя крупными буквами и складывают в коробку или шляпу. Затем каждый по очереди вытягивает наугад листок с именем и прикрепляет его на спину своему соседу.

Задача – выяснить, имя какого участника у тебя на спине. Задавать разрешается только те вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Упражнение 2. «Рисунок Я».

Цель: создание собственного образа в аллегорической форме.

Время: 20 минут.

Материалы: карандаши или фломастеры, бумага А4.

На листке бумаги вам предстоит нарисовать собственный образ в аллегорической форме так, как вы себя представляете. Для рисования даётся 10 минут.Можете рисовать всё, что хочется. Это может быть картина природы, натюрморт, абстракция, фантастический мир, остросюжетная ситуация, нечто в стиле ребуса, в общем всё, что угодно, но с чем вы ассоциируете, связываете, объясняете, сравниваете себя, своё жизненное состояние, свою натуру.

Когда рисунки выполнены, ведущий их собирает и перетасовывает в случайном порядке. Затем предлагает каждому участнику по очереди выбрать из стопки рисунок и, демонстрируя его группе, просит участника поделиться впечатлениями, что за человек мог его нарисовать.

Обсуждение:

  1. Поделись впечатлениями, какой человек мог нарисовать данный рисунок.
  2. Какими качествами обладает этот человек?
  3. Это уверенный в себе человек или наоборот?
  4. Когда высказывались по поводу вашего рисунка, какие чувства вы переживали?
  5. Всё ли высказанное об этом рисунке совпадает с вашими качествами?

Упражнение 3. «Переманивания».

Цель: разрядка, сплочение, проявление личных взаимоотношений.

Время: 5 минут.

Материалы: стулья.

Половина группы сидит на стульях лицом в круг, половина стоит за стульями сзади. На одном стуле никто не сидит и задача того, кто стоит сзади переманить кого-то на свой стул так, чтобы это не заметил тот, кто за стулом. Задача того, кто стоит за стулом, не пустить (поймать) «своего» сидящего. 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Упражнение 4. «Притча о талантах».

Цель: осознание значимости собственной личности.

Время: 3 минуты.

Однажды хозяин дома собрал трёх своих слуг и сказал:

– Я уезжаю. Каждому из вас я даю по 1 таланту (монете).

Первый пошел на рынок и торговал до тех пор, пока не превратил этот 1 талант в 2 таланта.

Второй последовал его примеру и превратил один талант в два таланта, затем эти два – в четыре. И так он торговал и торговал, и его капитал вырос до 10 талантов.

Третий, будучи очень осторожным человеком, для полной сохранности денег зарыл свой талант в землю.

Возвратился хозяин и собрал своих слуг.

Первый вернул хозяину 2 таланта.

– Спасибо тебе!

Второй вернул 10 талантов.

– Спасибо тебе.

Третий сказал:

– Опасаясь, что я могу потерять Ваши деньги, я зарыл талант в землю. Вот он.

Хозяин посмотрел на этот один неиспользованный талант и сказал:

– Возьми этот талант и дай его тому, у кого больше денег.

Практическое занятие №5

«ПРОСТО ПОВЕРЬ В СЕБЯ»

Цель: формирование уверенности в себе.

Задачи:

- актуализация и осознание внешних и внутренних ресурсов своей личности;

- повышение самооценки.

Время: 40-45 минут.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Упражнение 1. «Никто не знает, что я …»

Цель: создание положительного эмоционального фона, настроя на работу.

Время: 5 минут.

Материалы: мяч

Участники сидят в кругу, в руках у ведущего мяч. Мяч перекидывается от одного участника к другому. Тот, кто получает мяч в руки, заканчивает предложение «Никто не знает, что я…» соответствующей информацией о себе.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Упражнение 2. «Что такое уверенность».

Цель: дать представление о том, что такое уверенность и как ее развить.

Время: 10 минут.

Материалы: не требуются.

Уверенность, чувство собственного достоинства, самооценка… эти слова означают приблизительно одно и тоже - понимание себя и способность реально себя оценивать. Уверенность в себе в каком-либо виде деятельности имеет место, когда самооценка человека соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше или ниже реальных возможностей, имеет место соответственно самоуверенность или неуверенность в себе.

Нехватка уверенности в себе может создать много проблем, потому что когда вы сомневаетесь в своих способностях, вы стараетесь избегать всего, что кажется вам слишком трудным. Вы легко сдаетесь, говоря: «У меня ничего не получится». Вы не считаете, что достойны восхищения и часто заставляете других игнорировать ваши способности и недооценивать вас. Вы сомневаетесь в себе, и поэтому постоянно ищете одобрения и поддержки у своих друзей и близких. Это может стать навязчивым и ухудшить отношения.

Люди, отрицающие свои способности и предпочитающие оставаться в тени, почти никогда не добиваются успеха. Они лишены возможности почувствовать признание, удовлетворение и восхищение. Неуверенность - это порочный круг, который в итоге может привести к серьезным психологическим проблемам.

Можно иметь очень хрупкое чувство самоуверенности, и жить с ним счастливо. Неважно сколько в нас уверенности, важно ее стабильное наличие в таких областях нашей жизни, как:

  • внешность и фигура.
  • профессиональный рост.
  • отношения.
  • таланты.

Не сравнивайте, насколько вы лучше или хуже других. Избегайте превращения чувства неполноценности в навязчивую идею. Найдя свои слабости, не вините себя в них, а постепенно улучшайтесь. Не забывайте о своих козырях (они есть у всех).

Путь к завоеванию чувства собственного достоинства и здоровой уверенности тернист. Нельзя в один прекрасный день проснуться и стать уверенным. Сохраняйте четкую позицию, сталкиваясь с проблемами и неудачами. Не воспринимайте их как несправедливость или как свидетельство о том, насколько вы неспособны. Неудачи естественны, нет человека, которому удалось бы их избежать. Возьмите на рассмотрение вопрос: "Как я могу решить эту проблему?", а не "Кто виноват?" Не раздувайте проблемы.

Мнение окружающих необходимо, чтобы лучше понять себя. Вы не должны узнавать его только тогда, когда заранее уверены в том, что оно будет положительным. Пусть иногда вам не нравится то, что вы слышите, критика полезна.

Уверенность есть у каждого человека. Иногда ее проявления могут быть незаметны даже нам самим. Мы сами не верим в то, что она есть, и не хотим замечать ее. Многое из того, что вы выполняете каждый день, требует большой уверенности в себе.

Упражнение 3. «Тест на уверенность»

Цель: осознание уровня своей уверенности.

Время: 10 - 15 минут.

Материалы: таблички с вопросами.

В центре лежат таблички, на которых написаны вопросы. Сейчас по очереди каждый будет брать по одной табличке, и отвечать на вопрос, который там написан.

- Вы узнали, что ваш приятель говорил о вас плохо. Как вы поступите?

- Когда вы входите в автобус или трамвай, вас грубо толкают. Ваши действия.

- Вы опоздали на вечер, беседу, собрание. Все места уже заняты, за исключением одного в первом ряду. Что вы будете делать?

- Трудно ли вам вступать в разговор с незнакомыми людьми?

- Вы купили бракованную вещь. Легко ли вам возвратить покупку?

- Можно ли сказать, что другие люди увереннее в себе, чем вы? Почему?

- От вас требуют услуги, которая может принести вам неприятности. Легко ли вам отказаться от ее исполнения?

- У вас есть возможность поговорить с известным человеком. Вы используете эту возможность или нет?

- Вам поставили незаслуженно низкую оценку. Ваши действия?

- Люди, сидящие возле вас в кинотеатре, во время сеанса громко разговаривают. Ваши действия?

- Кто-то лезет впереди вас без очереди. Ваши действия?

- Легко ли вам вступить в разговор с человеком противоположного пола, который для вас очень привлекателен, очень нравится вам?

- Умеете ли вы торговаться?

- Волнуетесь ли вы, когда выступаете с докладом?

Обсуждение:

- Сложно ли вам было отвечать на вопросы?

- Как вы оцените уровень своей уверенности?

Упражнение 4. «Бумажные мячики»

Цель: снять эмоциональное напряжение.

Время: 5 минут.

Материалы: газеты.

Перед началом игры каждый должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. Поделитесь на две команды, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 3 - 4 метра. По команде вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!» Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Упражнение 5. «Комплименты»

Цель: формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга. Повышение уверенности.

Время: 10 минут.

Участники делятся на две подгруппы и образуют два круга, один в другом. Внутренний и внешний круги стоят лицом друг к другу.

Сейчас мы поблагодарим друг друга за интересно проведенное время. Для этого в течение одной минуты те, кто стоит во внешнем круге, будут говорить комплименты стоящему напротив них участнику из внутреннего круга. Через минуту участники, стоящие во внутреннем круге, скажут комплименты стоящим напротив. Затем внешний круг передвинется по часовой стрелке на одного человека, и задание повторится уже с другими партнерами. Внешний круг будет двигаться до тех пор, пока первые пары не совпадут.

Практическое занятие №6

«ПРОСТО СКАЖИ НЕТ»

Цель: формирование уверенности в себе.

Задачи:

- актуализация и осознание внешних и внутренних ресурсов своей личности;

- формирование навыков самораскрытия и принятие себя.

- отработка навыков уверенного поведения.

Время: 40-45 минут.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Упражнение 1. «Кто Я?»

Цель: создание ситуации общения.

Время: 10 минут.

Материалы: бумага, маркеры, скотч или английские булавки.

Все стоят в кругу и пишут на небольших карточках свое имя крупными буквами и складывают в коробку или шляпу. Затем каждый по очереди вытягивает наугад листок с именем и прикрепляет его на спину своему соседу.

Задача – выяснить, имя какого участника у тебя на спине. Задавать разрешается только те вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Упражнение 2. «Просто скажи «нет».

Цель: отработка навыков уверенного поведения, умение сказать «нет» без объяснений.

Время: 10 минут.

Материалы: не требуются.

Участники делятся на две равные подгруппы (при их нечетном количестве в упражнении участвует также ведущий). Члены одной подгруппы становятся в круг лицом наружу, члены второй подгруппы — в круг большего диаметра лицом к центру, таким образом, чтобы каждый из них оказался напротив участника из внутреннего круга. Потом каждый из участников, стоящих во внешнем круге, обращается к тому, кто находится напротив него, с какой-либо просьбой, а тот ему отказывает. При этом он не должен начинать оправдываться объяснять причины своего отказа, извиняться, объяснять неуместность просьбы или невозможность ее выполнения. Следует отказаться, сказав просто: «Нет», «К сожалению, не смогу», «Нет, я не буду это делать», — или употребив другие подобные фразы.

После этого внешний круг сдвигается на одного человека относительно внутреннего (то есть меняется состав пар), и теперь те, кто стоит во внутреннем круге, обращаются с очередной просьбой к внешним, а те отказывают. Круг сдвигается еще на одного человека, внешние обращаются с просьбой ко внутренним, и так повторяется 6- 8 раз.

Обсуждение:

- Какие эмоции возникали тогда, когда приходилось просить и когда приходилось отказываться?

- Что было сложнее — обращаться с просьбами и получать отказ на них или самому отказывать, с чем это связано?

Обсуждение:

- с чем связано то, что люди зачастую стесняются обратиться с просьбой к другим, а если с просьбой обратились к ним, то стесняются отказаться? Допустим, просьба для нас неприемлемая и мы все же решили отказаться. Когда лучше сделать это без объяснения причин, как в этом упражнении, а когда отказ все же стоит сопроводить извинениями, объяснениями его причин, обещаниями выполнить просьбу позже и т. п.?

Упражнение 3. «Без маски»

Цель: формирование навыков самораскрытия, самопонимания.

Время: 10 минут.

Материалы: карточки с надписями.

Сейчас каждому из нас нужно будет снять маску, которую мы одеваем для окружающих. Для этого я дам карточку с написанной фразой, не имеющей окончания.  Попробуйте без подготовки продолжить и завершить фразу. Постарайтесь, чтобы высказывание было искренним.

Каждый участник должен брать по очереди карточку и сразу продолжать то, что в ней написано. Варианты:

- Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…

- Особенно мне не нравится, когда…

- Мне знакомо острое чувство одиночества. Помню…

- Бывало, что близкие люди вызывали у меня почти ненависть. Однажды, когда…

- Однажды меня очень напугало то, что…

- В незнакомом обществе я, как правило, чувствую…

- У меня немало недостатков, например…

- Даже близкие люди иногда не понимают меня. Однажды…

- В обществе лиц противоположного пола я обычно чувствую себя…

- Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно, я…

- Мне случалось проявить трусость. Однажды помню…

- Особенно меня раздражает то, что…

- Дайте мне стакан чаю…

Обсуждение:

- Сложно ли вам было завершать высказывания и искренне высказывать свои мысли?

- Что нового вы узнали о своих товарищах?

Упражнение 4. «Символ уверенности». 

Цель: развитие позитивного принятия себя.        

Время: 10 минут.

Материалы: не требуются.

А теперь закройте глаза и представьте какой-либо предмет, дерево или животное, который вы бы хотели сделать символом своей уверенности. Это может быть что угодно: огромная, мощная сосна, свирепый медведь, покрытый броней танк, суровая скала, о которую разбиваются морские волны. Постарайтесь во всех подробностях увидеть этот символ своим мысленным взором. А затем – слейтесь с ним! Станьте таким же сильным, гибким, мощным, насладись этим ощущением.  

Обсуждение:

- Расскажите, что вы видели. Почему вы выбрали именно этот символ. Чем этот символ похож на вас?

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Упражнение 5.  «На занятии мне было…»

Цель: получение обратной связи от участников.

Время: 5 минут.

По кругу каждому из участников предлагается закончить предложение. «Сегодня на занятии мне было…».

Практическое занятие №7

«КТО Я ДЛЯ ДРУГИХ»

Цель: формирование стремления к саморазвитию.

Задачи:

- формирование адекватной самооценки, навыков самопринятия;

- осознание представлений себя глазами других людей;

- осознание и развитие сущности своего «Я».

Время:40 - 45 минут.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Упражнение 1. «Стоп – кадр»

Цель: приветствие, настрой на работу

Время: 5 минут

Материалы: не требуются.

Первый участник говорит своему соседу короткое приветствие, например: «Доброе утро!». Сосед должен быстро встать, повторить эту фразу и снова сесть. Следующий игрок повторяет и т.д. Получается волна вставаний и повторений. Но как только руководитель хлопнет в ладоши и произнесет: «Стоп – кадр», - участник, «попавшийся» в этот момент, должен добавить по своему усмотрению еще один элемент в приветствие (жест, фразу и т.п.). Например, игрок встает и говорит: «Доброе утро!», и дважды хлопает в ладоши. Теперь все последующие игроки выполняют этот комплекс до очередного «Стоп – кадра» и т.д.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение 2.  «Волшебное зеркало».

Цель: осознание представления о себе глазами других людей.        

Время: 10 – 15 минут.

Материалы: бумага, ручки.

Сейчас я предлагаю вам представить себя в волшебном зеркале. Вспомните сказку о «Мертвой царевне». В зеленом зеркале напишите какими вас видят родители; в красном - такими, какими видят вас друзья.

Обсуждение:

- как различаются характеристики, перечисленные в разных зеркалах? Почему? Хорошо это или плохо?

Упражнение 3. «Фруктовый салат».

Цель: раскрепощение, снятие эмоционального напряжения, повышение настроения.

Время: 5 минут

Материалы: не требуются.

Рассчитайтесь, пожалуйста, на: яблоки, груши, сливы, персики, бананы.Я называю название фрукта и все, кто к нему относятся, меняются местами, когда говорю «фруктовый салат», то должны поменяться местами все фрукты.

Упражнение 4. «Что я люблю в себе».

Цель: формирование адекватной самооценки, навыков самопринятия.

Время: 10 минут.

Материалы: не требуются.

Участники по очереди отвечают на вопрос «Что мне нравится, что я люблю в самом себе?». Важно следить за тем, чтобы участники говорили уверенным и радостным тоном, не преуменьшая свои достоинства, а преувеличивая их (например, не «иногда я бываю умной», а «я невероятно умная»). Группа должна поддерживать каждого участника, принимая его и радуясь вместе с ним.

Обсуждение:

- Легко ли было выделить свои достоинства и преувеличивать их?

- Какие трудности возникли?

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Упражнение 5. «Свеча доверия»

Цель: Развитие эмпатии, бережного отношения друг к другу, формируется доверие к миру.

Время: 5 минут.

Материалы: не требуются.

Все участники становятся в круг плечо к плечу, руки согнуты в локтях, выставлены вперед. Ладони подняты вверх. Один из участников становится в центр круга. Руки опущены вдоль тела, глаза закрыты. Он расслабленно опускается на руки стоящих. Группа подхватывает его и медленно, аккуратно передает по кругу. В центре должен побывать каждый участник. После упражнения проводится обсуждение.

Практическое занятие № 8

«Я В БУДУЩЕМ»

Цель: формирование стремления к саморазвитию.

Задачи:

- осознание личностных ресурсов, возможностей;

- формирование представления о путях саморазвития.

Время: 60 минут.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Упражнение 1. «Эхо».

Цель: создание положительного эмоционального фона, настроя на работу.

Время: 5 минут.

Материалы: не требуются.

Здравствуйте, я рада видеть вас на нашем занятии. И для начала предлагаю поприветствовать друг друга. Участники группы по очереди произносят свои имена, сопровождая их определенным жестом. Затем группа хором называет его имя, и повторяют жест.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Упражнение 2. «Я в будущем»

Цель: формирование представления о возможных путях саморазвития, ресурсах личности.

Время:10 – 15 минут.

Материалы: листы А4, карандаши, фломастеры.

Возьмите альбомный лист и нарисуйте себя в будущем – таким, каким вы бы хотели себя видеть. Впрочем, если с рисованием у вас туго, стоит попросту все записать. Самое главное – так четко представлять и ощущать это будущее, будто оно уже произошло или вы в него перенеслись.

Обсуждение:

- покажите и расскажите о себе в будущем.

Упражнение 3. «Бумажные мячики»

Цель: снять эмоциональное напряжение.

Время: 5 минут.

Материалы: газеты.

Перед началом игры каждый должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. Поделитесь на две команды, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 3 - 4 метра. По команде вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!» Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу.

Упражнение 4. «Чемодан»

Цель: осознание личностных ресурсов, возможностей.

Время:15 минут.

Материалы: бумага, ручка.

Мы завершаем нашу работу. И, чтобы не забыть все, чем мы занимались на протяжении наших занятий, я предлагаю каждому собрать чемодан в жизнь с новыми знаниями. У каждого из вас лист бумаги, нарисуйте на нем чемодан, который вам хочется. Подпишите свой чемодан. Один из участников выходит из класса. Ему собирают в дальнюю дорогу «чемодан» (его положительные характеристики, которые группа особенно ценит в нем + то, что мешает ему, в чем отрицательные проявления, с чем необходимо активно бороться). Необходимо дать по 5-7 характеристик. Список зачитывается участнику. У него есть право на один вопрос.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Упражнение 5.  «Рефлексия».

Цель: рефлексия, получение обратной связи от участников.

Время: 20 минут.

Ребята, мы прошли с вами долгий путь самопознания, саморазвития, самосовершенствования, самопринятия. Надеюсь, эти занятия не прошли для вас  даром, и вы получили новую информацию, которая будет полезна для вас. В завершении мне бы хотелось, чтобы каждый высказался относительно наших занятий, что они дали ему в плане саморазвития, личностного роста.

- Что нового о себе узнал во время занятий группы?

- Что я хотел бы изменить в себе по итогам работы в группе?

- Каким образом я собираюсь это сделать?

А в заключении я хочу рассказать одну притчу.

В одном городе жил мудрец. Он был очень мудр, и люди уважали и ценили его. Но в том же городе жил человек, который позарился на место, положение и престиж мудреца и захотел занять его место. Он решил перемудрить мудреца, показать всем, кто есть на самом деле мудрейший гражданин в городе, и тем самым занять место мудреца.

Долго думал завистник, как доказать свою мудрость горожанам. И наконец придумал.

Он пошел в сад, поймал бабочку, положил ее между раскрытыми ладонями и отправился во дворец к мудрецу.

Горожанин знал, что когда предстанет он пред светлыми очами мудреца, то протянет к нему свои ладони с бабочкой между ними и спросит мудреца: «О, мудрейший из мудрых, если ты действительно такой мудрый, как о тебе говорят в народе, скажи мне, что у меня в руках: живое или мертвое?»

Если мудрец скажет: «Мертвое!», – он раскроет ладони, и бабочка вылетит оттуда. И все увидят, что в руках у горожанина было живое. Если мудрец скажет: «Живое!», – он сожмет бабочку между ладонями, и бабочка умрет. И он шел, уже предвкушая свою победу.

Когда горожанин вошел во дворец и сделал так, как он и собирался сделать, ответ мудреца удивил его и показал народу, кто является самым мудрым в этом городе.

Мудрец посмотрел на горожанина, посмотрел на его ладони и, подумав всего лишь минуту, ответил: «Все в твоих руках!»

«Все в твоих руках!» – это ответ воистину мудрого человека.

Я в свою очередь хочу поблагодарить вас за приятное общение, за то, что вы старались, успешно выполняли задания и, в соответствии с названием программы наших занятий, хочу сказать вам: Все в ваших руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Твое здоровье- в твоих руках" (для 5-ых классов)

Викторина рассчитана для учащихся 5-ых классов. Занятие содержит интересные задания....

Твое здоровье в твоих руках

Викторины по теме "Здоровье"...

Час общения "Твое здоровье в твоих руках"

Час общения по здоровому образу жизни...

Проект "Твое здоровье в твоих руках"

Создание и оформление мини-журнала "Твое здоровье в твоих руках" на одну из актуальных тем современной жизни....

Классный час на тему "Твоя жизнь в твоих руках!"

Классный час о здоровом образе жизни в форме защиты презентаций, выполненных учащимися группы....

Элективный курс по биологии "Твое здоровье в твоих руках"

Предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся 10-11 классов и рассчитана на 12 часов. В последние годы отмечается устойчивая негативная тенденция по ухудшению экологической ситуации ...