Практические упражнения в помощь старшеклассникам в период сдачи ЕГЭ, ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по психологии (9 класс) на тему

Попова Светлана Александровна

Приемы психологической помощи учащимся, сдающим итоговые аттестации.

Телесно-ориентированные упражнения. Образная логика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ,   СДАЮЩИМ ИТОГОВЫЕ АТТЕСТАЦИИ

       Сдача экзаменов, зачетов, любые контрольные, прохождение государственных итоговых аттестаций, олимпиад заставляют  учащегося, студента  испытывать стресс, сопряжены с определенной психической травматизацией.  Резко возрастает активность правого полушария, сопровождаемая  нагнетанием отрицательных эмоций, беспокойства, страхов, подавленности. В свою очередь, учебная деятельность побуждает ребят много писать, совершать вычислительные действия, логически рассуждать и т.д. При подготовке к экзаменам заметно возрастает активность левого полушария. Вслед за этим – потребность в эмоциональной разрядке – музыке, танцах, общении с людьми, театрах и прогулках.

       Те, кто умеет сочетать оба вида деятельности, менее всего подвержен невротическим расстройствам и стрессам.

      А возможно ли с помощью активизации межполушарного взаимодействия в рамках одного упражнения  снять излишнюю нервно-психическую напряженность перед экзаменом?

Давайте  попробуем, сделав несколько коротких упражнений!

Упражнение  «Визуальная логика».

Решите логическую задачу в образной форме.

«Вошли в  подъезд и подошли к лифту   4 человека, живущие в этом доме: женщина 35 лет, пожилая женщина 70 лет, молодой человек 20 лет и мужчина среднего возраста. По законам  этикета в лифт пропускаются  женщины, причем старшего возраста вперед, затем входят  мужчины также по старшинству. В нашем случае в лифт первым вошел мужчина 20 лет и мужчина среднего возраста, затем – пожилая женщина,  последней  – женщина 35 лет.

Как вы полагаете, что послужило причиной нарушения этикета?

Комментарий:

Решая такую задачу, логически размышляя и рассуждая, мы «погружаемся»  в ситуацию и отчетливо ее представляем. При этом задача нас увлекает, мотивируя на результат. Таким образом, отсутствует перенапряжение одной зоны  мозга, так как работает весь мозг. По сути, думая, мозг не напряжен.

Телесно-ориентированное  упражнение с элементами кинезиологии.

Упражнение.   «Вращающиеся кулаки».

Поставьте две руки на локти, сожмите в кулаки. Начинайте вращать сначала  кулаком правой руки в направлении – к себе,  затем кулаком левой руки в направлении – от себя. Далее кулаками двух рук в разные стороны, одновременно.

Комментарий:  При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность двух полушарий мозга синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

Упражнение.  «Ноги-руки-вдох».

Сядьте на стул. Правую ногу выдвиньте немного вперед. Начинайте выстукивать ногой ритмы «раз-два, раз-два», постепенно к движениям ноги присоединяются движения рук – ритмичные хлопки с ударом по колену: «раз-два-три  (хлопки руками) –  4-й раз (удар  руками по колену). Как только ритм «нога-хлопки-удар по колену» задан, постепенно  подключаем дыхание,   ритмично делая «вдох-выдох».  Выполнение  этих действий должно быть одновременным, ритмично слаженным.

Комментарий:  Ритмичные движения – хлопки руками, постукивание ногой в сочетании  с дыхательными упражнениями, -  при одновременном  выполнении   организуют ритмичную работу сознания (ведь известно, что работа сознания протекает циклично). Нервные процессы, таким образом, уравновешиваются, человек успокаивается, повышается концентрация внимания, сосредоточенность,  возрастает общая психическая и умственная активность.

Упражнение «Лобно-затылочная коррекция».

Одна ладонь кладется на затылок, другая – на лоб. Можно закрыть глаза и подумать о любой негативной ситуации. Глубокий вдох-выдох. Мысленно представить себе ситуацию еще раз, но только в положительном аспекте, обдумать и осознать то, как эту проблему можно было бы разрешить. После появления своеобразной пульсации  между затылочной и лобной частью самокоррекция завершается глубоким вдохом-выдохом. Упражнение выполняется от 30 секунд до 10 минут.

Комментарий:  Данный вид упражнения направлен  на снятие стресса. Применять его лучше перед экзаменом или контрольной работой, заранее визуализируя ситуацию в положительном ракурсе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл тренингов для старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ и сдачи экзаменов

Цикл тренинговых занятий для формирования навыков управления факторами, вызывающих стресс в период подготовки и сдачи экзаменов....

Помощь ребенку в период подготовки и сдачи ОГЭ.

Родители- это те люди, которые как никто другой могут помочь ребенку в период сдачи экзаменов....

Памятка для родителей старшеклассников, готовящихся к сдаче ОГЭ

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность вашего ребенка в сдаче Единого государственного экзамена. Как поддержать выпускника?...

основной период сдачи ЕГЭ - 2019

Материал взят с сайта: http://www.ege.edu.ru/ru/main/schedule_2019/...

Психологическая помощь подросткам и их родителям в период сдачи ЕГЭ.

Рекомендации родителяи . "Как помочь детям в преиод подготовки к ЕГЭ!...

Как подготовить старшеклассника к успешной сдаче экзаменов

Рекомендации к подготовке к экзаменам....

Помощь школьникам в период сдачи ГИА

Психологическая помощь школьнику...