Особенности семейного воспитания и методы коррекционной работы
статья по психологии (5, 6, 7 класс) на тему

Ахипова Татьяна Николаевна

В материале описаны психические особенности детей и методы коррекции их поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennostvospitaniya.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

             

Особенности семейного воспитания и общепедагогические методы

                    коррекционной работы с детьми.

        Цели и задачи семейного воспитания едины - всестороннее гармоническое  духовно-нравственное развитие ребенка. Однако осуществить это желание весьма проблематично и требует учитывать следующие показатели:

-физическое состояние ребенка;

-отношение к учебной деятельности, особенности мотивации;

-особенности и уровень познавательной сферы ребенка;

-особенности эмоционально-личностной сферы.

        Стиль воспитания в семье влияет на успешность ребенка в школе. Высокой успеваемости способствует постоянное стремление родителей к доверительным, дружеским отношениям с ребенком. Когда родители видят в своем ребенке неудачника, снижается мотивация  и успеваемость ребенка, повышается тревожность. Неприязнь или отвержение со стороны родителей, также приводит к проблемам, как в поведении, так и в обучении со стороны ребенка. Неблагополучная, неполная семья, отсутствие контакта с родителями, низкий материальный уровень семьи - все эти социальные факторы приводят ребенка к неудачам, прежде всего, в поведении и как следствие в обучении.

        Далее хотелось бы отметить наиболее встречающиеся особенности детей, которые влияют, в первую очередь, на успеваемость в школе и методы их коррекции.

  1. Коррекция активно-волевых дефектов (слабоволие – причина многих отклонений поведения).

Укрепление воли возможно следующими приемами:

-положительный пример человека с твердой волей;

-создание условий (ребенок делает что хочет, но при внимании взрослых) для проявления индивидуальности, т.е. через насыщение любимым делом подойти к личному удовлетворению и к выполнению «нелюбимой» работы;

- соблюдение дозировки всякой работы и постепенное увеличение нагрузки на ребенка;

-интересно обставленный труд с желательным достижением поставленной цели и как следствие- самовоспитание и самообладание;

- формирование стойкости и мужества перед естественными неудачами жизни (если первая неудача сбивает с пути – это жертва воспитания);

- физическое воспитание: естественные движения, подвижные игры, танцетворчество – физическое оздоровление и исправление слабости характера, развитие выносливости, выдержки, решительности, смелости;

-физический и умственный труд, как следствие – радость от сделанного;

-решение усложняющихся, но доступных задач разной трудности;

-гидротерапия;

-соблюдение лечебно-педагогического режима (как источник накопления психической энергии) и комплексный подход к ребенку со стороны учителя, родителей и других взрослых;

2. Коррекция страха. Задача – развить искусство самообладания:

- устранение внешних поводов страха;

- создание у ребенка возможности откровенно делиться своими переживаниями;

-произвольное вызывание страха (резкий шум, темнота в игровой терапии) пока ребенок не привыкнет к этому;

-спокойное убеждение, уговор.

3.Метод игнорирования:

- не показывать детям, что в них видят исключительность;

-не делать ребенка центром внимания, кажущееся невнимание ведет к подавлению проявлений;

-ребенок не должен знать, что его считают особенным;

4. Метод культуры здорового смеха.

Смех, радость – физиологически оживляют весь организм, оздоравливает душу, питают разум;

-создание вокруг ребенка радостной атмосферы;

-специальный подбор книг для чтения;

-шутки, загадки, прибаутки;

5.Действия при сильном возбуждении ребенка:

-создание спокойной обстановки в семье;

-строгий распорядок дня;

-дозированное участие в игре, спорте;

-психическое влияние взрослых на ребенка;

-изоляция, постельный режим при длительном приступе;

-ограждение возбужденного ребенка от окружающих, с целью его безопасности;

-максимальное внимание: сделать вид, что ребенок болен, поставить градусник;

-игнорирование припадков, но не оставлять без присмотра, так как возможен суицид;

-изотерапия (от индивидуальной к групповой).

6. Коррекция рассеянности.

 В данном случае важно выяснить причину рассеянности. Постоянная отвлеченность может быть следствием интенсивной сосредоточенности, переживания страха, недомогания, болезни:

-концентрирование поведение ребенка;

-целенаправленная организация деятельности.

7.Коррекция застенчивости:

-создание ситуаций для общения с людьми;

-создание системы поручений;

-усложняющиеся задания дома и вне его;

-приобретение доверия ребенка.

8.Коррекция бродяжничества (только индивидуально):

- воспитание через коллектив: ребенок должен быть значимым!

-умственный и физический труд;

-организованный досуг;

-творческие дела, игры;

9.Тревожный ребенок.

Проблема распадается на две:

а) выявление причин тревожности, нивелирование отрицательных последствий;

б) преодоление тревожности как относительно устойчивого личностного образования.

        Работа по преодолению тревожности может осуществляться на трех взаимосвязанных и взаимозаменяемых уровнях:

  1. обучение приемам и методам управления своим состоянием, снижением тревожности;
  2. расширение возможностей человека, формирование у него навыков, умений, знаний о саморегуляции;
  3. перестройка особенностей личности, прежде всего его самооценки и мотиваций.

10. Агрессивный ребенок

Детская агрессивность- признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать других.

        Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, несоответствие между желаемым и возможным. Только поняв и приняв это взрослые «догадываются», что ребенок ни в чем не виноват, и если его не будут обижать, то он будет доброжелателен и приятен в общении.

11.Гиперактивный ребенок

        Самое правильное – научить ребенка помогать самому себе, т.е. познакомить с методами саморегуляции. Ребенок многое может сам, а родители должны понять и успокоить его. Для этого следует обратить внимание на следующее:

а) ребенку необходимо спокойное окружение, защита от всех чрезмерных внешних раздражителей. При оказании помощи родители и другие члены семьи своими действиями должны подтверждать любовь к ребенку.

б)следует укреплять в ребенке силы симпатии и агрессии, которые раньше неуправляемыми.

в) необходимо использовать его двигательную энергию и физические силы для общего дела. Так ребенок может выразить переполняющую его симпатию и участливость.

г) учить воспринимать дистанцию в общении с другими людьми и проявлять сдержанность в эмоциях и делах.

12.Замкнутый ребенок.

Замкнутость – нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отношений.

Суть коррекционной работы с замкнутым ребенком составляют действия по расширению его возможностей установления и поддержания эмоциональных контактов с окружающими людьми.

Основные направления работы с замкнутыми детьми:

а) преодоление причин, приведших к этому нарушению.

б) восстановление потребности ребенка в общении, контактах со взрослыми и сверстниками.

в) гармонизация отношений ребенка в семье и группе сверстников (т.е. не только ребенка надо «поворачивать» к другим людям, но и показывать им, что ребенок не так плох или злобен, как могли о нем думать).

г) обучение ребенка навыкам общения и установления контакта. Коррекция может занять много времени и должна проводиться с осторожностью.

13.Ребенок с трудностями в общении

Нарушение в общении, конфликтность и обособленность – признаки слабой адаптации ребенка к окружающему миру, причины серьезных эмоциональных проблем в будущем.

Такие дети:

-не умеют обращаться с просьбами;

-не задают уточняющих вопросов;

-лучше ориентируются в инструкциях, направленных на их предметную деятельность, чем на познавательную;

-активная речь на уроке обращена, как правило, к учителю;

-часто воспроизводят реплики без дополнительной умственной переработки;

-переключение деятельности сопровождается «взрывом» вербальной активности.

Коррекционные упражнения проводятся в форме игротерапии в группе (например игра «Скажи, что ты слышишь», игра «Сочини историю»).

14.Застенчивый ребенок

Застенчивость – это тяжелое психическое состояние, которое может влиять на мышление, задерживая, расстраивая его ход, может действовать вопреки желаниям на чувства (эмоции) и, наконец, вызывать неловкие, вынужденные, лишние движения руками, ногами, головой и т.п.

Задача коррекции застенчивости состоит в том, чтобы тренировать застенчивого ребенка в общении с людьми.

15.Дети с девиантным поведением

К методам коррекции девиантного поведения относятся:

-методы изменения деятельности детей;

-методы изменения отношений;

-методы изменения компонентов образовательно-воспитательной системы;

16.Дети с РДА (аутизм)

Коррекция РДА заключается в следующем:

-формирование активного взаимодействия с педагогом.

-коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи, мышления.

-работа с семьей (психотерапия членов семьи; ознакомление родителей с рядом психических особенностей аутичного ребенка; составление индивидуальных программ воспитания, обучения, развития в домашних условиях).

Коррекционная работа должна повышать уровень общего развития, восполнять пробелы предшествующего развития и обучения, формировать недостаточно освоенные умения и навыки, отклонения в развитии познавательной сферы и речи, подготавливать к восприятию нового учебного материала.

Общие принципы коррекционной работы:

-Принцип опоры на индивидуально-личностные особенности ребенка (особенности темперамента и характера, сформированность эмоционально-волевой сферы);

-Принцип опоры на сохранные формы деятельности (позволяет временно перевести пострадавшую функцию на более низкий и доступный уровень);

-Принцип от простого к сложному;

-Принцип эмоционального контакта с ребенком (эмоциональное подкрепление обеспечивает повышение работоспособности ребенка);

-Принцип использования игровой деятельности (в игре актуализируются социальные взаимодействия, легче усваиваются и закрепляются развивающие программы);

-Принцип опоры на предметную деятельность и ее организацию;

-Принцип программированного обучения (разработка программ, состоящих из последовательных операций, приводящих к восстановлению или формированию психических функций);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

практико-ориентированный проект "Особенности семейного воспитания"

В ходе родительского собрания родители актуализируют знания об основных стилях воспитания, которые они применяют при воспитании наших детей. Узнают о том как происходит процесс взаимодействия между ро...

"Особенности семейного воспитания"

Родительское собрание для родителей учащихся 1-9 классов...

Особенности семейного воспитания

Особенности семейного воспитания...

Особенности семейного воспитания

Как важно быть любимым ребёнком, желанным! Любите детей, помогите им вырасти счастливыми, здоровыми....

«ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Родительское собрание...

Анкеты "Особенности семейного воспитания"

Анкеты для определения особенностей семейного воспитания подростка...