Профилактический классный час с психологом "Умей сказать - нет!"
план-конспект по психологии на тему

Виноградова Дарья Владимировна

Профилактический классный час с психологом. Профилактикатабакокурения, употребления алкоголя и  ПАВ в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx47.25 КБ

Предварительный просмотр:

 Классный час на тему «Умей сказать "Нет!"»

Цель: формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами.

Задачи: 

  1. Развить способность делать самостоятельный выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением.
  2. Ознакомить обучающихся с различными способами отказа.
  3. Воспитывать у обучающихся потребность в здоровом образе жизни.

Возраст обучающихся: 13–16 лет (7–10-й класс).

Ход занятия:

Дети садятся на стулья по кругу.

– Тема нашего занятия: «Умей сказать "Нет!"». Как вы это понимаете?

– Сегодня мы будем учиться говорить «Нет!», т. е. противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, учиться уверенному поведению при отстаивании своей позиции.

Вводная часть. Упражнение «Активатор».

– Сейчас будем уговаривать одного участника (выбираем все вместе) разжать кулак.

– Что ты чувствовал при таком общении? Трудно ли было сопротивляться групповому давлению?

Вывод о том, смог ученик противостоять группе или нет.

Беседа.

– У каждого из нас есть свой круг общения. Это наши приятели в классе. Друзья, живущие в одном дворе, товарищи по интересам и т. д.

Как вы думаете, почему почти у каждого человека существует потребность в принадлежности к какой-либо группе? (Высказывания детей, основанные на личном опыте).

– Общие увлечения, одинаковые интересы, увлечения объединяют группы, однако совпадения не могут быть полными: каждый из нас индивидуальность и чем-то отличается от остальных. И вот именно это может отразиться на отношениях в группе: порой группа требует от человека отказаться от своего мнения. Часто это происходит незаметно от нас. Простой пример – одежда. Двое из твоих приятелей ходят в умопомрачительных куртках. И ты покупаешь точно такую же, невзирая на то, что она тебе совсем не к лицу.

Психологи называют такое явление групповым давлением.

– Ребята, кому приходилось испытывать групповое давление? Что вам известно о поведении людей в ситуациях группового давления? (Ответы детей).

Итог, который подводит  педагог-психолог: поведение людей при групповом давлении можно разделить на две группы:

– кто-то всегда готов стать как все

– другие постоянно готовы к сопротивлению

– В жизни наиболее часто встречаются такие виды группового давления (после каждого вида дети должны привести пример): (на доске)

а) лесть, похвала;

б) шантаж, подкуп;

в) уговоры, обман;

г) угроза, запугивание.

– Ребята, очень часто возникают такие ситуации, в которых единственный возможный вариант поведения при групповом давлении – отказ! Это ситуации, в которых, отвечая «Да», ты можешь причинить вред себе или кому-то из окружающих.

Приведите примеры таких ситуаций.

– К таким ситуациям следует заранее быть готовым. Как же это сделать?

5 шагов отказа (наглядный материал на доске)

Познакомить учащихся с 5 шагами отказа: ● Сразу твердо сказать «нет»; ● Согласиться со всеми доводами, но в конце сказать «нет». «Я согласен с Вами, но…»; ● Если давление продолжается, можете перейти в наступление; ● «Я больше не хочу говорить на эту тему…» ● Предложите компромисс. «Давай лучше…».

Упражнение с элементами тренинга. Игра «Откажись по-разному».

– Я буду бросать некоторым из вас мяч, поймавший делает мне предложение (например, отправиться в тундру, погулять).

Ведущий выражает отказ по-разному.

– Что вы можете сказать об услышанных отказах?

а) Отказ-соглашение: человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие. Например: ребята, спасибо, но мне так неудобно вас затруднять.

– Кто получил на своё предложение такой вид отказа?

б) Отказ-обещание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Даётся понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. «Пойдём завтра в кино» – «С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике».

– Кто получил такой отказ? 

в) Отказ-альтернатива. Отказ направлен на альтернативное предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение: «Пойдём завтра в спортзал» – «Давай лучше погуляем по посёлку».

г) Отказ-отрицание. Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. «Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды. Нет, я ни за что не поеду в лес». 

д) Отказ-конфликт. Крайний вариант отказа – отрицание. Агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. «Давай сходим на дискотеку» – «Ещё чего! Сам топай!». Этот вид отказа эффективен в случае выраженного внешнего давления. 

Итог

Сделаем вывод: какие качества должен проявить человек, чтобы противостоять чужому давлению?

Обсуждение результатов занятия: «Новое и важное для меня».

– Что нового узнали?

– Что понравилось? Что удивило, огорчило? Чему научились?

– Выскажите своё мнение о занятии. Поможет в этом «Чаша откровения». На столах разложены карточки разного цвета с надписями: жёлтый – занятие понравилось; оранжевый – кое-чему научился; зелёный – хотелось бы продолжить подобные занятия; синий – меня огорчило, что мне ещё нужно учиться говорить «Нет», белый – занятие пустое, никому не нужное.

Ритуал прощания

ocenka


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Умей сказать Нет!" 7 класс

Классный час "Умей сказать Нет!" 7 класс...

Классный час на тему "Сказать коррупции- НЕТ!"

Давайте вместе попробуем разобраться, есть ли в нашем обществе такое явление, как коррупция? Чем она угрожает именно вам? Как вы можете бороться с коррупцией?...

Классный час "Как сказать "нет"

Классный час для учеников 5-7 класса. Содержит материал на антинаркотическую тему...

Профилактический классный час «Эти вредные привычки»

Профилактический классный час   «Эти вредные привычки»Форма проведения:  ролевые игрыЦели: углубить представление детей о вредных привычках; способствовать воспитанию отрицательного отн...

Профилактический классный час "Принятие ответственности за свой образ жизни" 7 кл.

Цель занятия : способствовать формированию ответственности за себя, свои действия.Задачи занятия:формировать навыки принятия решения;формировать умение противостоять давлению группы;формировать с...

Разработка внутришкольных и профилактических классных часов, сценариев и конкурсов 2020-2021 год

Организация воспитательной работы с обучающимися в течение  учебного года осуществляется на основании «Стратегии воспитания в Российской Федерации до 2025 года», утвержденной Распоряж...