Метод проектов как инструмент психологической помощи
статья по психологии на тему

Ершова Анна Николаевна

Проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, направленная на достижение общего результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_kak_instrument_psihologicheskoy_pomoshchi.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Метод  проектов как инструмент психологической помощи

 Психологическая помощь   - вид помощи, которую оказывает психолог человеку или группе людей в оптимизации психофизиологических состояний, поведения, реализации индивидуальной и особенно групповой деятельности.

         Общая цель всех видов психологической помощи - помощь и поддержка личности в процессе ее становления и развития (в том числе при возникновении различного рода проблем и кризисных ситуаций), избавление человека от того, что мешает ему быть счастливым и гармоничным в окружающем мире.

 Сущность, цели и задачи Метода проектов

Слово «проект»

(в буквальном переводе с латинского —«брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».

Проект –это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности».

Проект с точки зрения обучающегося—это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используясвои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности —найденный способ решения проблемы —носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Проект с точки зрения преподавателя —это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Метод проектов ставит следующие цели:

•научить самостоятельному достижению намеченной цели;

•научить конструированию полученных знаний;

•научить предвидеть минипроблемы, которые предстоит при этом решить;

•сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве, находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;

•получить навыки обработки информации;

•сформировать навыки проведения исследования;

•сформировать навыки работы и делового общения в группе;

•сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

Основной принцип метода проектов гласит, что исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня.

Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определенной

умственной задачи, но и практическое выполнение ее.

Проекты образовательных учреждений представляют собой как бы копии различных сторон жизни общества, государства. Громадное педагогическое значение имеет место, отводимое методом проектов принципу самодеятельности обучающегося. Внимание подростков все время держится напряженным, от них требуется постоянная активная работа.

Есть два плана предъявления проекта –видимый и невидимый.

Видимый:

тема проекта;

название проекта;

проблема проекта;

задача проекта;

планирование —осуществление;

презентация.

Невидимый:

тема учебного курса, урока;

цели и задачи, развития, воспитания;

необходимый уровень;

необходимые специфические умения и навыки;

новое содержание;

обобщение;

обеспечение проекта;

организационные формы осуществления проекта.

Типологическими признаками проекта являются:

•Предметно-содержательная область

•Характер координации проекта

•Характер контактов проекта

•Доминирующая

•Количество участников проекта

•Продолжительность проекта

В соответствии с доминирующей в проекте деятельностью проекты бывают:

•Исследовательские (моделирование ситуаций научного поиска);

Ролевые, игровые (распределение ролей);

•Творческие (итог –спектакль, альбом);

•Ознакомительно-ориентированные или информационные (итог –статья, реферат)

•Практико-ориентированные или прикладные.

В соответствии с предметно-содержательной областью есть проекты:

•Монопредметные (в рамках одного предмета; выбираются сложные разделы; в ходе серии уроков);

•Межпредметные (в рамках нескольких предметов; внеурочное время).

По характеру координации проекты бывают:

•С открытой, явной координацией (координатор проекта направляет участников, организует отдельные этапы);

•Со скрытой координацией (координатор проекта выступает как полноправный участник).

По характеру контактов существуют проекты:

•Внутренние или региональные (в пределах одной страны –внутри одного образовательного учреждения, либо между учебными заведениями, классами внутри региона, страны);

•Международные.

По количеству участников есть проекты:

•Индивидуальные;

•Парные (между парами участников);

•Групповые (между группами участников).

По продолжительности выполнения бывают проекты:

•Краткосрочные (несколько уроков);

•Среднесрочные (от недели до месяца);

•Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Общие подходы к структурированию проекта

1. Преподаватель выбирает тему проекта, его тип, количество участников.

2.Преподаватель продумывает возможные варианты проблем, но проблемы выдвигаются обучающимися с подачи преподавателя (мозговая атака).

3.Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4.Самостоятельная работа участников по своим исследовательским, творческим задачам под контролем преподавателя или его доверенного лица.

5.Промежуточные обсуждения полученных данных в группах(на уроке или вне его) под контролем преподавателя или его доверенного лица.

6.Подготовка к защите, оппонированию.

7.Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Таким образом, проект –это:

1.Проблема

2.Проектирование (планирование)

3.Поиск информации

4.Продукт

5.Портфолио проекта –папка, в которой собраны все рабочие материалы

6.Презентация

Этапы проектной деятельности

1. Целеполагание

Определяется актуальная и посильная цель реально достижимая за определенный отрезок времени

2. Разработка проекта

Составляется план деятельности по достижению цели: (поиск информации; способов и средств; оценка ресурсов и рисков и т.д.)

3. Выполнение проекта

Практическая часть

4. Подведение итогов

Соотнесение результата с поставленной целью и определение задач для новых проектов

5. Презентация проекта

Продукты деятельности

Структура деятельности

Мотив (Ради чего осуществляется деятельность?)

Цель (На что направлена?)

Действия -операции (Какими способами, приемами реализуется деятельность?)

Результат (Что должно получиться?)

Советы по работе над проектом

-Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

-Создавать мотивацию, опираясь на интересы обучающихся и их эмоциональный отклик.

-Вводить в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

-Заинтересовать каждого участника тематикой проекта его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

-При составлении совместного плана над проектом поддерживать инициативу обучающихся.

-Тактично рассматривать все предложенные варианты решения проблемы: каждый должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

-Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

-В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества, использовать индивидуальный подход.

-Творчески подходить к реализации проекта.

-Ориентировать на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

-По возможности вовлекать родителей и социальных партнеров.

-Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая помощь учащимся и родителям.

Советы родителям о том, как можно психологически помочь ребенку, сдающему  экзамены....

Психологическая помощь обучающимся при подготовке к экзаменам

В  этой статье  даются советы,как вести работу с педагогами  и родителями выпусных классов. Даются рекомендации для учителей и родителей....

Презентация : "психологическая помощь при сдаче ГИА и ЕГЭ."

Данная презентация направлена на то, чтобы помочь ребятам успешно сдать экзамены и преодолеть страхи связанные с экзаменами ....

Психологическая помощь при переживании горя

Данная презентация необходима в работе школьного психолога. Описаны этапы переживания горя. Психологические приёмы при переживания горя подростком....

Психотерапевтическая игра как один из инструментов психологической работы.

Подборка психологических, интеллектуальных игр для работы психолога с детьми и взрослыми....

Психологическое просвещение "Психологическая помощь и поддержка семей, воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью"

Психологическое просвещение для педагогов и педагогов -психологов "Психологическая помощь и поддержка семей,  воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью"...

Психологический тренинг, направленный на оказания психологической помощи преподавателям.

Профессия преподавателя сложна. А в современных условиях – тем более. Жизнь в условиях высоких рисков возникновения стресса усложняет профессиональную работу учителя. На помощь преподавателю мож...