Компьютерная зависимость современных подростков.
статья по психологии на тему

Чегодаева Ирина Владимировна

Мы живем в век компьютерных технологий. Смартфоны, планшеты, ноутбуки, компьютеры начинают занимать все наше свободное время. А особенно значимую роль они играют в жизни подростка. Поток информации в современном мире настолько велик, что обработать его без специальных технологий практически не реально. Но эти же технологии, при неумелом использовании, приводят к компьютерной зависимости, которая стоит в одном ряду с зависимостью алкогольной или наркоманией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Школа подростка» ГБУЗ СО СГБ №7,

Администрация Красноглинского внутригородского района г.о.Самара,

Отделение психологического сопровождения образовательного процесса

МБОУ ОДПО ЦРО г.о. Самара,

МБОУ Школа №127 г.о. Самара

XIII открытая ученическая, медико-педагогическая Конференция «Восхождение к вершине «Здоровье»»

Направление: «Игромания – проблема современного общества»

Компьютерная зависимость современных подростков.

Автор: Чегодаева И.В.,

учитель биологии

МБОУ «Школа №127»

Красноглинского района

                                                                        г.о. Самара

Самара – 2018 г.

Содержание.

Введение.                                                                                                3

Глава 1. Теоретические основы возникновения и влияния

компьютерной зависимости на современных подростков.                                4

1.1. Компьютерная зависимость. Что это?                                                4

1.2. Причины ухода в виртуальный мир.                                                        5

1.3. Влияние компьютерных игр на подростка.                                                6

Глава 2. Выявление наличия компьютерной зависимости

у подростков 14-15 лет.                                                                                8

Глава 3. Пути решения проблемы компьютерной зависимости.                        9

Заключение                                                                                        12

Список использованной литературы                                                        13

Введение.

Мы живем в век компьютерных технологий. Смартфоны, планшеты, ноутбуки, компьютеры стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Порой мы даже не замечаем, как они начинают занимать все наше свободное время. А особенно значимую роль они играют в жизни подростка.

Компьютер многофункционален. Поток информации в современном мире настолько велик, что обработать его без специальных технологий практически не реально.

Конечно, многофункциональность компьютерных технологий и ее развитие не может не радовать наше прогрессивное общество. Более мощные компьютеры, более быстрые в функционировании очень удобны для людей, чья работа связана с взаимодействием с компьютером. Кроме того, в разумных пределах компьютерные игры являются даже полезными как средства, развивающие логику, внимание и мышление; многие игры могут быть познавательными [6].

Но эти же технологии, при неумелом использовании, приводят к компьютерной зависимости, которая стоит в одном ряду с зависимостью алкогольной или наркоманией.

Цель работы:

выяснить причины, толкающие современного подростка к компьютерной зависимости, предложить пути решения.

Задачи:

изучить причины возникновения компьютерной зависимости у подростков 14-15 лет;

выявить наличие компьютерной зависимости у подростков данной возрастной группы;

разработать пути решения проблемы.

Глава 1. Теоретические основы возникновения и влияния компьютерной зависимости на современных подростков.

1.Компьютерная зависимость. Что это?

Компьютерная игровая зависимость - форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми, в которых играющий принимает на себя роль виртуального персонажа и живет его жизнью, ощущая себя в реальности дискомфортно [5].

Компьютерная игровая зависимость поражает в основном молодую часть населения, преимущественно подростков. Как отмечает психолог Анатолий Кливник, самый зависимый возраст, - это подростки 12-15 лет, которые только начинают знакомиться с миром [1]. Причем, «игровой стаж» у некоторых из них больше 10 лет!

Современные компьютерные игры обладают развитым звуковым и видео-сопровождением, которые создают ощущение реалистичности выдуманного мира и на время отстраняют пользователя от восприятия истинной реальности. Именно это свойство компьютерных игр не позволяет подростку, страдающему игровой зависимостью, прервать процесс для выполнения каких-либо социальных обязательств в реальной жизни. Происходит процесс, в процессе которого ребенок не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём личностном развитии, т.к. ребенок меньше интересуется обыкновенными игрушками и все чаще стремится к виртуальным играм.

Кроме того, разработчики, для усиления пристрастия к компьютерным играм, вводят в них дополнительные небольшие секретные задания, поиск которых требует массу времени. Еще один из способов развития игрой компьютерной зависимости - это предоставление широких мультимедийных возможностей, когда геймер может самостоятельно разработать собственный сценарий игры, а иногда даже собственные персонажи. Многие компьютерные игры включают в себя помимо решения логических задач и определенную эмоциональную нагрузку, которая во многом и объясняет большинство случаев сверхценного отношения к играм.

При ярко выраженной игровой зависимости наблюдается сильнейшая деградация социальных связей личности и, так называемая, социальная дезадаптация человека, на фоне которой, а также углубления в мир виртуальной реальности, могут появиться избыточная агрессивность и различные виды антисоциального поведения. Особая опасность здесь в том, что игроман может страдать раздвоением личности, т.к. начинает вживаться в роль какого-нибудь героя игры, представляя себя им, что может приводить к непредсказуемым последствиям [3].

2. Причины ухода в виртуальный мир.

В нашей стране есть огромное количество подростков умеющих обращаться с компьютерными программами, но чаще всего это умение ограничивается посещением различных игровых сайтов. Чем же они так привлекают?

Существует большое количество причин, по которым ребенок стремится уйти в виртуальный мир.

Мной были опрошены 92 подростка восьмой параллели МБОУ Школы№127 городского округа Самара. Вот каковы были их ответы. Это и неумение или нежелание общаться с другими детьми. Или же возможность самоутвердиться. Ведь в компьютерной игре ребенок превращается в героя, способного добиться определенных побед, а в реальной жизни это сделать куда сложнее. Это и поиск единомышленников. Или способ убежать от повседневных дел. А еще это компенсация недостатка общения с родителями. Возможность уйти туда, где нет проблем, ссор, выяснения отношений, где все решается нажатием кнопки на мышке или клавиатуре. Причин много! Но откуда же они берутся?

Давайте не будем обращаться к каким либо источникам, а просто оглядимся вокруг. Что же мы видим?

Школа. Перемена. Основная масса детей занята играми на смартфонах и планшетах. А те, у кого нет «продвинутых» гаджетов с интересом смотрят за происходящим в игре у других, переживают, советуют. В общем, принимают активное участие.

Очередь в поликлинике. Будь то маленький ребенок или подросток и вновь та же самая картина.

Поезд дальнего следования. Вот тут мне бы хотелось отдельно остановиться. В свои шесть с половиной лет мне «посчастливилось» путешествовать из Москвы во Владивосток на поезде. Заняло это путешествие восемь дней. И все восемь дней мои родители не давали мне скучать. А что мы видим теперь? Как только ребенок говорит, что ему скучно, родители вручают ему планшет с пожеланием, что бы он не приставал к ним, а просто поиграл.

А когда подросток попадает в серьезную зависимость от компьютерных игр, родители говорят, что их чадо растет необщительным, замкнутым, скрытным, не хочет делиться своими переживаниями или впечатлениями, ни чем кроме компьютера не интересуется, гулять не ходит, со сверстниками не общается. Только с какой стати ему это все будет интересно, если с детского возраста компьютерная игра стояла на первом месте?!

3. Влияние компьютерных игр на подростка.

Большинство ролевых компьютерных игр рассчитано на подростковый возраст. Эти игры написаны людьми старшего поколения, без учета возрастных психологических особенностей. Подобные игры сильно влияют на формирование современных детей и подростков в период их активной социализации и усвоения социальных ролей [2].

Одними из самых «страшных» игр являются так называемые «стрелялки». Они делают ребенка бездушным к чужому горю и учат не задумываясь убивать. Фраза подростка «мне нужно еще убить 20 гражданских и 10 полицейских, за это мне дадут денег» или «мне нужно убить соперника» приводит в ужас. Ребенок так спокойно говорит об убийстве другого, пусть и виртуального, человека, как будто он этим занимается каждый день в настоящей жизни! Подобные игры очень сильно влияют на неокрепшую психику. Человек становится раздражительным, ему хочется крушить, ломать, убивать. Он может проявить агрессию не только по отношению к другим людям, но и нанести вред себе, если вдруг у него что-то не будет получаться в реальной жизни. Ведь в игре, даже если не все идет гладко, можно пересохраниться, перезайти, в конце концов погибнуть и, загрузив игру, просто начать с начала. В реальной жизни это не возможно.

В каждой компьютерной игре существует свой сленг.

Вот один из монологов играющего подростка.

«Тут нужно просто тупо фитбечить гастов и все. Это изи. Да там было эми. Оно было не правильное. Оно улетело в темпларов, а должно было в зилотов кидать. Да подожди, я все равно спичу. Ну что готов? А, лол! У меня в медеваки был один нарик. Жуть какая-то! О, люблю я эту дичь с танками! Чел, мне даже медивак здесь не нужен. Ну почти... Нет тут реально законтролить! Надо было реально здесь поставить танки и контролить медиваком. Финал?! А кто левнул? О, еще и зеркалка, зашибись. Отличные филды. А здесь, где еще один гвардиан? Он снимает большое количество урона. Да, а архонту это бы погоды сделало. Даже стинпак не помог. У меня даже гастов нет, что бы это проконтролить. На кой черт мне мина? А здесь он есть. У меня сопля! Тут юниты из всех дополнений. А разве в хотсе уже был разогрев? Тогда окей. Погоди, дай что-нибудь посклизить. Понимаешь, у меня всегда кривой сплит идет! Затащил!!!»

Для обычного человека это звучит как бред сумасшедшего. Но для человека посвященного, разбирающегося в Стар Крафт 2, здесь море полезной информации! И когда ребенок приходит к своим «не посвященным» родителям, что бы поделиться своими достижениями, они ни слова не понимают в том, о чем подросток им пытается рассказать. Они просто делают вид, что заинтересованы. Или, даже сильно не напрягаясь, открыто говорят, что ничего не понимают. В результате родители подростка, которого можно было «вытащить» за эту ниточку общения, ее собственными руками (словами) и обрывают. А когда через некоторое время, спохватившись, что их ребенок проводит много времени за компьютером, они приходят и спрашивают: «Как игра? Какие успехи?», - подросток искренне удивляется и отвечает: «Тебе же это не интересно!» И с каждым днем, проведенным подростком в одиночестве за компьютером, точек соприкосновения становится все меньше и меньше.

Мало того, сленговые слова подросток переносит в повседневную жизнь. Из этого вырастает еще одна проблема – безграмотность современных детей. Как и в игре, они пользуются правилом: как слышится, так и пишется. Отсюда снижение успеваемости, деградация, со всеми вытекающими последствиями.

Постоянное просиживание за компьютером влияет и на физическое здоровье подростка. Ухудшается зрение. Возникает, сколиоз, сутулость, начинают появляться боли в спине и в кистях рук. Любая физическая нагрузка дается с трудом.

Глава 2. Выявление наличия компьютерной зависимости у подростков 14-15 лет.

Для выявления наличия компьютерной зависимости у подростков 14-15 лет мной было проведено анкетирование подростков.

Для этого был использован тест Кимберли-Янга на интернет-зависимость. (Приложение 1). Данная тестовая методика, разработана и апробирована в 1994 году доктором Кимберли Янгом (Kimberley S. Young), профессором психологии Питсбургского университета в Брэтфорде. Тест представляет собой инструмент самодиагностики патологического пристрастия к интернету (вне зависимости от формы этого пристрастия), хотя сама диагностическая категория интернет-аддикции до сих пор окончательно не определена.

В результате проведенного тестирования в первую группу – обычные пользователи Интернета – попало 9,8% подростков, во вторую группу – есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом – попало 63% подростков, в третью группу – Интернет-зависимость – попало 27,2% подростков.

Сравнивая полученные результаты трех групп можно сделать вывод, что только незначительная часть подростков (меньше 10 процентов от опрошенных) могут спокойно обходиться без компьютера, не испытывая при этом раздражения, депрессии, подавленности, нервозности.

27,2 процента опрошенных зависят от компьютера на столько, что готовы пренебречь сном, личной гигиеной, соврать о времени проведенном в сети. При отсутствии компьютера они ощущают пустоту, депрессию, раздражение. А когда им предоставляется возможность воспользоваться техникой, впадают в состояние эйфории.

И 63,7 процента – это группа риска. Это те подростки, которые со временем могут перейти как в первую группу, так и оказаться в группе компьютеро- и интернет-зависимых людей.

Как же не дать им оказаться в третьей группе?

Глава 3. Пути решения проблемы компьютерной зависимости.

Применение компьютерных технологий, мощный поток новой информации, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства — это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами.

Говоря о профилактике компьютерной зависимости у подростков, следует обратить внимание на то, что воспитание должно сводиться по большей части к тому, что компьютер — это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.

Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать подростку оказаться в зависимости от компьютера — это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений в реальной жизни, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.[4]

И вот здесь главная роль отводится родителям. Современные взрослые, чаще всего, очень занятые люди. Они стремятся делать карьеру, строить личную жизнь, зарабатывать деньги. И на фоне всего этого они совсем забывают о своих детях. В лучшем случае они сдают их на воспитание бабушкам и дедушкам, в худшем – ребенок предоставлен сам себе.

Так вот, первоочередная задача, научиться общаться со своим ребенком, уделять ему ежедневно свое драгоценное время, уметь выслушать его, прийти на помощь, когда она ему необходима, а не отмахнуться и сказать: «Иди, загугли!»

А еще надо научиться совместно проводить время со своим ребенком. Ведь мы так много не знаем о своих детях!

На самый элементарный вопрос – чем бы вы хотели заниматься в свободное время вместо компьютера? – подростки выдали 38 вариантов ответов. И я даю гарантию, не каждый родитель знает, о чем мечтает его ребенок! А ведь некоторые вещи можно делать вместе.

Так на что же готовы поменять свой компьютер современные подростки? Это:

Занятия музыкой.

Вождение автомобиля или мотоцикла.

Спортивное ориентирование.

Прыжки с парашютом.

Настольные игры.

Учеба.

Моделирование.

Рисование.

Шопинг.

Просмотр фильмов в кинотеатре.

Спорт.

Верховая езда.

Путешествия.

Катание на лыжах.

Поделки своими руками (в том числе и мебель).

Кулинария.

Туризм.

Волонтерство.

Хоккей с мячом.

Футбол.

Занятия танцами.

Фотография.

Вокал.

Чтение книг.

Плавание.

Езда на велосипеде.

Посещение театров.

Актерская деятельность.

Занятия автомеханникой.

Учебная стрельба.

Рыбалка.

Альпинизм.

Занятия психологией.

Изучение иностранных языков.

Изучение и продвижение своей культуры.

Новые знакомства.

Прогулки с друзьями.

Общение с родителями.

Заключение.

Компьютерная игровая зависимость давно перешла в разряд социальной проблемы современной молодежи. Нужно очень хорошо понимать, что именно от нас и наших детей будет зависеть то, каким будет наше общество.

И если вы видите, что ваш ребенок все больше и больше времени проводит за компьютером, срочно принимайте все возможные меры, что бы изменить это. Не думайте, что на ваше первое предложение пойти прогуляться пешком, прокатиться на велосипеде или обсудить, как прошел его день, ребенок сразу ответит согласием. Но самое главное не сдавайтесь. Стремитесь как можно больше узнать о том подростке, который живет с вами под одной крышей. Говорите с ним, интересуйтесь не только тем, что он съел на обед и какие оценки получил в школе, но и его мыслями и чувствами. Увлекайте его. Дайвинг, туризм, рисование. Пробуйте все! И я гарантирую, что со временем вы будете приятно удивлены тем результатом, которого вам совместно удастся добиться.

Учите ребенка на своем примере общаться с реальным миром и получать от этого общения огромное удовольствие.

Список использованной литературы

1. Друзин В.Н. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков: автореф… канд. пед. наук / В.Н. Друзин. - Ярославль: ГОУ ВПО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2011. - 23 с.

2. Евдокимова И.А. Игровая компьютерная зависимость как вид аддиктивного поведения / И.А. Евдокимова // Молодой ученый. - 2014. - № 4. - С.956-958.

3. Корытникова Н.В. Интернет-зависимость и депривация в результате виртуальных взаимодействий / Н.В. Корытникова // Журнал Социос. - 2010. - № 2. - С.70-79.

4. Максс В. А. Компьютерная зависимость у подростков // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 272-274. — URL https://moluch.ru/archive/66/10992/

5. Малкова Е.Е. Клинико-психологические феномены формирования компьютерной зависимости у современных подростков / Е.Е. Малкова, Н.И. Калин // Медицинская психология в России. - 2012. - № 4 (15). - С.3.

6. Студенческая библиотека онлайн  — URL http://studbooks.net/669737/sotsiologiya/kompyuternaya_igrovaya_zavisimost_sotsialnaya_problema_sovremennoy_molodezhi_rossii/