«Типы ситуаций успеха».доклад
статья по психологии (8 класс) на тему

Успех легко измерить. Это расстояние между тем ,с чего вы начинали, и вашим последним достижением.

Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек». Можно сказать и так: « Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsii_uspeha.docx119.06 КБ

Предварительный просмотр:

Волгоградская область

Среднеахтубинский район

МОУ СОШ х.Клетский

ПЕДСОВЕТ:

 «ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УСПЕХОМ»

Доклад по теме:

«Типы ситуаций успеха».

Учитель химии-биологии: Матвеева О.Н.

Январь 2018.

1. Здравствуйте уважаемые коллеги. Свой доклад мне хочется начать с одной истории

Век назад один девятилетний мальчик из итальянского городка Неаполь страстно хотел заниматься музыкой. Но первый учитель охладил его:

-Ты,не сможешь петь,у тебя совершенно нет слуха и голоса.

Эти слова сильно огорчили мальчика, но его мать простая крестьянка обняла сына и сказала:

-Никого не слушай. Ты всё сможешь. Я уже вижу как ты даришь людям радость.

Эти слова приободрили его .Благодаря этой женщине весь мир может наслаждаться чудесным голосом Энрике Карузо.

Успех-значит вовремя успеть помочь ребёнку поверить в свои силы. Успеть взрослому понять внутренний мир ребенка и направить его в нужном направлении. Успех — как бабочка ,может коснуться своим крылышком и окрылить, дать силы для преодоления трудностей. А может пролететь мимо.

2. Успех- это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием.

В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

  1. -Успех легко измерить. Это расстояние между тем ,с чего вы начинали, и вашим последним достижением»

-У вас на столах лежат чистые листы бумаги и карандаши. Разбейтесь на пары. Ваша задача ничего не говорить, а нарисовать рисунок одним карандашом, держась за карандаш вместе.

- Скажите что мешало вам нарисовать картину. Достигли вы успеха в этом деле? Почему?

Групповая работа. 

Жил-был один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад. 
Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ю-щей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к монаху местный служащий и кричит: 
- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай. 
Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга. 

Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек». Можно сказать и так: « Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха».

Выделяют несколько основных типов ситуаций успеха:

Неожиданная радость –

это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ребёнка превзошли его ожидания. «Неожиданная радость» типична для детей с заниженной самооценкой.

1.Приём «Эмоциональные поглаживания»

Могут ли слова сказанные вами друг другу стать похвалой для вас,придать вам уверенность?

Но ведь похвала требует определённых условий её применения,иначе она может оказаться «медвежьей услугой» или быть непедагогичной.

Итак сейчас в течении 5 минут подумайте и запишет правила которых необходимо придерживаться при похвале.

Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем-то большим, нежели несколько фраз, которые всё время повторяются: «хорошо», «очень хорошо», «отлично». Искренность, творчество и разнообразие

Я попрошу участников привести 20 возможных вариантов (способов) сказать ученику: «Ты молодец! Отлично!» Например: «Продолжай также хорошо работать», «это достижение! Я ценю то, что ты сделал!»

2.Приём: «Лестница” 
Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет детей поступательно вверх, поднимаясь с ними по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих. 

На своих уроках я стараюсь не сообщать детям тему урока,а поступательно подводить их к выводу о том ,чем сегодня будем заниматься на уроке.

Предлагаю вам побывать в роли моих учеников.

Попробуйте определить о каком металле идет речь:

1)Белый и легкий металл,

2)Тягуч и пластичен, отлично куется
Серебряный это металл

3)Он яркой звездой загорится,

В составе багровых рубинов

В сапфировой силе огней,
В серой обыденной глине,

4)Для легкости в сплавы дается,
Мощь самолета создал.

5)В тринадцатой клетке таблицы
Почетное место занял.

Также использую

https://fs00.infourok.ru/images/doc/126/147781/img13.jpg

3.Прием « Даю шанс» 
-О каком шансе идёт речь,что имеется в виду? Ни о чём другом, как о зараннее подготовленной педагогами ситуации, при которой ребёнок получает возможность неожиданно, может быть впервые, раскрыть для себя собственные возможности, какую-то сторону ,если не таланта, то скрытой до сих пор способности.

Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

4 .Приём «Умышленная ошибка»

А название следующего приёма вы мне скажете сами. Прочтите текст. Найдите неточности.

-Чем хорош этот приём?

-Что нужно помнить используя его в своей работе?(его можно применять с учётом возраста только на известном детям материале)

Свойства ртути

Жидкий металл, не использующийся в быту и технике в качестве рабочей жидкости различных измерительных приборов и электрических реле пространственного положения.

Ртуть — не единственный металл, находящийся в жидком состоянии при комнатной температуре. Ртуть замерзает при минус 39° С и закипает при 357° С. Она в 13,6 раза тяжелее воды. В природе ртуть содержится в красноватом минерале киноварь. Киноварь входит в состав многих скальных пород, но в основном пород вулканического происхождения.

Ртуть не имеет свойство легко испаряется. Ртуть -  не ядовита. 

 При температуре 18°С начинается интенсивное испарение ртути в атмосферу, вдыхание такого воздуха способствует её накоплению в организме, откуда она уже не выводится (как и другие тяжелые металлы). Однако чтобы накопить серьезную долю ртути в организме, необходимо в течение нескольких месяцев или лет регулярно пребывать в помещении с серьезным превышением ПДК этого металла в воздухе.

Ртуть представляет опасность только для человека, а для растений, животных и рыб не ядовита. Проникновение ртути в организм чаще всего происходит именно при вдыхании её паров,  имеющих резкий  запаха.

Общая радость.

Типичен для детей с хорошими способностями, стабильной успеваемостью, болезненно переживающих свои неудачи. Задача учителя показать пути преодоления неудач, убеждать ребёнка в возможности претендовать на более

высокие достижения, стимулировать желание постоянно работать, а не брать штурмом.

Прием “Следуй за нами”

Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.

Алгоритм:

1 шаг: диагностика интеллектуального фона. Пробуждение ума, когда ребенку хочется догнать ушедших вперед одноклассников.

2 шаг: выбор интеллектуального спонсора. Проще, прикрепить сильного ученика. Для этого нужны побудительные мотивы, нужен взаимный интерес. Наиболее эффективный путь – привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ.

3 шаг: фиксация результата и его оценка. Необходимо, чтобы доброе дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку и самое главное – желание повторить, развить его.

Наиболее эффективный путь – привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств “ старшего”, и осознание собственного интеллектуального “Я”. В тоже время слабому ученику лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание. Он не испытывает свою унизительную слабость перед одноклассниками, у него существует аванс доверия к возможностям своего спонсора.

Прием “Эмоциональный всплеск”  или “Ты так высоко взлетел”

Полезен тем ученикам, которые эмоционально реагируют на похвалу и критику. Задача учителя – высвободить энергию, перенаправить ее в цепочку действий своим добрым словом поддержки.

Приведем пример приема «эмоциональный всплеск». Ученик в классе не очень любит химию, но занимался более ил менее регулярно, имеет средние отметки. На одном уроке химии он получил хорошую отметку, успокоился, решил не очень обременять себя домашними заданиями. На уроках у него наступала привычное состояние пассивного отсиживания. Вдруг он услышал вопрос учителя, который попросил его повторить правило, изученное на прошлом уроке. Правило не вспоминалось, мысли путались. И вдруг он услышал голос учителя, услышал слова, сказанные с такой надеждой, добротой, поддержкой: «Вадим! Ты не можешь молчать. Ты подумай, ты вспомни! Ты так высоко взлетел! Ты взлетел и летишь так высоко, ты понимаешь, что это? А сейчас ты можешь упасть, а падать всегда больно!».

Сразу вспомнились откуда-то выплывшие строки правил, изученных на прошлом уроке. Вадим говорил верно, четко, с надеждой, что его поймут и поддержат!

прием “Заражение”.

В педагогике заражение может быть очень эффективным средством оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и общей радости. Педагогическое заражение построено на точном расчете, в котором главное – выбор источника интеллектуального заражения. “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.

В результате повышается интеллектуальный фон коллектива, проявляется феномен сопереживания. Вырастает самоуважение коллектива в целом.

Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния “своего среди своих”.

радость познания.

Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.

Прием “Эврика”.

-Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ученик, выполняя порученную работу, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания.

Этот приём хорошо можно увидеть,когда мы даём задание детям самим подготовить доклад,или презентацию. Ведь во время подготовки ребёнок не только учится сам искать информацию,но и отбирать ту которая станет интересной для его одноклассников .Ведь в первую очередь он увидит их реакцию на свой рассказ,и тут правильно чтобы дети тоже принимали участие в оценивании работы своего одноклассника.

прием “Линия горизонта”.

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.

«Майя Львовна поручила мне сделать доклад о подводных лодках. Достал книжки, начал читать и зачитался! Так интересно! Меня слушали все внимательно. Майя Львовна сказала: « А ты способный! Молодец!» - и поставила пятерку. Через несколько дней я к ней подошел и предложил: « Давайте я сделаю доклад о танках! ». Она сказала: « С удовольствием послушаем. Готовься». Я опять зачитался. С тех пор все время ищу литературу по истории военной техники. Второй доклад тоже всем понравился»

Существует множество способов формирования успешности. Одним из них является алгоритм создания ситуации успеха, которой в идеале должен владеть каждый педагог.

Операция

Назначение

Речевая парадигма

1. Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

“Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.

“Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”.

“Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.

2. Авансирование успешного результата

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

“У вас обязательно получится”.

“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности.

Помогает ребенку избежать поражения.

Достигается путем намека, пожелания.

“Возможно, лучше всего начать с…..”

“Выполняя работу, не забудьте о…..”

4. Внесение мотива.

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

“Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”

5. Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

“Только ты и мог бы….”

“Только тебе я и могу доверить…”

“Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение.

Побуждает к выполнению конкретных действий.

“Нам уже не терпится начать работу…”

“Так хочется поскорее увидеть…”

7. Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

“Тебе особенно удалось то объяснение”.

“Больше всего мне в твоей работе понравилось…”

“Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

Правила  управления успехом  на уроке

1.Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы  обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок оставил детей равнодушными.

2.Необоснованная похвала, комплименты, случайные оценки нивелируют ощущение успеха.

3.Успех начинается с признания детьми права учителя учить.

4.Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности обучающихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов -  важные компоненты залога успеха на уроке.

5.Предвкушение необычности, способность учителя удивлять, привносить элемент романтичности играют важную роль на уроке.

6.Учитель должен любить детей и уметь это делать.

7.Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока.

8.Домашние задания должны быть красивыми, интересными, творческими, , доступными, разноуровневыми,

9.Наряду с цифровой, развернутая текстовая оценка играет исключительную роль в стимулировании учебной деятельности ребенка.

Завершая свой доклад прочитаю стихотворение - притчу

- Жил человек, гневливый до предела,

Он молод был, и вот отец его

Сказал, чтоб он, когда не сдержит гнева,

Вбивал бы в столб забора длинный гвоздь.

Сначала столб пронизывали гвозди

По нескольку десятков каждый день,

Потом всё меньше, и однажды вовсе

Он молотком забора не задел.

Отец ему заданье дал другое:

Когда он сможет снова гнев сдержать,

За каждую победу над собою -

По одному теперь их выдирать.

И вот настал тот день, когда в заборе

Он не нашёл гвоздя ни одного,

И сын сказал, довольный сам собою:

-Смотри, отец, я победил его!

Гнев побеждён, и для отца важнее,

Чем столб, дырявым ставший от гвоздей,

И молвил он, что сказанное в гневе,-

Гвоздей железных может быть острей.

И как забор уже не будет новым,

Так в сердце шрамы, словно от гвоздей,

От грубого презрительного слова

Навеки остаются у людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы конфликтов и приемы разрешения конфликтных ситуаций

Материал помогает разобраться в типах  конфликтов и дает рекомендации по их разрешению....

Краткая характеристика основных типов чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий. Основные причины техногенных аварий и катастроф.

Любая авария, прежде чем разрастись до масштабов катастрофы или ЧС, проходит несколько стадий вызревания под воздействием неблагоприятных социальных, технических или прир...

Научно- исследовательская работа " Современная демографическая ситуация в Монголии - на примере демографической ситуации в семье"

Даннай работа производилась учащимися 9 класса в рамках реализациии национального компонента при углубленносм изучении темы "Население" ....

Педагогические ситуации и пример их решения. Методы решения сложных педагогических ситуаций

То такое педагогические ситуации и как их решать? Почему эти вопросы касаются каждого? Дело в том, что каждый из нас является либо родителем, либо учителем, либо  приятелем, либо чьим-то родствен...

Классификация основных типов проблемных ситуаций.

В данной статье рассмотрены различные классификации типов проблемных ситуаций, представленные А.М. Матюшкиным, М. И. Махмутовым, В. Т. Кудрявцевым, А. Л. Жоховым и Ю. М. Колягиным....

Презентация "Основные типы ситуаций успеха"

В презентации представлены основные типы ситуаций успеха. При определении способов решения проблем мотивации студентов  особый упор делается на то, что формированию познавательного интереса спосо...