1.1. Саморазвитие и самообразование (для педагогов)
материал по психологии по теме

Дедович Оксана Николаевна

Предварительный просмотр:

Формирование у учащихся навыков самообразования и саморазвития в соответствии с индивидуальными психическими различиями

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получать только возбуждение…»

(А. Дистервег)

           Образование во все времена было основополагающим фактором развития человеческой цивилизации. Чем более качественной системой образования обладает государство, тем выше его уровень развития. В настоящее время человечество накопило огромный информационный багаж и современному человеку просто невозможно овладеть всеми знаниями. Чтобы быть образованным человеком этого и не нужно. Время ставит перед современной системой образования новые задачи – научить детей  самостоятельно получать новые знания и применять их для решения определенных задач.

Самообразование - это целенаправленная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых умений, навыков, способов действий, отношений. Самообразование выступает в качестве средства самовоспитания, личностного самоопределения и самосовершенствования, поскольку способствует развитию различных сфер личности (интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной) и базовых качеств развивающегося человека (целеустремленности, организованности, трудолюбия, силы воли, настойчивости и др.).
           Саморазвитие – результат самообразования.

Навык - умение, выработанное упражнениями, привычкой.

Навык самообразования складывается из следующих сформированных умений:

1.  Умение работать с источником информации (печатные издания, электронные и коммуникационные средства массовой информации (Интернет, телевидение, радио), природные и общественные явления).

2.  Умение анализировать и сопоставлять данные полученные из разных источников информации, делать определенные выводы.

3.  Умение сообщать о полученных знаниях другим людям.

4.  Умение применять полученные знания для решения возникающих задач или проблем.

Анализ сложившейся ситуации.

Основой для возникающей потребности к самообразованию лежит природная человеческая любознательность и возникающий при этом интерес.

Любознательность - склонность к приобретению новых знаний.

Интерес - особое внимание к чему - нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять.

Действительно, человек приходит в этот мир любознательным. Вспомните, сколько вопросов задают взрослым маленькие дети, как они без страха осваивают окружающую их обстановку. Попробуйте сделать столько же движений, сколько делают маленькие дети, вот поистине первооткрыватели – неугомонные, деятельные, настойчивые, активные. Если маленький ребенок не может дотянуться до нужной ему вещи, он будет повторять свою попытку снова и снова. А ведь его никто не заставляет это делать, порой даже, наоборот, запрещают. Вот бы такое упорство ученикам на уроках и при выполнении домашнего задания. Но, увы, стремление к познанию под руководством опытных педагогов стремительно угасает с взрослением человека. А причина банальна – пропал интерес!

Кто виноват?  Учебное заведение, педагоги?  Педагогов  нельзя в этом винить, ведь они изо всех сил стараются сделать свои уроки интересными. Ищут занимательный материал, в интересной манере рассказывают его на  занятиях, придумывают увлекательные игры и привлекают к участию в них учащихся  и делают еще многое другое. Это на какое-то время повышает интерес к предмету, но в целом ситуацию не меняет. Если спросить учащихся младших классов нравиться ли ему учиться, то, скорее всего, он ответит утвердительно; ученики среднего звена ответят – не очень; старшеклассники – нет, но надо. Конечно, есть и исключения – любознательные дети, которым учиться всегда интересно.

Конечно же, у разных детей – разные интересы. Кому – то больше по душе знакомства с эпохой Ивана Грозного, а кто-то получает истинное удовольствие от  занятий рисованием, шитьем, вязанием.

         Учиться - усваивать какие – нибудь знания, навыки; приобретать опыт.

Процесс обучения очень труден. Ведь он связан с развитием целого комплекса человеческих возможностей: чтение, письмо, память, моторика, логика, внимание, слух, речь, счет, физические возможности и т. д. А ведь у разных людей развитие и проявление разных возможностей – различно. Кто-то очень хорошо решает математические задачи, но при этом безграмотно пишет, и, наоборот, абсолютно грамотный человек не в состоянии разобраться с несложной задачей по физике. И мы говорим – не способен!  И  процесс пошел – интерес пропал, газа потухли, отсидел урок, дисциплина хорошая, выполнил адаптированное примитивное задание и на этом - все! Так поступают до 50% учащихся. И их можно понять. Попробуйте взрослого человека, если же его не вынуждают обстоятельства, заставить учиться. Это сделать очень трудно. В этом можно убедиться даже на примере педагогов. Вот сейчас идет информатизация системы образования. С каким трудом  педагоги включаются в освоение информационных технологий. Постоянно слышно: «А мне это не надо?» И мало кто признается в истинной причине – нужно учиться, а это трудно!

Что же нужно сделать, чтобы на занятиях  ученикам было интересно? Ответ очевиден – активная деятельность учащегося на  занятии, так называемый деятельностный подход к обучению.

Древняя китайская мудрость гласит:

« Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне сделать самому, и я научусь»

От услышанного учащимися в течение  занятия  у них в памяти остается в среднем 10% содержания, от воспринятого через чтение закрепляется 30%, наблюдение оставляет в среднем около 50% воспринятого, практические действия с учебным материалом оставляют в их памяти в среднем 90 % воспринятого.

Значит процесс обучения будет высоко эффективным, если будет создана совместная деятельность.

Что же такое деятельность?

-  Это работа, занятие, труд, но такие, которые вызывают коренные изменения, преобразующие сущность и себя самого,

-  Это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанная с удовлетворением его потребностей и интересов.

Деятельность носит социальный характер - человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат. Деятельность вызывается определенными МОТИВАМИ, ПРИЧИНАМИ, КОТОРЫЕ ПОБУДИЛИ ЧЕЛОВЕКА ПОСТАВИТЬ ПЕРЕД СОБОЙ ТУ ИЛИ ИНУЮ ЦЕЛЬ и ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по ее достижению. Деятельность включает в себя ЦЕЛЬ, СРЕДСТВО, РЕЗУЛЬТАТ и сам ПРОЦЕСС.

Рекомендации по организации деятельностного обучения:

1. Для «включения» учащихся в совместную учебную деятельность чрезвычайно значим ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС (значит необходимо обеспечить этот интерес — важнейший побудитель активности)

2. Предлагать составить План или ПРОЕКТ (в виде текста, чертежа, схемы),

В нем должны быть ответы на три важных вопроса: Для чего делаю? Что делаю? Как делаю?

3 . Приглашать учащихся высказывать ГИПОТЕЗЫ, выслушав их спрашивать: «Как можно это проверить?»

4. Важно показать, как преодолеть преграды (предложить посмотреть учебник, справочник, найти нужную формулу, провести предварительный расчет и т. д,)

5. Предусмотреть ПОСТЕПЕННОЕ УСЛОЖНЕНИЕ содержания характера деятельности учащихся.

6. Продумывать меры поощрения (оценки, призы), которые сделают РЕЗУЛЬТАТ видимым.

7. При подведении итогов совместной деятельности важно приучить задавать себе вопросы; «Чем я обязан успеху?» , « В чем причины сложностей?»

8.  Ничего не давать в «готовом виде», почти все знания и умения учащиеся должны «добывать» самостоятельно в индивидуальной

или коллективной работе.

9.  Организуя совместную деятельность нужно учитывать и индивидуальные психические различия учащихся:

сангвинику - предлагать только интересные для него дела: обосновать что-то, доказать, подтвердить свои выводы; его работу нужно постоянно контролировать, так  как он быстро охладевает к ней;

холерику полезны задания на обдумывание и анализ выполненной работы; его нужно приучать к самоанализу действий.

флегматик - любит однообразную, хорошо знакомлю работу, все делает не спеша, его надо исподволь переключать с одного вида деятельности на другой, сильно разнообразить его работу не следует, поторапливать тоже; активизировать надо постепенно.

меланхолика- чаще включать в групповые виды деятельности для того, чтобы преодолеть природную застенчивость, чаще подбадривать и хвалить за любые успехи.

Итак, правильно организованная активная деятельность на занятии  и во внеурочных мероприятиях становится тем самым фактором, который обеспечивает высокий уровень получаемых учащимися знаний и умений и является решающим фактором для формирования у учащихся навыков самообразования.

Формы организации активной деятельности на занятии:

1.  «Первооткрыватель»

В ходе  занятия  учащийся получает индивидуальное задание  и ограниченное время на поиски его решения. Возможны некоторые подсказки педагога. Результат выполненной работы сообщается на этом же занятии.

2.  «Начинающий лектор».

Задание учащийся получает для самостоятельного решения во внеурочное время, определяется срок его выполнения, и дата  занятия  на котором планируется выступление учащегося.

3.  «Экспериментатор».

Учащийся получает задание провести  эксперимент. В зависимости от его подготовки либо по плану, либо самостоятельно за ограниченное время разработать методику проведения  работы, апробировать ее и сделать письменный отчет.

4.  «Изобретатель».

Учащийся получает задание  которое нужно сделать  в домашних условиях и на  занятии происходит демонстрация работы.

5.  «Оформитель».

При такой активной форме работы учащемуся необходимо придумать наглядное сопровождение изучаемого материала. Это может быть плакат, презентация, опорный конспект. Время, отводимое на выполнение этой работы, может варьироваться в зависимости от сложности материала и качества желаемого результата.

Очень важно для каждого ученика подобрать именно тот вид работы, который ему интересен и задания подбирать таким образом, чтобы происходило формирование разных компетенций от простых до более сложных.

Потребности самообразования и саморазвития:
Один из механизмов творческого саморазвития состоит в проявлении потребностей личности, удовлетворение которых зависит от внешних условий. В составе потребностей особо выделяются высшие человеческие потребности - духовные и социальные, которые представляют собой источники самодвижения человека. Так, потребность -- первоисточник мотивации, движущая сила в творческой деятельности. Особенно важное значение имеет потребность в самопознании, самовоспитании, самовыражении, самоутверждении, самоопределении, самореализации. Это всё потребности ребёнка улучшить, совершенствовать себя. На их основе в психике школьника развиваются такие процессы:
Самопознание
От сознания своего "Я" в младшем школьном возрасте к самоконтролю в среднем школьном возрасте и целевым установкам улучшить себя в старшем. Оценку  педагога  при этом постепенно заменяет самооценка учащегося;
Самовоспитание
От исправления своих поступков и поведения в младшем школьном возрасте; воспитания воли и характера детей среднего возраста к ответственности и принципиальности -- в старшем;
Самообразование
начинается с интереса к творчеству в младшем школьном возрасте, с творческими умениями в среднем возрасте и с потребности в творческом самообразовании в старшем;
Самоутверждение
Это ощущение успеха в младшем школьном возрасте, самоуважение и уверенность в среднем и самообладание, стойкость, мужество в старшем школьном возрасте;
Самоопределение
Формируется от первого осознания своих возможностей, способностей и завершается сознательным выбором профессии, своего места в жизни;
Саморегуляция
Это бодрость, жизнерадостность, оптимизм, устремлённость в будущее и, наконец, умение согласовывать личное и общественное, владеть собой в любых ситуациях;
Самоактуализация
Активная жизненная позиция, самореализация в творческой деятельности.
Итак, все высшие духовные потребности человека направлены на самосозидание, самоулучшение, саморазвитие. Использовать эти потребности для мотивации -- важнейшая задача технологии творческого саморазвития.

Заключение. Работа по развитию самообразования позволяет обеспечивать эффективное усвоение больших объемов знаний и формировать творчески развитую личность.                    

 Педагог-психолог     Дедович О.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования социального педагога Е.В. Комковой

План самообразования социального педагога Е.В. Комковой...

Книги по самообразованию для педагогов

Подборка книг для педагогов по самообразованию...

"Оценка способностей к саморазвитию и самообразованию"

Проверочный тест, который применяется мною для знакомства с учащимися, их способностей к самообразованию и саморазвитию...

Использование проектной деятельности в формировании навыков саморазвития и самообразования учащихся

В статье описано применение метода проектов на уроках технологии  и  внеурочной деятельности....

Оценка способностей к саморазвитию и самообразованию

Данный тест позволит определить уровень способностей к саморазвитию и самообразованию....