Авторская коррекционно-развивающая программа. Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста «Радуга настроений»
методическая разработка по психологии на тему

Сафронова Светлана Владимировна

Цель программы – коррекция страхов и высокого уровня общей тревожности у детей младшего школьного возраста.

Соответственно в процессе арт-терапевтической групповой работе будут решаться следующие задачи:

- способствовать отреагированию актуальных эмоциональных состояний;

- помощь в снятии эмоционального напряжения;

- корректировать негативные психологические защиты – агрессию, демонстративность, негативизм;

- корректировать тревожность, отрицательные дезадаптивные установки;

- помочь в преодолении социальных барьеров;

- содействовать развитию ощущения собственной значимости;

- сформировать эффективные способы взаимодействия с другими людьми;

- поощрять позитивные формы активности (творчества, инициативы в решении задач и др.);

- познакомить с основными эмоциями человека;

- развить творческое воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon art-terapevticheskaya_programma_raduga_nastroeniy.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

I. Пояснительная записка……………………….…………….2

II. Учебно-тематический план занятий……………..…….9

III. Информационно-методическое обеспечение.....….……9

IV. Список литературы, использованной при разработке программы…………………………………………………………..10

V. Конспекты занятий……………………………….……….11

Занятие 1. «Знакомство»…………………………………….11

Занятие 2.«Что такое грусть»……………………………….12

Занятие 3. «Что такое радость»……………….…………….13

Занятие 4. «Что такое страх?»………………………………15

Занятие 5. «Удивление»……………………………………...16

Занятие 6. «Что такое злость»…………………………..…...18

Занятие 7. «День рождения газетного человека»….……...19

Занятие 8. «Фантастические животные»…………….….…20

Занятие 9. «Необитаемый остров»…………………………..21

Занятие 10. «Сон куклы»……………………………………..22

Занятие 11. «Мой портрет»…………………………………..23


Коррекционно-развивающая программа.

 Коррекция страхов и тревожности у детей

 младшего школьного возраста

 «Радуга настроений»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность.

По данным исследователей в области психологии, можно говорить, что в последнее 10-летие увеличивается количество детей, которые отличаются повышенным беспокойством и эмоциональной неустойчивостью, вследствие чего проблема эмоциональных нарушений и своевременная ее коррекция, становится актуальной. Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты.

Методы арт-терапии являются ценным инструментом в деятельности образовательных учреждений, особенно в работе с детьми младшего школьного возраста. Используемые формы и методы арт-терапевтической работы с детьми разнообразны. Разные виды творческой активности могут оказывать важные психопрофилактические, развивающие эффекты, снижают высокое эмоциональное напряжение, детскую тревожность.

Арт-терапия – это мир художественной деятельности, в котором человек «разговаривает» с собой и окружающими при помощи линий, красок, форм, звуков и образов. Посредством такого языка намного легче выразить переживания, чувства, мысли, которые бывает сложно, а иногда и невозможно, передать словами. Арт-терапия помогает «заглянуть» в самые глубины души человека, способствует высвобождению ресурсов человека, скрытых в бессознательном. Создавая собственные творческие работы, воплощая в них художественные образы, человек начинает лучше понимать себя, свой внутренний мир. При помощи психолога открытая человеком внутренняя сила и энергия направляется в русло положительных изменений: личностный рост, решение проблем, повышение адаптивности, избавление от стресса, отреагирование эмоций и чувств, творческое самовыражение.

Для детей арт-терапия является одним из наиболее подходящих методов психотерапевтической и психологической работы. Находясь в творческом пространстве, ребенок получает для себя столь необходимую возможность самовыражения, а также искреннего переживания разных чувств и эмоций. Важно отметить, что именно арт-терапевтическая работа, подразумевает полную свободу действий ребенка в процессе творчества. Поскольку психолог, предлагающий ребенку то или иное творческое задание, никогда не ставит перед ребенком жестких рамок того, как надо делать, как нужно правильно рисовать, лепить, творить. Приобретенный ребенком опыт спонтанного искреннего творческого самораскрытия приводит к позитивным результатам психологической помощи. У ребенка расширяется спектр социально приветствующихся поведенческих реакций (коммуникабельность, эффективное взаимодействие с людьми, самоконтроль и самоотдача и др.), происходит избавление от накопленных неотреагированных негативных чувств и эмоций (страхи, стыд, тревога, вина и др.), корректируется самооценка ребенка и его представления о себе, что в конечном итоге приводит к более продуктивной и счастливой жизни.

          Методы и формы работы:

Групповой арт-терапевтический метод работы с детьми подразумевает работу одновременно в трех направлениях:

1) выражение ребенком своих актуальных чувств, эмоций и переживаний в творческих упражнениях, а также отреагирование ребенком укоренившихся  аффектов, которые ребенок не мог своевременно выразить (страхи, обиды, злость и др.);

2) самопознание ребенка (расширение представлений о себе, установление адекватной самооценки, повышение контроля за своими действиями);

3) социальное познание (познание других людей, разнообразия характеров и стилей поведения других людей, механизмов эффективных взаимоотношений с людьми).

Цель программы – коррекция страхов и высокого уровня общей тревожности у детей младшего школьного возраста.

Соответственно в процессе арт-терапевтической групповой работе будут решаться следующие задачи:

- способствовать отреагированию актуальных эмоциональных состояний;

- помощь в снятии эмоционального напряжения;

- корректировать негативные психологические защиты – агрессию, демонстративность, негативизм;

- корректировать тревожность, отрицательные дезадаптивные установки;

- помочь в преодолении социальных барьеров;

- содействовать развитию ощущения собственной значимости;

- сформировать эффективные способы взаимодействия с другими людьми;

- поощрять позитивные формы активности (творчества, инициативы в решении задач и др.);

- познакомить с основными эмоциями человека;

- развить творческое воображение.

Для кого разработана арт-терапевтическая программа:

- дети с повышенной тревожностью, страхами;

- дети, испытывающие постоянную фрустрацию, в результате чего приобретшие такие негативные психологические защиты как агрессия, отказ от общения, демонстративность;

 - дети с искаженной, неадекватной самооценкой;

 - дети, находящиеся в состоянии подавленности, стресса;

 - дети с неудачами в учебе;

 - дети из семьи с гиперсоциализирующим стилем воспитания;

 - дети с проблемами в адаптации.

        

         Содержание данной программы.

Представленная программа является модификацией цикла занятий, приведенного в книге Л. Д. Мардер «Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста». Программа «Радуга настроений» включает в себя как известные, широко используемые арт-упражнения, так и собственно авторские, разработанные под влиянием опыта работы с детьми.

Новизна применения программы заключается в раскрытии преимуществ методов и приемов арт-терапии в психолого - педагогической деятельности в частности:

1) предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;

2) ускоряет прогресс в учебной деятельности. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры;

3) дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе работы. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться учеником. Содержание и стиль художественной работы предоставляют педагогу-психологу огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений;

4) позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения;

5) помогает укрепить доверительные взаимоотношения. Элементы совпадения в художественном творчестве членов кружка могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств;

6) способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;

7) развивает и усиливает внимание к чувствам;

8) усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность.

9) соответствует требованиям ФГОС второго поколения.

Условия реализации программы.      

Важной особенностью работы с детьми является также работа с ближайшим окружением ребенка. Поскольку дети находятся в зависимости от взрослых, следует уделять достаточно много внимания тем ожиданиям, с которыми приходят к психологу родители ребенка. Необходимо корректировать ожидания родителей относительно эффектов арт-терапевтической групповой работы на их ребенка, подчеркивая, что желаемые положительные изменения произойдут с их ребенком при участии и некотором изменении самих взрослых. Следует отмечать тот факт, что когда дети начинают меняться, должно меняться и отношение к ним (например, с отношения к ребенку как к неудачнику в школе на отношение к нему как стремящемуся к успеху). Психолог должен стремиться подключить родителей к тому, что делает их ребенок, каких результатов достигает в течение арт-терапевтической работы, но также нужно и отмечать, что в один миг ребенок не изменится, поскольку изменение – это не одномоментный процесс. В связи с данными указаниями по работе с родителями, есть необходимость проведения первичной консультации с родителями и ребенком, чтобы уточнить запрос родителей и переформулировать его на реально достижимый.

Программа рассчитана на 12 часов для учащихся начальных классов.  Коррекционная работа проводится 1-2 раза в неделю. На каждого из детей заводится дневник наблюдений, в котором фиксируются особенности настроения и поведение ребенка.

Продолжительность каждого занятия составляет 40 минут.

Цикл занятий рассчитан на семь месяцев, если они проводятся один раз в неделю или на три с половиной месяца — если два раза в неделю.

Желательно, чтобы группа состояла из четырех—шести детей, что представляет собой малую социальную группу, в которой возможны «проигрывание» ребенком привычных схем поведения и приобретение новых. Более того, в малой группе психолог сможет полноценно уделять внимание как всей группе в целом (особенностям групповых процессов), так и отдельно взятому участнику группы.

Для реализации данной программы необходимо просторное помещение, в котором будет достаточно места для подвижных игр. Для наглядности теоретический материал подкрепляется презентацией, таблицами, схемами, показом кадров из кинофильмов, игры сопровождаются музыкой, поэтому необходимо иметь возможность использования на занятиях компьютера, магнитофона с SD дисками и проектора. Учащиеся должны иметь широкий выбор изобразительных средств (листы разных форматов, фломастеры, цветные карандаши, маркеры, краски и проч.), так как многие задания предусматривают рисование.

При реализации программы используются такие техники работы, как:

  • изотерапия (рисование красками, цветными карандашами, монотипия);
  • графика;
  • сказкотерапия (сочинение и проигрывание сказок);
  • мандалотерапия (рисование в круге);
  • музыкотерапия (прослушивание различной  музыки, использование релаксационной музыки на каждом занятии);
  • куклотерапия (изготовление кукол и проигрывание историй с ними);
  • фолк-терапия  (изготовление русских народных кукол: тряпичных и лыковых)
  • лепка из соленого теста, глины, пластилина;
  • аппликация, коллаж и пр.

Структура занятий:

  • Приветствие (позволяет настроить ребят на работу в группе);
  • Вводные разминочные упражнения (раскрепощают ребенка, погружают в тематику занятия);
  • Реализация арт-техники и обсуждение продукта (реализация собственно темы занятия);
  • Рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, которые возникли относительно занятия, подведение итогов);
  • Ритуал прощания.

Все занятия проходят в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыкой. Использование музыки помогает детям успокоиться, раскрепоститься и расслабиться, снять психологические зажимы, а так же настроиться на процесс творчества и углубиться в себя.

Во время арт-терапевтических занятий проводится чередование самостоятельной работы ребенка (или группы детей) и активного диалога с обсуждением, обменом ассоциациями и истолкованием получаемого материала.

Необходимые материалы: 

Арт-терапевтическая работа предполагает большой набор различных материалов для творческого процесса.

Это могут быть:

- краски, карандаши, восковые мелки, пастель;

- журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесьма, веревочки, текстиль, DVD диски;

- природные материалы — кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки, песок, лык;

- глина, пластилин, дерево, пластика, специальное тесто;

- бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;

- кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, кусочки шерсти, пуговицы разные типы клеев, скотч.

Кроме того, необходим  небольшой мяч; компьютер или магнитофон для музыкального сопровождения, релаксационная музыка.

Принципы реализации программы

  1. Принцип индивидуализации предполагает учет возраста, уровня общего  состояния ребенка.
  2. Принцип наглядности – демонстрация упражнений, этюдов, моделированных ситуаций, игр, подтверждает объяснение и помогает ребенку правильно выполнить.
  3. Принцип систематичности и последовательности, заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционной работы.
  4. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.
  5. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психологических функций организма.

Оценка эффективности программы.

Для оценки эффективности программы в начале и в конце года проводятся методики: тест П. Торренса «Закончи рисунок» (тест невербальной креативности), Методика самооценки «Дерево» (авт. Д. Лампен, в адаптац. Л. П. Пономаренко), тест тревожности Тэммл - Дорки - Амен. Кроме того, в конце курса проводится анкетирование родителей.

В течение всех  занятий психологического кружка проводится диагностика эмоционального состояния ребенка на начало и конец занятия с помощью теста М. Люшера.

Ожидаемые результаты:

Результаты работы психолога не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении детей чтению, счету, письму. Поэтому не стоит ждать от работы по этой программе быстрого показательного эффекта. Однако, как показывает практический опыт, после проведения занятий не сразу, не вдруг, а исподволь и постепенно положительные результаты начинают проявляться. У детей исчезают нежелательные формы поведения, появляется способность выполнять такие виды деятельности, которые раньше были им недоступны. Отмечается:

  • повышение уверенности в себе;
  • повышение самооценки;
  • преодоление застенчивости, замкнутости, скованности:
  • развитие языка жестов, мимики, пантомимики;
  • развитие навыка совместной деятельности.

         

 Перечень средств, необходимых для реализации программы.

Аппаратные средства

  1. Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео - изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  2. Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или психологом. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  3. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
  4. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.
  5. Мультимедиа-проектор.
  6. Неаппаратные средства
  7. (игры, специализированные приспособления)
  8. Арсенал для техники АРТ-терапии ( сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы, краски, гуашь, кисти, баночки для воды, восковые карандаши, пластиллин).
  9. Таблицы и рисунки, раздаточный материал на каждого ученика – наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т. д.;    
  10. Дидактические игры (настольно-печатные, с предметами).        
  11. Тетради для творческих работ учащихся.
  12. Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка и т.д.

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ.

Наименование разделов, тем

Всего часов

Практические занятия

1.

 Знакомство.

1

2.

Что такое грусть.

1

3.

 Что такое радость.

1

4.

 Что такое страх?

2

5.

Удивление.

1

6.

Что такое злость.

1

7.

День рождения газетного человека.

1

8.

Фантастические животные.

1

9.

Необитаемый остров.

1

10.

Сон куклы.

1

11.

Мой портрет

1

III. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Нормативные документы

  1. Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996 №12-фз
  2. Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989
  3. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года).
  4. Письмо МО РФ №220/11-12 от 20.02.1999 «О недопустимости перегрузок в начальной школе».
  5. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидимиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МО № 373, от 6.10.2009г.).
  7. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.  с изменениями от 22.12.2008г.;
  8. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.08.2008г. N 617);
  9. Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10.04.2002г. N29/2065 – п.;
  10. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»  от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000);
  11. Постановление ГД ФС РФ «О Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.06.1999 N 4019-II ГД;
  12. «Концепция Специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья»/ [Н.Н.Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М. : Просвещение, 2013. – 42с.

IV. Список литературы, использованной при разработке программы:

  1. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2008. – 160 с.
  2. Копытин, А. И. Основы Арт-терапии.— СПб., 1999.
  3. Копытин, А. И. Практикум по Арт-терапии.— СПб., 2000.
  4. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии/ А.И.Копытин – СПб.: Питер, 2002.
  5. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003.
  6. Программа арт-терапевтических занятий с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей /под ред. И.А. Подольской. – Калуга. 2009.
  7. Роджерс, К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию/ К.Р. Роджерс; пер. с англ.  М.Злотник. – М.: Изд-во ЭКСИМО-Пресс, 2001.
  8. Сакович, Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования: Учебно-методическое пособие [В 3 ч.]/ Т.В.Сакович. – Ч.1. – Минск, 2003.
  9. Сакович, Н.А. Практикум по креативной психотерапии: Учебно-методическое пособие/ Н.А. Сакович.-Минск, 2005
  10. Юнг, К. Архетип и символ: [Перевод]. М.: Ренессанс, 1991.

V. КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ.

ЗАНЯТИЕ 1.
Тема: «Знакомство».

Цель – знакомство ребят друг с другом, а также с принципами групповой арт-терапевтической работой.

Задачи:

- провести знакомство детей друг с другом и с ведущим группы.

- ввести в арт-терапевтическую работу в группе;

- сформировать положительное впечатление у детей от арт-терапевтической работы в группе;

- познакомить с методами и техниками работы, которые будут использованы на арт-терапевтических встречах. (сквозная задача, встающая перед введением новой техники арт-терапии);

- рассказать о правилах групповой работы (сквозная задача, присутствует на всех этапах работы в группе, может напоминаться в каждом упражнении при необходимости).

Материалы для занятия: мелки, карандаши, фломастеры, акварель, кисточки, листы белой бумаги форматом А3 (с изображенной окружностью диаметром 35 см), А4, клей, журналы, ножницы.

Приветствие. Психолог здоровается с детьми, представляется им и рассаживает детей в круг: «Сегодня мы собрались с вами здесь, чтобы познакомиться с разными видами творчества. Мы будем встречаться с вами 1 раз в неделю для того, чтобы рисовать, делать аппликации, играть и общаться друг с другом». (2-3 мин.)

Ход занятия:

Упражнение «Нарисуй себя».

Психолог: «А сейчас, чтобы лучше познакомиться, я предлагаю сделать первое творческое задание. Нужно нарисовать себя или свой символ в круге, изображенном на листе бумаге. Это может быть все, что угодно, главное, чтобы вы могли потом рассказать о себе и своем рисунке». Каждому ребенку дается лист бумаги форматом А3 с изображенной окружностью диаметром 35 см, карандаши, фломастеры, мелки, акварель – на выбор самого ребенка. Когда у всех детей готовы рисунки, психолог просит каждого рассказать немного о себе: как зовут, что любит делать, любимые занятия и игры и т.д. В процессе рисования снижается тревожность у детей, связанная с новой обстановкой, новыми людьми, дети настраиваются на творческую работу в группе. Это диагностическое задание, по которому можно сказать об авторе рисунка. Психологу стоит обратить внимание детей на то, что каждый ребенок по-разному нарисовал себя, разными линиями, цветами. Ведущему нужно поощрить всех детей, сказав, что они отлично справились с заданием и успели познакомиться друг с другом. Здесь можно ввести первое правило «принцип Я». 7-10 мин.

Упражнение «Лучи солнца»

Психолог: «Теперь предлагаю вам еще одно творческое задание: представьте, что каждый из вас – солнце, у которого много лучей. Когда вы радуетесь, вы излучаете радостные лучи, когда грустите – грустные. Давайте нарисуем разные лучи своим солнцам!» Простое по выполнению задание, которое вызывает отклик в душе каждого ребенка. Используется техника штрихования, что позволяет выразить творчески свои эмоции, затем обсудить их. Подвести детей к пониманию того, что эмоции и чувства бывают разными (как положительные, так и отрицательные) и испытывать их естественно. (7-10 мин).

Упражнение «Комфортное место».

 Психолог: «Только что вы сделали творческое задания, нарисовав разные эмоции. А теперь я предлагаю вам представить, что вы попали в такое прекрасное место, где вам очень уютно и комфортно. Для того, чтобы наглядно представить такое место вы можете вырезать из журнала любую понравившуюся вам картинку приятного для вас места». После того, как дети выбрали себе картинки из журнала, они их наклеивают на лист форматом А4, затем происходит обсуждение каждой картинки. Психолог отмечает, сходство или различие картинок, выбранных разными детьми. Задает каждому вопросы относительно выбранной картинки: «Почему именно эта картинка вызывает ощущение комфорта и уюта», «В каком месте на картинке ребенок поместил бы себя», «С кем он хотел бы находиться в этом месте?» (10 - 15 мин.)

Завершение. Дети и ведущий садятся в круг, как в начале занятия, делятся своими впечатлениями от занятия. Психолог подводит итоги, каждому ребенку говорит о его личных достижениях на данном занятии. Затем всем детям предлагается сделать упражнение, которым будет заканчиваться каждое занятие.

Упражнение «Колодец»: все стоят, образуя плотный круг. По команде ведущего все одновременно делают вдох, а потом протяжный выдох, произнося при этом «у-уууу!». Упражнение заканчивается, когда прекращается последний звук. (5 мин.)

ЗАНЯТИЕ 2.

Тема: «Что такое грусть».

Цель – снятие запретов на проявление негативных чувств и эмоций, демонстрация конструктивного выражения отрицательных эмоций. Объяснение ребенку, что испытывать разные эмоции для человека – это естественно.

Задачи:

  1. установление взаимоотношений в группе;
  2. адаптация к групповым нормам;
  3. увлечение творческим процессом при выполнении разных заданий;
  4. диагностика поведения ребенка.

Материалы занятия: цветной картон форматом А4, белая бумага форматом А4, фотографии и картинки людей, испытывающих разные эмоции, чувства, мелки, карандаши, акварель, фломастеры, клей, манная крупа, кисточки.

Приветствие. Все дети и ведущий сидят в кругу, приветствуют друг друга, затем могут поделиться своим настроением, с которым они пришли на занятие. (1-3 мин.).

Вступительная речь психолога: «На наших занятиях мы будем заниматься творчеством, а также выражать свои чувства, настроение. Сегодня мы поговорим о чувстве грусти. Что это за чувство, когда оно бывает у человека?»

Ход занятия:

Упражнение «Эмоции».

Детям предлагается изобразить лицо грустного человека (показать мимически). Затем предлагаются фотографии людей с разными эмоциями. Детям нужно выбрать грустные лица. Проделав отбор, ребят просят рассказать о мимических проявлениях грусти. (7-10 мин.).

Упражнение «Грустный рисунок».

Детей просят нарисовать то, что по их мнению вызывает чувство грусти. Важно подчеркнуть, что у каждого человека могут возникнуть свои варианты грустных рисунков. Все идеи хороши и имеют равное значение для групповой работы. (10-15 мин.)

Упражнение «Необычное рисование».

Сначала детям предлагают выбрать лист бумаги с грустным цветом (опять же психолог акцентирует, что у каждого ребенка может быть разный цвет грусти). После того, как все дети выбрали себе лист бумаги с грустным цветом, им рассказывают, что рисовать можно не только красками, карандашами, мелками, но и манной крупой! На выбранном каждым ребенком листе бумаги клеем ПВА наносится рисунок, затем сверху посыпается манной крупой. Когда клей подсохнет, дети могут закрасить рисунок красками. (10-15 мин.).

Окончание занятия. Детям показывают выполненные ими на данном занятии работы, позволяют им полюбоваться своими работами.

Завершение. Все сидят в кругу, делятся своими впечатлениями, психолог обращает внимание на то, что удалось достигнуть ребятам на этом занятии. Выполнение упражнения «Колодец». (5 мин.)

ЗАНЯТИЕ 3.

Тема: «Что такое радость».

Цель занятия – выражение положительных эмоций (радости), расширение сферы получения положительных эмоций путем обсуждения и обмена опытом.

Материалы занятия: колпачок и нос клоуна, фотографии людей, испытывающих разные чувства, гуашь, губки из паралона, журналы, ножницы, клей, кисточки, карандаши, мелки, фломастеры

Приветствие. Все сидят в кругу. Дети видят посередине комнаты колпак и яркий нос клоуна. Психолог начинает с разговора о том, что и кто дарит людям радость? Мини-обсуждение, затем переход к выполнению упражнений. (3-5 мин)

Ход занятия:

Упражнение «Фотографии»

Детям предлагается выбрать из фотографий лиц людей те, на которых люди выражают свою радость. После отбора фотографий происходит обсуждение мимических проявлений радости. Детей спрашивают, а как они обычно выражают свою радость (лицом, телом, голосом, словами). (7-10 мин.)

Задание «Рисунок радостного человечка». 

Детям предлагают нарисовать все, что может радовать человечка. Это могут быть самые разнообразные предметы, игры, занятия, люди, живые существа и др. Психологу необходимо отметить, что у каждого ребенка свое понимание и представление о радостном, о том, что может радовать. (Задание можно видоизменить, дополнив инструкцию возможностью вклеивать уже готовые картинки в свой рисунок). (12-18 мин.).

Задание «Красивый рисунок». 

Детям дается инструкция нарисовать всем вместе на 1 большом листе бумаги красивый рисунок, чтобы глядя на него, можно было радостно воскликнуть: «Вот это красота!». Это задание сначала выполняется с помощью губок (создается фон будущего рисунка). Дети на данном этапе действуют все вместе (психолог наблюдает за процессом, регулируя при необходимости поведение участников). После того, как дети удовлетворили свою потребность в активном закрашивании листа губками, им повторяется инструкция о том, что нужно украсить рисунок, чтобы он вызывал радостные эмоции и у других людей тоже. На данном этапе можно предложить детям другие материалы: карандаши, мелки, фломастеры. Это поможет детям лучше контролировать свою изобразительную деятельность и получить в итоге действительно красивый рисунок. Это задание способствует объединению детей в группе, их сплочению, помогает ощутить каждому из участников важность собственного вклада в общее дело. (18-25 мин).

Завершение. Психолог подводит итоги занятия, отмечая успехи, которых добилась группа в целом и каждый ребенок в отдельности. Дети делятся впечатлениями, затем выполняют упражнение «Колодец» и прощаются до следующего занятия.

ЗАНЯТИЕ 4.

Тема: «Что такое страх?»

Цель – выражение страха в творчестве, обсуждение пугающих вещей, предметов, образов.

Материалы занятия: страшная игрушка, фотографии разных пугающих событий и предметов, фломастеры, карандаши, мелки, акварель, гуашь, степлер, резинки, листы белой бумаги форматом А4 и А3.

Приветствие. После того как психолог и дети поздоровались, психолог показывает детям страшную игрушку (домовой, баба яга, Бармалей и др.). Начинает разговор о том, что все люди чего-нибудь боятся в жизни. Сегодня будет разговор о том, что пугает именно нас. Переход к первому упражнению.

Ход занятия:

Упражнение « Страхи».

Детям рассказывают о том, что Бармалей оставил фотографии разных событий из которых нужно выбрать самые страшные и пугающие для человека (авария, темный лес, паук, кладбище, приведения, колдуны, самолеты, замкнутое пространство, одиночество, мистические персонажи, травма, болезнь, визит врача, укол, война, пожар, катастрофа, большие животные и др.). После выбора всеми детьми «пугающих» картинок происходит обсуждение в группе. Целенаправленно психолог задает вопросы детям о том, почему именно эти события пугают. Идет небольшое обсуждение в группе. (5-7 мин.).

Психолог: «А теперь вы сами можете попробовать испугать страшилку, который хотел напугать вас своими страшными картинками! Для этого нарисуем с вами страшные маски». На листе психолог может начертить овал для будущей маски (если есть необходимость, когда ребенок теряется и не знает с чего начать изготовление маски). Затем, когда маски нарисованы, их вырезают с листа (можно оборвать для более сильного эффекта), делают отверстия для глаз, а с помощью степлера прикрепляют к маске резинку. Вот маски и готовы, теперь детям предлагают их одеть и попугать страшилку. После того, как дети вдоволь напугают страшилку и друг друга, психолог убирает страшилку с пугающими картинками и переключает их внимание на следующее задание.

Упражнение «Нарисуй свой страх».

Психолог предлагает детям нарисовать свои страхи на листе формата А3: «Теперь, когда вы напугали страшилку, победили его, у вас есть силы, чтобы победить свои страхи! Первое, что надо сделать, чтобы справиться со страхами – это нарисовать их. Я уверена, вы справитесь с этим!» После того как все дети закончили рисовать, психолог задает каждому участнику по очереди вопросы: что нарисовано, какие чувства и эмоции испытывал ребенок в процессе рисования страха и что чувствует сейчас. Каждый ребенок делится своими переживаниями по очереди. (10-15мин.).

Упражнение «Обезвреживание страха».

Психолог: «Сейчас, когда вы сделали первый шаг к победе над страхами, нарисовав их, я предлагаю их полностью обезвредить! Вы можете перерисовать свой рисунок, чтобы он перестал быть страшным, можете его порвать, потоптать, выбросить, скомкать. А потом нарисовать новый бесстрашный рисунок». Обычно это упражнение очень нравится детям, поскольку они получают возможность в безопасной обстановке отреагировать свои укоренившиеся негативные аффекты «здесь и сейчас». После победы над страхами, психолог подчеркивает, что каждый участник группы стал сегодня сильнее, освободился от своих страхов, справился с ними. (10-15 мин.).

Завершение. Все собираются в круг, держатся за руки и по предложению психолога произносят позитивную фразу-установку: «Мы можем победить страх!» Затем все хлопают в ладоши, выполняют упражнение «Колодец» и прощаются до следующего занятия.

ЗАНЯТИЕ 5

Тема: «Удивление».

Цель занятия – обратить внимание детей еще на одну эмоцию – удивление, способствовать выражению удивления и отметить те ситуации, когда оно возникает.

Материалы занятия: листы белой бумаги форматом А1 (1 шт.), А2 (1 шт.), цветной картон форматом А4, клей, манная крупа, гуашь, акварель, мелки, карандаши, фломастеры, кисточки, пульверизатор с водой,

Приветствие. Все дети сидят в кругу, здороваются друг с другом и с ведущим группы. Психолог начинает рассказывать о том, что ждет ребят на данном занятии: «Сегодня мы отправимся с вами в космическое путешествие, где нас будут ждать много всего удивительного!» (2-3 мин.)

Ход занятия:

Упражнение «Космический корабль».

Чтобы приступить к первому заданию, психолог вводит детей в курс дела: «Для того, чтобы мы могли отправиться в фантастическое космическое путешествие, нам нужно совместными усилиями нарисовать наш космический корабль». Психолог дает детям лист форматом А2, на котором дети все вместе начинают рисовать свой корабль. Психолог по необходимости корректирует поведение детей, чтобы каждый участник приложил свою руку в создании рисунка. Также психологу нужно поощрять детей на «разработку» технических новинок у космического корабля, чтобы детская фантазия смогла воплотиться в полной мере в рисунке. Как только корабль готов, ведущий группы поздравляет детей с тем, что они успешно подготовились к предстоящему путешествию (7-10 мин.)

Коллективное задание «Звездное небо». 

Психолог: «Вы вместе сделали космический корабль, теперь нужно создать звездное небо». Каждому участнику группы предлагают по очереди разбрызгивать краску пульверизатором на лист форматом А1. Это задание простое, но эффективное, поскольку стимулирует ребят на контроль своих импульсов (ведь бесконтрольное распыление разведенной с водой краски создаст лужи, вместо разноцветных пятнышек). (5-7 мин).

Задание «Новая планета и ее жители». 

Психолог: «Сейчас, когда у нас есть свой корабль, есть звездное небо, нам нужно создать новые планеты и их жителей». Детям предоставляют картон разного цвета, на котором они могут манной крупой по клею «нарисовать» свою планету. (сначала на картон наносится рисунок клеем ПВА, затем этот рисунок посыпается крупой, дается немного времени, чтобы подсох клей). После того, как рисунок сделан, ведущий предлагает детям разукрасить свои планеты красками. Когда планеты ребят полностью готовы, психолог просит каждого придумать название своей планеты, а также придумать, кто живет на этой планете, чем эти жители занимаются. В общем, психолог предлагает каждому ребенку создать небольшую историю о своей планете и ее жителях. Затем каждый делится со всеми своим рассказом. Психологу важно делать акцент на чувстве удивления (ведь у всех детей получились совершенно разные планеты и жители, и это так удивительно!). (12-18 мин.)

Упражнение «Карта звездного неба». 

Психолог: «Наше путешествие в космическом пространстве постепенно подходит к концу. Вам нужно «поселить» ваши планеты на звездное небо и проложить путь, по которому будет двигаться ваш космический корабль». Детям предлагают вырезать свои планеты и наклеить их на звездное небо, которое они сделали ранее. Психологу следует регулировать поведение и отношения участников группы между собой, так как у детей может возникнуть желание поместить свои планеты на одно и то же место. Ведущий должен поспособствовать достижению договоренности между участниками, чтобы каждый остался доволен результатом коллективной работы и своим вкладом в общее дело. После того, как планеты приклеены к звездному небу, участники группы предлагают маршрут полета. Как только маршрут полета согласован со всеми ребятами, психолог мелом рисует линию полета. Важно, чтобы траектория полета космического корабля затрагивала все планеты и приветствовала каждую планету и ее жителей. Когда космический корабль облетит все планеты, ему нужно возвращаться назад. (15-18 мин).

Завершение. Психолог: «Сегодня мы вместе с вами побывали в фантастическом космическом путешествии, мы открыли много нового и удивительного! Смогли сами создать космический корабль, звездное небо, планеты и их жителей! Это было очень увлекательно». Дети делятся своим впечатлениями, затем психолог предлагает выполнить упражнение «Колодец». Все прощаются до следующей недели. (2-3 мин.)

ЗАНЯТИЕ 6.

Тема: «Что такое злость».

Цель – снятие запретов на проявление негативных эмоций (злость), демонстрация выражения отрицательных эмоций в творчестве путем применения изобразительных средств. Приведение детей к пониманию того, что испытывать разные эмоции для человека – это естественно.

Материалы занятия: фотографии людей, испытывающих разные эмоции,  творческие работы других детей, карандаши, листы белой бумаги форматом А3, А4, пластиковые палитры, акварель, кисти.

Приветствие. Все дети и ведущий сидят в кругу, здороваются. Психолог рассказывает, чем будут заниматься дети сегодня. (2-3 мин.)

Ход занятия:

Упражнение «Злость».

Психолог: «Как вы думаете, что такое злость? Из-за чего люди злятся? Есть разница между злым и разозлившимся человеком?» Идет мини-дискуссия, затем психолог предлагает из картинок и фотографий лиц людей выбрать те, на которых люди злятся. После отбора соответствующих картинок, ведущий просит детей указать на мимические проявления злости. Также важно продолжить обсуждение вопросами: «Почему могут злиться люди, изображенные на картинках? Что их могло разозлить? Из-за чего, бывает, злитесь вы, ребята?» (5-7 мин).

Графическое задание «Злые линии». 

Психолог: «Представьте, что карандаши «перессорились» и теперь злятся. Как, по вашему мнению, будут выглядеть «злые» линии, нарисованные такими карандашами?» Психолог предлагает нарисовать детям «злые» линии, отмечая, что можно рисовать сразу обеими руками, так как в ссоре обычно участвуют двое. (3-5 мин.)

Упражнение «Злые и радостные рисунки». 

Каждому ребенку раздают по 8-10 творческих работ других детей и просят рассортировать эти работы на «радостные», «злые» и «обычные» рисунки. Причем, у разных детей может быть разное восприятие одной и той же творческой работы. Это следует отмечать психологу, чтобы привлечь внимание детей к тому, что все люди чем-то не похожи друг на друга, что им могут нравиться разные вещи. После того, как все работы рассортированы, психолог просит детей посмотреть внимательнее на стопку «злых» рисунков и дать им одно общее название. (8-10 мин.)

Задание «Нарисуй злость». Психолог: «А теперь предлагаю вам нарисовать свою злость». Техника задания – монотипия. Детям раздаются листы форматом А3 и гладкие палитры из пластика. На палитру каждый ребенок может наносить краски, смешивая их и получая новые комбинации цветов, затем ставить оттиски на бумаге. Оставлять оттиски на бумаге ребенок может столько, сколько ему покажется необходимым (для кого-то достаточно одного раза, кому-то несколько раз). Поскольку процедура марания заложена в упражнение, оно хорошо способствует отреагированию негативных эмоций. Новые цвета, которые получает ребенок на палитре и новая изобразительная техника позволяет ребенку выразить себя по-новому, что вызывает у него положительное чувство собственного потенциала. (13-20 мин).

Завершение. Психолог: «Сегодня мы с вами обсуждали еще одну эмоцию, которую свойственно ощущать человеку. Все выражают свои эмоции по-разному, и в последнем задании каждый из вас отразил по-своему чувство злости. У каждого своя злость. Вы все отлично справились с заданием, в итоге получились необычные работы». Дети делятся своими эмоциями от занятия, затем выполняют упражнение «колодец» и прощаются до следующего раза. (2-3 мин.).

ЗАНЯТИЕ 7.

Тема: «День рождения газетного человека».

Цель – взаимодействие детей посредством совместного творчества и объединения усилий для решения общих задач, а также самовыражение детей в коллективном творчестве.

Материалы занятия: газеты, скотч, степлер, трубочки, акварель, гуашь, кисточки, карандаши, мелки, фломастеры.

Приветствие. Все дети собираются в круг, здороваются. Психолог: «Сегодня мы вместе будем делать человечка из газеты, скотча и степлера».

Ход занятия:

Задание «Создание газетного человечка». 

Психолог показывает ребятам, каким образом можно оперировать с бумагой, чтобы получились объемные тела (рвет, комкает, скрепляет скотчем, степлером). Дети также пробуют действовать с бумагой. Затем психолог предлагает распределить, кто будет делать голову, руки, ноги и туловище человечка. После распределения задач, ведущий активно помогает детям в создании человечка, но не навязывает своего мнения. Важно также направлять поведение детей в конструктивное русло: поощрять взаимодействие и сотрудничество детей, вовремя решать и устранять конфликтные ситуации. (Примечание: у детей обычно очень богатая фантазия, и они часто предлагают создать кого-то другого вместо человечка. Психологу следует поощрять такие творческие идеи и способствовать их воплощению). Стоит отметить, что дети, вдохновленные своим творчеством из газетной бумаги, начинают делать свои собственные объемные фигурки. Это может занять дополнительное время. (20-30 мин.)

Упражнение «Фейерверк». 

Психолог: «У газетного человечка сегодня первый день рождения, давайте устроим в его честь красивый фейерверк!» На лист бумаги форматом А2 наносятся капли краски, разбавленными водой, затем дети подносят к каплям соломинки и начинают раздувать капли. Получается красиво и оригинально, детям очень нравится это задание еще и потому, что оно снимает напряжение. (2-4 мин.)

Упражнение «Гости газетного человечка». 

Психолог: «Так как сегодня день рождения газетного человечка, к нему должны придти гости. Давай создадим гостей для газетного человечка!» Детям раздают листы бумаги форматом А3, предлагают раскрасить краской свои пальцы, а затем на листе сделать отпечатки своих ладоней. Получившиеся следы своих пальцев предлагают дорисовать: сделать каждому пальцы глазки, носик, ротик, ручки и т.д. Выходят очень интересные персонажи. Это задание является как экспрессивным (отпечатки), так и содержательным (дорисовывание образа). (15-18 мин.).

Завершение. Все собираются в круг, дети делятся своими впечатлениями и новым опытом творчества, психолог отмечает успехи группы и каждого участника в отдельности, а также подчеркивает, что благодаря слаженной коллективной работе получился такой замечательный газетный человечек. Все выполняют упражнение «Колодец» и прощаются до следующего занятия.

ЗАНЯТИЕ 8.

Тема «Фантастические животные».

Цель – конструктивное взаимодействие детей, а также самовыражение, самораскрытие каждого ребенка в придумывании нового персонажа и своей истории.

Материалы занятия: листы белой бумаги форматом А4, А2 (1шт.), акварель, карандаши, мелки, фломастеры, кисти.

Приветствие. После сбора в кругу и приветствия, психолог начинает рассказ о том, что интересного ждет ребят на занятии: «Сегодня каждому участнику группы предоставится возможность создать сказку, где главным героем будет фантастическое животное».

Ход занятия:

Упражнение «Фантастическое животное». 

Психолог: «Чтобы придумать свою сказку о фантастическом животном, нужно сначала нарисовать сказочное необычное животное. Пусть оно будет придумано только вами, ведь только вы сами сможете потом рассказать сказку о нем». Каждому ребенку дается лист форматом А4, на котором рисуется фантастическое животное красками, мелками, фломастерами (как захочет сам ребенок). После того, как животные нарисованы, психолог просит детей назвать своих животных тоже по-сказочному. (10-12 мин.)

Упражнение «Придумай свою сказку». 

Психолог: «А сейчас, когда сказочные персонажи у нас уже есть, каждый из вас может придумать интересную историю про своего сказочного животного, а затем поделиться ею с другими ребятами». Это задание является диагностическим, а также хорошо для коррекции (в случае необходимости, применяется изменение некоторых неконструктивных событий сказки ребенка на более конструктивный. Изменение сказки делается с согласия ребенка и обязательно обосновывается психологом). (10-12 мин.).

Упражнение «Дом фантастического животного».

Психолог: «У вас у всех теперь есть главный герой – фантастическое животное, а ему нужен домик, чтобы где-то жить. На общем листе бумаги нарисуйте домики для своих животных. И у вас получится сказочная страна, в которой будут жить ваши необычные животные». На листе бумаги форматом А2 дети рисуют домики, психолог внимательно следит за взаимодействиями детей и говорит, что домики нужно нарисовать так, чтобы всем места хватило. Когда домики нарисованы, психолог предлагает нарисовать мелками тропинки, ведущие от каждого домика к другим домикам, чтобы сказочные животные могли ходить друг к другу в гости. Данное упражнение отражает характер взаимодействия детей друг с другом, что позволяет психологу своевременно корректировать в поведении детей. (15-20 мин.)

Завершение. Все собираются в круг. Делятся впечатлениями от занятия. Психолог: «Сегодня вы сами придумали своего собственного персонажа – фантастическое животное – и сказку о нем. Это было очень увлекательно, все животные получились разными и каждый интересным по-своему, а самое главное, что все они живут в одной сказочной стране и дружат друг с другом». Затем все вместе выполняют упражнение «Колодец» и прощаются до следующего занятия.

ЗАНЯТИЕ 9.

Тема: «Необитаемый остров».

Цель – эффективное взаимодействие и творческое самораскрытие ребят.

Материалы занятия: листы белой бумаги форматом А5, А1 (1 шт.), пластиковые палитры, мелки, карандаши, фломастеры, кисти, акварель, гуашь, клей, ножницы.

Приветствие. Все встречаются в кругу, приветствуют друг друга. Психолог: «Вы когда-нибудь смотрели фильмы или читали книги про морские плавания, про корабли и разные страны, острова? Сегодня мы с вами отправимся на один остров - необитаемый!»

Ход занятия:

Упражнение «Волны». 

На листе формата А1 (где в центре отмечено место для будущего острова) детям предлагают нарисовать мелками волны, омывающие остров. Психолог: «Волны могут быть разными – спокойными, штормовыми, во время дождя или штиля. Каждый участник группы сам выберет, какие волны ему рисовать, ведь в море бывает все». (5-7 мин.)

Упражнение «Остров» - коллективная творческая работа детей.

Психолог: «Вот перед вами остров, который вы можете сделать таким, каким пожелаете, все, что вам нужно – нарисовать его на листе всем вместе, сообща. Но для этого нужно решить, что будет у вас на острове, какие растения, животные, птицы. Когда вы вместе все обсудите и договоритесь, можно приступать к рисованию острова». Важно, чтобы каждый ребенок полноценно принимал участие в данном задании, поэтому психолог тщательно следит за поведением детей и корректирует его. На данном этапе групповой работы обычно все дети активно вступают во взаимодействие друг с другом, выдвигают свои идеи без страха их отвержения. Однако психолог может время от времени задавать вопросы относительно жизни на острове, что приводит детей к придумыванию новых образов и идей. После того, как остров нарисован, детям предлагают сочинить историю о том, как они попали на остров, как им там живется, чем они там занимаются и что хотят сделать для налаживания жизни общества на острове. (25-35 мин.)

Упражнение «Украшения для острова». 

Психолог: «У вас получился замечательный остров, на котором есть разные звери, птицы, растения. Так как остров находится в жарких странах, я предлагаю вам его украсить яркими цветами, фруктами, бабочками». Используя метод монотипии, дети создают разные кляксы на бумаге форматом А5. Когда получилось много таких разноцветных «клякс», дети придумывают, на что они похожи (цветы, бабочки и др.). После того, как все дети закончили делать кляксы и увидели разные образы в кляксах, психолог предлагает разместить эти украшения на острове с помощью клея. (10-12 мин.)

Завершение. Все сидят в кругу, делятся своими эмоциями и успехами. Психолог: «Сегодня мы побывали с вами на необитаемом острове, где вы наладили отличные условия для жизни, а также смогли преобразить остров своими яркими цветами и бабочками. Это было так здорово! А главное, вы все делали сообща, и у вас все получилось, вы сплоченная команда! Молодцы!» Затем все хлопают в ладоши и выполняют упражнение «Колодец». (2-3 мин.)

ЗАНЯТИЕ 10

Тема «Сон куклы»

Цель: спонтанное самовыражение, повышение уверенности в себе, развитие креативности, творческого мышления, снижение уровня тревожности, выражение внутренних конфликтов, развитие воображения, фантазии.

Материалы занятия: Листы бумаги для рисования, карандаши, фломастеры, краски или другие изобразительные средства (по желанию участников). Стирательная резинка, клей, ножницы, скотч.

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

Упражнение «Коллективный счет»

 Участники стоят в кругу, опустив головы вниз и не глядя друг на друга. Задача группы — называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток. Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число..

Арт-терапевтическое упражнение «Кукла из бумаги».

Каждый участник рисует на листе плотной бумаги куклу, похожую на себя. Далее нужно склеить полоску бумаги в виде цилиндра и прикрепить к ней куклу. Надеваем получившуюся куколку на палец. Необходимо придумать историю, которую кукла хотела бы рассказать о себе. Начать можно словами: «Жила-была кукла, похожая на меня…». «Однажды кукле приснился сон…».

При желании можно нарисовать иллюстрации к рассказу.

Далее все участники занятия по кругу рассказывают свои истории.

Обсуждение: Что понравилось в работе? Что бы хотелось изменить? Что показалось сложным?

«Куклам» задают вопросы. Их можно дарить друг другу.

Рефлексия. Обсуждение занятия.

ЗАНЯТИЕ 11.

Тема «Мой портрет».

Цель – закрепление положительных изменений, возникших в ходе арт-терапевтической групповой работы у детей, а также осмысление детьми того опыта, который они приобрели в группе.

Материалы занятия: листы белой бумаги форматом А3 с изображенной окружностью диаметром 35 см, акварель, гуашь, мелки, карандаши, фломастеры

Приветствие. Все собираются в кругу, приветствуют друг друга. Психолог: «Сегодня у нас последнее занятие, на котором мы будем подводить итоги наших встреч. Вы сами сможете убедиться в том, что вы приобрели новый опыт творчества и общения, а также изменились к лучшему».

Ход занятия:

Упражнение «Автопортрет в кругу». 

Психолог: «Я попрошу вас нарисовать свой портрет, но не как обычно на листе, а в кругу, который очерчен на ваших листах бумаги». Детям раздаются листы бумаги форматом А3, на которых изображена окружность. Это диагностическое задание, по которому можно судить об изменениях, произошедших с ребенком в процессе арт-терапии. Когда все участники выполнили упражнение, нарисовали свои портреты, психолог предлагает им сравнить рисунок в круге, сделанный ими же на первом занятии и рисунок, который они сделали сейчас. Как правило, рисунки последнего занятия намного красочнее и интереснее сделанных вначале арт-терапевтической работы. Дети это чувствуют, поэтому психологу важно подчеркнуть, что дети стали более раскрепощенными, активными по сравнению с тем, какими они были в начале занятий. Это положительное изменение в них самих. (10-15 мин.).

Упражнение «Нарисуй цветок». 

Психолог: «Каждый из вас на наших занятиях смог лучше узнать себя, свои положительные, хорошие качества и способности. Я предлагаю каждому нарисовать прекрасный цветок,  каждый листик и лепесток которого будет обозначать ваше хорошее качество или особенность». На листе бумаги форматом А4 дети рисуют свои цветы (или то, что им навеет собственная фантазия). Затем в группе по очереди каждый ребенок обсуждает свою работу и положительные качества, которые он сам у себя знает. Психолог поощряет активность ребенка, добавляет то хорошее, что не сказал про себя  сам ребенок. Можно также попросить ребят группы сказать то хорошее, что они видят в данном ребенке. Так происходит обсуждение положительных черт каждого ребенка. (Примечание: психологу важно в равной степени хвалить каждого ребенка, чтобы никто не остался обделенным. Кроме того, необходимо отмечать, что несмотря на то, что все дети разные и качества у них могут быть разные, все они имеют равную ценность и все одинаково важны). (15-20 мин.)

Упражнение «Моя мечта». 

Психолог: «Вы стали более открытыми, активными, умеете лучше ладить друг с другом, теперь вы многого можете добиться сами, перед вами открыт весь мир. И я предлагаю вам сейчас подумать о том, о чем вы мечтаете. И когда вы придумаете свою мечту, то нарисуйте ее на бумаге!» На листе формата А3 дети рисуют каждый то, о чем мечтает. Когда каждый ребенок закончил рисовать свою мечту, происходит обсуждение работ каждого. Психолог отмечает, что если очень захотеть, можно воплотить любую мечту, тем более, что силы и хорошие качества каждого ребенка в ходе занятий раскрылись. (12-18 мин.).

Завершение. Все собираются в круг, делятся своими эмоциями от проведенного занятия. Психолог подводит итоги данного занятия и всего курса: «Сегодня мы закончили наши занятия, где вы приобрели новый опыт, знания и творческие успехи. Наши занятия завершаются, но ваши творческие открытия только начинаются, ведь жизнь полна интересных и ярких событий. Я уверена, теперь вы сможете находить больше удивительных и прекрасных моментов в своей жизни!» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Коррекция страхов и тревожности у детей

Коррекционные занятия направленные на снятие психологических проблем....

Программа коррекции стрессовых расстройств и тревожности у детей и подростков

Тренинговые упражнения на снятие эмоционального стресса и психорегуляцию...

Рекомендации родителям по снятию тревожности у детей младшего школьного возраста.

Общие принципы психологической работы с тревожными детьми...

Программа коррекции стрессовых расстройств и тревожности у детей и подростков

Травматическая ситуация, вытесненная в прошлом, может вернуться в любой момент, накладывая свой отпечаток на жизнедеятельность ребенка в настоящем, и заставляя страдать, как его, так и его окружение. ...

Педсовет. Выступление на тему: "Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. году Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной речи».

ПедсоветВыступление на тему:"Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. годуКоррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной ре...

Коррекционно-развивающее занятие для детей младшего школьного возраста "Как справиться с плохим настроением"

Цели: Создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них.Ввести наглядные образы, символизирующие разные настроения.Учить детей управлять своим настро...