Возрастные особенности четвероклассников» Методическое объединение учителей 4-х классов
методическая разработка по теме

Петровская Ирина Борисовна

ознакомить учителей с необходимостью  учета возрастных особенностей четвероклассников в формирования УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Возрастные особенности четвероклассников»

 Методическое объединение учителей 4-х классов

Цель: ознакомить учителей с необходимостью  учета возрастных особенностей четвероклассников в формирования УУД.

Оборудование: презентация

          Слайд 1.Четвертый класс — последний в начальной школе. Ребенок внутренне готовится к переходу в среднюю школу, к более самостоятельной жизни, к новому этапу взросления. В это время заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста.

        Слайд 2.

        Новообразования – качественные особенности психики, которые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка: его отношение к среде, внутренней и внешней жизни.

        Слайд 3. Последние можно сравнить с фундаментом дома. Поэтому можно сказать, что заканчивается строительство фундаментальных характеристик ребенка, на основе которых будет продолжено развитие в подростковом возрасте.  

        Слайд 4.Однако, следует иметь в виду, что развитие детей осуществляется неравномерно вследствие особенностей темперамента, типа нервной системы, здоровья, семейной ситуации и специфики семейного воспитания. Поэтому можно говорить о том, что у одного и того же ребенка какое-либо новообразование уже сформировалось, а какое-то находится в стадии формирования, и здесь ребенку необходимо помочь.

        Слайд 5. Некоторые дети уже в этот период по своим психическим и физиологическим характеристикам приближаются к стадии препубертата (отрочества, предподросткового возраста). Их поведение заметно меняется.  Осознанными становятся права и обязанности ребенка: дети требуют подчеркнутого уважения к себе со стороны взрослых, настаивают на своих правах, нередко игнорируя обязанности.  При этом необходимо, чтобы ребенок перестал делать акцент только на своих правах («Я так хочу»), что свидетельствует о некоторой социальной незрелости, а принял необходимость выполнения социальных обязанностей.    Поэтому необходимо уделить особое внимание теме «Права и обязанности», помогающей детям уяснить необходимость равновесия гармоничного сочетания прав и обязанностей в жизни человека.

        Слайд 6.Все эти изменения происходят в рамках учебной деятельности, поскольку она в этом возрасте – ведущая.

Слайд7.Прежде всего, у четвероклассника в центр сознательной деятельности выдвигается мышление. Именно развитие словесно-логического мышления перестраивает все другие познавательные процессы, нужно отметить формирование произвольности внимания, памяти. Овладение понятийным мышлением ведет к развитию рефлексии, анализа и внутреннего плана действий.

Слайд 8ловесно-логическое мышление – это первое новообразование, благодаря которому развивается рефлексия и внутренний план действий.

 Щелчок1

         Рефлексия - это процесс самопознания своих внутренних актов и состояний, которая является новообразованием подросткового возраста, но возникает к концу 4 класса.

        Развивается познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов.

        Дальнейшее развитие получает и личностная рефлексия. Ребенок постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте, происходит первичное осознание потребности в саморазвитии. Четвероклассник уже способен осознать противоречия между его реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу», соответственно понять некоторые аспекты внутреннего источника своей активности.

Второй важный момент – в этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения.

Произвольность: способность к волевой регуляции своего поведения 

От произвольности в ситуациях, связанных только с учебной деятельностью, ребенок переходит к произвольному регулированию общения и поведения, он становится способен руководствоваться нормами и правилами общения.

Щелчок 2.Новый уровень произвольности – это второе новообразование младшего школьного возраста.

         Четвероклассники умеют сдерживать и контролировать свои поступки, не поддаваться непосредственным импульсам, возрастает настойчивость, они способны в результате борьбы мотивов отдать предпочтение мотиву долженствования.

        Главная особенность четвероклассников — появление глубокого интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности. Сверстники становятся более значимыми. Их мнение часто преобладает над мнением значимых взрослых.

        Щелчок 3.То есть, третье новообразование – ориентация на группу сверстников. Развивается сотрудничество, способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие. Активизируется межполовое общение. Дети одного пола могут рассматриваться как соперники. Внимание детей противоположного пола может привлекаться различными способами: подарками, ссорами, поддразниванием, толчками.         Для детей приобретают значимость такие личные качества как самостоятельность, уверенность в себе, честность.  О возросшей роли сверстников свидетельствует тот факт, что четвероклассники значительно острее, чем  младшие дети, переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников, они становятся более застенчивыми. Эти изменения в отношениях со сверстниками необходимо учитывать при организации «воспитательных» мероприятий. Нередко практикуемое учителями осуждение ученика за какой-либо проступок перед всем классом является для ребенка мощным психотравмирующим фактором.

        Слайд 9. Ребенок ощущает свою долю ответственности за все, что с ним происходит, становится более самостоятельным в решении проблем общения и в школьных делах. Во внеурочной деятельности дети этого возраста охотно берут на себя роль ведущего, нередко перенося ее и в реальную жизнь. Многие дети любят принимать участие в делах друзей, стараясь помочь им в трудной ситуации, оказать психологическую поддержку. Поэтому в четвертом классе больше внимания следует уделять детской инициативе, отводить детям активную роль в подготовке  внеклассных мероприятий, предоставлять свободный выбор форм и приемов работы.

        Слайд 10.Существенно меняется характер самооценки ребенка. Она становится более устойчивой. Появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки.

Если раньше самооценка складывалась под влиянием оценок учителя и эти оценки касались, в основном, учебы, то теперь на характер самооценки все больше влияют другие дети. Причем, их оценки связаны с неучебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса самооценки. У детей резко растет количество негативных самооценок. Важно помнить, что в этот период в образ «Я» включается чувство «умелости, компетентности», то есть осознание собственной возможности делать порученное дело хорошо. В противном случае возможно формирование чувства глубокой неполноценности. Поэтому для четвероклассников актуальна потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми

        Слайд 11. Происходит первичное осознание ценностных ориентаций. Дети усваивают разницу в социальных статусах, вырабатывают к этому собственное отношение.   Начинают активно развиваться нормативные социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения (страх сделать что-то не так, опоздать и пр.), появляется опасность перерождения нормальных страхов в невротические.

        Слайд 12.Четвертый класс - это период «завершения детства — перехода к взрослости», что может выражаться в повышении эмоционального реагирования на трудности, в появлении чувства одиночества, ощущения собственной ненужности.

        Слайд 13.Самое важное свойство этого возраста — особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают заглянуть туда. Однако взрослые должны помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт. Именно сейчас, деликатно используя присущую этому возрасту особенность, можно эффективно помогать ребенку в решении его проблем, влиять на него. Поэтому для четвертого класса важны беседы об идеалах, чести и достоинстве, об интеллигентности.

        

– коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,

 – познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,

 – регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности,

 – личностные – определяющие мотивационную ориентацию.

        Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное);

смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, “какое значение, смысл имеет для меня учение”, и уметь находить ответ на него.

нравственно-этического оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Личностные УУД:

  • действие смыслообразования (интерес, мотивация);
  • действие нравственно-этического оценивания (“что такое хорошо, что такое плохо”);
  • формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
  • формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
  • эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
  • формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  • формирование желания выполнять учебные действия;
  • использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

Для изучении сформированности личностных УУД диагностируются умения:

оценивать поступки с позиции нравственных ценностей;

объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей;

определять важные для себя и окружающих правила поведения;

выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам;

отделять оценку поступка от оценки самого человека;

определять поступок как неоднозначный (его нельзя однозначно оценить как хороший или плохой).

К окончанию учащимися 4 класса в сфере личностных УУД у них будут сформированы:

внутренняя позиция школьника;

личностная мотивация учебной деятельности;

ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Регулятивные УУД:

  • осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
  • извлекать необходимую информацию  из текста
  • определять и формулировать цель в совместной работе
  • учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
  • осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
  • реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
  • планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
  • соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
  • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
  • обогатить представление о собственных возможностях и способностях
  • учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
  • оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
  • учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
  • находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
  • адекватно воспринимать оценку учителя

КоммуникативныеУУД:

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  • учиться контролировать свою речь и поступки
  • учиться толерантному отношению к другому мнению
  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении
  • осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
  • формулировать своё собственное мнение и позицию
  • учиться  грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях(Р)

Обогатить представления о собственных возможностях и способностях(П)

Учиться самостоятельно решать проблемы общения(К)

Осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит(Р)

Учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения(П)

Формулировать своё собственное мнение и позицию (К)

Планировать цели и пути самоизменения (Р)

Оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости(П)

При работе в группе учитывать мнение товарищей (К)

Соотносить результат с целью и оценивать его(Р)

Учиться моделировать новый образ на основе личного опыта(П)

Учиться формулировать собственное понимание смысла текста сказки(К)

Осознавать, что свобода не может быть безграничной(Р)

Учиться находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию(П)

Осознавать необходимость признания и уважения прав других людей(К)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Психологические возрастные особенности подростков: проблемы и пути решения» (8 класс).

Конспект мероприятия, задачи котрого:–        оказать помощь родителям в общении с подростком;–        побудить родителей задумать...

Родительское собрание «Психологические возрастные особенности подростков: проблемы и пути решения» (8 класс).

Задачи:способствовать просвещению родителей восьмиклассников;оказать помощь родителям в общении с подростком;побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии подростка;научить н...

"Комплекс развивающих упражнений с учетом возрастных особенностей". "Инновационные формы и методы работы учителя физической культуры с учетом современных требований в образовании: при проведение третьего развивающего час".

Современные формы проведения уроков физической культуры. В условиях модернизации образования возникла необходимость поиска новых форм и подходов к организации проведения уроков физической культуры. По...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»

ВЫСТУПЛЕНИЕна методическом объединении учителей начальных классов«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»...

«Возрастные особенности четвероклассников»Методическое объединение учителей 4-х классов

ознакомить учителей с необходимостью  учета возрастных особенностей четвероклассников в формирования УУД....

Выступление на методическом объединении учителей математики по теме: «Особенности познавательной деятельности обучающихся основной школы с легкой степенью умственной отсталости».

Выступление на методическом объединении учителей математики по теме: «Особенности познавательной деятельности обучающихся основной школы с легкой степенью умственной отсталости»....

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: «Об особенностях преподавания предмета «Родной язык» в основной школе»

В связи с вступлением в силу 14 августа 2018 г. Федерального закона №317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 федерального закона “Об образовании в Российской Фед...