«Метод проектирования в профилактической работе с подростками»
статья по психологии на тему

Кудряшова Надежда Дмитриевна

Статья освещает важные аспекты повышения эффективности профилактической работы посредством метода проектирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dinckoy_kudryshova_n_d_psiholog2017statya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектирования  в профилактической работе с подростками.

Кудряшова   Надежда  Дмитриевна

педагог-психолог БОУ СОШ №29 МО Динской район

Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога школы, при работе с учащимися, состоит в отсутствии мотивации у потенциального клиента. Ребенок, который попадает в кабинет школьного психолога зачастую не только не готов работать с  проблемой, но и не  готов принимать сам факт её существования. Особенно ярко данное явление проявляется в работе с детьми, состоящими на различных видах учета.

Одним из эффективных способов формирования  мотивации на работу по преодолению негативных эмоциональных состояний и привязанностей является проектная деятельность, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса.

Метод проектирования   представляет собой гибкую модель организации учебно-воспитательного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе выполнения творческих проектов, обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость.

Система применения проектной деятельности рассматривается как структурная единица  образования, обеспечивающая реализацию основных психолого-дидактических принципов, развитие самостоятельности, творческого потенциала личности.

Решающим фактором организации процесса усвоения нового материала посредством проектной деятельности выступают индивидуальные, самостоятельно разработанные проекты, выходящие по своему личностному смыслу за рамки обучения, а по своему социальному значению - за рамки привычной образовательной среды, связывающей школьника с реальными проблемами современного общества.

Психологическим механизмом овладения проектной деятельностью учащихся является развернутое, поэтапное усвоение ее содержания, обеспечивающее его широкий перенос и глубокое усвоение, овладение элементами проектной культуры. Вместе с тем такое развернутое,  усвоение содержания проектной деятельности обеспечивает и необходимые психологические условия процесса интериоризации усваиваемых знаний. Сама по себе проектная деятельность представляет собой не только форму усвоения знаний, умений, навыков, но и обеспечивает самостоятельное выделение и принятие основных целей учения, что позволяет представить в целом проектную деятельность в качестве значимого источника психического развития школьников

В ходе работы над проектом, на наш взгляд, формируются такие важные компетентности как умение выступать перед публикой, умение анализировать ситуации, мотивы, интересы, чувства, поступки других, гражданская активность, способность ставить перед собой ближние и дальние цели, ясно определять и переопределять их в зависимости от ситуации, разрабатывать методы их достижения.

Частью процесса по организации внеурочной деятельности в нашей школе является создание объединения по социальному проектированию. В деятельности объединения принимают активное участие не только ребята, состоящие на различных видах учета, но и члены команды школьного самоуправления. Что значительно повышает эффективность деятельности, обогащает опыт общения подростков.

Цель объединения – научить детей самостоятельно решать проблемы. Ведь именно отсутствие этого механизма, или сбой в его работе, зачастую приводит подростка к неэффективному решению проблемной ситуации и постановке на учет в дальнейшем.

Овладение опытом проектной деятельности предполагает совершенствование процесса принятия решений, развитие умения принятия неалгоритмизированных решений. На начальном этапе обучения решение проектных ситуаций носит пошаговый, поэтапно структурированный характер. Структура проектной деятельности делает возможным повторение, сдвигая ориентировку во внутренний план, интериоризируя действие, превращая его в мыслительный процесс, формируя навык принятия решений. Проектная деятельность оказывает существенное влияние на формирование мотивационной сферы учащихся, преобразуя практически все психологические конструкты  личности.

На занятиях объединения организуется общение, в ходе которого возникает проблемная ситуация, теоретическая или практическая, не содержащая в данный момент соответствующего обстоятельствам решения и заставляющая остановиться и задуматься. Проблема возникает, если есть противоречие между тем, что вы хотите, и тем, что реально существует; между идеальной, желаемой ситуацией и реальной существующей ситуацией. Проблема - главное условие существования проекта.

Исследовательская функция проектной деятельности ориентирует ученика на анализ процессуальной, динамической стороны окружающего мира. Проектная деятельность, осуществляясь как целостный процесс, постоянно имеет дело с переплетением этих функций, реализует их в различных сторонах выполняемого проекта

Всех подростков в проектной деятельности привлекает активная свободная, равноправная позиция. Принцип педагогической поддержки в обучении проектной деятельности позволяет устанавливать между педагогом и учеником субъект - субъектные отношения, что полностью соответствует тенденциям становления коммуникативных отношений подростков. В педагогах они больше ценят личностные качества.

В свободной дискуссии, обсуждении возникающих проблем эта личностная сторона педагога имеет возможность проявить себя в полной мере. В проектной деятельности учащиеся могут сопоставить результаты своей преобразовательной деятельности с результатами труда взрослых в целях самоутверждения.

Это свидетельствует о том, что проектная деятельность обеспечивает более высокий уровень психологической устойчивости школьников, может служить источником психологической компенсации в системе межличностных, социальных отношений.

Метод индивидуальных творческих проектов, позволяет выбирать каждому школьнику проекты в соответствии с его способностями, с учетом личностных возможностей и потребностей. На одном из первых занятий объединения по социальному проектированию учащимся было предложено сформулировать  основную проблему современного общества.

Среди таких проблем прозвучали: лень человека, ожирение, нехватка времени, алкоголизм, а также интернетзависимость. Выполняя проекты, связанные с решением проблем, имеющих практическую значимость, учащиеся приобретают знания, выходящие по своему личностному смыслу за рамки отдельной учебной дисциплины, а по значению - за рамки привычного школьного окружения, связывающие школьника с реальными социальными проблемами.

Деятельность в рамках проекта представляет школьнику широкое поле новой для него деятельности, тем самым способствует появлению широкого круга интересов, и затем через них, косвенным образом оказывает воздействие на формирование интересов, идеалов и мировоззрения личности.

Также стоит упомянуть еще об одном из преимуществ работы в проекте: каждый этап повторяется при выполнении различных проектов неоднократно, становится предметом специальной рефлексии, реализуется всякий раз на новом материале и в новых конкретных условиях и, в силу этого, усваивается как общий алгоритм деятельности, общий способ ее осуществления. Так учащиеся получают возможность усвоения общего средства саморегуляции деятельности. Проектная деятельность  служит одним из мощных факторов формирования личности, поскольку система саморегуляции составляет один из основных компонентов ее структуры.

Следует отметить положительные моменты в становлении личности учащихся, возникающие в ходе проектной деятельности:

повышение личной уверенности исследователя через проживание «ситуации успеха»;

ощущение собственной значимости,  способности преодолевать различные проблемные ситуации;

осознание себя, своих возможностей, своего вклада, личностный рост, повышение самореализации и рефлексии.

Таким образом, проектная деятельность в рамках занятий с психологом является важным фактором формирования социальной компетентности школьников и ведет к активизации познавательной мотивации и социальной инициативы учащегося вне зависимости от их статуса. Главный её критерий - наличие самостоятельного творческого результата деятельности учеников. Мерой эффективности  деятельности здесь становится сам ученик, обогащение его индивидуального опыта, переход внешне заданных  целей во внутренний план, их присвоение, развитие его личности и познавательных процессов.

Успехом в реализации данного направления социально-психологической службой школы, прежде всего, является то, что работая с проблемой, поставленной самостоятельно, подростки получили опыт независимого, эффективного решения проблем. В дальнейшем к анализу и пониманию личностных проблем ребята подошли более осознанно и в кабинет к психологу пришли подростки готовые меняться, расти, создавать свое новое успешное будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОКУС-ГРУППОВОЕ ИНТЕРВЬЮ КАК МЕТОД ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ

В работе представлены результаты фокус-группового интервью подростков 14-17 лет, оказавшихся в сложной жизненной ситуации...

План индивидуальной профилактической работы с подростками, склонными к самовольным уходам из дома

План индивидуальной профилактической работы с подростками, склонными к самовольным уходам из дома...

Профилактическая работа с подростками МБОУ СОШ №3 г. Салехард

Профилактическая работа с подростками МБОУ СОШ №3 Создано: 21 сентября 201819 сентября 2018 года в МБОУ СОШ №3 прошел день встречи с инспектором ОПДН ОМВД России по г. Салехард, Егоровой Яной Вяч...

Профилактическая работа с подростками МБОУ СОШ №3

Профилактическая работа с подростками МБОУ СОШ №313 сентября 2017 года в МБОУ СОШ №3 прошел день профилактики с подростками в 5-11 классах.Инспектор ОПДН ОМВД России по г. Салехард, Егорова Яна Вячесл...

Экстремизм профилактическая работа с подростками МБОУ СОШ №3

Экстремизм профилактическая работа с подростками МБОУ СОШ №3Экстремизм (от лат. ехtremus - крайний) переводится как приверженность к крайним взглядам и радикальным мерам.[[{"type":"media","view_mode":...

Программа профилактической работы с подростками, склонными к суицидальному поведению

Программа профилактической работы с подростками, склонными к суицидальному поведению...

Методическое объединение на тему: «Профилактическая работа с подростками, склонными к суицидальному поведению»

Методическое объединение на тему: «Профилактическая работа с подростками, склонными к суицидальному поведению»...