Программа внеурочной деятельности по психологии
методическая разработка по психологии (5 класс) на тему

Кудряшова Надежда Дмитриевна

Программа внеурочной деятельности по психологии "Тропинка к соему Я"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_psihologiya.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кружок «Тропинка к своему  Я»

Срок реализации программы  1 год

Возраст обучающихся  11-12 лет

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно-тематический план
  3. Содержание программы
  4. Планируемые результаты освоения учащимися  программы внеурочной деятельности
  5. Формы и виды контроля
  6. Методические рекомендации
  7. Материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1. Пояснительная записка

В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развития природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, вступающего во взаимодействие с окружающим миром.

Учащиеся пытаются разобраться в самих себе, но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, т.к. они не располагают знаниями о психологических особенностях человека. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях учащихся. В связи с этим возникает необходимость в определенной системе психологических знаний, которые помогут ребенку глубже осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения с окружающими, сформировать представления о своем дальнейшем жизненном пути.

Приобщение к знаниям о человеке, по мнению Божович Л., имеет “особенно важное значение в подростковом возрасте, т.к. характерным для этого периода новообразованием является “чувство взрослости” и развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям”. Подросток начинает осознавать свой личный идеал, при сравнении с которым часто возникает неудовлетворенность самим собой и стремление изменить себя.

Актуальность и социальная значимость данной внеурочной деятельности состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в поисках жизненного пути, самопознания, развития коммуникативных навыков, способов творческой деятельности, в постижении норм человеческих отношений.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что обучающиеся не только изучают проблемы психологии, но и знакомятся со своими индивидуальными психологическими особенностями, анализируют и вырабатывают собственную стратегию поведения и деятельности  в различных группах и коллективах.

Основными темами изучения являются: общение, отношение, восприятие и понимание людьми друг друга. Отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся.

Внеурочная программа «Тропинка к своему Я»  является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса, так как соответствует стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».

Цель программы: приобщение школьников к психологической культуре, которая является необходимой частью общей культуры человека. Научить разбираться  в своих чувствах и желаниях, на новом уровне строить взаимоотношения с окружающими, справляться с конфликтными ситуациями, принимать  на себя ответственность за свои поступки.

Данная образовательная программа была составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с учетом образовательного процесса  и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность»

Программа адресована учащимся 5-х  классов  и рассчитана на 34 часа в год.

Периодичность занятий – 1 час в неделю.

Программа реализуется  педагогом-психологом.

2. Учебно-тематический план

Название темы

Кол-во часов

Форма     деятельности

Аудит.

Внеаудит.

Введение в мир психологии

1

 Зачем человеку занятия психологией

1

Познавательная беседа.

Я – это Я

2

 Кто я, какой я?

1

Психологические игры, упражнения.

3

 Я – могу.

1

Психологические игры, работа со сказкой.

4

 Я нужен.

1

Психологические игры, работа со сказкой.

5

Я мечтаю.

1

Психологические игры, упражнения.

6

Я – это мои цели.

1

Практическая работа. Работа в группах.

7

Я – это мое детство.

1

Практическая работа. Работа в группах.

8

Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее.

1

Познавательная беседа.

Я имею право чувствовать и выражать свои чувства

9

Чувства бывают разные.

1

Психологические игры, упражнения.

10

Стыдно ли бояться?

1

Психологические игры, работа со сказкой.

11

Имею ли я право сердиться и обижаться?

1

Психологические игры, упражнения.

Я и мой внутренний мир

12

Каждый видит мир и чувствует его по-своему.

1

Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций.

13

Любой внутренний мир ценен и уникален.

1

Сценки-миниатюры

Кто в ответе за мой внутренний мир?

14

Трудные ситуации могут научить меня.

1

Психологические игры, работа со сказкой.

15

В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно   найдется.

1

Познавательная беседа. Психологические упражнения.

Я и Ты

16

Я и мои друзья.

1

Практическое занятие на территории школы.

17

У меня есть друг.

1

Познавательная беседа. Игра

18

 Я и мои «колючки».

Психологические игры, работа со сказкой.

19

 Что такое одиночество?

1

Психологические игры, работа со сказкой.

20

 Я не одинок в этом мире.

1

Познавательная беседа. Работа с плакатом.

Мы начинаем меняться

21

Нужно ли человеку меняться?

1

Познавательная беседа. Игра

22

Нужно ли человеку меняться?

1

Дискуссия.

23

Самое важное – захотеть меняться.

1

Познавательная беседа. Психологическая акция.

Агрессия и ее роль в развитии человека

24

Я повзрослел.

1

Познавательная беседа. Просмотр видеоролика.

25

У меня появилась агрессия.

1

Психологические игры, работа со сказкой.

26

Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия?

1

Познавательная беседа. Психологические упражнения.

27

Конструктивное реагирование на агрессию.

1

Познавательная беседа. Игра-эксперимент.

28

Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми.

1

Просмотр и обсуждение видеоролика.

Познавательная беседа.

29

Учимся договариваться.

1

Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций.

30

Учимся договариваться.

1

Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций.

Уверенность в себе и ее роль в развитии человека

31

Зачем человеку нужна уверенность в себе?

1

Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций.

32

Источники уверенности в себе.

1

Психологические игры, работа со сказкой.

33

Какого человека мы называем неуверенным в себе?

1

Познавательная беседа. Игра

34

Я становлюсь увереннее.

1

Игра-тренинг.

3. Содержание программы «Тропинка к своему Я»

Введение в мир психологии. Зачем человеку занятия психологией. Занятие мотивирует учащихся к занятиям психологией.

Я – это Я.  Кто я, какой я? Я – могу. Я нужен. Я мечтаю. Я – это мои цели. Я – это мое детство. Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее.Занятия способствуют осознанию своих качеств и повышению самооценки.

 

Я имею право чувствовать и выражать свои чувства. Чувства бывают разные. Стыдно ли бояться? Имею ли я право сердиться и обижаться? Занятия, способствующие рефлексии эмоциональных состояний, адекватному самовыражению.

Я и мой внутренний мир. Каждый видит мир и чувствует его по-своему.  Любой внутренний мир ценен и уникален. Занятия направлены на формирование понимания ценности и уникальности внутреннего мира каждого человека.

Кто в ответе за мой внутренний мир? Трудные ситуации могут научить меня. В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно   найдется. Занятия направлены на воспитание ответственности человека за свои чувства и мысли.

Я и Ты. Я и мои друзья. У меня есть друг. Я и мои «колючки». Что такое одиночество? Я не одинок в этом мире. Раздел посвящен обсуждению вопросов подростковой дружбы.

Мы начинаем меняться. Нужно ли человеку меняться? Нужно ли человеку меняться? Самое важное – захотеть меняться. Занятия направлены на оказание помощи подросткам в осознании своих изменений; повышение мотивации к позитивному самоизменению.

Агрессия и ее роль в развитии человека. Я повзрослел. У меня появилась агрессия. Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия? Конструктивное реагирование на агрессию. Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми. Учимся договариваться.  Учимся договариваться. Упражнения, игры и т.п.ориентированы на помощь подросткам в осознании различия между агрессией и агрессивностью, учат контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других.

Уверенность в себе и ее роль в развитии человека. Зачем человеку нужна уверенность в себе? Источники уверенности в себе. Какого человека мы называем неуверенным в себе? Я становлюсь увереннее. Занятия направлены на помощь детям в обретении уверенности в себе и развитии понимания, что вера в себя необходима для развития человека.

4. Планируемые результаты освоения учащимися

программы внеурочной деятельности

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать основные психологические термины и понятия; возможности саморазвития своей личности; условия для создания позитивного опыта общения.

Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение учащихся к изучению основ психологии, используя различные методы активизации учащихся.

Второй уровень результатов – выработка  навыков самоанализа и помощи в решении проблем общения.

Для достижения данного уровня результатов необходимо: 

  1. Формировать индивидуальные приемы саморегуляции в стрессовых ситуациях,  представление о личности, о ценности жизни.
  2. Вырабатывать умение конструктивно отстаивать свою точку зрения.
  3. Учащиеся должны получить опыт в оценке различных ситуаций и  в решении создающихся проблем.

 Третий уровень результатов -  получение учащимися опыта применения полученных знаний и умений в жизни.

Для его  достижения необходимо:

  • сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • уверенность в своих возможностях и  высокая самооценка;
  • целеустремлённость, умение брать на себя ответственность за свою жизнь;
  • дипломатичность, умение решать личные и жизненные проблемы, используя конструктивные способы их решения;
  • креативность, способность по-новому смотреть на привычные вещи;
  • толерантность, эмоциональную устойчивость,  эмпатия и доброжелательное отношение к многообразию жизни.

Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов Основной образовательной программы.

    В результате изучения данной программы  обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • сформированность на достаточном уровне всех психологических структур, прежде всего самосознания;
  • развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность, внутреннее богатство личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, многообразие чувств и переживаний, ценностные ориентации, жизненные смыслы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение;
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении задачи.

5. Формы и виды контроля

  1.  Опрос
  2.  Наблюдение
  3.  Диагностика и самодиагностика
  4.  Анкетирование учащихся и родителей

6. Методические рекомендации

Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

  1. Индивидуальная работа.

Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:

- выявить уровень психологических знаний учащихся;

- выявить учащихся, способных к самоанализу, с развитой эмпатией;

- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

- определять сформированность познавательного интереса учащихся.

  1. Работа в парах

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, анализировать свои психологические особенности  и особенности товарища.

  1. Групповая работа

Основные направления групповой работы: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее.

Аксиологическое направление учит ребенка принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая  свои и чужие достоинства и недостатки. Инструментальное направление формирует умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть помогает личностной рефлексии ребенка. Потребностно-мотивационное направление для подростков предполагает прежде всего развития умения сделать выбор, готовность нести за  него ответственность, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте.

Организация групповой работы:

- распределение работы между участниками;

- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

- владение способами самооценки, контроля;

- умение представить результат работы, представить анализ выбранного решения.

Основные методические средства, используемые при разработке программы групповых занятий:

  • Психологическая информация
  • Интеллектуальные задания
  • Ролевые методы
  • Коммуникативные игры
  • Игры, направленные на развитие воображения
  • Задания с использованием терапевтических  метафор
  • Задания на формирование «эмоциональной грамотности»
  • Когнитивные методы
  • Дискуссионные методы

  1. Материально-техническое обеспечение учебного процесса для проведения занятий

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд

1

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-: классы). – Генезис, 2008.

1

2

Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2005.

1

3

Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Практикум. Новосибирск; М.,1997

1

4

Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб., 2003.

1

5

Марасанов  Г.И. Социально-психологический тренинг. М., 1998

1

Технические средства обучения

1

Ноутбук

1

2

Мультимедийный проектор

1

Экранно-звуковые пособия

6.

Мультфильм «Кролень»

1

7.

Мультфильм «Жар-птица»

1

8

Презентация  «Последствия драки»

1

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по психологии

Отображены основные моменты рабочей программы...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы психологии. Я познаю себя»

Программа отражает вполне самостоятельную, завершенную систему психологических знаний, достаточную для получения элементарного психологического образования, которое после общеобразовательной школы мож...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по психологии «Тропинка к своему Я» 5 класс

Целью программы курса внеурочной деятельности является:  развитие социально-личностной сферы  детей  младшего подросткового возраста при переходе в среднее звено, формирование и развити...

Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога

В основу программы внеурочной деятельности социального направления «Я - сам» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепци...

Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым треб...

Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога

Рабочие программы по внеурочной деятельности составлены в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Час психолога"

Данная программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе программы «Уроки психологии в 5 классе» под редак...