Тренинг командообразования "Первобытная школа" для учащихся средней и старшей школы
рабочая программа по психологии на тему

Лукшина Виктория Владимировна

Тимбилдинг (англ.) — командообразование («team» — команда, «build» — строить). Это совокупность игровых этапов, направленных на формирование и развитие навыков командной работы.

            Каждый человек, и ребенок в том числе, обладает своими индивидуальными особенностями, чертами характера, темперамента, особенностями мышления и восприятия происходящего. Школьный класс – это группа детей, собранных в единый коллектив, без их личного выбора каждого из участников этого коллектива. При этом среди одноклассников учащиеся проводят большую часть своего продуктивного времени, поэтому взаимоотношения между учениками играют важную роль не только в создании психологического климата в классе, но и влияют на формировании индивидуально-личностных черт каждого учащегося. Исходя из этого, благоприятные взаимоотношения в учебном коллективе, нахождение комфортного места в его структуре для каждого учащегося представляют важную задачу.

 

Цель тренинга: сплочение детского коллектива, формирование и развитие навыков командной работы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл timbilding.docx77.6 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая общеобразовательная организация

«Областная гимназия им. Е.М. Примакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

АНОО «Областная гимназия им. Е.М. Примакова»

наименование ОУ

Савенко Виктория Владимировна, педагог-психолог

Ф. И. О. педагога, категория

Программа тимбилдинга

 «Первобытная школа»

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка.

Тимбилдинг (англ.) — командообразование («team» — команда, «build» — строить). Это совокупность игровых этапов, направленных на формирование и развитие навыков командной работы.

        Каждый человек, и ребенок в том числе, обладает своими индивидуальными особенностями, чертами характера, темперамента, особенностями мышления и восприятия происходящего. Школьный класс – это группа детей, собранных в единый коллектив, без их личного выбора каждого из участников этого коллектива. При этом среди одноклассников учащиеся проводят большую часть своего продуктивного времени, поэтому взаимоотношения между учениками играют важную роль не только в создании психологического климата в классе, но и влияют на формировании индивидуально-личностных черт каждого учащегося. Исходя из этого, благоприятные взаимоотношения в учебном коллективе, нахождение комфортного места в его структуре для каждого учащегося представляют важную задачу.

Цель тренинга: сплочение детского коллектива, формирование и развитие навыков командной работы.

Задачи тренинга:

- помочь каждому члену команды найти для себя наиболее комфортное положение в ней,

- раскрыть межличностные симпатии и установить неформальные связи,

- помочь формированию навыков совместной работы и коллективного принятия решений,

- оптимизировать уровень эмоциональной и психологической совместимости учащихся.

Участники программы: учащиеся одного класса.

Тренинг рассчитан на группу обучающихся из 18-22 человек.

Время проведения 60 минут.

Ведущий программы: школьный психолог.

Структура тренинга:

1. Приветствие, ритуал вхождения.

Цель: создание позитивного настроя на занятие.

2. Основная часть:

Практическая: подвижные игры, упражнения, головоломки и т.п.

Цель: реализация поставленных задач.

3. Ритуал завершения.

Цель: создание ощущения завершенности и позитивного настроя.


Вступительное слово:

«Здравствуйте ребята, наш сегодняшний тренинг называется «Первобытная школа» не просто так. В далекие времена не было никаких благ цивилизации, первобытным людям угрожала опасность на каждом шагу: стихийные бедствия, дикие животные. Добыча пропитания тоже представляла не простую задачу, с которой не смог бы самостоятельно справиться никакой первобытный житель. Человек, не живущий в коллективе, не способный на совместное решение задач, мог погибнуть в любой момент. Поэтому умение сотрудничать было необходимым навыком для любого представителя общества с самого начала его появления. И умением этим часто овладевали путем взаимодействия через мимику, жесты, язык тела, потому что речь появилась среди людей не сразу. Вот и мы сегодня представим себя немного первобытными людьми, которым придется совместно решать непростые подчас задачи, иногда даже не используя для этого главное достижение человечества – речь. За каждое упражнение вы будете получать семена, количество которых и покажет выживет ли в суровые времена ваше небольшое племя!».

 

  1. Разминка: «Передаем предмет»

Цель: активизация участников, поднятие настроения, повышение качества коммуникации, настройка на совместную работу.

Участники встают/садятся в круг. Ведущий подходит к любому из участников и дает ему в руки при помощи жестов воображаемый предмет: «В первобытном обществе очень берегли огонь, потому что его не так легко было раздобыть. Я даю тебе уголек, который необходимо передавать дальше по кругу своим соплеменникам» (указывается направление). Первый передает воображаемый предмет второму и т.д. по кругу. В один момент ведущий произносит «Стоп!» и спрашивает, у кого уголек. Дальше игра усложняется.

Ведущий дает уже два воображаемых предмета (важно правдоподобно имитировать процесс передачи) игрокам из разных частей круга: уголек и мамонт. Предметы по команде начинаются передаваться в разных направлениях, ведущий может немного торопить участников для повышения азарта. Далее также следует команда «Стоп» и определение держателей предметов. В третьем раунде запускаются уголек, мамонт и дубинка. Самые сложные моменты возникают тогда, когда у одного игрока оказывается несколько предметов и ему нужно не запутаться, кому что передавать.

  1. Упражнение «Покоряем скалу»

Цель: улучшение взаимодействия, формирование доверительных отношений, уменьшение эмоциональной дистанции.

        Ведущий: «В поисках безопасного убежища или пропитания первобытным людям иногда приходилось преодолевать сложные препятствия, например, двигаться по обрыву скалы». Заранее должна быть подготовлена длинная скамья или бревно, где вся команда может уместиться достаточно плотно. Участники забираются на «обрыв» и пересчитываются по порядку. Их задача состоит в том, чтобы перебраться вдоль «скалы» и выстроиться в обратном порядке так, чтобы никто не упал в обрыв: «Чтобы не спугнуть хищных птиц, которые сидят на соседнем уступке, перебираться по скале необходимо молча!». Если кто-то из игроков падает или начинает говорить, игра начинается сначала.

  1. Упражнение «Дружный хлопок»

Цель: повышение качества невербальной коммуникации.

Ведущий: «Итак, вам удалось преодолеть скалу и вы добрались до пещеры, где могли бы устроить себе жилище. Но пока там спрятался саблезубый тигр, чтобы его выгнать, вам необходимо дружно хлопнуть в ладоши, как можно громче и самое главное одновременно. Не забывайте, что ваше племя еще не овладело искусством речи, поэтому вы не можете разговаривать». Задача участников догадаться, что нужно встать в круг, чтобы все друг друга видели и путем невербального взаимодействия подготовиться и дружно хлопнуть в ладоши.

  1. Упражнение «Гусеница»

Цель: улучшение навыка работы в команде, тренировка умения чувствовать другого.

Ведущий: «Тигра выгнали. Но вход в пещеру очень темный и длинный, чтобы не потерять друг друга вам нужно пройти его специальным способом». Участники команды встают в шеренгу и закрепляют между собой по одному надутому воздушному шарику. Задание: не касаясь друг друга руками, пройти из пункта А в пункт Б, не потерять ни одного шарика, и при этом хором напевая мотив любой веселой песни.

  1. Упражнение «Наскальная живопись»

Цель: повышение качества невербальной коммуникации, сплочение коллектива.

«Ваше племя стало уже достаточно взрослым и пришло время овладевать речью, учиться писать». Все дети встают друг за другом, там что перед первым участником стоит мольберт и фломастеры (флипчарт). Разговаривать пока еще по-прежнему нельзя. Ведущий показывает человеку, стоящему последним, первую букву загаданного слова «наше племя» (каждую букву необходимо распечатать на отдельном листе бумаги), а он должен написать ее на спине впереди стоящего участника как можно понятнее, таким образом буква передается к первому игроку, и он записывает ее на доске, после чего встает в самый конец команды. Также осуществляется передача всех остальных букв, пока загаданное слово не будет прочитано.

  1. Упражнение «Косичка»

Цель: тренировка умения работы в команде, определять общую цель и двигаться к ее достижению.

На каждую группу из 4-5 человек, участникам дается три веревки длиной примерно 2,5 метра: «Ваша задача сплести плотные веревки для ловли добычи. Не отрывая рук от веревок, каждая группа должна сплести ровную косичку путем перемещения. В плетении принимают участие все члены мини-групп».

  1. Игра «Сбор урожая»

Цель: повышение способности слаженно работать, заботится о другом.

Ведущий: «Пришло время собирать урожай, деревья высокие, плоды мягкие, а корзина тяжелая». На полу/асфальте мелками или цветным скотчем заранее размещается траектория трубопровода (она должна быть длиннее, чем общая протяженность трубопровода), каждый участник берет кусок труды/желоба и все участники выстраиваются на разметке. Их задача перекатить как можно больше плодов (теннисных мячиков) в корзину, стоящую в конце, не уронив их по пути.

  1. Игра «Перенос воды».

Цель: улучшение навыка работы в команде, тренировка умения чувствовать другого.

Для этого упражнения необходимо подготовленное заранее оборудование. Диск диаметром 25-30 см, к которому по кругу привязаны веревки (23 шт) длиной около 2,5 метром. Бутылка о,5 с водой (или стакан с водой), два небольших кубика-подставки. Задача участников взявшись за свободные края веревок, переместить диск, на котором стоит вода, с одной подставки, на другую. Задачу можно усложнить тем, что путь может быть проложен через какое-то отверстие.

  1. Игра «Обруч»

Цель: улучшение навыка работы в команде, тренировка умения чувствовать другого, помогать друг другу.

Всем игрокам нужно взяться за руки и, не отпуская рук, по очереди пролезть через обруч, который ведущий одевает кому-то из участников на руку.

  1. Упражнение «Зашифрованное послание»

Цель: улучшение навыка работы в команде, совместного поиска решений.

        Ведущий: «Похоже ваше племя далеко пойдет. Вы нашли себе убежище, добыли пропитание, овладели самым совершенным способом коммуникации – речью. Осталось последнее задание – разгадать послание более древней цивилизации». Каждый игрок получает лист с написанной буквой, которую не должен выпускать из рук. Задача всей команды – расшифровать послание и выстроиться так, чтобы его можно было прочитать.

ВМЕСТЕ - НЕ ОДИН, В ОБИДУ НЕ ДАДИМ!

  1. Завершение

«Давайте посмотрим, сколько семян вам удалось собрать? Достаточно много! Эти семена символизируют плодородие и добрые всходы, ростки ваших добрых отношений! Вы собрали их сегодня достаточно много, чтобы показать самим себе, что вы можете быть командой, уважительно и бережно относиться друг к другу, вместе принимать решения и находить компромиссы».