Тренинг "Преодоление"
методическая разработка по психологии (10 класс) на тему

Карнаух Светлана Николаевна

Невозможно прожить жизнь так, чтобы трудности не коснулись человека. Иногда имеет смысл избегать их. Но что делать, если этот вариант недоступен? Остаётся переосмыслить ... Тренинг "Преодоление" позволяет путём вербального анализа взглянуть на эту проблему иначе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Преодоление»

В сердце каждой трудности кроется возможность.

Альберт Эйнштейн

Цель: расширение представлений о жизненных проблемах и способах их преодоления.

Продолжительность занятия – 45 минут.

Количество участников – 10 человек.

Тренинговое занятие рассчитано на работу с подростками 14-16 лет.

Оборудование: компьютер, доска, бумага, ручки, фломастеры.

Уважаемые ребята! На сегодняшний момент в вашей жизни произошло достаточно много событий, кому-то пришлось менять школьные коллективы, были переезды, смена места жительства, личные победы и поражения.

Жизнь от вас требует социальной смелости и самостоятельности. Поэтому именно сегодня считаю уместным поговорить с вами о жизненном пути, о тех трудностях, которые могут возникать на нем и самое главное как научиться их преодолевать.

  1. Ритуал приветствия. Комплимент по кругу (передаём мягкую игрушку по кругу и говорим комплимент)
  2. Правила поведения в тренинговой группе

1. Общение по принципу “здесь и теперь”.

Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

2. Конфиденциальность всего происходящего.

Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга.

3. Персонификация высказываний.

Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”.

4. Искренность в общении.

Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь.

5. Уважение к говорящему.

Говорим только по одному.

Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться.

  1. Основная часть

Эпиграф занятия . Краткое обсуждение

  1. Притча «О трудностях». Ведущий  предлагает послушать притчу «О трудностях».

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасплавленные крылья. Она так и не смогла летать.

Вопрос учащимся: Понравилась ли вам притча? Чем? Понятен ли вам смысл притчи?

(человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

           Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.)

2. Блок самоанализа и самооценки. Учащимся предлагается поработать в парах  и сформулировать причины жизненных трудностей человека, определить те жизненные трудности, которые поджидают человека на жизненном пути. Затем ведущий прикрепляет к доске ватман, на котором выписаны трудности, встречающиеся в жизни человека. Ребятам предлагается сравнить и обсудить, что у них получилось.

3. Обсуждение упражнения.

А какие ситуации можно назвать трудными? (отвержение близкими, назойливая опека, жестокость, чрезмерная критичность к проявлениям, недовольство друзьями, отсутствие друзей, отвержение в классе, серия неудач в учебе, общении, ссора с другом, с родителями).

Как вы думаете, есть ли люди, у которых совершенно не бывает трудностей? (У каждого здорового и полноценного человека есть в жизни и хорошие и плохие моменты. Это обстоятельство свидетельствует о том, что человек живет полноценной жизнью и берет от нее все, что она может дать, а мир, как известно, очень многообразен, многогранен).

Почему одни люди видят в своей линии жизни больше радостей, а другие горестей? (Одни оптимисты и жизнелюбы, а другие пессимисты и реалисты).

4. Упражнение « Три года спустя »

Ведущий. Предлагаю вам  выполнить упражнение, которое позволит взглянуть на жизненные проблемы в более широком контексте, сопоставив их с собственным прошлым. Кроме того, оно дает  повод задуматься, какая деятельность для нас действительно важна, а о чем через несколько лет мы даже и не вспомним. Ведущий просит учащихся составить список проблем год-два назад. Когда список составлен, надо ответить на следующие вопросы (вопросы записаны на доске):

  • Что именно вы сможете вспомнить об этой проблеме?
  • Как она влияет на то, как складывается ваша жизнь теперь, по прошествии  лет?
  • Если бы такая проблема сейчас встала перед вами, как бы вы стали ее решать?

5. Упражнение  Притча «Шалаш».

В океане корабль попал в сильнейший шторм. Единственный человек, уцелевший после гибели корабля, был выброшен волной на необитаемый остров. Он всматривался в горизонт в надежде увидеть корабль, который принесет ему спасение, но шло время, и ни один корабль не появлялся. Дневной зной и ночной холод, ветер и дождь подрывали физические силы человека. Тогда он решил построить нехитрый шалаш из бревен, выброшенных на берег волнами. Человек уже потерял счет дням, проведенным на острове.

Однажды вечером, возвращаясь из похода в поисках пищи, он увидел, что его шалаш объят пламенем. Огненный столб взметнулся высоко в вечернее небо. Человек был в отчаянии.

— Господи, почему это случилось со мной, за что? - рыдал он у тлеющих останков своего жилища.

Рано утром человек увидел приближающийся к острову корабль. Оказалось, что корабль появился здесь не случайно.

— Как вы узнали, что я здесь? - спросил человек у капитана корабля.

— Мы увидели твой дымовой сигнал, - ответил капитан.

Обсуждение:

— Сколько раз во время рассказа человек находился в отчаянии?

—Что помогло ему вернуться домой?

(Трудности – это испытание. Пройдя это испытание, мы обретаем счастье)

6. Упражнение-эксперимент  «Стакан воды»

  1. Заключительная часть  Обращение к эпиграфу
  2. Продолжите фразы….

Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.
Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы
для разрешения.

Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.

Я просил возможность летать …А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.
Я просил любви… А жизнь дала мне людей, о
которых я мог заботиться.

Я просил благ… А жизнь дала мне возможности.

Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.

Каждый из нас – строитель собственной личности. Любой человек способен на многое, если во время сумеет заглянуть в себя и увидеть то малое, которое может перерасти в нечто большое и значительное. Как же стать человеком, способным в полной мере реализовать свой потенциал? Нужно просто прислушаться к тем советам, которые предлагают нам люди, которые имеют на это право. Давайте вместе составим памятку «Как противостоять трудностям?»

В конце передать игрушку  друг другу со словами: «Любая проблема может быть решена, если….»

  • Помнить, что это временное явление. Ничто не длится вечно, в том числе и трудности. Так будет не всегда!
  • Все, что происходит в жизни человека, он способен преодолеть. Воспитывайте в себе уверенность в своих силах. Со временем она станет незыблемым вашим качеством;
  • Если вам плохо, помогите тому, чье положение еще хуже. Тогда поймете, насколько вы счастливы;
  • Нельзя подключать разного рода эмоции, когда стараетесь решить задачу. Это отнимает энергию, лишает сил. Научитесь видеть только суть проблемы, а также пути ее решения. Определитесь со своими возможностями и постепенно ликвидируйте последствия возникших трудностей;
  •  .Выбирайте правильные мысли: те, что созидают, а не разрушают. После бури всегда будет солнце
  • Будьте готовы к потерям. Это неотъемлемая часть нашей жизни. Что-то теряя, мы все же что-то приобретаем. Нужно уметь видеть положительные, выгодные стороны в любой ситуации;
  • Бесполезно злиться из-за того, что возникли трудности. Просто постарайтесь быстро справиться с ситуацией, не распыляя силы, не жалуясь на судьбу. Мысленно или вслух повторяя свои жалобы, вы притягиваете все новые неприятности;

 

Слово ведущего: а я напомню вам мудрость Соломона:  «Всё проходит…»

Ритуал прощания  -Что мне дала эта встреча? Пожелание друг другу по кругу



 

Комментарии

Карнаух Светлана Николаевна

Притчи учат многому..

Кремнева Юлия Сергеевна

Большое спасибо! Возьму на заметку