Особенности адаптации обучающихся десятого класса
методическая разработка по психологии на тему

Белопахова Ирина Ильсуровна

В статье говорится о специфики адаптации 10 классников,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_10klassnika.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Белопахова И.И.,

                                                         учитель истории

МАОУ СОШ №5

города Тюмени

Особенности адаптации обучающихся десятого класса.

Один – даже если очень важный –

не подымет простое пятивершковое бревно,

тем более дом пятиэтажный

В. Маяковский

Поступив в 10 класс, обучающийся сталкивается с новыми для него способами организации учебного процесса: во - первых, высокая интенсивность изучения учебного материала, во-вторых, недостаточные навыки самостоятельной работы. Юношеский возраст можно рассматривать как самостоятельный период развития личности и индивидуальности.

В юношеском возрасте происходит становление относительно устойчивого представления о себе, Я-концепции, и возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином «самоопределение». Одними из ведущих потребностей обучающегося выступают такие составляющие, как: когнитивная потребность - «Что я о себе знаю?»; эмоционально-оценочная - «Как я к себе отношусь?» и поведенческая - «Действия по отношению к самому себе».

Поэтому адаптация обучающихся в социокультурной среде  приводит к необходимости активизации самой личности в образовательном пространстве и умении быстро адаптироваться в образовательной среде.

Адаптация – способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) «без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой» (Б. Г.Ананьев, 1980).

Обучающимся 10 класса необходимо адаптироваться к новым условиям, к содержанию обучения в нем, его требованиям, к своим обязанностям.

Специфика  адаптации   10-классников определяется  особенностями  возраста и спецификой профильного обучения. Важной социальной потребностью данного возраста является потребность в поисковой активности, в самоопределении, в простраивании жизненных перспектив.

Осуществляемая профильная дифференциация позволяет избежать, с одной стороны, узкой специализации, с другой, - создает условия для допрофессиональной подготовки и социально-психологической  адаптации .

Профильное обучение способствует тому, чтобы школьник осознал себя действительно субъектом профессионального выбора.

Процесс приспособления может проходить длительное время, что вызывает  у человека перенапряжение, как на психологическом, так и на физиологическом уровнях.  У обучающихся снижается активность,  они не могут не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности. К основным проблемам адаптации можно отнести такие, как: большие пробелы в знаниях; низкие познавательные интересы (учеба понимается многими как вынужденное состояние); плохое владение приемами учебной деятельности;  низкий уровень этической воспитанности, заниженная самооценка, повышенная тревожность.

Педагог должен помочь  обучающемуся адаптироваться. На классном часу можно провести игры, упражнения, тесты для сплоченности.

Практика показывает, что если выбранное направление в обучении соответствует психофизиологическим и личностным  особенностям , интересам и склонностям  учащегося , то, несмотря на повышенные требования и увеличение учебной нагрузки, утомление и связанные с ним невротические явления наблюдаются гораздо реже, а эффективность обучения повышается.

В работе с обучающимися необходимо активное использование приемов поощрения и поддержки, направленных на повышение уверенности подростков в себе и своих силах. Уменьшение уровня тревожности позволит одновременно снизить сопутствующее ей эмоциональное и психофизиологическое напряжение и связанные с этим энергетические и функциональные затраты.

Комплимент, если он искренен, всегда вызывает ответную благожелательную реакцию. Повод для комплимента преподаватель всегда может найти: компетентность, целеустремленность, заинтересованность, любознательность обучающихся.

Поэтому в процессе работы с обучающимися преподаватели должны стремиться использовать как можно чаще приемы поощрения и поддержки, повышать чувство самоуважения для  снижения уровня тревожности и   неудовлетворенности своими действиями, быть доброжелательным и эмпатичным к обучающимся, помогать развивать профессионально важные качества.

Также важным фактором для обучающихся является позиция родителей.

У современных родителей отмечается формальный подход в воспитании своих детей, неумение учитывать возрастные закономерности  и особенности развития подростков. Этим объясняется потеря взаимопонимания в детско-родительских отношениях. Родители, как и преподаватели, часто акцентируют свое внимание только на приобретении знаний, умений и навыков, не понимая важности взаимопонимания и доверия с детьми.

Родители должны уметь слушать и слышать  своего ребенка, чтобы помочь ему найти и использовать свои собственные ресурсы для осознания и решения проблем. Поэтому задача родителя - любить и принимать своего ребенка таким, какой он есть.

В заключение хочется отметить, что успешная, эффективная, оптимальная адаптация десятиклассника к жизни и учебе в школе является залогом дальнейшего развития каждого обучающегося  как человека, гражданина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

некоторые особенности адаптации учащихся профельных классов

материал по вопросам адаптации учащихся профильных классов...

Некоторые особенности адаптации учащихся профильных классов общеобразовательной школы

Цель нашего исследования было выявление особенностей, закономерности, динамики процесса адаптации десятиклассников в условиях профильного и непрофильного обучения....

"Особенности адаптации в 5 классе"

Материал для родительского собрания по теме:"Особенности адаптации в 5 классе"...

« Особенности адаптации в пятом классе».

Адаптация детей после начальной школы....

Организация учебных сборов по основам военной службы с обучающимися десятых классов

Организация учебных сборов по основам военной службы с обучающимися десятых классов...

Особенности адаптации обучающихся в условиях старшей школы

Материал может быть использован на родительских собраниях в 10м классе....