Программа "Первоклассник"
рабочая программа по психологии на тему

Соловьева Надежда Александровна

Программа по адаптации первоклассников 2017-2018 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pervoklassnik_2017-2018.docx67.87 КБ

Предварительный просмотр:

ОГКОУ «Приволжская школа – интернат»

Программа

«Первоклассник»

Цикл коррекционных занятий

по предупреждению дезадаптации у первоклассников

Срок реализации 4 месяца

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Первый класс – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы. 

При поступлении в  (специальную) коррекционную  школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.

Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивают и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, в условиях (специальной) коррекционной школы необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.

Цель программы: Психологическая адаптация ребёнка к условиям специальной (коррекционной) школы  и профилактика возможных трудностей, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.

Задачи: 

1. Формирование адекватного представления о школьной жизни;

2. Развитие у  ребенка позиции школьника;

3. Выработка адекватных реакций на возможные затруднения в школьной жизни;

4. Повышение школьной мотивации.

Адресат: Программа предназначена для психокоррекционной работы с детьми младшего школьного возраста в условиях (специальной) коррекционной школы.

Основные этапы работы:

  1. Подготовительный этап:
  • изучение психолого-педагогической литературы
  • поиск и выбор форм, методов и средств для профилактики
  • дезадаптации.
  1. Диагностический этап:
  • наблюдение
  • анкетирование
  • опросы.
  1. Поиск и апробация форм, методов и средств профилактической работы:
  • Индивидуальные и групповые занятия
  1. Аналитико-оценочный этап
  • анкетирование

                опросы.

Формы и методы работы:

1. Индивидуальная работа:

  • диагностика;
  • консультирование.

2. Групповая работа:

  • Подвижные игры
  • Упражнения в парах и малых группах
  • Дискуссии
  • «Мозговые штурмы»
  •  Ролевые игры

3. Упражнения на самопознание.        

Структура занятия (тренинга):

  • Приветствие (позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия).
  • Разминка (воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять их настроение).
  • Основная часть занятия (совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуального к релаксационной технике).
  • Рефлексия (детьми даются две оценки: эмоциональная и смысловая).
  • Ритуал прощания.

Методическое обеспечение:

Эффективность занятий отслеживается на основе психодиагностических обследований. Примерный психодиагностический инструментарий включает в себя следующие методики: 

 1. Определение сформированности «внутренней позиции школьника». Методика помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу.

2. Определение мотивов учения. Методика направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.

3. Исследование адаптации методом Люшера — определение эмоционального состояния ребенка в школе, наличия положительных и отрицательных эмоций в различных учебных ситуациях. Выявляется эмоциональная самооценка ребенка.

4. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан). С ее помощью выявляется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт.

5. Рисуночная методика «Рисунок человека»— позволяет определить уровень умственного развития ребенка, выявить детей с отставанием от возрастной нормы, что может являться следствием нарушения интеллектуального развития ребенка.

6. Анкета для учителя

Методический комплекс включает следующие: аудиоаппаратура, диски, методические материалы для игр и упражнений, бумага разных форматов, краски, карандаши, фломастеры,  гуашь, кисти.

Время, необходимое для реализации программы: 4 месяца, занятия проводятся систематически и планомерно один раз в неделю, продолжительностью 30 минут.

Психокоррекционная программа состоит из двух блоков:

Блок 1 «Коррекционно – развивающие занятия».

Основное назначение данной блока - формирование адекватного представления о школьной жизни; развитие у ребенка позиции школьника;

выработка адекватных реакций на возможные затруднения в школьной жизни; повышение школьной мотивации.

Блок 2 «Просветительская, профилактическая работа».

Представляет собой просветительскую, профилактическую работу с классным руководителем, воспитателями, родителями. Включает в себя индивидуальные психологические консультации по проблемам школьной дезадаптации и связанные с ней трудности обучения. Данный блок поможет оказанию информационной и методической поддержки учителю, воспитателям, родителям по вопросам профилактики дезадаптации.

Календарно – тематический план

Название занятия

Цель

Реализация

1

«Знакомство»

Помочь детям войти в контакт друг с другом и с взрослыми, осознать себя как личность.

04.09

2

«Я и мое имя»

Способствовать установлению контакта между детьми, помочь детям осознать свои положительные черты характера

11.09.

3

«Я и моя семья»

Знакомство с членами семьи, общими интересами, традициями.

18.09.

4

«Урок и перемена»

Познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене, упражняться в их применении. Выявить школьную мотивацию.

25.09

«Школа и школьные

правила»

Познакомить детей со школой, правилами для учащихся. 

25.09

 6

«Учиться будем

весело…»

Учить детей отвечать на поставленные вопросы, работать в коллективе, не перебивая друг друга и не выскакивая с места.

Формировать представления о цветовой гамме у учащихся- восприятие цвета.

Закреплять знание времен года - развитие долговременной памяти.

02.10

7

« Путешествие в осенний лес.»

Коррекция познавательных процессов учащихся, адаптация их к школе. Развитие воображения, мышления, памяти, восприятия учащихся с помощью игр и упражнений.  Научить детей с любовью относиться к родной природе, к растениям и жителям леса, расширить кругозор детей.

09.10

8

«УЧЕНЬЕ - свет,

а не ученье -тьма»

Укрепить желание учиться, получать знания, показать, что знания необходимы.

16.10

9

«Когда всем весело, а одному грустно»

Учить детей сопереживать друг другу, воспитывать дружелюбие, умение различать и понимать эмоциональные состояния.

23.10

10

« Волшебные слова»

Воспитывать культуру поведения, вызвать желание соблюдать правила поведения, использовать в речи «волшебные» слова: здравствуйте, спасибо, до свидания, пожалуйста

13.11

11

Зачем мне нужно ходить в школу.

Содействовать осознанию позиции школьника. Способствовать формированию дружеских отношений в классе.

20.11

12

Мои друзья в классе

Развивать уверенность в себе и в своих учебных возможностях.

27.11

13

 Мои чувства (Радость).

Формирование положительного отношения к школе, одноклассникам, учителю. Первичное знакомство с эмоциями вне себя, чувством радости. Развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние. Развитие эмпатии, мимики, выразительных движений.

27.11

14

Мои чувства (Грусть)

Познакомить с чувством обиды и действиями, связанными с ним. Формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды. Познакомить со способами управления негативными эмоциями; выражать негативные чувства в безопасной форме.

4.12

15

Мои чувства (Страх)

Знакомство с чувством страха. Изучение выражения эмоциональных состояний в мимике. Развитие эмпатии, умения сопереживать не только близким, но и одноклассникам.

Воспитывать доброжелательность, чувства коллективизма.

11.12

16

Мои чувства (Удивление)

Знакомство с чувством удивления. Закрепление мимических навыков.

Развитие памяти, внимания, воображения Воспитывать доброжелательность, чувство коллективизма.

18.12

17

Закрепление знаний о чувствах и эмоциях которые сопровождают учащихся в школе и вне.

Закрепление знаний о чувствах. Развитие эмпатии, памяти, речи, мышления, Обогащение словаря эмоций. Снять напряжение, усталость.

25.12