Встраивание доверительных отношений
презентация к уроку по психологии на тему

Рыбаков Анатолий Николаевич

В данной презентации описываются этапы выстраивания доверительных отношений с детьми "группы риска"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystraivanie_doverit_otnosh2.pptx1.88 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ Школа с.Аксарка 2017г. Конкурс презентаций - методических рекомендаций по работе с «трудными» детьми «Как найти ключик?» Выстраивание доверительных отношений с «трудными» детьми. Формы профилактической работы. Педагог-психолог: Рыбаков Анатолий Николаевич

Слайд 2

Цель рекомендаций: 1. Помочь специалистам социальных служб выстроить доверительные отношения с «трудным» ребёнком, на основе которых в последующем проводить профилактическую работу. 2. Познакомить с формами профилактической работы в МОУ Школа с. Аксарка. Важно! Данные рекомендации направлены для работы именно с такими детьми, которые не желают исправляется, не хотят думать и решать свои накопившиеся проблемы, которые не осознают, что возникшие трудности у них в жизни необходимо решать самостоятельно.

Слайд 3

I. Доверительные отношения, как основа профилактической работы 1. Работа с «трудными» детьми – это очень тонкая работа. От того как специалист воспринимает ребёнка зависит результат данной деятельности. Несмотря на то, что по определению педагог должен понимать и находить правильные пути к доверительным отношениям, тем не менее не всегда ему это удаётся. 2. Если специалист социальной службы при первой встрече на занятии не сможет правильно объяснить, зачем он пригласил ребёнка, то дальнейшая работа будет осуществляться не в том направлении в каком необходимо. А именно ребёнок не сможет до конца раскрыться и довериться педагогу. 3. Перед занятиями очень важна эффективность предварительной работы. Тем более следует учесть, что дети (в данном случае) не заинтересованы в своём исправлении, не заинтересованы в занятиях. Если ребёнка пригласить, сказав ему, что у него сейчас занятие с психологом, то 99% он просто не пойдёт. Поэтому очень важна предварительная поэтапная работа. Данная работа должна занимать как можно меньше времени и качество должно быть высоким, так как основные часы занимает сама профилактика. Этапы формирования доверительных отношений: 1. Вхождение в доверие; 2. Разъяснение; 3. Договорённость.

Слайд 4

1. Вхождение в доверие 1. Провести 2-3 профилактических занятия в классе, где обучается «трудный» ребёнок. Причём обязательно занятие должно быть на половину интерактивным, чтобы можно было этого ребёнка вызвать на упражнение, сделать так, чтобы он поучаствовал, проявил активность. Затем обязательно похвалить всех участников. 2. Во время перемен в течении 2-3 дней, 1-2 раза в день необходимо подходить (как будто невзначай) к этому ребёнку и задавать отвлечённые вопросы (пример: «Серёга, не знаешь сколько времени? Вася, а кокой сейчас будет урок?»). Самое главное не полученный ответ, а именно отношение к ребёнку, главное, чтобы он почувствовал нужность и доверие к нему. В этом случае вы открываете «дверь» к себе. Обязательно поблагодарить его за ответ. После этого 2-3 дня не подходить к нему. 3. Вот вы уже заработали доверие. Теперь необходимо закрепить это доверие и оповестить ребёнка о занятиях. После того как прошло 2-3 дня (в эти дни вы к нему не подходили) необходимо подойти к ребёнку и поговорить с ним, но поговорить с такой интонацией, как будто хотите попросить ребёнка о чём то: «Коля, можно тебя на пять минут?» Он несомненно пойдёт с вами. Когда вы зайдёте в кабинет, предложите ему сесть. И начинайте диалог.

Слайд 5

2. Разъяснение 1. Расположение к себе ребёнка. Для этого можно использовать следующие фразы: Мне надо с тобой поговорить на следующую тему…; Я хочу тебе сказать вот что…; Мне кое-что надо тебе объяснить… и т.д. 2. Пояснение по поводу вызова на беседу. Данный пункт подразумевает правдивую информацию, только в более мягкой форме. Можно применить следующие фразы: 1 Так как ты нарушил определённые правила, то необходимо более подробно тебе их объяснить; 2 Есть определённые требования в школе, в общественных местах, дома. Если кто то эти правила нарушает, то с ним необходимо проводить занятия. Ты нарушил, следовательно, тебе необходимо всё в подробностях о твоём нарушении сейчас рассказать т.д.; 3. Вопрос о понимании. Необходимо задать вопрос, всё ли понял ребёнок? Если он сказал, что понял, тогда нужно перейти на следующий этап. Этот этап является основным в выстраивании доверительных отношений. На данном этапе нужно правильно, со спокойствием объяснить ребёнку о предстоящих занятиях с ним.

Слайд 6

Примерный диалог с ребёнком в данном случае с педагогом-психологом в соответствии с вышеизложенной схемой (пример из практики): Педагог-психолог(П.П.).: Коля, мне необходимо с тобой поговорить вот на какую тему. До меня дошла информация о том, что ты недавно с друзьями гулял на улице и пил алкогольные изделия, это правда? К: Да. П.П.: Как ты думаешь, откуда я это узнал? К: Не знаю. П.П.: Когда человек нарушает определённые правила, требования, которые приняты в обществе, в школе, не важно ребёнок это или взрослый, то все нарушения фиксируются школой, полицией, КДН и поэтому службы, которые отвечают за правонарушения, об этом нарушении знают. Понимаешь меня? К: Да П.П.: Ты нарушил правила и соответственно я знаю об этом, потому что работаю в такой службе. И теперь мне необходимо будет с тобой провести пару занятий по этому поводу. Понимаешь меня? К: Понимаю.

Слайд 7

3. Договорённость Это заключительный этап в выстраивании доверительных взаимоотношений. На данном этапе необходимо ребёнку сказать сколько раз в неделю с ним будет заниматься специалист. Обязательно спросить у ребёнка согласен ли он приходить на занятия. По окончанию разговора спросить: «Мы с тобой договорились?» Если он говорит, что договорились, тогда работа по выстраиванию доверительных отношений прошла успешна. Главное в таком случае не потерять доверие, потому что восстановить его будет практически не возможно. Вывод: при соблюдений всех пунктов, правильном выполнении последовательности этих пунктов, доверительные отношения будут выстроены. После этого можно перейти на следующий этап, этап профилактики.

Слайд 8

1. Пятиступенчатая консультация (первичная). Первичная консультация является трамплином к дальнейшей профилактической работе – это ключ к пониманию, мотивированию ребёнка к исправлению. Консультация проводится после подготовительной работы описанной выше. Консультация является первым профилактическим занятием с ребёнком. Структура консультации 1 Описание. Разъяснить ребёнку, для чего ему необходимы занятия, описать ему последствия совершённых им действий. Ребёнок на данном этапе должен осознать всю пагубность своих действий. 2 Решимость. Затем спросить у ребёнка хочет ли он испытать на себе все последствия совершённого им поступка. При отрицательном ответе переход на следующий этап. В случае положительного ответа, постараться ещё раз разъяснить ребёнку, что необходимо исправляться. 3 Путь исправления. Спросить у ребёнка, как он видит свой путь исправления. И на этом этапе, как вариант рассказать о тех занятиях, которые с ним могли бы провести вы. Как правило, такие дети не желают думать, поэтому соглашаются на предложенный Вами путь в виде плана занятий, утверждённого директором. 4 Визуализация себя исправленного. Необходимо наметить вместе с обучающимся портрет его же самого (ребёнка), уже исправившегося. Это будет конечная цель профилактической работы. 5 Ответственность. Закрепить окончание консультации готовностью двигаться в направлении избранным самим же ребёнком. Необходимо подчеркнуть в консультации, чтобы ребёнок за свой поступок взял ответственность на себя, а вы лишь были помощником в достижении этой цели. Важно!Эта консультация будет отправной точкой профилактической работы II. Формы профилактической работы.

Слайд 9

Формы групповой профилактической работы. 2. Профилактические стихи; Профилактические стихи, другими словами, социальные стихи - это стихи, касающиеся проблем общества (вредные привычки, одиночество, вражда, агрессия и т.д.). Данная форма позволяет донести нужную информацию в доступной для подростков речи. Данную форму можно применять как в групповой, так и в индивидуальной работе, как с детьми, так и с родителями и педагогами. 3 . Мотивационные ролики; Мотивационные ролики отличаются тем, что акцент делается именно на повышение уровня определённого качества человека, качества определённого поступка, избавления от определённой привычки с помощью мотивационных слов таких как «Ты сможешь», «Это возможно», «Не падай духом и т.д.». Особенность в том, что ролики создают дети, обращаясь при этом либо к обучающимся, либо к родителям, либо к педагогам. Все ролики сопровождаются мотивационной музыкой, способствующей вдохновлять на определённые действия.

Слайд 10

Список литературы Автор, составитель Название учебника Годы издания Издательство Н. А. Маньшина Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка 2008 Волгоград, «Учитель» С. В. Титова Дети группы риска в общеобразовательной школе 2008 Санкт – Петербург, ООО «Питер пресс» В. Н. Гуров С. В. Степанов Методическая и социально – педагогическая службы в современной школе: пути взаимодействия 2005 Ставрополь, СКИПКРО В. Н. Гуров Социальная работа образовательного учреждения с семьей 2002 Ставрополь В. Н. Гуров Социальная работа школы с семьей 2002 М., «Педагогическое общество России» Ю. Б. Гиппенрейтер Обращаться с ребенком как? 2006 М., АСТ «Астрель» А. Ф. Ануфриев С. Н. Костромина Как преодолеть трудности в обучении детей 2006 М., «Ось - 89» А. Е. Шабалдас Формирование личности школьника в поликультурной среде 2005 Ставрополь, СКИПКРО В. Н. Гуров Ребенок в поликультурной среде: практика работы общеобразовательных учреждений 2005 М., «Педагогическое общество России» С. А. Беличева Социально – педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход 2006 М., РИЦК «Социальное здоровье России» О. Потёмкина Е. Потёмкина Тесты для подростков 2006 М., «АСТ – Пресс» А. Ланская Книга психологических тестов 2003 М., «Мир книги» А. П. Краснящих Тесты для всей семьи 2006 Харьков, «Книжный клуб» Злата Королёва Психологические тесты для всех 2003 М., торговый дом «Гранд»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 шагов к успеху. Работа с детьми с осложненным поведением по формированию доверительных отношений со взрослыми

Цель: сформировать модель взаимодействия взрослого и ребенка на этапе развития доверительных отношенийЗадачи:- определить в процессе разработки 10 этапов формирования алгоритма работы по изменению осл...

«Как установить доверительные отношения с родителями (тесный контакт, взаимопонимание)»

Cамое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями....

Доверительное отношение между учителем и учеником в педагогическом процессе

  В учебном процессе от отношений, которые складываются между учителем, учениками и родителями учащихся зависят эффективность формирования личностных качеств и характера человека, его темп...

Презентация на тему : Методы, техники и приемы доверительных отношений

Методы, техники и приемы доверительных отношений...

Доверительные отношения с учениками как фундамент воспитательной работы педагога.

Материал статьи предназначен не только классным руководителям, но и всем педагогам школы. Работа в школе несет в себе воспитательный элемент независимо от названия должности педагога. Педагог - это бл...

Родители и дети: семь шагов к доверительным отношениям

О создании доверительных отношений между детьми и родителями....

Памятка "Доверительные отношения между учителем и учеником"

10 условий эффективного общения с ребенком...