Воспитание этнической толерантности у детей с ОВЗ через игровые упражнения
консультация по психологии на тему

Тараканова Юлия Анатольевна

В статье представлен опыт работы в разнонациональном классе  с обучающимися с умственной отсталостью (вариант 2).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_tolerantnost.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Толерантные качества формируемые в младшем школьном возрасте являются важным условием социализации и реализации потенциала личности. Ведь основным фактором социализации позволяющим ребенку с ОВЗ взаимодействовать в социуме, не нарушая собственного внутреннего равновесия является воспитание толерантных качеств личности.

 Находясь в кругу людей с множеством «непохожестей», разных устоев и традиций, необходимо прививать с детства качества этнической толерантности.

Специфика работы с обучающимися с ОВЗ предполагает использование деятельстного подхода, как наиболее эффективного и доступного. У детей с данной категорией специфические представления о родном крае, культуре  и традициях своей национальности, а так же  об этническом составе ближайшего социального окружения.

Эти показатели позволили наметить основные направления в работе и определить цели и задачи на начальном этапе воспитательно-образовательного процесса.

Исходя из особенностей восприятия информации, умений в применении их в повседневной жизни возникла необходимость в выборе более эффективных методов. Таковыми являются  игры и игровые упражнения.

Весь процесс работы по заявленной теме условно разделила на 3 основных направления.

Первое направление: развитие и коррекция когнитивного компонента. Проще сказать «знаниевый» компонент. Основными задачами в данном компоненте являются закрепление и укрепление представлений о себе, как уникальной  личности, особенностей своей страны и народов, проживающих в ней.

На начальном этапе проводим цикл упражнений по закреплению знания о внешних данных каждого человека. Затем сравниваем их между детьми, находим схожести и отличия. Дети с интересом находили и изучали особенности друг друга в игре «Мы такие похожие и такие разные». При нахождении отличий обязательно проговаривали с детьми, что они такие  необычные и такие интересные. Итогом стало творческое задание «Портрет моего друга». Дети пытались узнать по нарисованным признакам, чей портрет нарисован. Обсуждение получилось очень интересным и увлекательным для детей.

Следующий этап – знакомство с предметами быта каждой национальности. При этом необходимо сделать акцент о том, что предметы могут быть старинными и современными. Например у русских многие предметы быта уже не используются в быту активно. Это самовар, ухват и другие. У кыргызов: Аяк-кап (сумка), ала кийиз (ковер извойлока). Для ознакомления с разнообразие предметов старинного быта была проведена большая работа по просмотру презентаций, рассматривание картинок. Запомнить названия современным детям очень сложно. Особенно если эти предметы не относятся к собственной нации, но такой цели и не было. Главное, чтоб дети имели представление об особенностях жизни. Итоговая игра «Разложи предметы быта» показала, что дети неплохо ориентируются в соотнесении предмета и национальности. Необходимо отметить, что названия некоторых предметов дети все-таки запомнили. Причем именно те, которые относятся к своей нации.

Плавно переходим к тому, что предметы быта, одежда и жилье украшались разными узорами. В данном направлении необходимо кропотливо и тщательно проводить всю предварительную работу, так как такие знание для детей данной категории являются абстрактными. Просматривая каждый элемент узора, применение в украшении, необходимо сделать акцент на цветовой гамме и сочетании.  И вот новое творческое задание «Раскрась узор соседа и соотнеси с национальностью». Удивительный факт при выполнении этого упражнения заключается в том, что дети выбирали цвет карандаша и их сочетаний в зависимости со своей национальными предпочтениями. Хотя они уже давно живут в России. Например, при раскрашивании русского узора, Байэл применял темные цвета (синий, зеленый, немного красного). Розанна выбрала бордовый, фиолетовый, черный. Богдан и Алина применяли яркие цвета при раскрашивании кыргызского и цыганского узоров (яркий красный, желтый, светло-зеленый, голубой).

Устное народное творчество наиболее интересная часть при знакомстве с национальными особенностями. Самым доступным для данной категории детей являются сказки. Дети их слушали их в виде слушания чтения учителя или аудиотрансляции.  Знакомясь со сказочными героями у детей расширялся кругозор, пусть в небольшом объеме. Очень интересно было наблюдать за восприятием сюжета сказок. Русские сказки воспринимались легко, запоминались более продуктивно. А вот перед знакомством с кыргызскими сказками необходимо объяснять значение многих слов: «хан», «батыр», «старейшина», «арык».  Цыганские сказки наиболее похожи на русские. Там так же присутствуют богатыри и красавицы. Отличие только в именах. При этом опять хочется отметить, что Байэл более легко воспринимал сказки своего народа, чем остальная аудитория. Игры - драматизации и игры –театрализации позволяют узнать какие сказки понравились и запомнились, какие вызвали больший интерес. Дети старших классов помогли изготовить настольный театр разных сказок. А малыши с удовольствием инсценировали сказки по выбору. Потом это занятие стали применять на переменах самостоятельно. Здесь снова можно отметить интересный факт: дети инсценировали русские народные сказки.

Украшая одежду, дома, инсценируя сказки, дети продолжали сравнивать и находить общие особенности. Во всех сказках присутствуют герои и  злодеи. Во всех сказках побеждает добро.

 В сказках герои жили в разных жилищах. Тема «Какие бывают дома» очень широкая. Но необходимо помнить об особенностях развития детей, обучающихся по АООП  вариант 2. Поэтому, знакомя с видами жилья разных народов, делаем акцент только на трех видах: историческое русское, кыргызское и цыганское жилье. Рассказываем об убранстве, оформлении. Находим общие признаки обобщающие и отличительные. Предварительная работа по данному компоненту позволила провести итоговое мероприятие, где дети раскрашивали жилье, посуду и с помощью взрослого рассказывали о выполнении своего творческого задания.

Второй этап воспитания этнически толерантных качеств личности – это развитие и коррекция эмоционального компонента. Или «создание настроения» при восприятии объектов.

На этом этапе необходимо способствовать положительного отношения к культуре каждого народа, восприятию людей данной национальности и их культуре. Сначала начинаем знакомить их со страной, в которой они живут сейчас. Более уместно будет, если начинать с малого. То есть с города, в котором живем. Рассматривая книги о городе, открытки дети находили знакомые места, памятники, рассказывали о месте их расположения. Затем просмотрели ряд презентаций, картинок о регионе, стране. Затем знакомим детей с архитектурой Кыргызстана. Не более трех объектов. Отмечем особенности этих объектов, их стилистических особенностях. Заключительный этап проводится в виде сюжетно-ролевой игре « «Экскурсия по миру». Каждый ребенок выступает в роли экскурсовода, выбирая объект заранее. Рассказывание строится на  основе наводящих вопросов и помощи других детей.

Эмоциональный окрас чувственной сферы восприятия на этом не заканчивается. Обязательно предлагаем прослушать музыкальные мотивы каждой национальности, обсуждаем чувства детей на каждом прослушивании. Необходимо отметить, что все мотивы дети воспринимали на позитивном настрое. Этот метод является наиболее действенным на чувственный сферу каждого ребенка. Что самое примечательное, это то, что дети после проведенных мероприятий  изменили отношение друг к другу. Эмоциональное реагирование стало боле уравновешенней и более дружественней по отношению к каждому члену коллектива.

Третий этап – развитие и коррекция поведенческого компонента предполагает воспитание дружественных чувств друг к другу, как представителям ближайшего социального окружения. Уважение, терпимость, проявление уважения-составляющие здорового этнически разного коллектива детей с ОВЗ. Для укрепления данного навыка была проведена игра «Круг дружбы». В этой игре каждый ребенок должен был найти сначала отличия, а затем сходства и на основании сходства пригласить в круг. « Байэл, ты кыргыз, а я русский. Но мы пацаны», « Розанна, ты цыганка, а я русская. Но ты девочка и я девочка и мы подруги». «У тебя есть рот и у меня есть рот. Мы похожи».  После этого именно взрослый делает вывод. О том, что все разные, но мы друзья и напомнить о том, какие поступки совершаем об отношении друг к дугу.

Игра с мячом «Ты хороший, потому, что….». подразумевает, что каждый ребенок бросая мяч соседу, проговариваем, чем он хорош. Эта игра проводилась до начала реализации данного проекта и после. Интересно отметить, что  вначале дети говорили « ты хороший, потому что, ты красивый», « потому что, хороший». То после проведенных игровых упражнений говорят : «Ты хороший, потому что помог карандаш поточить», « Ты хороший, потому что ты мой друг».  

Вся предыдущая работа по направлению воспитания этнической толерантности расширила границ позитивного общения. Мы теперь с удовольствием наводим порядок в классе (учитель принимает минимальное участие), играем  спортивные игры, участвуем в общешкольных спартакиадах.

 Я с уверенностью могу сказать, что мои детки это здоровый и этнически толерантный коллектив, хотя они об это не подозревают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание этнической толерантности у школьников.

В статье рассматривается важность этнического воспитания на данном этапе развития нашего общества....

Презентация на тему: «Совершенствование техники владения мячом детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

«Совершенствование техники владения мячом детей  дошкольного возраста через игровую деятельность»....

Статья на тему "Воспитание этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося на уроках истории и обществознания".

Статья для участия в XII Всероссийской научно - практической  конференции: "Поликультурное образование: опыт и перспективы"....

Консультация для родителей " Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность".

В консультации для родителей предложены игры, в которые они могут играть с детьми для развития математических способностей....