Материалы для родителей
презентация к уроку по психологии

Алесина Наталья Викторовна

Материалы, которые могут использовать педагоги-психологи для работы с родителями

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

Слайд 2

Возраст перехода из начальной школы в среднюю (10—11 лет) является очень важным пунктом онтогенеза. Это возраст, когда растущий человек переходит из эпохи детства в эпоху подростничества . При этом меняется вся система значимых для ребенка отношений, социальная ситуация его развития. Она делается двоякой. *С одной стороны, десятилетний ребенок еще не слишком самостоятелен и во многом зависит от родителей и других близких взрослых. *С другой стороны — круг и качество его общения в этом возрасте не только расширяются ввиду возрастающей самостоятельности, но и изменяются.

Слайд 3

Психологическая готовность к переходу: 1) Операциональная готовность это - необходимые ученику для дальнейшего обучения ЗУН(знание, умение, навыки), которые по праву считаются одними из важнейших слагаемых психологической готовности к деятельности. ; 2) Интеллектуальная готовность это определенный уровень развития психических познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи), и учебных навыков, кругозор ребенка и его знания об окружающем мире. ; 3) Личностная готовность. внутренняя ориентированность в специфике будущей деятельности и общения в основной школе; направленность личности на дальнейшую учебу; умение общаться со сверстниками и учителями.

Слайд 4

Всю совокупность качеств, необходимых ученику для успешной деятельности в среднем звене, можно определить как нормативную модель личности школьника , характеризующую эталонного выпускника начальной школы.

Слайд 5

Модель выпускника 1) ученик усвоил программный материал , т.е. его знания, умения навык соответствуют требованиям программы начальной школы; (операциональная готовность); 2) психические познавательные процессы, внимание и речь развиты в соответствующих возрасту формах; своевременно сформированы мышление в понятиях и произвольность психических функций (интеллектуальная готовность); 3) сформирован личностный аспект готовности , т.е. выпускник начальной школы внутренне ориентирован в специфике будущей деятельности и общения в основной школе; направлен на дальнейшую учебу в основной школе и принимает требования, которые будут к нему предъявлены в 5 классе; умеет общаться со сверстниками и учителями на качественно ином, более «взрослом» уровне.

Слайд 6

Показатели готовности Успешность выполнения школьных заданий: 1-я шкала. а) правильное, безошибочное выполнение школьных заданий; б) небольшие помарки, единичные ошибки; в) редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой; г) плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок, частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий; д) плохое усвоение программного материала по всем предметам.

Слайд 7

Показатели готовности 2-я шкала. Степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий: а) ребенок работает легко, свободно, без напряжения; б) выполнение школьных заданий не вызывает у ребенка особых затруднений; в) иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для завершения; г) выполнение школьных заданий требует от ребенка определенной степени напряжения; д) ребенок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию.

Слайд 8

Показатели готовности 3-я шкала. Самостоятельность ребенка при выполнении школьных заданий: а) ребенок сам справляется со школьными заданиями; б) работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого; в) иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам; г) ребенок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого; д) для выполнения ребенком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.

Слайд 9

Показатели готовности 4-я шкала. Настроение, с которым ребенок идет в школу: а) ребенок улыбается, смеется, с хорошим настроением идет в школу; б) спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения; в) иногда проявляется сниженное настроение; г) случаются проявления отрицательных эмоций: тревожность, огорчение, иногда страх, обидчивость, вспыльчивость, раздражительность. д) преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости).

Слайд 10

Показатели готовности 5-я шкала. Взаимоотношения с одноклассниками: а) общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых; б) малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети; в) сфера общения несколько ограничена, общается только с некоторыми ребятами; г) предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт. д) наблюдаются трудности в общении: > замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один; > инициативен в общении, но часто проявляет негативизм в отношениях с детьми: ссорится, дразнится, дерется.

Слайд 11

Общая оценка готовности ребенка к обучению в средней школе > а) высокий уровень готовности к обучению в средней школе > б) уровень готовности к обучению в средней школе выше среднего; > в) средний уровень готовности к обучению в средней школе ребенка; > г) уровень готовности к обучению в средней школе ребенка ниже среднего; > д) низкий уровень готовности к обучению в средней школе

Слайд 12

1.Развивать социальные навыки: самостоятельность, ответственность, инициативность. Для этого ребенок должен: • иметь постоянные домашние обязанности, которые никто вместо него никогда не выполняет (убирать в своей комнате, следить, чтобы одежда была чистой, содержать в порядке личные вещи, поливать цветы, выполнять какие-то поручения и т.п.); • иметь возможность самостоятельно принимать некоторые решения (как провести досуг, с кем из друзей встретиться, в каком порядке выполнять свои обязанности и т.п.), видеть и анализировать последствия своих действий или бездействия; • проявлять собственную инициативу в типовых жизненных ситуациях для решения возникающих трудностей (спросить у прохожих, как пройти куда-либо, позвонить по справочному телефону и т.п.). РЕКОМЕНДАЦИИ

Слайд 13

2. Удовлетворять основные возрастные потребности: чувство «взрослости», склонность к фантазированию, стремление к экспериментированию. Для этого: • отношения с ребенком должны строиться на основе доверия и равноправия (в пределах, которые приняты в семье). Он должен чувствовать, что с ним считаются, что есть вопросы, в которых он компетентен и его мнение не подвергается сомнению и перепроверке, что его действия не дублируются никем из взрослых; • ребенок должен иметь возможность проявлять свою фантазию (в выборе подарка кому-то из близких, оформлении своей комнаты и т.д.) • жизнь ребенка должна предоставлять ему шансы лучше узнать самого себя, свои возможности, применить на практике свои способности ( научиться плавать, кататься на велосипеде; поехать в лагерь, научиться самому решать житейские проблемы и устанавливать отношения с ребятами и взрослыми) – все это будет способствовать развитию реалистической самооценки.

Слайд 14

3. Способствовать формированию недостаточно развитых навыков, необходимых для успешной учебы. Для этого: • обязательно читать книги и обсуждать прочитанное (анализировать, делать выводы, высказывать умозаключения, отстаивать свою точку зрения, видеть причины поступков различных персонажей), то же касается просмотренных фильмов или спектаклей; • заниматься творчеством, рисовать, слушать музыку, обсуждать ощущения от красоты природы, впечатления от просмотренных фильмов, каких-то жизненных событий и т.п.; • принимать участие в общей работе (с родителями, родственниками, сверстниками), проявлять гибкость, идти на уступки ради общего блага, уметь подчинять свои интересы общим целям, учитывать другие точки зрения и интересы других людей и т.п.

Слайд 15

В заключение Выделяйте ежедневно время, чтобы побыть с ребёнком, поступление в основную школу — это очень важный переходный период в жизни ученика. И на этом сложном этапе ему очень нужны ваша помощь и поддержка.

Слайд 16

Педагог – психолог Наталья Викторовна Алесина


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила педагог-психолог Наталья Викторовна Алесина

Слайд 3

1) Операциональная готовность это - необходимые ученику для дальнейшего обучения ЗУН(знание, умение, навыки), которые по праву считаются одними из важнейших слагаемых психологической готовности к деятельности. ; 2) Интеллектуальная готовность это определенный уровень развития психических познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи), и учебных навыков, кругозор ребенка и его знания об окружающем мире. ; 3) Личностная готовность. внутренняя ориентированность в специфике будущей деятельности и общения в основной школе; направленность личности на дальнейшую учебу; умение общаться со сверстниками и учителями.

Слайд 5

1) ученик усвоил программный материал , т.е. его знания, умения навык соответствуют требованиям программы начальной школы; (операциональная готовность); 2) психические познавательные процессы, внимание и речь развиты в соответствующих возрасту формах; своевременно сформированы мышление в понятиях и произвольность психических функций (интеллектуальная готовность); 3) сформирован личностный аспект готовности , т.е. выпускник начальной школы внутренне ориентирован в специфике будущей деятельности и общения в основной школе; направлен на дальнейшую учебу в основной школе и принимает требования, которые будут к нему предъявлены в 5 классе; умеет общаться со сверстниками и учителями на качественно ином, более «взрослом» уровне.

Слайд 6

Успешность выполнения школьных заданий: 1-я шкала. а) правильное, безошибочное выполнение школьных заданий; б) небольшие помарки, единичные ошибки; в) редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой; г) плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок, частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий; д) плохое усвоение программного материала по всем предметам.

Слайд 7

2-я шкала. Степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий: а) ребенок работает легко, свободно, без напряжения; б) выполнение школьных заданий не вызывает у ребенка особых затруднений; в) иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для завершения; г) выполнение школьных заданий требует от ребенка определенной степени напряжения; д) ребенок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию.

Слайд 8

3-я шкала. Самостоятельность ребенка при выполнении школьных заданий: а) ребенок сам справляется со школьными заданиями; б) работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого; в) иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам; г) ребенок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого; д) для выполнения ребенком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.

Слайд 9

4-я шкала. Настроение, с которым ребенок идет в школу: а) ребенок улыбается, смеется, с хорошим настроением идет в школу; б) спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения; в) иногда проявляется сниженное настроение; г) случаются проявления отрицательных эмоций: тревожность, огорчение, иногда страх, обидчивость, вспыльчивость, раздражительность. д) преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости).

Слайд 10

5-я шкала. Взаимоотношения с одноклассниками: а) общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых; б) малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети; в) сфера общения несколько ограничена, общается только с некоторыми ребятами; г) предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт. д) наблюдаются трудности в общении: > замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один; > инициативен в общении, но часто проявляет негативизм в отношениях с детьми: ссорится, дразнится, дерется.

Слайд 11

> а) высокий уровень готовности к обучению в средней школе > б) уровень готовности к обучению в средней школе выше среднего; > в) средний уровень готовности к обучению в средней школе ребенка; > г) уровень готовности к обучению в средней школе ребенка ниже среднего; > д) низкий уровень готовности к обучению в средней школе

Слайд 12

РЕКОМЕНДАЦИИ

Слайд 15

Выделяйте ежедневно время, чтобы побыть с ребёнком, поступление в основную школу — это очень важный переходный период в жизни ученика. И на этом сложном этапе ему очень нужны ваша помощь и поддержка.

Слайд 16

Забери у дитя телефон. Поговори с ним о рыбках и птичках. Погоняй во дворе с ним в футбол, Костер разведи, не используя спичек. Проще гораздо сунуть планшет В детские руки не державшие палок. Пока занят ребенок, скорей в интернет, Ведь «лайки» важнее пряток и салок. Дети сегодня не знают совсем, Что делать с луком, рогаткой. Кроме игр онлайн других нету тем. Зачем нужны шалаши и палатки? «Царь горы», на санках катанье, Игр «живых» - миллион. Подари ребенку воспоминанья, Забери у него телефон. Александр Усатов.

Слайд 17

Уважаемые родители! Напиминаем вам, что такие волшебные слова, как «здравствуйте», «пожалуйста», «спасибо» и «извините», впервые узнаются дома. Именно дома дети учатся быть честными, пунктуальными и прилежными, хорошо относиться к друзьям, уважать старших и учителей. Именно дома они учатся быть аккуратными, не говорить с набитым ртом и бросать мусор в урну. Дома они также учатся быть организованными, ухаживать за своими вещами и не трогать чужие. А в школе мы учим их языку, математике, истории, географии, физике, химии и физкультуре. Родительское воспитание мы лишь подкрепляем, но не заменяем


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание «ОБЩЕНИЕ С ПОДРОСТКОМ БЕЗ КОНФЛИКТОВ» педагог –психолог МБОУ «СОШ №169» Наталья Викторовна Алесина

Слайд 2

Сказка «История о золотом яйце». Особенности подросткового возраста. Тест «Роль родителя». Причины неуправляемости подростков. Причины и варианты исхода конфликтов. Разбор ситуаций, требующих разрешения. Правила для родителей подростков. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ . Содержание:

Слайд 3

ИСТОРИЯ О ЗОЛОТОМ ЯЙЦЕ Дорогие родители! Позвольте представить вам сказку Оксаны Ахметовой «История о Золотом Яйце» . В ней, в знакомый с детства образ «не простого, а золотого» яичка зашифровано послание. «История о Золотом Яйце» — это сказка-предупреждение.

Слайд 4

ОБСУЖДЕНИЕ СКАЗКИ «История о Золотом Яйце» — это сказка-предупреждение. И поэтому, в её конце показан закономерный результат несоблюдения героями сказки самого главного условия, при котором может появиться на свет Чудо Чудное, диво дивное… И пусть в каждом из вас будет столько любви и чуткости, сколько нужно вашим детям!

Слайд 5

РЕБЕНОК - это кусок глины, из которой можно вылепить красивую (или не очень) статую, красота статуи зависит не только от мастера, но и от желания самой глины стать ею. ПОДРОСТОК - это все еще тот же кусок глины, но приобретающий более заметные черты будущей скульптуры, но глина еще мягкая и можно что-то исправить или испортить. Со временем глина твердеет.... И когда подросток взрослеет и становится сложившейся личностью, уже не будет возможности что либо исправить.

Слайд 6

ИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».

Слайд 7

Я - ПОДРОСТОК Подрос Т О К - это ребенок, который.. . ПОДРОС и Т (еперь) О (чень) К (рут) или по крайней мере ему так кажется. Состояние подростка можно сравнить с состоянием волнующихся, полных сил скаковых лошадей, нервно постукивающих копытами и с нетерпением ожидающих, когда же перед ними наконец откроются ворота.

Слайд 8

Подростковый комплекс Проявления: чувствительность к оценке посторонних своей внешности; крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью; эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения . Пик эмоциональной неустойчивости – мальчики 11 – 13 лет, девочки 13 - 15 лет.

Слайд 9

Смена настроения Потребность в общении сменяется желанием уединиться. Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости. Веселье, радость может быстро смениться апатией. Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе.

Слайд 10

Парадоксы подростковой психики Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при этом не зная, что с ней делать. Интересно все сразу и ничего. Хочется всего, сразу и если позже- «то вообще тогда зачем». При всей своей самоуверенности подросток очень не уверен в себе.

Слайд 11

Назовите слова-ассоциации к слову «подросток» упрямство трудный возраст кризис переходный возраст конфликт проблемы взросление Подростки - вовсе не злодеи, это обыкновенные люди, пытающиеся научиться жить в мире взрослых и не совсем уверенные в своих силах. УПРАЖНЕНИЕ «АССОЦИАЦИИ»

Слайд 12

РОЛЬ РОДИТЕЛЯ Родители – главные «проектировщики, конструкторы и строители» личности ребёнка. Вот почему важно знать, насколько успешно мы справляемся с такой сложной ролью. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителе.

Слайд 13

ТЕСТ «РОЛЬ РОДИТЕЛЯ» Варианты ответов на вопросы: могу и всегда так поступаю – 3 балла ; могу, но не всегда так поступаю – 2 балла ; не могу – 1 балл. 1.В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком? 2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? 3.Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? 4.Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? 5.Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя? 6.Поставить себя на место ребенка? 7.Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (добрый волшебник)?

Слайд 14

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете? 9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? 10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? 11. Выделить ребенку один день, когда он может делать что пожелает, а вы не будите не во что вмешиваться? 12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка? 13. Устоять против детских просьб и слез, если вы уверены, что это каприз, мимолетная прихоть? ТЕСТ «РОЛЬ РОДИТЕЛЯ»

Слайд 15

РЕЗУЛЬТАТЫ 30 - 39 баллов – вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты. 18-30 баллов - порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. менее 18 баллов- у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания сделать ребенка личностью, а возможно и того и другого.

Слайд 16

ПРИЧИНЫ НЕУПРАВЛЯЕМОСТИ Причина первая – борьба за внимание родителей. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более – ребёнку.

Слайд 17

ПРИЧИНЫ НЕУПРАВЛЯЕМОСТИ Причина вторая – борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждёт доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте взрослых.

Слайд 18

ПРИЧИНЫ НЕУПРАВЛЯЕМОСТИ Причина третья – жажда мщения взрослым. Ребенок мстит за: неверие в его возможности и способности; сравнение не в его пользу со старшими и младшими братьями и сестрами; за унижение друг друга в кругу семьи; за потерю одного из родителей в кругу семьи; за появление в доме нового члена семьи; за родительскую ложь; за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.

Слайд 19

ПРИЧИНЫ НЕУПРАВЛЯЕМОСТИ Причина четвертая – неверие в свой успех Причинами неверия в собственный успех могут стать : низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребёнком усилий; низкая самооценка, поощряемая педагогом и родителями; плохие взаимоотношения со сверстниками, откровенная изоляция ребёнка; отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.

Слайд 20

КОНФЛИКТЫ Конфликт (от лат. соп flictus — столкновение) — трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Конфликтные ситуации подстерегают нас на каждом шагу, в одних случаях они кончаются открытым спором, в других – затаенной обидой, а бывает, что и настоящим “сражением”.

Слайд 21

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ У ПОДРОСТКОВ кризис переходного возраста; стремление к самостоятельности и самоопределению; требование большей автономности во всем – от одежды до помещения; привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье; бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

Слайд 22

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ У РОДИТЕЛЕЙ нежелание признавать, что ребенок стал взрослым; боязнь выпустить ребенка из «гнезда», неверие в его силы; проецирование поведение ребенка на себя в его возрасте; борьба за собственную власть и авторитетность; отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка; не подтверждение родительских ожиданий.

Слайд 23

Варианты исхода конфликта Первый вариант - выигрывает только родитель. Что происходит в этот момент с ребенком? Его сопротивление сломлено, ребенок побежден. Ему показан пример поведения: “Всегда добиваться того, чего хочешь, не считаясь с желанием другого. Есть и другой способ: мягко, но настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Это сопровождается объяснениями, с которыми он соглашается, в конце концов. Но здесь усваивается другое правило – “Мои личные интересы не в счет, все равно придется делать то, что хотят родители”.

Слайд 24

Варианты исхода конфликта Второй вариант – выигрывает только ребенок. Родители избегают конфликтов (мир любой ценой) либо готовы жертвовать собой “ради ребенка”. Какова опасность такого поведения для ребенка. (трудности общения в коллективе).

Слайд 25

Варианты исхода конфликта Третий вариант – выигрывают обе стороны: и родитель и ребенок. Этот вариант основан на двух правилах общения: активное слушание и “Я – сообщение”. Активное слушание – “возвращение” в беседе того, что поведал ребенок, обозначив при этом его чувства (когда он обижен, потерпел неудачу, ему страшно, больно, и т.д.) “Я-сообщение ” - говоря о своих чувствах ребенку.

Слайд 26

Педагогические ситуации, требующие разрешения Ситуация 1. Вы пришли с работы усталая, а Ваша дочь устроила беспорядок в комнате, на кухне и не собирается убирать за собой. Ваши действия : А) Из-за того, что ты здесь устроила, завтра не пойдешь в кино. Б) Я разрешу тебе пойти на дискотеку, если ты сейчас же наведешь порядок в комнате. В) А я иду сегодня с работы усталая и думаю, как замечательно бы было, если бы ты прибралась в квартире. Г) Давай уберем в комнате, чтобы легко думалось, а потом обсудим, что будем делать в выходные. Д) Я знаю, что ты у нас быстрая на подъем, когда захочешь, все делаешь быстро.

Слайд 27

Педагогические ситуации, требующие разрешения Ситуация 2. Ваш сын сидит за подготовкой домашнего задания довольно продолжительное время, Вы заглядываете к нему в комнату и обнаруживаете, что он просто «витает в облаках». Ваши действия : А) Если ты будешь быстро и хорошо выполнять домашние задания, я буду давать тебе деньги на карманные расходы. Смотри, так ты много не заработаешь! Б) Учеба – твой долг. Если не будешь выполнять домашние задания, не сможешь окончить школу и поступить в университет. В) А ну-ка быстро за уроки! Через полчаса приду и проверю, как ты справился! Г) Ну-ка попробуй сам распределить, сколько тебе нужно времени на математику, на русский язык, на устные задания, а потом посмотрим. Сумеешь ли ты уложиться в это время. Д) (удивленно) Как, час прошел, а ты еще и не начинал?

Слайд 28

Педагогические ситуации, требующие разрешения Ситуация 3. Вы узнали, что Ваш сын проводит время с ребятами, которые гораздо старше его. Они не знают, чем заняться и просто слоняются повсюду. Ваши действия : А) Я запрещаю тебе водить дружбу с этими ребятами! Они старше тебя и кто знает, что у них на уме! Б) Завтра ты встанешь в 6.30, потом я сама отведу тебя в школу, после занятий заберу тебя и будешь сидеть дома под моим присмотром! В) Ты уверен, что это твой круг общения и эти друзья будут нужны тебе в будущем? Г) Ты – общительный человек и сможешь подружиться с кем ты захочешь и найти друзей, с которыми можно интересно и полезно проводить время. Д) Ты уверен, что эти друзья подходят тебе?

Слайд 29

Педагогические ситуации, требующие разрешения Ситуация 4. Вы заметили, что Ваша дочь лжет: говорит, что на уроке ее не спрашивали, а домашние задания не задают. Ваши действия : А) Если ты будешь меня обманывать, я буду каждый день звонить твоим одноклассникам и узнавать, какие оценки ты получила. Пусть тебе будет стыдно! Б) Я требую, чтобы ты прекратила лгать! В) Я знаю, что ты искренний человек и хочу, чтобы ты не боялась говорить мне правду, какой бы она ни была. Г) Ты должна прекратить мне лгать, ведь я все равно узнаю правду. Люди тоже перестанут доверять и прекратят общаться с тобой. Д) Сегодня слышала разговор детей из вашего класса. Сегодня все получили оценки. Я знаю, что задание было сложным. Интересно, как ты справилась с ним?

Слайд 30

РЕЦЕПТ «ОБЩЕНИЕ ПОДРОСТКА С РОДИТЕЛЯМИ» Взять принятие, добавить к нему признание , смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

Слайд 31

Как подростки относятся к своим проблемам? «Важнее всего для меня — чувствовать, что меня любят и ценят независимо от того, насколько глупо и нелепо я могу выглядеть. Мне нужен тот, кто верит в меня, потому что я сам часто бываю в себе не уверен. Мне нужен тот, кто мог бы спокойно, без всякой критики выслушать меня и помочь мне разобраться в самом себе. Мне нужно, чтобы близкий человек успокоил меня. Мне нужно место, где я мог бы поплакать и где бы никто надо мной не смеялся. Мне нужен человек, который всегда будет рядом. Мне также нужен тот, кто громко и четко скажет: "Остановись!" Но люди не должны читать мне нотации и напоминать о моих прежних глупостях. Я и сам знаю о них и чувствую свою вину».

Слайд 32

ГЛАВНОЕ Ребенок не должен чувствовать постоянного контроля со стороны родителей и пытаться вырваться из-под опеки на улицу. Для этого взрослые должны поощрять домашние занятия и игры своего ребенка, мириться с шумом и беспокойством, разрешать приглашать в дом друзей. Надо стараться правильно распланировать свободное время ребенка, обеспечить его развлечениями и организовать ему досуг (кружки и секции). Родители должны избегать приказного тона, грубых выражений в разговоре, чтобы у подростка не сформировалось чувство обиды на взрослых и он не рвался из-под их контроля.

Слайд 33

Правила для родителей подростков Все замечания делать в доброжелательном , спокойном тоне, без ярлыков. Помните, пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа. Не перегружайте ребенка опекой и контролем. Демонстрируйте взаимное уважение. Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха. Имейте мужество. Изменение в ребенке требуют практики и терпения.

Слайд 34

ГЛАВНОЕ НЕ УПУСТИТЕ ВРЕМЯ! Успехов Вам, уважаемые родители!!!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Законы для успешных родителей!

Пусть эти законы родительской истины помогут Вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребенка и дорожите его любовью к вам!

Закон 1

   Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Закон 2

  Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что это будете Вы.

Закон 3

  Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого  приводят к боязни и ненависти.

Закон 4

  Не налагайте запретов. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон 5

  Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Закон 6

  Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Закон 7

  Развивайте в себе чувство юмора. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше, чем над ним будут смеяться другие люди.

Закон 8

Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Закон 9

  Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Закон 10

  Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для Вашего ребенка и для Вас, родители!

   Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!

   Мы желаем вам успехов!

Памятка родителям первоклассников

· Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

· Ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учиться. Ребёнок имеет право на ошибку.

· Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

· Не пропускайте трудности, возможные у ребёнка на начальном этапе овладения учебными навыками.

· Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что его можно похвалить.

· Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом  к учителю или школьному психологу.

· С поступлением в школу в жизни вашего ребёнка появился  человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своём педагоге.

· Учение – нелёгкий и ответственный труд. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

У каждого родителя есть выбор:

Вырастить неудачника.

Для этого необходимо:

Вырастить счастливого человека.

Для этого необходимо:

  • Постоянно сравнивать своего ребенка с другими детьми, подчеркивая его недостатки.
  • Как можно чаще использовать слова «тупой», «глупый», «надоел», «нельзя», «нет», «помолчи», «отстань».
  • Регулярно подсмеиваться над неудачами ребенка, подчеркивать, что он маленький и слабый.
  • Следить за каждым шагом ребенка, делать «правильные» замечания, не оставлять наедине со своими мыслями и игрушками.
  • Ни в коем случае не баловать ребенка, не разговаривать по душам, не отвечать на его «дурацкие» вопросы, не гладить по голове и не целовать…

  • Любить ребенка за то, что он есть, такой разный, вредный и ласковый, капризный и веселый.
  • Выслушивать все рассуждения, мечты, тревоги и радости, которыми ребенок хочет поделиться с Вами.
  • Хвалить своего ребенка, говорить: «Молодец, прекрасно. Спасибо!», «Это замечательная идея!», «Я люблю тебя».
  • Смотреть в глаза своему ребенку, не стесняться обнимать его, целовать – это основа душевного комфорта.
  • Позволять Вашему ребенку знать Вас как человека, который тоже может ошибаться, а не только как безгрешного родителя.



Предварительный просмотр:

ЧЕТВЕРАКЛАССНИКИ.

 

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.

К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает подготовительный период. Одни дети начинают выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другие, наоборот, с легких. Одни лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), другие предпочитают словесное объяснение и т.д.

Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

Рекомендация: обязательно учитывайте темпераментально-личностные особенности Вашего ребенка. Не заставляйте его делать его работу так, как вам хочется, формируйте индивидуальный стиль деятельности с опорой на особенности Вашего ребенка.

Умения, важные для успешности в 5-м классе

(или как успешно пройти период адаптации в 5-м классе

 и остаться успешным учеником):

– слушать учителя;

– выделять главную мысль сообщения;

– связно пересказывать содержание текста;

– отвечать на вопросы к тексту;

– ставить вопросы к тексту;

– делать содержательные выводы на основе полученной информации;

– письменно выражать свою мысль;

– привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);

– адекватно оценивать результаты собственной работы.

Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастает количество новой информации, более сложным станет и ее содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся.

Для того чтобы понять, в какой степени четвероклассники владеют некоторыми из основных приемов учебной работы, можно понаблюдать, например, за тем, как ребенок готовится к пересказу заданного на дом параграфа по природоведению. Читает ли он весь текст несколько раз подряд, пытаясь запомнить все сразу? Читает ли всего один раз и, не пересказывая, уверен, что все хорошо знает? Фиксирует ли внимание на содержании отдельных абзацев, не устанавливая затем связи между ними? Отвечает ли на вопросы к тексту?

Детей необходимо учить работать с учебным текстом: учить выделять главную мысль; составлять план текста; запоминать содержание текста и пересказывать его с опорой на план и т.д.

Навык связного пересказа удобно развивать не только на учебном материале: можно попросить ребенка рассказать содержание прочитанной книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня и пр.

К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше. СМ. Анкету способностей ребенка.

Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности и т.д.

А если у ребенка никаких особенных предпочтений и интересов не обнаруживается? Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и, на первый взгляд, одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддерживать.

Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.

Социальная ситуация развития:

Четвероклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и приспосабливается к системе требований сверстников при общении с ними. Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста.

Рекомендация: контролируя ученика, не забывайте хвалить.  Только успех порождает новый успех. А для этого он должен верить в свои силы, знать, что самоценен

Мотивация:

В четвертом классе у ребенка окончательно закрепляется мотивация к школе.

Мотивация к школе бывает:

·       Негативная. Ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости.

·       Формальная. Ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя.

·       Содержательная. Ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны.

Новообразование:

Дети четвертых классов вполне в состоянии управлять собой и внешне – своим поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами. У четвероклассников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

Рекомендация: Если ученик  себя переоценивает, то обратите внимание на его неудачи. И объясните, как их можно избежать.

Если он себя недооценивает, просто за что-нибудь похвалите его. Так он научится адекватно себя оценивать.

Общение:

Общению четвероклассника характерны следующие признаки:

  • Неустойчивость контактов.
  •  Эмоциональность.
  •  Зависимость от оценки взрослых: учителя, родителей. Ребенок общается с теми, кого взрослые одобряют.
  • Разрыв между мальчиками и девочками.
  • Взаимосвязь общения с деятельностью ребенка.

Рекомендация: не говорите при ученике негативно о его одноклассниках и их родителях. Ваша отрицательная оценка может стать причиной появления в классе изгоя.



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по обеспечению гармонии между домашней и школьной жизнью ребенка.

1. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

2. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа:

«Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.

3. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

4. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

5. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.

6. Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.

7. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

8. Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.

9. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.

10. Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его учат. Следует также иметь информацию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.

11. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

12. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашнее задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие  привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

13. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

14. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемы ми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.

15. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов, для приготовления пиши или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность

16. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

17. Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей. Дети и курение.

Каждая семья должна огородить своих детей от употребления табака, в целях сохранения их здоровья. И все же пятая часть населения страны начинает курить в 14 лет, несмотря на старания родителей и педаг...

Материалы для родителей. Компьютер в жизни подростка.

Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел...

материалы для родителей и учителей

  ОБРАЩЕНИЕ К УЧИТЕЛЯМ Дорогие  друзья! У нашей профессии есть два начала – охранительное и инновационное. Охранительное начало безмерно важно, ибо ключевое...

Материалы для родителей

Подростковый возраст – это период активного формирования самосознания (образа себя, представления о себе). Подросток накапливает знания о себе, и на основе этих знаний оценивает себя.  Оценка се...

Материалы для родителей

Материалы для родителейУроки жизни10 заповедей для родителей от Януша Корчака1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 2. Не треб...

Материалы для родителей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6654386","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 136px; height: 95px;"}}]] ТРЕВОГА МЕШАЕТ ДЕТЯМ РЕШАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ...