Программа "SOS"
рабочая программа по психологии

Рябцева Екатерина Николаевна

Программа "SOS"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sos.docx53.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма

(МАОУ СОШ № 7)

                                               

                                         Согласовано

                                                             заместитель директора

                                                                               по УВР _______ Останина Н.А.

" "____________2018г.

                                                                                   

ПРОГРАММА

оказания психологической помощи подросткам «SOS»

                                                                                                                                                 Педагог - психолог: Рябцева Е.Н.

2018 учебный год

                                                   

                                                                Пояснительная записка

      Подростки, покушающиеся на свою жизнь, как правило, растут в неблагополучных семьях. В таких семьях часто происходят конфликты между родителями с применением насилия; к детям они относятся недоброжелательно и даже враждебно. Способствовать принятию решения покончить с собой могут также экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата взаимопонимания с ними, болезнь матери, уход из семьи отца… Причиной попытки самоубийства может стать также депрессия, вызванная потерей объекта любви и сопровождающаяся печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач.

   Чтобы спасти человека, который решил покончить с собой, нужно понять его душевное состояние и составить представление о суициде как таковом. Основные концепции, объясняющие суицидальное поведение, — психопатологическая» психологическая и социальная. Хотя суицидальные действия могут являться одной из форм проявления психических заболеваний, значительная часть лиц, совершивших их, не обнаруживает клинических признаков психических расстройств. Согласно психологической концепции, ведущими являются «инстинкт смерти» (психоаналитическая теория), «экзистенциальный вакуум», утрата смысла жизни (экзистенциалистская теория), «рефлекс цели» (поведенческая теория, еще И.П.Павлов писал: «...Жизнь перестает призывать к себе, как только исчезает цель. Попытка самоубийства — это крик о помощи, вызванный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: очнется и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими.
Склонность к суициду бывает обусловлена психологическими и эмоциональными особенностями подростка. Прежде всего, это подавленное настроение, страхи, плохие оценки в школе, неадекватная самооценка, недостаточная любовь к себе, что вызвано дефицитом любви со стороны родителей. Роль последней капли могут сыграть и школьные ситуации, ведь в школе ребенок проводит значительную часть своего времени. В таком конфликте могут участвовать и сверстники, и учителя. Если у подростков нет положительного отношения к себе, они не ценят в достаточной мере жизнь и готовы с ней расстаться.
     Исследователи описывают три стадии приближения подростка к осуществлению суицидальных намерений:

  • На первом этапе самоубийство кажется лишь одним из возможных решений сложных проблем. Если ситуация приобретает критический характер, ребенок может решиться на самоубийство, которое кажется ему единственно возможным выходом.
  • На втором этапе ребенок активно занят продумыванием возможного самоубийства. Взвешиваются все «за» и «против».
  • На третьем этапе решение о самоубийстве уже принято. Ребенок продумывает конкретный план, прощается с жизнью и близкими людьми.

  Часто бывает, что не только учителя, психологи, но и родители не подозревают о том, что ребенок, за которого они несут ответственность, находится на грани отчаяния.
Как же понять таких детей, как помочь им? Предлагаем превентивную помощь.
К сожалению, далеко не все знают о кризисных центрах, куда дети, подростки и взрослые могут обратиться в критические моменты. Программа «SOS» представляет собой систему профилактических мероприятий, включающую работу с учащимися, родителями и педагогами. Занятия с подростками ориентированы на формирование жизненной цели и профилактику «антивитальных переживаний», где нет еще четкого представления о собственно смерти, а имеется отрицание жизни. Занятия, ориентированные на старшеклассников, могут проводить не только психологи, но и классные руководители.

                                                СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.

Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.

Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.

Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).

Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.

Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.

Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

Толерантность –  способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.


                                                            Паспорт программы

    Наименование программы:  «Профилактика суицидального поведения подростков «SOS» по оказанию индивидуально ориентированной психологической помощи подросткам, находящимся в социально опасном положении.

Нормативная база:

Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”.


 Цель: формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий, отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

 Задачи  программы:

  • Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями;
  •  Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния;
  • Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;
  • Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы так и в период трудной жизненной ситуации.
  •  Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты, законных прав и интересов ребенка;
  • Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
  •  Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

Целевая аудитория: подростки 12 – 17 лет.

Сроки реализации:  2016 - 2019 годы

Принципы реализации программы

  • Принцип ценности личности.
  • Принцип признания индивидуальности ребенка.
  • Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
  • Принцип ориентации на зону ближнего развития ребенка.

Ожидаемый результат

    Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных проявлений в поведении подростков.

  • Психологическое раскрепощение школьников, формирование навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика.
  • Оказание помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся.
  • Создание условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

   Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.

Диагностический инструментарий

1. Опросник суицидального риска (модификация Т. Н. Разуваевой) На входе - на выходе

2. Шкала депрессии Бека (BDI) На входе - на выходе

3. Выявление суицидального риска у детей (А. А. Кучер, В. П. Костюкевич). На входе - на выходе

4. Специализированная анкета определения типа личностной идентичности подростка (С. С. Носов) На входе - на выходе

5. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. На входе - на выходе

6. Опросник для определения вида одиночества (С. Г. Корчагина). На входе - на выходе

План мероприятий

№ п\п

Мероприятие

Ответственный

Дата проведения

1.

Психологическое наблюдение за учащимися в адаптационный период, посещение уроков по запросу учителей, родителей, администрации (5,10 кл.)

Рябцева Е.Н.

сентябрь-октябрь

2.

Диагностика социально - психологической адаптации, исследование самочувствия учащихся в школьном коллективе (5,10 кл.). Определение учащихся испытывающих трудности адаптации.

Рябцева Е.Н.

сентябрь-декабрь

3.

Работа по выявлению учащихся с признаками девиантного поведения (совместно с кл. руководителями и соц. педагогами). Диагностика учащихся требующих особого внимания.

Рябцева Е.Н.

в течение года

4.

Проведение диагностики по психологическому сопровождению ЕГЭ, исследование уровня тревожности учащихся перед экзаменами. Два диагностических среза (9, 11 кл.).

Рябцева Е.Н.

сентябрь-апрель

5.

Определение детей «группы риска» для дальнейшей помощи в подготовке к экзаменам (по итогам тестирования, бесед, личных обращений родителей и учащихся к психологу).

Рябцева Е.Н.

январь-апрель

6.

Проведение тематических классных часов с элементами тренинга с учащимися 5, 10 кл. для ускорения адаптационного процесса.

Рябцева Е.Н.

1,2 четверть

7.

Психологические занятия с элементами тренинга по коррекции эмоционального состояния и девиантного поведения с детьми, требующими особого внимания.

Рябцева Е.Н.

октябрь-май

8.

Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. Разработка индивидуальных программ.

Рябцева Е.Н.

в течение года

9.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими признаки дезадаптации.

Рябцева Е.Н.

в течение года

10.

Классные часы по профилактике деструктивного поведения подростков, формированию здорового образа жизни и устойчивых морально-нравственных позиций:

  • «Жить в мире с собой и другими»
  • «Как не попасть в неприятную ситуацию»
  • «Твой выбор»
  • «Мой портрет в лучах солнца»
  • «Самое дорогое, что есть»
  • «Познавая себя и окружающих»
  • «Путешествие в мое будущее»
  • «Я отвечаю за себя и свое здоровье»

Рябцева Е.Н.

.

в течение года

11.

Родительские собрания по вопросам возрастных особенностей обучающихся, по профилактике неуспешности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

        Рябцева Е.Н.

в течение года

13.

Психологические занятия, консультации по снятию тревожности, формированию стрессоустойчивости выпускных классов.

Рябцева Е.Н.

март-апрель

14.

Оказание психологической помощи и поддержки учащимся, находящимся в состоянии актуального стресса.

        Рябцева Е.Н.

в течение года

15.

Индивидуальные консультации с учащимися девиантного поведения; беседы с родителями и педагогами, обучающие взаимодействию с детьми, требующими особого внимания.

       Рябцева Е.Н.

в течение года

16.

Выступления на родительских собраниях: «Возрастные особенности подростков»; «Как помочь детям успешно сдать экзамены?»; «Опасность рядом».

        Рябцева Е.Н.

в течение года

 17.

Лектории, семинары для педагогов:

«Особенности адаптации учащихся  5, 10 классов»

«Трудный класс»

«Психологическая подготовка к экзаменам детей группы риска»

      Рябцева Е.Н.

в течение года

18.

Оформление информационного материала для школьного стенда и школьного сайта:

  • телефоны доверия
  • «Опасность рядом»
  • «Что можно сделать для того, чтобы помочь…
  • «Рекомендации для учителей и родителей»

Рябцева Е.Н.

в течение года

19.

Разработка буклетов, памяток для родителей и педагогов «Навыки раннего распознавания суицидального поведения несовершеннолетних»

Рябцева Е.Н.

в течение года


Приложение №1

Цикл тренинговых занятий для подростков

Первое занятие. «Смысл жизни»
Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как жить.
Ф. Ницше
Цели: помочь подростку заглянуть в себя, осознать себя Личностью.
Задачи: выявить общие и индивидуальные проблемы подросткового возраста; помочь осознать его особенности, сопоставить свой жизненный опыт с опытом сверстников; помочь сформировать активную жизненную позицию, развить саморефлексию.
Ход занятия
1. Создай свою визитку. Участникам предлагается оформить свою визитку, написать имя (или как бы они хотели, чтобы их называли на занятиях другие), а также все то, что поможет им лучше раскрыть свой образ.
2. Жизненный девиз. Ребята должны представить свой жизненный девиз, свой главный принцип жизни. Важно отметить оптимистичные и пессимистичные девизы.
3. Анализ сказки (Д. Соколов «Сказка о милостивой судьбе»)
Цвели рядышком два деревца — молодых и красивых. Вечерами они шептались о судьбе.
– Я вырасту высоким и раскидистым, — говорило одно. — У меня в ветках поселятся птицы. В моей тени будут укрываться олени и зайцы. Я первым буду встречать солнечные лучи и утренний ветерок. Пройдет время, и меня окружит поросль моих детей. Они будут такие маленькие и замечательные!..
– Нет, — говорило другое, — расти страшно. Зимой бьют морозы, летом сушит солнце. Целый день труди корни, гони воду вверх, корми листья. Нет, пусть лучше меня возьмут дровосеки, а потом плотник выточит из меня что-нибудь прекрасное. Я буду лежать на бархатной подушке...
И что бы вы думали? Пришел бородатый дровосек и срубил второе дерево. Часть его сожгли в печке, а из ствола плотник сделал резную шкатулочку. И долго шкатулка лежала на бархатной подушке, храня в себе сережки, бусы и дорогие духи. Потом рассохлась потихоньку, замочек сломался. Шкатулку отдали детям, они ее быстро доломали и выкинули. Где-то на дворе валялись ее щепочки до зимы, а там уже — спроси у ветра! Ветер станет спрашивать деревья в лесу, и одно из них — то, что было когда-то первым деревцем, — расскажет, как вороны свили на нем гнездо, встроив в стенки щепочки старой шкатулки, как подружки узнали друг друга и подивились милостивой судьбе.
Они достигли своих целей, а вы достигнете своих.
Вопросы для обсуждения:

  • Можно ли изменить судьбу?
  • Какова судьба дерева? (Рост, питание, цветение.)
  • Какова судьба человека? (Рождение, развитие, продолжение рода, смерть.)
  • Как хотело изменить судьбу второе дерево?
  • Достигли ли деревья своих целей?
  • Может ли вызов судьбе привести к печальным последствиям?
  • Что определяет смысл жизни — судьба или сам человек?
  • Для чего живет человек? Зачем пришел он в этот мир?
  • Для чего живете вы?

4. Упражнение «Золотая рыбка»
Ребятам предлагается ответить на вопрос: «О чем бы вы попросили золотую рыбку, чтобы ваша жизнь (судьба) стала интереснее?»
5. Игра «Удары судьбы»
Ребята делятся на подгруппы из 4-5 человек. Один из участников (ведущий) должен лечь на пол, а остальные ребята искусственно создают внешние препятствия. Задача ведущего встать (за 1-2 минуты), а остальные мешают этому, удерживая его. На месте ведущего должен побывать каждый из участников.
Вопросы после игры:

  • Какие трудности были при выполнении этого задания?
  • Какие чувства возникали в процессе игры?

Педагог должен подвести ребят к выводу о том, что человек при ударах судьбы не должен быть как глина, а должен реагировать как мяч. Глина при ударе сплющивается, а мяч, ударяясь, отскакивает и остается таким же. Так же и неприятности должны не «сплющивать» нас, а лишь делать сильнее и выносливее.
6. Рефлексия
Ребятам предлагается ответить на вопрос о том, какие мысли возникали по ходу занятия. Мнения могут высказываться по кругу или путем передачи игрушки, бросания мяча и т.д.
7. Домашнее задание
Учащимся предлагается написать мини-сочинение на тему «Смысл моей жизни» или «Для чего я живу?»
8. Подарок педагога
Ведущий занятия дарит каждому участнику открытку или пожелание в виде цитаты. Например:
«Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без представления, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорее истребит себя, чем останется не земле, хотя бы кругом его все были хлеба» (Ф. Достоевский).
«Наша жизнь — путешествие. Идея — путеводитель. Нет путеводителя, и все останавливается, цель утрачена, и сил как не бывало» (В. Гюго).

Второе занятие. «Мужество быть»

Жизнь — это красноватая искорка в мрачном океане вечности, это единственное мгновение, которое нам принадлежит.
И. Тургенев
Смотри на каждую утреннюю зарю как на начало новой жизни и на каждый закат солнца как на конец ее. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием.
Д. Раскин
Цель: воспитание у учащихся стойкой жизненной позиции.
Задачи: установление причинно-следственной связи между потерей смысла жизни и суицидом, формирование осмысленности жизненного пути, развитие «мужества быть».
Ход занятия
1. Приветствие. Ребятам предлагается закончить следующие предложения:

  • «Меня любят за то, что …»
  • «Если меня не будет, то ... будет плохо без меня».
  • «Я хочу жить, потому что...»

2. Проверка домашнего задания. Учащиеся по очереди зачитывают свои мини-сочинения, ведущий комментирует каждое, демонстрируя преимущества позитивного отношения к жизни и отмечая важность смысла жизни для людей.
3. Беседа «О причинах самоубийства» 
Вопросы для беседы:
Почему и ради чего человек лишает себя жизни, совершая самоубийство? 
(Желая облегчить страдание, назло близким, чтобы пожалели о своих поступках, из-за страха перед будущим, чтобы не быть обузой, трудно жить, устал сопротивляться …)
Какими могут быть причины самоубийства?
Какие люди делают попытки покончить с собой? (
Творческие, слабые, наркоманы, одинокие, больные.)
Лишая себя жизни, человек проявляет силу или слабость? (
Проводится голосование.)
Педагог должен подвести ребят к выводу, что человек проявляет слабость духа, поскольку не может найти в себе силы сопротивляться трудностям, не может обрести смысла жизни, и тем самым поступает эгоистично и т.д.
4. Игра «Обрыв»
На полу изображается черта, за чертой — «обрыв». Все ребята выстраиваются в шеренгу напротив изображенного «обрыва». Каждый из участников должен пройти «обрыв» и не упасть, используя поддержку группы. Обратить внимание, как воспользовались этой возможностью участники.
Вопросы для обсуждения:

  • Легко ли было идти?
  • Какие способы использовали?
  • Хотели бы вы реально оказаться в такой ситуации? Как бы себя повели?
  • А если бы от этого зависела ваша жизнь или жизнь другого человека? Какое качество для этого понадобится?

Педагог. Человек думает о самоубийстве, когда не видит смысла в своем дальнейшем существовании, когда он не хочет быть, потому что быть — трудно. Жизнь требует мужества! Мы пришли к выводу, что альтернатива суициду — мужество бытия, мужество быть.
5. «Мужество быть»
На листочках бумаги ребятам предлагается цветными мелками отразить ощущения от фразы «Мужество быть», возникающие в их сознании. (Например: рыцарь в доспехах с оружием — защищенность и возможность противостоять; дерево под солнцем и под дождем — рост вопреки всему; дом — покой, уверенность; яблоко — целостность жизни, всех ее компонентов; лодка на волнах — выстоять вопреки.)
6. Работа с таблицей 
Педагог предлагает вместе заполнить первую колонку, а вторую дети заполняют самостоятельно, затем записанные варианты обсуждаются.

Что входит в понятие «мужество быть»?

Какие качества для этого необходимы?

• Согласие с миром;
• понимание, что рождение и смерть — два объективных явления

Терпимость, доброта

• Стремление к цели;
• сила;
• выносливость;
• способность выходить из любых ситуаций;
• смелость не сойти со своего пути

Целеустремленность, сила воли, уверенность, самостоятельность, ответственность

• Осознание несовершенства мира и общества;
• ответственность за свои поступки;
• любовь к жизни и к людям;
• умение не ждать отдачи от других;
• умение выделить самое важное и не страдать по пустякам;
• стремление найти свое место, дело;
• способность не унывать;
• осознание самоценности человеческой жизни

Оптимизм, вера, терпение, надежда, любовь, мудрость, опыт, умение прощать, юмор

Вопросы:

  • Какие качества у вас уже есть?
  • А какие понадобятся в первую очередь?

7. Рефлексия
Ребятам предлагается закончить предложение: «Я рад, что...» 
8. Домашнее задание 
Заполнить дома таблицу или написать сочинение «Гроза в моей жизни».
9 . Подарок ведущего 
Сказка о каретном мастере
Когда старик расчищал землю под пашню, то оставил несколько дубов посередине поля. Именно из таких деревьев делал он колеса для экипажа. Оставленные наедине с ветром, они вырастали прочными, способными выдержать любые нагрузки.
Приветствуйте самые трудные испытания, потому что именно с ними приходят самые благоприятные возможности. Подобно старым дубам, вы становитесь сильными тогда, когда вступаете в схватку с неприятностями.
Как в этом мире дышится легко,
Скажите мне, кто жизнью не доволен, 
Скажите, кто вздыхает глубоко, 
Я каждого счастливым сделать волен. 
Пусть он придет! Я должен рассказать, 
Я должен рассказать опять и снова, 
Как сладко жить…
Н.Гумилев
Живя, умей все пережить: 
Печаль, и радость, и тревогу.
Ф.Тютчев

Третье занятие. «Я готов к испытаниям»
Живи так, как растет дерево, радуйся солнцу и знай, что в самую страшную грозу идет дождь и питает все живое.
К.Черный
Цель: развитие устойчивого стремления к позитивному восприятию.
Задачи: осмысление своих социальных сторон и качеств, формирование умений конструктивного решения проблем, развитие творческих способностей и стремления к реализации личностного потенциала.
Ход занятия
1. Приветствие
Учащимся предлагается закончить предложение: «Жизнь прекрасна, потому что...»
Педагог должен создать атмосферу оптимизма, развить в детях умение видеть позитивное.
2. Проверка домашнего задания 
Обсуждаются сочинения или заполненная таблица, ведущий комментирует ответы учащихся.
3. Притча о буре
Когда-то один дворянин протянул струну от одной башни своего замка до другой, чтобы ветер превратил ее в арфу. Нежный ветерок играл вокруг замка, но музыка не рождалась. И вот однажды ночью разразилась буря. Замок содрогался, но та струна наполнила воздух чудесными звуками. Нужна была буря, чтобы вызвать музыку!
Вопросы для обсуждения:

  • Какую роль сыграла буря в этой притче?
  • Какие ассоциации возникают у вас при слове «буря»? (Конфликт, развод, ссора, болезнь, смерть, предательство…)
  • Приведите подобные примеры из жизни или из художественных произведений, поговорки, пословицы. (Не было бы счастья, да несчастье помогло. Нет худа без добра. Что ни делается — все к лучшему.)

Педагог показывает, как решается проблема безвыходности, трудного положения в народном творчестве, в художественных произведениях. Подчеркивает, что все сложности разрешимы, главное — то, как человек к ним относится.
4. Игра «Мяч»
1-й вариант. Ребята стоят в кругу, ведущий — в центре — бросает мяч и формулирует ситуацию. Ребенок дает ответ и бросает мяч ведущему.
2-й вариант. Ведущий бросает мяч и формулирует ситуацию, а ребенок отвечает позитивно. Если группа не соглашается, то ребенок снова отвечает, и так до тех пор, пока не найдет позитивный способ разрешения проблемы.
Примеры ситуаций:

  • получил двойку;
  • поскользнулся и упал в людном месте;
  • хочет на дискотеку, а надо сидеть с младшим братом (сестрой);
  • конфликтует с учителем;
  • дали кличку;
  • потеря большой суммы денег (или дорогой вещи) и т.д.

Педагог должен сделать вывод: не бойтесь трудностей. У каждого человека всегда есть выбор: делать что-то легкое или то, что труднее. Главное, чтобы принятое решение вело вверх, а не тянуло вниз, чтобы после решения вы испытывали радость и удовлетворение от одержанной победы над слабостью и другими негативными качествами. Для этого нужно только осознание необходимости самосовершенствования и вера, что вы можете изменить себя.
5. Робота с таблицей
Участники занятия должны заполнить таблицу.

Вопросы

Ответы

Кто из твоих близких может тебе помочь в трудной ситуации?
В чем должна заключаться эта помощь?
Кому ты можешь помочь?
В какой проблеме или ситуации?
Чем ты можешь помочь человеку, оказавшемуся в трудной ситуации?

 

Обсудить с участниками их ответы, подчеркнуть то, что необходимо многим людям, и окружающие могут оказать помощь в трудной ситуации.
6. Игра «Чемодан»
Участникам предлагается представить, что они собирают чемодан в дорогу — только упаковывать нужно будет не вещи, а необходимые качества.
Вопросы:

  • Какие качества нужны сегодня молодому человеку, чтобы достойно, интересно жить и добиться чего-то важного в жизни?
  • Какое главное качество вы возьмете себе?

Все предложенные качества ведущий записывает на доске.
7. Рефлексия
Ребятам предлагается заполнить анкету.

  • Хочу сказать, что...
  • Больше всего мне запомнилось...
  • Теперь я…
  • Мое настроение на всех трех занятиях (опиши или нарисуй).

8. Домашнее задание
Учащимся предлагается написать свой жизненный сценарий (на выбор: планы на будущее, биография, автопортрет).
9. Подарок педагога
Ведущий раздает ребятам записки с законами общения.

  • Будьте внимательным слушателем.
  • Проявляйте эмпатию к окружающим.
  • Другим людям тоже нужна ваша помощь.
  • Улыбайтесь!
  • Старайтесь быстро запоминать круг интересов вашего собеседника.
  • Заражайте своим оптимизмом других.
  • Меньше жалуйтесь...
  • Проявляйте побольше юмора!
  • Уважайте чужое мнение.
  • Помните: в споре рождается истина, но в дискуссии она погибает.
  • Демонстрируйте вашему собеседнику психологическую поддержку.
  • Чаще пытайтесь понять другого, мысленно встать на его место.

Если вы будете следовать этим законам, то станете интересным и приятным собеседником, и многие люди будут искать дружбы с вами.

 

Литература

  • Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С.Абрамова. – Брест, 1992.
  • Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. – СПб., 1994.
  • Актуальные проблемы суицидологии. – М., 1981.
  • Амбрумова, А.Г. Мотивы самоубийств / А.Г.Амбрумова, Л.И.Постовалова //Социол. исследов., 1987, №6, с. 52-60.
  • Амбрумова, А.Г. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте / А.Г.Амбрумова, Л.Я.Жезлова. – М., 1978.
  • Амбрумова, А.Г., Предупреждение самоубийств / А.Г.Амбрумова, С.В.Бородин, А.С.Михлин. – М., 1980.
  • Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г.Асмолов. – М., 1990.
  • Бархерит, Г.Я. Подходы к преодолению осложнённого поведения подростков / Г.Я.Бархерит, Я.В.Кахнович // Адукацыя і выхаванне.– 2001. – № 3. – С. 19 – 26.
  • Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А.Беличева. – М., 1993.
  • Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р.Битянова. – М., 1997.
  • Битянова, М.Р. Работа психолога в старшей школе / М.Р.Битянова. – М., 1998.
  • Бурменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование / Г.В.Бурменская и др. – М., 1990.
  • Вебер, В. Важные шаги к помогающему диалогу. Программа тренинга основанная на практическом опыте / В. Вебер. – СПб., 1998.
  • Волкова, А.Н. Психолого-педгогическая поддержка детей суицидентов / А.Н.Волкова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1998.– №2 – С. 36-43.
  • Гилинский, Я.И. Социологические и психологические основы суицидологи / Я.И.Гилинский, Я.И.Юнацкевич. – СПб., 1999.
  • Давыдов, А.А. Самоубийства, пол и "золотое сечение" / А.А.Давыдов, И.А.Садовская //Социол. исследов. – 1991. – №5. –С. 99-102.
  • Захаров, А.И. Отклонения в поведении ребёнка / А.И.Захаров – М., 1993.
  • Змановская, Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие / Е.В.Змановская. – М., 2003.
  • Короленко, Ц. П. Семь путей к катастрофе / Ц. П.Короленко, Т.А.Донских. – М, 1991.
  • Лебедев, В.И. Личность в экстремальных условиях / В.И.Лебедев. – М., 1987.
  • Моховиков, А.Н. Телефонное консультирование / А.Н.Моховиков. –М.:Смысл, 1999.
  • Научные и организационные проблемы в суицидологии. – М., 1983.
  • Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: учебное пособие для студентов / Р.В.Овчарова. – М., 2003.
  • Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В.Овчарова. – М., 2003.
  • Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В.Овчарова. – М., 2001.
  • Попова, О.С. Психологическое сопровождение педагогического процесса / О.С.Попова. – Мн., 2003.
  • Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / под ред. Л.М.Шипицыной. – М., 2003.
  • Снайдер, Р. Практическая психология для подростков / Р. Снайдер. – М., 1995.
  • Суицидология: Прошлое и настоящее: сб. статей / сост. А.Н.Моховиков. – М., 2001.
  • Трегубов Л. Эстетика самоубийства / Л.Трегубов, Ю.Вагин. – М., 1993.
  • Хухлаева, О.В. Как сохранить психологическое здоровье подростков: пособие для школы / О.В.Хухлаева. – М., 2003. 
  • Хэмбли, Г. Телефонная помощь. Руководство для тех, кто желает помогать по телефону / Г. Хэмбли; пер. Ю. Донец; ред. Моховиков А.М. Одесса, 1993.

Источник: "Психолого-педагогическая помощь детям в кризисных ситуациях: методические материалы". – Витебск: ГУО «Витебский областной институт развития образования». 2009. 
Автор-составитель: П.В.Зязюлькин, методист сектора психолого-педагогического консалтинга ГУО «Витебский областной институт развития образования»
Рецензенты: Т.Е.Косаревская, кандидат психологических наук, до-цент кафедры психологии УО «ВГУ им. П.М.Машерова»; Л.А.Булавина, педагог-психолог УО «ГОСШ № 11 г.Витебска»