Программа работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к учебе.
календарно-тематическое планирование по психологии

Харченко Виктория Анатольевна

Цель программы: организовать работу педагогического коллектива школы, направив ее на обеспечение успешного усвоения базового уровня образования учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию.

  1. Информационно-аналитическая деятельность.

Организационная деятельность:

 

Задачи:

  • выявить учащихся, составляющих «группу риска» на текущий учебный год;
  • организовать в школе деятельность  для дифференцированного подхода в процессе обучения;
  • создать комфортные условия для работы учащихся, имеющих низкую мотивацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план работы49.52 КБ
Файл spravka_2_klass.docx27.72 КБ
Файл spravka_3-4_klass.docx24.82 КБ
Файл spravka_5_klass.docx95.74 КБ
Файл spravka_6-_7_klass.docx24.97 КБ
Файл spravka_8_klass_2.docx24 КБ
Файл spravka_9_klass.docx18.93 КБ
Файл spravka_10_klass.docx70.25 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

работы с  детьми, имеющими  низкую мотивацию к учебе.

Цель программы: организовать работу педагогического коллектива школы, направив ее на обеспечение успешного усвоения базового уровня образования учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию.

  1. Информационно-аналитическая деятельность.

Организационная деятельность:

Задачи:

  • выявить учащихся, составляющих «группу риска» на текущий учебный год;
  • организовать в школе деятельность  для дифференцированного подхода в процессе обучения;
  • создать комфортные условия для работы учащихся, имеющих низкую мотивацию.

п/п

Содержание работы

технологии

ответственные

сроки

выход

1

Формирование банка данных учащихся школы, составляющих группу риска

Анализ фактической ситуации

Зам. директора

Май-август-сентябрь

2

Составление списков учащихся, заполнение диагностических карт и педагогических характеристик на учащихся

Анализ результатов психологических материалов с целью коррекции работы

Классный руководитель, психолог

Август-сентябрь

Административное совещание при зам.директора

3

Формирование банка данных о семьях учащихся группы риска

Сбор информации от классных руководителей

Кл .рук-ль

Август-сентябрь

М/О

4

Определение оптимального количества часов школьного компонента по предметам

*собеседование;

*отбор информации и ее анализ

Зам.директора  

Август-сентябрь

Административное совещание

5

Проведение заседаний М/О совместно с администрацией школы по вопросу создания успешности обучения учащихся данной категории

Отбор информации, ее систематизация

Председатели М/О

В течение учебного года

М/О

6

Организация совместной деятельности школы и комиссии по делам несовершеннолетних

Конструирование программы работы

Социальный работник

График работы

Административное совещание

7

Организация системы дополнительных занятий, подготовка расписания часов школьного компонента и оформление журналов

План классного руководителя

Зам.директора по воспитательной работе

В течение учебного года

Административное совещание при зам.директора

8

Организация досуга учащихся в каникулы в рамках системы дополнительного образования

План классного руководителя

Зам. директора по воспитательной работе

В течение учебного года

Административное совещание при зам. директора

9

Систематизация работы классных руководителей по контролю за обучением учащихся, имеющих низкую мотивацию

Анализ планов работы классных руководителей

Зам. директора по ВР

1 четверть учебного года

МО классных руководителей


П. Организационно-исполнительская деятельность.

Работа с педагогическими кадрами.

  • оранизация помощи, обеспечивающей успешность учащимся в учебной деятельности;
  • контроль за организацией рабочего места учащихся в учебное время;
  • создание ситуации успеха в учебной деятельности;

п/п

Содержание работы

технологии

Ответственные

сроки

выход

1

Контроль администрации за посещаемостью учащимися уроков, мероприятий и дополнительных занятий в рамках классно-урочной и дополнительной системы образования

Анализ школьной документации, плана работы классных руководителей по данному направлению

Зам. директора по УВР, ВР

В течение учебного года

Административ-ное совещание

2

Индивидуальные беседы с учащимися, классными руководителями и учителями-предметниками по выявлению затруднений,

препятствующих усвоению учебного материала

*собеседование;

*тематический контроль

Зам. директора по УВР

По мере необходимости в течение учебного года

Административ-ное совещание при зам.  дирек-тора

3

Обеспечение дифференцирован-ного подхода при организации  контроля усвоения знаний учащимися по отдельным темам

Персональный контроль

Зам. директора по УВР

В теч. уч. года

Педсо-вет, МО

4

Контроль за системой работы учителя по ведению рабочих и контрольных тетрадей, их проверкой и отработкой допущенных ошибок

*анализ тетради индивидуального развития

*собеседование

Председатели МО

В теч. уч. года

МО

5

Контроль за работой кл.рук. и учителей-предмет-

ников с дневниками учащихся по вопросу своевременного доведения до сведения родителей результатов

обучения учащихся

*собеседование

*персональный контроль

Зам. директора

В течение учебного года

МО

6

Организация малых педсоветов с целью выявления проблем неуспеваемости учащихся «группы риска» и определе-

ния перспектив работы с ними

информация

Зам. директора

По плану зам. директора

Малые педсоветы

7

Отчеты классных руководителей о результатах  деятельности способствующей организации обучения данной категории учащихся

Отчеты  их анализ

Педагог- психолог

В течение учебного года

Совещание при зам. директора

8

Посещение уроков учителей-предмет-

ников администрацией и членами методических объединений для изучения работы учителя на уроке с учениками группы риска

Посещение уроков с последующим их анализом

Зам. директора, председатели МО

По плану администрации и председателя МО

Админи-стративное совещание

9

Контроль за накопляемостью отметок и отработкой материала, а также неудовлетвори-

тельных отметок по итогам КР и текущего материала учащихся «группы риска»

*посещение уроков;

*работа со школьной документацией;

*собеседование

Зам. директора

В течение учебного года

Админи-стр.сове-щание при зам.дирек-тора

10

Обобщение опыта работы с уч-ся, имеющими низкую мотивацию с целью распространения в рамках школы

Посещение уроков, аналитические материалы

Педагог- психолог.

Зам.директора

В течение учебного года

Админи-стр.сове-щание, малые педсоветы

11

Подготовка рекомендаций для учителей и классных руководителей по работе с учащимися группы риска

  Психотерапия неуспеваемости

(создание уголка в школе)

Педагог- психолог

сентябрь

Админи-стративное совещание

12

Наличие на каждого неуспевающего    ученика тетради инд. занятий и  индивидуальных программ по ликвидации пробелов в знаниях

Учителя-предметники

В течение учебного года

МО клас-сных руково-дителей

13

Контроль за объемом домашних заданий по всем предметам с целью предупреждения утомляемости учащихся

*анкетирование

*собеседование

*анализ документации

Зам. директора,

председатели МО

МО

14

Контроль преподавания отдельных предметов с целью выявления причин перегрузки учащихся и выработка рекомендаций по коррекции работы

*анализ;

*анкетирование уч-ся;

*посещение урок.

*консультации

Председатель МО

В течение учебного года

Админи-стративное совещание

15

Оказание методической квалификационной помощи молодым учителям, работающим с учащимися

*посещение уроков;

*собеседование;

*консультации

Зам.директора

по УВР

В течение учебного года

Админи-стративное совещание при зам.ди-ректора


Ш. Мотивационно-целевая деятельность.

Работа с учащимися

Задачи:

  • создание комфортных условий на уроке и в системе дополнительного образования
  • обеспечение учащихся алгоритмом выполнения всех видов письменных заданий, работы с книгой по заданию учителя, устного ответа;
  • контроль за организацией рабочего места в учебное время.

п/п

Содержание работы

технологии

ответственные

сроки

выход

1

Обеспечение учащихся алгоритмом

*выполнение письменных заданий, как индивидуальных, так и общих классных видов работ;

*работа с книгой по заданию учителя;

*устного ответа

Анализ фактической ситуации, создание папок на каждого ученика «НОТ школьника. ОУУиН и предметные умения»

Учителя-предметники

В течение учебного года

МО

2

Обеспечение возможности выполнения домашних заданий в рамках индивидуальных занятий (ГПД, школьный компонент, дополнительные занятия)

Анализ, отбор информации, практическая направленность в работе

Учителя-

предметники

В течение учебного года

МО

3

Обеспечение учащихся учебными принадлежностями, необходимыми для работы на уроке (через библиотеку, возможности учебных кабинетов)

Практическая работа, собеседование

Учителя-предметники, библиотекарь

В течение учебного года

МО

4

Организация досуга учащихся в рамках работы школы через кружки, секции

Анализ плана работы классных руководителей

Зам.директора по ВР

В течение учебного года

Админи-стратив-ное совеща-ние при зам.дирек-тора

5

Организация отдыха учащихся в каникулярное время

Анализ плана работы классного руководителя

Классный руководитель, педагог- психолог

В каникулы

Админи-стратив-ное совеща-ние

6

Обеспечение возможности посещения учащимися экскурсий

Анализ  плана работы классного руководителя

Классный руководитель, педагог- психолог

В течение учебного года

М/О клас-сных руково-дителей

7

Привлечение учащихся к участию в общешкольных и общеклассных мероприятиях

Собеседование с классными руководителями

Классный руководитель,  педагог- психолог

В течение учебного года

Совеща-ние при зам.ди-ректора

8

Оказание помощи учащимся в организации дальнейшего обучения в профориентации в случае невозможности продолжения обучения в данной школе

*консультации

*собеседования

Зам.директора по ВР, педагог- психолог

В течение учебного года

Админи-стратив-ное совеща-ние


1У. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, требующих особого внимания.

Задачи:

  • формирование развивающего образа жизни личности в школе;
  • обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития учащихся на каждом возрастном этапе;
  • обеспечение индивидуального подхода к каждому учащемуся;
  • психолого-педагогическое изучение детей;
  • консультирование родителей (лиц, их заменяющих), по вопросам воспитания детей, создания благоприятного климата.

п/п

Содержание работы

технологии

ответственные

сроки

выход

1

Организация индивидуальных консультаций психолога для родителей и лиц, заменяющих их

*беседы

*консультации

психолог

В течение учебного года

Административное совещание

2

Организация тематических классных собраний по проблемам:

*психологические и возрастные особенности учащихся;

*общение с учащимися с учетом индивидуальной психологии детей;

*ответственность родителей за воспитание и обучение детей

Анализ плана работы классных руководителей, психологов

психолог

По плану психолога

Совещание при зам.директора

3

Тренинг «Снижение уровня тревожности у подростков». Диагностика школьной тревожности учащихся «группы риска»

Тренинг, диагностика

психолог

По плану психолога

МО

4

Выявление уровня психологического комфорта учащихся в ученическом коллективе

Психологическое тестирование и его анализ

Психолог, классный руководитель

В течение учебного года

Административное совещание

5

Создание условий, способствующих адаптации учащихся «Группы риска» в новых условиях.

*посещение уроков и их анализ;

*собеседование

Психолог, учитель-предметник

В течение года

Административное совещание

6

Выявление уровня психологического комфорта в ученическом коллективе детей «группы риска»

*Психологические методики;

*собеседование

психолог

1 четверть учебного года

Совещание при зам.директора

7

Организация работы по определению профессиональной ориентации учащихся данной группы

*собеседование;

*консультации;

*профориентационные методики

Классные руководители

В течение учебного года

Административное совещание, родительский комитет

Работа с родителями.

Задачи:

  • осуществление взаимодействия между семьей и школой с целью организации совместных действий для решения проблемы успешности обучения учащихся.

п/п

Содержание работы

технологии

ответственные

сроки

выход

1

Организация работы психолога с родителями по устранению причин неуспеваемости и прогулов учащихся

*собеседование;

*анкетирование и его анализ

Психолог,

классный рук-ль

1-П четверти учебного года

Административное совещание, родительс-кий комитет

2

Организация встреч родителей с учителями-предметниками в рамках  проведения дня открытых дверей

*встречи

*консультации;

*собеседования

Классные руководители

В течение учебного года

Административное совещание, родительс-кий комитет

3

Подготовка и проведение малых педсоветов с приглашением родителей неуспевающих учащихся по мере необходимости

*собеседования;

*консультации

Зам.директора по УВР

В течение учебного года

Малые педсоветы

4

Отработка тематики бесед с родителями по воспитанию детей

*собеседования;

*консультации

Психолог

Сентябрь-октябрь

Административное совещание, родительс-кий комитет

5

Привлечение родительских комитетов  (школы, класса) к сотрудничеству с педагогическим коллективом школы по разрешению проблемы воспитания детей

*анализ работы родительского комитета;

*собеседования

Классный руково-

дитель, председатель родительского комитета

В течение учебного года

Родите-льский комитет, классные руково-дители


 Рекомендации нейропсихофизиологов  

  • Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок,  мальчик или девочка с присущими им  особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
  • Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
  • Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по –разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И, уж конечно, не так, как мы – взрослые.
  • Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
  • Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
  • Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл способ решения, пусть даже наделав ошибок.
  • С девочками, если им трудно, надо вместе до начала работы разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
  • Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
  • Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите вы ему?
  • Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
  • Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
  • Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
  • Не переучивайте насильно левшу – дело не в руке, а в устройстве мозга.
  • Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений.
  • Внимательно и терпеливо относитесь к ошибкам, связанным с ассиметрией письма и чтения: зеркальное письмо, чтение и письмо справа налево. Дайте ребенку время перестроиться, если общепринятое направление ему не свойственно.
  • При необычном написании ребенком букв проверьте, не связано ли это с предпочтением им направления по часовой стрелке. Если это предпочтение очень выражено, оставьте ребенка в покое.
  • Помните, что, кроме обычного положения авторучки при письме, существует еще письмо «крюком» и параллельно строчке, которое является естественным и нормальным для некоторых детей. Переучивание чревато очень тяжелыми последствиями.
  • Помните, что есть дети, для которых общепринятое положение тетрадки при письме опасно6 подберите для такого ребенка положение листа бумаги индивидуально
  • Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого, «эмоционального полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого, «рационально-логического полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
  • Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.
  • Обучая  левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не только ушами, но и глазами и руками, не только через слова, сколько через предметы.
  • Не переусердствуйте с соблюдением режима, если у вас ребенок левша – для него жесткое следование режиму может быть непомерно трудным.
  • Берегите левшу от чрезмерных  нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.
  • Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других – это его достоинство.
  • Не обвиняйте ребенка в неумении, а помогайте ему найти пути решения проблемы.
  • Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения.
  • Помните, что при поступлении ребенка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого: ребенок еще не в состоянии ставить познавательные цели.
  • Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
  • При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь выяснить объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.
  • Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка или конкретную группу детей так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.
  • Проведите «ревизию» ошибок ребенка при письме, чтобы понять, с чем связаны его трудности: с плохим фонетическим слухом, низкой слуховой или зрительной памятью, с тем, что не формируется зрительный образ слова, или с чем-то другим.
  •   Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что тот болен.
  • Необходимо знать, что успешность обучения ребенка по той или иной методике зависит от того, какой тип функциональной организации мозга присущ именно этому ребенку, т.е. на какой тип мозга, а значит, и тип мышления рассчитана данная методика.
  • Не думайте, что конкурсный отбор в школу – возможность действительно отобрать лучших. Все зависит от набора тестов. Может быть, удастся отобрать самых «удобных» для учителей, а может, и этого не получится.
  • Постарайтесь не разрушать так называемую врожденную грамотность», если ее основы от природы заложены в ребенке.
  • Пытаясь добиться грамотного письма от конкретного ребенка, ищите именно его неграмотности, анализируйте его ошибки. В противном случае ваши усилия могут быть мимо цели и даже разрушать не немногие островки грамотности, которые есть у данного ребенка.
  • Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять его в этом. Возможно, у вас разные типы функциональной организации мозга, а значит, вы по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело  не только в ребенке, но и в вас. Он не плохой, а простой другой(!!!).
  • Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то, кто увидит в этом ребенке то хорошее, чего не заметили вы.
  • Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. Но если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.
  • Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.
  • Помните: для ребенка что-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.
  • Приводя ребенка в первый класс, необходимо отчетливо понимать, что для него должны меняться не только место пребывания, режим и вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена психологически очень трудна.
  • Имея дело с первоклассниками, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношения к себе может быть очень бесполезной – он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.
  • Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться да и просто радость жизни и радость познания.
  • Не обольщайтесь – вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас.
  • Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
  • Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в «хотения» ребенка.
  • Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребенка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.
  • Не забывайте, что без взрослого, без человеческого общения никакие высшие психические функции (потенциально заложенные в мозгу к моменту рождения ребенка) развиться не могут.
  • Бойтесь появления у ребенка опыта «выученной  беспомощности»
  • Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, возвращайте  самостоятельный поиск ребенка.
  • Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
  • Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны  нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – «не навреди».


Приложение №2

Рекомендации

по организации работы с учащимися, имеющими низкие учебные возможности.

Еще древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить ее, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема многих образовательных учреждений на современном этапе развития школы – «не потерять», «не упустить учащихся с низкими учебными возможностями, с психогенетической индивидуальностью. Для ведения продуктивного учебно-воспитательного процесса с целью получения позитивных результатов целесообразно разработать в школе направления деятельности по организации работы с отстающими учащимися.

ЗАДАЧИ:

☼ создать условия для эффективного обучения и развития   учащихся с низкими учебными возможностями, освоения базовых программ (управленческие задачи).

☼ сформировать умения и навыки учебной деятельности у учащихся с низкими учебными возможностями, развить навыки самообучения, самовоспитания, самореализации (личностные задачи).

В результате успешной реализации данных направлений учащиеся с низкими учебными возможностями будут способны осуществлять самостоятельную учебную деятельность, адаптироваться в социуме, осваивать образовательные программы с учетом склонностей, интересов и индивидуальных особенностей.

Направления и задачи

мероприятия

Предполагаемый результат

Ответственные

1.обучение в соответствии с принципом индивидуальности

*диагностика индивидуальных когнитивных способностей учителей и учебных возможностей учащихся; выбор технологий обучения в соответствии с доминирующими способностями учащихся;

*научно-методические семинары для учителей по учету индивидуальных и психофизиологических особенностей в процессе обучения

Создание базы данных:

*индивидуальных когнитивных способностей учителей;

*учебных возможностей учащихся

Педагог-психолог, администрация

2.Организация обучения с учетом индивидуальных психо-физиологических особенностей

*диагностика индивидуальных особенностей познавательных процессов у учащихся с низкими учебными возможностями;

*педагогические консилиумы;

*психокоррекционная работа с учащимися

Повышение психологической мотивации к учению, мышлению, вниманию у учащихся, развитию памяти

Зам.директора по УВР, педагог-психолог

3.Индивидуализация обучения в соответствии с типом темперамента

*диагностика индивидуальных способностей темперамента;

*научно-методический семинар по учету индивидуальных особенностей, темперамента учащихся в учебно-воспитательном процессе

Создание информационного банка, включающего темперамент учащихся и учет этого фактора в организации УВП

Зам.директора по УВР, педагог-психолог

4.Организация обучения с учетом национальных особенностей учащихся

*выявление особенностей национальной самоидентификации учащихся;

*научно-методический семинар для учителей по учету национального менталитета учащихся

Учет национальных особенностей учащихся в учебной деятельности

Классные руководители, зам.директора по УВР

5.Создание условий для формирования механизмов самообучения и мотивов учебной деятельности

*педагогический совет, переход на инновационные технологии;

*адаптивная система обучения;

*технология полного усвоения знаний

Формирование механизмов самообучения, мотивов учебной деятельности

Директор школы, зам.директора по УВР, учителя

6.Обеспечение возможностей для самореализации учащихся

*создание серии дополнительного образования, кружков и секций в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями учащихся;

*обеспечение возможностей для самоактуализации в рамках учебного процесса

Определение личностных интересов и увлечений

Зам.директора по УВР, классные руководители

7.Создание условия для понимания учащимися своих индивидуальных особенностей и их коррекции

*организация психологических тренингов, семинаров, службы  психологического консультирования для учащихся;

*психокоррекционная работа с учащимися

Педагог-психолог, классные руководители

8.обеспечение психологической комфортности   учащимся в процессе обучения (атмосфера открытости, взаимопонимания, психологической защищенности)

*семинары по психологии общения для учащихся и их родителей;

*выявление неблагоприятных факторов социальной среды (семьи, школы), травмирующих ребенка, нарушающих развитие личности и ее социальную адаптацию, их профилактика;

*диагностика психических и личностных нарушений;

*индивидуальная психотерапия детей группы «риска»;

*информирование учащихся о позитивных достижениях каждого ученика в рамках различных видов деятельности;

*установление психологически грамотных  межличностных отношений в классном коллективе

Создание психологического индивидуального маршрута учащегося

Педагог-психолог, классные руководители, учителя

9. создание условий для развития социальной компетентности, формирование механизмов самовоспитания

Организация внеклассной работы по приобщению учащихся к материальным ценностям и духовной культуре общества

Усвоение общечеловеческих норм и ценностей

Зам.директора по УВР, классные руководители, учителя-предметники.


Приложение  №1

Как стимулировать желание учиться?

       Педагоги часто жалуются: дети не хотят учиться. В чем причина? Есть  причины более или менее типичные, на которые надо обратить внимание.

  1. Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности.

      Учение – это деятельность, требующая специальных умений и навыков, а также немалой силы воли. Усидчивость, умение читать и понимать текст, навыки запоминания, счета, математических операций, наблюдательность, твердость руки и владение письмом, аккуратность, ловкость, чувство ритма и музыкальный слух, внимательность, достаточный запас слов, начитанность, умение слушать и складно говорить, терпение, настойчивость, целеустремленность, умения и навыки сотрудничества с окружающими, чувство ответственности – вот лишь часть тех умений, навыков и качества, без которых трудно даже невозможно добиться успеха в учении. Эти качества совершенствуются вплоть до выпуска из школы. Основной этот набор необходим и школьникам к моменту окончания начальной школы. И если  учителя и родители не научили детей и не привили им соответствующие навыки, учение становится затем очень трудным делом.

  1. Громадность школьного материала, который нужно усвоить и запомнить

       Попытка вникнуть в память и сознание школьников весь материал, объявленный обязательным, приводит к чрезвычайной перегрузке, усталости и сопротивлению детей.

       Педагоги часто пытаются организовать деятельность без опоры на желания и мотивы участников этой деятельности. Громадный познавательный материал требуется освоить за сравнительно небольшой временной период. Вот в этом и состоит одна из серьезных причин неделания многих детей учиться.

  1. Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни

Обучение требует от школьника все больше времени не только в школе, но и дома. Когда школьник должен выбирать между необходимостью делать нужные, но далеко не желанные школьные задания, и возможностью насладиться захватывающими телепередачами или компьютерными играми, то предпочтение нередко оказывается совсем не школьным заданиям.

  1. Однообразие жизни и учебного процесса.

Монотонность и однообразие школьных занятий, отсутствие быстрой смены школьных занятий, отсутствие быстрой смены событий и красок, необходимость долгое время смирно сидеть и почти не говорить – все это делает школьную жизнь тусклой и скучной для очень многих подростков и старшеклассников.

  1. Бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса и школьной жизни вообще.

Учитель с годами подбирает наиболее удобные для себя методы и приемы работы, привыкает к ним. На каждом уроке все такие же объяснения, тот же рассказ, фронтальный и индивидуальный опросы, сообщение домашнего задания. Однообразие не может не настраивать учеников против уроков, против учителей и вообще против школьного учения.

  1. Упорно-однообразная авторитарная позиция учителей и родителей

       Авторитарную позицию взрослых школьники воспринимают как несправедливую и неправильную, что вызывает их протест и отбивает желание учиться.

         Чтобы обеспечить не только желание школьников учиться, но их упорную и активную познавательную деятельность, надо рассмотреть роль эффективной мотивации в познавательной деятельности детей.

           Трудности овладения современной культурой требуют использовать в учебном процессе специальные средства и меры, и прежде  всего – стимулирование. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно ему, когда у него есть определенные мотивы для ее выполнения.

           Мотив отражает наличие некоторых потребностей, которые сможет удовлетворить определенная деятельность.

           Обычно в душе школьника одновременно присутствуют и борются различные, а то и противоречивые мотивы. Задача учителя заключается в том, чтобы вызвать и сохранить именно работающий на успех мотив. С этой целью используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной деятельности школьника.

            Необходимо изучить типичные потребности школьников -  общечеловеческие, возрастные, половые и другие, чтобы обратить их на пользу стимулирования учения и познания. Опираясь на такие потребности, можно найти эффективные стимулы, вызвать у школьников соответствующие желания и мотивы.

            Способы стимулирования можно разделить на три группы.

             Первая группа связана с оптимальным удовлетворением врожденной потребности. Вторая группа – это специальные стимулы. Третья группа связана с созданием общих благоприятных условий для учебного процесса, также стимулирующих познавательную деятельность.

              Эффективность усвоения знаний зависит от того, как эти знания подаются.

               Четкое структурирование учебного материала облегчает его восприятие. Логичное, яркое, увлекательное изложение побуждает школьников слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в мир познания.

               Своевременное чередование различных умственных занятий, более напряженных умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, укрепляет  работоспособность детей и их желание овладевать знаниями.

                Группы стимулов (в зависимости от того, на какую категорию потребностей они опираются):

  • общечеловеческие потребности;
  • возрастные потребности;
  • специфические потребности мальчиков и девочек.

       Новизна материала, необычность его подачи всегда побуждают школьников внимательнее присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нем. При этом педагог опирается на природную любознательность, на желание все знать.

       Задача учителя – всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Школьники проявляют большой интерес к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Обучение обязательно должно быть связано с практическими потребностями ученика. Необходимо находить, конструировать полезные доя познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

         Такой стимул, как оценка, уже давно используется учителями. Она показывает уровень успешности овладения знаниями. Отметка же фиксирует оценку в виде слова, цифры или какого-либо другого знака.

          Нельзя преувеличивать роль оценок. Они не могут заменить собой все остальные стимулы и всю работу учителя. Если урок скучный, объяснение слабое или непонятное, если учебный процесс организован неразумно, то в классе постоянно шум беспорядок. Если дети неимоверно перегружены, запуганы и задерганы авторитетными учителями, то нормализовать учение одними оценками невозможно.

          При целесообразной организации учебного процесса в целом оценки становятся хорошим стимулом познавательной деятельности. Ситуация успеха – самый эффективный стимул познавательной деятельности.

          Базой второй подгруппы специальных стимулов становятся возрастные потребности. Значительная часть потребностей детей отличается от потребностей взрослых, так же как интересы старших  школьников отличаются от интересов подростков, а последних – от интересов младших школьников.

          Младшие школьники весьма любознательны. Они тянутся  ко всему новому. Учитель, который удовлетворяет эти потребности школьников, безусловно влияет на их стремление учиться.

            Школьники этого возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся  к приключениям. Серьезная и длительная однотипная работа быстро их утомляет. Для повышения познавательной активности полезно чаще включать в занятия с ними игры или игровые элементы, давать пищу их воображению, чаще использовать небольшие экскурсии и выходы за пределы класса и школы.

            У подростков свои особенности, которые приходится учитывать учителю. Интерес к фантастике и вообще к необычному, стремление к подвигу. Если учитель чаще рассказывает им о необычных и малоизвестных явлениях природы или событиях ,если чаще меняет организацию урока и вводит в него новые и неожиданные элементы, если рассказывает о подвигах исследователей или защитников отечества и устраивает обсуждение героических поступков, он чувствует явное желание подростков больше и вообще – учиться.

            Подростки любят испытывать свои возможности: кто сильнее, кто быстрее, кто больше знает и умеет, кто более сообразительный и находчивый. Конкурсы, викторины, школьные соревнования и чемпионаты становятся стимулами познавательной деятельности. Объединение в группы и команды в классе для совместного изучения учебного материала,  разработка совместного проекта удовлетворяют потребность в общении и объединении, а в результате учебные достижения тоже заметно улучшаются.

            У детей старшего школьного возраста развивается стремление разобраться во взаимоотношениях полов, в особенностях других людей.

             Стимулирование познавательной активности школьников должно учитывать половые особенности их интересов.

             Мальчики, как правило, проявляют больший интерес  к спорту, автомобилям, вообще к технике, а также к военной проблематике. Девочек интересуют взаимоотношения людей, мода, проблемы искусства и  эстетики.

             Большое значение имеет опора на индивидуальные потребности школьников. Индивидуальных интересов у школьников бесчисленное множество, они есть у каждого, хотя у кого-то больше, а у кого-то меньше. Удовлетворение и использование этих интересов на занятиях отражается на учебной деятельности.

             Дети устают от слишком большого учебного материала и от непомерно длительной умственной работы. Утомленная психика не воспринимает новых знаний. Кратковременный отдых от умственных занятий стимулирует дальнейшую познавательную деятельность.

             Разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе и школе: масса интересных новых событий, клуб, ученическое самоуправление, преодоление однообразной школьной рутины – положительно сказываются на учебном процессе.          



Предварительный просмотр:

Аналитическая справка педагога-психолога

по результатам диагностики  во 2 классе.

Декабрь, 2015г.

Цель: выявление уровня развития самооценки, тревожности, ригидности, и также выявление уровня школьной мотивации.

                     Диагностика школьной мотивации Н. Лускановой

класс

высокий уровень школьной мотивации

хорошая школьная мотивация

низкая школьная мотивация

негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

2-А

40%

40%

      19%

3%

2-Б

79%

21%

        ----

  -----

Диагностика выявления Самооценки, тревожности, агрессивности.

класс

Отсутствие тревожности

Средний уровень

Высокий  уровень

2-А

                       35%

38%

27%

2-Б

                       4%

75%

21%

      класс

Высокая самооценка, устойчив к неудачам , не боится трудностей.

Средний уровень , фрустрация имеет место быть.

Низкая самооценка, избегает трудностей ,боится неудач.

           2-А

                      39%

                    50%

                        11%

           2-Б

                       8%

                   75%

                        17%

класс

Спокоен, выдержан

 Средний уровень

Агрессивен , не выдержан, есть трудности при общении

            2-А

                     30%      

                    53%

                   17%

             2-Б

                      21%

                    50%

                   29%

Рекомендации родителям и педагогам.

1. Правильно реагировать на их ошибки. Не следует говорить «Ничего страшного, на волнуйся», потому что ребенок воспримет такие слова, как «Это страшно, волнуйся». Эффективнее использовать лексику с позитивным смыслом с исключением частицы «не», например: «Все нормально», «Будь спокойнее», «Потом сделаешь правильно» и т.п.

2. Если ребенок сильно переживает за свою ошибку, нужно найти способ его похвалить за что-либо другое: «Ошибся, зато внимательно, красиво писал», «ошибся, зато видно, как ты старался». Если возможно, стоит учить его находить причину ошибки: «Ошибся, может быть потому, что перепутал право или лево, подумай сам».

3. Главное – необходимо приучать ребенка к тому, чтобы он понимал обучающее воздействие ошибок, усваивал это как жизненную философию, чтобы любая ошибка воспринималась им не с огорчением, а осмыслялась и давала опыт, побуждала к самоизменениям. Для этого можно повторять детям крылатые фразы: «Не ошибается тот, кто ничего не делает», «Успех радует, а учит ошибка».

4. Надо приучать ребенка анализировать причины ошибок, формулировать опыт, который он от них получил. Например, если допустил ошибку в вычислениях, то в дальнейшем надо два раза проверять; плохо прочитал стихотворение - значит, повтори его утром перед школой; много ошибок, например пропущенных букв, - читай текст вслух по слогам.

 5. Ни в коем случае не следует ругать или укорять за ошибки детей с мотивацией избегания неудач.

Особенности обучающихся с преобладанием коммуникативного мотива, Ученики с преобладанием коммуникативного мотива находятся в менее сложной ситуации. Но и они требуют особого внимания. Для них главное в школе – получить радость от взаимодействия со сверстниками. Это ребята, которые по разным причинам имеют дефицит общения. Сегодня немало так называемых заорганизованных детей, у которых много занятий. А, к примеру, у тех, кто живет в коттедж- ных поселках, поблизости нет сверстников. Однако взрослые должны понимать, что дети стремятся к общению. Они хотят смеяться на уроках не для того, чтобы рассердить учителя или нарушить дисциплину, а для реализации своей потребности в коммуникации.

Рекомендации родителям и педагогам.

1. Поможет включение в урок работы в парах, группах.

 2. Полезны дискуссионные методы, например дискуссия на тему «Зачем современным школьникам знать историю древнего мира» (5-й кл.).

 3. Можно использовать такие слова, как «Ты можешь подвести наш класс», «Одноклассникам важен твой учебный результат», «Ребята будут гордиться тобой».

 4. Можно поручать такому ребенку периодически оказывать помощь более слабым ученикам, или разрешить иногда посмеяться на уроке. Хорошее настроение и желание учиться после этого будут обеспечены.

Особенности обучающихся с преобладанием эмоционального о мотива. В каждом классе есть дети, для которых особенно важен эмоциональный мотив. Для них эмоциональный контакт с учителем - необходимое условие успеха в учебе. Как правило, это дети с тонкой душевной организацией, повышенной возбудимостью. Нередко в эту группу попадают так называемые

правополушарные дети – с преобладающей активностью правого полушария. Они воспринимают любую ситуацию, прежде всего, через эмоциональное отношение к ней. Высокой эмоциональной чувствительностью отличаются также дети со слабым типом нервной системы. Они сильно реагируют на такие внешние воздействия, которые другие дети даже не замечают, например, окрик педагога, адресованный другому ребенку. Однако у них довольно быстро наступает порог насыщения, после которого интенсивность реакций сильно снижается (к примеру, ребенок на уроке получил двойку за невыученное правило по русскому языку, затем и классная работа была выполнена на двойку. Эмоциональное перевозбуждение ребенка в этом случае после плохой оценки приведет к снижению эффективности его работы. Выход из ситуации – на следующий день дать ребенку новую тетрадь).

Рекомендации родителям и педагогам.

1. Слишком «эмоциональное» поощрение, например, похвала на школьной линейке или участие на празднике, приведет к перевозбуждению и снижению работоспособности такого ученика.

2. Замечание учителя на уроке вероятнее всего повлечет ухудшение результатов.

3. Вполне достаточно ему одного взгляда педагога или родителя для того, чтобы изменить свое поведение.



Предварительный просмотр:

Аналитическая справка педагога-психолога

по результатам диагностики  в 3-4  классах.

Март, 2016г.

Цель: уровня школьной мотивации.

                     Диагностика школьной мотивации Н. Лускановой

класс

высокий уровень школьной мотивации

положительное отношение к школе, школа привлекает детей внеучебной деятельностью.

низкая школьная мотивация

негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

3-А

20%

               60%          

        20%

     ------

3-Б

15%

               65%      

        25%

      5%

4-А

44%

               48%

         8%

     ------

4-Б

31%

               42%

        17%

      10%

 Рекомендации  педагогам по повышению уровня учебной мотивации

 1.  Осмысленная деятельность учителя - осмысленное обучение. Процесс обучения станет более эффективным, если организовать самопреподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения. Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, учитель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися, а так же он должен хорошо знать себя. Любые действия должны быть осмысленными. Это относиться и к тому , кто требует действия от других

 2.  Развитие внутренней  мотивации  - это движение вверх. Для того, чтобы учащийся по- настоящему включился в работу, нужно , чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности , были не только поняты , но и внутрине приняты , то есть чтобы они приобрели значимость для учащихся и нашли отклик в его переживаниях. Учебная деятельность всегда полимотивирована. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. Стратегия «Положительная  мотивация » . Некоторым ученикам, испытывающим трудности в обучении вообще или в решении конкретных задач, чтобы прийти к изменению, достаточно просто понять, что именно в их действии не срабатывают и , какого типа мотивационный стиль работал бы эффективнее. Конечно , обучение новому мотивационному стилю не так быстро. Но направленные действия подготовленного, грамотного  педагога  могут помочь ученикам справиться с проблемной ситуацией.

 3.   Мотивация  достижения и способности . Поведение , ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Другими словами все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу не удач. Однако, обычно в людях доминирует либо мотив достижения, либо мотив избеганное не удачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегание не удачи - с тревожностью. Люди , мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на не удачу склонны к экстремальным выборам (не реально завышенные или заниженные). Мотивированные на не удачу в случае простых и хорошо заученных навыков (сложение цифр) работают быстрее и точнее, чем мотивированные на успех. При заданиях проблемного характера -картина меняется наоборот. Когда в классе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут сильно мотивированны на достижения. Ни у очень сообразительных, ни у мало способных школьников не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или «слишком лёгкой» или «слишком трудной»

 4. Любознательность и познавательный интерес. Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности - познавательную потребность. Первый начальный уровень этой потребности - это потребность во впечатлениях. Па этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности.  Следующий уровень - потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер. На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности.В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в .младших классах - любознательность; в старших классах - потребность в творческой деятельности.

Педагог –психолог                                                                  В.А.Харченко

 



Предварительный просмотр:

[Введите текст]



Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

 по результатам диагностики 6, 7-А, 7-Б класса.

Дата проведения: декабрь 2015 г.

Цель диагностики:  выявление детей с высоким уровнем тревожности, диагностика мотивационной сферы.

Тревожность – индивидуальная характеристика, проявляющаяся в склонности к частым  переживаниям тревоги, а также в легкости их возникновения.

     Само наличие страхов у ребенка является нормой, но если таких страхов очень много, то можно говорить о «тревожности» как об индивидуальной особенности ребенка.

     Школьная тревожность тесно связана с мотивацией учения, успешности обучения, социальными отношениями со сверстниками.

     Тревога как состояние оказывает в основном отрицательное, дезорганизующие влияние на результаты деятельности детей.

     Нередко учителя рассматривают тревогу как позитивную особенность, обеспечивающую ребенку чувство ответственности, восприимчивости и т.д.

Но это не верно.

     Школьная тревожность часто выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценке со стороны педагогов, сверстников; реже проявляется в беспричинной агрессии, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки, отвечать у доски, т.е. отклоняющемся поведении.

Методика самооценка школьных ситуаций Кондаша

Анализ результатов тестирования выявил 3 учащихся с повышенным уровнем тревожности – (13%) .

Средний уровень тревожности имеют 14учащихся  (61%).

Низкий уровень тревожности  имеют 6учащихся  (26%).

Диагностика мотивационной сферы.

У 1(5%) ребенка высокий уровень – положительное отношение к школе, доминирование познавательных процессов.

У 13(56%) учащихся средний уровень – обще положительное отношение к школе, преобладает как игровая деятельность так и учебная, или незнание одного предмета

У 6(26%)учащихся низкий уровень – общее отношение к школе нейтральное, доминирование вне учебных интересов. –

У 3(13%) учащихся негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Рекомендации педагогам и родителям:

 Разумная требовательность к организационным аспектам учебного труда, внушение уверенности и поддержка при постановке учебных задач, пристальное внимание к процессу их решения, своевременное оказание помощи, вовлечение в активные творческие формы деятельности, содержательная оценка ее результатов, всяческое подчеркивание достижений и ряд других средств должны способствовать повышению успеваемости детей с неврозами.

Повышению качества регуляции учебной деятельности будут способствовать дозированные задачи, с постепенным нарастанием трудности. Педагог должен постоянно подкреплять успех ребенка, стимулировать его к выполнению деятельности подсказками, одобрениями, похвалой, постоянной констатацией успеха, использовать темп проведения урока, соотнесенный с возможностями ребенка с неврозом. Необходима постоянная забота о накоплении знания успеха, об усилении уверенности в собственных силах. Необходимо формировать просоциальные, деловые мотивы учебной деятельности и общения. Особо пристальное внимание следует уделять нравственному воспитанию детей, коррекции нравственных дисгармоний, социально-неадекватных мотивационных установок и неадекватно заниженной самооценки.

Учителя часто не осознают влияния на учащихся негативной роли окриков, нетактичных слов, назидательной интонации. Тем не менее, психологи отмечают, что низкая тональность, спокойные интонации оказываются более действенными, в то время как напряжённый, резкий голос наталкивается на эмоциональное отчуждение.

Педагог, не учитывающий индивидуальные особенности личности школьников, их наиболее уязвимые черты характера, не соизмеряющий с этими особенностями свои действия и слова, может стать непосредственной причиной возникновения дезадаптации, невроза у учащегося.

Для борьбы с невротизацией необходимо тесное сотрудничество педагога и психолога. Педагог предпринимает необходимые усилия для устранения стрессогенных факторов школьной жизни, провоцирующих невротические реакции и усугубляющих невротизацию.

Психолог школы                                                         В.А.Харченко



Предварительный просмотр:

Аналитическая справка педагога-психолога

по результатам диагностики  во 8-А,8-Б  классе.

Февраль, 2016г.

Цель: выявление уровня развития самооценки, тревожности, ригидности, и также выявление уровня школьной мотивации.

                     Диагностика школьной мотивации Н. Лускановой

класс

высокий уровень школьной мотивации

положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

низкая школьная мотивация

негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

8-А

5%

                      58%

      37%

------

8-Б

14%

                     43%

        43%

  -----

Диагностика выявления тревожности,самооценки, агрессивности.

класс

Отсутствие тревожности

Средний уровень

Высокий  уровень

8-А

                70%      

30%

---

8-Б

                       ----

28%

72%

      класс

Высокая самооценка, устойчив к неудачам , не боится трудностей.

Средний уровень , фрустрация имеет место быть.

Низкая самооценка, избегает трудностей ,боится неудач.

           8-А

                63%

         37%

                 ------

           8-Б

                50%      

          50%        

                  ----

класс

Спокоен, выдержан

 Средний уровень

Агрессивен , не выдержан, есть трудности при общении

            8-А

              85%    

           10%

            5%

             8-Б

              50%        

          50%

       ----

Рекомендации педагогам и родителям:

 Разумная требовательность к организационным аспектам учебного труда, внушение уверенности и поддержка при постановке учебных задач, пристальное внимание к процессу их решения, своевременное оказание помощи, вовлечение в активные творческие формы деятельности, содержательная оценка ее результатов, всяческое подчеркивание достижений и ряд других средств должны способствовать повышению успеваемости детей с неврозами.

Повышению качества регуляции учебной деятельности будут способствовать дозированные задачи, с постепенным нарастанием трудности. Педагог должен постоянно подкреплять успех ребенка, стимулировать его к выполнению деятельности подсказками, одобрениями, похвалой, постоянной констатацией успеха, использовать темп проведения урока, соотнесенный с возможностями ребенка с неврозом. Необходима постоянная забота о накоплении знания успеха, об усилении уверенности в собственных силах. Необходимо формировать просоциальные, деловые мотивы учебной деятельности и общения. Особо пристальное внимание следует уделять нравственному воспитанию детей, коррекции нравственных дисгармоний, социально-неадекватных мотивационных установок и неадекватно заниженной самооценки.

Учителя часто не осознают влияния на учащихся негативной роли окриков, нетактичных слов, назидательной интонации. Тем не менее, психологи отмечают, что низкая тональность, спокойные интонации оказываются более действенными, в то время как напряжённый, резкий голос наталкивается на эмоциональное отчуждение.

Педагог, не учитывающий индивидуальные особенности личности школьников, их наиболее уязвимые черты характера, не соизмеряющий с этими особенностями свои действия и слова, может стать непосредственной причиной возникновения дезадаптации, невроза у учащегося.

Для борьбы с невротизацией необходимо тесное сотрудничество педагога и психолога. Педагог предпринимает необходимые усилия для устранения стрессогенных факторов школьной жизни, провоцирующих невротические реакции и усугубляющих невротизацию.

Психолог школы                                                         В.А.Харченко



Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

 по результатам диагностики 9 класса.

Дата проведения: декабрь 2015 г.

Цель диагностики:  выявление детей с высоким уровнем тревожности, диагностика мотивационной сферы, и  психологического климата в классе.

Всего обследовалось 23 учащихся 9  класса.

Тревожность – индивидуальная характеристика, проявляющаяся в склонности к частым  переживаниям тревоги, а также в легкости их возникновения.

     Само наличие страхов у ребенка является нормой, но если таких страхов очень много, то можно говорить о «тревожности» как об индивидуальной особенности ребенка.

     Школьная тревожность тесно связана с мотивацией учения, успешности обучения, социальными отношениями со сверстниками.

     Тревога как состояние оказывает в основном отрицательное, дезорганизующие влияние на результаты деятельности детей.

     Нередко учителя рассматривают тревогу как позитивную особенность, обеспечивающую ребенку чувство ответственности, восприимчивости и т.д.

Но это не верно.

     Школьная тревожность часто выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценке со стороны педагогов, сверстников; реже проявляется в беспричинной агрессии, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки, отвечать у доски, т.е. отклоняющемся поведении.

     Мы смотрели детей по нескольким факторам:

  Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

  1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
  2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты ( прежде всего – со сверстниками).
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха -  неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности  в успехе, достижении высокого результата и т.д.
  4. Страх самовыражения – негативные  эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим,  демонстрации своих возможностей.
  5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.
  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуации стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, диструктивного реагирования на тревожные факторы среды.  
  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

               

Методика самооценка школьных ситуаций Кондаша

Анализ результатов тестирования выявил 3 учащихся с повышенным уровнем тревожности – (13%) .

Средний уровень тревожности имеют 14учащихся  (61%).

Низкий уровень тревожности  имеют 6учащихся  (26%).

Диагностика мотивационной сферы.

У 1(5%) ребенка высокий уровень – положительное отношение к школе, доминирование познавательных процессов.

У 13(56%) учащихся средний уровень – обще положительное отношение к школе, преобладает как игровая деятельность так и учебная,

или незнание одного предмета

У 6(26%)учащихся низкий уровень –

общее отношение к школе

нейтральное, доминирование вне

учебных интересов. –

У 3(13%) учащихся негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Психологический  климата

 в классе» Федоренко Л.Г

Школьник высоко оценивает психологический климат в классе. Ему нравятся люди, с которыми он учится. -13 уч  56%

Школьнику скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо.- 7уч  31%

Школьник оценивает психологический климат в классе как очень плохой -3уч 13%

Рекомендации педагогам и родителям:

 Разумная требовательность к организационным аспектам учебного труда, внушение уверенности и поддержка при постановке учебных задач, пристальное внимание к процессу их решения, своевременное оказание помощи, вовлечение в активные творческие формы деятельности, содержательная оценка ее результатов, всяческое подчеркивание достижений и ряд других средств должны способствовать повышению успеваемости детей с неврозами.

Повышению качества регуляции учебной деятельности будут способствовать дозированные задачи, с постепенным нарастанием трудности. Педагог должен постоянно подкреплять успех ребенка, стимулировать его к выполнению деятельности подсказками, одобрениями, похвалой, постоянной констатацией успеха, использовать темп проведения урока, соотнесенный с возможностями ребенка с неврозом. Необходима постоянная забота о накоплении знания успеха, об усилении уверенности в собственных силах. Необходимо формировать просоциальные, деловые мотивы учебной деятельности и общения. Особо пристальное внимание следует уделять нравственному воспитанию детей, коррекции нравственных дисгармоний, социально-неадекватных мотивационных установок и неадекватно заниженной самооценки.

Учителя часто не осознают влияния на учащихся негативной роли окриков, нетактичных слов, назидательной интонации. Тем не менее, психологи отмечают, что низкая тональность, спокойные интонации оказываются более действенными, в то время как напряжённый, резкий голос наталкивается на эмоциональное отчуждение.

Педагог, не учитывающий индивидуальные особенности личности школьников, их наиболее уязвимые черты характера, не соизмеряющий с этими особенностями свои действия и слова, может стать непосредственной причиной возникновения дезадаптации, невроза у учащегося.

Для борьбы с невротизацией необходимо тесное сотрудничество педагога и психолога. Педагог предпринимает необходимые усилия для устранения стрессогенных факторов школьной жизни, провоцирующих невротические реакции и усугубляющих невротизацию.

Психолог школы                                                         В.А.Харченко



Предварительный просмотр:

[Введите текст]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Технологии уровневой дифференциации. Система работы с учащимися, имеющими пониженный уровень мотивации к учебе."

Текст выступления на семинаре на тему "Технологии уровневой дифференциации. Работа с учащимися, имеющими низкий уровень знаний в школе." и презентация к выступлению....

тренажер для подготовки к ОГЭ детей с низкой мотивацией к учебе.

Тренажер предназначен для подготовки детей с невысоким уровнем знаний по математике. Учащийся может самостоятельно готовиться....

Рабочая программа по повышению мотивации к учебе младших школьников

Цель программы: создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности....

Работа сдетьми-мигрантами

План и работа с детьми-мигрантами...

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для обучающегося со сниженной мотивацией к учебе

При организации учебной деятельности ничто так сильно не интересует и не заботит опытного педагога, как учебная мотивация школьников, так как по справедливому наблюдению А. С. Мясищева, результаты дея...

План работы по повышению мотивации к учебе

План работы по повышению мотивации к учебе ...

«Информационные технологии в исследовательской работе учителя и учащихся по биологии как средство формирования мотивации к учебе».

Материал содержит авторскую концепцию по использованию  информационных технологий в исследовательской работе  учителя и учащихся по биологии....