Методическая разработка «Ты не один» по профилактике суицидальных намерений у подростков.
методическая разработка по психологии (10, 11 класс)

Шкапова Лариса Викторовна

В течение последних двух десятилетий в России частота суицидальных действий среди молодежи удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Специалисты утверждают, что в 10% случаях суицидальное поведение имеет цель покончить собой, а в 90% суицидальное поведение подростка – это «крик о помощи».

По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти.

Такая статистика вызывает серьезную озабоченность врачей, педагогов, специалистов служб сопровождения, общественности. В связи с этим остро стоит вопрос коррекции суицидального поведения в детско-подростковой среде образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itog_metodicheskaya_razrabotka.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Л.В. Шкапова,

директор ГБУ ДО ЦППМСП,

педагог-психолог высшей квалификационной категории,

ГБУ ДО ЦППМСП Московского района Санкт-Петербург;

О.В. Доронина,

магистр образования по направлению Педагогика,

 педагог-психолог высшей квалификационной категории,

ГБУ ДО ЦППМСП Московского района Санкт-Петербург

Методическая разработка «Ты не один»

по профилактике суицидальных намерений у подростков.

В течение последних двух десятилетий в России частота суицидальных действий среди молодежи удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Специалисты утверждают, что в 10% случаях суицидальное поведение имеет цель покончить собой, а в 90% суицидальное поведение подростка – это «крик о помощи».

По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти.

Такая статистика вызывает серьезную озабоченность врачей, педагогов, специалистов служб сопровождения, общественности. В связи с этим остро стоит вопрос изучения факторов и коррекции суицидального поведения в детско-подростковой среде образовательного учреждения.

Цели и задачи интерактивного занятия

Цели:

  • обеспечение системного, комплексного социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидальных намерений обучающихся;
  • ориентация обучающихся на ценность жизни, жизни не только своей, но и чужой – жизни человека, находящегося с тобой рядом.

Поставленные цели достигаются за счёт последовательного решения следующих задач:

  • Изучить теоретические аспекты проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использовать информацию в работе с подростками, педагогами.
  • Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
  • Формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и личности других людей.

Адресат:

Обучающиеся в возрасте 14 - 15 лет.

Продолжительность:

Продолжительность интерактивного занятия составляет 2 академических часа.

Система оценки достижения планируемых результатов.

Система оценки результатов освоения программы состоит из результатов включенного наблюдения, качественной оценки выполненных заданий, результатов диагностического обследования.

Ожидаемый результат.

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество обучающихся с суицидальными намерениями. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в подростковой и детско-родительской среде.

Достоинства программы.

  • В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;
  • В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
  • В создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

        Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы.

  1. Конституция Российской Федерации (статьей 20 устанавливается обще конституциональное право любого человека на жизнь).
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Закон четко определяет информационную продукцию, недопустимую для детской аудитории, и регламентирует проведение экспертизы информационной продукции.
  4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Статья 41 регламентирует обеспечение безопасности обучающихся и профилактику несчастных случаев во время их пребывания в образовательной организации. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: проведение профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Согласно данному постановлению в соответствии с критериями оценки информации, утвержденными межведомственным приказом Роскомнадзора, ФСКН России и Роспотребнадзора от 11.09.2013 г. № 1022/368/666 проводится экспертиза ссылок в сети Интернет. При наличии запрещенной информации о способах совершения самоубийства и (или) призывов к их совершению принимается решение о блокировании данных ссылок.
  6. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351. В Концепции предусмотрено сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы.
  7. «План мероприятий на 2015 - 2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 г. № 167-р. В числе мер по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков указана разработка системы первоочередных мер по предотвращению подросткового суицида, включая подготовку психологов в системе здравоохранения для работы с детьми и подростками с суицидальными наклонностями, а также организацию проведения психологическими службами образовательных учреждений профилактической работы с детьми, родителями, социальным окружением ребенка.
  8. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. За жестокое обращение с детьми (физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка)) в зависимости от его тяжести предусмотрено привлечение родителей к административной ответственности (ст. 5.35 КоАП РФ в виде штрафа от 100 до 500 рублей). Уголовный кодекс Российской Федерации. Так как нанесение вреда здоровью может быть причиной суицидального поведения среди детей и подростков, предусмотрена уголовная ответственность (статьи 110, 115 - 118, 125, 156). Семейный кодекс Российской Федерации. За ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей предусмотрена гражданско-правовая ответственность в виде лишения родительских прав (ст. 69), ограничения (ст. 73), отобрания ребенка при угрозе его жизни и здоровья (ст. 77).

Ведомственные документы по профилактике суицидального поведения:

  1. Письмо Рособрнадзора от 20.09.2004 г. № 01-130/07-01 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков».
  2. «Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов образовательных организаций по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению» Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей», Москва, 2018 год.
  3. «Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по работе с родителями обучающихся образовательных организаций по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению» Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей», Москва, 2018 год.
  4. Рекомендации по ограничению доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования


Ход занятия:

Знакомство:

Обучающимся предлагается назвать свое имя и рассказать о своем хобби — увлечении или любимом деле.

Важно: во время знакомства обсуждать с детьми их хобби, проявлять заинтересованность, привлекать к диалогу одноклассников, находить что-то общее в хобби подростков (например, увлечение рисованием «аниме» и «скетч», сериалами и компьютерными играми).

Данное упражнение носит и диагностический характер, так как в процессе обсуждения следует обратить внимание на следующие моменты:

  • сразу же или после некоторой паузы начинает подросток рассказывать о своем хобби;
  • как на рассказ подростка реагируют его одноклассники, проявляют ли заинтересованность (к сожалению, бывают ситуации, когда подростки пытаются не лестно комментировать высказывания своего одноклассника – в таких случаях нужно поддержать обучающегося).

Лекционная часть: Хобби или увлечение — вид человеческой деятельности, некое занятие, которым занимаются на досуге, для наслаждения. Увлечение — то, чем человек любит и с радостью готов заниматься в своё свободное время. Увлечение является хорошим способом борьбы со стрессом, гневом. Кроме того, увлечения зачастую помогают развить кругозор. Основная цель увлечений — помочь самореализоваться.

Далее в процессе работы с детьми обсуждаются вопросы одиночества.

Лекционная часть: Интересно, что наибольший процент одиноких людей «дают» большие города. Жизнь в мегаполисе разъединяет его жителей, а не сближает. По статистике в любом крупном городе очень малый процент коренных (в третьем-четвертом поколении) горожан. Все остальные - мигранты: то есть те, кто когда-то перебрался в большой город из других мест. И пусть даже они всю жизнь прожили в этом городе, пусть даже коренными горожанами стали их дети и внуки - все равно люди в семьях хранят традиции и устои, которые впитали с молоком матери на 'земле предков'. И эти традиции передают своим потомкам. То есть следующие поколения воспитываются в духе тех мест, откуда когда-то прибыли их деды и отцы. Поэтому у многих горожан возникают трудности с общением, с нахождением адекватного партнера. А в результате большие города побивают все рекорды по количеству одиноких людей.

Однако одиночество - не всегда оказывает негативное влияние на подростков. Есть ситуации, когда людям (одним реже, другим чаще) просто необходимо побыть наедине с собой. И о проблеме одиночества можно говорить тогда, когда это состояние затягивается вопреки вашему желанию - иными словами, когда от одиночества человек начинает страдать. В обычный психологии есть понятие «сенсорная депривация» (или эмоционально-информационный голод). Если человек лишен необходимого ему по структуре личности количества общения, необходимых жизненных впечатлений, у него могут возникнуть проблемы и психологического, и психиатрического, и соматического характера. Все потому, что он самым натуральным образом голодает по общению, по информации.

В беседе делается акцент на ответственность окружающих, на то что иногда достаточно обратить внимание на «закрытость» своего одноклассника, тем самым оказать ему помощь, либо обратить внимание взрослых на изменение эмоционального состояния человека, находящегося с нами рядом.

После непродолжительной беседы подросткам предлагается выполнить упражнение – класс делился на восемь групп, каждой группе дается задание выполнить коллаж-открытку под названием «Ты не один», направленную на оказание помощи детям, находящимся в одиночестве.

Коллаж, как техника арт-терапии, нацелена на включенность в процесс всех участников. Основной же целью коллажа является возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и свое понимание темы, что так же приводит к развитию творческих способностей и повышению самооценки.

По завершении упражнения подросткам предлагается объединится в две команды и из полученных рисунков создать «социальную рекламу» - «Ты не один». Завершается интерактивное занятие представлением командой своей «социальной рекламы».

Вывод: Поскольку причинами суицидальных намерений среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения между обучающимися, вовлечению обучающихся в социально-значимые виды деятельности, формированию установок у обучающихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).

Терминологический словарь.

Адаптация социальная — постоянный процесс активного, приспособления к условиям среды социальной, а также результат этого процесса. Социальная адаптация идет непрерывно.

Адаптивное поведение — это приспособительное поведение человека. Оно характеризуется сознательным включением человека в деятельность, активным и добросовестным отношением к делу, проявлением инициативы и высоким эмоциональным самочувствием. Адаптивное поведение воспитывается в процессе и посредством обучения. Успешность его формирования зависит от отношения личности к себе, т.е. самооценки, от отношений между учителем и учеником, от отношений детей в коллективе.

Одиночество — социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена — позитивное (уединённость) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие одиночества имеет негативные коннотации.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок и т.д. При социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение, как функциональной, так и содержательной стороны социализации. При этом, нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок, так и косвенными десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации, которыми для учащегося, в частности, являются семья, школа.

Суицидальный риск — степень вероятности возникновения суицидальных побуждений, формирования суицидального поведения и осуществления суицидальных действий. Степень выраженности суицидального риска (вероятность осуществления суицидальных действий) можно определить путем сопоставления суицидогенаых и антисуицидальных факторов личности, а также степенью влияния личностно-ситуационных (характер и значимость суицидогенного конфликта) и средовых (социально демографических) факторов.

Скетчинг - это техника рисования быстрых рисунков. Происхождение слова «скетчинг» объясняется от английского слова «sketch» – этюд, зарисовки, набросок, «рисовать эскизы», «делать наброски». Техника скетчинга основана на том, что рисунок выполняется в довольно быстром темпе, что позволяет художнику за небольшой промежуток времени быстро визуализировать различные объекты и идеи. Техника скетчинга давно используется как основной инструмент для дизайнеров и тех, кому нужно быстро донести свои мысли и идеи другим с помощью рисунка.

Список используемой литературы:

  1. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
  2. Жулдыбина Т.Ю. Арт – терапевтический прием «коллаж» как средство организации работы педагога – психолога с подростками группы риска.// Материалы региональной научно-практ. конференции «Мир человека и его измерение». - Березники: ПГУ, 2007.
  3. Подростковое одиночество – проблема страданий души - http://svp.expert/sistemno-vektornaya-psixologiya/podrostkovoe-odinochestvo/
  4. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.
  5. Хараш А.У. Психология одиночества // Педология/новый век. № 4, 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Профилактика депрессивных и суицидальных намерений у подростков"

Тема семинара актуальна по здоровьесбережению детей и в рамках реализации плана по суицидам в ОУ....

Методические рекомендации в рамках работы по профилактике суицидального поведения среди подростков

Окружающая среда человека играет фундаментальную роль в развитии его личности. Особое место, при этом занимают малые группы, в которых школьник взаимодействует с другими. Это школьный класс, неформаль...

Памятка для родителей по профилактике суицидальных намерений у подростков

Памятка для родителей по профилактике суицидальных намерений у подростков...

Методическая разработка «Ты не один» по профилактике суицидальных намерений у подростков/

В течение последних двух десятилетий в России частота суицидальных действий среди молодежи удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершаю...

Статья: Профилактика суицидальных намерений в подростковом возрасте.

Статья: Профилактика суицидальных намерений в  подростковом возрасте.Проблема суицида, как никогда, остро стоит в нашем районе. Что толкает детей к такому страшному шагу, как сведение счетов с жи...

Методическая разработка занятия, направленного на профилактику суицидальных тенденций у подростков и формирование у них жизнеутверждающих установок «Ты не один»

Профессиональное выгорание педагога – это нарастающее эмоциональное истощение. Оно выражается в психическом, эмоциональном и физическом утомлении, его проявления могут быть самыми разнообразными...

Методическая разработка классного часа по теме: «Профилактика вредных привычек у подростков»

Методическая разработка классного часа по теме: «Профилактика вредных привычек у подростков»...