Компьютерная зависимость
материал по психологии

Александрова Анастасия Сергеевна

Компьютерная зависимость

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_obshcheshkolnom_rod_sobranii.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на общешкольном родительском собрании педагога-психолога Александровой А.С. на тему «Компьютерная зависимость».

По своему значению для развития общества информация приравнивается к важнейшим ресурсам наряду с сырьем и энергией. В развитых странах большинство работающих заняты не в сфере производства, а в той или иной степени занимаются обработкой информации.

Вместе с тем можно отметить и новую тенденцию, заключающуюся во все большей информационной зависимости общества в целом и отдельного человека, в частности. Именно поэтому в последнее время появились такие категории, как «информационная политика», «информационная безопасность», «информационная война» и целый ряд других новых понятий, в той или иной мере связанных с информацией.

Какие же опасности ждут школьника в сети Интернет?

Прежде всего, можно выделить следующие:

1. Суицид - сайты, на которых дети получают информацию о «способах» расстаться с жизнью;

2. Сайты-форумы потенциальных самоубийц;

3. Наркосайты. Интернет пестрит новостями о "пользе” употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления "зелья”;

4. Сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие: экстремизм, национализм, фашизм;

5. Сайты порнографической направленности;

6. Сайты знакомств. Виртуальное "убивает” коммуникативные навыки подростка; секты.

7. Даже с точки зрения безопасности и сохранности вашего имущества, общение в сетях надо контролировать!

Это далеко не весь список угроз сети Интернет. Любой школьник может попасть на такие сайты случайно: кликнув по всплывшему баннеру или перейдя по ссылке. Есть дети, которые ищут подобную информацию специально, и естественно, находят.

Кроме этого, появились психологические отклонения, такие как компьютерная и Интернет - зависимость, игромания (зависимость от компьютерных игр).

Советы по безопасности в этом возрасте:

1. Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения.

2. Укажите список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернет, руководство по общению в Интернет (в том числе в чатах).

3. Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.

4. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни.

5. Зарегистрируйтесь сами в социальных сетях и станьте виртуальным другом ребёнка.

Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения,

отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может

быть опасна!

Многие волнения родителей по поводу сильной привязанности к технологиям совершенно напрасны. Ведь всемирная паутина дает массу возможностей для обучения и развития. Но одновременно с этим детские и подростковые психологи отмечают случаи, когда увлеченность технологиями не идет на пользу, а скорее начинает вредить ребенку. Как распознать зависимость и что делать дальше?

Как отличить «здоровое» использование гаджетов от зависимости?

Среди причин зависимости от Интернета можно выделить как психологические, так и соматические. Они в целом напоминают причины, вызывающие зависимость от компьютерных игр. Психологи считают, что нездоровый интерес к Интернету можно назвать заболеванием в том случае, когда ребенка не интересуют другие аспекты жизни. Помощь специалиста необходима в случаях, когда дети, «висящие» в сети, забрасывают учебу, перестают общаться с друзьями, не выполняют домашние и школьные обязанности и не могут дистанцироваться от компьютера самостоятельно. Напротив, если ребенок радостно идет гулять с друзьями, занимается любимым хобби, активен и социален, то, скорее всего, повода для беспокойства у вас нет. Смартфон для подростков – это островок независимости и самоопределения, а также явный признак принадлежности к определенной социальной группе. В какой-то мере он необходим современным детям.

Как предупредить компьютерную зависимость: 7 рекомендаций родителям.

Если вы обеспокоены тем, что ребенок проводит слишком много времени в сети или больше дозволенного играет с гаджетами, рекомендуется предпринять следующие меры.

1. Ограничивайте свое время пользования Интернетом, когда общаетесь с детьми. Исследователи доказали, что дети часто чувствуют себя покинутыми, когда родители отвлекаются от разговоров на телефон или компьютер. В результате ребенок сам «погружается» в виртуальный мир. Так что возьмите себе за правило не отвлекаться на устройства, когда разговариваете с ребенком.

2. Изучите поведение ребенка в Интернете. Начните с исследования того, как ваш ребенок пользуется сетью. Играет ли он в игры? Постит ли селфит в социальных сетях? Ведет ли блог? В какое время он пользуется Интернетом? Ответы на все эти вопросы помогут вам лучше понять, как действовать дальше.

3. Копируйте Интернет-активность ребенка. Если ваше чадо «зависает» в социальных сетях, то добавьте его к себе в друзья и подпишитесь на группы, которые ему интересны. Время от времени вы можете даже общаться с ребенком с помощью того средства коммуникации, которое он предпочитает. Подобный «трюк» поможет установить контакт в случае, если разговор между вами и ребенком не клеится. Ребенок будет больше открыт к общению, а вы, возможно, осмелитесь виртуально задать ему те вопросы, на которые ранее не получали ответа.

4. Переводите ребенка из онлайна в оффлайн, ориентируясь на его интересы. Как только вы поняли, что «цепляет» ребенка в Интернете, вы можете постепенно переводить его из онлайна в оффлайн. Если ребенок играет в определенный тип игр, то предложите ему совместную настольную или активную игру с похожим смыслом. Например, ваш ребенок не может оторваться от создания своего виртуального мира. Значит, он так же полюбит конструкторы или химические наборы, позволяющие «копировать» его деятельность в популярных играх. Если сын или дочь предпочитает компьютерные игры типа квест, запланируйте в выходной совместный поход на квест в реальности. Некоторым детям в игре больше привлекает элемент соревнования. Дайте малышу возможность делать то же самое, к примеру, отведя в спортивную секцию на борьбу. Если ребенок «завис» в социальных сетях, предложите общение с друзьями в реальности: устройте домашние игры в «Мафию», «Активити», «Крокодила» или другие, которые найдут живой отклик у подрастающего поколения.

5. Станьте Интернет-гуру для ребенка. Изучайте современные технологии, рассказывайте детям о возможностях, которые они предоставляют. Рассказывайте о положительных примерах применения Интернета: это и огромные возможности получить удаленное образование по интересующему предмету от ведущих ВУЗов мира, и изучение практически любого иностранного языка, не выходя из дома. Станьте положительным примером «умного» использования технологий для своего ребенка, и он, сам того не осознавая, будет тянуться за вами и брать с вас пример.

6. Придумывайте вместе с ребенком новые хобби. Все эксперты сходятся во мнении, что наличие хобби – самый «мощный» инструмент излечения от зависимости, и не только от Интернета. Если вы уже знаете интересы ребенка, предложите ему варианты офлайн - активности: будь то занятия спортом, театром или музыкой. Если ребенок ничем не интересуется, кроме Интернета, вернитесь к рекомендации номер два, а затем последуйте рекомендациям три и четыре.

7. Объявите «День свободы от Интернета». Наконец, заведите в семье особенные дни отдыха от технологий. Вы можете придумать семейные праздники или создать новые семейные традиции. Дополнительно в этот день придумайте собственную игру, по правилам которой любой член семьи получает «желтую карточку», когда берет телефон или «срывается» на компьютер. Разработайте способы поощрения за технологическое воздержание. Чем интереснее и сложнее правила, тем лучше может оказаться эффект.

Если ребенок все чаще отказывается от чтения книг, прогулок и общения с друзьями, а вместо этого часами сидит за компьютером, у неравнодушных родителей возникает масса вопросов: что заставляет ребенка отказываться от обычных детских радостей в пользу гонок, «стрелялок» и прочих популярных компьютерных игр? Что так привлекает его в этих игрушках: азарт и жажда победы или желание самоутвердиться среди сверстников? Чем является для него виртуальный мир: средством от скуки или осознанным уходом от реальности? Но какие бы мотивы ни притягивали ребенка к монитору, в любом случае это тревожный звоночек, сообщающий, что в реальном мире ему неуютно и одиноко.

Некоторые родители могут резонно возразить: «Что плохого в том, что

сын или дочь вместо беготни на улице постоянно находится дома, на наших глазах?». И будут не совсем правы. Ребенок, который бóльшую часть свободного времени проводит у монитора, очень далек от родителей, да и вообще от реальной жизни.

Хотите в этом убедиться? Попробуйте во время игры обратиться к нему с какой-либо мелкой просьбой или позовите обедать – вы будете неприятно удивлены тем, сколько недовольства и раздражения услышите в его голосе. К сожалению, компьютерная зависимость в последние 10-15 лет стремительно растет, и наиболее уязвимой категорией здесь являются именно дети и подростки. Психологи даже название этому явлению придумали: лудомания.

Что делать родителям, если ребенок постепенно уходит из реального

мира в виртуальный?

Если вашему ребенку виртуальная жизнь кажется интереснее реальной,

значит, он испытывает дефицит внимания с вашей стороны. Не в плане материального благополучия, разумеется. С этим, как правило, все в порядке,

ведь современные гаджеты – недешевое удовольствие. Проанализируйте собственное отношение к ребенку: достаточно ли внимания вы ему уделяете

как личности, интересуетесь ли его успехами и проблемами, есть ли между вами доверие, взаимопонимание, дружба. Вероятно, по некоторым пунктам ответ будет отрицательным. Впрочем, это не повод опускать руки: при желании наладить контакт с ребенком – задача посильная, хоть и требующая от взрослых значительной доли самоотдачи. Но ведь физическое и психическое здоровье вашего чада того стóит, правда?

Кто в доме хозяин: вы или компьютер?

Определите свое отношение к компьютеру. Что он для вас: дорогая игрушка или удобный прибор для быстрого получения информации, решения

каких-то рабочих или бытовых задач? Для чего вы включаете компьютер: для просмотра новостей, поиска интересных кулинарных рецептов к домашнему ужину, получения каких-то полезных сведений – или для того, чтобы «повисеть» в соцсетях или поиграть в «танчики»?

Не забывайте, что вы постоянно находитесь под пристальным взглядом

своего чада, которое подсознательно копирует вас, и для которого вы являетесь примером для подражания.  

«Делу время – потехе час». Эта народная мудрость придется здесь весьма кстати. Убедить ребенка, что компьютер – именно «потеха», развлечение, один из видов досуга, несложно. Но лишь в том случае, если он действительно будет занят «делом»: музыкой, рисованием, танцами или спортом – то есть, любым интересным ему занятием. Тогда и полчаса, проведенные за компьютерной игрой, станут просто одним из видов досуга. Но не единственным. Договоритесь с ребенком, когда и сколько времени он будет играть, а по истечении оговоренного времени напомните ему, что время вышло, пора заканчивать игру. Дети любят и ценят, когда родители считают их взрослыми и общаются с ними на равных, поэтому нарушать ранее принятую договоренность им не захочется. К тому же ограничение времени можно позиционировать как одно из правил игры, тогда вопрос «Ну, можно еще чуть-чуть поиграть?» отпадет сам собой: время вышло – игра закончилась.

Чем заменить виртуальные игры?

Каждый родитель знает о способностях и увлечениях своего ребенка. Знает, о чем он мечтает, что ему нравится. Возможно, ваша дочь хорошо поет, рисует или мастерит замечательные поделки, а сын любит погонять мяч во дворе, поплавать или покататься лыжах. Есть смысл пойти навстречу желаниям ребенка и отдать его в специализированную школу или спортивную секцию. Дети – народ увлекающийся и впечатлительный, так что общение со сверстниками-единомышленниками и реальные успехи в любимом занятии быстро вытеснят виртуальные игрушки из числа приоритетов.

Кроме того, есть масса интереснейших развивающих игр для детей любого возраста: от разнообразных конструкторов и кулинарных наборов, с помощью которых дети собственноручно готовят вкуснейшие десерты, до сборки «умных» роботов и автомобилей на радиоуправлении. Ни один ребенок не откажется от такого увлекательного досуга в пользу компьютерной игрушки! Особенно, если проводить этот досуг вместе с мамой и папой.

Как видите, есть много способов вернуть ребенку интерес к реальной жизни. Но все они сводятся к одному: малышу необходимо ваше искреннее внимание, ваша любовь и забота. Не отгораживайтесь от его хрупкого мира, чтобы в какой-то момент этот мир не сузился до размера компьютерного монитора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы компьютерной зависимости

Рекомендации по профилактике компьютерной зависимости....

Рекомендации взрослым по профилактике компьютерной зависимости подростков.

Данный материал может быть использован на родительском собрании....

Лекция для родителей «Игровая компьютерная зависимость»

Профилактическая работа с родителями Цель: рекомендации родителя по предотвращению игровой компьютерной зависимости. Давайте научимся различать многообразие отношений подростка с реальностью, об...

Памятка для родителей по компьютерной зависимости

Одной из проблем современного информационного общества являются новые для педагогики проблемы – игромания и  компьютерная зависимость. Это увлечение компьютерными играми, интернет-технологиями, игровы...

Помощь ребенку с компьютерной зависимостью в семье

Выступление на общешкольном родительском собрании Тема: «Помощь ребенку с компьютерной зависимостью в семье»Цель: формирование представлений родителей о возможностях помощи ребенку с компью...