Занятие по профилактике зависимости от ПАВ для обучающихся 8 – 11 классов на тему: "Формирование навыков уверенного поведения. Умей сказать "Нет!" "
план-конспект по психологии

Кузнецова Лариса Николаевна

Распространенность и возрастающая с каждым годом статистика употребления психоактивных веществ среди подростков на протяжении многих лет остается одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества, определяющих острую необходимость организации решительного и активного противодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_profilaktika_pav.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №7 с углубленным изучением отдельных предметов

142003, Московская область, г. Домодедово, ул. Талалихина, д.6; тел/факс 8 (49679) 74788

Занятие

по профилактике зависимости от ПАВ

для обучающихся 8 – 11 классов

на тему: "Формирование навыков уверенного поведения. Умей сказать "Нет!""

Подготовила:

педагог-психолог

Кузнецова Л.Н.

Цель: выработка и развитие навыков, предотвращающих употребление психоактивных веществ.

Задачи: 1) повышать уровень информированности о вреде ПАВ;

              2) познакомить с достоверной информацией о причинах и последствиях употребления психоактивных веществ;

              3) развивать возможные стратегии поведения для предупреждения зависимости от ПАВ;

              4) Формировать и развивать положительное отношение к жизненным ценностям;

              5) Формировать чувство ответственности за совершаемые поступки.

Оборудование: просторное помещение, интерактивная доска, компьютер, стулья по количеству участников, шариковые ручки, доска, бумажные сердечки, шарики.

Целевая аудитория: обучающиеся 8-11 кл.

Время: 45 мин.

Домодедово 2019

Ход занятия.

1. Приветствие. Знакомство. (3 мин.) Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте». Это значит, что я всем желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому что здоровье, для человека – самая главная ценность. Давайте поприветствуем друг друга. (Дети по кругу говорят друг другу «здравствуй»)

2. Правила работы группы:

  1. Говорить по одному.
  2. Все внимательно слушают говорящего не перебивая.
  3. Для вступления в разговор вне очереди необходимо поднять руку.
  4. Говорить откровенно: что ты чувствуешь и думаешь в данный момент.
  5. Никого не оскорблять: оценивать только поступок, а не человека.
  6. У нас нет наблюдателей, все активные участники.

3. Упражнение 1. "Ледокол".

Цель упражнения: создание позитивного эмоционального настроя на занятие.

Слова педагога-психолога. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку.

     Под звуки метронома педагог-психолог предлагает передавать по кругу друг другу резиновые шарики - попрыгунчики, из правой руки переложить в левую руку шарик, далее рука возвращается на место, а из левой руки передать шарик в правую руку соседа. Далее после слова "стоп" начинаем движение по кругу в обратную сторону.

4. Беседа с показом презентации. Обсуждения с подростками данной темы.

Ребята, давайте помечтаем. Слайд 1

Каждый из вас, наверное, хочет быть богатым и знаменитым, успешным, популярным, просто счастливым человеком. И чем ближе становится тот порог, за которым начинается своя самостоятельная жизнь, тем более ярко мы видим свой путь в ней.

Слайд 2

Дороги, что открываются каждому из вас, разные, и каждая из них по своему прекрасна. Может быть, это вершина успешной карьеры или удачный бизнес.

Слайд 3

А может быть, дорога,  достойная уважения, хорошая профессия.

Слайд 4

Или это победы, одержанные над соперниками, и, прежде всего, над собой, что несут гордость свершений.

Слайд 5

Судьба - это не дело случая, а результат выбора!

Слайд 6

Но в жизни, как на дороге со знаками, мы должны всегда задумываться о том, а правильно ли мы живем?

Есть вещи, которые могут помешать вам, реализовать свои мечты . Это наркотики.

Вряд ли вновь стоит говорить о том, как актуальна эта проблема. Я уверена, наша заинтересованность обоюдна.

Давайте вместе разберемся в ситуации, с которой вы реально можете столкнуться в жизни.

Знаете ли вы, что такое наркотики? (Ответы на вопрос, обобщение)

Да, действительно, наркотики - это серьезнейшая зависимость организма человека от средств и веществ синтетического, а иногда и природного происхождения (мак, конопля). Сегодня наркомания - это "болезнь", "чума" нашего века. Причем, в мировом масштабе.

Слайд 7

А как вы думаете, кто становится наркоманом? (Ответ. Среди всех ответов звучат: слабые люди, одинокие, замкнутые, забитые, бомжи, безработные.)

Верно. Но не только слабые могут стать наркоманами, но и сильные люди, популярные, перспективные, успешные, открытые.

Ярким примером является на отечественной эстраде известный и талантливый артист, неординарный человек Владимир Высоцкий, на зарубежной эстраде - кумир молодежи 60-х годов прошлого века Элвис Пресли, знаменитый артист Фреди Меркюри и многие другие. К сожалению, от этой беды не застрахован никто.

Как происходит привыкание к наркотикам?

Да, постепенно, порой незаметно.

Наркотики разрушают будущее, их употребление  препятствуют получению престижной профессии, устройству на работу и карьерному росту.

Слайд 8

По данным Российской Федерации, за последние 10 лет число детских смертей от наркотиков увеличилось в 42 раза.

2/3 детей и подростков пробовали наркотики.

Каждый год в армии наркоманов прибавляется 66 тысяч человек.

75% наркоманов младше 25 лет.

Среди детей и подростков, принимающих наркотики, 99% больны гепатитом, 30% носители ВИЧ.

Слайд 9, 10, 11

Ответь, земная круговерть,
Зачем планету губит смерть?
Пусть ангелы на нас глядят,
Зачем планету губит яд?
Остановите юных смерть...

А каковы причины употребления наркотиков. Как вы считаете?

Причины:

  • За компанию
  • Модно
  • Назло родителям
  • Чтобы испытать новые ощущения
  • От нечего делать
  • Из любопытства

Последствия:

  • Смерть от передозировки
  • Потеря уважения окружающих
  • Гепатиты и СПИД
  • Конфликты с родителями

Альтернатива:

физические упражнения, прогулки, посещения дискотеки, разговора с другом и т.п.

Вывод: Практически во всех случаях человек сам выбирает, употреблять ему наркотики или нет, а тот кто выбирает наркотики, косвенно выбирает и последствия.

Слайд 12.

Все, что было когда-то прекрасным,
Смысл изначальный утратило вдруг.
Вспыхнули ссоры, и звезды погасли.
Счастье по каплям уходит из рук.

В жизни часто у наркомана судьба складывается по известному сценарию: болезнь - преступление - тюрьма -смерть от передозировки. Очень редким людям удается полностью избавиться от пагубной привычки. И это возможно только при понимании окружающих, поддержке родных, эффективном лечении, реабилитационных мероприятиях.

На планете бед не счесть,
Но и радость тоже есть.
И всегда у человека
В своей жизни выбор есть.

  • Я хочу чтоб вы росли, любили, учились, жили по-настоящему.
  • Я хочу, чтоб всем вам что-то светило в этой жизни, чтобы у всех была какая-то перспектива.
  • И как хочется не видеть среди людей бессмысленных, невидящих взглядов наркоманов.
  • Жить - значить чувствовать, мыслить, страдать и блаженствовать, всякая другая жизнь - смерть.

5. Упражнение «Жизненный смысл».

Цель упражнения: формирование мотивации выживания для людей с  серьезными заболеваниями, для детей находящихся в состоянии депрессии и для расширения источников смысла жизни, осознание личной цели в жизни и возможных вариантов её достижения.

Алгоритм упражнения:

 Этап-1. Ищем смыслы жизни. Обучающиеся  пишут все, что радует их больше всего, иными словами все, что является для них смыслом жизни. Для детей это может быть: поход в кино, гаджеты, игрушки, поездка к морю, новые друзья, «вкусняшки» и т.д. Обучающиеся в порядке очередности делятся своим списком. Выигрывает тот, кто назвал (написал) больше всего смыслов жизни. Этому участнику дается поощрительный приз.

Этап-2. Получаем волшебную "валюту". Определяем наиболее экзотичные смыслы и  оцениваем их сердечками. Чем реже встречается смысл, тем больше сердечек за него даём. Важно объяснить условие заранее, чтобы пробудить у подростков креатив и дух соревнования.

 Например:  1 раз = 5 сердечек; 2 раза  = 4 сердечка; 3 раза = 3 сердечка;

4 раза = 2 сердечка; 5 раз = 1 сердечко. Этап-3. 

Открываем Ярмарку жизненных смыслов. Дети могут «купить»  друг у друга понравившиеся им смыслы жизни. За приобретение определенного вида смысла жизни обучающиеся расплачиваются «валютой», заработанной на втором этапе. Если не хватает сердечек, можно попросить, поделиться смыслом безвозмездно, обратиться к участнику группы со словами: «Юля, я тоже хочу полюбить английский язык и сделать его своим смыслом жизни. Можешь поделиться со мной?»

Этап-4. Обсуждение.  

      Участники игры рассказывают друг другу, какие жизненные смыслы стали для них открытием, что еще они могли бы добавить в свой список.   

6. ИТОГИ.

Педагог-психолог: Наша встреча подошла к концу, и я хочу рассказать вам одну притчу.

Притча

«Жил один почитаемый в народе маг, которому завидовал менее успешный волшебник. Завистник мечтал занять место мага в умах и сердцах людей и потому решил: «Поймаю бабочку, положу ее между ладонями и спрошу мага: «Живая бабочка или мертвая?» - Если маг ответит: «Живая», — я сожму ладони, и все увидят, что маг был не прав. Если же он скажет, что бабочка мертвая, то я разомкну ладони, бабочка улетит, и снова будет очевидно, что маг не так велик и всемогущ, как казалось».

Волшебник так и поступил. Поймал на лугу бабочку, поместил ее между ладонями и пришел к магу с вопросом: «Живая бабочка или мертвая?» На что маг ответил мудро: «Все в твоих руках».

Слайд 13.

Педагог-психолог: Ребята, помните: ваша будущая судьба - только в ваших руках. Сделайте свой выбор и пусть он будет правильным!

В добрый путь!

7. Рефлексия:

Педагог-психолог: «Что вы чувствовали, в процессе работы? Какие эмоции испытывали? Прибавилось ли у вас уверенности для прохождения новых этапов жизни? Что нового узнали на занятии? Какое упражнение вам принесло пользу?

Список литературы:

  1. Личко А.Е. Подростковая наркология. - Мн., 1991.
  2. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
  3. Кулинич г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей. - М., "Вако", 2008.
  4. . Грецов А.Г.  Психологические тренинги с подростками. Питер 2008;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Формирование лексических навыков говорения при изучении английского языка в 6 классе средней школы по теме «Здоровье»"

Методическая разработкаФормирование лексических навыков говорения при изучении английского языка в 6 классе средней школы  по теме «Здоровье»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ «ОТРАБОТКА НАВЫКОВ УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИЯХ НЕОБХОДИМОСТИ УБЕЖДЕНИЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ»

Убеждение — элемент мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые д...

Тренинговое занятие по профилактике зависимого поведения

Тренинговое занятие по профилактике зависимого поведения "Умей сказать "НЕТ"...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Формирования коммуникативных навыков обучающихся с умеренной умственной отсталостью».

Выступление на педагогическом совете по теме: «Формирования коммуникативных  навыков обучающихся с  умеренной умственной отсталостью»....

Опыт работы по теме "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ) ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ МЕТОДИК"

В современной социально-экономической ситуации  вопросы коммуникативных  способностей  детей с нарушениями в развитии приобретают особую актуальность. В сложившейся ситуации именно школ...

Статья по теме: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями и их коррекция через реализацию комплекса коррекционно-развивающих за...