Как не сгореть на работе
методическая разработка по психологии

Консультация с элементами тренинга для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_dlya_pedagogov.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

« СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

И   ЕГО  ПРОФИЛАКТИКА».

ЦЕЛЬ: Способствовать профилактике эмоционального сгорания у педагогов в профессиональной деятельности.

1. Педагогическая деятельность и синдром эмоционального сгорания.

Многим людям, которые ходят на работу знакомо состояние апатии, усталости, снижения работоспособности, отсутствие новых идей.    

 Первое, что приходит в голову – необходимо в отпуск! Но, к сожалению, возращение на работу после долгожданного отдыха не возвращает когда-то сильное желание вести урок,  не приходят интересные идеи и ощущение энергии и вкуса к жизни тоже не появляется.

Что же происходит? Ответ не утешителен -  синдром эмоционального сгорания.

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.

Эмоциональное выгорание – самая опасная профессиональная болезнь.

- Кто подвержен этому «заболеванию»?

В основном это те, кто по роду своей деятельности  часто общается с людьми: педагоги, психологи, менеджеры, продавцы,  врачи, журналисты.

Как показывают  исследования специалистов, самой уязвимой в этом отношении является профессия педагога, так как она по своей природе эмоциогенна. По общему признанию отечественных специалистов педагогическая деятельность - один из наиболее деформирующий личность человека видов профессиональной деятельности.

2. Симптомы стресса.

Симптомы:

Физические –

  • усталость; чувство истощения;
  • восприимчивость к изменениям показателей внешней среды;
  • частые головные боли;
  • расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • избыток или недостаток веса;
  • одышка;
  • бессонница.

Поведенческие –

  • работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше;
  •  профессионал рано приходит на работу и остается надолго;
  •  поздно появляется на работе и рано уходит;
  •  берет работу на дом;
  •  пессимизм;
  •  нежелание общаться с коллегами и учениками

Психологические –

  • чувство беспокойства;
  • чувство скуки;
  • снижение уровня энтузиазма;
  • чувство обиды;
  • чувство разочарования;
  • неуверенность;
  • чувство вины;
  • чувство невостребованности;
  • легко возникающее чувство гнева;
  • раздражительность;
  • подозрительность;

3. Стадии и динамика развития эмоционального сгорания:

Стадии

Синдром эмоционального сгорания развивается    постепенно.

Условно можно выделить  три  стадии.

1. Сначала приглушение эмоций, исчезает острота чувств и сладость переживаний.  Другими словами – эмоциональное истощение. Вроде бы все пока нормально, но скучно и пусто на душе. Приглушены   чувства к семье. Даже любимая пища стала грубой и пресной.

2. Потом приходят негативные чувства к людям, с которыми  приходится работать:

Вторая составляющая – деперсонализация – деформация отношений с другими людьми. Люди  начинают раздражать, в кругу своих коллег начавший "выгорать" профессионал с пренебрежением, а то  и с издевкой рассказывает о своих учениках, об их родителях.  Далее он начинает  чувствовать неприязнь к ним. И если на первых порах он легко сдерживает свою неприязнь, то затем ему скрывать свое раздражение   удается  с трудом, и, наконец, следует выплеск озлобленности. Жертвой становится ни в чем не повинный человек, который ждал от профессионала помощи и человечности. Причем "выгорающий" специалист сам не понимает причины поднимающегося в нем раздражения.

3. Заключительная стадия - утрата профессиональных   ценностей (или редукция личных достижений и профессиональных обязанностей – негативное оценивание себя, своих профессиональных достижений и успехов). Специалист по привычке может сохранять и апломб, и респектабельность, но если приглядеться к нему, то станут заметны "пустой взгляд" и "ледяное сердце". Само присутствие другого человека вызывает дискомфорт и реальное чувство тошноты - вплоть до рвоты.

 

Динамика развития «эмоционального сгорания»:

•    Во-первых, такому человеку присуще негативное самовосприятие в профессиональном плане, ему кажется, что определенную работу необходимо делать лучше, быстрее, а может даже другим способом, другими словами, это неудовлетворенность собой.

•    Поэтому возникает второй симптом - высокая степень самоотдачи, работа до самоотречения.

•    Все это, не давая должного положительного заряда для работы, в итоге изматывает, приводит человека к изнеможению, как эмоциональному, так и к физическому, к истощению с ощущением собственной беспомощности. У педагога появляется ощущения загнанности в клетку.

•    Это все  в свою очередь выливается в негативное отношение к ученикам, к коллегам и всему белому свету, в итоге сужает репертуар рабочих действий, приводит к редукции профессиональных обязанностей

•    В итоге учащаются случаи упаднического настроения, депрессии, эмоциональная опустошенность.

•    Человек, чтобы, как-то нормализовать свое состояние начинает прибегать (а в итоге и злоупотреблять) лекарствами, табаком и  алкоголем.

•    Отсюда не долог путь к психосоматическим заболеваниям. Вот почему очень важно выявить данный синдром на стадии его становления, а не уже сложившийся. И хотя «синдром эмоционального сгорания» - это защитная реакция организма на нарушение адаптированности в данной социальной среде, нельзя позволять этому процессу развиваться. Вообще синдром сгорания очень часто   сопряжен с психосоматикой.                  

Список здесь солидный: тошнота, головная боль, апатия,   бессонница, депрессивные состояния, отвращение к пище у одних  и переедание у других. Третьи стремятся снять напряжение  алкоголем в неумеренных количествах.

   

4. «Ядовитые» чувства

Существует четыре ядовитых чувства, которые составляют эмоциональную сторону синдрома  сгорания:

  1. ВИНА перед собой и другими за то, что не сделал, не успел,
  2. СТЫД (не так получилось, не имел права на ошибку),
  3. ОБИДА (С детства  человеку внушают: жертвуйте собой ради людей!  "Я жертвую собой, чтобы спасти вас всех и рассеять тьму!" -  носитель этой установки сгорает особенно быстро. Он буквально сжигает себя на работе. Закрывает перед собой другие области    бытия. А ведь для того чтобы полноценно жить и развиваться, человеку очень важно, чтобы у него существовала частная жизнь. Чтобы была сфера, где можно расслабиться и отдохнуть. Чтобы он  разрешал себе  радоваться."Жертвующий" нередко   подсознательно в глубине души ожидает награды за свою жертву.  Но окружающие уже привыкли к его поведению. Вместо неполученной благодарности человека начинает изнутри подтачивать обида на тех, кто не оценил его усилий, не сказал спасибо" за сделанное.),
  4. СТРАХ (у меня не получится, и меня  не  поймут).

5. Диагностика  «Эмоциональное выгорание педагога».

      Прежде чем обратиться к способам профилактики СЭВ, по которым можно определить состояние «эмоционального сгорания»  давайте продиагностируем себя и определим свой уровень эмоционального сгорания, ответив на ряд вопросов.

Теперь каждый из Вас знает степень своего выгорания.

6. Профилактика эмоционального выгорания.

Вспомните  воскресный вечер, большинству из вас приходит мысль: « Завтра опять на работу!». В нашем представлении – «Работа» - это тя-же-ло!

                  - У русского народа сложилось много пословиц типа "от работы   кони дохнут", "работа - не волк, в лес не убежит". Интересно, спасает ли такое самосохранение от выгорания?

                  -Психологи  вообще не любят  слова "работа".  Потому что слово "работа" в мифах  россиян сопряжено с ощущением тяжести. Чего-то непосильного, совершаемого "из-под палки", безрадостного.  А какие ассоциации у вас вызывает слово «работа»?

  • Упражнение «Ассоциации»

Педагоги делятся на 3 группы (понедельник-вторник-среда). Задание: придумать как можно больше ассоциаций на слово «Работа». Результаты зачитываются.

Примечание. Обратить внимание есть ли среди ассоциаций слово «стресс».

  • Упражнение «Органы – мишени»

- Работа учителя это стресс. Давайте подумаем, какие органы и системы организма педагога страдают от стресса, от рабочих перегрузок? Отметьте на силуэтах эти органы. (Предлагаются силуэты человека и красные фломастеры)

После выполнения задания представитель команды рассказывает о «страдающих» от стресса органах и системах организма учителя.

  • Упражнение «Спасательный круг»

- А теперь предлагаю вам «бросить спасательный круг» (раздаются вырезанные из бумаги круги) учителю в состоянии стресса. Сверху напишите «Средство от стресса»,  и на обратной стороне напишите рецепты, которые могут помочь справиться с профессиональным стрессом.

Ответы педагогов обобщаются.

  • Способы снятия нервно- психического напряжения:

1) Спортивные занятия.

2) Контрастный душ.

3) Стирка белья вручную.

4) Мытье посуды.

5) Скомкать газету и выбросить ее.

6) Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче».  Затем выбросить на помойку.

7) Слепить из газеты свое настроение.

8) Закрасить газетный разворот.

9) Громко спеть любимую песню.

10) Покричать то громко, то тихо.

11) Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».

12)  Погулять в лесу, покричать. Дома можно покричать в «коробку крика» (коробка из-под обуви с вырезанным отверстием и набитая ватой).

  • Упражнение «Отрезаем проблему» (использование воображения при решении проблем)

Нарисуйте свою проблему справа от себя в виде клубка запутанных ниток. Под изображением напишите: «Моя проблема» или назовите её более конкретно. Слева нарисуйте себя и под изображением напишите своё имя. Затем возьмите ножницы и отрежьте клубок, т.е. свою проблему. В нашем случае, просто оторвите клочок бумаги с проблемой. Скомкайте оторванный клочок и выбросите в мусорное ведро. Вы наглядно увидели, что проблемы не стало. Именно это действие поможет вашему мозгу легко распутать создавшуюся затруднительную ситуацию.

  • Упражнение: «Дыхательная релаксация» (научить справляться с тревогой, используя дыхание).

Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением и с нарушением дыхания. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.

Инструкция: «Наиболее простой способ- это дыхание на счет. Примите удобное положение, закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. На четыре счета сделайте вдох, на четыре счета - выдох. Сделайте 3-5 вдохов-выдохов».

Анализ: «Как поменялось ваше состояние? Возникли ли трудности при выполнении упражнения?»

  • Массаж. Одним из эффективных способов снятия психофизического напряжения является массаж.

Точечный массаж относится к упражнениям, нормализующим мозговое и периферическое кровообращение, он снимает излишнее напряжение, улучшает кровообращение.

- Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки.

- Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершать круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.

Есть еще одно противоядие против синдрома эмоционального сгорания (женщины примут его скорее, чем мужчины): хорошо каждый день говорить себе, стоя перед зеркалом:
"Я, конечно, не совершенство, но достаточно хороша!"

Осознайте, что вы - так же, как и другие люди, - можете не быть СОВЕРШЕНСТВОМ, но достаточно хороши, чтобы жить, радоваться и быть успешными.

Литература:

  1. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
  2. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
  3. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
  4. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как не сгореть на работе, или Правила, которые помогут остаться живым

Эти правила из: Педагогический университет «Первое сентября» Н.Г. Осухова Профессиональное выгорание,или Как сохранить здоровье и не «сгореть»на работе....

Как не сгореть на работе

Памятка для педагогов для профилактики эмоционального выгорания...

Синдром эмоционального выгорания. Как не сгореть на работе.

Те, кто помогает другим людям, как правило, стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Трудно при­знаться самому себе: «Я страдаю эмоциональным выгоранием». Так что же это такое ...

Способы саморегуляции или как жить полной жизнью и не "сгореть" на работе.

Для того, чтобы синдром эмоционального выгорания не преследовал педагогов в школе, необходимо освоить несколько простых техник по саморегуляции своей эмоциональной сферы. Каждый человек индивидуален, ...

Тренинги для педагогов и педагогов-психологов "От усталости к ресурсу. Как не "сгореть" на работе?"

Любая профессия, связанная с общением, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролиро­вать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа тре­бует ...

Тренинги для педагогов и педагогов-психологов "От усталости к ресурсу. Как не "сгореть на работе?"

Работая в образовательном учреждении, педагог, психолог и другие работники образовательного учреждения вольно или невольно сталкиваются с проблемой эмоционального выгорания, которая негативно сказывае...

Статья "Как не "сгореть" на работе".

В статье представлен опыт организации творческой мастерской для педагогов, как  один из способов профилактики профессионального выгорания....