Педагогические технологии в психологии.
учебно-методический материал по психологии

Золотарёва Екатерина Валерьевна

Использование педагогических технологий в психологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_tehnologii_v_psihologii.docx53.56 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологий в психологической деятельности

Понятие «педагогическая технология» появилось в начале 60-х годов. В 70-е годы понятие «педагогическая технология» расширилось, к нему начало относиться всё, что касается совершенствования учебного процесса.

Cегодня, слово «технология» всё  чаще употребляется специалистами в области педагогики и психологии. Термин  «технология», исходя из формулировок  многих литературных источников,  понимается как искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

Существуют различные классификации технологий. Всегда необходимо различать как минимум два типа технологий: педагогические и психологические. Если в педагогических технологиях операции и действия физически ощутимы, то психологические технологии носят более скрытый характер: это психические операции и действия в психике конкретного человека. Однако провести четкую границу между ними довольно трудно.

Любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством.  Всё начинается с творческой идеи,  а технологией заканчивается. Основой любой технологии служит четкое определение конечной цели.

Специфика работы  психолога в школе состоит в том, что он должен владеть  различными современными технологиями, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.

Педагог-психолог, работая с детьми,  постоянно  ориентируется  на их  личностные структуры. В психологической работе используются следующие технологии:

  1. здоровьесберегающие технологии
  2. информационно-коммуникационные технологии
  3. личностно-ориентированные технологии.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Преимущество здоровьесберегающих технологий в том, что они позволяют воспитывать культуру здоровья, создавать  условия для формирования  мотивации  здорового образа жизни; учить  детей использовать полученные  на занятиях знания  и умения в повседневной жизни.

Направления здоровьесберегающих технологий:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  • технологии обучения здоровому образу жизни;
  • коррекционные технологии.
  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья

В них входит большое количество различных гимнастик, например:

 -гимнастика для глаз;

-гимнастика дыхательная;

 -гимнастика пальчиковая;

-подвижные и спортивные игры;

-динамическая пауза;

-релаксация (для релаксации требуется большее количество времени, поэтому следует делить занятие на две части, сначала развивающие упражнения, игры, а  в конце занятия расслабление, с использованием голосовых инструкций, музыки, света, которые всегда можно использовать даже в условиях обычной классной комнаты).

  • Технологии обучения ЗОЖ

-коммуникативная игра 

Играя с детьми в коммуникативные игры, взрослые оказывают практическую помощь детям в социальной адаптации; развивают средства невербальной коммуникации: мимику, пантомиму, жестикуляцию; создают позитивное отношение к собственному телу и развивают способность управлять им; развивают умение понимать друг друга; вникать в суть полученной информации; учат определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи; воспитывают доверительное отношение друг к другу; развивают невербальное воображение, образное мышление.

Коммуникативные игры классифицируются в соответствии с той функцией, которую они выполняют в развитии динамической стороны общения у детей:

Игры – пластические импровизации, развивающие творческое воображение   и эмоционально выразительные движения («Репка», «Бабочка и ветерок», «Игра со стульчиками»).

Игры – зеркала, пластические диалоги в парах, направленные на развитие навыков невербального общения («Море волнуется», «Зеркало» и др.)

Тактильные игры, когда дети трогают друг друга, держатся за руки («Гори ясно», «Волк и гуси»);

- игротерапия, игротренинги

Игротерапия – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры, в котором на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания и укрепления собственного «Я», успешное моделирование собственного, настоящего и будущего. Это процесс совместного с ребенком проживания и осмысления какой-либо жизненно важной ситуации, поданной в игровой форме.

-самомассаж 

При системном использовании усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Используются самостоятельные массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание, пощипывание, похлопывание, сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочередно. Используются упражнения: катание одного грецкого ореха или шарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек,  сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.).

-игровые и тренинговые упражнения:

  • «Цвет моего настроения» (по кругу передается мяч, и каждый участник называет цвет, который соответствует его настроению)
  • «Дыхание ноздрями» (дышать по очереди одной ноздрей затем другой 3 раза) «Шарик» (сидя представить, что мы надуваем воздушный шар, при этом говоря детям: «Положите руку на живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух – будто шарик лопнул. Живот расслабился. Слушайте и делайте, как я. Вот так шарик надуваем и рукою проверяем. Шарик лопнул, выдыхаем, наши мышцы расслабляем»
  • Релакс-упражнение «Путешествие в мир фантазии»: «Ты на большом широком лугу…»

Инструкция: «Слушайте меня внимательно  и выполняйте то, о чём я вас буду просить. Сядь удобно и закрой глаза. Представь, что ты на большом широком лугу. Прекрасный теплый летний день. Ты чувствуешь, как солнечные лучики целуют твои руки, ноги, спину. Тебе приятно смотреть на чудесный, роскошный зеленый ковёр. Ты с удовольствием слушаешь гомон птиц, которые рассказывают друг другу новости…И вдруг твое внимание привлекает какой-то цветок. Ты рассматриваешь его. Какой у него стебель, листья. Это чудесный цветок. Ты рассматриваешь его внимательно и отмечаешь, какие приятные чувства он у тебя вызывает… Ты с нежностью  дотрагиваешься до него, будто гладишь…Ты чувствуешь себя спокойно… Тебе хорошо и приятно... Побудь в этом состоянии…Это место на лугу  только  твоё,  его никто не знает, кроме тебя…Но вот пора возвращаться. Ты всегда можете прийти сюда, когда тебе будет грустно. Твое дыхание становится глубоким и энергичным. Ты отдохнул и чувствуешь прилив сил. Открой глаза, потянись. Вы вернулись из своего путешествия».

  • «Солнышко» (Встать, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вдохе медленно поднять руки вверх, постепенно «растягивая» все тело: начиная с пальчиков рук и заканчивая пальцами ног без напряжения. Задержать дыхание – «тянемся к солнышку». Выдохнуть, опуская руки, расслабиться.
  • «Кнопка мозга» (Сложить ладони перед грудью пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и груди. Теперь втянуть живот и потянуться вверх. Как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна.)
  • «Звуки» (Произносить звук « а-а-а» 3 раза. Этот звук снимает боль, оказывает мощное действие на весь организм, способствует насыщению тканей мозга.)
  • «Цвет моего настроения» (выбрать из предложенного цвет, соответствующий настроению)

  • Коррекционные технологии

В коррекционной работе – это:

- занятия с использованием заданий на развитие устойчивости внимания и наблюдательности.

"Проследи за направлением".

Решение такого типа заданий предъявляет повышенные требования к устойчивости внимания при восприятии сложных объектов (различных перепутаных линий, дорожек, лабиринтов и т.п.). Отвлекающими здесь являются точки пересечения. Именно в таких местах внимание ребенка может "перескочить" на пересекающуюся или другую линию.

Такого типа задачи могут решаться на двух уровнях:

1) с помощью указки;

2) без указки (глазами).

Второй уровень намного сложнее, часто к нему можно приступать только после тренировки с указкой.

"Сравни две картинки".

В задачах этой серии ребенку предлагаются два рисунка: надо определить чего не хватает, либо, что новое появилось на втором рисунке.

Этого типа задачи диагностируют внимание и кратковременную память при сравнительном восприятии двух наборов предметов, умение планировать свои действия. Если ребенок затрудняется в выполнении такого типа заданий, психолог объясняет, что нужно вначале выбрать на первом эскизе какой-то один объект, а затем проверить, есть ли он на другом.

"Дополнение картинок".

Ребенку предлагаются рисунки, на которых пропущена какая-либо часть. Испытуемый внимательно смотрит на картинку и говорит, что именно на ней пропущено. Упражнение развивает зрительную наблюдательность, способность выделять измененные признаки.

"Корректура".

Учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста одну из часто встречающихся букв, например "о" или "е". Успешность оценивается по времени выполнения и по количеству допущенных ошибок.

Для тренировки переключения и распределения внимания задачу можно изменить; одну букву зачеркивать вертикальной чертой, другую - горизонтальной.

"Наблюдательность".

Детям предлагается по памяти подробно описать то, что они видели много раз: школьный двор, путь из дома в школу и т.п. Кто-то описывает вслух, а остальные дополняют. Тренируется внимание и зрительная память.

Информационно-коммуникационные  технологии 

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к воспитанию и обучению детей, такие, как включение в процесс образования современных информационных  технологий (телефон, компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогом-психологом задачи: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником, сформировать основы информационной культуры его личности.

Богатейшие возможности  для  этого  предоставляют  современные информационные  компьютерные  технологии.  Наглядность материала  повышает  его  усвоение  учениками,  так  как задействованы все каналы восприятия информации учащихся –зрительный,  механический,  слуховой  и  эмоциональный.

Преимущества компьютера состоят в следующем:

-предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

-несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

-движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей;

-предоставляет возможность индивидуализации обучения;

-в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

-позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Введение информационных технологий в работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии. Занятия  с использованием ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики руки. Они решают следующие задачи:

 -изучение компьютера

- коррекция психического здоровья

 -повышение эффективности обучения

 -интеграция детей в информационное общество.

Личностно – ориентированные технологии

Личностно – ориентированные технологии, ставят в центр всей системы образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и образовательном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Главной задачей личностно-ориентированных технологий является раскрытие индивидуальности ребёнка. Одной из форм организации может быть работа в группе, с обязательным выполнением правил, оговоренных между участниками и принятых всеми:

1. Доверительный стиль общения

2. Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).

3. Начинать свои суждения в форме «Я считаю...», «Я думаю...»).

4. Искренность в общении (говорить только то, что действительно чувствуем, открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников).

5. Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников).

6. Определение сильных сторон личности (в ходе обсуждения обязательно подчеркивать положительные качества выступившего).

7. Недопустимость оценки человека.
Работая с группой уместно использование различных игр и упражнений.

Игра «Поменяйтесь местами...»

Для того чтобы выполнить следующее упражнение, необходимо разбиться на подгруппы. Это можно сделать с помощью игры «Поменяйтесь местами». Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию. Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре и т.п.
После подвижного упражнения можно спросить желающих, во-первых, кто, что и о ком запомнил, а во-вторых, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем запомнили.

Игра «Ладони и колени»

Сидя в кругу, положить ладони на колени соседей: правую — на левое колено соседа слева, левую — на правое колено соседа справа. Играющие передают хлопок от колена к колену (для этого надо внимательно следить за тем, чья рука лежит на следующем колене по кругу, и не перепутать очередность своего хлопка). Когда устоится ритм хлопков, можно предложить усложнение — два хлопка по одному колену будут обозначать движение в обратную сторону, т.е. теперь играющим нужно следить и за тем, чья рука хлопает по колену, и за направлением движения хлопков.

Игра «Джунгли»

Ведущий до занятия к обратной стороне стула прикрепляет листочки с названиями животных, например обезьяна, крокодил, верблюд, бегемот. Названия животных на листочках должны повторяться в таком количестве, чтобы на их основе можно было разделить группу на нужное число микрогрупп по 3–4 человека. После инструкции ведущего участники отодвигают свои стулья, освобождая пространство для движения, и находят листочки с названиями животных. Не обсуждая с другими содержание карточки, по команде все начинают двигаться, изображая свое животное. Задача, стоящая перед участниками, собраться в группы всем бегемотам, обезьянам, крокодилам и верблюдам. Следующее упражнение проходит в образованных подгруппах.

Упражнение «Мои сильные стороны»

(Проводится в малых группах по 3 человека)

Каждому предлагается рассказать остальным о чертах личности, которые он считает лучшими в себе, которые он мог бы выдвинуть в качестве примера другим. После небольшой подготовки участники в подгруппах по очереди представляют себя. Необходимо нацелить их на то, чтобы все высказывания подавались в утвердительной, а не условной форме (исключить слова типа «возможно», «наверно», «может быть»). Слушатели могут уточнять детали, просить разъяснения, задавать дополнительные вопросы, но не высказывать свое мнение. На основании самопрезентаций каждая микрогруппа составляет сборный портрет лучших черт с указанием на то, какие качества личности они могут постараться воспитать в себе. Далее используется обратная связь,

предлагаются вопросы для обсуждения:

Какие чувства вызвало задание?
Понадобилась ли помощь партнеров в выделении своих сильных сторон?
Что мешало свободно говорить о своих достоинствах?
Не заметили ли вы за собой желания говорить о своих достоинствах, отталкиваясь от отсутствия конкретных недостатков?
Какие чувства вы испытали, когда услышали собственные сильные черты в общем портрете? Задумывались ли вы раньше о влиянии ваших черт на окружающих людей?

влиять на формирование определенных сторон личности детей.

Упражнение-активатор «Печатная машинка»

Попытка воспроизвести процесс печатания на машинке отрывка из хорошо известной песни или стихотворения. Каждый по очереди произносит по одной букве слова. В конце слова все встают, на знак препинания — топают ногой, в конце строки — хлопают в ладоши. Кто ошибется — выходит из игры.

Упражнение-активатор «Апельсин»

Перекидывая друг другу мячик, давать любые возможные определения апельсину. Упражнение активизирует творческое мышление, внимание, хорошо поддерживает рабочую мотивацию.

Упражнение «Объявление»

В течение 5 минут каждый должен составить объявление о своих услугах которое бы отражало уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой человек. Затем в течение одной минуты объявление зачитывается перед всеми. Группа может задавать любые вопросы по содержанию объявления, дабы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться услугами этого «специалиста».

Упражнение «Подарок»

Используется, как правило, в завершении занятия. Каждый дарит своему соседу справа любой «подарок», т.е. сообщает ему о том, что бы он хотел ему подарить, имея неограниченные материальные возможности. Упражнение проходит по кругу.

«Обратная связь»

Завершением каждого занятия является заполнение выполнение «Обратной связи». Необходимое готовиться заранее (смайлики, карандаши, фигурки разного цвета и пр).

Таким образом, представленные выше психолого-педагогические технологии, используются не разрозненно, а основываясь на принципе необходимости и системности, наиболее важной считаются здоровьесберегающие технологии. Укрепление и формирование здоровья ученика играет очень важную ролью.

Каждому педагогу важно помнить, что основная задача образования заключается в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.

Многие опытные  педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

Психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога

В свою психолого- педагогическую деятельность включаю самые различные технологии, способствующие всестороннему воздействию на личность ребенка....

Психолого-педагогические технологии в деятельности школьного психолога

Актуальность проблемы психического благополучия детей в условиях современной действительности невозможно переоценить. В наше время на развитие ребенка влияет целый комплекс экологических и социальных ...

описание психолого-педагогических технологий работы психолога в образовательной организации

Приоритетным направлением государственной политики в области образования, согласно закону РФ “Об образовании”, является состояние здоровья школьников России. Согласно данным, представленны...

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине психология с применением педагогической технологии: Кейс технология ДИАГНОСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА

Методическая разработкаучебного занятия по дисциплине психология с применениемпедагогической технологии: Кейс технология  ДИАГНОСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТАЦель: закрепить навыки обследования спортсме...