методики на исследование зрительного восприятия
консультация по психологии

Романенко Анастасия

методики на восприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_na_vospriyatie.docx172.25 КБ

Предварительный просмотр:

 Узнавание фигур.

Назначение методики: диагностика (исследование) процессов восприятия и узнавания. Методика «Узнавание фигур» была предложена Т. Е. Рыбаковым (1911)

Ход исследования: экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9 фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур. Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры первой таблицы.

Первая инструкция: «Сейчас я покажу вам изображения фигур. У вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество фигур» (рис. 1).

Бланк предьявления

http://www.psmetodiki.ru/images/ris/158.jpg

Инструкция: «На  рисунке  среди нарисованных фигур вы должны зачеркнуть  те, которые видели на бланке предъявления».

http://www.psmetodiki.ru/images/ris/159.jpg

Обработка результатов: экспериментатор отмечает и подсчитывает количество правильно и неправильно узнанных фигур. Уровень узнавания (Е) подсчитывается по формуле:

http://www.psmetodiki.ru/images/ris/160.jpg

где «М» - число правильно узнанных фигур,

«N» - число неправильно узнанных фигур.

Наиболее оптимальный уровень узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты испытуемого к единице, тем лучше у него функционируют процессы узнавания наглядного материала. Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания другого материала: буквенного, цифрового, словесного.

Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина

Сначала  исследователь вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево.

Инструкция:  «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги».

«Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».

При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1-1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.

«Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».

«Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».

«Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».

http://psylist.net/img/praktikum/i/grafdikal.jpg

Оценка результатов.

4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);

  • 3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;
  • 2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;
  • 1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;
  • 0 баллов – отсутствие сходства.

За самостоятельное выполнение задания оценка идет по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2 оценки за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов. Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается). Аналогично подсчитывается средний балл за самостоятельную работу. Сумма этих оценок дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов. В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:

  • 0-3 баллов – низкий;
  • 3-6 баллов – ниже среднего;
  • 7-10 баллов – средний;
  • 11-13 баллов – выше среднего;
  • 14-16 баллов – высокий.

Диагностика восприятия целостности предмета и форма Т.Н.Головиной

МЕТОДИКА "СПОСОБНОСТЬ К ЦЕЛОСТНОМУ ВОСПРИЯТИЮ

ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ И СООТНЕСЕНИЮ ЧАСТЕЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР И ПРЕДМЕТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ" Т.Н. ГОЛОВИНОЙ

ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Для исследования восприятия необходимы таблицы, на которых изображены геометрические фигуры (треугольники, круги, рис. 1 а, 1 б) с не ­полными контурами и незаконченные контуры двух предметных изображений (бабочки и жука, рис. 1 в). Экспериментатор дает детям задание дорисовать эти предметы ("Дорисуй треугольники" и т.п.). Подчеркивается, что t  шесть треугольников одинаковой величины. Ребенку дают для работы копии таблиц, предварительно выполненные на листах бумаги размером 21x30 см.

Обработка результатов

Наблюдение за действиями ребенка во время его работы с таблицами го типа дает возможность составить представление о способности ребенка целостному восприятию формы предметов, о состоянии его графических навыков, способности осуществлять симметричное изображение. Эти данные важны при определении готовности ребенка к школьному обучению. Дети старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектом хорошо выполняют задания по восстановлению целостности геометрических фигур; яри дорисовывании предметов они понимают принцип работы, хотя иногда впускают небольшую асимметрию.

Умственно отсталые дети справляются с этими заданиями в значительно более позднем возрасте. Наибольшие трудности возникают у них при необходимости дорисовать круг. Они замыкают его контур, не производя при м необходимых кругообразных движений, поэтому площадь "дорисованный" фигуры оказывается, как правило, уменьшенной. При дорисовывании -угольников умственно отсталые дети изменяют их площадь и форму, причем имеют место случаи распространения принципа дополнения трех верхних треугольников на нижний ряд подобных фигур; дети забывают, что все треугольники одного размера, или "не узнают" равенства. При дорисовывании предметных изображений (бабочки, жука) эти дети испытывают трудности в понимании принципов работы, допускают выраженную асимметрию и несоответствие заданному изображению, резкое увеличение или уменьшение дополняемой части, искажение формы.

* Методика используется для диагностики подростков, подозреваемых в умственной отсталости.

Тест Мюнстерберга на восприятие

Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача – просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти эти слова. Найденные слова подчеркивайте.
Время выполнения задания – 2 мин.

БЛАНК:

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ
хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл
ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш
лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ
хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

Оценка результатов: Методика направлена на определение избирательности внимания. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок, то есть пропущенных и неправильно выделенных слов.
В тексте содержится 25 слов.

Ключ:

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч
ягшгцк
прокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы
фцуйгзх
телевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ
хэнзд
восприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл
ослд
спектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш
лджьхэшщ
гиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс
йфячыцувскапр
личностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж
эзбьтрдщшжнпркыв
комедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ
хьфтасен
лабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ
нтаопрукгвсмтр
психиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

Узнавание реалистических изображений (листы 8; 9)

Ребенку предъявляются реалистические изображения бытовых предметов. В данном комплекте используются изображения, взятые из классического альбома А. Р. Лурия без изменения их стиля и цветового оформления. Практика исследования особенностей зрительного гнозиса показывает, что использование предметов в дизайне 40-50-х годов, практически неизвестных современных детям, дает возможность более качественного анализа особенностей детского восприятия.

Ребенка просят назвать предъявляемые изображения и отдельные части этих предметов (активный словарь).

Для исследования пассивного словаря просят показать предмет, или его часть по названию.

Таким образом, тест используется как для выявления особенностей зрительного восприятия, так и для определения объема активного и пассивного словаря, в том числе и на материале малочастотных слов (диск, трубка, цепь, педаль, спица, форзац, пряжка и т.п.).

Анализируемые показатели:

— возможность узнавания предметов и соотнесения устаревших изображений с современными;

  • отсутствие целостности восприятия (фрагментарность восприятия);
  •  когнитивная стратегия узнавания;

объем необходимой помощи.

Узнавание перечеркнутых изображений (лист 10)

Ребенку предлагают узнать изображенный на листе перечеркнутый предмет и дать ему название. Целесообразно не показывать ребенку, с какого изображения необходимо начинать узнавание, поскольку это позволяет обнаружить особенности стратегии восприятия. На листе слева направо расположены: в верхнем ряду — бабочка, лампа, ландыш; в нижнем ряду — молоток, балалайка, расческа.

Анализируемые показатели:

  • возможность узнавания перечеркнутых изображений;
  • возможность адекватного выделения фигуры (устойчивость зрительного образа предмета);
  • стратегия направления обзора (справа налево, слева направо, хаотично или последовательно).

« Наложенные изображения» ( Фигуры Поппельрейтора).

Цель: выявить характер зрительного восприятия

Экспериментальный материал: лист с изображением двух классических фигур Поппельрейтора:

1)ведро, топор, ножницы, кисточка, грабли,

2)чайник, вилка, бутылка, миска, граненый стакан.

Часы с секундной стрелкой.

Процедура проведения: Ребенку предлагают узнать все изображения наложенных друг на друга контуров реальных объектов и дать каждому из объектов свое название. Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не успел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше, чем за одну минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Инструкция: «Перед тобой лежит лист, на котором нарисованы контурные рисунки. В этих рисунках «спрятаны» многие известные тебе предметы. Посмотри, пожалуйста, очень внимательно на эти рисунки и назови контуры всех «спрятанных» предметов, которые ты узнаешь. Начни с первого рисунка. Тебе понятно задание? Тогда приступим».

Примечание: Если проводящий диагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках составляет 10.

Обработка результатов:

10 баллов        

- ребенок назвал девять - десять предметов, контуры которых имеются на всех двух рисунках, затратив на это меньше 20 сек.

8 – 9 баллов - ребенок назвал семь- восемь предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6 – 7 баллов - ребенок нашел и назвал шесть - семь предметов за время от 31 до 40 сек.

4 – 5 баллов - ребенок назвал четыре - пять предмета за время от 41 до 50 сек.

2 – 3 балла        - ребенок справился с нахождением двух - трех предметов за время от 51 до 60 сек.

0 – 1 балл        - за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию предметов, «спрятанных» в двух рисунках.

Выводы об уровне развития:

10 баллов        - очень высокий

8 – 9 баллов - высокий

4 – 7 баллов - средний

2 – 3 балла        - низкий

0 – 1 балл        - очень низкий 

Бланк проведения

Название изображения

Рис. 1

Название изображения  рис. 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия с детьми средней группы с нарушениями зрения по развитию зрительного восприятия Тема: «Зима»

Занятие позволяет стимулировать зрительно-познавательную активность детей, расширять знания по даннй теме, способствует развитию мелой моторики....

"Особенности зрительного восприятия детей с нарушением зрения".

Консультация для родителей, раскрывающая особенности зрительного восприятия детей с косоглазием и амблиопией и предлагающая некоторые игры на развитие зрительного восприятия....

Программа развития зрительного восприятия учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида

В 2002 г. МО РФ утвержден учебный план специальных (коррекционных) общеобразовательных школ IY вида, отражающий специфику обучения слабовидящих детей и содержащий ряд коррекционных предметов, в частно...

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА, КООРДИНАЦИИ В СИСТЕМЕ «ГЛАЗ-РУКА» НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.

Для ребенка оказывается важным высокое развитие зрительного восприятия, зрительной памяти и способности к анализу и синтезу визуально поступающей информации. Эти процессы служат непременным условием д...

Картотека дидактических игр. Развитие зрительного восприятия. Восприятие формы

Картотека дидактических игр, направленных на развитие зрительного восприятия и восприятия формы...