2. Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования
план-конспект по психологии

Маады Сайзана Салчаковна

1. Открытый урок/занятие №1

2. Открытый урок/занятие №2

3. Открытый урок/занятие №3

4. Открытый урок/занятие №4

5. Участие в проектах и программах в области образования

6. Экспертная деятельность

7. Обобщение и распространение педагогичского опыта в рамках курсов повышения квалификации

8. Научно-практические конференции, педагогические чтения, фестивали

9. Повышение квалификации

10. Педагогическое наставничество 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема учебного занятия: «Твой выбор - твое право».

Цели: Формирование ответственного и осознанного отношения к выбору профессионального пути;

приобретение навыков самоанализа, работы с психодиагностическим материалом;

совершенствование коммуникативных умений;

изучение своих личностных особенностей, интересов и склонностей.  

Условия проведения: оптимальное количество в группе – 12-15 чел (разделить на 3 группы по 4-5 чел., т.к. предполагается групповая работа).

Форма проведения: урок с элементами тренинга с междисциплинарной связью: психология, право.

Оборудование и материалы: место для работы участников над письменными заданиями, а также пространство для проведения упражнений, в том числе подвижных. Магнитофон с записью релаксационных композиций, айдыс или артыш. Визитки для участников.

Методы: занятие включает в себя профориентационные упражнения, теоретический блок, беседы, диагностические методики; методы социально-психологического тренинга.

Занятие начинается с игры «…» (выбрать одну из 2-х).

Цель игры: создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс.

1. Игра «Приветствие». Ведущий встает в центр круга и предлагает каждому участнику по очереди назвать свое имя и одним словом охарактеризовать себя. Например:  «Я -  Азияна. Я - спортивная».

2. Игра «Комплимент»  

Каждый участник должен сделать комплимент, пожав руку сидящего  справа, подумав о том, какая черта характера, привычка или черты лица того нравится ему, и сказать об этом. Тот, кому сделан комплимент, поблагодарить.  

Цель:  научиться делать комплимент, отмечая сильные стороны собеседника.

Вводная беседа «Хочу – Могу - Надо» 

Выбор профессии - одно из самых важных решений, которое вам необходимо принять. На сегодняшнем занятии мы разберем некоторые особенности осознанного выбора профессии, попытаемся определить влияние окружения и разных обстоятельств на выбор профессии.

Существует разные подходы к выбору профессии, но есть одна универсальная формула. Состоит она из трех пересекающихся кругов – компонентов выбора профессии, которые закреплены Конституцией РФ – это право на образование, на работу (ст. …) и обязанности каждого гражданина РФ (ст. …).

ХОЧУ — это пространство желаний, целей, интересов, стремлений.

МОГУ — это пространство способностей, талантов, состояние здоровья.

НАДО — это пространство запросов от рынка труда, социально-экономические проблемы региона, тенденции в развитии мировой экономики.

Оптимальный выбор профессии лежит на пересечении трех пространств, но достичь этого очень сложно, но возможно при разумном, взвешенном подходе.

Во-первых необходимо определить – кто делает выбор и отвечает за него?

Помните, сказку про серенького козлика?

Жил-был у бабушки серенький козлик... Всем известно, что потом с ним приключилось. Кто в ответе за то, что остались от козлика рожки да ножки? Виноват ли сам козлик, что отлучился в дремучий лес? А может, виноват злой Серый Волк, съевший с голода несчастное животное?

Некоторые уверены, что за ситуацию полностью отвечает та самая бабушка, которая отставила козлика без присмотра ... Вы согласны?

Попробуйте выразить свое мнение в виде графической диаграммы. Как, например,:

Цель: научить участников находить свою долю ответственности за принятые решения.

А теперь давайте нарисуем для себя диаграмму ответственности за принятие решения, связанного с выбором профессии (Приложение 1.). Кто отвечает за решение, и в каком объеме:

•        учителя;

•        родители;

•        психолог/профконсультант;

•        друзья;

•        я, т.е. человек сам.      

Кто принимает решение, тот и несет ответственность. (Составление учащимися личной диаграммы ответственности)

Психолог: Конечно же, родители, друзья или учителя могут в значительной степени оказать влияние на выбор вашей будущей профессии, но помимо этого на ваш выбор оказывают влияние и другие обстоятельства - ваши личные мотивы.

Определить причину, для чего, почему вы делаете тот или иной выбор, т.е определить мотивы выбора профессии – еще одна особенность осознанного выбора профессии.

Тренинг «Состязание мотивов»

Цель: помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии.

Инструкция участникам: Наша задача — путем групповой дискуссии выбрать наиболее значимый для каждого из вас мотив выбора профессии т. е. ту главную причину, по которой вы выбираете себе профессию. Для этого устроим состязание мотивов между группами, чтобы в конце определить мотив-победитель (Приложение 2).  

Наш список мотивов включает 24 фраз.

Мотивы выбора профессии

из 24 выбираем 12 мотивов

из 12 выбираем 6 мотивов

 Финал: из 6 выбираем 3 мотива

Возможность получить известность, прославиться.

Возможность продолжать семейные традиции.

Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

Возможность служить людям.

Является высокооплачиваемой.

Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

Легкость поступления на работу.

Перспективность работы.

Позволяет проявить свои способности.

Позволяет общаться с разными людьми.

Обогащает знаниями.

Разнообразная по содержанию работа.

Романтичность, благородство профессии.

Творческий характер труда, возможность делать открытия.

Трудная, сложная профессия.

Чистая, легкая, спокойная работа.

Избрана моими друзьями

Советуют родители.

Близка к любимому школьному предмету.

Позволяет реализовать способности к руководящей работе.

Соответствует моим способностям.

Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах.

Является престижной.

Требует переезда на новое место жительства.

Итак, сначала выберем предпочтительный мотив в каждой паре и запишем 12 «победителей» в 1-й колонке. Далее сведем в очном поединке мотивы-победители и получим 6 главных мотивов выбора профессии, в заключение устроим финал: из 6 определить три главных мотива выбора профессии.

Обсуждение результатов

Посмотрите на свои «мотивы-победители» и попробуйте найти 3-4 профессии, которые наилучшим образом соответствуют вашему набору мотивов (учащимися находят 3-4 профессий и обоснуют, почему выбрали эти профессии).

Итак, мы определили долю ответственности при принятии решения о выборе профессии, мотивы выбора, а сейчас познакомимся с необычными характеристиками профессий, для этого поиграем в игру «Самая-самая».

ИГРА «САМАЯ-САМАЯ» 

Участники делятся на 2 команды. Каждой команде дается следующая инструкция: Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике.

Участникам предлагаются следующие характеристики:

· самая зеленая профессия (лесник, садовод …);

· самая сладкая профессия (кондитер, );

· самая денежная профессия (судья, адвокат, );

· самая волосатая профессия (парикмахер, дрессировщик);

· самая детская профессия (воспитатель, детский врач);

· самая добрая профессия (врач, );

· самая смешная профессия (сатирик, );

· самая общительная профессия (журналист, учитель, писатель,);

· самая серьезная профессия ().

Каждая команда дает свои варианты ответов.

Завершение.

Мы выявили ваши интересы, способности, склонности, готовность к выбранной профессии, а теперь посмотрите еще раз на свои результаты и попробуйте дома подумать какая профессия вам больше подходит и какой профиль обучения выбрать. (В помощь учащимся предлагается таблица Профессиональный гороскоп (Приложение 3).

Релаксация: Зажигается аромолампа.

Психолог. Мы подошли к концу занятия — настало время немного успокоиться и отдохнуть. Я включу музыку, чтобы вы смогли расслабиться. Пожалуйста, сядьте удобнее, можете положить руки на колени, старайтесь держать спину прямо, можете закрыть глаза и дышите медленно и глубоко...   Сначала попробуйте, чуть-чуть напрячь плечевые мышцы... Чувствуете напряжение? А теперь медленно расслабьте плечи... Постарайтесь почувствовать расслабленность... Теперь напрягите плечи чуть-чуть сильнее, как будто вы немного нервничаете. Нельзя сказать, что вы ужасно взволнованы, но вы, наверное, чувствуете, как сильно напряглись мышцы спины. А ведь многие весь день вот  так и таскают за собой весь груз своих забот и тревог. Это очень тяжело. Тяжело не только для вас, но и для ваших близких, потому что они обычно очень хорошо ощущают ваше настроение и прекрасно знают, когда вы расслаблены, а когда напряжены. Можете попробовать проделать это упражнение на попеременное напряжение — расслабление дома, например, перед сном или в любое другое время, особенно когда почувствуете, что излишне напряжены.

Приложение 1.

Диаграмма ответственности за принятие решения, связанного с выбором профессии.

Приложение 2.

Состязание мотивов выбора профессии

Мотивы выбора профессии

из 24 выбираем 12 мотивов

из 12 выбираем 6 мотивов

 Финал: из 6 выбираем 3 мотива

Возможность получить известность, прославиться.

Возможность продолжать семейные традиции.

Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

Возможность служить людям.

Является высокооплачиваемой.

Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

Легкость поступления на работу.

Перспективность работы.

Позволяет проявить свои способности.

Позволяет общаться с разными людьми.

Обогащает знаниями.

Разнообразная по содержанию работа.

Романтичность, благородство профессии.

Творческий характер труда, возможность делать открытия.

Трудная, сложная профессия.

Чистая, легкая, спокойная работа.

Избрана моими друзьями

Советуют родители.

Близка к любимому школьному предмету.

Позволяет реализовать способности к руководящей работе.

Соответствует моим способностям.

Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах.

Является престижной.

Требует переезда на новое место жительства.

Приложение 3.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ГОРОСКОП

Знак

Зодиака

Профессионально

важные качества

Сферы профес.

деятельности

Конкретные профессии с

наибольшим успехом

для мужчин

для женщин

Овен

21.3-20.4

самостоятельность оценок, сила убеждения, активность, энергичность, быстрота реакции, организаторские способности, смелость, настойчивость, целеустремленность

наука, политика, искусство, медицина,военное дело, авиация, космонавтика, педагогика, сельское хозяйство

учитель, актер,

фермер, журналист, врач, ювелир,

механик

дизайнер,

парикмахер, журналист, стюардесса, специалист

по ЭВМ

Телец

21.4-20.5

объективность, наблюдательность, ловкость, «золотые руки», самообладание, терпение, упорство, практичность,

пунктуальность

прикладная наука, искусство, ремесло, журналистика,

спорт, садоводство

музыкант, журналист, спортсмен, инженер, садовник, электрик, слесарь, столяр

телефонист,

фармацевт, психолог,

сотрудник социально-

го обеспечения

Близнецы

21.5-

21.6

Творческие способности, широта мышления, любознательность, богатая фантазия, красноречие, критичность, быстрота реакции, тонкий вкус, деловитость, общительность, любовь к путешествиям, экспериментам

наука, техника (атомная,

авиационная, космическая,

электронная), искусство,

филология, спорт

инженер, летчик, писатель, музыкант,

спортсмен, переводчик,

водитель

дизайнер,

спортсмен,

специалист

по декоративной

косметике

Рак

21.6-

22.7

развитая интуиция, богатая фантазия,

творческое начало, аналитические способности, осторожность в действиях, чувствительность, великодушие, заботливость, стремление накапливать информацию

техника, бизнес, медицина, искусство, цветоводство,

поварское искусство,

банковское дело

банковский служащий,

менеджер, бухгалтер, психолог, пилот, режиссер, музыкант, поэт

Банковская служащая, медсестра, врач,  фармацевт. психолог,

повар, кондитер,

цветовод

Лев

23.7-

32.8

Творческие способности, красноречие, СП особность все систематизировать, работоспособность, уверенность в себе, предприимчивость, честолюбие, стремление руководить, вести за собой

промышленность, медицина, торговля, военное дело, искусство, спорт, информатика, вычислительная техника, реклама, педагогика

музыкант, журналист,

переводчик, дизайнер,

спортсмен, бизнесмен,

менеджер

воспитатель, социолог, работник социального

обеспечения, рекламный

агент

Дева

24.8-

23.9

рассудительность, хорошая память, аналитические способности, ответственность, пунктуальность, организаторские способности, бережливость, тактичность

торговля,  банковское дело, педагогика, медицина, строительство, искусство

инженер, социолог,

психолог, строитель, дизайнер, ювелир, врач

врач, дизайнер, воспитатель, продавец

Весы

24.9-23.10

Абстрактное мышление, математические способности, дипломатичность, обаяние, элегантность, общительность, гибкость и способность  приспосабливаться, умение настоять на своем

искусство, право,

археология, экономика, наука, ремесло, вычислительная техника

физик, математик, экономист, актер, художник, слесарь, столяр, механик,

специалист по ЭВМ

ювелир, архитектор,

садовод, цветовод, стюардесса, работник

социального обеспечения

Скорпион 24 .10-22.11

стратегическое мышление, реалистичность, любознательность, работоспособность, умение собирать и оценивать информацию, интерес к тайнам жизни, справедливость,  ответственность, умение ладить с людьми

философия, филология, физика, химия, сельское хозяйство,  искусство, банковское дело, педагогика, медицина

специалист по ЭВМ, криминалист,прокурор,

политолог, фермер,  механик, токарь, слесарь, менеджер

учитель, воспитатель, социолог, юрист,

врач, психолог, телефонистка, переводчик,

библиотекарь, банкир

Стрелец 23.11-

21.12

творческое начало, богатая фантазия, ловкость, целеустремленность, работоспособность, склонность к риску, уверенность в себе, оптимизм, организаторские способности, стремление руководить, ответственность

искусство, право,

медицина, филология, авиация, геология

врач, криминалист, детектив, дирижер, дизайнер, переводчик,

менеджер, летчик

секретарь, балерина,

музыкант, цветовод,

медсестра, геолог

Козерог 22.12-20.1

объективность, изобретательность, увлеченность, реалистичность, работоспособность,  честолюбие, самостоятельность, ответственность, заботливость

наука, торговля, дипломатия, строительство, архитектура, горное дело, сельское хозяйство, философия

юрист, столяр, дизайнер, священник, архитектор, дипломат

швея, физик, археолог, маклер, фермер

Водолей

21.1-

19.2

любознательность, изобретательность , критичность, мудрость, находчивость, трудолюбие, терпимость, ответственность, независимость, общительность

наука, техника, искусство,

филология, педагогика

химик, физик, биолог,

инженер, механик,

писатель, фотограф

учитель, воспитатель, переводчик, ювелир

Рыбы 20.2-20.3

стремление к гармонии, любознательность, потребность в информации, интуиция, музыкальные способности, впечатлительность,  выносливость, отзывчивость, терпимость, основательность

наука, литература, искусство, техника, банковское дело,

педагогика,

спорт

специалист по информатике, бухгалтер, ревизор, часовщик, гравер, детектив, учитель,электрик, столяр, писатель, монтер

воспитатель, медсестра, врач, музыкант, актриса,

психолог


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Твой выбор - твое право» Педагог-психолог Маады Сайзана Салчаковна

Слайд 2

Игра «Комплимент»

Слайд 3

Выбор профессии

Слайд 4

Это пространство желаний, целей, интересов, стремлений Это пространство способностей, талантов, состояния здоровья Это пространство запросов от рынка труда, социально-экономические проблемы региона, тенденции в развитии мировой экономики оптимальный выбор профессии

Слайд 6

Графическая диаграмма

Слайд 7

УЧИТЕЛЯ РОДИТЕЛИ ПСИХОЛОГ/ПРОФКОНСУЛЬТАНТ ДРУЗЬЯ Я Кто отвечает за решение и в каком объеме?

Слайд 8

Тренинг «Состязание мотивов» Список мотивов включает 24 фразы Из 24-х фраз выбираем 12 мотивов Из 12 фраз выбираем 6 мотивов ФИНАЛ: из 6 выбираем 3 мотива

Слайд 9

Игра «Самая - самая » · самая зеленая профессия ; · самая сладкая профессия ; · самая денежная профессия ; · самая волосатая профессия ; · самая детская профессия ; · самая добрая профессия ; · самая смешная профессия ; · самая общительная профессия; · самая серьезная профессия

Слайд 11

Спасибо, за внимание!



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

для педагогов дополнительного образования  

«РОДИТЕЛЬ И ПЕДАГОГ: ПО ТОНКОМУ ЛЬДУ ОЖИДАНИЙ»

Цель мастер – класса состоит в том, чтобы обеспечить для педагога дополнительного образования осознанность, целесообразность и эффективность педагогических практик разрешения конфликтов.

Задачи представляемой разработки включают:

- совершенствование обыденных практик разрешения конфликтов педагогами-воспитателями, за счет преодоления житейских и индивидуальных стереотипов через осознание оптимальных профессиональных способов решения педагогических задач;

- содействовать выявлению наиболее стереотипных конфликтных ситуаций встречающихся в жизнедеятельности учреждений дополнительного образования детей, практик поведения педагогов в конфликтных ситуациях,

- стимулировать профессиональное самосовершенствование педагогов-воспитателей за счет воспитание интереса к самостоятельному изучению психолого-педагогической литературы.

Целевая аудитория мастер класса: заместители директоров образовательных учреждений, методисты, педагоги-психологи, руководители методических объединений и педагоги дополнительного образования.

Организационные параметры мастер класса. Количество участников – от 8 до 16. Требование к помещению -  свободное помещение: должна быть возможность свободного передвижения участников, их расположение по кругу, объединения в микрогруппы.

Требования к материальному обеспечению мастер-класса. Оборудование – мультимедиа-проектор, ПК, экран, раздаточный материал в виде карточек, бумага, ручки.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА

1. Организационный момент

 Игра-приветствие: участники делятся на пары, первые номера становятся внутренним кругом, вторые – внешним. первые номера остаются на месте, вторые – передвигаются вокруг них по часовой стрелке, при этом каждая пара произносит стихотворение-приветствие и выполняет соответствующие действия:

Здравствуй, друг!

Здороваются за руку.

Как ты тут!

Хлопают по плечу  друг друга.

Где ты был?

поглаживают за щеки друг друга.

Я скучал!

Кладут руки себе на сердце.

Ты пришел!

Разводят руки в стороны.

Хорошо!

Обнимаются.

2. Вводная беседа.

Конфликт. Педагог не всегда может отнестись к нему как ситуации профессиональной деятельности, конфликт в силу своей эмоциональной насыщенности, сбивает педагога, заставляет зачастую реагировать не профессионально, а по житейской схеме.

Актуальность данного мастер-класса обусловлена сложностью в отношении педагогического сообщества и родителями, социальная напряженность, расслоение провоцирует конфликты, одним из сложных моментов является несовпадение ожиданий родителей и педагогов. Не всегда положительную роль в стимулировании разницы ожиданий играют средства массовой информации, руководители разных уровней, которые в прибегая к  популистской риторике, противопоставляют друг против друга две категории взрослых в сфере образования. Отсюда и название мастер класса «Родитель и педагог по тонкому люду ожиданий».

 Среди многочисленных категорий педагогов, работающих в школе  наименее изученный – это педагог дополнительного образования, работающий в ситуации, когда «дети голосуют за него ногами», то есть приходят по желанию. В то же время отношения педагога дополнительного образования с родителями,  представляют собой сложную проблему.

Предъявление конфликтной ситуации. Ведущий предлагает участникам ознакомиться с конфликтной ситуацией.  Знакомство ситуацией происходит с помощью просмотра мульти-медиа проектора.

Сюжет ситуации.

В четверг после генеральной репетиции перед очередным концертом педагог по хореографии Наталья Чодуевна сидела в зале и отдыхала. Вдруг, в зал буквально «влетела» одна из мам, и тыча в педагога пальцем закричала: «Я это так не оставлю! Да что же это такое? Сколько еще вы будете издеваться над моей девочкой? Значит, я плачу такие деньги, а моя Сайлык   будет на задворках танцевать, где ее не видно, сколько можно? Выставили одних и тех же, а мы любуйся?! Где справедливость, вы, знаете ли,  не за этим сюда пришли, ну, а если вы работать и учить не умеете, то и не беритесь!

Педагог, вскочила и со словами: «Да, кто вы такая, чтобы разговаривать со мной в таком тоне! Я после этого даже разговаривать с вами не собираюсь, выйдите отсюда, и можете идти жаловаться. А не нравится, можете и не ходить, никто не держит!

3.Упражнение «Как реагировать»? (Работа  в микрогруппах).

Основная назначение  данного упражнения – возможность «прожить» данную конфликтную ситуацию. Ведущий предлагает разделиться участникам на  группы по 4-8 человек в каждой. Каждой группе выдается текст с заданием. В случае, если групп будет более двух, задания могут дублироваться.  

Задание:

1 группа должна предложить (показать) наиболее адекватную, эффективную реакцию педагога на заявление мамы.

2 группа должна предложить (показать) наиболее типичные способы реагирования в типичных конфликтных ситуациях.

После сигнала ведущего, участники обсуждают задание, распределяют и проигрывают роли. По окончании заданного времени группы демонстрируют результаты работы.

4. Сообщение: «Такие разные», рассмотрение ситуации с точки зрения структурного анализа Э.Берна. Каждому участнику до начала сообщения выдается буклет с кратким содержанием основ теории Эрика Берна для более подробного ознакомления.

Ведущий: Уважаемые педагоги!  До начала сообщения предлагаю вам буклет и в течение 2-3 минут  ознакомиться с его содержанием, чтобы  иметь представление  о содержании сообщения.

Тезисы сообщения. Эрик Ле́ннард Берн (10 мая 1910 — 15 июля 1970) — американский психолог и  психиатр.   По его мнению, каждый из нас в ходе сообщения может выбирать одну из коммуникативных позиций – позицию Родителя, позицию Взрослого и позицию Ребенка. Выступая из родительской позиции, (ведущий надевает маску Родителя) мы ставим себя выше собеседника: позволяем себе оценивать его (хвалить или ругать и критиковать), советуем, проявляем заботу и т.п. Когда же в дело вступает Ребенок (ведущий надевает маску Ребенка) – мы веселимся, шутим, творим вместе с тем – канючим, капризничаем, обижаемся и дуемся. Взрослый в нас – самый адекватный и рациональный персонаж (ведущий надевает маску Взрослого). Он спокоен, он констатирует факты и рассуждает здраво. Это тот, кто способен договариваться с «трудными» людьми, это тот, кто отвечает за наш профессионализм.

Каждый из этих персонажей при общении обращается ко внутреннему Ребенку, Родителю или Взрослому собеседника. Например, когда наш Взрослый обращается к Взрослому собеседнику – мы получаем профессиональную беседу, обмен сведениями. А когда наш Родитель обращается к Родителю другого, мы получаем беседу двух мамочек на детской площадке о том, как тяжело воспитывать детей, что «молодежь пошла нынче не та. Вот мы в их годы…»

Когда же наш Родитель обращается к Ребенку собеседника – перед нами грубый выговор (взбучка) подчиненного, не выполнившего вовремя задание и, наоборот, отеческое похлопывание по плечу опытного специалиста по завершении первого удачно прошедшего открытого урока. Любое такое обращение называется трансакцией.

Ведущий: Предлагаю вам  применить полученные знания в конкретной конфликтной ситуации. Это мы сделаем в упражнении «Маски».

5.Упражнение «Маски». Упражнение предназначено  для осознания педагогами своей коммуникативной позиции (Эго – состояния) в соответствии с коммуникативной позицией  (Эго-состоянием)  родителя в конкретной конфликтной ситуации;  «проживания» разных стратегий для снятия эмоциональной напряженности в конкретной конфликтной ситуации.

Ведущий предлагает участникам проиграть различные коммуникативные позиции (Эго-состояния) педагога в конфликтной ситуации: Взрослый, Родитель, Ребенок. Для участия в упражнении ведущий приглашает по очереди трех человек, которым выдаются соответствующие маски.  Остальным участникам предлагается по ходу демонстрации помогать или демонстрировать свой вариант реагирования. При этом ведущий, в роли мамы, остается все время в одной маске (Ребенок).

Ведущий: Уважаемые коллеги. В данной конфликтной ситуации я нахожусь в роли мамы в коммуникативной позиции (Эго-состоянии) «Ребенок» (одевает маску). Ваша задача: проиграть ситуацию с разных коммуникативной позиций (Эго-состояний) педагога, так, чтобы конфликтная ситуация «сошла на нет» и мама ушла от вас успокоенная. Участники по очереди демонстрируют разговор с мамой с разных позиций.

После того как очередной участник продемонстрировал упражнение, ведущий спрашивает остальных: «Подходят ли подобранные педагогом фразы в разговоре с мамой этому Эго- состоянию? Почему? Как еще можно построить разговор?»

Образцы масок

     Родитель                                    ребенок                         взрослый

                                                                    

В большинстве случаев мы конфликт не решаем, а лишь снижаем  напряженность во взаимоотношениях, т.е. добиваемся временного результата. Но он дает нам возможность подготовиться к решению конфликта. А понимание и управление эмоциональным состоянием человека, его намерений и чувств не дает нам возможности разрешить конфликт.

Конфликт, который мы рассматриваем типичен для творческого коллектива. Все дети по-разному талантливы, и не всегда оценка педагога совпадает с уровнем ожиданий  родителей об успешности своего ребенка.

Ведущий предлагает ответить на вопросы:

  1. Возможна ли работа педагога без конфликтов?
  2. Каковы причины возникающих конфликтов между педагогами и родителями ?
  3. В конфликте педагога и родителя, кто является пострадавшим?

Главное для педагога в любой конфликтной ситуации – это благополучие ребенка, т.е. конфликт мамы с педагогом не должна  затрагивать ребенка. И постараться прийти с мамой к общему виденью  возможностей ребенка. Естественно родители разные. Есть родители, с которыми можно разрешать конфликты, а есть родители, которые в силу объективных и субъективных причин не готовы к поиску конструктивных решений.  Для минимизирования такого типа конфликтов педагогу необходимо разработать систему мер профилактики.

6.Упражнение «Карточки».

Основное назначение упражнения научиться решать конфликт в определенной последовательности.

Ведущий: Необходимо принять или соблюдать универсальные правила для решения конфликта. Эти правила разработал  А.Я. Анцупов эксперт, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ, автор первого отечественного учебника по конфликтологии.

Сейчас, каждому из Вас будут розданы карточки с определенным действием из 17 шагов разрешения конфликта. Ваша задача, посовещавшись, выстроить цепочку логически правильных действий.

Во время работы группы ведущий наблюдает за ходом. В случае, если нет явного лидера и группа инертна ведущему необходимо самому организовать процесс.

                

        

Содержание карточек:

  1.  Прекратить борьбу с оппонентом. Понять, что путем конфликта мне не удастся защитить свои интересы.
  2. Внутренне согласиться, что когда два человека конфликтуют, то не прав тот из них, кто умнее.
  3. Минимизировать мои негативные эмоции по отношению к оппоненту. Постараться найти возможность уменьшить его негативные эмоции по отношению ко мне.
  4. Настроиться на то, что потребуются определенные усилия для решения проблемы путем сотрудничества либо компромисса.
  5. Попытаться понять и согласиться с тем, что оппонент, как и я, преследует свои интересы в конфликте.
  6. Оценить суть конфликта как бы со стороны, представив на моем месте и месте  оппонента наших двойников.
  7. Выявить, каковы истинные интересы моего оппонента в этом конфликте. Чего он, в конечном счете, хочет добиться. Увидеть за поводом и внешней картиной конфликта его скрытую суть.
  8. Понять основные опасения оппонента. Определить, что он боится потерять.
  9. Отделить проблему конфликта от людей. Понять, в чем главная причина конфликта, если не учитывать индивидуальные особенности его участников.
  10.  Продумать и разработать программу-максимум, нацеленную на оптимальное решение проблемы с учетом интересов не только моих, но и оппонента. Подготовить 3-4 варианта решения проблемы.
  11. Продумать и разработать программу-минимум, нацеленную на то, чтобы максимально смягчить конфликт. Подготовить 3-4 варианта частичного решения проблемы или смягчения конфликта.
  12. Определить по возможности объективные критерии разрешения конфликта.
  13. Спрогнозировать возможные ответные действия оппонента и свои реакции на них по мере развития конфликта: если верен мой прогноз развития конфликта, это сделает мое поведение более конструктивным.
  14. Провести открытый разговор с оппонентом с целью разрешения конфликта.

Идея достижения компромисса, в котором мы идем по пути постепенного сближения.

  1. Попытаться разрешить конфликт, постоянно корректируя не только тактику, но и стратегию своего поведения в соответствии с конкретной ситуацией.
  2. Еще раз оценить свои действия на этапах возникновения, развития и завершения конфликта. Определить, что было сделано правильно, а где были совершены ошибки.
  3. Оценить поведение других участников конфликта, тех, кто поддерживал меня или оппонента. Конфликт сам по себе тестирует людей и выявляет те особенности, которые до этого были скрыты.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Педагоги  могут разложить карточки не в той последовательности. В этом случае требуется обсуждение и приведения  к заданной автором последовательности действия.

        Спасибо, за участие в мастер-классе.         

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ МАСТЕР-КЛАССА

Пространственно-временная организация мастер-класса. По нашему опыту, мастер – класс целесообразно проводить 1.5- 2 часа. Для  организации мастер-класса требуется просторное помещение (выставочный зал, зал хореографии, кабинет большой площади), чтобы иметь  возможность  разместить мультимедиапроектор, экран, достаточное количество стульев.

Ведущим мастер-класса может быть педагог-психолог самого учреждения, либо он может быть приглашен из другого учреждения.

Организационно-методические требования. Для проведения потребуется следующее материальное обеспечение: столы, стулья (по количеству участников), мультимедиапроектор, магнитофон, экран, компьютер, доска. Для организации работы участников необходимо подготовить следующий реквизит: маркеры, мел (для работы с доской), текст для упражнения «Как реагировать?», маски (3 штуки), разноцветные карточки для упражнения «Маски» (17 штук), ручки и листы

Организационный момент.         В зависимости от уровня знакомства участников семинара можно провести и другие упражнения на знакомство.

Демонстрация ситуации. Демонстрацию можно провести разными способами: при помощи мультимедиапроектора заранее снятый сюжет.

Упражнение «Как реагировать». По ходу работы групп ведущий выступает в роли координатора. Хронометрирует процесс подготовки выступления.

Сообщение «Такие разные». Для сообщения по теме можно пригласить специалиста по конфликтологии из другого учреждения, организации. В этом случае до начала мастер-класса ведущий представляет специалиста участникам.

Для поддержания текста сообщения желательно подготовить:

  • компьютерную презентацию по теме;

- буклеты каждому участнику мастер-класса с кратким изложением основ теории трансактного анализа Э. Берна.

Упражнение «Маски». Для упражнения необходимо заранее подготовить маски размером с человеческое лицо, с палкой – держателем (образцы прилагаются).  Для более эффективной организации упражнения ведущему можно заранее (до начала мастер-класса) договориться с тремя участниками мастер-класса для участия в упражнении «Маски».

Упражнение «Карточки». Карточки готовятся заранее. Текст печатается на цветной стороне карточки. Для проведения анализа выполнения задания, цвета карточек могут быть:

в спектре цветов радуги;

от темного к светлому.


Приложение 1.

Тезисы сообщения

Эрик Ле́ннард Берн (10 мая 1910 — 15 июля 1970) — американский психолог и  психиатр.   По его мнению, каждый из нас в ходе сообщения может выбирать одну из коммуникативных позиций – позицию Родителя, позицию Взрослого и позицию Ребенка.

Выступая из родительской позиции, (ведущий надевает маску Родителя) мы ставим себя выше собеседника: позволяем себе оценивать его (хвалить или ругать и критиковать), советуем, проявляем заботу и т.п. Когда же в дело вступает Ребенок (ведущий надевает маску Ребенка) – мы веселимся, шутим, творим вместе с тем – канючим, капризничаем, обижаемся и дуемся. Взрослый в нас – самый адекватный и рациональный персонаж (ведущий надевает маску Взрослого). Он спокоен, он констатирует факты и рассуждает здраво. Это тот, кто способен договариваться с «трудными» людьми, это тот, кто отвечает за наш профессионализм.

Каждый из этих персонажей при общении обращается ко внутреннему Ребенку, Родителю или Взрослому собеседника. Например, когда наш Взрослый обращается к Взрослому собеседнику – мы получаем профессиональную беседу, обмен сведениями. А когда наш Родитель обращается к Родителю другого, мы получаем беседу двух мамочек на детской площадке о том, как тяжело воспитывать детей , что «молодежь пошла нынче не та. Вот мы в их годы…» Если же наш Ребенок обращается к Родителю собеседника – может получиться разговор подчиненного с руководителем о просьбе повысить зарплату. Когда же наш Родитель обращается к Ребенку собеседника – перед нами «выволочка» подчиненного, не выполнившего вовремя задание и, наоборот, отеческое похлопывание по плечу опытного специалиста по завершении первого удачно прошедшего открытого урока. Любое такое обращение называется трансакцией.

Образцы масок

РОДИТЕЛЬ

                                                                    

РЕБЕНОК

ВЗРОСЛЫЙ

Карточки

Карточка № 1.

        Прекратить борьбу с оппонентом. Понять, что путем конфликта мне не удастся защитить свои интересы.

Карточка № 2.

         Внутренне согласиться, что когда два человека конфликтуют, то не прав тот из них, кто умнее.

Карточка № 3.

         Минимизировать мои негативные эмоции по отношению к оппоненту. Постараться найти возможность уменьшить его негативные эмоции по отношению ко мне.

Карточка № 4.

         Настроиться на то, что потребуются определенные усилия для решения проблемы путем сотрудничества либо компромисса.

Карточка № 5.

          Попытаться понять и согласиться с тем, что оппонент, как и я, преследует свои интересы в конфликте.

Карточка № 6.

          Оценить суть конфликта как бы со стороны, представив на моем месте и месте оппонента наших двойников.

Карточка № 7.

         Выявить, каковы истинные интересы моего оппонента в этом конфликте. Чего он, в конечном счете, хочет добиться. Увидеть за поводом и внешней картиной конфликта его скрытую суть.

Карточка № 8.

         Понять основные опасения оппонента. Определить, что он боится потерять.

Карточка № 9.

         Отделить проблему конфликта от людей. Понять, в чем главная причина конфликта, если не учитывать индивидуальные особенности его участников.

Карточка № 10.

         Продумать и разработать программу-максимум, нацеленную на оптимальное решение проблемы с учетом интересов не только моих, но и оппонента. Подготовить 3-4 варианта решения проблемы.

Карточка № 11.

         Продумать и разработать программу-минимум, нацеленную на то, чтобы максимально смягчить конфликт. Подготовить 3-4 варианта частичного решения проблемы или смягчения конфликта.

Карточка № 12.

         Определить по возможности объективные критерии разрешения конфликта.

Карточка № 13.

         Спрогнозировать возможные ответные действия оппонента и свои реакции на них по мере развития конфликта: если верен мой прогноз развития конфликта, это сделает мое поведение более конструктивным.

Карточка № 14.

         Провести открытый разговор с оппонентом с целью разрешения конфликта.

Идея достижения компромисса, в котором мы идем по пути постепенного сближения.

Карточка № 15.

          Попытаться разрешить конфликт, постоянно корректируя не только тактику, но и стратегию своего поведения в соответствии с конкретной ситуацией.

Карточка № 16.

          Еще раз оценить свои действия на этапах возникновения, развития и завершения конфликта. Определить, что было сделано правильно, а где были совершены ошибки.

Карточка № 17.

         Оценить поведение других участников конфликта, тех, кто поддерживал меня или оппонента. Конфликт сам по себе тестирует людей и выявляет те особенности, которые до этого были скрыты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анцупов А. Я. Конфликтология. – М.: Питер, 2007. - 490 с.
  2. Анцупов А.Я. Семнадцать шагов для разрешения конфликта.– [Электронный ресурс]. – Сайт: www.elitarium.ru.- 2009 |51,5 Kb|.– Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2005/04/27/17_shagov_dlja_razreshenija_konfliktov.html, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  3. Белинская А.Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов. - М.: Прометей, 2000. - 223 с.
  4. Куприянов Б.В. Обеспечение позитивных взаимоотношений в классе// Справочник классного руководителя.– 2008.– № 1.– С.  40-42
  5. Мелибруда,Е. Я - Ты - Мы : Психол. возможности улучшения общения. - М. : Прогресс, 1986. – 254с.  
  6. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта// Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М, 1977. - С 130
  7. Пустынникова Ю.М. «Игры взрослых, или проблемы разновозрастных коллективов». Ж. «Секретарь-референт» № 4(40), апрель 2006г. [электронный ресурс ] – Сайт www. «Аксима:Консалт» - 2009 |187 Kb| - режим доступа J: / Аксима.mht. Свободный – Загл.  с экрана.- Яз. Рус.
  8. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 127с.
  9. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействия в педагогическом процессе». Материалы сайта «lib.uni – dubna.ru. Библиотечный комплекс».
  10. Семёнова, Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога : учеб. пособие. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. - 249с.
  11. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова, О.В. Миновская; Под ред. А.В. Мудрика.– М.: Издательский центр «Академия», 2004.– 240с.
  12. Фелау, Эберхард Г. Конфликты на работе: как их распознавать, разрешать, предотвращать [пер. с нем. Е.А. Зись]. – М.: Омега-Л, 2006. - 116с.

 МАТЕРИАЛЫ БУКЛЕТА

Эрик Ле́ннард Берн (10 мая 1910 — 15 июля 1970) — американский психолог и  психиатр.

По его мнению, каждый из нас в ходе сообщения может выбирать одну из коммуникативных позиций – позицию Родителя, позицию Взрослого и позицию Ребенка.

Выступая из родительской позиции, (ведущий надевает маску Родителя) мы ставим себя выше собеседника: позволяем себе оценивать его (хвалить или ругать и критиковать), советуем, проявляем заботу и т.п.

Когда же в дело вступает Ребенок (ведущий надевает маску Ребенка) – мы веселимся, шутим, творим вместе с тем – канючим, капризничаем, обижаемся и дуемся.

Взрослый в нас – самый адекватный и рациональный персонаж (ведущий надевает маску Взрослого). Он спокоен, он констатирует факты и рассуждает здраво. Это тот, кто способен договариваться с «трудными» людьми, это тот, кто отвечает за наш профессионализм.

Когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, мы находимся в эго-состоянии Родителя (Р).

Когда мы имеем дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой, мы находимся в эго-состоянии Взрослого (В).

Когда мы чувствуем и ведём себя подобно тому, как мы делали это в детстве, мы находимся в Эго-состоянии Ребенка (Реб).

В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из 3-х Эго-состояний.

Каждый из этих персонажей при общении обращается ко внутреннему Ребенку, Родителю или Взрослому собеседника. Например, когда наш Взрослый обращается к Взрослому собеседника – мы получаем профессиональную беседу, обмен сведениями. А когда наш Родитель обращается к Родителю другого, мы получаем беседу двух мамочек на детской площадке о том, как тяжело воспитывать малолетних «спиногрызов» или двух представителей «старой гвардии» о том, что «молодежь пошла нынче не та. Вот мы в их годы…» Если же наш Ребенок обращается к Родителю собеседника – может получиться разговор подчиненного с руководителем о просьбе повысить зарплату. Когда же наш Родитель обращается к Ребенку собеседника – перед нами «выволочка» подчиненного, не выполнившего вовремя задание и, наоборот, отеческое похлопывание по плечу опытного специалиста по завершении первого удачно прошедшего открытого урока. Любое такое обращение называется трансакцией.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Родитель и педагог: по тонкому льду ожиданий» Мастер-класс для педагогов дополнительного образования Маады Сайзана Салчаковна, Педагог-психолог МБОУ Сесерлигская СОШ

Слайд 2

Цель: обеспечение осознанной, целесообразной и эффективной педагогической практики разрешения конфликтов.

Слайд 3

Задачи: Совершенствование обыденных практик разрешения конфликтов педагогами-воспитателями, за счет преодоления житейских и индивидуальных стереотипов через осознание оптимальных профессиональных способов решения педагогических задач; Содействовать выявлению наиболее стереотипных конфликтных ситуаций встречающихся в жизнедеятельности учреждений дополнительного образования детей, практик поведения педагогов в конфликтных ситуациях; Стимулировать профессиональное самосовершенствование педагогов-воспитателей за счет воспитание интереса к самостоятельному изучению психолого-педагогической литературы.

Слайд 4

Игра - приветствие Здравствуй, друг! Как ты тут! Где ты был? Я скучал! Ты пришел! Хорошо! Здороваться за руку. Хлопать по плечу друг друга. Поглаживание за щеки друг друга. Класть руки себе на сердце. Развести руки в стороны. Обняться.

Слайд 5

Конфликт для педагога Не относится к ситуации профессиональной деятельности Рассмотрение конфликта по житейской схеме Эмоционально насыщенная ситуация, сбивает с толку Три ошибки педагога

Слайд 6

Провокация конфликта сложностью в отношении педагогического сообщества и родителями Конфликт (причины) Социальная напряженность и расслоение общества Несовпадение ожиданий родителей и педагогов Актуальность мастер-касса Отрицательная роль СМИ и руководителей разных уровней: стимулирование разницы ожиданий; противопоставление друг против друга две категории взрослых в сфере образования; «Родитель и педагог по тонкому льду ожиданий»

Слайд 7

Конфликтная ситуация Сюжет ситуации «Проживание» данной конфликтной ситуации Сообщение «Такие разные», рассматривание ситуации с точки зрения структурного анализа Э. Берна Упражнение «Как реагировать»

Слайд 8

Сюжет ситуации: В четверг после генеральной репетиции перед очередным концертом педагог по хореографии Наталья Чодуевна сидела в зале и отдыхала. Вдруг, в зал буквально «влетела» одна из мам, и тыча в педагога пальцем закричала: «Я это так не оставлю! Да что же это такое? Сколько еще вы будете издеваться над моей девочкой? Значит, я плачу такие деньги, а моя Сайлык будет на задворках танцевать, где ее не видно, сколько можно? Выставили одних и тех же, а мы любуйся?! Где справедливость, вы, знаете ли, не за этим сюда пришли, ну, а если вы работать и учить не умеете, то и не беритесь! Педагог, вскочила и со словами: «Да, кто вы такая, чтобы разговаривать со мной в таком тоне! Я после этого даже разговаривать с вами не собираюсь, выйдите отсюда, и можете идти жаловаться. А не нравится, можете и не ходить, никто не держит!

Слайд 9

Упражнение «Маски» Коммуникативная позиция (Эго-состояние) Разговор с мамой с разных коммуникативных позиций (Эго-состояний) педагога , так, чтобы конфликтная ситуация «сошла на нет» и мама ушла от вас успокоенная. Родитель ребенок взрослый

Слайд 10

Упражнение «Карточки» Цель: разработка системы мер профилактики по минимизации конфликтов педагогом, путем решения конфликтов в определенной последовательности. Метод: универсальные правила для решения конфликта по А.Я. Анцупову . Состоит из 17 шагов разрешения конфликта. Задача: выстроить цепочку логически правильных действий. Оборудование: карточки, бумага и ручка.

Слайд 11

Спасибо, за участие в мастер - классе!



Предварительный просмотр:

Методическая разработка по курсу «Помощь детям в кризисных ситуациях»

Понять – значит помочь

Посвящается детям Японии (Фукусима)

Маады Сайзана Салчаковна, педагог-психолог

Цель: Помочь родителям детей в восстановлении чувства безопасности и доверия, поддержка и развитие навыка самообладания.

Задачи:

  1. Рассказать родителям о возможных реакциях на трагические события детей.
  2. Поддержать родителей в кризисные ситуации: их благополучие – залог скорейшего восстановления детей.
  3. Рассказать о путях помощи ребенку.

Дети, оказываются, наиболее уязвимы и беззащитны перед лицом катастрофы. Что говорить о ребенке, если взрослому трудно понять и принять событие, которое невозможно ни контролировать, ни предсказать, его нельзя «уладить», разрешить раз и навсегда.

Что в кризисной ситуации важно знать родителям, учителям и школьному психологу, к чему быть готовыми, чтобы помочь ребенку?

В повседневной жизни дети постепенно приобретают личный социальный опыт, знания, навыки общения и закрепляют их в реальных ситуациях. Информация, которую дети получают в школе и от взрослых о чрезвычайных ситуациях, не может быть использована ими в момент непосредственного возникновения травматического события, т.к. эти сведения «не закреплены» ими на психофизиологическом и поведенческом уровнях. В ответ на внезапные события, такие как природные катастрофы, военные действия, смерть близкого человека, разрушение дома, эмоциональное, физическое или сексуальное насилие, террористические акты, автомобильные аварии у ребенка могут возникать различные реакции.

Острота реакции может зависеть от нескольких факторов:

  1. Степень вовлеченности (находился в эпицентре события, сам попал в заложники; среди заложников были родные и близкие; следил за событиями по телевизору – актуально на сегодня для детей, которые вне зоны катастрофы в Японии);
  2. Индивидуальные особенности (чувствительность, наличие навыков самообладания);
  3. Наличие предшествующего травматического опыта (потеря близких, был в роли жертвы или свидетеля катастрофы и пр.).

Могут наблюдаться следующие реакции.

Физические: возбуждение (может привести к истощению), повышенная настороженность, мышечная напряженность, прерывистый пульс, повышенное потоотделение, изменение дыхания, расстройство желудочно-кишечного тракта, нарушение сна (трудности засыпания, ночные кошмары, прерывистый сон, слишком долгий или, напротив, короткий), головные и другие боли; необычные жалобы; обострение хронических заболеваний; психосоматика.

Поведенческие: поведенческая регрессия, изменение пищевого поведения, ограничение социальных контактов вплоть до изоляции, уходя в себя, жесткое следование или отрицание культурных стандартов поведения. Изменения, возникшие вследствие удара по адаптивным способностям, защитам, навыкам. Перемена внешнего вида. Отсутствие контакта глаз. Избегание любых напоминаний, мыслей о происшедшем. Повышение импульсивности поведения. Повышение конфликтности (особенно у подростков). Отказ идти в школу. Создание системы внешних вех стабильности, предсказуемости мира (суеверия, приметы).

Когнитивные: трудности концентрации и переключения, принятие любых решений, мысль скачет (или, напротив, мыслительный процесс замедляется); снижение академической успеваемости.

Личностные: изменение системы представлений о мире, о себе и других, подрыв на уровне базовых потребностей – физиологических (вода, питание), в безопасности, защите. Изменение ценностно-смысловой сферы. Удар по чувствам доверия, открытости, безопасности. Сужение перспективы будущего. Ощущение бессмысленности жизни и мира. Мир вокруг оказывается опасным и несправедливым.

Эмоциональные: общий дистресс, гнев и враждебность, депрессия, тревожность, страх, паника, чувство беспомощности и бессилия, чувство вины, стыда, отвращения к себе, обвинение других. Эмоциональная нестабильность (скачки настроения), апатия. Ощущение несправедливости того, что произошло. Злость.

Следует учитывать:

- то, как обычно ведет себя ребенок;

- культурно-этнические особенности реагирования;

- наличие предшествующего травматического опыта;

- индивидуальные и возрастные особенности.

Одну из таких ответных реакций - посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) мы рассмотрим подробнее.

ЧТО ТАКОЕ

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО

Это характерный набор симптомов, развивающихся после психологической травмы, вызванной событием,  выходящим за рамки обычного человеческого опыта. Диагноз ПТСР, как правило, ставится, когда симптомы развились в течение 6 месяцев после перенесения ребенком тяжелого события. Интенсивность переживания травматического события зависит от возраста, психологического развития ребенка, особенностей характера, семейного и культурного окружения, жизненного опыта.

Для ПТСР характерны три группы симптомов:

а)        Симптомы повторного переживания,  повторяющиеся навязчивые воспоминания о событии, ночные кошмары, многократное воспроизведение в игре пережитого, поступки и чувства, как если бы событие происходило сейчас;

б)        Симптомы избегания - избегание мыслей и чувств, связанных с травмой, неспособность восстановить детали события, отсутствие ориентации на будущее;

в) Симптомы повышенного возбуждения - нарушение сна (трудности с засыпанием), раздражительность, сверхбдительность, затрудненная концентрация внимания на чем-либо.

Обычно развитие ПТСР у ребенка проходит 5 фаз (Хоровитц, 1985):

  1.  Отчаяние - острая тревога без ясного осознания значимости происходящего.
  2.  Отрицание - бессонница, амнезия, оцепенение.
  3.  Навязчивость - взрывные эмоциональные реакции, эмоциональная лабильность, гипервозбудимость, нарушения сна.
  4.  Прорабатывание - понимание причин травмы и горя.
  5.  Завершение - принятие пережитого события, новые планы на будущее.

Длительность прохождения каждой фазы различна.

ДИАГНОСТИКА ПТСР

Важно установить специфические особенности травмы или насилия, пережитые ребенком. Выясняется у самого ребенка:

- конкретное травматическое событие;

- в какой мере он вовлечен в событие;

- насколько была для него опасна ситуация.

Клиническая диагностика проводится врачом-психиатром или психологом. Рекомендуется использовать Индекс реакций при ПТСР - это шкала, основанная на 16-ти клинических критериях.

После травматического события наблюдалось ли у тебя что-либо из нижеперечисленного списка:

  1.  Событие воспринимается как сильный стресс         да нет
  2.  Расстраивается при мыслях о событии        да нет
  3.  Боится повторения события        да нет
  4.  Пугается, когда думает о событии        да нет
  5.  Избегает того, что напоминает о событии     да нет
  6.  Легко возбудим, пуглив        да нет
  7.  Хочет избежать чувств        да нет
  8.  Навязчивые мысли        да нет
  9.  Ночные кошмары        да нет
  10.  Нарушение сна        да нет
  1.  Навязчивые образы и звуки        да нет
  2.  Теряет интерес к ранее значимой деятельности         да нет
  3.  Трудности концентрации внимания                да нет
  4.  Отчужденность (увеличение межличностной дистанции)                да нет
  5.  Мысли о событии мешают учебе        да нет
  6.  Испытывает чувство вины        да нет

Каждый положительный ответ (да) оценивается в 1 балл. Если сумма ответов баллов равна 7-9, это свидетельствует о легкой форме ПТСР; 10-11 - о средней, и 12 и более - о тяжелой форме ПТСР

ПОМОЩЬ ПРИ ПТСР

При установлении ПТСР помощь необходимо осуществлять немедленно, т.к. состояние, в котором находятся дети, грозит нарушением здоровья, обострением имеющихся заболеваний, трудностями обучения, снижением интереса к другим занятиям, ухудшением психоэмоционального состояния, повышением риска отклоняющегося поведения. Первые сессии посвящаются  установлению контакта с ребенком, сбору информации о травматическом событии, обсуждению возможностей терапии.

Одновременно могут использоваться несколько видов терапии: фармакотерапия, когнитивно-бихевиоральная терапия, игровая и арт-терапия, формализованные направления в психотерапии и др.

Фармакотерапия - позволяет на первом этапе (в остром периоде) снизить тревогу, депрессию, диссоциацию, навязчивость.

Когнитивно-бихевиоральная терапия -  в основе лежит постепенная работа с содержанием травматической ситуации, позволяющая ребенку понять и выразить эмоции, разорвать связь между тревогой и стыдом, страхом и разрушительными мыслями при воспоминаниях.

Телесно-ориентированная терапия - ребенку помогают создать иерархию переживаний, связанных с травмирующим событием, от слабого до самого сильного, и затем обучают разным техникам глубокой мышечной релаксации.

Групповая терапия - многие методы бихевиорально-когнитивной психотерапии эффективны при применении их в группе. Размеры группы зависят от возраста и развития детей, типа проблем. Могут использоваться следующие терапевтические стратегии:

  1. Завершение предложений
  2. Придумывание рассказа
  3. Ролевые игры
  4. «Игра в чувства»
  5. Игра в решение проблем и другие.

Необходимо использовать как можно больше игр, игрушек, и всего, что может вовлечь и заинтересовать детей.

В работе с дошкольниками необходимо учитывать следующие особенности:

1)достаточен ли словарный запас у ребенка;

2) понимает ли он слова, обозначающие чувства;

3)  может ли следовать инструкциям;

4) может ли ребенок посещать терапевта в необходимый для терапии период времени.

Эффект при индивидуальной психотерапии выше, чем при групповой.

ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТСЯ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ КАТАСТРОФЫ?

1. Наблюдать за ребенком и слушать его, обращая внимание на ежедневные изменения в поведении.

2. Заверьте ребенка, что вы сделаете все, чтобы он был в безопасности, окружите его любовью семьи, проводите с ним больше времени.

3. Ваша реакция во многом определяет то, как будет реагировать на событие ребенок: он копирует формы реагирования взрослого. Оставайтесь спокойным, будьте сильным, не паникуйте, приобщите ребенка к позитивным формам самообладания с ситуацией.

4. Выключите телевизор. Развернутая средствами массовой информации вокруг события компания может быть травматичной. Если старший ребенок смотрит новости, смотрите вместе с ним. Для получения новостей лучше использовать радио, т.к. зрительные образы могут быть особенно тяжелы для ребенка.

5. Имейте в виду, что реакция ребенка зависит от возраста. Особенно острой она может быть у подростка. Будьте внимательны к поведению ребенка и обратитесь за помощью, если изменения в его поведении особенно остры и длительны. Консультация вскоре после трагедии может смягчить ситуацию. Имейте в виду, что ваш ребенок может быть раздражителен, гиперактивен, тревожен, он может плохо засыпать и жаловаться на отсутствие  аппетита, он может не хотеть, например, больше играть с друзьями на улице – все это нормальные реакции на ситуацию стресса, которую он пережил. Чувства детей часто находят выражение в телесных реакциях (головная боль, боль в животе и т.д.). Если эти  симптомы длятся дольше двух недель, обратитесь за помощью.

6. Поговорите с ребенком о том, что произошло. Будьте правдивы. Что и как сказать – зависит от возраста ребенка. Основная задача (вне зависимости от возраста) – это помочь детям восстановить чувство безопасности.

Для дошкольников достаточно признать, что произошло что-то нехорошее, мама и папа расстроены, но с ними все нормально, и они оградят тебя от беды. Дети этого возраста не должны смотреть передачи о катастрофе по телевизору.

Начальная школа. Выясните, что ребенок знает о случившемся, что по этому поводу думает, что слышал в школе и от других детей. В этом возрасте дети испытывают необходимость в логике и понимании. Они могут задавать несколько странные вопросы: «Во что был одет пилот?», «А мама пожарного знает, что он там?». Не бойтесь признаться, что вы не знаете ответа. Заверьте ребенка, что многие люди работают над тем, чтобы случившееся не повторилось, что и родители и учителя в школе сделают все, чтобы ребенок был в безопасности. Заверьте младших детей также, что никакие его проступки не являются причиной катастрофы.

Средняя школа. Вы можете поделиться информацией, которая у вас есть. Постарайтесь организовать обсуждение, опять-таки выясните, что ребенок слышал и узнал из других источников. Некоторые подростки могут делать вид или утверждать, что их это не тронуло, или, наоборот, быть очень возбужденными. Оба типа реакций нормальны в подростковом возрасте. Не заставляйте ребенка обсуждать ситуацию, пока он не будет к этому готов.

7. Спокойно выразите свои эмоции, и помните, что ваше уравновешенное поведение больше всего будет способствовать чувству безопасности. Помогите ребенку осознать его собственные чувства. Подчеркните – эти чувства нормальны в сложившейся ситуации. (Наверное, поэтому в Японии не принято показывать свои эмоции на показ, чтобы население и, особенно, дети начали панику во время катастроф).

8. Уделяйте ребенку больше времени и внимания. Помогите ему успокоиться – как через психологический канал, так и через физический. Детям может потребоваться не только больше ласки и внимания, но и больше выхода физической энергии. Укладывание спать может стать очень важным моментом. Используйте его для того, чтобы побыть с ребенком, почитать ему сказку и т.д.

9. Позвольте ребенку задавать вопросы, говорить о происшедшем, выражать свои чувства. Обеспечьте его необходимым материалом – пластилином, красками, журналами.

10. Играйте с маленьким ребенком, чтобы помочь ему отыграть свои страхи и беспокойства.

Ребенок может повторять снова и снова одну и ту же игру или рассказ. Это может показаться утомительным для родителей. Однако это важно для ребенка – он следит за реакцией родителей. Если же ребенок «застревает» на этом и повторение длится многие недели без изменения, обратитесь к психологу.

11. Придерживайтесь распорядка в еде, игре, сне. Это поможет ребенку восстановить ощущение стабильности и безопасности мира. Избегайте ненужных изменений.

12. Поддерживайте отношения со значимыми для ребенка людьми – учителем, друзьями и т.д. Узнайте как ведет себя ребенок в другой обстановке. Постарайтесь привлечь самых близких друзей ребенка (обеспечьте социальную поддержку). И сами старайтесь сохранять связи с людьми, даже если не хочется никого видеть.

13. Дети особо чувствительны после травматического события. Они могут остро реагировать на звуки, запахи, места, которые напоминают им о событии. Имейте в виду, что эти факторы могут вызывать сильные эмоциональные реакции и много времени спустя после травматического события.

14. Подумайте, как вы и ваш ребенок можете помочь другим людям. Дети гораздо легче восстанавливают чувство защищенности, если они понимают, что могут помочь. Ребенок может рисовать картинки для спасителей, помочь собрать деньги.

15. Помните, что дети выживают и восстанавливаются после травматического события. Дайте ребенку и себе время на это.

16. Не бойтесь обратиться за помощью, если считаете, что она вам необходима. Дайте себе время восстановиться, осознать случившееся.

17. В Республике Тыва можно обратиться в ГОУ РЦПМСС «Сайзырал» в г. Кызыле или к педагогам-психологам местных образовательных учреждений..

Помощь в Центре «Сайзырал» оказывается бесплатно

В заключение я бы хотела отметить, что в действительности, взаимодействие психолога с родителями часто бывает самым сложным направлением в работе педагога-психолога, так как их интересы не совпадают.

Любой специалист, обследовавший ребенка с проблемами в поведении или учебе, хочет познакомить родителей с их результатами, для того чтобы в дальнейшем совместно заняться их решением. При этом психолог осознает, что причины многих нарушений детского поведения являются следствием тех установок и отношений, которые формируются внутри самой семьи. А иногда, к сожалению, психологи предпочитают работать с детьми и учителями. А ведь именно семья оказывает самое сильное влияние (хотя часто и негативное) на формирование различных сторон личности ребенка, включая и его поведение в различных чрезвычайных ситуациях, и отношение к учебной деятельности.

Что касается родителей, то хотя они тоже заинтересованы в том, чтобы у ребенка было как можно меньше трудностей, но часто предпочитают эти трудности не замечать. И мало кому нравится, когда об их проблемах говорит посторонний человек, пытающийся к тому же еще давать им рекомендации по взаимодействию с собственным чадом. Иногда посещение проводимых психологом мероприятий с различными формами взаимодействия с родителями (клубы, семинары, тренинги, беседы и т.д.) воспринимается лишь как очередной повод дать ребенку пару подзатыльников за нерадивость и никаких дальнейших совместных действий с психологом за собой не влечет.

Родители часто не осознают, что свою поведенческую программу дети заимствуют именно у них. Любой, даже самый дисциплинированный от семьи ребенок уже скопировал все, что мог, у своих родителей, в том числе – непродуктивное отношение к преодолению трудностей в чрезвычайных ситуациях, негативные эмоциональные реакции и многое другое.

Дорогие родители, обратите внимание на то, что многое то, которое не нравится вам в поведении вашего ребенка, присуще вам самим и лишь заимствуется ребенком. Если вы обратите внимание на эту схожесть, то оно поможет вам повысить ваш интерес к поведению и поступкам ребенка. Обращайте внимание на вашу ценность и большую роль в жизни ребенка.

Школьным психологам советую, чтобы они не стремились взвалить на себя всю работу с семьей. Совместить в одном флаконе два или три компонента могут только фармацевтические и парфюмерные предприятия. А педагогу-психологу образовательного учреждения вполне достаточно лишь заинтересовать родителей решением проблем собственных детей, а дальнейшей работой в этом направлении лучше заниматься квалифицированным специалистам ППМС-центров.

Использованная литература:

  1. Помощь детям, пережившим травматическое событие // Методические материалы по оказанию помощи детям, пострадавшим от насилия любезно предоставлены. –– Кызыл, Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал», 2009.
  2. Сулига О.С. Понять – значит помочь // Школьный психолог. – 2004. - № 36. – С. 22-23.
  3. Как справиться с последствиями трагедии?: Рекомендации для школьных психологов и учителей // Школьный психолог. – 2004. - № 37. – С. 6-8.
  4. Работа психолога с родителями  // Школьный психолог. – 2004. - № 37. – С. 9.  

Педагог-психолог МОУ СОШ с. Сесерлиг Маады Сайзана Салчаковна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4. Аттестация. Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активн

Справка. Формирование современной образовательной средыСвидетельство. Вебинар. Возможности использования электронных образовательных ресурсов при обучении детей с ОВЗ в основной школе Свиде...

4. Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования

Формирование современной образовательной среды, продукты интеллектуальной деятельности, транслирование опыта, участие в инновационной деятельности. Повышение уровня профессиональной деятельности....

5.Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие

5.1. Формирование современной образовательной среды (создание учебного кабинета, творческой лаборатории, мастерской, музея и т.п.)5.2. Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование но...

Критерий 4: Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, и продуктивногоиспользования новых образовательных технологий, трансляция в педагогических коллективах опыта

4.1.1. Методическая деятельность руководителя физического воспитанияв сфере образования4.1.2 Разработка электронных образовательных продуктов4.1.3 Повышение квалификации руководителем физического восп...