Рабочая программа групповых занятий по теме: «Развитие сплоченности школьного коллектива» для учащихся 5 – 8 классов
рабочая программа по психологии (5, 6, 7, 8 класс)

Перескокова Наталья Александровна

Рабочая программа групповых занятий по психологии, направленных на развитие у учащихся внимательного отношения к окружающим, толерантности, сплочения классного коллектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 26» городского округа

Город Уфа Республики Башкортостан

Программа групповых занятий по теме:

«Развитие сплоченности школьного коллектива»

для учащихся 5 – 8 классов

Составитель:

                                                                         педагог-психолог I кат.

Перескокова Н.А.

Уфа 2020 г.


Актуальность темы.

Вероятно, в любом коллективе возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Сплоченность включает в себя общение, единство мнений, убеждений, традиций и т.д. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива класса, степени его сплоченности зависит эффективность работы учащихся класса, а также, психологический комфорт каждого ее члена.

Поскольку одно из составляющих коллективной жизни, предполагает общение, то вначале ответим на вопрос, что подразумевают под этим понятием психологи и философы.

Общение - сложный и весьма многогранный процесс. Этот процесс может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.

Такое определение ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу.

Реальность и необходимость общения определена совместной жизнедеятельностью людей. Корни общения мы находим в самой их материальной жизнедеятельности. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека. "Отдельный человек, - писал Л. Фейербах, - как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты".

В психологии установлено, что развитие человека, его социализация, превращение в "общественного человека" начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью - первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения. И все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения. Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер.

Реализация функций обучения и воспитания подрастающего поколения происходит также через общение. Субъектами педагогического общения являются учителя, школьники, родители - Взрослые и Дети.

В психологии принят тезис о взаимосвязи, единстве общения и деятельности. Он вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений. Любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто "общаются" в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, даже в процессе "не делания". Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенное отношение этого деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Факт связи общения с деятельностью констатируется психологами. Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент. В то же время саму деятельность можно рассматривать как условие и основание общения.

Функции общения

Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:

Социальные функции общения:

а) организация совместной деятельности

б) управление поведением и деятельностью

в) контроль

Психологические функции общения:

а) функция обеспечения психологического комфорта личности

б) удовлетворение потребности в общении

в) функция самоутверждения

Основные мотивы общения

Прежде чем перейти к вопросу о возникновении мотивов общения, необходимо коротко остановиться на том, что такое «мотив» вообще.

Как известно, термин «мотив» толкуется разными психологами весьма неодинаково. А. Н. Леонтьев пишет об этом так: «В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - свою побудительную и направляющую деятельность функцию, т. е. становится мотивом».

Таким образом, мотив деятельности совпадает с ее предметом. Следовательно, для каждого участника взаимодействия мотивом общения служит другой человек, его партнер по общению. В случае коммуникации с взрослым мотивом общения, побуждающим ребенка обратиться к взрослому, совершив инициативный акт общения, или ответить ему, совершив реактивное действие, является сам взрослый человек. При коммуникациях со сверстником мотивом общения является другой ребенок.

Мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение с взрослыми, связаны с тремя его главными потребностями: это:

1) потребность во впечатлениях,

2) потребность в активной деятельности и

3) потребность в признании и поддержке.

Общение с взрослым составляет лишь часть более широкого взаимодействия ребенка и взрослого, в основе которого лежат указанные нужды детей.

Ведущие мотивы общения.

Познавательные, деловые и личностные мотивы появляются в период становления коммуникативной деятельности практически одновременно. В реальной жизненной практике ребенка все три группы мотивов сосуществуют и тесно переплетаются между собой. Но в разные периоды детства их относительная роль изменяется: то одни, то другие из них занимают положение ведущих. Причем речь идет не об индивидуальных особенностях взаимоотношения разных мотивов, а об особенностях именно возрастных, типичных для большинства или для многих детей соответствующего возраста. Выдвижение на передний план определенной группы мотивов связано с изменением содержания общения, а последнее отражает особенности общей жизнедеятельности ребенка: характер его ведущей деятельности, степень самостоятельности.

Как указывают учебники по возрастной психологии, в районе 10-11 лет у школьников меняется ведущий вид деятельности. Если в начальной школе это была учеба, то теперь - общение, общение и еще раз общение. А интерес к учебе уходит на задний план. Значит, самое время помочь в развитии коммуникативных способностей, а также в организации самого общения для того, чтобы общение приносило радость.

Собственно на занятиях по сплочению коллектива и решаются эти задачи.

Мы имеем  дело с учебным (школьным коллективом), и важен аспект его деятельности: не только сплоченность, но и вектор ее направленности. Часто класс является сплоченным, но не для реализации учебных целей, а для удовлетворения самых разных внеучебных потребностей. Особенно напряженной становится ситуация тогда, когда сплоченность класса направлена против кого-то из своих членов. Поэтому необходима организация и проведение специальных мероприятий по развитию групповой сплоченности подросткового коллектива с позитивным вектором развития ее направленности.

Стадии развития сплоченности

Известно, что изменение сплоченности отражает специфику групповой динамики. Сплоченность определяется как степень, с которой члены группы хотят оставаться в ней, результирующая сил, удерживающих индивида в группе.

Так, на первой стадии развития группы сплоченности как таковой нет, члены коллектива не знакомы или только что познакомились друг с другом. Отсутствие сплоченности отражается в том, что в группе практически нет межличностного общения, цели перед группой ставятся извне и также извне контролируется их выполнение, не возникает чувства «мы». На этой стадии в школьном коллективе при возникновении каких-то трудностей ученики обращаются за помощью не друг к другу, а к педагогу. Например, если ученик забыл ручку, он сообщает об этом учителю, педагог просит запасную ручку у кого-то из одноклассников и передает ее ученику.

На  второй стадии в учебном коллективе появляются подгруппы, завязываются неформальные отношения между отдельными учениками. На этом этапе формируется сплоченность, но она не распространяется на группу в целом, а лишь на отдельные ее составные элементы: пары, тройки. Такие подгруппы в школьном классе часто предопределены местом жительства: дети в школу и из школы добираются вместе, обсуждают какие-то темы, завязываются дружеские отношения. На этой стадии появляется чувство «мы», но это чувство включает в себя только сформированные пары и тройки.

На третьей стадии в группе актуализируется борьба за лидерство. В классе появляются нормы общения, члены коллектива самостоятельно решают возникающие трудности. Развитие группы на этом этапе может быть драматичным, если не один, а несколько лидеров претендуют на власть. В этом случае класс может расколоться на «группы поддержки» лидеров, между ними чаще всего возникает конфликт. Но даже если лидер один, еще не вся группа объединяется вокруг него. Чувство «мы» включает в себя не только ближайших друзей, но и отдельные группировки.

И, наконец, на четвертой стадии развития группы отмечается самая высокая сплоченность, которая проявляется во взаимопомощи, высокой привлекательности группы для ее членов, развитой неформальной структуре. Цели группы интериоризованы школьниками, класс выступает как единое целое. Ученики, говоря «мы», включают в это понятие весь класс, а не отдельную подгруппу.

Таким образом, групповая динамика рассматривается как совокупность динамических процессов, которые происходят в единицу времени и знаменуют собой движение группы от стадии к стадии.

Можно выделить основные подходы работы с учащимися, которые позволяют сконцентрироваться на цели занятия (в соответствии с данными подходами осуществлялся подбор упражнений):

контакт,

коммуникация,

кооперация.

Контакт позволяет сократить психологическую дистанцию между учащимися класса, а также создать доверительную атмосферу в классе. Для реализации этого подхода включены упражнения, связанные с непосредственным физическим контактом (например: «Поздороваемся», «Построимся», «Рисунок на спине» и др.), что позволяет развивать отношения внутри класса. Так называемые «отверженные» в упражнениях на отработку контакта получают возможность включаться в общегрупповой процесс.

Коммуникация подразумевает развитие навыков партнерского общения, а также открытое обсуждение проблем класса (организованное и контролируемое ведущим). На осуществление подхода направлены следующие упражнения: «Паровозик», «Поменяйтесь местами», «Рисунок на спине», «Пазлы» и т. д. Помимо формирования навыков партнерского общения, упражнения позволяют развивать эмпатию.

Кооперация позволяет ученикам получить навыки работы в команде, достижения групповых целей. Известно, что стремление к достижению общих значимых целей существенно повышает сплоченность класса. Для реализации подхода включены упражнения, направленные на групповое взаимодействие: «Кочки», «Пазлы», «Коллаж»» и др., в которых класс достигает успеха только тогда, когда все работают над решением задачи. Упражнения стимулируют лидерские процессы в группе, развивают эмпатию.

Помимо перечисленных групп упражнений, в цикл занятий также включены упражнения на самопознание («Хорошие и плохие поступки», «Прекрасный сад» и подобные). Эти задания позволяют решить две задачи:

Во-первых, ребята заинтересованы в получении информации о себе, и упражнения, таким образом, сохраняют и поддерживают интерес к занятиям.

Во-вторых, включение упражнений на самопознание предполагает самораскрытие, а также получение информации об одноклассниках. «Узнавание» друг друга способствует росту сплоченности в группе за счет «открытия» в непринимаемых членах класса позитивных сторон, обнаружения общего с другими одноклассниками.

Цель занятий: формирование ценностей общения через уважение к окружающим, развитие коллектива как целостного группового субъекта.

Задачи:  развивать следующие умения у учащихся:

  • доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом;
  • уважения в себе и к окружающим;
  • чуткость, внимание;
  • эмоционально сопереживать однокласснику;
  • сотрудничать и действовать сообща;
  • согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи;

 

Условия, количество и периодичность занятий:

Цикл занятий рассчитан на 5 занятий и одно мероприятие, с периодичностью 1 раз в неделю.

Продолжительность занятия 1 урок.

Оборудование и материальное обеспечение: Занятия проводятся в классе. Для коллажа нужны старые журналы, ножницы, клей, фломастеры.

Ведущий: педагог-психолог.

Количество участников – весь класс.

Возраст -10-15 лет.

Каждое из занятий включает приветствие, разминку, основное упражнение, обсуждение, завершающее упражнение.


Тематический план

№ п/п

Тема

Цель

Кол-во часов

1.

Я тебе доверяю

Формирование доброжелательности, интереса и умения строить доверительные отношения друг с другом

1 ч.

2.

Самоуважение

Осмысление понятий «уважение» и «самоуважение». Анализ эмоциональной и социальной значимости наличия или отсутствия самоуважения.

1 ч.

3.

Прекрасный сад

Развитие внимания и формирования уважения к окружающим людям

1 ч.

4.

Как мы общаемся.

Развитие коммуникативных способностей. Невербальное общение.

1 ч.

5.

Коллаж на тему «Дружба»

Развитие коммуникативных навыков, сплочение коллектива.

1 ч.

6.

Мероприятие: квест

 «Дружбой своей сильны!»

Развитие навыков взаимопомощи, достижения одной общей цели.

4 ч.

7.

Выходной контроль

Диагностика, социометия.

0,5


Занятие 1

«Я тебе доверяю»

Цель: формирование доброжелательности, интереса и умения строить доверительные отношения друг с другом.

Задачи: научится приветствовать друг друга, осознать что такое доверие.

1) Знакомство. Установление контакта с детьми.

Участники подписывают бейджики. Ведущий представляется и говорит несколько слов о то, что будет происходить.

2) Правила работы в группе. 

Затем ведущим устанавливаются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются ведущим вначале занятия.

Список правил:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего

3. Уважать мнение друг друга

4. Я - высказывание

5. Безоценочность суждений

6. Активность

7. Правило «стоп»

8. Конфиденциальность

Каждый из пунктов правил поясняется ведущим.

3). Входная диагностика взаимоотношений: социометрическое обследование : «Кого возьму в дальнее плаванье?»

4). Упражнение в командах. Класс делится на две команды через расчет на «первый – второй», выбираются капитаны команд. Команды выполняют задания:

- построить свою команду по росту;

-построить свою команду по цвету волос: от темного до самого светлого;

-построить свою команду по дням рождения согласно календарю.

5) Основное упражнение «Слепой и поводырь».

Игра проводится в парах. В каждой паре выбирается «слепой» и «поводырь».

Инструкция «поводырям»: «Вы ведете своего партнера за собой. Глаза у него закрыты. Познакомьте его с окружающим миром».

Участники в парах расходятся по комнате (возможен выход за пределы помещения). «Поводырь» ведет «слепого» за собой или поддерживает его сзади), знакомит его с предметами окружающего мира, людьми, интерьером. Через 2 минуты участники меняются ролями.

После завершения упражнения проводится обсуждение. Участники рассказывают, как они чувствовали себя в роли «поводыря» и «слепого», было ли им удобно в этой роли, доверяли ли они своему партнеру.

Это упражнение рождает много ассоциаций. Оно позволяет на собственном опыте почувствовать, что значит быть беспомощным «слепым», как возлагать надежду на поддержку друга; как быть зависимым от кого-то; кому-то из участников оно может напомнить отношения в семье, в классе, в дворовой компании. Упражнение помогает подростку более отчетливо осознать свои жизненные роли и свою позицию, понять, что находиться в роли зависимого некомфортно и небезопасно, и как важно уметь быть кому-то помочь, проявить заботу.

6)Завершающее упражнение «Спасибо!»

Цель: позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

Ученики встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат - ДА! или СПАСИБО!

Занятие 2

Самоуважение.

Цель: осмысление понятий «уважение» и «самоуважение». Анализ эмоциональной и социальной значимости наличия или отсутствия самоуважения.

Задачи: формирование правильного чувства уважения в себе и к окружающим.

1)Разминка. Упражнение «Поздороваемся»

Цель: установление контакта между участниками. Рукопожатие – это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами – это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.

Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом.

Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться, таким образом, со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

2) Диалог и Мини- лекция.

Ведущий рассказывает притчу об уважении:

«Однажды наставник Пути сказал своим ученикам:

- Проявляйте уважение к тем, кто достоин его, ибо в этом нет ничего постыдного; проявляйте уважение к тем, кто жаждет его, ибо в этом нет ничего трудного; проявляйте уважение к тем, кто недостоин его, ибо в каждом есть что-то достойное уважения.

Много лет прошло с тех пор, как мир впервые услышал эти слова, однако и ученики учеников Шоу продолжают следовать этим советам. Не в этом ли сила мудрого слова?»

Ведущий предлагает каждому участнику подумать минуту и ответить на вопрос - Что такое самоуважение? Все желающие могут высказаться. Затем ведущий подводит итог и рассказывает о том, какое значение имеет самоуважение психологического комфорта человека и от чего зависит самоуважение, о чувствах, таких, как хвастовство, которые маскируют низкую самоценность, о желании быть идеальным человеком и к чему это может привести. Затем предлагает выполнить задание.

3) Основное упражнение  «Хорошие и плохие поступки». 

Цель: осознание детьми связи между поступками, уважением и самоуважением. Выделение самого понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением.

Учащиеся делят на четыре команды, случайным образом. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А 4. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно задача другой - написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков. Задача двух других команд написать соответственно за какие поступки люди уважают человека, а за какие не уважают.

Обсуждение

Каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе. Также важно понять разницу, что часто суть поступка, за который люди не уважают человека, сам человек не осознает. Например, сам человек не осознает, что он эгоистичен, жаден, завистлив, обидчив и т.п.

4) Ведущий  подводит итоги: «Уважение к окружающим – сущность культуры поведения человека!»

«Воспитанные люди, по моему мнению, – писал А. П. Чехов, – должны удовлетворять следующим условиям:

1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки, живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.

2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам, они душой и от того, чего не увидишь простым глазом.

3. Они уважают чужую собственность.

4. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыль в глаза. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

5. Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать к себе сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ или вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают», – потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво.

6. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты как знакомство со знаменитостями. Делая на грош, они не носятся со своей папкой на 100 рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили.»

5)Завершающее упражнение «Спасибо!»

(Занятие 1)

Занятие 3

«Прекрасный сад»

Цель: Развитие внимания и формирования уважения к окружающим людям.

Задачи: эмоционально сопереживать однокласснику.

1)Разминка. Упражнение «Поздороваемся»

(Занятие 2)

2) Основное упражнение «Горная тропа». Раскладывается веревка произвольной линией. Все выстраиваются вдоль веревки, выравнивая носки по линии веревки. Крайний должен пройти по веревке (это линия обрыва скалы над морем), не упав и не сойдя с неё. Класс помогает «не упасть со скалы». На этом упражнении хорошо видны взаимоотношения в классе.

3). Упражнение «Прекрасный сад».

Цель: понять и ощутить себя, быть самим собой, выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

Ученики сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это - нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки.

Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.

Обсуждение

Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на цветов растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.

4)Завершающее упражнение «Спасибо!»

(Занятие 1)

Занятие 4

Как мы общаемся.

Цель: Развитие коммуникативных способностей. Невербальное общение.

Задачи: развивать чуткость, внимание.

1)Разминка. Упражнение «Поздороваемся»

(Занятие 2)

2) Мини-лекция  Осознание невербального языка тела.

Детям объясняют, что часто мимика, поза, жесты, физиологические реакции, манера сидеть, стоять, ходить невольно выражают внутреннее состояние, что невербальные проявления - важнейшие компоненты процесса коммуникации. Осознание собственного физического «Я» помогает лучше понять себя - идентифицировать внутреннее состояние и чувства, легче выражать в физическом действии некоторые эмоции.

Далее объясняется, что такое конгруэнтная коммуникация.

Конгруэнтность, которая подразумевает совпадение внутренних переживаний, их осознания и форм выражения (ощущения + осязание + сообщение), определяет надежность коммуникации, ее четкость и осуществление без защитных механизмов и барьеров. Конгруэнтность - предварительное условие положительного и продуктивного взаимодействия.

Чтобы получить представление о неконгруэнтной коммуникации, участникам предлагается искать несоответствия (различия), разыгрывая сцены: например, произнести слова «Хочу помочь», «Я люблю тебя» с нахмуренным лицом и сжатыми кулаками (несоответствие между вербальным выражением и «языком тела»). Затем объясняют, что неконгруэнтность может быть осознанной или нет. Например, человек в гостях весь вечер скучал, но на прощание, улыбаясь, говорит хозяйке: «Как приятно было провести у вас вечер...» Он сознательно говорит не то, что чувствует, не желая обидеть хозяйку. Другой пример, когда человек, не осознавая собственный гнев и агрессивные тенденции, говорит вежливо, но его поза и напряженная мимика не соответствуют словам. В этом случае неконгруэнтность бессознательна.

3) Основное упражнение «Рисунок на спине»

Цель: развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения

Учащиеся делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый ученик смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

Ученикам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.

Обсуждение

Обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?

4) Упражнения «Пазлы»

Цель: развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи

Класс делится произвольно на команды по5 человек и каждому члену команды выдается по пазлу. (Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения). Задача команды - собрать картинку, как можно быстрее.

Обсуждение

Обсуждение в общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания.

Далее ведущий предлагает применить полученный опыт из предыдущего упражнения в следующем задании.

5) Упражнения «Кочки»

Цель: развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы;

осознание важности этих качеств для эффективной работы класса;

развивает умение идти на уступки, сотрудничать и действовать сообща.

Каждому участнику выдается листок бумаги А4. Все собираются на одном конце комнаты и ведущий поясняет, что впереди - болото, листы - это кочки, все участники - лягушки, а ведущие - крокодилы. Задача группы - не потеряв ни одной лягушки, добраться до противоположного конца комнаты. Наступать можно только на кочки. Крокодилы могут топить (забирать) оставленные без присмотра кочки. Наступать можно только на кочки. Если лягушка оступилась, или не все лягушки смогли перебраться на другой берег, потому что не осталось кочек, то выиграли крокодилы, и игра начинается сначала.

Обсуждение

Обсуждение в общем кругу. Ребята рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те лягушки, которые шли первыми, а что чувствовали те, кто замыкали цепочку.

6) Завершающее упражнение «Шарики»

Цель: сплочение, ломка пространственных барьеров между участниками.

Учащиеся, объединившиеся в тройки, получают задание: сначала как можно быстрее надуть 2 воздушных шарика, а потом пройти через классную комнату (коридор), зажав шары между своих тел.

Обсуждение.  Короткий обмен впечатлениями.

Занятие 5

Коллаж на тему «Дружба»

Цель: Развитие коммуникативных способностей.

Задачи: сотрудничать и действовать сообща.

1)Разминка. Упражнение «Поздороваемся»

(Занятие 2)

 2) Основное упражнение Коллаж «Дружба»

Цель: Выражение чувств, расширение представления о себе и окружающих, как о талантливых, уникальных личностях, установление более тесного эмоционального контакта, развитие сплоченности, умение согласовывать свои действия с другими членами команды, а также осмысление и закрепление опыта, полученного в процессе занятий.

Класс делится произвольно на команды по5 человек и каждой команд выдается лист ватмана. Также выдается пачка журналов, брошюр, открыток, подходящих по тематике. Ведущий объявляет тему занятия и поясняет, что подразумевается под коллажам.

Обсуждение

После того, как команды выполнили свой коллаж, каждая команда представляет его для всех остальных. Ведущий хвалит каждую команду, подводит итог и предлагает объединить все работы, чтобы создать общую картину дружбы класса и стала своего рода талисманом класса.

3) Завершение занятия.  Общее фото на фоне выполненных работ.


Мероприятие. КВЕСТ  «Дружбой своей сильны»

Цель: Развитие коммуникативных способностей.

Задачи: сотрудничать и действовать сообща.

Организаторы: социальный педагог и педагог-психолог, Совет сташиклассников.

Место проведения: здание школы

Время проведения: 1 смена, перемены между уроками, после уроков построение, подведение итогов.

Контингент: два класса одной параллели 7 классы, 8 классы, 9 классы.

Материалы и оборудование: цветная бумага, ножницы, фломастеры, клей.

Описание мероприятия:

Играют два класса одной параллели, один класс против другого. Выбирается тематика в соответствии предстоящим календарным событиям. Команда придумывает 8-10 вопросов по теме и места, где прятать карточки с этими вопросами, используя территорию классов и коридоров школы. На следующем этапе подготовки к игре, участники шифруют вопросы, используя различные методы шифрования, включая использование QR-коды, шифруют также названия мест, в которые будут спрятаны карточки с вопросами.

В день проведения игры, перед началом уроков построение. Объявляется начало игры, капитанам передаются пакеты со списком мест, где надо найти карточки с вопросами.

В течение учебной смены, используя время перемен, учащиеся ищут карточки с заданиями, расшифровывают, узнают вопрос, отвечают.

После уроков построение классов. Подведение итогов, определение победителя.

Рекомендации по проведению игры.

1.Классы должны дать название своим командам.

2.Целесообразно привлечь к организации игры членов Совета старшеклассников. Можно выбор вопросов и мест, куда их прятать, возложить на членов Совета старшеклассников, а классы только играют: ищут спрятанные карточки с вопросами, расшифровывают их, отвечают.

3.Для успеха в игре, класс должен быть задействован полностью, т.к. выполнить все задания можно только при активной игре несколькими малыми группами, если группа не справляется с заданием, они должны обратиться к капитану класса и найти поддержку.

4.Для награждения участников надо приготовить грамоты, можно небольшие призы.

7). Выходная диагностика взаимоотношений: социометрическое обследование : «Кого возьму в дальнее плаванье?»


Список использованной литературы:

1. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения М. - Педагогика, 1986

2. Гривцов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников - СПб. Питер, 2007.- 208 c.

5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006 - 160 с.

6. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер с нем. - 4-е изд. - М.: Генезис, 2006. - 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа групповых занятий по развитию и коррекции познавательной деятельности детей 5-7 летнего возраста с невыраженными нарушениями в развитии.

Рабочая программа составлена на основе программы "Развитие и коррекция познавательной деятельности детей 5-7 летнего возраста с неярко выраженными нарушениями в развитии", Штырмер Т...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по теме:"Решение задач с параметрами" для 11 класса

Рабочая программа  для проведении индивидуально-групповых занятий в 11 классе по теме: «Решение задач с параметрами». Тематическое планирование учебного материала при 1 занятии в неделю....

Программа групповых занятий на тему: «Развитие мотивов межличностных отношений у подростков 12-15 лет»

Настоящая программа предназначена для развития мотивов, лежащих в основе межличностных отношений подростков, осознания опасений и страхов, желания «быть, как все» и следовать принятым соци...

Рабочая программа групповых занятий по английскому языку «Волшебная страна Читания» для учащихся 5-8 классов

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 5-8 классов общеобразовательной школы....

Рабочая программа дефектологических занятий коррекционного курса «Развитие познавательных процессов» для обучающихся 1 класса, вар.1

Рабочая программа дефектологических занятий курса "Развитие познавательных процессов" разработана для обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями. Сро...

Рабочая программа групповых занятий «Биология: актуальные вопросы теории и практики» 10-11 класс

Актуальность данной программы возрастает в связи с резким повышением уровня требований, предъявляемых ВУЗами к знаниям абитуриентов. В связи с этим встает необходимость более качественной п...