Конспект психологического занятия "Подготовка к экзаменам"
план-конспект занятия по психологии (9 класс)

Рудакова Наталья Юрьевна

Конспект психологического занятия для 9 класса по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt_posledniy.docx72.44 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

ИМЕНИ А.П. ИВАНОВА»

Г.БЕЖЕЦКА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект

психологического занятия

Тема: «Подготовка к экзаменам»

Автор:

Рудакова Наталья Юрьевна,

Зам.директора по воспитательной работе

г. Бежецк, 2017

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет

Психология

Класс

9

Тип урока

Урок открытия нового знания

Тема

Подготовка к экзаменам

Цели

Содержательная: Изучение методов и приемов подготовки к экзаменам (методов борьбы со стрессом, правил организации режима дня и правильного питания)

Деятельностная: составление режима дня и меню на период подготовки к экзаменам, применение методов борьбы со стрессом.

Задачи

Образовательные:

способствовать формированию знаний:

- о составляющих готовности к экзаменам;

- о методах борьбы со стрессом, правилах организации режима дня и правильного питания.

Развивающие:

создать условия для развития:

- кругозора обучающихся;

- умения сотрудничества и работы в группах;

- коммуникативных умений;

- ассоциативного и аналитического мышление;

- творческих способностей школьников.

Воспитательные:

способствовать воспитанию:

- дружеских отношений в классе;

- потребности в здоровом образе жизни;

- положительного отношения к учебной деятельности.

УУД

Формирование УУД:

Личностные УУД:

  • осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • мотивация к творческому труду;
  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
  • умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • положительное отношение к одноклассникам;
  • способность оценивать свои достижения и определять направления роста.

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и слышать друг друга; 
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 
  • планирование общих способов работы; 
  • умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; 
  • умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; 
  • обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; 
  • умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, фронтальной работы.

Регулятивные УУД:

  • умение составлять план действий;
  • осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению;
  • умение поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
  • способность к волевому усилию;
  • развитие рефлексии.

Познавательные УУД:

  • знание способов борьбы со стрессом, организации режима дня и правильного питания в период подготовки к экзаменам;
  • умение структурировать найденную информацию в нужной форме;
  • умение создавать устные и письменные высказывания;
  • умение выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации;
  • умение анализировать ход и способ действий;
  • умения анализа и синтеза;
  • умения  вести поиск и выделять необходимую информацию. 

Основные понятия

Готовность к экзаменам, методы борьбы со стрессом, основы правильного питания, организация режима дня

Межпредметные связи

Связь с физической культурой, ОБЖ, русским языком

Ресурсы

Технические средства обучения: компьютер, проектор.

Дидактические средства: таблицы, информационный материал, карточки с заданиями

Оборудование: шаблон ромашки, смайлы, ватман, фломастеры, ножницы, клей, шаблон травы для оформления

Цифровые образовательные ресурсы: авторская презентация, видеоролики «Экзамен по физике», «Мотивация. О страхе на пути к цели»

Форма урока

Традиционная (классно - урочная)

Технология

Системно-деятельностный подход с элементами проектной технологии


Этап урока

Содержание педагогического взаимодействия

Методы, приемы, формы

УУД

Результат

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Этап мотивации (само-определения) к учебной деятельности

Учитель приветствует учеников, представляет себя.

Работа сопровождается показом презентации (слайд 1)

Приветствуют и внимательно слушают учителя.

Объяснительно-иллюстративный (приветствие, авторская презентация).

Форма - фронтальная

Личностные УУД:

  • осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат;
  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
  • положительное отношение к одноклассникам.

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и слышать друг друга; 
  • умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные УУД:

  • способность к волевому усилию.

Позитивный настрой на работу, мотивация

Учитель предлагает выполнить упражнение «Комплимент»

Работа сопровождается показом презентации (слайд 2)

Ученики выполняют упражнение

Объяснительно-иллюстративный (Психологическое упражнение, авторская презентация).

Форма - групповая

Учитель предлагает посмотреть видео «Экзамен по физике»

Ученики внимательно смотрят видео

Объяснительно-иллюстративный (видео)

Форма - фронтальная

Учитель задает вопросы

Работа сопровождается показом презентации (слайд 4)

Ученики отвечают на вопросы

Частично-поисковый (вопросы)

Объяснительно-иллюстративный (презентация)

Форма - фронтальная

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Учитель предлагает найти ассоциации

Работа сопровождается показом презентации (слайд 5)

Ученики предлагают свои варианты ассоциаций

Проблемный(упражнение «Ассоциации»)

Форма - фронтальная

Познавательные УУД:

  • умение структурировать знания;
  • умение создавать устные высказывания.

Личностные УУД:

  • осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат.

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Осознание потребности открытия новых знаний и умений;

активизация мыслительных процессов

Учитель делает вывод из ответов учеников, демонстрирует схему, дает пояснения

Работа сопровождается показом презентации (слайд 6)

Ученики изучают схему

Объяснительно-иллюстративный (пояснение к презентации (кластер))

Форма - фронтальная

Этап выявления места и причины затруднений

Учитель предлагает заполнить таблицу

Работа сопровождается показом презентации (слайд 7)

Ученики заполняют 1 и 2 столбцы таблицы «Знаю, не знаю, узнал сегодня»

Объяснительно-иллюстративный (пояснение к презентации (Таблица «+, -, ?»))

Форма - индивидуальная

Личностные УУД:

  • умение осознавать свои трудности.

Регулятивные УУД:

  • осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению.

Познавательные УУД:

  • умение структурировать знания;
  • умения вести поиск и выделять необходимую информацию. 

Осознание того, каких именно знаний не хватает

Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации

Учитель помогает сформулировать тему и цели урока

Работа сопровождается показом презентации (слайд 8)

Ученики формулируют тему и цели урока

Частично-поисковый(Метод «Подводящий диалог»)

Объяснительно-иллюстративный (презентация).

Форма – фронтальная

Личностные УУД:

  • осознание смысла учения;
  • мотивация к творческому труду;

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и слышать друг друга; 
  • планирование общих способов работы; 
  • умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; 

Регулятивные УУД:

  • умение поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Формулировка темы и цели урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств

Учитель предлагает форму работы на уроке

Ученики делятся на 4 группы

Реализация построенного проекта

Учитель раздает каждой группе информацию и задание к ней

Ученики знакомятся с материалами

Частично-поисковый(Проектная технология)

Объяснительно-иллюстративный (презентация)

Форма – групповая, индивидуальная.

Личностные УУД:

  • понимание личной ответственности за будущий результат;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • мотивация к творческому труду;
  • положительное отношение к одноклассникам.

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и слышать друг друга; 
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 
  • умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; 
  • обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; 
  • умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, фронтальной работы.

Регулятивные УУД:

  • умение составлять план действий.

Познавательные УУД:

  • знание способов борьбы со стрессом, организации режима дня и правильного питания в период подготовки к экзаменам;
  • умение создавать письменные высказывания;
  • умение выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации;
  • умения вести поиск и выделять необходимую информацию. 

Создание проекта выхода

Учитель предлагает форму выполнения задания

Работа сопровождается показом презентации (слайд 9)

Ученики изучают предложение учителя

Учитель помогает выполнять задания

Работа сопровождается показом презентации (слайды 10-11)

Ученики работают в группах над выполнением заданий

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Учитель задает вопросы по заданиям

Ученики представляют результаты выполнения заданий

Частично-поисковый(Проектная технология)

Форма - групповая

Личностные УУД:

  • установка на ЗОЖ.

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и слышать друг друга; 
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД:

  • знание способов борьбы со стрессом, организации режима дня и правильного питания в период подготовки к экзаменам;
  • умение создавать устные высказывания.

Решение задания по новому, выработанному проекту с объяснением и аргументированием свои действия

Этап включения в систему знаний и повторения

Учитель предлагает выполнить упражнение «Найди ошибку»

Работа сопровождается показом презентации (слайд 12-14)

Ученики выполняют упражнение

Репродуктивный(упражнение «Найди ошибку»)

Объяснительно-иллюстративный (презентация)

Форма - фронтальная

Коммуникативные:

  • умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, фронтальной работы.

Познавательные УУД:

  • знание способов борьбы со стрессом, организации режима дня и правильного питания в период подготовки к экзаменам;
  • умение создавать устные и письменные высказывания

Фиксация полученного знания

8а. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание.

Учитель задает вопросы, подводит ответы к необходимости выполнения домашнего задания

Работа сопровождается показом презентации (слайд 15)

Ученики отвечают на вопросы

Формулируют домашнее задание и способы его выполнения

Проблемный (вопросы)

Объяснительно-иллюстративный (презентация).

Форма - фронтальная

Личностные УУД:

  • мотивация к творческому труду;
  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
  • умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Регулятивные УУД:

  • осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению;
  • способность к волевому усилию.

Познавательные УУД:

  • умение структурировать знания;
  • умение выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации;
  • оценка процессов и результатов деятельности.

Самостоятельное формулирование учениками домашнего задания и способов его решения

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Учитель предлагает заполнить таблицу

Работа сопровождается показом презентации (слайд 16)

Ученики заполняют 3 столбец таблицы «Знаю, не знаю, узнал сегодня»

Объяснительно-иллюстративный (пояснение к презентации (Таблица «+, -, ?»)).

Форма - индивидуальная

Личностные УУД:

  • осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат;
  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 

Регулятивные УУД:

  • осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению;
  • развитие рефлексии.

Познавательные УУД:

  • умение структурировать знания;
  • умение создавать письменные высказывания;
  • оценка процессов и результатов деятельности.

Соотнесение целей, которые были  поставлены учениками на уроке и результаты своей деятельности.

Учитель предлагает посмотреть видео

Работа сопровождается показом презентации (слайд 17)

Ученики смотрят видео

Объяснительно-иллюстративный (видео).

Форма - фронтальная

Учитель благодарит за урок, раздает смайлики

Работа сопровождается показом презентации (слайд 18)

Ученики благодарят за урок

Объяснительно-иллюстративный (презентация).

Форма - фронтальная

Ход урока

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Слайд 1.

Учитель: Добрый день! Меня зовут Рудакова Наталья Юрьевна, я работаю в Средней школе №3 с углубленным изучением музыкальных предметов заместителем директора по воспитательной работе. В связи с тем, что в этом году я принимаю участие в муниципальном этапе конкурса «Учитель года», сегодня я проведу у вас психологическое занятие.

Для начала давайте немного познакомимся и настроимся на работу. Для этого я предлагаю вам выполнить упражнение, которое называется «Комплимент».

Слайд 2.

Учитель: Ваша задача сказать что-то приятное своему соседу слева, обращаясь к нему по имени. Задание понятно? Тогда начинаем.

Выполняется упражнение.

Учитель: Хорошо. Надеюсь, настроение у вас позитивное. Значит, можем продолжать работу. А тема нашего занятия кроется в следующем видеоролике. Давайте посмотрим.

Слайд 3

Просмотр видео «Экзамен по физике»

Слайд 4

Учитель:О чем это видео? (о неудачной сдаче экзамена)

Почему ученик не смог сдать экзамен? (потому что не готовился и волновался)

Актуальна ли данная тема для вас в настоящее время? (да, т.к. через несколько месяцев нужно сдавать ОГЭ)

Хотели бы вы оказаться на месте этого ученика? (нет)

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Учитель: Тогда подумайте и подберите ассоциацию к фразе «успех на экзамене».

Слайд 5.

Ученики предлагают свои варианты ответов.

Учитель: Хорошо. Ваши ответы правильные. Их можно свести к следующей схеме.

Слайд 6

Учитель: Итак, успех на экзамене складывается из следующих составляющих:

Предметной готовности – знания предмета.

Информационной готовности – знания процедуры проведения экзамена.

Психологической готовности – правильного настроя на экзамен.

Предметная готовность зависит от того насколько вы владеете методами активизации внимания и волевой саморегуляции, ведь очень часто бывает сложно заставить себя заниматься и работать с конспектами достаточное количество времени. В то же время порой нелегко запомнить нужный материал. И для этого существуют специальные приемы работы с информацией и ее запоминания.

Таким образом, предметная готовность – это не просто занятия по дисциплине, это грамотные занятия с использованием различных методов и приемов, способствующих эффективному овладению предметом.

То же самое и с информационной и психологической готовностью. Так информационная готовность складывается из знания того, как заполнить бланки, знания процедуры проведения экзамена, знания своих особенностей.

Психологическая готовность, в свою очередь, заключается в формировании уверенности в своих силах, соблюдении режима дня, организации правильного питания и овладении методами борьбы со стрессом, ведь экзамен – это сильнейший стресс для каждого человека.

Таким образом, мы видим, что подготовка к экзамену – это сложный, трудоемкий и длительный процесс, требующий различных знаний, умений и навыков.

Этап выявления места и причины затруднений

Учитель: Хорошо. Посмотрите на таблицу, которая находится у вас на столе.

Слайд 7

Учитель: В данной таблице перечислены приемы и методы подготовки к экзаменам. Обратите внимание на то, что заполнены только 2 столбца «Что я знаю» и «Чего я не знаю». Теперь отметьте в этих столбцах соответственно те приемы, которые вам знакомы и то, что вы еще не знаете.

Ученики заполняют таблицу

Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации

Учитель: Таким образом, мы увидели, каких знаний нам не хватает для эффективной подготовки к экзаменам. Давайте попробуем сформулировать тему  и цели нашего занятия.

Ученики предлагают свои варианты ответов, которые должны быть скорректированы учителем в запланированную тему и цели урока.

Учитель: Хорошо. Таким образом, тема нашего занятия «Подготовка к экзаменам», а цель: «Изучение методов и приемов подготовки к экзаменам».

Слайд 8

Учитель:Я бы, конечно, могла вам рассказать о многих методах подготовки к экзаменам, но я не стану этого делать. Я хочу, чтобы вы самостоятельно изучили их, а затем рассказали о них своим одноклассникам. Для этого вам необходимо разделиться на четыре группы: в трех группах должно быть по 5 человек, а в четвертой – сколько получится.

Ученики делятся на группы.

Реализация построенного проекта

Учитель: У вас на столах находятся пакеты, которые содержат информационные материалы (Приложение 1) и вопросы к ним (Приложение 2). Откройте их и выполните следующие задания.

Слайд 9

Учитель: Распределите информационные материалы, прочитайте их.

Подберите вопрос к своим информационным материалам.

Найдите подходящий лепесток ромашки для ответа на вопрос.

Запишите на лепестке ромашки кратко ответ на вопрос.

Соедините все 5 лепестков ромашки.

В результате у вас получится цветок, который мы разместим на поляне под названием «Я готовлюсь к экзаменам» (Приложение 3). Над  созданием этой поляны будет работать четвертая группа. В результате у нас должен получиться вот такой проект

Слайд 10.

Учитель: После того, как вы соберете цветок, вам нужно будет представить свою работу остальным одноклассникам. Для этого сформулируйте ответ на свой вопрос в одно предложение.

На эту работу вам дается 10 минут. Задания всем понятны? Тогда приступаем. Если будут вопросы, поднимите руку, я помогу.

Учитель включает релаксационную музыку и слайды для создания спокойной, продуктивной атмосферы

Слайд 11 -12

Ученики выполняют задания

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Учитель: Итак, время закончилось. Какая группа представит свою работу первой?

Представление групп

Учитель: А теперь давайте подведем итог нашей работе и сделаем выводы.

Слайд 13

По режиму дня: сделайте общий вывод по организации режима дня? (Нужно заниматься с утра до 20.00-21.00, делая перерывы на спокойный отдых и питание, вовремя ложиться спать)

Слайд 14

По правильному питанию: сделайте общий вывод по организации питания? (Прием пищи разделить на 4 части, можно включить перекусы, употреблять здоровую пищу и много жидкости, не передать)

Слайд 15

По борьбе со стрессом: Сделайте общий вывод по методам борьбы со стрессом? (Полностью избавляться от волнения не стоит, т.к. в определенной степени оно мобилизует организм, нужно настраивать себя на позитив, снимать нервно-психическое напряжение различными упражнениями, не прибегать к помощи медикаментов).

Этап включения в систему знаний и повторения

Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с методами борьбы со стрессом, правилами организации режима дня и правильного питания в период подготовки к экзаменам. Для закрепления материала я предлагаю вам выполнить упражнение «Найди ошибку».

Слайд 16-24.

Учитель: Перед вами 9 высказываний (Приложение 4). Ваша задача – найти в них ошибки. В каждом высказывании есть одна ошибка.

Ученики выполняют упражнение.

Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание.

Учитель: Давайте вернем к схеме, которую мы рассматривали в начале урока.

Слайд 25.

Учитель: Все ли аспекты подготовки к экзаменам мы рассмотрели? (нет)

А хотели бы вы познакомиться с остальными? (да)

Тогда это будет вашим домашним заданием: найти информацию по любому методу подготовки к экзаменам, который для вас наиболее актуален. Например, если вы плохо запоминаете информацию, познакомьтесь с приемами запоминания и работы с текстом. Если чувствуете неуверенность в себе, найдите способы ее повышения.

Задание понятно? (да)

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Учитель: Хорошо. Тогда приступаем к завершающему этапу нашего занятия.

Слайд 26.

Учитель: В начале урока мы заполнили столбцы таблицы «Что я знаю» и «Чего я не знаю», а теперь заполните, пожалуйста, последний столбец «Что я узнал сегодня».

Ученики заполняют таблицу.

Учитель: Итак, что же вы узнали сегодня? (фронтальный опрос)

Я надеюсь, что знаний, полученных сегодня и знаний, которые вы еще освоите, хватит для того, чтобы успешно пройти все экзаменационные испытания. Ведь учеба – это дна из главных ценностей в нашей жизни, а особенно в вашем возрасте. Самое главное, никогда не опускать руки, даже если что-то сначала не получается, и ничего не бояться.

Слайд 27

Просмотр видео «Страх на пути к цели»

Слайд 18

Учитель: Что ж. Я благодарю вас за работу на уроке. Вы сегодня хорошо поработали.  Поэтому хочу вручить вам смайлики «Так держать». Спасибо за урок, всем хорошего настроения! Удачи на экзаменах! Урок окончен!


Приложения

Приложение 1.

Информационные материалы «Режим дня»

Для того, чтобы лучше усваивался материал, при подготовке к ОГЭ следует правильно составить свой распорядок дня. Не должно быть перегрузок, а смена видов деятельности и отдых должны быть рациональными.

Во время занятий нужно исключить музыку, шум, разговоры, т.к.при них утомление наступает значительно быстрее. Продуктивная умственная деятельность возможна только в условиях тишины.

Желательно избегать просмотра видеофильмов и телепередач, компьютерных игр, игры в шахматы, чтения художественной литературы, потому что они также увеличивают и без того большую умственную нагрузку.

В период подготовки к ОГЭ менять радикально режим дня не следует, так как резкая смена привычного образа жизни плохо сказывается на биологических ритмах человека и требует длительного периода адаптации.

Для нормальной работоспособности важно высыпаться. Поскольку сокращение сна может привести к вялости, плохому психическому самочувствию, апатии, что просто недопустимо.

Для сохранения сил и повышения работоспособности нужно организовать правильное питание. Нельзя садиться заниматься на голодный желудок.

Некоторые школьники, чтобы не волноваться, принимают перед экзаменами транквилизаторы. Напрасно! Таблетка может очень подвести, потому что снижает внимание и память. Да и следует ли вообще избегать настоящего предэкзаменационного волнения, ведь известно, что оно мобилизует скрытые резервы организма, повышает его возможности.

Категорически не рекомендуется активно заниматься чем-либо ночью, принимать много кофеина и злоупотреблять никотином. Эти привычки лучше исключить вообще!

В период подготовки к экзаменам день должен начинаться с утренней гимнастики. Физическая зарядка в период напряженного умственного труда, когда дневная двигательная активность значительно снижена, особенно необходима.

За учебники и конспекты лучше садиться в дневные часы, когда работоспособность наиболее высокая. После сытного завтрака, который можно устроить в 8.00, нужно сразу же приступать к занятиям. Лучше начинать в 8.30 и делать перерывы для отдыха на 10-15 минут каждый час. Отдых должен быть активным: встать, походить, сделать несколько физических упражнений, несложную работу по дому.

Чтобы лучше запомнить материал к экзаменам, необходима постоянная тренировка памяти. Выделите для этого хотя бы 20-25 минут в день. Учтите, что продуктивность запоминания меняется в течение дня. Память наиболее цепкая и острая между 8 и 12 часами. Поэтому целесообразнее всего запоминать вечером и повторять на следующее утро.

После утренней работы с учебниками и конспектами нужно сделать продолжительный  перерыв на обед (примерно в 13.00)и отдых — прогулка на свежем воздухе не меньше двух часов, постараться при этом думать на отвлеченные темы, чтобы отдохнуть.Для нормальной работоспособности важно высыпаться.Поэтому сокращение сна может привести к вялости, плохому психическому самочувствию, апатии, что просто недопустимо. Если есть возможность, желательно добавить к основному сну ночью ещё час полтора дневного сна.

После дневного отдыха можно позаниматься еще часа три, не забывая делать перерывы, в том числе и на полдник (примерно в 16.00). Поскольку в период подготовки к экзаменам организму требуется дополнительная энергия.

В вечернее время после ужина (примерно в 18.00) занятия можно продолжить в течение 1- 2 часов. Потратьте время на тренировку памяти, поскольку продуктивность запоминания с 17.00 начинает медленно расти и при отсутствии значительного утомления достигает высокого уровня в вечернее время (примерно к 19 часам). Поэтому целесообразнее всего запоминать вечером, разделив  обширный материал на небольшие группы.Но не  засиживайтесь допоздна, так как материал не усвоится, и время будет потеряно зря. Запомните, что для нормальной работоспособности важно высыпаться. Не рекомендуется усиливать учебную нагрузку за счёт сна. Спокойный продолжительный сон снимает умственное утомление, восстанавливает потраченные силы организма, а так же играет важную роль в механизмах памяти человека.

Также вечером найдите время на отдых, который не переутомляет: прогулки, общение с одним, двумя друзьями, уборка комнаты, различные домашние поручения.

Перед днем экзамена нужно хорошо выспаться, т. к. сокращение сна может привести к вялости, плохому психическому самочувствию, апатии, что просто недопустимо.

Утром рекомендуется сделать все обычные гигиенические процедуры, потом остаток времени до начала экзамена погулять на свежем воздухе. Все это создаст необходимое рабочее настроение.

На экзамен нужно прийти точно вназначенное время, не надо приходить заранее, потому что ожидание более утомительно для нервной системы, чем сам экзамен. После сдачи одного экзамена не следует сразу же начинать подготовку к следующему. Остаток экзаменационного дня — время для разрядки, для снятия напряжения, обновления сниженной трудоспособности.

Лучше найти такую форму отдыха, которая не переутомляет: прогулки, общение с одним, двумя друзьями, уборка комнаты, различные домашние поручения.


Информационные материалы «Правильное питание»

Всегда, а во время экзамена особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это трудное время нужно хорошо питаться.

Не стоит пересматривать свой рацион питания за несколько дней до начала экзаменов, т.к. эффективность будет весьма незначительной. В идеале пересмотрите режим питания и рацион хотя бы за 2-3 недели.

Во время приемов пищи старайтесь не переедать. Помните, что во время подготовки к ОГЭ нужно утолять голод, но не перенасыщать организм пищей. Иначе возникнет состояние сонливости и резкого снижения работоспособности.

Перекусы – гарантия эффективной работы мозга. Но они должны быть правильными. Здесь лучше полностью отказался от фастфуда. Это самая вредная еда, и ее нужно особенно избегать во время стрессов.

Для перекусов хорошо подойдетпарочка квадратиков черного шоколада, т.к. именно в черном шоколаде, а не в молочном, содержится много кальция, магния и фосфора.

Необходимо позаботиться о том, чтобы в течение дня потреблять большое количество питьевой воды (не менее 1,5 литров). И лучше не употреблять минеральную воду, а пить простую.Также следует отказать от напитков, содержащих большой процент сахара. Они ведут к снижению уровня энергии.

То, что мы едим, решающим образом сказывается на работоспособности нашего мозга. Завтрак  должен быть не позже 8.30. Включить в него можно следующие продукты:

Яйца, которые являются важным продуктом для тех, кто сдаёт экзамены. Можно приготовить омлет с зелёным горошком, сыром, зелёным луком.

Зеленый чай и фруктовые соки, чтобы обеспечит правильный водный баланс. Они помогут зарядиться энергией и увеличить работоспособность.

Порцию тертой моркови с растительным маслом – это улучшит память и активизирует работу мозга.

Витамины, в которых нуждается организм при напряжённой умственной работе. У многих детей отмечаются скрытые формы витаминной недостаточности, а также дефицита йода и железа. Поэтому важным, особенно в зимне-весенний период, является приём поливитаминных препаратов(Гексавит), или витаминно-минеральных комплексов (Комплевит, АлфаВит и др.), а также препаратов, содержащих йод (Йодомарин, Йод-актив).


Всегда, а во время экзамена особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это трудное время нужно хорошо питаться.

Обед стоит организовать в 13.00. Он должен включать продукты:

Рыбу – селёдку, семгу, тунца, треску, макрель, так как для успешной работы мозга прежде всего нужны жиры. Главным образом, незаменимые жирные кислоты омега-3, которые как раз содержатся в рыбе. Лук, лимонный сок, отварная свёкла, морковь помогут нежным кислотам благополучно добраться до места назначения, не растеряв своих полезных свойств. Рыба также является источником йода, фосфора, витамина А, так необходимых при  усиленной умственной работе.

Воду, фруктовые соки, зеленый чай, которые обеспечивают правильный водный баланс и помогают зарядиться энергией и увеличить работоспособность.

Рис, гречку, макароны, чтобыобеспечить организм энергией, высвобождающейся постепенно и равномерно.

Чашку бульона, суп, борщ.

Во время экзамена нужно хорошо питаться. Кроме завтрака, обеда и ужина необходимо организовать полдник (16.00 – 17.00) и перекусы в течение дня. Для этого лучше всего подойдут:

Орехи: фундук и миндаль (но не жареные или соленые),грецкие орехи (богаты фосфором).

Фрукты: Полезны цитрусовые, содержащие витамин С, который укрепляет иммунитет, помогает справиться со стрессом и отвечает за положительные эмоции. В бананах содержатся особые химические соединения — алкалоиды, которые помогают повысить самооценку. А содержащиеся в бананах триптофан и витамин В6 помогают мозгу вырабатывать гормон счастья серотонин.

Цельнозерновой хлеб — он повышает секрецию серотонина и является постоянным источником глюкозы.

Мед, по составу напоминающий плазму человека.

Мармелад помогает работе мозга, сосредотачивает внимание и восстанавливает наши силы.

Зефир, богатый пектином, белками и глюкозой, укрепляет иммунитет и также улучшает мозговую деятельность.

Йогурты, мюсли с молоком или йогуртом, бутерброд, какао, сок, чай.

Черника — идеальный вариант для перекуса. Способствует кровообращению мозга. Лучше всего есть свежие ягоды или варенье.


Во время экзаменов ужин можно организовать в 18.00. На ужин подойдут овощные салаты, зелень, фрукты.

Употреблять нужно продукты, богатые минеральными веществами:

фосфором бобы, цветная капуста, сельдерей, огурцы, редис.

серой капуста, морковь, огурцы, картофель.

Магнием оливки, картофель, тыква, слива.

Железом фасоль, капуста, вишня, зеленые овощи, горчица, апельсины, горох, ананас, помидоры, рис. 

Ананас, содержащий витамин С, способствующий запоминанию. Кроме того, в ананасах очень мало калорий (в 100 г всего 56).

Также на ночь очень полезен стакан теплого молока. Оно помогает расслабиться и быстрее заснуть, обеспечивая полноценный отдых.

Во время приемов пищи старайтесь не переедать, особенно вечером.


Информационные материалы «Борьба со стрессом»

Перед экзаменами нельзя пренебрегать сном, спать минимум 8 часов каждый день.

Не рекомендуется что-то учить или повторять за 2 часа до экзамена, т.к. всё, что вы выучите утром, то и вспомните на экзамене, и ничего больше.

Не стоит принимать успокоительное для того, чтобы побороть волнение. На самом деле, волнение ваш лучший друг, потому что когда вы в меру волнуетесь, тогда всё гораздо лучше вспоминается.

Необходимо забыть слова «не знаю», «не могу», «не хочу». Т.к. негативное самовнушение  - благоприятная почва для появления волнения и стресса.

Не стоит начинать работу на экзамене с решениятрудных задач, тогда можно столкнуться с неудачей, что даст толчок ненужной во время экзамена тревоги. В ходе выполнения теста надо начинать с простейших заданий.

Нельзя допускать недостатка жидкости в организме, т.к. это резко снижает скорость нервных процессов.

Негативное влияние стресса усиливается при кислородном голодании. Поэтому нужно с ним бороться, например, приемом под названием «энергетическое зевание». Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3 – 5 зевков.

Во время стресса происходит нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно из них правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней, выполняя следующие упражнения:

«Перекрестный шаг». Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз.

«Рисунок»: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его.

«Ухо - нос». Левой рукой беремся за кончик носа, а правой – за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

«Колечко». Поочередно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

«Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.


Стоит научиться никогда не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать себе картину уверенного, четкого ответа, полной победы. Готовясь экзамену, обязательно нужно настраивать себя на успех: «Все хорошо, у меня все получится, я все вспомню».

Кроме слов можно предложить еще и дело – психологическую технику «Созидающая визуализация», которая заключается в том, чтобы представлять себе (визуализировать) процесс сдачи этого экзамена. 

Визуализацию лучше всего делать перед сном, в расслабленном состоянии, лежа в постели, соблюдая следующие правила:

а) Для сдачи устного экзамена вы представляете себе, что вы отвечаете уверенно, красиво; выглядите при этом тоже уверенно, и речь ваша звучит гладко, без запинки; слова находятся легко, а мысли появляются быстро.

б) Вы видите и слышите не только себя (и нравитесь себе!), но и экзаменаторов: они поощряют ваш ответ изменением мимики, жестами, сдержанными кивками головы, может быть, даже улыбками. Вы должны представлять себе, что им нравится Ваш ответ.

в) Вы визуализируете весь процесс каждый раз по-разному: изменяете место действия (знакомая обстановка класса, незнакомые аудитории), меняете расположение столов и места вашего ответа, меняете лица экзаменаторов (знакомые учителя, незнакомые преподаватели).Этот пункт позволяет закрепить настрой на удачный результат, таким образом психологический эффект продолжает работать и в незнакомой обстановке, например, при поступлении в вуз.

г) Вы представляете, что в конце вашего ответа экзаменаторы выражают вам одобрение и выставляют соответствующую оценку. Эту оценку вы также должны увидеть и услышать.

Способы снятия нервно-психического напряжения

— спортивные занятия;

— контрастный душ;

— стирка белья;

— мытье посуды;

— свое напряжение вложить в комканье газетного листа;

— потанцевать под музыку, громко спеть свою любимую песню;

— погулять в тихом месте на природе.

– можно разрядить свои эмоции, высказавшись тем людям, которые поймут и посочувствуют.

– если ты один, можешь поколотить подушку или выжать мокрое полотенце — это поможет расслабиться, так как обычно при негативных эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах.

– произвести любые спонтанные звуки — напряжение может быть «заперто» в горле.


Существуют специальные упражнения для снятия стресса, которые помогут вам не только во время экзаменов, но и в дальнейшей жизни.

Упражнение 1. Этот комплекс очень прост и эффективен.

1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.

2. Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.

3. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.

4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.

Упражнение 2. Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.

1. Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.)

2. Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и, наконец, исчезает напряжение. Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс.


Приложение 2

Задания для информационных материалов «Режим дня»

  1. Что не рекомендуется делать в период подготовки к экзаменам?
  2. Распланируйте свое утро в период подготовки к экзаменам: в какое время нужно просыпаться, завтракать, начинать заниматься, отдыхать?
  3. Распланируйте дневное время: когда принимать пищу, заниматься, отдыхать?
  4. Распланируйте вечернее и ночное время: когда заниматься, ужинать, отдыхать?
  5. Как вы проведете день экзамена?

Задания для информационных материалов «Борьба со стрессом»

  1. Перечислите упражнения для снятия стресса.
  2. Назовите способы снятия нервного напряжения.
  3. Какими методами не стоит бороться с экзаменационным стрессом?
  4. Как гармонизировать работу головного мозга?
  5. Как можно настроить себя на позитив?

Задания для информационных материалов «Правильное питание»

  1. Что следует исключить из рациона в период подготовки к экзаменам?
  2. В какое время лучше организовать завтрак? Какие продукты следует употреблять? Почему?
  3. В какое время лучше организовать обед? Какие продукты следует употреблять? Почему?
  4. В какое время лучше организовать полдник? Какие продукты следует употреблять? Чем можно перекусить в течение дня? Почему?
  5. В какое время лучше организовать ужин? Какие продукты следует употреблять? Почему?


Приложение 4.

Упражнение «Найди ошибку»

Задание: найти ошибку в высказываниях.

  1. В период подготовки к экзаменам нужно начинать заниматься не раньше 12.00, так как днем работоспособность более высокая.

  1. После занятий можно посмотреть остросюжетный детектив, прогуляться в парке или сходить с друзьями на дискотеку.

  1. Подготовка к экзаменам должна занимать как можно больше времени, если не хватает дневных часов, нужно заниматься ночью.

  1. Чтобы обеспечить организм энергией, необходимы перекусы (например, пицца с колой), а также употребление энергетических напитков.

  1. Основная часть ежедневного рациона питания должна приходиться на ужин.

  1. Прием пищи должен быть разделен на 3 части: завтрак, обед и ужин, которые можно устраивать в любое время суток.

  1. Лучше всего мотивирует к обучению самовнушение в виде фраз: «я ничего не знаю», «я не сдам экзамен с такой подготовкой».

  1. Выполнять задания на экзамене всегда нужно от сложного к простому, иначе можно потратить время на простую работу, и не хватит времени на сложную.

  1. Все основные вопросы нужно повторять перед экзаменом, чтобы укрепить знания.


Таблица «Знаю. Не знаю. Узнал сегодня»

Что я знаю

Чего я не знаю

Что я узнал(а) сегодня

Правила организации режима дня

Правила правильного питания в период подготовки к экзаменам

Методы борьбы со стрессом

Способы снятия психического напряжения

Способы повышения уверенности в себе

Свои психологические особенности

Процедуру проведения ОГЭ

Правила заполнения бланков ОГЭ

Приемы запоминания

Методы работы с информацией

Методы активизации внимания

Способы волевойсаморегуляции

Правила организации режима дня

Правила правильного питания в период подготовки к экзаменам

Методы борьбы со стрессом

Способы снятия психического напряжения

Способы повышения уверенности в себе

Свои психологические особенности

Процедуру проведения ОГЭ

Правила заполнения бланков ОГЭ

Приемы запоминания

Методы работы с информацией

Методы активизации внимания

Способы волевойсаморегуляции

Таблица «Знаю. Не знаю. Узнал сегодня»

Что я знаю

Чего я не знаю

Что я узнал(а) сегодня

Правила организации режима дня

Правила правильного питания в период подготовки к экзаменам

Методы борьбы со стрессом

Способы снятия психического напряжения

Способы повышения уверенности в себе

Свои психологические особенности

Процедуру проведения ОГЭ

Правила заполнения бланков ОГЭ

Приемы запоминания

Методы работы с информацией

Методы активизации внимания

Способы волевойсаморегуляции

Правила организации режима дня

Правила правильного питания в период подготовки к экзаменам

Методы борьбы со стрессом

Способы снятия психического напряжения

Способы повышения уверенности в себе

Свои психологические особенности

Процедуру проведения ОГЭ

Правила заполнения бланков ОГЭ

Приемы запоминания

Методы работы с информацией

Методы активизации внимания

Способы волевойсаморегуляции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинговых занятий для учащихся 9,11 классов "Формула успеха". Психологическая подготовка к экзаменам.

Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ГИА, ЕГЭ является фронтальная подготовка детей к экзамену. Оптимальной формой фронтальной психологи...

Психологическая подготовка к экзамену

Представлен комплекс упражнений на выработку умений по саморегуляции перед экзаменом в форме ГИА и ЕГЭ....

Программа психологической подготовки к экзаменам

Проблема психологической готовности школьников к ЕГЭ очень важна и актуальна, она обусловлена рядом причин:ЕГЭ имеет ряд особенностей, которые требуют от выпускника не только интеллектуальных зн...

конспект психологического занятия по подготовке к выпускным экзаменам

Конспеки занятия предназначен для психологической подготовки к экзаменам обучающихся 9, 11 классов...

Конспект психологического занятия для подростков "Как снять стресс перед экзаменом"

Конспект психологического занятия для обучающихся 9 - 11 классов "Как снять стресс перед экзаменом", в котором ребята познакомятся с различными техниками регуляции своего психоэмоц...

Скоро экзамен (психологическая подготовка к экзаменам)

В презентации рассматриваются основные направления и важные вопросы психологической подготовки выпускников к экзаменам....

Программа психологического занятия с элементами тренинга для учащихся 9-х классов «Психологическая подготовка к экзаменам»

Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:1. Обучение выпускников способам рела...