Лекторий "Азбука Родительской любви"
план-конспект занятия по психологии (9 класс)

Кадуцкая Татьяна Михайловна

Лекторий «АЗБУКА РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ»

 

Как общаться с ребенком? Влияние установок взрослого на психическое развитие ребенка

 

Цель: профилактика возможных отклонений в поведении и развитии личности ребенка, информирование родителей о влиянии установок взрослого на психическое развитие ребенка, развитие навыков  позитивного общения и рефлексии, обучить практическому приему «Я-высказывания».

 

Материалы и оборудование: мультимедиа-презентация, видеоролик «Три качества родительских посланий», флип-чарт, маркеры черного и красного цветов, бланки теста «Родительская позиция», буклет «Общаться с ребенком. Как?», карточки с фразами к упражнению. «Позитивные высказывания», ручки.

 

Ход лекции:

Здравствуйте, уважаемые родители.

Сегодня мы поговорим о том, как правильно общаться с ребенком, как влияют установки взрослых, в первую очередь, родителей, на психическое развитие детей. В нашей беседе мы обсудим следующие вопросы:

  1. Тест «Родительская позиция»
  2. Влияние установок взрослого на психическое развитие ребенка
  3. Безусловное принятие
  4. «Кувшин» наших эмоций
  5. Чувства родителей. Как с ними быть?
  6. Помощь родителей
  7. Как можно запретить не запрещая
  8. 15 способов сказать ребенку «Я тебя люблю»
  9. Мирные способы борьбы с непослушанием
  10. Памятка родителям от ребенка

 

Вступительное слово

 

Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями?

Конечно, не существует готовых рецептов воспитания ребенка. Наверняка у вас сформировались свои собственные правила.

Предлагаю вам тест, который помогает разобраться, насколько верна ваша родительская позиция, не совершаете ли вы каких-нибудь ошибок в воспитании.

Итоги теста обрабатываются лично вами, листочки с результатами остаются у вас (так называемая самодиагностика), поэтому максимально честно отвечайте на вопросы, чтобы получить верный результат.

Родителям предлагается раздаточный материал в виде теста, время заполнения 3-5 минут.

 

Тест «Родительская позиция»

Конечно, не существует готовых рецептов воспитания ребенка. Наверняка у вас сформировались свои собственные правила, методы и секреты. Предлагаем вашему вниманию тест, который поможет разобраться, насколько верна ваша родительская позиция, не совершаете ли вы каких-нибудь ошибок в воспитании.

 

Перед вами 15 утверждений. На первый взгляд может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию. Тем не менее, против каждой фразы поставьте балл, соответствующий вашему суждению по данному вопросу.

 

Пользуйтесь следующей шкалой:

1 – категорически не согласен

2 – я не спешил бы с этим соглашаться

3 – это, пожалуй, верно

4 – совершенно верно, я считаю именно так

 

1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться ребенок, чтобы помочь ему их преодолеть.

2. Хорошая мать должна пожертвовать карьерой ради воспитания ребенка.

3. Маленького ребенка не стоит оставлять одного даже на несколько минут.

4. Правильно, когда у ребенка есть четкие инструкции, как нужно поступать в той или иной ситуации.

5. Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.

6. Воспитание – это тяжелый труд.

7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.

8. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь.

9. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни.

10. Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.

11. За семейным столом лучшие кусочки должны доставаться ребенку.

12. Лучшая защита от инфекционных заболеваний – ограничение контактов с окружающими.

13. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников ребенок выбирает себе в друзья.

14. Если ребенок чего-то боится, это означает, что родители что-то упустили в его воспитании.

15. Каждый, даже незначительный проступок ребенка следует рассматривать самым серьезным образом.

 

Посчитайте баллы (помощь каждому участнику по необходимости).

Если сумма составила свыше 40 баллов, то такую  семью, скорее всего, можно назвать детоцентристской, то есть интересы ребенка – главный мотив поведения родителей. Это выражается в том, что психологи называют чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все решают за ребенка, стремятся всячески оградить его от подлинных и мнимых опасностей, заставляют следовать всем своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все больше препятствует личностному росту. В таком случае авторы теста рекомендуют родителям больше доверять ребенку, верить в него, учить его прислушиваться к собственным интересам. Ведь верно замечено: «Воспитывать детей – значит, учить их обходиться без нас».

От 25 до 40 баллов означает достаточное, но не чрезмерное внимание. Родителям рекомендуется сохранять этот уровень отношений.

Если сумма менее 25 баллов, то такие родители недооценивают себя как воспитателя, слишком полагаются на случай и благоприятное стечение обстоятельств. В таком случае родителям рекомендуется уделять ребенку больше внимания и заботы.

 

 

 Влияние установок взрослого на психическое развитие ребенка

 

Открытость, ранимость и внушаемость детей делают их очень чувствительными к негативным воздействиям. Поэтому их здоровье особенно подвержено влиянию психологических факторов. С помощью своих позитивных установок родители и педагоги могут восполнять ресурс сопротивляемости для организма ребенка.

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое - сознание и подсознание.

В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психо-эмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: «Мама сказала…», «Папа велел…» и т. д.

Взрослые люди, способные осознавать и контро­лировать, многое «подвергают сомнению», ставя психо-экологические защиты к установкам и требованиям окружающих, руководствуясь собственны­ми желаниями и мотивами.

Дети не могут этого делать. Они не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями. Поэтому многое из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение, причем стереотипное, одинаковое в сходных жизненных си­туациях. Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохра­нить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из по­коления в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость - глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

3адумывались ли вы, взрослые, какие установки дали вам ваши родители, не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном пути? Давайте рассмотрим некоторые родительские ус­тановки и подумаем, прежде чем что-то категорично заявлять своему ребенку о последствиях, а не ваших ли родителей это установки? Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.

 

 Как часто мы говорим детям...

Ты меня с умa сведешь!

Что бы ты без меня делал!

Уйди от меня! Я  занята.

Посмотри, что ты натворил!

Это надо делать не так...

Когда же ты научишься?

Сколько раз я тебе говорилa!

Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

Этот список вы можете продолжить сами, кое-что в нем вы узнали, подумайте, какие установки мешают вам жить и не давайте их своим детям, если не хотите, чтобы что-то в вашей жизни повторялось в ваших детях.

 

 А эти слова ласкают душу ребенка:

Ты мой любимый!

Ты очень многое можешь!

Что бы мы без тебя делали?!

Я помогу тебе...

Я радуюсь твоим успехам!

Что бы ни случилось, твой дом - твоя крепость.

Расскажи мне, что с тобой...

 

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.

 

Интерактивное упражнение «Сказав это, исправьтесь…»

Психолог называет одну негативную фразу-установку, записывает её на флип- чарте (или на доске) маркером черного цвета, просит участников исправить данную фразу на позитивную, выслушивает ответы родителей, обобщает. Зачеркивает негативную фразу, записывает позитивную маркером красного цвета.

Для работы со следующей фразой можно пригласить активных участников из зала.

 

Негативные установки

Позитивные установки

Сказав это,

исправьтесь:

Не твоего ума дело...

Столько сил мы тебе от­дали, а ты....

Не будешь слушаться – отдам тебя назад!

Вечно ты во всё лезешь!

Твое мнение всем инте­ресно...

Мы любим и понимаем тебя

Какое счастье, что ты у нас есть!...

Что бы мы без тебя делали?!

 

Становясь взрослыми, многие люди стараются поскорее забыть своё детство. Забывая детство, взрослые не могут понять своих собственных детей. Они требуют от детей такой же осмысленности поступков, какую сами обрели за годы жизни, а жизнь, наверняка, имела время и нашла чему их поучить.

Дети ещё не были взрослыми.

Всё, что они могут понять о правилах поведения, отношениях между людьми, исходит из опыта взаимодействия, прежде всего, со своими же родителями. Общение с родителями – первый социальный опыт ребёнка.

Оказалось, что большинство тех родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» в психике ребёнка. Это происходит очень рано, ещё в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно.

Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

«Со мной никто не возился, и ничего, вырос»,- говорит папа, не замечая, что вырос-то он как раз человеком, который не считает нужным заниматься с сыном, наладить с ним тёплые, дружеские отношения.

Существует один общий принцип, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребёнком оказываются безуспешными. Принцип этот – безусловное принятие. Что он означает?

 

Безусловное принятие

Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребёнка. Нередко можно слышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь…(лениться, драться, грубить), не начнёшь…(хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)». Прислушайтесь: в этих фразах ребёнку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если…»

Безусловно принимать ребёнка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

Кроме того, ребёнку нужны знаки безусловного принятия: приветливые взгляды, ласковые прикосновения, прямые слова: «Как хорошо, что ты у нас есть!», «Я рада тебя видеть!», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе»…Нужно обнимать ребёнка несколько раз в день. Доказано, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! Подобные знаки ребёнку нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.

 

 «Кувшин эмоций»

(комментарии к рисунку о том, как возникает негативное поведение у ребенка)

Самооценка, которая у ребёнка, в первую очередь, зависит от того, как с ним обращаются взрослые или, другими словами, отношение детей к самим себе, формулируется ими как «Я - хороший», то есть соответствует норме, является базисным стремлением человека.

 

Часто родители спрашивают: «Если я принимаю ребёнка, значит ли это, что я не должна никогда на него сердиться?»

 

Выслушать ответы родителей.

 Нет, не значит. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Ведь родители тоже волнуются, сердятся, устают, обижаются… Эмоции надо выражать, но выражать особым образом, соблюдая при этом следующие правила:

- Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом (сравните: Я очень расстроилась, узнав, что ты не выполнил домашнее задание ИЛИ Ты ни на что не годен: не можешь даже домашнее задание сделать!)

- Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания (например: Мне очень жаль, что ты поссорился с другом ИЛИ На друзей нельзя сердиться).

- Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастёт в непринятие его.

 

Чувства родителей. Как с ними быть?

Что делать с эмоциями?

Если ребёнок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Когда вы говорите о своих чувствах ребёнку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своём переживании, а не о ребёнке и его поведении. Высказывания такого рода психологи назвали «Я-сообщениями», так как все они содержат личные местоимения: я, мне, меня.

Например:

«Ты-сообщения»

«Я-сообщения»

Ну что у тебя за вид!

Я не люблю, когда дети ходят растрёпанными, и мне стыдно от взглядов соседей.

Ты не мог бы потише?!

Меня очень утомляет громкая музыка.

 

Помощь родителей. Осторожно!

Часто родители указывают детям на допущенные ошибки, неточности, хотят вмешаться, научить, показать. Всегда ли подобное вмешательство необходимо? Нужно ли указывать на ошибки, приносит ли это пользу?

 

Выслушать ответы родителей.

 

Посмотрим на годовалого малыша, который учится ходить. Вот он отцепился от вашего пальца и делает первые неуверенные шаги. При каждом шаге он с трудом удерживает равновесие, покачивается, напряжённо двигает ручонками. Но он доволен и горд! Мало кому из родителей придёт в голову поучать: «Разве так ходят? Смотри, как надо!» Или: «Ну что ты всё качаешься? Сколько раз я тебе говорила, не маши руками! Ну-ка, пройди ещё раз, и чтоб всё было правильно!»

   Комично? Нелепо? Но так же нелепы с точки зрения психологии любые критические замечания, обращённые к человеку, который учится что-либо делать сам! Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой всё в порядке! Ты, конечно, справишься!»

 

«Давай вместе»

 

Другое дело, если ребёнок натолкнулся на серьёзную трудность, с которой не может справиться. Тогда позиция невмешательства не годится, она может нанести только вред.

Папа одного мальчика рассказывает: «Подарили мы сыну на день рождения конструктор. Он обрадовался, сразу стал его собирать. Было воскресенье, и я играл с младшей дочкой на ковре. Через пять минут слышу: «Пап, не получается, помоги!» А я ему в ответ: «Ты что, маленький? Сам разбирайся». Мальчик погрустнел и скоро бросил конструктор. Так с тех пор к нему и не подходит».

Если ребёнку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Очень хорошо начать со слов: «Давай вместе!» Эти волшебные слова открывают ребёнку дверь в область новых умений, знаний и увлечений. Дела вместе – это золотой запас ребёнка, его потенциал на ближайшее будущее. Вот почему их назвали зоной ближайшего развития. Возьмите на себя только то, что ребёнок не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребёнком новых действий постепенно передавайте их ему.

Но что делать, если многие обязательные дела ребёнок вполне освоил, ему уже ничего не стоит собрать игрушки или  застелить постель, но он это упорно не делает!

Причины  непослушания могут быть разными. Возможно, вы ещё не прошли с ним весь необходимый путь. Ведь это вам кажется, что ему одному легко расставить все игрушки по местам. Наверное, если он просит «давай вместе», то это не зря: возможно, ему ещё трудно организовать себя, а может быть, ему нужно просто ваше участие, моральная поддержка. Но чаще корень негативного упорства и отказов лежит в отрицательных переживаниях. Часто это переживания из-за взаимоотношений между детьми и родителями. Главное условие, без которого любая помощь ребёнку превращается в свою противоположность - это дружелюбный тон общения. «Руководящие указания», наверное, где-то нужны, но не в совместных занятиях с ребёнком. Как только они появляются, прекращается работа вместе. Ведь вместе – значит на равных. Не следует занимать позицию над ребёнком; дети к ней очень чувствительны и восстают против неё. Тогда-то они и начинают сопротивляться «необходимому», не соглашаться с «очевидным», оспаривать «бесспорное».

Помочь ребёнку легче и быстрее организовывать себя и свои дела можно с помощью внешних средств. Ими могут быть картинки для напоминания, список дел, записки, схемы, инструкции.

Чтобы избежать конфликтов принуждения, родителям следует не забывать о том, что личность и способности ребёнка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Это может быть игра в куклы, в машинки, общение с друзьями, игра в футбол…Некоторые из этих занятий могут показаться вам пустыми, даже вредными. Однако, помните: для него они важны и интересны, и к ним стоит отнестись с уважением.

Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела своего ребёнка и передавайте их ему. Речь идёт о снятии мелочной заботы, затянувшейся опеки, которая просто мешает вашим сыну или дочери взрослеть. Это делает ребёнка более сильным и уверенным в себе, а ваши отношения – более спокойными и радостными. Позволяйте вашему ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».

 

Как слушать ребёнка?

 

Причины трудностей ребёнка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. В таких случаях, когда у ребёнка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать. Активно слушать ребёнка – это значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. При этом важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.

Приведем пример:

 Мама укладывает четырёхлетнюю Машу спать, и девочка просит посидеть с ней.

ДОЧЬ: Мамочка, ну ещё капельку, ну чуть-чуть!

МАМА: Машенька, уже поздно, все ребята спят.

ДОЧЬ: Целый день одна и одна, не хочу больше!

МАМА: Ты же целый день с ребятами в саду играешь…(Вспоминает активное слушание.) Ты чувствуешь себя одинокой…

ДОЧЬ: Да, ребят много, а маму в сад не пускают…

МАМА: Ты скучаешь без меня.

ДОЧЬ: Скучаю, а Саша дерётся.

МАМА: Ты на него сердита.

ДОЧЬ: Он мою игру поломал!

МАМА: И ты расстроилась…

ДОЧЬ: Нет, я его толкнула, а он меня кубиком по спине.

МАМА: Было больно…

ДОЧЬ: Больно, а тебя нет!

МАМА: Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела.

ДОЧЬ: Я хотела с тобой пойти…

МАМА: Пойти…

ДОЧЬ: Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я всё жду-жду, а ты не ведёшь…

Как видите, этот способ даёт сразу несколько результатов:

- Исчезает или ослабевает отрицательное переживание ребёнка.

- Ребёнок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе всё больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается.

- Ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы.

 

Чтобы не допускать разлада ребёнка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку.

Самооценка

Особенности поведения

Отношение к ошибкам

своим

чужим

Адекватная

Активность, общительность, оптимизм

В целом – адекватное, могут огорчаться; свои стараются исправить, чужим сочувствуют

Высокая

Стремление к успехам в различных видах деятельности, уверенность в своих силах

Чаще предпочитают не исправить, а забыть, не думать о них

Сравнительно безразличное

Завышенная

Высокомерие, бестактность. Переоценка своих возможностей, недооценка чужих

Считают случайными, вызванными посторонними факторами

Считают закономерными, само собой разумеющимися

Низкая

Неуверенность в себе, застенчивость, повышенная тревожность

Переживают, но не стремятся исправить

Сравнительно безразличное

Заниженная

Пассивность, замкнутость. Постоянная недооценка своих возможностей, переоценка чужих

Считают закономерными, воспринимают как должное

Оправдывают, считают случайными

 

 

 Как можно запретить не запрещая?  

 

Как не надо говорить

Что думает ребенок

Как сказать правильно

Не прыгай на краю. Упадешь!

Проверим!

Стой! Осторожно, край! Посмотри…

Нельзя рисовать на обоях.

Буду!

Вот большой лист, рисуй здесь!

Не лезь в эту лужу!

Я не лезу. Только попробую…

Лужа глубокая, обойди ее с краю.

Не шуми!

Буду!

Давай послушаем тишину…

Нельзя смотреть телевизор, пока не сделаешь уроки!

сразу два отрицания

Тебе можно смотреть телевизор после того, как сделаны уроки.

 

В разговоре с детьми негативные приказы и утверждения не годятся. А годятся и подходят ПОЗИТИВНЫЕ, КОНСТРУКТИВНЫЕ, ПОМОГАЮЩИЕ и ПОДБАДРИВАЮЩИЕ ребёнка высказывания взрослых.

 

Интерактивное упражнение «Позитивные высказывания»

Психолог раздает участникам карточки с привычными фразами, просит участников прочитать её вслух и предложить свой вариант - исправить данную фразу на позитивную. Выслушивает ответы родителей, при необходимости поправляет, подсказывает.

А  теперь перефразируйте привычные высказывания на позитивные:

 

привычная фраза

позитивная фраза

Не сиди криво! Сутулым станешь!

 

Не пропусти обед в школе! Желудок испортишь!

 

Не залезай высоко – упадешь!

 

Не снимай варежки! Руки замерзнут!

 

Не пойдешь гулять, пока не уберёшь в своей комнате!

 

Не смей заходить в дом в уличной обуви!

 

Не будешь зубы чистить – они заболят и выпадут!

 

 

Мирные способы борьбы с непослушанием

 

Таймер

Мотивационный прием, который задействует естественное стремление ребенка быть во всем первым. Заведите часы (будильник, таймер) на то время, к которому нужно выполнить задание, и скажите ребенку: «Тебе нужно одеться (раздеться, дорисовать рисунок, доесть кашу, прибрать игрушки и т.д.) до того, как прозвучит сигнал».

Обычно дети любят выигрывать и поэтому будут стараться выполнить задание как можно быстрее. Это очень эффективно, ведь таким образом ребенок справится вовремя, и вам не нужно будет постоянно его подгонять.

Использование данного приема поможет избежать конфликта, так как ситуацию контролируете не вы, а часы.

 

Бабушкино правило

Высказывание, составленное по форме: «Когда сделаешь А (то, что нужно сделать), можешь делать Б (то чего хочет ребенок)». Не заменяйте слово «когда» на «если», так как в этом случае ребенок обязательно спросит: «А что будет, если я не сделаю А?».

Бабушкины правила основаны на пословице «Сделал дело – гуляй смело» и по этому очень эффективны, поскольку в высказывании содержится обещание поощрения за хорошее поведение.

 

Похвала

Словесное поощрение хорошего поведения. Хвалите поведение, а не ребенка. К примеру, вместо того чтобы сказать: «Все скушала – вот молодчина!», - похвалите дочку так: «Я рада, что ты все скушала». Ведь в первом случае вы, сами того не желая, ставите ребенка в зависимость от поведения. Иными словами, дайте дочке понять, что она хорошая, пока во всем вам угождает, а если сделает что-нибудь не так, то сразу станет плохой. Воспитание должно основываться на вере в то, что в детях изначально заложено стремление к добру, желание быть хорошими и послушными. Мы оцениваем и пытаемся изменить к лучшему не детей, а их поведение.

 

Замечание

Короткое высказывание, включающее в себя, во-первых, приказание прекратить неподобающее поведение, во вторых, причину по которой нужно это сделать, и, в-третьих, альтернативный вариант поведения. К примеру, если ваш малыш дерется с другими детьми, остановите его такими словами: «Перестань драться – детям больно, когда ты их бьешь. Если хочешь игрушку, вежливо попроси своего друга дать ее тебе».

 

Правило

Высказывание воспитательного характера, в котором описывается желаемое поведение и приводится его обоснование. К примеру: «Грязную одежду складывать в корзину для белья, чтобы не приходилось собирать ее по всему дому. А теперь, чтобы лучше запомнить это правило, сложи в корзину свои грязные вещи». Установив правила поведения и объяснив их детям, можно избежать многих проблем.

 

Тайм-аут

Непродолжительный промежуток времени, который ребенок должен провести в одиночестве, обычно из-за плохого поведения.

Чтобы устроить тайм-аут, посадите малыша на стул или отведите в другую комнату, установите будильник (таймер) на определенное время (в минутах в соответствии с возрастом ребенка, но не более пяти минут; если ребенку три года, заведите часы на три минуты) и прикажите ребенку оставаться на месте, пока не прозвучит сигнал. Если малыш встал со стула или вышел из комнаты раньше, снова заведите часы и повторите требование – и так до тех пор, пока он не пробудет на месте отведенное время.

Большое преимущество таких перерывов в том, что они дают и вам и малышу время побыть в одиночестве, успокоиться и взять себя в руки.

 

Просмотр видеоролика «Три качества родительских посланий»

 

Интерактивное упражнение «15 способов сказать ребенку «Я тебя люблю»

 

Психолог выдает родителям буклеты «Общаться с ребенком. Как?», просит участников найти страничку под названием «15 способов сказать ребенку «Я тебя люблю». Родители участвуют по цепочке: сначала читают каждый по одной фразе, следующие участники продолжают, добавляя свои варианты:

- Это как раз то, что нужно.

- Не отступай!

- Еще один рывок и все получится.

- Я счастлива, что ты у меня есть.

- Хотя в жизни и бывают неприятности, но я с тобой.

- Поздравляю с победой!

- Я тобой горжусь.

- Ты самый лучший!

- Смотреть на тебя одно удовольствие.

- Солнышко моё.

- Прекрасная мысль.

- Это тебе по силам.

- Ты такой внимательный.

- Помни, родной, я всегда с тобой рядом!

- Я в тебя верю!
 

Удачи вам и душевного благополучия! До следующей встречи!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektoriy.docx37.74 КБ

Предварительный просмотр:

Лекторий «АЗБУКА РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ»

Как общаться с ребенком? Влияние установок взрослого на психическое развитие ребенка

Цель: профилактика возможных отклонений в поведении и развитии личности ребенка, информирование родителей о влиянии установок взрослого на психическое развитие ребенка, развитие навыков  позитивного общения и рефлексии, обучить практическому приему «Я-высказывания».

Материалы и оборудование: мультимедиа-презентация, видеоролик «Три качества родительских посланий», флип-чарт, маркеры черного и красного цветов, бланки теста «Родительская позиция», буклет «Общаться с ребенком. Как?», карточки с фразами к упражнению. «Позитивные высказывания», ручки.

Ход лекции:

Здравствуйте, уважаемые родители.

Сегодня мы поговорим о том, как правильно общаться с ребенком, как влияют установки взрослых, в первую очередь, родителей, на психическое развитие детей. В нашей беседе мы обсудим следующие вопросы:

  1. Тест «Родительская позиция»
  2. Влияние установок взрослого на психическое развитие ребенка
  3. Безусловное принятие
  4. «Кувшин» наших эмоций
  5. Чувства родителей. Как с ними быть?
  6. Помощь родителей
  7. Как можно запретить не запрещая
  8. 15 способов сказать ребенку «Я тебя люблю»
  9. Мирные способы борьбы с непослушанием
  10. Памятка родителям от ребенка

Вступительное слово

Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями?

Конечно, не существует готовых рецептов воспитания ребенка. Наверняка у вас сформировались свои собственные правила.

Предлагаю вам тест, который помогает разобраться, насколько верна ваша родительская позиция, не совершаете ли вы каких-нибудь ошибок в воспитании.

Итоги теста обрабатываются лично вами, листочки с результатами остаются у вас (так называемая самодиагностика), поэтому максимально честно отвечайте на вопросы, чтобы получить верный результат.

Родителям предлагается раздаточный материал в виде теста, время заполнения 3-5 минут.

Тест «Родительская позиция»

Конечно, не существует готовых рецептов воспитания ребенка. Наверняка у вас сформировались свои собственные правила, методы и секреты. Предлагаем вашему вниманию тест, который поможет разобраться, насколько верна ваша родительская позиция, не совершаете ли вы каких-нибудь ошибок в воспитании.

Перед вами 15 утверждений. На первый взгляд может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию. Тем не менее, против каждой фразы поставьте балл, соответствующий вашему суждению по данному вопросу.

Пользуйтесь следующей шкалой:

1 – категорически не согласен

2 – я не спешил бы с этим соглашаться

3 – это, пожалуй, верно

4 – совершенно верно, я считаю именно так

1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться ребенок, чтобы помочь ему их преодолеть.

2. Хорошая мать должна пожертвовать карьерой ради воспитания ребенка.

3. Маленького ребенка не стоит оставлять одного даже на несколько минут.

4. Правильно, когда у ребенка есть четкие инструкции, как нужно поступать в той или иной ситуации.

5. Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.

6. Воспитание – это тяжелый труд.

7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.

8. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь.

9. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни.

10. Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.

11. За семейным столом лучшие кусочки должны доставаться ребенку.

12. Лучшая защита от инфекционных заболеваний – ограничение контактов с окружающими.

13. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников ребенок выбирает себе в друзья.

14. Если ребенок чего-то боится, это означает, что родители что-то упустили в его воспитании.

15. Каждый, даже незначительный проступок ребенка следует рассматривать самым серьезным образом.

Посчитайте баллы (помощь каждому участнику по необходимости).

Если сумма составила свыше 40 баллов, то такую  семью, скорее всего, можно назвать детоцентристской, то есть интересы ребенка – главный мотив поведения родителей. Это выражается в том, что психологи называют чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все решают за ребенка, стремятся всячески оградить его от подлинных и мнимых опасностей, заставляют следовать всем своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все больше препятствует личностному росту. В таком случае авторы теста рекомендуют родителям больше доверять ребенку, верить в него, учить его прислушиваться к собственным интересам. Ведь верно замечено: «Воспитывать детей – значит, учить их обходиться без нас».

От 25 до 40 баллов означает достаточное, но не чрезмерное внимание. Родителям рекомендуется сохранять этот уровень отношений.

Если сумма менее 25 баллов, то такие родители недооценивают себя как воспитателя, слишком полагаются на случай и благоприятное стечение обстоятельств. В таком случае родителям рекомендуется уделять ребенку больше внимания и заботы.

 Влияние установок взрослого на психическое развитие ребенка

Открытость, ранимость и внушаемость детей делают их очень чувствительными к негативным воздействиям. Поэтому их здоровье особенно подвержено влиянию психологических факторов. С помощью своих позитивных установок родители и педагоги могут восполнять ресурс сопротивляемости для организма ребенка.

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое - сознание и подсознание.

В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психо-эмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: «Мама сказала…», «Папа велел…» и т. д.

Взрослые люди, способные осознавать и контролировать, многое «подвергают сомнению», ставя психо-экологические защиты к установкам и требованиям окружающих, руководствуясь собственными желаниями и мотивами.

Дети не могут этого делать. Они не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями. Поэтому многое из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение, причем стереотипное, одинаковое в сходных жизненных ситуациях. Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость - глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

3адумывались ли вы, взрослые, какие установки дали вам ваши родители, не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном пути? Давайте рассмотрим некоторые родительские установки и подумаем, прежде чем что-то категорично заявлять своему ребенку о последствиях, а не ваших ли родителей это установки? Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.

 Как часто мы говорим детям...

Ты меня с умa сведешь!

Что бы ты без меня делал!

Уйди от меня! Я  занята.

Посмотри, что ты натворил!

Это надо делать не так...

Когда же ты научишься?

Сколько раз я тебе говорилa!

Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

Этот список вы можете продолжить сами, кое-что в нем вы узнали, подумайте, какие установки мешают вам жить и не давайте их своим детям, если не хотите, чтобы что-то в вашей жизни повторялось в ваших детях.

 А эти слова ласкают душу ребенка: 

Ты мой любимый!

Ты очень многое можешь!

Что бы мы без тебя делали?!

Я помогу тебе...

Я радуюсь твоим успехам!

Что бы ни случилось, твой дом - твоя крепость.

Расскажи мне, что с тобой... 

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.

Интерактивное упражнение «Сказав это, исправьтесь…»

Психолог называет одну негативную фразу-установку, записывает её на флип- чарте (или на доске) маркером черного цвета, просит участников исправить данную фразу на позитивную, выслушивает ответы родителей, обобщает. Зачеркивает негативную фразу, записывает позитивную маркером красного цвета.

Для работы со следующей фразой можно пригласить активных участников из зала.

Негативные установки

Позитивные установки

Сказав это,

исправьтесь:

Не твоего ума дело...

Столько сил мы тебе отдали, а ты....

Не будешь слушаться – отдам тебя назад!

Вечно ты во всё лезешь!

Твое мнение всем интересно...

Мы любим и понимаем тебя

Какое счастье, что ты у нас есть!...

Что бы мы без тебя делали?!

Становясь взрослыми, многие люди стараются поскорее забыть своё детство. Забывая детство, взрослые не могут понять своих собственных детей. Они требуют от детей такой же осмысленности поступков, какую сами обрели за годы жизни, а жизнь, наверняка, имела время и нашла чему их поучить.

Дети ещё не были взрослыми.

Всё, что они могут понять о правилах поведения, отношениях между людьми, исходит из опыта взаимодействия, прежде всего, со своими же родителями. Общение с родителями – первый социальный опыт ребёнка.

Оказалось, что большинство тех родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» в психике ребёнка. Это происходит очень рано, ещё в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно.

Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

«Со мной никто не возился, и ничего, вырос»,- говорит папа, не замечая, что вырос-то он как раз человеком, который не считает нужным заниматься с сыном, наладить с ним тёплые, дружеские отношения.

Существует один общий принцип, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребёнком оказываются безуспешными. Принцип этот – безусловное принятие. Что он означает?

Безусловное принятие

Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребёнка. Нередко можно слышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь…(лениться, драться, грубить), не начнёшь…(хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)». Прислушайтесь: в этих фразах ребёнку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если…»

Безусловно принимать ребёнка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

Кроме того, ребёнку нужны знаки безусловного принятия: приветливые взгляды, ласковые прикосновения, прямые слова: «Как хорошо, что ты у нас есть!», «Я рада тебя видеть!», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе»…Нужно обнимать ребёнка несколько раз в день. Доказано, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! Подобные знаки ребёнку нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.

 «Кувшин эмоций» 

(комментарии к рисунку о том, как возникает негативное поведение у ребенка)

Самооценка, которая у ребёнка, в первую очередь, зависит от того, как с ним обращаются взрослые или, другими словами, отношение детей к самим себе, формулируется ими как «Я - хороший», то есть соответствует норме, является базисным стремлением человека.

Часто родители спрашивают: «Если я принимаю ребёнка, значит ли это, что я не должна никогда на него сердиться?»

Выслушать ответы родителей.

 Нет, не значит. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Ведь родители тоже волнуются, сердятся, устают, обижаются… Эмоции надо выражать, но выражать особым образом, соблюдая при этом следующие правила:

- Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом (сравните: Я очень расстроилась, узнав, что ты не выполнил домашнее задание ИЛИ Ты ни на что не годен: не можешь даже домашнее задание сделать!)

- Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания (например: Мне очень жаль, что ты поссорился с другом ИЛИ На друзей нельзя сердиться).

- Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастёт в непринятие его.

Чувства родителей. Как с ними быть?

Что делать с эмоциями?

Если ребёнок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Когда вы говорите о своих чувствах ребёнку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своём переживании, а не о ребёнке и его поведении. Высказывания такого рода психологи назвали «Я-сообщениями», так как все они содержат личные местоимения: я, мне, меня.

Например:

«Ты-сообщения»

«Я-сообщения»

Ну что у тебя за вид!

Я не люблю, когда дети ходят растрёпанными, и мне стыдно от взглядов соседей.

Ты не мог бы потише?!

Меня очень утомляет громкая музыка.

Помощь родителей. Осторожно!

Часто родители указывают детям на допущенные ошибки, неточности, хотят вмешаться, научить, показать. Всегда ли подобное вмешательство необходимо? Нужно ли указывать на ошибки, приносит ли это пользу?

Выслушать ответы родителей.

Посмотрим на годовалого малыша, который учится ходить. Вот он отцепился от вашего пальца и делает первые неуверенные шаги. При каждом шаге он с трудом удерживает равновесие, покачивается, напряжённо двигает ручонками. Но он доволен и горд! Мало кому из родителей придёт в голову поучать: «Разве так ходят? Смотри, как надо!» Или: «Ну что ты всё качаешься? Сколько раз я тебе говорила, не маши руками! Ну-ка, пройди ещё раз, и чтоб всё было правильно!»

   Комично? Нелепо? Но так же нелепы с точки зрения психологии любые критические замечания, обращённые к человеку, который учится что-либо делать сам! Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой всё в порядке! Ты, конечно, справишься!»

«Давай вместе»

Другое дело, если ребёнок натолкнулся на серьёзную трудность, с которой не может справиться. Тогда позиция невмешательства не годится, она может нанести только вред.

Папа одного мальчика рассказывает: «Подарили мы сыну на день рождения конструктор. Он обрадовался, сразу стал его собирать. Было воскресенье, и я играл с младшей дочкой на ковре. Через пять минут слышу: «Пап, не получается, помоги!» А я ему в ответ: «Ты что, маленький? Сам разбирайся». Мальчик погрустнел и скоро бросил конструктор. Так с тех пор к нему и не подходит».

Если ребёнку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Очень хорошо начать со слов: «Давай вместе!» Эти волшебные слова открывают ребёнку дверь в область новых умений, знаний и увлечений. Дела вместе – это золотой запас ребёнка, его потенциал на ближайшее будущее. Вот почему их назвали зоной ближайшего развития. Возьмите на себя только то, что ребёнок не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребёнком новых действий постепенно передавайте их ему.

Но что делать, если многие обязательные дела ребёнок вполне освоил, ему уже ничего не стоит собрать игрушки или  застелить постель, но он это упорно не делает!

Причины  непослушания могут быть разными. Возможно, вы ещё не прошли с ним весь необходимый путь. Ведь это вам кажется, что ему одному легко расставить все игрушки по местам. Наверное, если он просит «давай вместе», то это не зря: возможно, ему ещё трудно организовать себя, а может быть, ему нужно просто ваше участие, моральная поддержка. Но чаще корень негативного упорства и отказов лежит в отрицательных переживаниях. Часто это переживания из-за взаимоотношений между детьми и родителями. Главное условие, без которого любая помощь ребёнку превращается в свою противоположность - это дружелюбный тон общения. «Руководящие указания», наверное, где-то нужны, но не в совместных занятиях с ребёнком. Как только они появляются, прекращается работа вместе. Ведь вместе – значит на равных. Не следует занимать позицию над ребёнком; дети к ней очень чувствительны и восстают против неё. Тогда-то они и начинают сопротивляться «необходимому», не соглашаться с «очевидным», оспаривать «бесспорное».

Помочь ребёнку легче и быстрее организовывать себя и свои дела можно с помощью внешних средств. Ими могут быть картинки для напоминания, список дел, записки, схемы, инструкции.

Чтобы избежать конфликтов принуждения, родителям следует не забывать о том, что личность и способности ребёнка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Это может быть игра в куклы, в машинки, общение с друзьями, игра в футбол…Некоторые из этих занятий могут показаться вам пустыми, даже вредными. Однако, помните: для него они важны и интересны, и к ним стоит отнестись с уважением.

Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела своего ребёнка и передавайте их ему. Речь идёт о снятии мелочной заботы, затянувшейся опеки, которая просто мешает вашим сыну или дочери взрослеть. Это делает ребёнка более сильным и уверенным в себе, а ваши отношения – более спокойными и радостными. Позволяйте вашему ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».

Как слушать ребёнка?

Причины трудностей ребёнка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. В таких случаях, когда у ребёнка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать. Активно слушать ребёнка – это значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. При этом важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.

Приведем пример:

 Мама укладывает четырёхлетнюю Машу спать, и девочка просит посидеть с ней.

ДОЧЬ: Мамочка, ну ещё капельку, ну чуть-чуть!

МАМА: Машенька, уже поздно, все ребята спят.

ДОЧЬ: Целый день одна и одна, не хочу больше!

МАМА: Ты же целый день с ребятами в саду играешь…(Вспоминает активное слушание.) Ты чувствуешь себя одинокой…

ДОЧЬ: Да, ребят много, а маму в сад не пускают…

МАМА: Ты скучаешь без меня.

ДОЧЬ: Скучаю, а Саша дерётся.

МАМА: Ты на него сердита.

ДОЧЬ: Он мою игру поломал!

МАМА: И ты расстроилась…

ДОЧЬ: Нет, я его толкнула, а он меня кубиком по спине.

МАМА: Было больно…

ДОЧЬ: Больно, а тебя нет!

МАМА: Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела.

ДОЧЬ: Я хотела с тобой пойти…

МАМА: Пойти…

ДОЧЬ: Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я всё жду-жду, а ты не ведёшь…

Как видите, этот способ даёт сразу несколько результатов:

- Исчезает или ослабевает отрицательное переживание ребёнка.

- Ребёнок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе всё больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается.

- Ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы.

Чтобы не допускать разлада ребёнка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку.

Самооценка

Особенности поведения

Отношение к ошибкам

своим

чужим

Адекватная

Активность, общительность, оптимизм

В целом – адекватное, могут огорчаться; свои стараются исправить, чужим сочувствуют

Высокая

Стремление к успехам в различных видах деятельности, уверенность в своих силах

Чаще предпочитают не исправить, а забыть, не думать о них

Сравнительно безразличное

Завышенная

Высокомерие, бестактность. Переоценка своих возможностей, недооценка чужих

Считают случайными, вызванными посторонними факторами

Считают закономерными, само собой разумеющимися

Низкая

Неуверенность в себе, застенчивость, повышенная тревожность

Переживают, но не стремятся исправить

Сравнительно безразличное

Заниженная

Пассивность, замкнутость. Постоянная недооценка своих возможностей, переоценка чужих

Считают закономерными, воспринимают как должное

Оправдывают, считают случайными

 Как можно запретить не запрещая?   

Как не надо говорить

Что думает ребенок

Как сказать правильно 

Не прыгай на краю. Упадешь!

Проверим!

Стой! Осторожно, край! Посмотри…

Нельзя рисовать на обоях.

Буду!

Вот большой лист, рисуй здесь!

Не лезь в эту лужу!

Я не лезу. Только попробую…

Лужа глубокая, обойди ее с краю.

Не шуми!

Буду!

Давай послушаем тишину…

Нельзя смотреть телевизор, пока не сделаешь уроки!

сразу два отрицания

Тебе можно смотреть телевизор после того, как сделаны уроки.

 

В разговоре с детьми негативные приказы и утверждения не годятся. А годятся и подходят ПОЗИТИВНЫЕ, КОНСТРУКТИВНЫЕ, ПОМОГАЮЩИЕ и ПОДБАДРИВАЮЩИЕ ребёнка высказывания взрослых.

Интерактивное упражнение «Позитивные высказывания»

Психолог раздает участникам карточки с привычными фразами, просит участников прочитать её вслух и предложить свой вариант - исправить данную фразу на позитивную. Выслушивает ответы родителей, при необходимости поправляет, подсказывает.

А  теперь перефразируйте привычные высказывания на позитивные:

привычная фраза

позитивная фраза

Не сиди криво! Сутулым станешь!

Не пропусти обед в школе! Желудок испортишь!

Не залезай высоко – упадешь!

Не снимай варежки! Руки замерзнут!

Не пойдешь гулять, пока не уберёшь в своей комнате!

Не смей заходить в дом в уличной обуви!

Не будешь зубы чистить – они заболят и выпадут!

Мирные способы борьбы с непослушанием

Таймер

Мотивационный прием, который задействует естественное стремление ребенка быть во всем первым. Заведите часы (будильник, таймер) на то время, к которому нужно выполнить задание, и скажите ребенку: «Тебе нужно одеться (раздеться, дорисовать рисунок, доесть кашу, прибрать игрушки и т.д.) до того, как прозвучит сигнал».

Обычно дети любят выигрывать и поэтому будут стараться выполнить задание как можно быстрее. Это очень эффективно, ведь таким образом ребенок справится вовремя, и вам не нужно будет постоянно его подгонять.

Использование данного приема поможет избежать конфликта, так как ситуацию контролируете не вы, а часы.

Бабушкино правило

Высказывание, составленное по форме: «Когда сделаешь А (то, что нужно сделать), можешь делать Б (то чего хочет ребенок)». Не заменяйте слово «когда» на «если», так как в этом случае ребенок обязательно спросит: «А что будет, если я не сделаю А?».

Бабушкины правила основаны на пословице «Сделал дело – гуляй смело» и по этому очень эффективны, поскольку в высказывании содержится обещание поощрения за хорошее поведение.

Похвала

Словесное поощрение хорошего поведения. Хвалите поведение, а не ребенка. К примеру, вместо того чтобы сказать: «Все скушала – вот молодчина!», - похвалите дочку так: «Я рада, что ты все скушала». Ведь в первом случае вы, сами того не желая, ставите ребенка в зависимость от поведения. Иными словами, дайте дочке понять, что она хорошая, пока во всем вам угождает, а если сделает что-нибудь не так, то сразу станет плохой. Воспитание должно основываться на вере в то, что в детях изначально заложено стремление к добру, желание быть хорошими и послушными. Мы оцениваем и пытаемся изменить к лучшему не детей, а их поведение.

Замечание

Короткое высказывание, включающее в себя, во-первых, приказание прекратить неподобающее поведение, во вторых, причину по которой нужно это сделать, и, в-третьих, альтернативный вариант поведения. К примеру, если ваш малыш дерется с другими детьми, остановите его такими словами: «Перестань драться – детям больно, когда ты их бьешь. Если хочешь игрушку, вежливо попроси своего друга дать ее тебе».

Правило

Высказывание воспитательного характера, в котором описывается желаемое поведение и приводится его обоснование. К примеру: «Грязную одежду складывать в корзину для белья, чтобы не приходилось собирать ее по всему дому. А теперь, чтобы лучше запомнить это правило, сложи в корзину свои грязные вещи». Установив правила поведения и объяснив их детям, можно избежать многих проблем.

Тайм-аут

Непродолжительный промежуток времени, который ребенок должен провести в одиночестве, обычно из-за плохого поведения.

Чтобы устроить тайм-аут, посадите малыша на стул или отведите в другую комнату, установите будильник (таймер) на определенное время (в минутах в соответствии с возрастом ребенка, но не более пяти минут; если ребенку три года, заведите часы на три минуты) и прикажите ребенку оставаться на месте, пока не прозвучит сигнал. Если малыш встал со стула или вышел из комнаты раньше, снова заведите часы и повторите требование – и так до тех пор, пока он не пробудет на месте отведенное время.

Большое преимущество таких перерывов в том, что они дают и вам и малышу время побыть в одиночестве, успокоиться и взять себя в руки.

Просмотр видеоролика «Три качества родительских посланий»

Интерактивное упражнение «15 способов сказать ребенку «Я тебя люблю» 

Психолог выдает родителям буклеты «Общаться с ребенком. Как?», просит участников найти страничку под названием «15 способов сказать ребенку «Я тебя люблю». Родители участвуют по цепочке: сначала читают каждый по одной фразе, следующие участники продолжают, добавляя свои варианты:

- Это как раз то, что нужно.

- Не отступай!

- Еще один рывок и все получится.

- Я счастлива, что ты у меня есть.

- Хотя в жизни и бывают неприятности, но я с тобой.

- Поздравляю с победой!

- Я тобой горжусь.

- Ты самый лучший!

- Смотреть на тебя одно удовольствие.

- Солнышко моё.

- Прекрасная мысль.

- Это тебе по силам.

- Ты такой внимательный.

- Помни, родной, я всегда с тобой рядом!

- Я в тебя верю!

Удачи вам и душевного благополучия! До следующей встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы.Особенности изображения темы любви в рассказе И.Бунина «Темные аллеи». «Темные аллеи» – светлый лик любви.

На уроке были использованы современные инновационные педагогические технологии. На уроке прозвучало музыкальное сопровождение: музыка Ремо Джадзотто .Использовано оборудование и наглядность: выставка ...

«Без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, без любви к Отечеству не может быть любви к Человечеству».

Отечественная война 1812 года является ярким примером того, как объединившись, представители различных национальностей и социальных слоёв общества смогли противостоять интервентам и одержать Великую п...

Открытое тематическое мероприятие праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности, 8 июля «И долог век любви….»

Семья- это основа человеческой жизни, гарантия счастливого детства, спокойной юности и успешного будущего, это надежная пристань каждого из нас....

О любви и о войне Рассказы Н.Ф. Иванова «Тот, кто стреляет первым» («Семь нот о любви») как цикл новелл.

Исследовательские материалы к урокам по творчеству Н.Ф. Иванова.   Одним из замечательных писателей современности, книги которого хотелось бы рекомендовать для изучения в школе, я...

Конспект урока с использованием ИКТ (10 кл.) Тема урока: «Певец любви, певец своей печали» («Тема любви в произведениях А. С. Пушкина»)

Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с 19-летней  Анной Керн  в  доме президента  Академии  художеств Оленина.-Позволительно ли быть до того прелестною?!- воскликнул он, у...

Конспект урока с использованием ИКТ (10 кл.) Тема урока: «Певец любви, певец своей печали» («Тема любви в произведениях А. С. Пушкина»)

Прошло шесть лет. 27-летний Пушкин прибыл в родительскую деревню Михайловское Псковской губернии. Сюда его выслали по распоряжению царя. Он зажил там совершенным отшельником, бывал только у соседей в ...

Урок литературы 8 класс "Всё начинается с любви..." (по произведениям А.И.Куприна "Куст сирени", А.П.Чехова "О любви", И.А.Бунина "Кавказ")

Урок - семинар с применением проблемно-диалогической, личностно-ориентированной и исследовательской технологий....