Аналитическая справка по изучению степени развития педагогического такта
материал по психологии

Соловьева Надежда Александровна

Определение стадии развития педагогического такта педагогов и воспитателей и  выработка рекомендаций по развитию педагогического такта педагогов и воспитателей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_takt_-_dlya_sayta.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

 по изучению стадий развития педагогического такта педагогов и воспитателей ОГКОУ «Приволжская школа-интернат»

Время проведения: март 2020 года,  в соответствии с планом работы педагога – психолога.

Цель: 

- определение стадии развития педагогического такта педагогов и воспитателей;

- выработка рекомендаций по развитию педагогического такта педагогов и воспитателей. 

Используемая методика: Тест: «Сформирован ли у вас педагогический такт» (модификация Р.Р. Калининой)

Пояснительная записка

         Педагогический такт – характерный профессиональный признак педагога. Он включает в себя умение подойти к детям, установить с ними контакт, наладить взаимоотношения с родителями и учителями.

Проблема педагогического такта базируется на личностно-деятельном подходе современной педагогики,  важнейшим вопросом которого остается вопрос взаимодействия педагога и обучающегося.

 Педагогический такт – характерная профессиональная особенность педагога. Из всей совокупности взаимоотношений педагога с детьми, основанных на профессиональном долге и чувстве ответственности, выделяется педагогический такт, который включает в себя уважение к личности ребёнка, чуткое отношение к обучающимся, внимание и контроль за их психическим состоянием.         Уважение, душевная теплота, ласка не исключают требовательности, а предполагают её. Проявление внимания, доброты, заботы должно меняться в связи с возрастом детей.

        Педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения педагога (выдержка, самообладание, в сочетании с непосредственностью в общении). Педагогический такт предполагает доверие к обучающемуся.  

  Правильно считать такт не как избежание трудностей, а как умение увидеть более краткий путь к цели. 

        Выделяют следующие основные признаки педагогического такта:
- естественность, простота обращения без фамильярности;

- искренность тона, лишенная всякой фальши;

- доверие к школьнику без попустительства;

- просьба без упрашивания;

- советы и рекомендации без навязчивости;

- требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника;

- серьезность тона без натянутости в отношениях;

- ирония и юмор без уничижающей насмешливости;

- требовательность без мелкой придирчивости;

- деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости;

- твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования;

- развитие самостоятельности без мелочной опеки;
- быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешности и опрометчивых решений;

- внимательность к ученику без подчеркивания своего контроля; спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость;

- ведение беседы с учащимися без дидактизма и морализирования.         Главный признак педагогического такта — нахождение меры к отношениях педагога и обучающегося в процессе общения. Педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения педагога. Доверие учителя должно стать стимулом к работе обучающихся.  Доверие не попустительство, оно действенно, если проявляется искренне, подкрепляется конкретными делами, если сочетается с контролем, известной долей бдительности учителя по отношению к воспитаннику. Но контроль не должен быть педантичным, не должен угнетать подозрением.

Тактичного человека характеризуют такие черты характера, как вежливость, приветливость, сообразительность, уважение к чужому мнению, уравновешенность, чувство юмора. Такие черты  должны быть и у тактичного педагога.

 Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе.

Не снижая требовательности к участникам образовательного процесса, тактичный педагог проявляет по отношению к ним доброжелательность, теплоту, веру в их силы и возможности.         Педагогический такт отличается от бестактности естественностью и простотой обращения, не допускающей фамильярности; требовательностью без мелочной придирчивости; доброжелательностью без заласкивания; настойчивостью без упрямства; деловым тоном без раздражительности.

Признаками педагогической бестактности являются формальное отношение к детям, невыдержанность, грубость, эмоциональная неустойчивость. Чрезмерность может привести к обратной реакции: чрезмерная требовательность – к непослушанию, чрезмерная снисходительность – к грубости.

К неэтичным, запрещенным приемам относятся:

- всяческое подчеркивание своей исключительности, ироническое отношение к своим коллегам («Я вам не Василий Григорьевич…» или когда приходишь в новый класс, то не следует говорить: «Вас ничему не научили. Я  вас научу»);

- преувеличение значения своего предмета и преуменьшение других («Это вам не физкультура»);

- заигрывание с учениками, и в частности, завышение оценок.  Оценка должна быть мотивированной и убедительной и не за поведение.

Результаты диагностики

  В обследовании приняли участие ____ человек - педагоги и воспитатели школы. По результатам изучения выявлено четыре стадии развития педагогического такта .

         Первая стадия развития такта. Такт неустойчив, его воспитательное влияние еще не имеет глубокой педагогической эффективности.

Педагогов с первой стадией развития  такта в коллективе  не выявлено.

Вторая стадия развития такта. Значительных нарушений такта не наблюдается. Однако преподавателю не хватает педагогической находчивости в реагировании на различные ситуации, требующие педагогически тонкого вмешательства.

По результатам исследования вторая стадия развития педагогического такта свойственна ____педагогам (%).

         Третья стадия развития такта. Такт становится устойчивым педагогическим умением преподавателя. Легче устанавливается деловой контакт с обучающимися, но более сложно достигается психологический контакт.

Третья стадия развития педагогического такта  у ____ педагогов ()  (__%).

Четвертая стадия развития такта. Такт становится привычкой, устойчивой чертой характера преподавателя.______педагога (%)  имеют четвертую стадию развития такта.

Рекомендаций по развитию педагогического такта педагогов и воспитателей

 

Существует немало приемов, пользуясь которыми, педагог, не нарушая педагогического такта, добивается установления этически правильных взаимоотношений с воспитанниками и тем самым добивается эффективного общения. Некоторые из них можно назвать правилами педагогического такта.

Воспитывать обучающегося – это не значит «крепко держать его в руках». Воспитание, основное преимущественно на методах принуждения, всегда чревато негативными последствиями; подавление воли воспитанника никогда не способствует формированию чувства уважения к наставнику;

Никогда нельзя употреблять в разговоре с ребенком выражений, оскорбляющих его человеческое достоинство;

Педагогу не следует прибегать к угрозам, практически невыполнимым;

Нужно владеть своими чувствами и управлять эмоциями даже в острых конфликтных ситуациях;

Обида на ребенка не должна быть долговременной и мелкой;

Никогда не следует сетовать на отсутствие уважения обучающегося и высказывать ему об этом, уважение нужно заслужить своим поведением;

Ни в коем случае нельзя подчеркивать преимущество своего положения; чем больше педагог подчеркивает свое превосходство перед обучающимся, тем меньше он доверяет ему, советуется с ним, прислушивается к его требованиям;

Если педагог чувствует и осознает, что он оказался по стечению обстоятельств виноватым перед своим учеником, он обязательно должен извиниться, это в большей мере смягчает его положение;

Педагог никогда не должен «одергивать» обучающегося, когда последний говорит неприятные для него факты; он обязан выслушать и горькую правду, не теряя при этом самообладания;

Никогда не следует напоминать ребенку о его физических недостатках (если они у него есть); не следует часто говорить и о приобретенных им недостатках, если они осознаются самим ребенком;

Целесообразнее быть более щедрым на похвалу, чем на осуждение;

Всегда, при любых обстоятельствах нужно поддерживать педагогическую уравновешенность во всех своих суждениях и действиях;

В работе с обучающимися следует соблюдать дистанцию, не допускающую фамильярности со стороны ребенка;

Педагогу следует всегда стараться разрешать натянутую обстановку (если она сложилась), не навязывая своей воли и не используя положения старшего.

Педагогический такт – это мера педагогически целесообразного воздействия педагога на обучающегося, умение устанавливать продуктивный стиль общения.  Это результат большой работы педагога над собой по приобретению специальных знаний и выработке умений общения с детьми и прежде всего, это знание психологии возраста и индивидуальных особенностей детей.

   Педагогический такт не может быть стереотипным. Важно найти свою манеру, свой почерк. Тактичность педагога значительно усиливает нравственные позиции добра и зла и становится школой практической нравственности. Специфика педагогического такта, как формы нравственных отношений, заключается в особой нравственной ответственности педагога - быть ведущим участником общения, образовательного процесса. Направлять, организовывать и поддерживать условия процесса, регулируя возможные противоречия таким образом, чтобы педагогическое воздействие сохраняло доброжелательные условия и личностные отношения.

 Педагог-психолог

Соловьева Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по изучению уровня эмоционального выгорания

Определение уровня эмоционального выгорания педагогов и воспитателей, факторов его вызывающих  и  выработка рекомендаций по профилактике  «синдрома эмоционального выгора...

Аналитическая справка по изучению ценностных ориентаций педагогов и воспитателей

Выявление ценностных ориентаций и их различий у педагогов с разным стажем работы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта...

Аналитическая справка по мониторингу познавательного развития

Аналитическая справка по мониторингу познавательного развития...

Аналитическая справка по изучению профессиональной направленности обучающихся

Аналитическая справка по изучению профессиональной направленности и определению склонностей к той или иной сфере профессиональной деятельности обучающихся девятых классов...