Современные образовательные технологии в работе педагога- психолога с детьми ОВЗ.
статья по психологии

Держанович Елена Петровна

Современные образовательные технологии в работе педагога- психолога  с детьми ОВЗ. Арт- терапия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremenye.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии в работе педагога- психолога

 с детьми ОВЗ

Понятие «инклюзивное образование» (от франц.inclusif - включающий в себя) для нашей страны является относительно новым (вошло в обиход в конце 90-х годов). В Федеральном Законе № 273 - ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2) инклюзивное образование обозначено как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Под технологиями инклюзивного образования мы понимаем те технологии, которые ведут к созданию условий для качественного доступного образования всех без исключения детей.

Одним из основных результатов инклюзивного образования является формирование жизненных навыков, или социальных компетенций (навыков взаимодействия, взаимопомощи, продуктивной деятельности и т.д.).

Для достижения основных результатов, наиболее приемлема и экологична технология арт-терапии.

Термин «арт-терапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление в 1938 г. Андриан Хилл.

Арт-терапия — это метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм и видов искусства.

Основными задачами являются:

  1. формирование внимания на своих чувствах
  2. способствовать наиболее четкой вербализации и проработке тех мыслей и чувств, которые ребенок  привык подавлять
  3. помочь ребенку  найти социально приемлемый выход как позитивным, так и негативным чувствам.

Дети с ОВЗ быстро утомляемые и наша задача,  как специалиста, раскрепостить ребёнка, что бы он почувствовал в себе уверенность, желание развиваться и получать новые знания.

Арт-терапевтические технологии – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Это метод воздействия  на человека с помощью рисования, лепки, танцев, сказок, игр, музыки. Данную технологию я считаю наиболее эффективной при работе с детьми ОВЗ, так как  - это очень близко детям, они охотно рисуют, лепят, фантазируют.

Так как основным принципам арт- терапии являются безоценочное восприятия всех работ (что бы ребёнок чувствовал себя в безопасности).

Арт терапия направлена на достижения следующих результатов:

- развитие творческих способностей;

- повышение самооценки и рост самосознания;

- развитие эмоционально-нравственного потенциала;

- формирование умения решать внутренние и групповые проблемы;

- формирование умения выражать эмоции;

- формирование умения разрешать конфликтные ситуации, снятие напряжения, релаксация;

-развитие коммуникативной компетенции, навыков социальной поддержки и взаимного доверия;

-формирование познавательной активности….

Арт-терапия позволяет увидеть окружающей мир иначе, таким, каким он является на самом деле.

В своей работе с детьми я  применяю  такие арт-терапевтические методы как  изо терапия, мандала терапию, сказкотерапию, куклотерапия, коллаж.

В работе с ребенком ОВЗ необходимо учитывать не только х физические свойства материалов, но и ориентироваться на цели занятия.

Выбор материалов влияет на то, как проходит занятие. Некоторые материалы (например, карандаши, мелки и фломастеры) позволяют «усилить» контроль, в то время как другие (пастель, краска и глина) способствуют более свободному выражению.

Если ребёнок не уверен в себе или просто устал, он будет чувствовать себя увереннее и спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать. Таким же образом, при индивидуальной работе с детьми или группами, чье поведение трудно контролировать, стоит начать с «контролируемых» материалов.

Многие не уверены в своих художественных способностях, и поэтому создание коллажа «уравнивает» участников и позволяет даже очень неуверенным клиентам присоединиться к работе.

Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.

Рисование при помощи карандашей, восковые мелки, фломастеров рекомендована  в работе с детьми у которых ослаблен контроль за поведением, самоконтроль.

Краски, пастель,  глина- способствуют свободному выражению чувств, расслабляют.

Что бы ребёнок чувствовал себя увереннее и спокойнее, он сам выбирает с каким материалом будет работать.

Мандала- помогает стимулировать внутренние источники, избавиться от напряжения.

Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Музыкотерапия- это контролируемое использование музыки и звуков, тщательно подходящих для данного момента.

Игровая терапия- это психокоррекционное  использование игры, которое оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снять напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, поскольку в процессе игры снимается опасность социально значимых последствий

Основная цель игровой терапии заключается в том, что бы помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом — через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе. Данный методологический подход является одним из самых эффективных и широко используемых в работе с детьми, пережившими насилие, как в отечественной, так и в зарубежной психолого-социальной практике.

Список литературы

  1. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с, илл.
  2.  Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — Речь, 2007. — 336 с.
  3. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. – СПб.:- Речь, 2006.- 144с.
  4. Сюзанна Ф. Финчер. Создание и интерпре тация мандалы: метод Мандалы в психотерапии. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. — 216 стр.
  5. Шоттенлоуэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. Пер.с нем./СПб.: Издательство Пирожкова. (Серия новый импульс)  2001. -256 с.