Программа развития учебной мотивации подростков
методическая разработка по психологии

Старший школьный возраст – это период подготовки к ряду важных перемен в жизни подростков. Решается вопрос о самоопределении учащихся. Учебная деятельность должна приобрести иное значение, стать осмысленной, личностно принятой, внутренняя учебная мотивация должна преобладать над внешними стимулами, такими как оценки, давление учителей, родителей, очень важно, чтобы к ступени старшеклассника определились интересы к той или иной области знаний.

Отношение к учебной деятельности и учебная мотивация имеют двойственный характер. С одной стороны, это период характеризуется снижением учебной мотивации, что объясняется возросшим интересом к окружающему миру, лежащему за пределами школы, а также увлеченностью общением со сверстниками. С другой стороны, именно этот период является сензитивным для формирования новых, зрелых форм учебной мотивации, «открывается возможность перехода к новой, более высокой форме учебной деятельности, в которой для учащихся раскрывается ее смысл как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_uchebnoy_motivatsii.docx39.66 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

 УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО  ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Старший школьный возраст – это период подготовки к ряду важных перемен в жизни подростков. Решается вопрос о самоопределении учащихся. Учебная деятельность должна приобрести иное значение, стать осмысленной, личностно принятой, внутренняя учебная мотивация должна преобладать над внешними стимулами, такими как оценки, давление учителей, родителей, очень важно, чтобы к ступени старшеклассника определились интересы к той или иной области знаний.

Отношение к учебной деятельности и учебная мотивация имеют двойственный характер. С одной стороны, это период характеризуется снижением учебной мотивации, что объясняется возросшим интересом к окружающему миру, лежащему за пределами школы, а также увлеченностью общением со сверстниками. С другой стороны, именно этот период является сензитивным для формирования новых, зрелых форм учебной мотивации, «открывается возможность перехода к новой, более высокой форме учебной деятельности, в которой для учащихся раскрывается ее смысл как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию.

Учебную мотивацию следует развивать, опираясь на актуальные потребности подростка. Центральное место в учебной мотивации в средних классах занимает мотив самоутверждения; на нее влияют и особенности самооценки подростка – ее неустойчивость, смена критериев и т.п.

Современные подходы к развитию учебной мотивации стремятся охватить, «задействовать» как можно более широкий круг мотивов – познавательные мотивы, мотивы компетентности, общения с учителем и сверстниками и уважением с их стороны, мотивацию достижения, личной ответственности и личной причинности. Центральное место в учебной мотивации занимает мотив самоутверждения. Это открывает возможность для развития учебной мотивации и общей познавательной мотивации путем укрепления самооценки школьника, развития произвольности поведения, стратегий преодоления трудностей. Нередко подростки быстро теряют интерес к новой сфере деятельности из-за вполне закономерной неуверенности в своих силах. Когда они терпят первую неудачу (или не достигают успеха, как ожидали), у них быстро наступает разочарование в самой сфере и самих себе. Поддержка школьника, укрепление его самооценки, выработка у него умения анализировать причины неудач – существенные моменты для учебной мотивации. Таким образом, коррекционная и развивающая работа в этой сфере эффективна настолько, насколько она способствует удовлетворению важнейших потребностей подростка в общении и самоутверждении и насколько она включена в широкий контекст общего личностного развития подростка.

Чтобы создать высокую мотивацию, надо создать условия для удовлетворения потребностей.

Цель программы: Развитие внутренней учебной мотивации через поддержку школьника, укрепление его самооценки, выработки у него умения анализировать причины неудач.

Программа направлена на решение следующих задач:                                                                     1. Организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.                                                 2. Изменение отношения к учению через принятие ответственности за будущие перспективы, развитие рефлексии, уверенности в себе.                                                                                                                                3. Повышение собственной значимости. Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития. Снятие тревожности.

Главные направления программы, влияющие на развитие учебной мотивации:                                                                                                                                                             - укрепление «открытости к воздействиям» - через укрепление сотрудничества с учителями и другими учениками;                                                                                                                                       - использование ситуации выбора – через предоставление возможностей принимать решения;                                                                                                                                                                                          - эмоциональный тренинг – через выполнения упражнений по снятию тревожности, формирование умения предвидеть трудности, укрепление положительных эмоций в процессе обучения.

Программа включает 3 этапа.                                                                                                                                    I этап – ориентировочный (2 занятия). Цель этапа: эмоциональное объединение участников группы. Основное содержание образуют психотехнические упражнения, направленные на снятие напряжения и сплочения группы, а также на самоопределение и самосознания.

II этап – развивающий (7 занятий). Цель этапа: изменение отношения к учению через принятие ответственности за будущие перспективы, развитие рефлексии, уверенности в себе. Снятие тревожности, повышение собственной значимости. Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

III этап – закрепляющий (1 занятия). Цель этапа: повышение учебной мотивации и актуализация личностных ресурсов. Упражнения закрепляющего характера.                                                                                                                                                Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.                                                                                                                                                         В ходе работы используются игровые методы, методы групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов.

Программа предназначена для социально-психологической работы с детьми подросткового возраста.

Занятия проводятся в течение учебного года, один раз в неделю по 45 мин.                                       Группа набирается по результатам диагностики, в количестве 15-25 человек.

Тематический план     Тема занятия

1  Установление правил. Создание рабочей атмосферы.

2  Кто Я?

3  Наши учителя.

4  Школьные предметы.

5  Психологическая аптечка.

6  Цель обучения в школе.

7  Как достичь цели.

8  Мое время.

9  Жизнь по собственному выбору.

10 Перед дальней дорогой.

ЗАНЯТИЕ 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы                                                   (цель - знакомство с участниками группы и правилами поведения в тренинговой группе, развитие сплоченности группы через совместную деятельность).                                                                                      Ход занятия                                                                                                                                                              1. Вводное слово. Краткое выступление ведущего с целью информирования участников группы о целях и форме занятий.                                                                                                                                                             2. Упражнение «Снежный ком» (цель - знакомство, демонстрация стиля взаимоотношений с ведущим группы и ее членами).                                                          Участники стоят в кругу, и каждый называет свое имя (первый называет свое имя, следующий – имя предыдущего участника и только потом свое «тебя зовут Аня, а меня – Олег» и т.д.). Если имя соседа забылось, нужно вежливо попросить повторить. В завершении задания выясняется, кто «самый памятливый» желающие могут попытаться назвать по имени всех присутствующих.Затем каждый оформляет себе «визитку» на заранее приготовленных «звездочках» (имя и то, что ее автор больше всего любит). По окончании работ визитки представляются группе (с небольшим комментарием), после чего прикрепляются на одежду.                                                                                                                                                                                     3. Игра «Путаница» (цель - развитие сплоченности группы через физический контакт). Все участники располагаются в кругу. По команде они поднимают вверх левую руку и находят руку другого участника, затем – правую. Важно, чтобы каждый участник держал за руки двух разных ребят. Когда «путаница запуталась», нужно распутаться – не разнимая рук, встать в круг (в итоге некоторые участники могут оказаться лицом в кругу, некоторые – из круга). Важнейшее правило – ни в коем случае не расцеплять рук. Если появится ребенок, у которого очевидные трудности, связанные с необходимостью телесного контакта, он может стать «соведущим» упражнения.                                                                                                                                4. Установление правил группы (регламентирование работы на основе добровольно принятых правил).                                                                                                                                                                                                                       5. Рефлексия результатов занятия. Обсуждение итогов: круг «Новое и важное для меня».

ЗАНЯТИЕ 2. Кто Я? (цель – закрепить активный тренинговый стиль общения, способствовать самоанализу участников. Развивать дальнейшее самораскрытие, самопознание, умение анализировать и определять психологические характеристики, свои и окружающих).                                                                                                                                       Необходимые материалы: бумага для записей, ручки или карандаши.                                           Ход занятия 1. Ритуал приветствия (цель – включение в работу).                                                        2. Продолжение знакомства.        Дети группы сидят в кругу.                                                                                     - Продолжим наше знакомство. Представьте себе, что сложилась такая ситуация, что вам необходимо перевоплотиться в какой-то объект материального мира, животное или растение. Подумайте и скажите, какой объект, какое животное и какое растение вы бы выбрали.

3. Кто Я? У каждого человека есть собственная теория о том, что делает его уникальным, отличает от других людей. При этом возникает вопрос: «Разделяют ли другие мою точку зрения?» Детям группы предлагается разделить лист бумаги на три графы по вертикали: в 1-й графе ответить на вопрос: «Кто Я?» Для этого быстро написать 10 слов-эпитетов, писать следует в том порядке, в каком они приходят в голову. Во 2-й графе написать, как на этот же вопрос ответили бы ваши родители, знакомые (любой значимый другой). В 3-й графе на тот же вопрос отвечает кто-то из группы. Для этого все кладут свои подписанные листочки на стол, они перемешиваются, затем каждый, не глядя, берет листочек со стола и пишет о том человеке, чей листочек ему попался. Затем листочки снова складываются на стол, и каждый забирает свой.

При обсуждении результатов данной процедуры можно обратить внимание на следующие аспекты:

  • повторяется ли какое-либо качество, слово во всех трех графах;
  • о чем это может говорить (например, об открытости человека в общении);
  • насколько хорошо человек сам себя знает (количество слов в 1-й графе);
  • отношение к самому себе (соотношение позитивных и негативных эпитетов);
  • совпадают или не совпадают Я-концепция и представления других об этом человеке;
  • из чего складываются представления других о человеке (здесь возможно обсуждение вопроса ответственности человека за презентацию себя другим людям) и т.д.

4. Притча «Ворона и павлин» (Носсрата Пезешкеяна).

В парке дворца на ветку апельсинового дерева села черная ворона. По ухоженному газону гордо расхаживал павлин. Ворона прокаркала: «Кто помог такой нелепой птице появиться в нашем парке? С каким самомнением она выступает, будто это султан собственной персоной! Взгляните только, какие у нее безобразные ноги, а ее оперение – что за отвратительный синий цвет. такой синий цвет я бы никогда не стала носить. Свой хвост она тащит за собой, будто лисица». Ворона замолчала, выжидая. Павлин помолчал какое-то время, а потом ответил, грустно улыбаясь: «Думаю, что в твоих словах нет правды. То плохое, что ты обо мне говоришь, объясняется недоразумением. Ты говоришь, что я гордец, потому что хожу с высоко поднятой головой, так, что перья на плечах у меня поднимаются дыбом, а двойной подбородок портит мне шею. На самом деле, я – все что угодно, только не гордец. Я прекрасно знаю все, что уродливо во мне, знаю, что ноги кожисты и в морщинах. Как раз это больше всего и огорчает меня, потому-то я и поднимаю так высоко голову, чтобы не видеть своих безобразных ног. Ты видишь только то, что у меня некрасиво, и закрываешь глаза на мои достоинства и мою красоту. Разве тебе это не пришло в голову? То, что ты называешь безобразным, как раз больше всего нравится людям…»           Обсуждение…

5. Ласковое слово.                                                                                                                                               Вспомните и запишите, какими ласковыми словами вы называете родных, близких, знакомых.

Задумайтесь, в каких случаях вы это делаете чаще?

Когда вам что-то требуется, и вы обращаетесь с просьбой к этому человеку?

Или когда у вас хорошее настроение?

Часто ли делаете это?

Если нет, то почему?

Что мешает вам проявлять теплые чувства по отношению к людям?

Что вы испытываете, когда называете людей ласковыми именами?

А люди, к которым вы так обращаетесь, как они реагируют на ваше ласковое обращение?

6. Приятно сказать…

- Давайте встанем поближе друг к другу, образуем тесный круг и протянем руки к его середине.

По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась чья-то одна рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами.

Итак, давайте начнем. Раз, два, три… Теперь соприкоснувшиеся руками, вы должны сказать друг другу ласковое слово.

7. Рефлексия результатов занятия. Обсуждение итогов: круг «Новое и важное для меня».

ЗАНЯТИЕ 3. Наши учителя.

Необходимые материалы: карточки с названиями учебных предметов, имена и отчество (отдельно), магниты и магнитная доска (можно заменить скотчем), бумага для записей, ватман, маркер.                                                                                                                                                                     Ход занятия

1. Ритуал приветствия (цель – включение в работу).

2. Вступление (цель – введение в тему).

3. «Чему нас учат? Кто нас учит?» (цель – актуализация школьного опыта). Класс делится на три группы, каждая садится в кружок и получает стопку карточек: первая: с названиями учебных предметов – «правильных» (те, которые изучаются в данной школе) и «неправильных» (те, которые не изучаются в данной школе); вторая – с именами, среди которых есть имена учителей, третья – с отчествами. Задача – отобрать «правильные» карточки (если имена или отчества учителей повторяются, нужно предупредить детей о том, что одно имя или отчество может встречаться несколько раз, и тогда нужно выбрать из стопки несколько одинаковых карточек). «Неправильные карточки» возвращаются ведущему. Затем первая группа называет предмет, вторая – имя, третья – отчество соответствующего учителя. Безошибочный вариант крепиться на доске.                        Если у какой-то группы возникают ошибки, ведущему важно подбодрить детей, объяснив, что сразу запомнить имена новых учителей трудно, и со временем это получиться у всех.

4. «Наши учителя» (цель – формирование и закрепление положительного отношения к учителям). Организуется работа в малых группах, каждая из которых получает задание написать на листе бумаги хотя бы по одному качеству каждого учителя, которое им в нем нравится. Результаты фиксируются на общем плакате, озаглавленном «Наши учителя».

Некоторым группам понадобиться помощь. Желательно, чтобы после занятия дети смогли познакомиться с плакатом своих учителей.

5. Подведение итогов (цель - обобщение). Ведущий кратко подводит итоги занятия, подчеркивая, что ребятам, судя по всему, очень повезло с учителями – у них столько хороших качеств!

ЗАНЯТИЕ 4. Школьные предметы.

Необходимые материалы: бумага для записей.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия (цель – включение в работу).

2. Вступление (цель – введение в тему). Ведущий напоминает о перечисленных на прошлом занятии учебных предметах. Кто- нибудь может их перечислить? Предметы записываются на доске в столбик. Ребята переписывают их на свои листочки.

3. «Рейтинг предметов» (цель – рефлексия своего отношения к учебным предметам). На листочке необходимо оценить предметы по степени сложности: несложные, сложные (о значках предварительно договариваются, их рисуют на доске). Когда индивидуальная работа завершена, каждый предмет обсуждается, около него на доске выставляется общеклассный значок, оценивающий его трудность. В итоге получается общий рейтинг. Рейтинг формируется поднятием рук по типу голосования.

4. «Необитаемый остров» (цель – создание условий для формирования и поддержки учебной мотивации). Класс делится на подгруппы. Каждая подгруппа получает задание: рассказать, зачем может понадобиться тот или иной предмет, если человек вдруг окажется один на необитаемом острове. Ведущий сам раздает задания группам, выбирая те предметы, которые в рейтинге оказались самыми сложными. Результаты работы обсуждаются. Отдельным группам может понадобиться помощь ведущего.                                                                                                     5. Подведение итогов (цель - обобщение). Ведущий кратко подводит итоги занятия, подчеркивая, что даже самые трудные предметы очень важны и нужны, и надо стараться их выучить.

ЗАНЯТИЕ 5. Психологическая аптечка.Необходимые материалы: бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры, ватман, оформленный под плакат «Психологическая аптечка», маркер, скотч. Ход занятия  1. Ритуал приветствия.                                                                                                                  2. Вступление (цель – введение в тему). Ведущий кратко напоминает о том, что на прошлом занятии была отмечена трудность многих предметов, учиться по которым тяжело и волнительно. Зачитывается история «Школьная тревожность».

«Это была высокая худая дама в длинном темном платье. Пока Евгения Альбертовна писала на доске задания, дама незримо ходила по классу, где сидел 9 «А», и потирала свои тонкие руки. Сегодня у нее был важный день. Через десять минут ученики начнут писать самостоятельную работу, и, возможно, ей, Школьной Тревожности, удастся подчинить себе кого-нибудь из них.

Для начала она наметила себе две жертвы: рыжеволосую девушку и кудрявого мальчика, сидящего за одной партой. Евгения Альбертовна объявила начало самостоятельной работы. Школьная Тревожность подсела к Маше Федуловой и начала применять проверенный прием – напускание тумана в голову. «Ты ничего не знаешь, ты все забыла», - шептала дама, как заклинание. Маша на мгновение замерла, будто прислушиваясь. Но потом решительно замотала головой и забормотала себе под нос: «Этого не может быть. Я же точно помню, как готовилась к этой самостоятельной работе. Я два часа на это потратила!» Сраженная последним аргументом, Школьная Тревожность немножко уменьшилась в размерах и пересела от девочки к ее соседу.

Она изменила тактику и пустила в ход другой прием: устрашение. «Ты плохо напишешь эту работу и получишь двойку. Это будет ужасно. В среду учительница объявит результаты, и ты поплетешься домой подавленный, несчастный…» - зловеще заговорила она на ухо Сеньке Соболеву. «Так в среду у меня тренировка. Чтобы там ни было, опаздывать я не собираюсь!» - решительно возразил Сенька непонятным мыслям. Больше всего на свете он любил свои занятия по каратэ. Сенька мысленно представил себе красивый удар, который как раз на прошлой неделе показывал им тренер.

Школьная Тревожность отлетела на противоположный конец класса, как будто воображаемый удар пришелся по ней. Из последних сил доползла она до парты, за которой сидела светленькая девушка в голубой кофточке. Это была Света Морозова. «Посмотри, как качает головой Евгения Альбертовна. Она глядит на тебя и думает, какая ты непонятливая и слабая ученица и что будет тебя оставлять на второй год», - прохрипела Школьная Тревожность, уже думая, что 9 «А» непобедим, но не отказываясь от своего последнего шанса на успех.

И тут девушка испуганно вскинула глаза. Евгения Альбертовна действительно качала головой (ей немножко жал воротничок). Девушка побледнела, Школьная Тревожность поняла, что нашла себе жертву. И даже прозвеневший звонок не спас чудесную ученицу Свету Морозову, потому что у нее не было своих приемов борьбы со Школьной Тревожностью».

3. Рисунок (цель – актуализация собственного опыта школьной тревожности). Каждый получает задание: нарисовать ту школьную ситуацию, которая может тревожить кого-то из детей. Авторы по желанию могут прокомментировать готовые рисунки. Ведущий обобщает, выделяя наиболее типичные темы. Они записываются на доске.

4. «Психологическая аптечка» (цель – поиск приемов самопомощи в эмоциональных ситуациях). Класс работает в маленьких группах: нужно найти способы, которыми можно справиться с волнением в каждой получившихся ситуаций. Желательно найти как профилактические меры, так и способы первой помощи (например, чтобы не волноваться на контрольной, нужно к ней хорошо подготовиться, а если разволновался там, можно семь раз глубоко вздохнуть и потом подумать еще разок). Результаты обсуждаются, фиксируются на плакате. Некоторым группам может понадобиться помощь ведущего.

5. Подведение итогов занятия (цель - обобщение). Ведущий подчеркивает, что есть множество способов справиться со школьной тревожностью, и с доски торжественно стираются ее причины.

ЗАНЯТИЕ 6. Цели обучения в школе.

Необходимые материалы: листочки для «Незаконченного предложения», бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия (цель – включение в работу).

2. «Незаконченное предложение» (цель – актуализация представлений о целях обучения в школе). Каждый по очереди предлагает свой вариант завершения предложения «Я пошел учиться в школу, потому что…». Ведущий обобщает высказывания, помогая отделить истинные личностно значимые цели («…хочу получить хорошее образование») от внешних жизненных обстоятельств («…родители заставили»). После такого обсуждения ведущий просит учащихся в письменном виде переформулировать свой вариант ответа в личностно значимую цель обучения в школе. Листочки собираются, перемешиваются и анонимно зачитывается ведущим. По окончании занятия каждый желающий может забрать свой листочек.

Важно поддерживать атмосферу психологической безопасности. Если класс не готов работать вслух, упражнение с самого начала можно проводить в письменной форме. Могут возникнуть трудности с переформулировкой цели. В этом случае необходима индивидуальная помощь ведущего.

3. «Я после школы» (цель – более глубокое осознание целей обучения в школе и условий, необходимых для достижения данной цели). Ведущий предлагает ученикам подумать, какими бы они хотели стать к моменту окончания школы. Каким будет этот человек? Как он выглядит, как говорит, двигается, какими качествами обладает? Что знает, что умеет? Как живет и как собирается жить дальше?

Учащиеся представляют этого человека во всех подробностях и рисуют его на листе бумаги. Учащимся предлагается представить себя в этой роли, и посмотреть на себя сегодняшнего глазами этого человека. Что этот человек хочет сказать сегодняшнему ученику, какое послание передать? Послание записывается на листе с рисунком. После этого задается следующий вопрос: «Как я себя должен вести, что делать, как жить, чтобы стать таким человеком? Как школа может мне в этом помочь?» Эти ответы также записываются. После окончания упражнения желающие делятся впечатлениями, зачитывают полученные «послания». Ребят предупреждают, что листочки понадобятся на следующем занятии (их можно оставить на хранение в классе).

Выполнение упражнения предполагает достаточно глубокую психологическую работу, поэтому ведущему необходимо предварительно проделать его самому. Возможно использование спокойной негромкой музыки для создания рабочей атмосферы.

4. Обобщение (цель – ассимиляция опыта). Обсуждаются результаты занятия.

ЗАНЯТИЕ 7. Как достичь цели (цель - обучение тому, как ставить цели; отработка навыков преодоление препятствий на пути к достижению целей).

Необходимые материалы: бумага для записей.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия (цель – включение в работу).

2. По секрету (цель – формулирование основных целей своей жизни).

У каждого человека есть самые сокровенные цели и желания. Мы о них стараемся не говорить в силу различных причин. Боимся, что нас не правильно поймут окружающие, начнут высмеивать или будут завидовать и т.д. Сегодня вы сформулируете основные цели, которых вы хотели бы достичь в самое ближайшее время. Подумайте, какие конкретные шаги необходимо предпринять. Затем вы выберите человека, которому больше всех доверяете в нашей группе и поделитесь с ним своими планами на будущее. Постарайтесь быть максимально откровенными, ведь вы уже поняли, что это лучший способ получить понимание и поддержку. Поэтому выскажите свои самые сокровенные желания, самые тайные цели, о которых вы боитесь рассказать другим людям, ведь вы знаете, что это останется только между вами, так как ваш партнёр умеет хранить секреты. Будьте откровенны с собой и с тем человеком, которого вы выберете в качестве партнёра для этого этюда.

4. Принцип (цель - отработка навыков преодоление препятствий на пути к достижению целей).

Все свои цели, все свои желания высказывайте только в положительной форме: «Я хочу…», «Я могу…», «Я буду…» Помните, отрицательное высказывание лишь выражает ваши эмоции и не ведёт к действию. Более того, оно часто блокирует действие, препятствует ему. Мы начинаем с того, что выясним, что именно вы на самом деле хотите изменить в себе, своей жизни. Это очень важно, иначе можно поставить перед собой ложные цели, ведущие лишь к самообману и очередной неудаче.

На самом деле сделать это довольно трудно. Существует много внутренних преград – от простого неумения думать о себе до внутренних конфликтов и проблем настолько глубоко похороненных в нас, что мы не осознаём их и чувствуем лишь непонятное нам самим сопротивление, выражающиеся в страхе, скуке, лени, желании заняться чем-то другим. Существует так же внутренний цензор, проверяющий всё, что вы хотите высказать (даже себе), и уныло повторяющий: «Это нереально… Не говори глупостей… Все будут над тобой смеяться…»

А. Расслабление.

- Любая проблема, любая трудность, с которой мы сталкиваемся, всё, что мы называем не очень понятным и совершенно безразмерным словом «стресс», вызывает мышечное напряжение. И возникает очередное «чертово колесо», заколдованный психологический круг: чем важнее для нас преодоление трудностей, решение задачи, тем больше мы напрягаемся ( не специально, так получается почти автоматически), чем больше напряжение, тем труднее решить проблему, чем труднее, тем … И так далее. Поэтому так важно научиться расслабляться и делать это всегда, как только почувствуйте напряжение. Изо всех сил напрягите сразу все мышцы.

Сохраняйте это напряжение, медленно считая до двадцати. Затем глубоко вдохните и вместе с очень медленным выдохом снимите это напряжение.

Пусть ваше тело обмякнет. Откиньтесь на спинку кресла или дивана и посидите несколько минут просто так, ни о чем не думая, чувствуя, как вам хорошо и спокойно.

Вы сами почувствуете, когда вам надо продолжить упражнение. Обычно это происходит через две – три минуты. Не принуждайте себя.  Лениво, как бы нехотя, возьмите ручку или микрофон. Скажите или напишите сверху на листе бумаги: «Чего я хочу на самом деле?» - и так же расслабленно, без напряжения начинайте отвечать на этот вопрос.

Не напрягайтесь, пишите всё, что взбредёт вам в голову, в любой форме, любые глупости. Будьте свободны, не направляйте движение мысли, пусть она течет, как хочет, вы лишь фиксируете её. Ручка пишет, голос звучит, а вы лишь наблюдаете за этим, как будто всё это происходит помимо вашей воли.

Б. Включение воли.

- А теперь – внимание! Полный свет. Ритмичная музыка. Вы включили свою волю. Чувствуете себя активным и деятельным человеком. Вы сами знаете, что вам надо, чтобы это почувствовать.

Вы берёте лист бумаги и решительно пишите сверху (или уверенно говорите в микрофон): «Хочу, чтобы в ближайшие полгода я…» - и за три минуты (не больше, но и не меньше – будильник или таймер психолог должен поставить заранее, чтобы во время выполнения задания об этом не думать) вновь выскажите всё что попало, в любой форме, каким бы странным или глупым это ни казалось.

Три минуты прошло. Отложите ручку, выключите свет, оставьте лишь настольную лампу и расслабьтесь, верните себя в состояние спокойствия и умиротворения. Посидите так не много. Почувствуйте, как вам хорошо, как тепло распространяется по вашему телу.

Представьте себя в маленьком театре. Вы сидите в затемнённом зале, а на сцене стоит человек. Этот человек – вы. Такой – каким вы себе нравитесь. Представьте себя счастливым и улыбающимся. Сейчас вы такой, каким хотите быть и можете стать. Посмотрите на человека на сцене внимательно. Сейчас вы должны будите поставить спектакль, где он будет играть главную роль. Вы увидите его в разных ситуациях и поймёте, что в нём есть такого, чего в вас ещё нет, что привлекает вас в нём. Пусть в этом спектакле будут эпизоды, где он проявит свои знания и умения.                                Вспомните такие недавние события своей жизни, где вы действовали не самым лучшим образом, которые были для вас трудны. Дайте ему сыграть эти сцены. Всмотритесь: что он умеет, знает, понимает, может больше и лучше чем вы. Теперь, когда вы поняли это, возьмите ручку (микрофон) и запишите, что вас привлекает в нём, что в нём есть такого, чего нет в вас. Напишите вверху: «Я – он (она)».

На одном листе написано: «Чего я хочу на самом деле?», на втором: «Хочу, чтобы в ближайшие полгода я…», на третьем: «Я – ОН». Работайте с ними именно в этом порядке.

Прочтите (выслушайте) очень внимательно всё, что вы записали, и, если надо, дополните. Ни чего не вычеркивайте. Не переходите к следующему листу, не закончив предыдущий. Прошу вас, ни чего не исправляйте, каким бы странным и нелепым вам сегодня всё это ни казалось.

После того, как вы внесёте все дополнения, вновь просмотрите свои записи и из каждого списка выберите три «самых желанных» желания. Не думайте о том, насколько они осуществимы. Просто выберите и поверьте, что они для вас – самые главные.

Итак, их будет девять (или меньше, в зависимости от того, насколько списки совпадают), девять основных желаний. Но в сказках феи и другие волшебные силы выполняют лишь три желания, вот и вы берите три самых - самых… А если затрудняетесь в выборе, то ткните пальцем в первые три попавшиеся. С достижением этих трёх и начинайте новую жизнь.

В. Шаги к цели.

- Первый шаг: анализ цели. Спросите себя: что значит достичь этой цели? В чем конкретно это может проявиться?

Второй шаг: оцените и запишите, на каком этапе осуществления цели вы сейчас находитесь, что вы уже знаете, умеете, можете.

Третий шаг: оцените свои возможности.

Четвёртый шаг: решите, что вам нужно сделать, что вы предпримете, чтобы достичь цели.

Пятый шаг: точная конкретизация каждого из действий по времени.

Шестой шаг: осуществление того, что вы наметили.

Седьмой шаг: проверка и контроль результатов.

Лучше всего завести таблицу и записывать в ней по горизонтали, что вы делаете, а по вертикали – временные отрезки, по которым вы себя проверяете. Очень хорошо, если вы делаете это каждый день, отмечая, выполнили вы данные себе обещания или нет. Можете ставить плюсы и минусы, рисовать весёлые грустные рожицы или, например, рожицы с гордо вздёрнутым или уныло опущенным носом.

Важно, чтобы вы сами видели, удаётся вам что – нибудь или нет, и вовремя поняли, почему ни чего не получается.

Г. Неудача.- Не отказывайтесь сразу от достижения цели; не думайте, что вы не способны сделать это. Неуспех как знак «проезд по этой дороге закрыт». Но существует ведь множество путей. Вы в тупике? Допустим. Можно, конечно, в нём поселиться, обустроить его, украсить на все случаи жизни изречениями о собственной неудачливости и отсутствии способностей, используя их для защиты от требований действительности. Так в уюте и покое можно просуществовать очень долго. Но, может, проще вернуться назад (немного) и попробовать другой путь? Если, конечно, избранная цель ещё не манит вас.

Проанализируйте, с чем связана неудача, в чем причина, где ошибка. Вот и слово названо. Ошибка – слово почти магическое. Сколько людей в страхе перед ней замирают, предпочитая вообще ни чего не делать, лишь бы случайно не совершить её! Сколько прекрасных замыслов остаются нереализованными, потому что на пути можно было повстречаться с ней! Сколько сил и труда затрачивается, чтобы скрыть её. «Боязнь сделать ошибку», «ориентация на ошибку» - так называется в науке этот симптом, являющийся краеугольным камнем «комплекса неудачника».

Но ведь можно относиться к ошибкам и по - другому. Сказать себе: «Проверим, действительно ли эта стена из камня. А если это так, можно ли её обойти?» Или по известному детскому стишку: «Разве это великан? Ха – ха – ха!» Чем больше вы стараетесь - главное, избегать ошибки, тем больше она раздувается. Совсем как упомянутый выше герой из сказки К. Чуковского. Но, как вы понимаете, достаточно было непредвзято взглянуть на «великана», чтобы выяснилось, что победить его ничего не стоит.

Важно понять – ошибки неизбежны на любом пути. Проблема не в том, чтобы не совершать их, а в том, чтобы относится к ним правильно, т.е. анализировать их и использовать для продвижения к цели, а не как повод в очередной раз бросить всё и увлеченно муссировать свои неудачи.

Действуйте! Ошибайтесь, проваливайтесь, но действуйте! Активное действие – главное, что отличает неудачника от победителя.

4. Обобщение (цель – ассимиляция опыта). Обсуждение результатов занятия.

ЗАНЯТИЕ 8. Мое время (цель – умение анализировать свои личностные качества; отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей ).

Необходимые материалы: бумага для записей, ватман, маркеры, скотч, записи с предыдущего занятия.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия (цель – включение в работу).

1. «Капитал времени» (цель – актуализация представлений о временных ресурсах). На доске проводится расчет: сколько времени есть у каждого до окончания 12 класса? Учитывая, что в году 36 учебных недели и 2 недели каникул, а также зная, что в неделе 7 дней, каждый из которых включает в себя около 16 часов бодрствования, можно рассчитать капитал времени для учебы и отдыха.

2. «Круг времени» (цель – осознание привычного способа распределения времени). Индивидуальная работа: каждый рисует круг, обозначающий сутки (24 часа). В этом круге, как на диаграмме, нужно обозначить временные затраты в течение привычного учебного дня (какую часть суток спишь, какую – учишься, общаешься с друзьями и т.д.). Полученный круг надо сопоставить с целями, поставленными на прошлом занятии. На что не хватает времени? В некоторых случаях предварительно можно составить на доске список типичных дел школьника.

3. «Поглотители времени» (цель – получение представлений о более эффективных способах распределения времени). Где найти недостающее время? Нужно выяснить, куда тратиться неоправданно много минут, а может быть и часов. Для этого в малых группах составляется список дел – поглотителей времени (болтовня по телефон, просмотр сериалов по привычке и т.д.). Результаты обобщаются на ватмане, который оформляется нарисованными ребятами картинками и вывешивается в классе как напоминание.

4. «Круг времени», часть 2 (цель – формулирование эффективных стратегий управления временем). Работы выполняются индивидуально по описанному выше алгоритму, однако за основу берется вопрос о том, как должен строиться день для того, чтобы появились реальные возможности для достижения сформулированных ранее целей.

5. Обобщение (цель – ассимиляция опыта). Обсуждение результатов занятия.

ЗАНЯТИЕ 9. Жизнь по собственному выбору (цель – развитие умения анализировать свои личностные качества, отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей).

Необходимые материалы: бланки с заготовленными фразами «Я должен», бумага для рисования, фломастеры, карандаши.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия (цель – включение в работу).

2. «Должен или выбираю?» (цель – отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей).

- Мы часто слышим от других людей (чаще родителей, учителей) слово «должен». Настолько часто, что они звучат внутри нас, заставляя подчинятся. Нами могут руководить люди, ситуации, а также собственные моральные установки. Очень часто какая-то часть личности сопротивляется этому «должен», но человек подчиняется, подавляя ее.

Он говорит себе: «Я должен быть гордым» - не позволяет себе простить друга, мучаясь при этом, или: «Я должен поддерживать их. Я должен быть заботливым» и заботиться о людях, предпочитающих жить за счет чужой активности. Если человек руководствуется в основном «долженинзмами» - это значит, что настоящий хозяин положения не он сам, а какие-то посторонние авторитеты. Эти авторитетные «должен» могут не соответствовать конкретной ситуации. Часто они бывают просто сомнительными. Если вы считаете, что непременно должны быть на вечерней «тусовке» во дворе, среди сверстников, вами руководит «тусовка». Если вы идете в школу только по тому, что должны туда ходить, вами руководит школа. И в том и в другом случае бывает так, что решение принято не вами.

Всякий раз, когда человек что-то должен, он может превратить это в «хочу». Мама может думать: «Я должна идти смотреть футбольный матч, в котором участвует сын, хотя хотелось бы, конечно, сходить в магазин за покупками». Дети без труда распознают, что родители делают по своей воли, а что – из чувства долга. Если мама сможет превратить «я должна» в «я хочу», она скажет себе: «Я предпочитаю поболеть за сына, другие дела могут и подождать». Качество общения неизмеримо возрастает, если решения, принимаются сознательно, а не подавлением чувства долга (качество учебы или работы тоже, если вы научитесь находить в них удовольствие). «Когда моя мама говорит «ты должен», во мне сразу звучит «не буду»», - эти слова одного малыша относятся не только к детям. Нам кажется, что мы можем только подчиниться или восстать. Если мы подчиняемся, остается чувство обиды. Если восстаем, возникает неприязнь и та же обида. Оба способа реагирования толкают нас к какой-то форме мести.

Если мы сами выбираем отношение к той или иной ситуации, мы проявляем волю. Для этого надо сознательно сосредоточиться на наилучшей мотивации для данного дела или каких-либо действий.

Замените утверждения, вынуждающие вас на что-либо, на утверждение, создающие личный выбор.

Я должен

Я хочу

Я должен выгладить белье на всю семью

Я хочу доставить радость матери, пойдя с ней

Я должен учиться в школе

Я хочу учиться в школе, чтобы быть образованным

Мать разозлиться, если я не пойду с ней

Это прекрасный способ почувствовать себя взрослым

Переход от «я должен» к «я хочу» означает, что вам будет легче бороться на только со своими «долгами», но и с «долгами», возложенными на вас другими. Быть может, в настоящий момент у вас несколько дел, которые вам не по душе. И если вы, так или иначе, все равно занимаетесь ими, почему бы не выбрать к ним другое отношение, чтобы вместо скуки или раздражения испытать удовольствие? Такой сознательный выбор может превратить неудачный день в день достижений.

Влияние личности быстро начинает расти, когда желания и действительность начинаю совпадать. Бессильное, серое существование превращается в жизнь, полную свободы и радости, в жизнь по своему выбору.

3. «Я реальный; идеальный; глазами других» (цель – развитие умения анализировать свои личностные качества).

Психологи просит детей нарисовать себя таким, какие они есть; такими, какими хотели бы быть; и такими, какими их видят другие люди.

В ходе обсуждения дети пытаются ответить на вопрос, чем вызваны расхождения в представлениях о том, каким ты хотел бы быть и каким тебя видят другие, с тем, какой ты есть на самом деле.                                                                                                                     4. Обобщение (цель – ассимиляция опыта). Обсуждение результатов занятия.

ЗАНЯТИЕ 10. Перед дальней дорогой (цель – помощь в определении личностных ценностей, раскрытие сильных сторон личности, формирование более адекватной самооценки на основе обратной связи, актуализация личностных ресурсов).

Необходимый материал: бумага для записей.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия (цель – включение в работу).

2. Заколдованные.

Выбирается один ведущий. Группа разбредается по комнате. По команде «стоп» все замирают в тех позах, в которых их застала команда. Водящий пытается рассмешить кого-то из заколдованных. Если ему это удается, то расколдованный присоединяется к нему, и они продолжают водить вдвоем. Игра идет до тех пор, пока не будут расколдованы все участники.

3. Что же у нас получилось.

- Вернемся к началу наших занятий. Какие задачи вы ставили перед собой? Что смогли решить? А что не получилось до сих пор? Почему? Что или кто вам помешал? Или вы сам были пассивны? Может быть, вы продолжаете ставить непосильные задачи?

4. Чемодан.

Один из детей выходит из комнаты, а остальные начинают «собирать ему в дальнюю дорогу чемодан» (ведь действительно скоро расставание, и нужно помочь человеку в его дальнейшей жизни). В этот «чемодан» складывается то, что, по мнению группы, поможет данному человеку в общении с людьми, т.е. те положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке.                                                                                Но обязательно «отъезжающему» напоминается о том, что будет мешать ему в дороге, т.е о его отрицательных качествах, с которыми необходимо работать, чтобы его жизнь стала более приятной и продуктивной. Для проведения этой большой и сложной работы необходимо выбрать «секретарь», который на листе бумаги будет записывать для каждого участника (вышедшего из комнаты) все положительные и отрицательные качества, названные группой.                                

        Мнение того или иного подростка в группе должно быть поддержано большинством. Только после прямого голосования оно вписывается «секретарем» в лист участника. При наличии возражений, сомнений лучше воздержаться от спорной записи, но если кто-то настаивает, можно записать такое качество, обязательно указав автора особого мнения. Для хорошего «чемодана» нужно не менее 5-7 характеристик, как положительных, так и отрицательных. Затем участнику, который выходил из комнаты и все время, пока группа работает, собирая ему «чемодан», отсутствовал, зачитывается и передается этот список. У него есть право задать любой вопрос, если что-то не совсем понятно из того, что записал «секретарь». Выходит следующий участник (по мере психологической готовности), и вся процедура повторяется. И так до тех пор, пока все члены группы не получат свои «чемоданы».                                                                                               

   5. Обобщение (цель – ассимиляция опыта). Обсуждение результатов занятия. Каждому участнику предлагается обменяться впечатлениями о работе в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Формирование учебной мотивации подростка"

В презентации представлен материал по формированию  учебной мотивации подростков....

Вопросы учебной мотивации подростков

Рассмотрение вопросов  учебной  мотивации подростков....

Формирование учебной мотивации подростка. Советы родителям.

Формирование учебной мотивации подростка. Советы родителям....

Формирование учебной мотивации подростка. Советы родителям

Советы родителямv  Давайте возможность ребенку сделать свое маленькое открытие.v  Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе.v  Не пугайтесь детских ош...

Статья по теме: "Развитие познавательной мотивации подростков на уроках математики"

Готовых ответов на вопросы: «Что необходимо сделать, чтобы у ребёнка было желание учиться?» или «Как правильно организовать учебную деятельность на уроке?» педагог не сможет на...

коррекционно-развивающие занятия по повышению уровня учебной мотивации подростков

программа "Повышение уровня учебной мотивации подростков"...

«Особенности учебной мотивации подростков. Практические рекомендации родителям»

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок хорошо учился, с интересом и желанием посещал школу и учился в ней. В этом заинтересованы и педагоги. Но не редко на практике мы сталкиваемся с ситуацией, когд...