«Профессия – школьник» Адаптированная программа для детей с ОВЗ. 5 класс
рабочая программа по психологии (5 класс)

Родченко Наталия Викторовна

Программа направлена на развитие социально-личностной сферы  детей  младшего подросткового возраста при переходе в среднее звено, на формирование общеинтеллектуальных умений, позитивной мотивации, адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professiya_-_shkolnik_5_klass.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В подростковом возрасте может возникнуть огромное количество проблем и нарушений развития. Поэтому для структурирования психологической поддержки необходимо четко определить ее цель – душевное или, как принято говорить, психологическое здоровье подростков, а затем определить  формы психологической поддержки.

Пятый класс для учащихся является довольно сложным периодом, так как они переходят к новым условиям обучения в среднем звене, требующим от них некоторой адаптации.

Кроме этого школьник вступает в новую фазу своего психического развития: он становится младшим подростком. Соответственно меняется ведущий вид деятельности. На первый план выходит общение как средство познания себя и окружающего мира. Но конструктивное общение невозможно без осознания собственного “Я”, своих особенностей и потребностей, поэтому идет интенсивный поиск, происходит половая и ролевая самоидентификация. Однако общение также немыслимо и без внимания к собеседнику, принятия его как личности, равноправного партнера по общению, а необходимых знаний у подростка нет. Возникают своеобразные ножницы. Подросток ищет выход из ситуации, некомфортной для него, но путей решения данной проблемы он не знает.

Поэтому любые предъявления подростками своих взглядов, представлений, мнений необходимо принимать очень бережно, безоценочно, с уважением. Полезно стимулировать любые процессы по исследованию подростками самих себя.

Цель программы:  развитие социально-личностной сферы  детей  младшего подросткового возраста при переходе в среднее звено, формирование и развитие УУД.

Задачи:

  1. Изучить особенности развития и состояния здоровья ребенка, характер внутрисемейных отношений.
  2. Развивать у детей навыки общения, толерантности
  3. Формировать доброжелательное отношение к себе и окружающим.
  4. Научить понимать свои чувства и чувства других людей.
  5. Способствовать успешной адаптации ребенка при переходе в среднее звено.

Особенности реализации программы.

  • Создание психологом личностно-ориентированного стиля общения с учащимися.
  • Принцип эмоционального комфорта: создание на занятиях атмосферы, помогающей раскрывать творческий потенциал детей.
  • Принцип сотрудничества: формирование новых знаний в ходе совместной работы психолога с учащимися.
  • Принцип вариативности, гибкости: готовность психолога проводить занятия, учитывая нестабильность и непредсказуемость поведения детей.
  • Принцип «здесь и теперь»: работа с «живым содержанием» (с ситуациями из реальной жизни детей, в том числе возникающими непосредственно на занятиях).

Программа рассчитана на детей 11-12 лет и состоит из занятий, которые проводятся 1раз в неделю (34 часа). Продолжительность занятия  45 минут.

Занятие состоит из нескольких «традиционных» частей:

Вводная часть. Цель – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.

Основная (рабочая) часть. Основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят: этюды, упражнения, игры, направленные на развитие, коррекцию социально-личностной и частично познавательной сфер ребёнка.

Заключительная часть. Основная цель – закрепление положительных эмоций от работы и обсуждение основных моментов занятия.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. В основном используются следующие методы и приёмы:

- игры  (коммуникативные, имитационные, ролевые и др.)

- психогимнастика

- рисуночные методы

- техники и приёмы саморегуляции

- элементы сказкотерапии

- беседы и др.

В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Приветствие и прощание носят ритуальный характер. Чаще всего во время занятий дети сидят в кругу. Форма круга создаёт ощущение целостности, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

Занятия помогают восстановить позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром. Ребёнок учится жить в ладу с собой и окружающим миром, важно принимать его таким, какой он есть, учитывать добровольное желание в выполнении игр и упражнений.  

Структура занятий

  1. создание и обсуждение проблемной ситуации.
  2. Доверительная беседа с детьми на волнующие темы.
  3. Рисование своих проблем (снятие напряжения, диагностика детских тревог).
  4. Обучение навыкам самопомощи в напряженных ситуациях, формирование волевой регуляции поведения: подвижные игры, релаксационные упражнения, активные действия.

Содержание занятий носит вариативный характер и может быть изменено в зависимости от конкретных проблем детей.

Планируемые результаты освоения программы  

Личностные УУД:

  • выработка самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности;
  • развитие учебной мотивации;
  • развитие личностной сферы;
  • развитие навыков самостоятельности.

Регулятивные УУД:  

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;  
  • овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;  
  • научиться контролировать собственное агрессивное поведение;  
  • осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;  
  • учиться прогнозировать последствия собственных поступков.  

Познавательные УУД:  

  • учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;  
  • планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности;  
  • адекватно воспринимать оценки учителей;  
  • уметь распознавать чувства других людей;  
  • обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;  
  • уметь формулировать собственные проблемы.  

Коммуникативные УУД:  

  • учиться строить взаимоотношения с окружающими;  
  • учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;  
  • учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;  
  •  учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;  
  • формулировать свое собственное мнение и позицию;  
  • учиться толерантному отношению к другому человеку.  

Формой изучения образовательных результатов курса может выступать промежуточное (в конце 1 полугодия) или итоговое (в конце учебного года) тестирование уровня мотивации учения обучающихся и уровня сформированности УУД.

Содержание программы

Раздел 1. Введение в психологию 

Введение в психологию. Я – пятиклассник.

Обсуждение правил работы на занятиях. Что такое психология.  Зачем человеку занятия психологией. Я – пятиклассник. Игра «Ассоциация».  

Раздел 2.  Я учусь учиться.

Ведущие системы восприятия информации. Использование знаний о ведущих системах восприятия информации в школе и дома. Создание положительной мотивации к занятиям. Отметки и оценки. Планы в нашей жизни. Правила подготовки домашних заданий. Требования к устным ответам учащихся. Восприятие окружающего мира.

Раздел 3. Я – это Я.

Способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки. Определение своих способностей и возможностей, осознание своей нужности другим людям. Знакомство с понятием «толерантность», зачем это качество необходимо человеку.

Раздел 4. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства.

Понятие «Чувства», «Эмоции», «Мимика». Способы адекватного самовыражения чувств. Способствовать рефлексии эмоциональных состояний. Способствовать адекватному самовыражению. Анализировать состояние  в школе и дома.

Раздел 5. Я и мой внутренний мир

        Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека, развивать ответственность человека за свои чувства и мысли и поступки.

 

Раздел 6. Я и ты.

Понятия «друг», «знакомый». Качества, которыми должен обладать друг.  Обсудить что такое одиночество и дружба, необходимо ли человеку общение с людьми. Правила эффективного общения.

Раздел 7. Мы начинаем меняться

        Обсудить изменения, которые происходят у подростков, чем они могут помочь себе. Как изменился класс Мотивировка к позитивному самоизменению.

Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

   Раздел 1. Введение в мир психологии.

Здравствуй 5 класс.

1

Диагностика УУД

1

   Раздел  2. Я учусь учиться.

Как мы воспринимаем информацию.

1

Как использовать наши сильные и слабые стороны.

1

Мое здоровье. Мой режим дня. Искусство отдыхать.

1

За что ставится отметка.

1

Как правильно выполнять домашнее задание.

1

   Раздел 3. Я – это я.

Кто я, какой я?

1

Я – могу.

1

Определение самооценки.

1

   Раздел 4. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства

Чувства бывают разные.

1

Имею ли я право сердиться и обижаться? Или что такое толерантность?

1

Определение уровня тревожности.

1

Любой внутренний мир ценен и уникален.

Определение по тесту «Чувства в школе».

1

   Раздел 5. Я и мой внутренний мир

Каждый видит мир и чувствует по-своему.

1

Любой внутренний мир ценен и уникален

1

Трудные ситуации могут научить меня.

2

В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется.

2

   Раздел 6. Я и ты.

Я и мои друзья.

1

У меня есть друг.

2

Я и мои  «колючки».

1

Что такое одиночество?

1

Я не одинок в этом мире.

1

Игра «Необитаемый остров».

1

   Раздел 7. Мы начинаем меняться

Нужно ли человеку меняться?

2

Самое важное – захотеть меняться.

2

Диагностика УУД

2

Игра «Пристанище моей души».

Заключительное  занятие.

1

Литература, электронные ресурсы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Пособие для студентов /  Г.М.Андреева. - М., 2001.
  2. Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию / Э.Аронсон. – М., 1998.
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Э.Берн. - М.: Современный литератор, 2006.
  4. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком / А.А.Бодалев. - М., 1992.
  5. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В.Вачков. - М., 2001г.
  6. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П.    Основы конструктивного общения. / Т.Г. Григорьева,  Л.В. Линская,  Т.П. Усольцева. - Новосибирск, 1997 г.
  7. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б.Добрович. - М., 1887.
  8. Журнал «Школьный психолог» выпускаемый издательским домом "Первое сентября", режим доступа: http://psy.1september.ru/ 
  9. Журнал «Психология», режим доступа: http://www.psychology.su/
  10. Козлов    Н.И. Лучшие    психологические    игры    и    упражнения / Н.И.Козлов.-Екатеринбург,1997 г.
  11. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л.Коломинский. – Минск, 2000.
  12. Кон И.С. Дружба / И.С.Кон. – М., 1980.
  13. Кроль Л.М. Человек-оркестр: микроструктура общения / Л.М.Кроль, Е.Л.Михайлова. - М., 1993.
  14. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н.Куницына, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша. - СПб., 2001.
  15. Микляева А.В. Я – подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии / А.В. Микляева. – СПб.: Речь, 2003 г.
  16. Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии / А.В. Микляева. – СПб.: Речь, 2003г.
  17. Микляева А.В. Я – подросток. Я среди других людей. Программа уроков психологии / А.В. Микляева. – СПб.: Речь, 2003 г.
  18. Пономаренко П.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников / П.П. Пономаренко, Р.В. Белоусова.- М.: Гуманит. изд.центр «Владос»,2001 г.
  19. ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал, режим доступа: http://www.proshkolu.ru
  20. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В.Дубровиной.- Екатеринбург: «Деловая книга», 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по технологии 5-8 класс (ФГОС ООО), адаптированные программы для детей с ОВЗ

Представленные программы без календарно-тематического планирования....

Адаптированная программа для детей с ОВЗ 9 класс

Адаптированная программа для детей с ОВЗ...

Адаптированная программа для детей с ОВЗ с НОДА Коррекционные занятия 2 класс.

За последнее десятилетие научные представления об особенностях развития детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата (НОДА) расширились и уточнились. Выявление и накопление новых фактов с...

Адаптированная программа для детей с ОВЗ с умеренной степенью УО 4 класс.

Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личн...

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА для детей с ОВЗ (вариант 7.2) по предмету «МАТЕМАТИКА» 5 класс

Рабочая адаптированная программа для детей с ОВЗ (вариант 7.2) по предмету "Математика" 5 класс автор Петерсон Л. Г....

Рабочая адаптированная программа по физической культуре 5 класс для детей с ОВЗ

Рабочая программа по учебному курсу адаптированная «Физическая культура» для 5 класса разработана в соответствии:- с авторской программой «Комплексная программа физического воспитани...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 8 класса по адаптированной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение интеллекта.

Рабочая программа учебного предмета  "Биология" для 8 класса по адаптированной пограмме для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение интеллекта....